Научная статья на тему 'Современное состояние отечественной цементной промышленности и проблемы повышения ее конкурентоспособности'

Современное состояние отечественной цементной промышленности и проблемы повышения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1414
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕМЕНТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / SWOT-АНАЛИЗ / ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витт О.С.

В статье рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособности отечественной цементной промышленности. Выполнена оценка финансовой устойчивости предприятий цементной промышленности Краснодарского края. Проведен анализ конкурентных преимуществ цементной отрасли, который показывает существенный потенциал для конкурентного развития. Сделан SWOT-анализ отечественной цементной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Витт О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние отечественной цементной промышленности и проблемы повышения ее конкурентоспособности»

УДК 332.122

современное состояние отечественной цементной промышленности и проблемы повышения ее конкурентоспособности

О. с. ВИТТ,

аспирант кафедры финансов и кредита на морском транспорте E-mail: oksana-vitt@rambler.ru Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

В статье рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособности отечественной цементной промышленности. Выполнена оценка финансовой устойчивости предприятий цементной промышленности Краснодарского края. Проведен анализ конкурентных преимуществ цементной отрасли, который показывает существенный потенциал для конкурентного развития. Сделан SWOT-анализ отечественной цементной промышленности.

Ключевые слова: цементная промышленность, финансовая устойчивость, конкурентоспособность, инвестиции, SWOT-анализ, детерминанты конкурентоспособности, конкуренция.

Цементная промышленность является базовой отраслью в комплексе отраслей, производящих строительные материалы. Особенность цементной промышленности заключается в том, что она в основном сконцентрирована на внутреннем рынке и по причине неудобства транспортировки цемента чаще всего сильно локализована.

В России насчитывается 51 цементный завод. Больше всего предприятий по производству цемента размещено в Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах. По уровню мощности предприятий лидируют Центральный и Южный федеральные округа.

Южный федеральный округ представлен цементными заводами, которые расположены в Краснодарском крае, в г. Новороссийске: цементные заводы ОАО «Новоросцемент» и цементные заводы группы компаний «Интеко». ОАО «Ново-

росцемент» включает в себя три цементных завода: завод «Пролетарий», завод «Первомайский», завод «Октябрь». Группа компаний «Интеко» располагает двумя цементными заводами: ОАО «Верхнебаканс-кий цементный завод» и ООО «Атакайцемент».

По данным балансов предприятий ОАО «Ново-росцемент» и ОАО «Верхнебаканский цементный завод» автором выполнена оценка их финансовой устойчивости за 2009 г. Сущность использованной методики заключается в классификации предприятий по уровню риска, т. е. любое анализируемое предприятие может быть отнесено к определенному классу в зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости. Согласно этой классификации к первому классу финансовой устойчивости относятся предприятия, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенным в возврате кредитов, выполнении других обязательств в соответствии с договорами. Предприятия второго класса имеют некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам. Предприятия третьего класса финансовой устойчивости рассматриваются как проблемные, когда выполнение обязательств представляется сомнительным. Для предприятий четвертого класса характерен риск при взаимоотношениях с ними. Неплатежеспособные предприятия отнесены к пятому классу. Критерии оценки показателей устойчивости предприятия приведены в работе [2].

Исходя из данных баланса предприятия рассчитываются с учетом рейтинга следующие финансовые коэффициенты: коэффициент абсолютной ликвидности (К^, коэффициент критической оценки (К2), коэффициент текущей ликвидности (К3), коэффициент финансовой независимости (К4), коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (К5), коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат (К6). Затем по сумме баллов производится группировка на классы финансовой устойчивости: при сумме баллов от 100 до 94 — первый класс финансовой устойчивости; от 93 до 65 — второй; от 64 до 52 — третий; от 51 до 21 — четвертый и от 20 до 0 — пятый.

Показатели финансового состояния анализируемых предприятий за 2009 г. приведены в табл. 1. Оценка финансовой устойчивости анализируемых предприятий дополняет их хозяйственную деятельность. При этом ОАО «Новоросцемент» имеет на начало 2009 г. четвертый класс устойчивости, а на конец 2009 г. — второй. ОАО «Верхнебаканский цементный завод» соответственно — третий и третий классы. Таким образом, анализируемые предприятия нуждаются в финансовом оздоровлении.

Цементная отрасль Краснодарского края имеет весьма большое значение для всей России. На край приходится ежегодно около 6—8 % (в 2009 г. данный показатель составил 10 %) российского производс-

тва цемента [6]. Рост производства прежде всего связан с развитием строительства на олимпийских объектах в Сочи, а также с реализацией федеральной целевой программы «Жилище» и нацпроекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Доля импортного цемента при строительстве олимпийских объектов в Сочи была весьма значительна в 2008 г., и в основном это был турецкий цемент. В 2008 г. решающую роль сыграла отмена импортных пошлин на ввоз цемента в Россию. В условиях экономического кризиса импорт цемента в Россию существенно снизился. Причинами тому стали: падение спроса на цемент, вызванное кризисом в строительной отрасли; введение таможенной пошлины на ввоз цемента в Россию с целью поддержки отечественных производителей, что также повлияло на снижение поставок импортного цемента

В связи с мировым экономическим кризисом производство цемента несколько снизилось и в России. Всего за 2009 г. сокращение выпуска цемента, к примеру, по Краснодарскому краю составило около 3 % (тогда как в среднем по России — 17 %) [6]. При этом необходимо отметить, что в отличие от показателей в целом по России объемы производства цемента в кризисные 2008—2009 гг. были выше показателя 2007 г. на 11 % [6].

Успешное функционирование цементных заводов обусловлено детерминантами, которые

Таблица 1

Показатели финансового состояния предприятий

Наименование предприятия Показатели финансового состояния Начало 2009 г. Конец 2009 г.

Значение показателя Оценка показателя, балл Значение показателя Оценка показателя, балл

ОАО «Новоросцемент» К1 0,67 20 1,3 20

К2 0,9 0 2,3 18

К3 1,6 12 4,7 18

К4 0,6 16,2 0,5 16,2

К5 0,08 0 -0,7 0

К6 0,3 0 -1,5 0

Сумма баллов 48,2 72,2

Класс финансовой устойчивости 4 2

ОАО «Верхнебаканский цементный завод» К1 4,37 20 4,22 20

К2 4,66 18 4,94 18

К3 7,37 18 7,97 18

К4 0,077 0 0,08 0

К5 -0,029 0 -0,104 0

К6 -0,08 0 -0,461 0

Сумма баллов 56 56

Класс финансовой устойчивости 3 3

определяют конкурентоспособность предприятия. Несмотря на то, что исследованию конкуренции и конкурентоспособности посвящены многие работы, анализ механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятий в полной мере не изучен. Наиболее известные в России научные труды связаны с именами таких авторов, как Ж. Ж. Ламбен, М. Портер, Г. Минцберг, К. Эндрюс, А. Чандлер, Г. Стейнер. Основной вклад в формирование понятия конкурентоспособности внес М. Портер. Его самые известные модели — «пять сил конкуренции» и «цепочки ценностей» — известны во всем мире. Опираясь на эти базовые модели, М. Портер выполнил анализ детерминант конкуренции и воздействующих на нее глобальных сил. В отечественных исследованиях, посвященных конкурентоспособности, можно встретить следующие определения: Т. А. Гайдаенко определяет конкурентоспособность предприятия как комплексное понятие, дающее относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [1]. Р. А. Фатхутдинов дает определение конкурентоспособности организаций как способность производить конкурентный товар или услугу [5].

Проведенный автором анализ конкурентных преимуществ цементной промышленности Краснодарского края показывает не только существующую ситуацию в крае, но также указывает направление будущего развития цементной отрасли. Согласно теории М. Портера, развитие конкурентоспособности цементной промышленности Краснодарского края осуществляется по четырем стадиям:

• конкуренция на основе факторов производства;

• конкуренция на основе инвестиций;

• конкуренция на основе нововведений (инноваций);

• конкуренция на основе богатства [3, 4]. Конкурентное преимущество цементной отрасли

Краснодарского края обеспечивается:

• на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства цемента, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одной детерминантой);

• на второй стадии — на основе инвестирования в технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

• на третьей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных про-

50 -

цессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

• на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью. Детерминанты конкурентоспособности цементной промышленности приведены в табл. 2.

Условия спроса объясняются высокими темпами роста валового регионального продукта, а также внутренним платежеспособным спросом. Например, среднедушевые денежные доходы населения в крае — одни из самых высоких по Южному федеральному округу. Позиции в «ромбе» обладают свойством взаимного усиления: они составляют систему. Два элемента — внутренняя конкуренция и факторные условия — особенно сильны в превращении «ромба» в единую систему: внутренняя конкуренция в связи с тем, что она стимулирует совершенствование по всем остальным ключевым позициям, а факторные условия — по причине усиления взаимодействия элементов «ромба». Преимущества Краснодарского края, описываемые моделью Портера, а также благоприятная текущая ситуация в крае говорят о том, что Краснодарский край имеет существенный потенциал для перехода к третьей, инновационной стадии конкурентного развития цементной промышленности.

Но, несмотря на положительные тенденции развития цементной промышленности, есть проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятий цементной промышленности как в России, так и в Краснодарском крае. Характерные проблемы для отечественной цементной промышленности:

• востребованное количество цемента составляет не более половины мощности всех действующих заводов;

Таблица 2

Модель «ромба» конкурентных преимуществ цементной промышленности Краснодарского края

Степень использования детерминант Стадии развития

Фактор производства Инвестиции Нововведения Богатство

Факторные условия + + +++ +

Стратегии, структура и конкуренция предприятий +++ +++ +

Условия спроса - +++ +++ +

Родственные и поддерживающие отрасли +++

Примечание. Принятые обозначения: «—» — детерминанты не используются; «+» — детерминанты используются частично; «+++» — детерминанты используются полностью.

• себестоимость цемента высока из-за повышенного расхода топлива при мокром способе производства;

• стабильность качества цемента низкая;

• конкуренция за потребителя со стороны зарубежных производителей цемента;

• неопределенность перспективы востребованности цемента;

• отсутствие терминалов, позволяющих экспортировать цемент.

Залог экономической устойчивости предприятий цементной промышленности - это их конкурентоспособность.

Важный показатель конкурентоспособности предприятия на внутреннем рынке и необходимое условие для сбыта продукции на внешнем рынке - это эффективно работающая система качества. Поэтому большинство предприятий сегодня больше внимания уделяют качеству выпускаемой продукции. Важное внимание уделяется вопросу транспортировки и хранения цемента. Потери цемента при неправильной перевозке значительно превышают нормативные. Нельзя допускать доставку цемента в вагонах навалом, разгружать его вручную, хранить навалом под навесами и в сараях, перевозить и многократно переваливать с одного вида транспорта на другой. В последнем случае можно избежать потерь, если доставлять не цемент, а цементный клинкер, качество которого не теряется при транспортировании и хранении, и на нужном месте его можно помолоть и получить свежий цемент высокой активности. Перевозка цемента должна осуществляться в специализированных транспортных средствах. При транспортировании в цементовозах потери цемента при погрузочно-разгрузочных работах в среднем в 10 раз меньше, чем в крытых вагонах, в 40 раз меньше, чем в открытом подвижном составе.

Важным компонентом конкурентоспособности предприятий цементной промышленности служат работы по формированию имиджа предприятий для обеспечения узнаваемости продукции и торговой марки, образа, формирование ассоциаций для дальнейшего успешного позиционирования на рынке. В настоящее время существует совершенная незащищенность российского рынка от продукции западных стран, которая по своим характеристикам пока превосходит отечественную продукцию и, как следствие, на данный момент более конкурентоспособна. Формулирование стратегии предприятия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи нового оборудования, технологий и технологического уровня,

квалификации управленческого персонала и специалистов по отношению к конкурентам. Этот процесс включает в себя детальный, всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Руководители предприятий цементной промышленности, желающие достичь серьезных результатов в своей хозяйственно-экономической деятельности, должны осуществлять стратегическое планирование развития предприятий, преследуя следующие цели:

• эффективное распределение и использование ресурсов, («внутренняя стратегия»);

• адаптация к внешней среде;

• формирование имиджа предприятия для обеспечения узнаваемости продукции и торговой марки.

Повышение конкурентоспособности продукции российской промышленности возможно на основе технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства. При этом определенный резерв заложен в применении новых схем управления производством, использовании маркетинговых инструментов для продвижения продукции.

В свою очередь, повышение уровня технологической дисциплины производства позволит при малых затратах получить хорошие результаты. Суть состоит в том, что на базе новых средств контроля, имеющихся сегодня, можно существенно улучшить организацию управления добычей сырьевых материалов в карьерах, наладить контроль и стабилизировать минералогический и химический составы сырьевой смеси, стабилизировать качество помола сырьевой смеси, обжигаемого сырьевого материала и цемента, что позволит в конечном итоге оптимизировать количество вводимого цемента в бетон.

Низкий уровень использования техногенных отходов в качестве активных минеральных добавок и вторичного топлива не позволяет достигнуть существенного снижения себестоимости цемента. Использование техногенных отходов в качестве сырьевых компонентов и топлива на одном из заводов Германии показало, что около 60 % топлива заменено альтернативными топливными материалами и более 10 % сырьевых материалов заменено альтернативными. Учитывая, что утилизация отходов оплачивается производителями отходов, цементный завод имеет положительное сальдо платежного баланса по топливу.

Кризис в конечном счете положительно скажется на развитии отрасли. Особенно актуальны эти тенденции для работающих в России цементных холдингов. В условиях высокой инвестици-

- 51

онной привлекательности цементного бизнеса в ближайшее десятилетие конкуренция на российском рынке могла бы существенно обостриться. Это возможно при условии ввода в строй большого числа новых заводов с эффективной технологией производства. Однако в настоящее время отдельные инвесторы уже начали отказываться от этих планов, поэтому структура рынка с точки зрения распределения рыночных долей в ближайшие годы вряд ли существенно изменится.

Главным элементом предприятий цементной промышленности выступают его работники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по найму и обучению. Производительность труда на предприятиях, которые эффективно используют своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда на предприятиях, не уделяющих внимания эффективности использования человеческих ресурсов.

Серьезным препятствием к расширению программ инвестирования в образование сотрудников служит несовершенство институциональной среды, в частности, недостаточно полная регламентация контрактных соглашений в законодательной базе России.

Между тем знания, умения и навыки сотрудников - это конкурентное преимущество предприятий цементной промышленности, которое позволяет ей не только развиваться, но быть эффективной и достигать запланированных результатов. Все виды обучения могут принести результат и быть востребованы внутри организации. Главное -знать, какого результата ждет предприятие от данного обучения, зачем ей это нужно и каким образом будут контролироваться полученные результаты.

Итак, в России нужно развивать собственное цементное производство, а для этого необходимо создавать условия для тех инвесторов, которые вкладывают средства в модернизацию цементного производства и строительство новых мощностей, тем более что для этого сегодня созданы все условия. В настоящее время на российском рынке цемента наметились следующие тенденции развития отрасли:

• в условиях роста цен на цемент и все обостряющегося его дефицита крупные строительные холдинги продолжают интегрировать производства стройматериалов в собственную корпоративную структуру, т. е. создают собственные цементные мощности;

• высокая рентабельность цементного производства послужила причиной того, что в цементную промышленность потянулись крупные финансовые группы.

Барьерами для развития цементной промышленности в России служат следующие факторы: износ оборудования, устаревание технологий производства цемента, низкая степень автоматизации производственного процесса. В последние годы влияние на состояние рынка стало оказывать и сокращение сырьевой базы: производители вынуждены вести борьбу за каждое месторождение. Препятствием для увеличения импорта являются проблемы транспор-тировки—железнодорожных терминалов по перевалке цемента катастрофически не хватае . Кроме того, в России пока что нет ни одного терминала, предназначенного для приема насыпного цемента с сухогрузов (есть терминал в Новороссийске, который позволяет лишь нагружать суда подобным образом).

Перспективы развития отечественной цементной промышленности представлены в виде SWOT-анализа в табл. 3.

Таблица 3

SWOT-анализ развития отечественной цементной промышленности

Показатель Характеристика показателя

Сильные стороны 1. Увеличение спроса на цемент служит сильным фактором поддержки роста предприятий цементной отрасли. 2. Низкие тарифы на ключевое сырье для производства цемента — газ и уголь — увеличивают конкурентоспособность российских предприятий и повышают рентабельность бизнеса в сравнении с мировыми конкурентами. 3. Отсутствие заменителей цемента. Низкая эластичность спроса позволяет предприятиям поднимать цены на продукцию в ответ на рост себестоимости

Слабые стороны 1. Непрозрачность предприятий цементной отрасли. 2. Хроническое недоинвестирование заводов. 3. Сильная зависимость от тарифов естественных монополий (60 % себестоимости). 4. Использование более затратного и энергоемкого мокрого способа производства цемента вместо более эффективного сухого, который практикуется в развитых странах. 5. Высокие транспортные издержки. 6. Старение основных фондов

Окончание табл. 3

Угрозы 1. Недостаточная разработка новых месторождений цементного сырья на территории России приведет к дефициту цемента в стране и к 2014 г. может достигнуть 30 млн т. 2. Низкий уровень современного оборудования на цементных заводах России (себестоимость цемента будет расти). 3. Высокая степень внешнего «давления» со стороны импортных производителей цемента. Это приведет к кризису на всем строительном рынке России

Возможности и шансы 1. Эффективность использования действующих основных производственных мощностей и создание новых, более производительных. 2. Рациональное использование природных материальных, в том числе топливосодержа-щих ресурсов. 3. Эффективное использование работающих специалистов - цементников и подготовка новых квалифицированных рабочих, инженерно-технических и исследовательских кадров. 4. Использование имеющихся научных и практических разработок отечественных академических, отраслевых и учебных учреждений по интенсификации технологического процесса на действующих цементных предприятиях России. 5. Увеличение мощности и роста производства цемента на собственных предприятиях и возможность не прибегать к значительному его импорту. 6. Повышение качества цемента. 7. Востребованность отечественного цемента. 8. Привлечение иностранных инвестиций для строительства цементных заводов

Из анализа табл. 3 видно, что возможности и шансы у цементной промышленности есть. Главной проблемой в получении инвестиций и ограничения потенциала роста служат непрозрачность производителей цемента и отсутствие кредитной истории. До сих пор ни одно предприятие не отчитывается по стандартам МСФО, что затрудняет в целом оценку цементного бизнеса.

Большинство цементных заводов в России требуют серьезного переоснащения для соответствия современным стандартам производства. Без модернизации заводы не смогут по себестоимости конкурировать с импортными производителями. Однако производителям цемента в условиях кризиса стало чрезвычайно сложно привлекать средства на модернизацию производства и строительство новых заводов. Спасти их в этой сложной ситуации может только поддержка государства.

Список литературы

1. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее анализ. М.: ТОО «ИнтелТех». 1996. С. 152.

3. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. С. 52.

4. Портер М. Конкуренция / пер с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. С. 608.

5. Фатхутдинов Р. А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 1997. № 5. С. 118.

6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.