Научная статья на тему 'Современное состояние налоговых правонарушений: понятие, ответственность и совершенствование недоработок в системе контроля'

Современное состояние налоговых правонарушений: понятие, ответственность и совершенствование недоработок в системе контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ФНС / НАЛОГИ И СБОРЫ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарварова Венера Фирдависовна

Современное экономическое состояние зависит не только от существующей законодательной системы, на основании которого функционируют множество государственных органов, но и от того, на сколько своевременно и в полном ли размере, пополняется бюджет Российской Федерации, формируемый, в частности, за счёт налогов и сборов. Аналитическая работа, позволяющая изучить результаты работы Федеральной налоговой службы, одно из полномочий, которой является налоговый контроль, позволяет сделать вывод об эффективности вводимых усовершенствований налогового законодательства и других нововведений. Необходимость и целесообразность такого исследования, представлена в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние налоговых правонарушений: понятие, ответственность и совершенствование недоработок в системе контроля»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

перспективные места для стажировки, развивать культурные и научные проекты, которые будут интересны молодежи, обеспечивать занятость молодежи, после окончания ВУЗа, а так же ввести экономическую мотивацию в процессе обучения.

Правильная молодежная политика может достичь закрепления молодежи в регионе, таким примером может служить обеспечение рабочими местами с условием гибкого графика для получения возможности совмещения работы и образовательных программ.

Еще одним способом формирования миграционного прироста является привлечение высококвалифицированных мигрантов из других субъектов РФ. Они должны занять те ниши рынка труда, которые используются неэффективно. Также возможно развитие временной трудовой миграции иностранных граждан, исходя из потребностей экономики региона.

Таким образом, миграционные процессы Ульяновской области требуют острого вмешательства со стороны органов власти. Происходящий отток населения пагубно сказывается на социально-экономическом развитии региона. Первостепенной задачей миграционной политики должно являться создание положительного миграционного прироста населения, особенно в сельской местности, посредствам повышения привлекательности региона для молодежи и высококвалифицированных мигрантов, также создание такого распределения мигрантов в официальном секторе экономики, которое позволит достичь и сохранить эффективный рынок труда.

Список использованной литературы:

1. Каймакова М.В. Региональные проблемы развития социальной сферы села. Евразийский международный научно-аналитический журнал № 2 (22) 2007. с.356-360.

2. Каймакова М. Ежемесячный практический журнал. Социально-демографические проблемы сельских муниципальных образований. Москва. Экономист. № 5, 2007 г. стр. 62.

3. Борисова М.В. Социально-экономическое развитие региона: проблемы и тенденции/ М.В.Борисова . -Ульяновск: УлГТУ,2011. -78 с.

4. Каймакова М.В. Экономический механизм развития сельской социальной инфраструктуры региона. М.В. Каймакова. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. -206с.

5. Рыбкина М.В., Ананьева Н.А.. Занятостиь трудовых мигрантов на современном этапе ( на примере Чувашской республики// Вестник университета ГУУ. 2015. -№ 15. с.70-73.

6. Абрамова Д.А. Образовательная миграция молодежи как фактор риска в развитии региона. Режим доступа: http://www.ulstu.ru/main?cmd=file&obj ect=12069.

7. Официальный сайт УФМС России по Ульяновской области. Режим доступа: http://www.fms.region73.ru.

© Рыбкина М.В., Коробова Е.А., 2015

УДК 336

Сарварова Венера Фирдависовна,

студент 4- го курса, Экономика предприятий и организаций, г. Оренбург, Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия

E-mail: sar_venera@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕДОРАБОТОК В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ

Аннотация

Современное экономическое состояние зависит не только от существующей законодательной системы, на основании которого функционируют множество государственных органов, но и от того, на сколько

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

своевременно и в полном ли размере, пополняется бюджет Российской Федерации, формируемый, в частности, за счёт налогов и сборов. Аналитическая работа, позволяющая изучить результаты работы Федеральной налоговой службы, одно из полномочий, которой является налоговый контроль, позволяет сделать вывод об эффективности вводимых усовершенствований налогового законодательства и других нововведений. Необходимость и целесообразность такого исследования, представлена в данной статье.

Ключевые слова

Налоговый контроль, налоговые правонарушения, налоговый кодекс, ФНС, налоги и сборы, задолженность

по налогам, налоговые поступления в бюджет.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое в НК РФ установлена ответственность [1].

Налоговый кодекс определяет лиц, которые являясь налогоплательщиками, могут стать теми, кто совершает налоговые правонарушения, в соответствие, с чем несут ответственность. Таких лиц определяет статья 107 НК РФ - организации и физические лица, последние же привлекаются к ответственности с шестнадцатилетнего возраста [1].

Как известно, существует такой орган как Федеральная налоговая служба, который и осуществляет контроль за тем, чтобы не были нарушены основы налогового законодательства, а также, чтобы число добросовестных налогоплательщиков было как можно большим. Это позволило бы увеличить сумму установленных налоговых поступлений в бюджет страны. Но работа данного органа заключается не только в этом. Важно совершенствовать и свою деятельность, выполняя своевременный контроль.

Так, если учесть тот факт, что ранее в период с 2004 по 2008 год число налоговых правонарушений было прогрессивно растущим. В связи с чем, и число недобросовестных налогоплательщиков, привлекаемых к ответственности за этот же период, возрастало.

В последующие годы, это способствовало тому, что сами цифры, как показатели налоговых правонарушений с каждым годом увеличивались, в том числе, благодаря тому, что эти цифры включают в себя не только чистые показатели 2011 года, но и незавершённые дела 2010 года.

К примеру, в указанной статье Никифорова А.В. представлены такие показатели, как 7132 налоговых преступлений в 2010 году и 5012 - в 2011г., то есть снижено их число почти на 45% [2, с.7].

Такое снижение связано, в частности, с тем, что в указанный период «наметилась тенденция по гуманизации налогового законодательства в сфере экономики и модернизации уголовной политики в области налогообложения» [2, с.7]. В идее модернизации наиболее существенным стало принятие Федерального закона №383 от 29.12.2009г. Данный закон в 6 раз увеличивал пороги крупных сумм налогов и отмечал случаи, при которых налогоплательщики освобождались от уголовной ответственности. Определяющим в 383 - ФЗ стали статьи, которые отмечали то, чтобы направить материалы из налоговых органов в правоохранительные органы, должны быть основания и факты, подтверждающие вину лица в свершении данного налогового преступления.

Согласно НК РФ, для того, чтобы та или иная организация или лицо, могли быть привлечены к ответственности за совершение налогового правонарушения, должны быть конкретные основания, подтверждающие данный факт. В этом случае, НК РФ предусматривает в статье 108 условия привлечения к отв етств енности:

• «Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ».

• «Никто не может быть привлечён повторно за одно и то же налоговое правонарушение» и т.д.

Кроме того, этой же статьей указывается, что лицо считается невиновным до тех пор, пока не будет

доказана его вина, причем лицо не обязано доказывать свою невиновность, этим будет заниматься уполномоченный на то налоговый орган (ст. 109 НК РФ) [1].

Поэтому, после того, как было несколько усовершенствовано налоговое законодательство, число налоговых правонарушений и самих недобросовестных налогоплательщиков, уменьшилось.

Так, после внесения 17 сентября 2011 года Президентом РФ Д. Медведевым, законопроекта, который позднее становится ФЗ №407 «О внесении изменений в статьи 140 и 141 УПК РФ», показатели по налоговым правонарушениям стали следующими (Таблица 1) [2, с.8].

Таблица 1

Налоговые правонарушения в 2009 и 2010 гг.

Год 2009 2010

Направлено дел в правоохранительные органы 13859 8544

Возбуждено уголовных дел 1676 1038

Источник: на основании [2]

Согласно представленной таблице 1, данные которой взяты из статьи Никифорова А.В., общее число правонарушений за 2010 год уменьшилось на 5315 по сравнению с 2009 годом. Число же возбужденных уголовных дел, в 2009 и 2010 гг. меньше по сравнению с числом правонарушений, направленных в правоохранительные органы, почти в 8,5 раз. Это говорит о том, что благодаря усовершенствованному налоговому законодательству, существует действительно, эффективная деятельность налоговых органов, борющихся, именно, со злостными неплательщиками налогов.

На сегодняшний день, тенденция небольшого, почти, стабильного числа нарушений по налогам, сохраняется, исходя из чего, отмечается увеличение поступлений налогов. Но даже в этом случае, имеют место задолженности перед бюджетом у налогоплательщиков, не выполняющих отчисления в установленные сроки. Приведём из данных сайта Федеральной налоговой службы, число задолженностей (Таблица 2) [8].

Таблица 2

Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации в период за 1 февраля - 1 октября 2014 года, тыс. руб.

Месяц Всего Региональным налогам и сборам Местным налогам и сборам

февраль 790 733 491 83 398 477 33 575 816

март 798 323 016 88 880 401 34 208 326

апрель 822 781 877 91 743 166 34 936 670

май 816 584 856 87 872 004 36 493 748

июнь 799 916 719 93 732 102 38 299 483

июль 773 463 302 100 086 680 39 957 726

август 795 289 786 95 849 632 42 773 567

сентябрь 796 150 970 91 710 148 47 551 928

октябрь 739 379 603 94 018 774 43 166 132

Из таблицы видно, что в месяцы после окончания отчётного года, с февраля по май, число общих недоимок налогов в бюджет увеличивается. В последующие же месяцы, незначительно, но уменьшаются. Также, возможно представить показатели недоимок налогов в бюджет в виде рисунка 1 [8].

120 000 000 100 000 000 80 000 000 60 000 000 40 000 000 20 000 000 0

региональным налогам и сборам

местным налогам и сборам

налогам со специальным налоговым режимом

Рисунок 1 - Задолженность по региональным, местным налогам и налогам со специальным налоговым режимом в бюджетную систему Российской Федерации в период за 1 февраля - 1 октября 2014 года, тыс. руб.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Из рисунка 1, можно заметить, что самая большая сумма недоимки налога, по региону, была отмечена в июле 2014 года, минимальная - в феврале того же года.

Местные же налоги в большем объёме недоимки отмечены в сентябре 2014 года, а наименьшая сумма недоимок - в первые три начальных месяца 2014 года: в феврале - 33 575 816 тыс. руб., в марте - 34 208 326 тыс. руб., в апреле - 34 936 670 тыс. руб., но даже из трёх указанных месяцев заметно возрастает задолженность по рассматриваемым налогам и сборам. По последнему виду налогов, в данном графике, максимальная сумма задолженности, как по региональным налогам, отмечена в июле 2014 года, минимальная - в марте, разность которых составила - 1 162 122 тыс. руб.

На основании уже изученных показателей, рассмотреть то, как происходит процесс увеличения задолженности перед бюджетной системой, за те же месяцы 2014 года можно с помощью рисунка 2 [8].

Средний показатель темпа роста за 1 февраля - 1 октября 2014 года, тыс. руб.

7000000 6419236 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000

1000000 0

-1000000 -2000000

А

012171,75

4327687

ср. темп роста.

1285710,125 1327537,125

:ЬП==тд

198789,5

f_ / / S 7

■V

-119262,375

17

-1765755,625 -1747523,625

Рисунок 2 - Средний показатель темпа роста в период 1 февраля - 1 октября 2014 года

На рисунке 2, заметны, в первую очередь, два отрицательных значения, определяющие в эти месяцы число не возрастающих задолженностей, а наоборот убывающих, поэтому, сами эти значения являются положительными для бюджетной системы РФ.

Для более верного представления о недоимках налогов в бюджет, целесообразно отобразить график общего числа недоимок за три последних года (Рисунок 3) [8].

Задолженность по налогам в бюджетную систему РФ за 2011-2013гг.

800 000 000 750 000 000 700 000 000 650 000 000 600 000 000

770 308 170

728 164 8 1 52 52 1 р

675 308 327 Всего

2011

2012

2013

Рисунок 3 - Задолженность по налогам в бюджетную систему РФ за 2011-2013 гг., тыс. руб.

По данному рисунку, заметен незначительный, но всё же, рост задолженности. Но для того, чтобы не было сформировано отрицательного представления о том, что эффективность налоговых органов,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

действительно, в последнее время стала заметной, приведём в пример показатели, которые отражали бы начисленную сумму налогов и, непосредственно, полученную бюджетом РФ (Рисунок 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 000 000 000 Г 10 952 640 696

9 733 597 392

10 000 000 000 8 000 000 000 6 000 000 000 4 000 000 000 2 000 000 000 0

11 322 649 585

I Начислено к уплате в текущем году

■ Поступило платежей в консолидированный бюджет Российс-кой Федерации, всего

2011

2012

2013

Рисунок 4 - Общая сумма поступлений налогов в бюджетную систему РФ за 2011 - 2013 гг., тыс. руб.

Указанный рисунок позволяет увидеть положительную тенденцию в отношении поступающих в бюджет налогов, даже в большем размере, чем сумма их начислений, что связано с повышением возвращаемых сумм налогов, которые в предыдущие периоды были недоимками.

С одной стороны, вносимые изменения, как видно, на практике дают положительный результат, но согласно статье Макевниной Д.Ю. и Филлиповой Н.А. «Законодательство о налоговых правонарушениях: недостатки и направления реформирования», такие изменения в законодательстве, являясь противоречивыми, порождают их последующие изменения. Ведь, если есть цель внесения изменений в законодательство, то целью, также, должно быть и внесения ясности, четкости и определённости налогоплательщиков. А из-за отсутствия, столь необходимой, определённости, налогоплательщики, за счёт имеющихся пробелов, находят способы нарушить закон, опираясь на его несовершенство [3, с.562].

К примеру, статья 110 НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности [1]. Но, несмотря на наличие данной статьи, в налоговом кодексе никак не предусматривается применять ту или иную ответственность, которая зависела бы от того, совершено ли правонарушение умышленно или по - неосторожности. Хотя, с другой стороны, и как указано в статье Макевниной Д.Ю. и Филлиповой Н.А., уменьшить сумму административного штрафа предполагается за правонарушение, совершенное по - неосторожности, в статье 112 НК РФ [3, с.564].

В этой же статье, говорится ещё о нескольких проблемах налогового законодательства, которые возможно решить только совершенствуя статьи налогового кодекса так, чтобы он был, по - настоящему действенным, а эффективная работа налоговых органов, за счёт чего, смогла осуществлять меньшие затраты, скажем, на поиск недобросовестных налогоплательщиков в лице фирм - однодневок, стремящихся уклониться от уплаты установленных сумм налогов [3, с.564].

Кроме уже рассмотренных несовершенств налогового законодательства, имеется некая неопределённость и по статье 113 НК РФ, где фигурирует такое понятие как «истечение срока давности».

Основная мысль данной статьи и заключённого в него понятия «истечение срока давности», заключается в том, что ответственность в данном случае не может быть понесена налогоплательщиком, совершившим налоговое правонарушение, так как после момента его совершения прошло три года. Но исключениями являются статьи 120 и 122 НК РФ, в отношении этих статей данное понятие не применяется [1].

Кроме того, течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено, если в момент совершения выездной налоговой проверки, лицо препятствовало его проведению [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Неопределённость в отношении данной статьи, рассмотрена в научной статье «Срок давности налогового правонарушения», автором которой является Софья Черных эксперт ООО «ЦЭИНФ». Она заключается в следующем, как известно, срок давности, с одной стороны, позволяет налогоплательщику освободиться от ответственности по уплате установлённых сумм налогов, а с другой является отягчающим обстоятельством. Так, к примеру, представители налоговой инспекции, как и судьи, придерживаются того, что «срок давности следует отсчитывать с момента, когда налогоплательщиком была подана налоговая декларация с нарушением установленного срока её представления». А представители ВАС установили, «что срок давности начинает течь со следующего дня после окончания налогового периода, в котором установлен срок на исполнение обязанности по уплате налога» [4, с.57].

В силу данных обстоятельств, в последнее время, руководство Федеральной налоговой службы всё чаще принимало решение о необходимости нововведений, которые позволили бы упростить работу налоговых органов по выявлению нарушений и поиску самих нарушителей.

К примеру, основные новшества известны из заседаний расширенной коллегии, где были представлены и обсуждены показатели поступлений налогов в бюджет. Что говорит о повышении эффективности работы налоговых органов в последнее время [5].

К примеру, показатели поступлений налогов в консолидированный бюджет отражены в таблице 3 [8].

Таблица 3

Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2013 - 2014 г. январь - июнь

Год 2013 2014

Всего поступлений налогов в бюджет, млрд. руб. 5 432 6 193

Поступление налогов в федеральный бюджет, млрд. руб. 2655 3160

Поступление налогов в консолидированный бюджет, млрд. руб. 2 777 3033

Долевое значение поступлений налогов в федеральный бюджет, % 0,49 0,51

Долевое значение поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ, в % 0,51 0,49

Даже без визуального представления в виде графика, из таблицы видно, что показатели поступлений налогов в бюджет в 2014 году возрастают по сравнению с 2013 годом.

Но для большего отражения результативности работы налоговых органов, которые эффективно сработали, несмотря на не лучшее положение в экономике, где не отмечается положительных финансовых результатов, на данный момент, а также, при относительном снижении проводимых налоговых проверок, рассмотрим рисунок 5 и рисунок 6 [6]. Они позволяют сравнить показатели поступлений налогов в 2013 и 2014 годах.

Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2013

г. январь -июнь.

2777 млрд. руб. 1 долевое жэтент

поступлений налогов в федеральный бюджет, %

49

долевое значение поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ, в %

Всего поступило: 5 432 млрд. руб.

Рисунок 5 - Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2013 г. январь - июнь

Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2014 г. январь - июнь

49 | 1 долевое значений ^ поступлений налогов в федеральный бюджет, %

3033 млрд. руб. 3160млрд. руб. долевое значение

поступлений налогов в консолидированный

Всего поступило: 6 193 млрд. руб. бюджет Рф, в %

Рисунок 6 - Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2014 г. январь - июнь

Основная же сумма поступлений в бюджет налогов обеспечена за счет таких налогов, как налог на прибыль - 113,8%, НДС -121,1%, имущественные налоги и НДФЛ - 107% [6].

Также, Мишустиным, как указано в статье сайта Федеральной налоговой службы, были отмечены некоторые положительные результаты работы службы, а также результаты нововведений, касаемо автоматизации процесса взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками [5].

Во - первых, за счёт того, что «крупнейшие налогоплательщики представляют уведомления о планируемых к уплате или возмещению суммах НДС». Это, по - настоящему, даёт возможность не только чётко запланировать и установить сумму налогов, и кроме того, учесть резкие колебания динамики налоговых доходов [5].

Отмечено в статье, было и то, что усовершенствовать процесс контроля стало возможным с помощью автоматизации контроля за рисками [5]. Заключалась она в том, что всех налогоплательщиков делили на группы риска, для того, чтобы с помощью автоматизированной системы можно было осуществлять контроль за их деятельностью, получаемых ими сумм доходов и осуществляемых ими расходов.

Благодаря такому нововведению поступления налогов в бюджет значительно возросли (Рисунок 7) [6].

Поступления налогов в бюджет январь - июнь, млрд. руб.

3200 3000 2800 2600 2400

2655

2013

Р

3160

I Поступления налогов

V

2014

Рисунок 7 - Поступления налогов в бюджет за январь - июнь 2013 и 2014 гг., млрд. руб.

Для достижения больших результатов, была разработана система «Личный кабинет», позволяющая обеспечить официальный контакт налогоплательщика с налоговыми органами [5]. А также, с помощью такого новшества налогоплательщики смогут получать важную для них информацию, в том числе, способствующую тому, чтобы сам налогоплательщик оставался в статусе добросовестного плательщика налогов, и не был должником перед бюджетом, а значит и перед государством.

Оценивая результаты всей проделанной работы налоговых органов, введенных технологических обновлений, представляющих возможность в короткие сроки осуществлять оповещения налогоплательщиков, и чтобы те, в свою очередь, оперативно могли осуществить ответные действия, представим такую таблицу 4.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Таблица 4

Показатели оценки эффективности деятельности руководителя ФНС России по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в 2013 году.

Наименование показателя Единица измерения Целевое значение Фактическое значение

VI. Оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц

21. Предельный срок осуществления регистрации общества с ограниченной ответственностью территориальными органами ФНС России Дни 5 5

22. Доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом % 58 67,5

VII. Совершенствование налогового администрирования

23. Предельное количество человеко-часов, затрачиваемое на деятельность, связанную с уплатой налогов, предприятиями малого и среднего бизнеса Часы 200 87,381

24. Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов % 75,6 76,6

22. Доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом % 58 67,5

Источник: [7]

Ссылаясь на вышесказанное можно ещё раз отметить, что зачастую вводятся такие поправки в налоговое законодательство, которые требуют новых поправок. Чтобы этого не допускать, совершенствование всей системы налогообложения должно быть подкреплено грамотно сформулированным законодательным документом.

К примеру, в статье Макевниной Д.Ю. и Филлиповой Н.А., рассмотрено предложение в отношении увеличения срока подачи заявления в налоговый орган о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, чтобы он составлял не пять дней, а четырнадцать. Так как, короткий срок подачи заявления, приводит к формированию фирм - однодневок, то есть тех фирм, которые стремятся обойти налоговое законодательство [3, с.565].

Главным образом, касаемо совершенствования налогового законодательства, поправки должны быть действенными, чётко сформулированными и понятными для налогоплательщиков. Важным это является, потому что в результате наличие такого документа, приведёт к отлаженной работе всей налоговой системы, благодаря автоматизированному контролю. Причем, не достаточно, его просто ввести, необходимо выявлять недочёты в работе данного механизма и принимать меры по их устранению. А также, стремиться к тому, чтобы система «Личный кабинет» эффективно использовалась не только работниками налоговых органов, но и теми, кто обеспечивает ежемесячные поступления налогов в бюджетную систему РФ.

Отлаженность, чёткость и ясность помогут создать устойчивый бюджет нашей страны, благодаря снижению неграмотных и недобросовестных налогоплательщиков, у которых уже не будет возможности избежать таких издержек, как налог, являющийся составной частью стабильности государства. Всё это, по большей, мере создаст устойчивый механизм функционирования общества в целом. Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - Н23 Москва: Проспект, КноРус, - 2014 - 1024с.

2. Никифоров А.В. Уголовно - правовые риски налоговых агентов: новый порядок возбуждения уголовных дел // Налоги и налогообложение. Научно - практический журнал. - Декабрь 2013. - №12 (114). - с. 943 - 956.

3. Макевнина Д.Ю., Филиппова Н.А. Законодательство о налоговых правонарушениях: недостатки и направления реформирования// Налоги и налогообложение. Научно - практический журнал. - Август 2013. - №8(110) - с. 561 - 565.

4. Черных С. Срок давности для налогового правонарушения// Налоговый вестник Оренбургской области. -Ноябрь 2013. - №11. - с. 57-58.

5. Доклад Мишустина М.В. По итогам работы за I квартал 2014 года и основным задачам до конца года. // Сайт ФНС - http://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/4704345/.

6. Аналитическая справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июне 2014 года»// Сайт ФНС -http://www.nalog.ru/rn56/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/.

7. Показатели оценки эффективности деятельности руководителя ФНС России по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в 2013 году// Сайт ФНС -http://www.nalog.ru/rn56/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/.

8. Данные по формам статистической налоговой отчётности// Сайт ФНС -http://www.nalog.ru/rn56/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

© Сарварова В.Ф., 2015

УДК 336.1

Тарасова Ирина Александровна

аспирант НОУ ВПО «ВСИЭП», г. Иркутск, РФ E-mail: irinkasova23@mail.ru

ФИНАНСВЫЙ ЛИЗИНГ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты применения финансового лизинга в современных экономических условиях. Изучены основные функции финансового лизинга, проанализированы его преимущества по сравнению с другими формами финансирования.

Ключевые слова Финансовый лизинг, кредит, лизингополучатель, лизингодатель.

Финансовый лизинг или финансовая аренда представляют собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующую сдачу его во временное владение и пользование на определенный срок. В общем виде финансовый лизинг можно рассматривать как форму долгосрочного кредитования.

Проанализируем основные функции финансового лизинга:

• удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала - долгосрочном кредите;

• полностью удовлетворяет целевые потребности организации в заемных средствах. Использование финансового лизинга в конкретных целях обновления и расширения состава активной части операционных внеооборотных активов позволяет организации в существенной части исключить потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала - долгосрочном кредите;

• автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения. Он не требует создания в организации фонда погашения основного долга в связи с постепенностью амортизации актива, взятого в лизинг. Финансовый лизинг снижает налог на прибыль, поскольку лизинговые платежи полностью включаются в затраты и не облагаются налогом на прибыль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формой такого обеспечения кредита является сам лизингуемый актив, который в случае финансовой несостоятельности (банкротства) организации может быть реализован кредитором с целью возмещения невыплаченной части лизинговых платежей и суммы неустойки по сделке;

• обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие от банковского кредита, где обслуживание долга и возврат основной его суммы осуществляются в форме денежных платежей, финансовый лизинг предусматривает возможность таких платежей в иных формах; [5, с. 1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.