Научная статья на тему 'Современное состояние мировой индустрии биотоплива: экологические и социально-экономические проблемы'

Современное состояние мировой индустрии биотоплива: экологические и социально-экономические проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сажин В. Б., Селдинас И., Кочетов О. С., Тюрин М. П., Селдинас О.

Анализ состояния мировой индустрии биотоплива показывает, что, с одной стороны продолжается наращивание его производства, с другой – усиливается критика со стороны природоохранных организаций. Так, например, доля биодизеля в общем объеме биотоплива в ЕС составляет 80%, а на рынке дизельного топлива Евросоюза достигает 1,5%. К 2010 году доля биотоплива на транспортном рынке Европы может быть увеличена до 5, 75%, а к 2020 году — до 8 10%. Вместе с тем, вызывают сомнение экологичность этанолового производства и экономическая целесообразность отрасли: высокие госинвестиции оборачиваются повышением цен на сельхозпродукты, а также повышением риска экологического неблагополучия. В некоторых регионах уже отмечена перенасыщенность этанолового рынка, что негативно сказывается на компаниях, занятых в этой отрасли. В России индустрия биотоплива не развита в силу дистанцирования государства от участия в решении этой проблемы. Проанализированы основные факторы загрязнения окружающей среды. Рассматриваются негативные последствия исследования и применения «климатического оружия». Делается вывод об опасности воздействий на природу в силу относительно слабой изученности сложных природных взаимосвязей при возможных глобальных негативных последствиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние мировой индустрии биотоплива: экологические и социально-экономические проблемы»

УДК 336.2

1 2 3 3 4 3

В.Б. Сажин , И. Селдинас , О.С. Кочетов , М.П. Тюрин , О. Селдинас , А.С. Белоусов , М.Б. Сажина5, Г.И. Хазанов3, В.В. Сажин6, Ю.В. Мордовина3, Е.В. Отрубянников3

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 2

Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью -Иорк, США

3

Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия

4

Балто-Скандинавская медицинская сеть "Селдин-Центр", Юрбаркас, Литовская Республика 5Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Москва, Россия 6Высщая школа приватизации и предпринимательства, Москва, Россия

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ БИОТОПЛИВА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Анализ состояния мировой индустрии биотоплива показывает, что, с одной стороны продолжается наращивание его производства, с другой - усиливается критика со стороны природоохранных организаций. Так, например, доля биодизеля в общем объеме биотоплива в ЕС составляет 80%, а на рынке дизельного топлива Евросоюза достигает 1,5%. К 2010 году доля биотоплива на транспортном рынке Европы может быть увеличена до 5, 75%, а к 2020 году — до 8 - 10%. Вместе с тем, вызывают сомнение экологичность этанолового производства и экономическая целесообразность отрасли: высокие госинвестиции оборачиваются повышением цен на сельхозпродукты, а также повышением риска экологического неблагополучия. В некоторых регионах уже отмечена перенасыщенность этанолового рынка, что негативно сказывается на компаниях, занятых в этой отрасли. В России индустрия биотоплива не развита в силу дистанцирования государства от участия в решении этой проблемы.

Проанализированы основные факторы загрязнения окружающей среды. Рассматриваются негативные последствия исследования и применения «климатического оружия». Делается вывод об опасности воздействий на природу в силу относительно слабой изученности сложных природных взаимосвязей при возможных глобальных негативных последствиях.

Сегодня к потенциально перспективным альтернативным источникам энергии можно отнести водород, солнечную энергию, ветряную, энергию приливов и отливов, геотермальную и, так называемую, биотопливную энергию. Разработкой новых видов топлива заняты крупнейшие корпорации по всему миру, самые передовые и высокоразвитые государства принимают программы и открывают гигантское финансирование на подобные проекты в расчете на будущую отдачу. По сведениям аналитика А. Гришина, разработкой и внедрением альтернатив "черному" и "голубому золоту" занимаются не только гиганты мировой экономики, но и на самом высоком государственном уровне. Евросоюз, например, поставил задачу: к 2010 году увеличить долю альтернативных источников до 12% от общего объема потребления. Интересен опыт Швеции. В 1970 году в этой скандинавской стране доля нефти в общем топливном балансе составляла 77%. А сейчас ею отапливается меньше 10% всех домов в стране. На альтернативные и возобновляемые источники энергии в Швеции приходится уже более 26% всего энергопотребления. США планируют к 2012 году нарастить производство биодизеля с нынешних 30 млн. галлонов в год до 124 млн. галлонов. Разработками альтернативной энергетики и внедрением ее у себя сейчас занимаются ученые более чем в 50 странах по всему миру (табл. 1).

Поставлена амбициозная задача уже к 2013-2014 гг. производить от 5 до 30% электричества за счет возобновляемых источников энергии. Налажено промышленное производство биоэтанола и биодизеля из растительного сырья (например, в Бразилии -из сахарного тростника). Для изготовления биодизеля годятся практически все масличные культуры: и кукуруза, и лен, и рапс, и подсолнечник. Одна из японских компаний

построила на Филиппинах завод по производству биодизеля из кокосовых орехов. На Тайване развивают производство биотоплива из риса.

Табл. 1. Использование в мире альтернативных видов энергии: возобновляемые источники (в том числе гидроэнергия), в % от использования энергетики углеводородного и ядерного циклов

Страны Энергия из возобновляемых источников по отношению к используемым традиционным (%)

Канада 12,1

Норвегия 44,7

Россия 2,3

Финляндия 3,9

Швеция 14,4

Мировая экономика (в среднем) 2,2

Итак, к потенциально перспективным альтернативным источникам энергии сейчас можно отнести водород, солнечную энергию, ветряную, энергию приливов и отливов, геотермальную и так называемую биотопливную энергию. Последнюю можно поделить на биоэтанол - спирт, который можно делать из всего, что содержит целлюлозу и биодизель, получаемый из масличных культур. В Бразилии, где нефти нет, биоэтанол стали применять еще в 70-х годах прошлого века, а сейчас им удовлетворяется более 40% всех потребностей в топливе. И стоимость такого заменителя бензина не превышает 16 центов за литр.

Биотопливом принято называть топливо, получаемое из биологического сырья. Оно может иметь жидкую, твердую, даже газообразную форму. Однако, по мнению эксперта А. Удалова, в современном контексте термин "биотопливо" обычно используют для обозначения жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания, получаемого, как правило, в результате переработки сахарного тростника, рапса, кукурузы, сои или других культур. Практическое применение получили две разновидности биотоплива. К первой относится биоэтанол (то есть обычный этиловый спирт, полученный из растений), а также смеси на его основе, ко второй - биодизель. В общем-то, применение спирта в качестве топлива восходит к самой заре автомобильной эпохи. Однако широкий коммерческий интерес к нему появился относительно недавно. Этому способствовали рост цен на черное золото и усугубление экологических проблем.

Исторические максимумы обновляет не только нефть, но и золото. Более того, крайне дорога сейчас нефть, измеренная в самом вечном из ценностей — золоте (рис. 1). Существенно дороже, чем в 2008 году, нефть стоила лишь в 1920 году. Уровень цен нефти в золотом эквиваленте существенно превышает средний исторический уровень на протяжении последних четырех лет. Начиная с 1998 года, когда цена нефти, выраженная в золоте, была близка к исторически среднему уровню (примерно 0,06 тройской унции золота за баррель нефти WTI), она выросла к 2008 году почти в два с половиной раза. По информации издательства «Ъ», происходящее - не первый всплеск относительных цен нефти и золота за последние сто лет. В XX веке можно отчетливо выделить три пика роста цены «нефти в золоте» Первый пик зафиксирован после начала первой мировой войны - он закончился лишь одновременно с Великой депрессией в

США. Второй отмечался сразу после окончания второй мировой войны и начала холодной войны. Третий пик на графике обнаруживается после 1973 года - при обострении противостояния стран социалистического лагеря и капиталистических стран, напряженности на Ближнем Востоке. Эта волна высоких цен на нефть в золоте закончилась лишь к 1986 году, когда окончательно стало ясно, что СССР холодную войну проиграл. Пока остается лишь догадываться под каким названием войдет в историю период, который будет сопровождать четвертый за последние десятилетия пик «золотых цен» на нефть и когда он закончится.

0,16

о —.—.—«—.—.—«—.—«—«—

1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Рис. 1. Цена нефти в золоте (тройских унций за баррель) (по данным ВР WORLD GOLD COUNCIL)

В специальном отчете OECD «Окружающая среда и действия властей прогресс в Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии» (от 11.10. 2007 г.) дается сравнительный анализ расходов на охрану окружающей среды в странах СНГ. Так, Россия уступает по уровню таких расходов лишь Белоруссии (рис. 2), где они превышают $50 (в ценах 2003 года) на душу населения.

60

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 2. Расходы на защиту окружающей среды (в US$ 2003 года на человека в год) (по докладу OECD от 11.10. 2007 г.)

По оценкам аналитиков OECD уровень расходов в России стабилизировался в 2003 году, составив порядка $40 (в номинальных долларах это соответствует 3-4% роста расходов и номинальным расходам в $50-55 в 2006-2007 годах). В странах OECD они составляют около $100, то есть в два с лишним раза выше. Однако отмечают в OECD, для России доля валовых расходов на охрану окружающей среды в странах СНГ сопоставима с долей валовых расходов богатейших стран. Для России это впрочем, менее актуально, чем для Украины и Белоруссии, наращивающих эти траты и в валовых показателях, и на душу населения с 2002 года. Во многом это следствие европейской ориентации экологической стратегии этих двух стран и акцентированная «чернобыльская» тема, делающая для них экологическую проблематику одной из важнейших в политической повестке дня.

По данным Росстата в докладе «Основные показатели охраны окружающей среды», опубликованном 13.06.2007 г., экономический рост в России не сопровождается пропорциональным ухудшением экологической ситуации. Так в 2006 году, согласно этим данным, вредные выбросы в атмосферу от стационарных источников (не включая автомобили) выросли всего на 1,5%, а сброс загрязненных сточных вод сократился на 1 3%. Если всего в 2006 году в атмосферу было выброшено 20,58 млн. т загрязнений, то «уловлено и обезврежено» 61, 08 млн. т (в 2005 году - 58, 75 млн. т).

Сильнее всего загрязняет воздух обрабатывающая промышленность: на нее приходится 34,8% всех выбросов (рис. 3). На втором месте добыча полезных ископаемых (29,3%). Энергетика («производство и распределение электроэнергии, газа и воды») -на третьем месте (21,2%). Причем на энергетику приходится подавляющее большинство выбросов парниковых газов — 1,755 млрд. т СО2-эквивалента в год из 1954 млрд. т (данные за 2004 год), а также наибольшие выбросы в воду (52,9% всего загрязнения вод в стране).

Рис. 3. Отраслевая структура загрязнения окружающей среды (в % от всей экономики России) (по данным доклада Росстата от 13.06.2007 г.)

По мнению аналитика А. Удалова, к достоинствам этанола как топлива относятся меньшее количество парниковых газов и твердых частиц в выхлопе, более высокое октановое число и, конечно, возобновляемость его источников. В современной практи-

ке этанол обычно используется в смеси с бензином. Такие смеси в мировой практике обозначают индексом «Е». Так, «Е-90» означает смесь, содержащую 90% бензина и 10% этанола. Любой бензиновый двигатель сможет работать на такой смеси без дополнительных модификаций. Использование «Е-90» снижает выброс парниковых газов на 12-19% по сравнению с обычным бензином. Есть и более радикальные варианты — «Е-80» и «Е-85». Однако эти смеси уже требуют модификации топливной системы автомобиля. Недостатком этанола считают его меньшую теплотворную способность. То есть на литре этанола автомобиль проедет при прочих равных условиях несколько меньшую дистанцию, нежели на литре бензина. Основным сырьем для производства этанола являются сахарный тростник и кукуруза, что не исключает использования других культур. Крупнейшим в мире производителем биоэтанола является Бразилия. Порядка 20% топливных потребностей Бразилии покрывается за счет возобновляемых видов топлива.

Другая разновидность биотоплива — биодизель. Так называют дизельное топливо, изготовленное из жиров растительного или животного происхождения. Так же как и биоэтанол, биодизель требует специальной адаптации двигателя и топливной системы. Впрочем, смесь обычной солярки с добавлением до 5% биодизеля никаких модификаций не требует. Достоинства этого вида топлива те же, что и у биоэтанола: экологич-ность и возобновляемость. Среди недостатков — плохие эксплуатационные качества при низких температурах. Сырьем для биодизеля является рапсовое масло, а также соевое и пальмовое масло. Биодизельные технологии достаточно активно развиваются в Европе и США.

По утверждению А. Удалова, ни в одной из стран, где биотопливные технологии получили широкое распространение, это не произошло исключительно за счет инициативы частного бизнеса. Во всех случаях имело место значительное стимулирующее и организационное вмешательство государства. Это выражалось как в создании нормативно-правовой базы, так и в существенных налоговых льготах для участников данного рынка. Во многих странах приняты комплексные государственные программы по стимулированию перехода на биотопливо. Наивно было бы полагать, что в России удастся достигнуть заметных результатов другим путем. Как считает вице-президент Российской национальной биотопливной ассоциации Алексей Аблаев, одним из основных препятствий на пути продвижения биотоплива в России является отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Действительно, с точки зрения действующего законодательства биотопливо — это «спиртосодержащая жидкость» со всеми вытекающими сложностями оборота и реализации. Также пока отсутствует внятная государственная политика в данной области. Не говоря уже о налоговых преференциях. Не удивительно, что на начало 2008 года по информации А. Аблаева, в России не было современных мощностей производству биоэтанола. Существующие производства являются в основном перепрофилированными спиртзаводами, ранее выпускавшими пищевой спирт. Их продукция, как правило, идет на экспорт. Прецедентов масштабного использования биоэтанола в РФ также пока нет. Перспективы биодизельного топлива еще более туманны в силу того, что оно замерзает уже при минус 15 градусах, а сырьевая база для его производства довольно ограничена.

Тем не менее, А. Удалов настаивает, что биотопливо имеет неплохие перспективы в России, а, по словам А. Аблаева, уже начато строительство нескольких современных заводов по производству биоэтанола, что означает уверенность инвесторов в прибыльности вложения средств. В конце 2007 года экс-президент России, председатель

правительства РФ В. Путин заявил, что «нужно создать условия для бизнеса по созданию установок производства биоэтанола».

Согласно данным 2007 года ассоциации производителей биодизтоплива European Biodiesel Board (EBB), в ЕЭС в 2005 году производство биодизеля в 25 странах-участницах ЕС составило 3,2 млн. т (против 1,9 млн. т в 2004 году). В 2006 году производственные мощности увеличились до 6 млн. т/год (против 4,2 млн. т/год в 2005 году). Доля биодизеля в общем объеме биотоплива в ЕС составляет 80%, а на рынке дизельного топлива Евросоюза достигает 1,5%. К 2010 году доля биотоплива на транспортном рынке Европы может быть увеличена до 5, 75%, а к 2020 году — до 8%. Правительство Германии уже развивает собственные директивы по использованию биотоплива. Немецкие переработчики обязаны с 2007-2009 годов смешивать обычное диз-топливо с 4,4% биодизеля, а бензин — с 2% биоэтанола. Великобритания также опубликовала собственную программу перехода на биотопливо. Согласно документу, в 2008-2009 годах доля биотоплива на рынке страны должна составить 2,5% (против 0,25% в 2006 г.), в 2009-2010 годах - 3,75%, в 2010-2011 годах - 5%. По данным министерства энергетики США, потребление этанола (получаемого из растительного сырья), как компонента для производства бензина, в 2005 году составило 310 тыс. барр./сут. Ранее этанол использовался в качестве сырья для производства бензина только в сельскохозяйственных штатах в центральной части континента. Однако в 2006 году в США был принят энергетический акт, запрещающий использование метилтретбутилового эфира в качестве кислородосодержащей присадки, и потребление этанола значительно выросло.

Вместе с тем, по мнению отраслевого аналитика Е. Дударевой, этаноловой индустрии, которой еще совсем недавно прочили лишь блестящее будущее, грозит структурный кризис. Эксперты ставят под сомнение экологичность этанолового производства и экономическую целесообразность отрасли, а некоторые обвиняют ее в повышении цен на сельхозпродукты. Кроме того, в некоторых регионах уже отмечена перенасыщенность этанолового рынка, что негативно сказывается на компаниях, занятых в этой отрасли. По мнению наблюдателей, чтобы избежать серьезного кризиса перепроизводства, экологических проблем и повышения цен на продукты питания, игрокам этаноловой индустрии необходимо принимать срочные меры.

В конце 2007 года совет национальных исследований США (NRC) при Национальной академии наук (NAS) опубликовал данные, свидетельствующие о том, что массовое производство этанола (этилового спирта) может представлять значительную угрозу окружающей среде. До последнего времени считалось, что для стран, не богатых углеводородами, этанол является более удачной альтернативой нефти не только с экономической, но и экологической стороны, поскольку в производстве этанола используются главным образом продукты растениеводства (рожь, ячмень, кукуруза, овес, просо, картофель). Однако в отчете специальной комиссии NRC говорится, что более активное возделывание кукурузы, которая в США является одним из главных видов сырья для этанола, а также увеличение посевных площадей под зерновые в районах, не подготовленных для этого, может «оказать серьезное негативное влияние» на состояние водных ресурсов США. Дело в том, что для выращивания кукурузы в северных и южных штатах США необходимо больше воды, чем для выращивания традиционных для этих штатов сои и хлопка. Это может негативно отразиться на местных водных ресурсах, уже используемых для питья, производства электроэнергии, разведения рыбы и т. д. Кроме того, производство самого этанола из биосырья также требует довольно много воды: по подсчетам американских ученых, заводу по производству 100 млн. гал-

лонов (378 млн. литров) этанола в год требуется воды столько же, сколько городу с населением 5 тыс. человек.

Американский совет национальных исследований, по мнению российского аналитика Е. Дударевой, не случайно озаботился возможными экологическими проблемами при производстве этанола — как известно, для США вопрос массового производства биотоплива является не только экономически, но и политически важным. В последние годы на фоне растущих цен на нефтепродукты американские политики усиленно стали лоббировать развитие этаноловой промышленности. В подписанном в августе 2005 года Джорджем Бушем-младшим законе об энергетической политике правительство США пообещало субсидии и налоговые льготы производителям этанолового топлива. Согласно ему, каждый произведенный галлон этанола дает компании право платить меньше налогов. Закон также предусматривает трехкратное (до 7,5 млрд. галлонов в год) увеличение объемов добавок биотоплива (чаще всего это — этанол) в продаваемый в США бензин к 2012 году. Политики заявляли, что производство биотоплива поможет в первую очередь снизить экономическую, а, следовательно, и политическую зависимость от нефтедобывающих стран, с некоторыми из которых у США — не самые теплые отношения. В качестве образца для подражания американские политики нередко упоминали модель Бразилии — до недавнего прошлого мирового лидера этаноловой отрасли. Еще в начале 1970-х, во время мирового нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским конфликтом, правительство Бразилии решило уменьшить зависимость страны от нефти. Был принят ряд мер, таких как субсидии производителям этанола, увеличение производства сахарного тростника (основного сырья для производства этанола в Бразилии), строительство заправочных станций с этаноловым топливом, в результате чего к 1976 году доля импортной нефти на национальном топливном рынке снизилась с 80% до 45%. Сегодня этанол составляет более 20% в топливном балансе. США уже обогнали Бразилию, став еще в 2006 году крупнейшим производителем этанола в мире (табл. 2).

Табл. 2. Объем ежегодного производства крупнейших производителей этанола (млн. галлонов, все разновидности этанола) (по данным Ассоциации возобновляемых видов топлива США)

Страна/млн. галлонов в год 2004 2005 2006

США 3535 4264 4855

Бразилия 3989 4227 4491

Китай 964 1004 1017

Индия 462 449 502

Франция 219 240 251

Германия 71 114 202

Россия 198 198 171

Канада 61 61 153

Испания 79 93 122

ЮАР 110 103 102

Таиланд 74 79 93

Великобритания 106 92 74

Украина 66 65 71

Саудовская Аравия 79 32 52

Польша 53 58 66

В США этанол содержится в 30% продаваемого в стране горючего. По данным американской Ассоциации возобновляемых видов топлива, в 2007 году в США функционировали 110 заводов и еще около 80 находились на стадии строительства. Этано-ловая промышленность помогла за несколько лет создать сотни тысяч рабочих мест.

Европейские страны также уделяют значительное внимание производству этанола. В 2006 году на субсидии для производства биотоплива страны ЕС потратили € 3,7 млрд., а к 2010 году ЕС запланировали повысить соотношение биотоплива, используемого для автомобилей, с 2% (в 2006 году) — до 10%.

Крупную пиар-акцию по продвижению идеи перехода на биотопливо провела в феврале 2008 года компания Virgin Atlantic сэра Ричарда Брэнсона. Перелет из лондонского аэропорта Хитроу в амстердамский аэропорт Схипхол осуществил Boeing 747 (заправленный авиационным топливом и маслом, выжатым из 150 тыс. кокосовых орехов) — первый коммерческий авиалайнер, работающий частично на биологическом топливе. Три из четырех баков Boeing 747 были заполнены обычным авиационным топливом, а в четвертый была залита смесь, состоящая на 80% из авиационного топлива и на 20% из кокосового масла и масла пальмы бабассу. Ранее Р. Брэнсон пообещал вложить прибыль своей транспортной империи (в частности — Virgin Trains) в производство биотоплива. Это вызвало критические замечания, что производство биотоплива наносит ущерб развивающимся странам, поскольку оно поднимает цены на продукты питания и вредит окружающей среде, заставляя вырубать леса. Испытания в Хит-роу, проводившиеся в партнерстве с компанией Boeing, производителем двигателей General Electric и компанией Imperium Renewables, были призваны развеять эти опасения — ведь в полете было использовано биотопливо, изготовленное из кокосов, собранных на филиппинских плантациях, и масла бразильской пальмы бабассу. Вместе с тем Р. Брэнсон признал, что биотопливная смесь, которой был дозаправлен самолет, не будет использоваться в промышленных масштабах. Чтобы удовлетворить потребности авиации, потребуется существенно расширить площади, занятые кокосовыми плантациями, а это приведет к вырубке лесов. Кроме того, пальм бабассу, масло которых использовалось в эксперименте, не так уж много.

По словам Р. Брэнсона, в поисках рентабельного биотоплива авиаиндустрии придется, по-видимому, обратиться к водорослям — таким образом, не понадобится вырубать леса и занимать земли, которые могли бы быть использованы для производства продовольствия. В то же время природоохранные организации предупреждают, что выброс углекислого газа при переработке водорослей может быть больше, чем при использовании водорослей в качестве альтернативного топлива. Кроме того, есть вероятность, что выращивание водорослей ограничит запасы пресной воды, поскольку водоемы будут высыхать и их придется наполнять водой.

Представитель World Development Movement Тим Джонс заявил, что незначительность использованного в ходе испытаний количества биотоплива показывает всю сложность снижения выбросов авиационной индустрией. По острому замечанию представителя экологической организации Friends of the Earth Кеннета Рихтера, биотопливо — главный отвлекающий момент в борьбе с изменением климата, и было бы полезнее, чтобы Virgin Atlantic поддержала призывы о включении выбросов самолетов в список вредных факторов, перечисленных в программе борьбы с изменением климата.

По информации журналистов Сэма Джоунза и Дэна Милмо, в Великобритании на долю самолетов приходится 5,5% выбросов углекислого газа. Озабоченность низкой эффективностью биотоплива охватила крупные транспортные компании, в их числе и

National Express, которая отказалась от испытания биотоплива в своих автобусах из опасения, что это принесет больше вреда, чем пользы для окружающей среды. По информации, представленной аналитиком А. Миклашевской, в феврале 2008 года правительством Великобритании принят указ о начале исследования экономического и экологического воздействия биотоплива, а министр транспорта Рут Келли заявила, что британское правительство может и не поддержать предложение ЕС об увеличении доли биотоплива в бензине и дизельном топливе на 10% к 2020 году, если результаты исследования дадут повод для серьезных сомнений.

В последнее время, по мнению эксперта Е. Дударевой, эксперты все чаще стали отмечать негативные стороны массового производства этанола. Сейчас производство этанола в США неуклонно приближается к отметке в 7,5 млрд. галлонов — цели, заложенной в законе 2005 года. Обещанные субсидии и льготы, а также высокие цены на этанол сделали его производство чрезвычайно выгодным. В 2005 году, на пике этано-лового бума, многие американские биоэтаноловые компании проводили IPO, поскольку этот бизнес был чрезвычайно привлекательным для инвесторов. Свои акции в 2005 году вывели на биржу такие компании, как Pacific Ethanol, VeraSun Energy и др. Однако в США на рынке все чаще наблюдается перенасыщение — для потребителей это, безусловно, позитивный сигнал, поскольку цены на биотопливо все время идут вниз. Однако перенасыщение рынка негативно сказывается на привлекательности производителей среди инвесторов — их акции падают в цене. Если в 2005 году акции Pacific Ethanol стоили $21,75, VeraSun Energy — $30, то во второй половине 2007 года акции первой стоили — $9, а второй — $11,6. Некоторые ключевые участники рынка даже закрывают заводы. В сентябре 2007 года испанская энергетическая компания Abengoa приостановила производство этанола на своих трех крупнейших заводах в Испании, объяснив такое решение высокими ценами на зерно и неуверенностью в национальном рынке этанола. Еще один ее завод уже остановил производство несколькими месяцами ранее по тем же причинам.

Этаноловую индустрию упрекают в том, что она ведет к повышению цен на зерновые. Производители мяса и домашней птицы также жалуются на то, что высокие цены на зерно вредят их прибылям и требуют от правительства сократить субсидии. По данным министерства сельского хозяйства США, стоимость кормов на основе зерновых в период 2005—2007 годов увеличилась приблизительно на 60%.

По мнению руководителя научно-исследовательской группы Global Subsidies Initiative Международного исследовательского института по устойчивому развитию Роналда Стинблика, ситуация в секторе этаноловой индустрии зависит от множества факторов. Это — затраты на обработку сырья, цены на нефтепродукты, инвестиции в выращивание сырья (в особенности удобрения и топливо для оборудования на фермах), емкость рынка по распределению и потреблению биотоплива, а также правительственная политика. К тому же большинство автомобилей могут благополучно работать на смесях с низким содержанием этанола — до 10%. Но хоть ряд моделей, так называемых, «flexible fuel vehicles», работающих на смесях с большим процентом этанола, и существуют, число заправочных станций все еще слишком мало. Поэтому для того, чтобы произведенный этанол продать, нужно его везти в другие регионы, а это дорого из-за транспортных расходов. По информации эксперта Е. Дударевой, поскольку общественности открывается обратная сторона биотопливного бума — более интенсивное (а значит, и не такое безвредное для окружающей среды) ведение сельского хозяйства, повышение цен на продукты питания и рост субсидий, будущее госпомощи этаноловой промышленности выглядит не таким уж многообещающим. Пока инвестиции в эту от-

расль все еще поступают, поскольку инвесторов часто стимулируют щедрыми субсидиями не только от федеральных правительств, но и местных органов власти. Однако темпы новых инвестиций значительно замедлились. Неоднозначен и ответ на вопрос — остается ли выгодным производство этанола, если учитывать фактор экологичности производства. Здесь все зависит от того, как этанол производится и в какой стране. По заключению Роналда Стинблика, тезис о его выгодности (за исключением производства этанола в Бразилии) — иллюзия, особенно если посчитать правительственные субсидии и более высокую цену на продукцию для потребителей из-за тарифов на импорт. Если же учесть все затраты, принимая во внимание и вред окружающей среде, то вывод может быть более жестким. При том, что некоторое незначительное количество этанола и производится в странах ОЭСР из «отходов», большая его часть делается из зерновых, в особенности кукурузы. А из всех полевых культур по уровню экологического негатива с кукурузой ничто не сравнится. Нельзя полагать, что этанол стал (или - станет) удачной альтернативой нефти. Да, на этаноле могут ездить автомобили, но дешевизна его по сравнению с бензином вызывает сомнения. Масштабные государственные субсидии на этаноловом рынке существенно искажают картину. Для этанола характерен меньший выброс парниковых и иных газов. Хотя, по мнению ряда ученых, любые усилия, направленные на очищение атмосферы за счет использования этанола (особенно с учетом высокого качества бензина, производимого на современных заводах), очень незначительны. Все зависит от того, какое сырье было использовано и как оно было обработано. Если при подготовке сырья для этанола и выращивания необходимого количества зерновых для еды и кормов нужно вырубать леса, то такое производство экологическую ситуацию только ухудшает. По информации эксперта Е. Дударевой, перспективы этаноловой индустрии определяются тем, как будут решены имеющиеся проблемы, а в долгосрочной перспективе — от усовершенствования технологий. Конечно, можно ожидать позитива на рынке этанольной индустрии в связи с запуском технологии производства этанола из целлюлозы, но при этом решающим будет вопрос о темпах снижения себестоимости такого производства.

По словам вице-президента Российской биотопливной ассоциации А. Аблаева, рынка этанола в сегменте биотоплива в России пока не существует, несмотря на однозначные сигналы Госдумы и администрации президента. Из ранее заявленных странами СНГ проектов по биоэтанолу построен и работает лишь завод в Казахстане, чему способствовала отмена в Казахстане мешающих развитию отрасли акцизов. До сих пор на начальном этапе строительство группой компаний «Титан» завода в Краснодарском крае России. Строятся лишь четыре завода на Украине. Комментируя мнение нефтяников о бесперспективности сегмента биотоплива, о том, что в будущем оно займет не более 3-5% рынка, А. Аблаев считает, что при ежегодном потреблении в России 40 млн. тонн бензина 5% рынка (это 2 млн. тонн) обеспечивают 20 нормальных заводов. Следовательно, можно ожидать, что реально этот сегмент займет даже больше - 1015%. Утверждение А. Аблаева, что пока федеральные власти не проявляют заинтересованности в развитии этанольной индустрии, подтверждается данными структуры российского экспорта с преобладанием традиционной сырьевой составляющей (рис. 4).

В развитии отрасли заинтересованы лишь региональные власти и крупный региональный бизнес: производства позволят наладить переработку зерна и создать дополнительные рабочие места. Потребителю — по сути все равно, чем именно заправляется машина — только бензином или бензином в смеси с этанолом. Для него, кроме улучшения воздуха, мало что изменится. Конечно, не стоит при этом ожидать такого эффекта как в Бразилии, где смешанное топливо стоит для автолюбителя в два раза дешевле.

Однако, по опыту США, в тех штатах, где выращивается и производится больше всего этанола, стоимость топлива примерно на три-пять центов снижается.

Пока отечественный бизнес вкладывает средства в развитие этаноловой отрасли за рубежом. Дочерняя компания Itera USA Inc (группы компаний «Итера») - Itera Ethanol LLC в составе инвестиционной группы с Plamfield Asset Management, Camulos Capital и Context Capital Management стала соинвестором американской научно-исследовательской компании BioEnergy International LLC, которая занимается разработкой технологий производства биотоплива и специальных химических веществ из возобновляемых источников сырья. Всего на исследования и строительство двух заводов в Пенсильвании и Луизиане Itera USA выделила $61,6 млн. Эти предприятия планируется построить в 2008-2009 г. Проектная мощность каждого — 400 тыс. тонн этанола в год. Компания Itera USA специализируется на проектах, связанных с производством альтернативных источников энергии. Компания BioEnergy International (Джек-сонвилл, Флорида, США) проводит исследования на научной базе университета Флориды, где разрабатывает технологии производства экологически безопасных химических веществ и биополимеров из сахара и целлюлозы. В конце 2006 года BioEnergy предоставила компании Purac Biochem N.V. права на производство одного из разработанных BioEnergy катализаторов, необходимых для получения оксипропионовой кислоты.

Рис. 4. Товарная структура экспорта России в 2006-2007 гг. (%)

По информации аналитика А. Ахундова, президент МГК «Итера» И. Макаров придает большое значение участию в перспективных научных исследованиях и производству экологически чистых видов топлива, считая что такие бизнес-проекты работают не только на США и Россию, но и на все человечество. По информации пресс-секретаря «Итеры» Е. Остапова, в 2006 году Itera USA уже финансировала BioEnergy International.

По мнению заведующего лабораторией энергосберегающих технологий Государственного центра НАМИ А. Теренченко, значение альтернативного топлива растет пропорционально росту цен на нефть, т.к. в двигателях внутреннего сгорания можно использовать этанол, получаемый практически из любого растительного сырья, как,

например, в Бразилии, где этанолом заправляется 70% автомобилей, а техническая сторона вопроса уже давно проработана.

Развитие биотопливной индустрии в мире увеличивает успешность отечественных производителей удобрений. По данным Российской ассоциации производителей удобрений, в 2006 году потребление минеральных удобрений в мире составило 158 млн. тонн питательного вещества, а в 2007 году, по данным Международной ассоциация производителей удобрений (IFA), этот показатель увеличился до 160 млн. тонн (рис. 5). Максимальный рост — на 5% —на рынках фосфорных удобрений, чуть меньший — по азотным и калийным. А к 2010 году потребление питательных веществ для почвы превысит 170 млн. тонн — рост в среднем составит 2% в год.

Общий объем мировых пашен составляет 1,5 млрд. га, при этом каждый год площадь обрабатываемой земли растет примерно на 0,3%, но темпы прироста постоянно замедляются — главным образом по причине загрязнений почвы, проблем с орошением и климатических катаклизмов. Спрос на удобрения традиционно является производной спроса на продовольствие, который, в свою очередь, определяет спрос на зерновые и другую сельскохозяйственную продукцию.

По данным министерства сельского хозяйства США, мировое потребление зерновых в 2007 году превысило объем производства на 56 млн. тонн, что поддерживает дальнейший рост мирового спроса на минеральные удобрения.

Рис. 5. Потребление минеральных удобрений в мире в 2006 году (%) (источник: IFA, МХК «ЕВРОХИМ»)

Вице-президент по внешнеэкономическим связям компании «Акрон» Д. Голубков отмечает, что благодаря попыткам многих стран увеличить использование биотоплива, возможно, прогноз роста мирового рынка удобрений может измениться в большую сторону за счет рынков Европы, Латинской Америки и США, где потребности в минеральных удобрениях растут за счет увеличения посевных площадей для производства спирта и биоэтанола.

По информации аналитика ИК «Олма» С. Перминова, в начале века на производство биологического топлива приходилось всего несколько процентов мирового выпуска зерна. В аграрном сезоне 2005-2006 годов в производстве этанола оказалось за-

действовано уже 14% мирового урожая зерновых, а в сезоне 2006-2007 годов эта цифра достигла примерно 20%. К 2012 году в США на производство этилового спирта уже может расходоваться до 32% собранного зерна. Страны Евросоюза планируют к 2010 году увеличить долю используемого автотранспортом биологического топлива до 5,75%, а к 2020 году — до 20%. При этом, правда, во многих странах мира установлены ограничения на импорт удобрений. В некоторых случаях россиянам удается преодолеть заградительные барьеры. Например, с 2005 года МХК «Еврохим» при содействии российского правительства получила доступ и поставляет без заградительной пошлины аммиачную селитру в Бразилию, а с 1 августа 2007 года Совет Европы отменил антидемпинговые ограничения в отношении российского карбамида.

Производство удобрений в России растет (рис. 6), но это - все еще экспортно -ориентированная отрасль: до 80% продукции продается на внешних рынках (рис. 7). Спрос растет, но в краткосрочном периоде нарастить объем экспорта возможно только за счет сокращения поставок отечественным сельхозпроизводителям. Впрочем, этот сценарий всерьез никто не рассматривает. Наоборот, по мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» М. Стискина, с ростом спроса на внутреннем рынке доля экспорта будет снижаться, а продажи на внутреннем рынке (особенно сложных удобрении КРК - нитроаммофоска) — расти.

Внутренний рынок, по подсчетам Российской ассоциации производителей удобрений, растет гораздо быстрее мирового - на 8% в год (хотя и не может до сих пор достигнуть объема потребления советского периода (рис. 7). Кроме того, государство субсидирует сельскохозяйственных производителей через федеральные целевые программы поддержки АПК. Поэтому, например, крупнейшие производители фосфорных и азотных удобрений «Еврохим» и «Акрон» в своей стратегии планируют увеличение поставок на внутренний рынок и разворачивают для этого сети региональных агроцентров.

17|---------

15

13---1—г

11-

9 L^LJLALALjj-JLJI^LI

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Производство минеральных удобрений в России (тыс. тонн питательных веществ) (источник: РОССТАТ, «АЗОТЭКОН», МХК ЕВРОХИМ)

По мнению руководителя научно-исследовательской группы Международного исследовательского института по устойчивому развитию (USD) Рональда Стинблика,

«спрос н зерновые для производства этанола и продуктов взвинтил цены на это сырье более чем на 50%. Повышение международных цен на природный газ также привело росту цен на удобрения и большим затратам на энергетический процесс для дистилляторов». Высокие государственные субсидии производителям этанола также все чаще вызывают вопросы об экономической целесообразности производства этанола. Как заявляет USD, стоимость этанола из сахарной патоки, произведенного для того, чтобы избежать выделения в атмосферу одной тонны двуокиси углерода, составляет от $760 до $1000. Однако примерно за эти же деньги на Чикагской климатической бирже можно купить квоту на выброс 160 тонн диоксида углерода, а средства от покупки этой квоты можно пустить на увеличение зеленых насаждений, которые нейтрализуют выброс в атмосферу такого же количества парникового газа.

80 <5 О

ло

2 О

О

19вв 1990 ¡Р92 1994 1996 1993 200П 2002 2Ц04 2006

Рис. 7. Доля внутреннего потребления удобрений сельским хозяйством в РФ (%) (источник: РОССТАТ, «АЗОТЭКОН», МХК ЕВРОХИМ)

В связи с этим наблюдатели все чаще говорят о том, что компаниям, занятым в производстве этанола, а также правительствам необходимо искать срочные меры для выхода из сложившейся ситуации и предотвращения возможного кризиса — первого структурного кризиса этаноловой индустрии. Все чаще слышны разговоры о том, что компаниям, занимающимся производством этанола, необходима консолидация, как в свое время происходило с производителями других энергоносителей — нефти, газа.

По мнению Брюса Бэбкока из Центра по изучению вопросов сельского хозяйства Университета штата Айова, более крупные производители смогут эффективнее размещать производство биосырья в районах, предназначенных для этого, и решать проблемы, возникающие в процессе производства этанола. По мнению шведского депутата Евро-парламента Андере Вийкмана, для появления на рынке нового вида энергоносителя необходимы субсидии. Однако при этом необходимо учитывать, как обеспечивается производственный процесс с точки зрения реального сокращения выброса парниковых газов.

Вместе с тем, было бы ошибочно не реализовывать комплексный подход к проблеме сохранения окружающей среды и, справедливо требуя сокращения выброса парниковых газов, не учитывать проблемы так называемого «климатического оружия» -целенаправленного влияния на природу в интересах тех или иных стран.

Сразу после окончания Второй мировой войны ученые нескольких стран практически одновременно сделали любопытное открытие: сухой лед и жидкий азот концентрируют вокруг себя всю влагу, что есть в воздухе. По мнению аналитика В. Зве-гинцева, именно это открытие положило начало работам над так называемым «погод-

ным оружием». Ход рассуждений был примерно одинаков. Сухой лед концентрирует вокруг себя всю влагу из воздуха. Это в условиях лаборатории. А что, если представить себе этот эксперимент не в условиях лаборатории, а в масштабах, планетарных? Что, если распылить измельченный сухой лед на высоте нескольких сот метров в воздухе? Ученые сомневались в целесообразности такого решения, пока не решились на эксперимент. Работы по распылению стали проводить сразу в нескольких странах. И в США, и в Европе, и в СССР. Особенно сложно было точно вычислить и высоту распыления, и температуру воздуха в данной конкретной точке. Перспективы этого открытия были безграничные, а главное, мирные. Сельское хозяйство в странах, ослабленных войной, было в упадке, оросительные системы во многих местах разрушены, и любая засуха могла принести голод. И в Европе, и в США, и в СССР стали активно применять эту технологию по "выжиму воды из облаков". Эксперименты на этом не прекратились. В итоге в скором времени были получены новые результаты: человек научился не только вызывать дождь, но и прекращать его. Научился бороться с градом, что тоже приносило немалую пользу сельскому хозяйству.

Технологией заинтересовались военные, которые задались вопросом, можно ли с помощью дождей нанести противнику ощутимый вред. По словам начальника управления активного воздействия Росгидромета В. Стасенко, одними из первых поставить погоду на службу военным целям решились американцы. Дождь — это не только вода, а еще и гром, и молния. А это уже действительно становится опасным. Эта затея была реализована во время войны во Вьетнаме. Там фактически проводилась самая настоящая метеорологическая война: американцы заливали "тропу Хо Ши Мина", по которой двигались и люди, и техника и старались сделать ее непроходимой. Технология стала применяться, например, для борьбы с наркоторговцами: вычислялось местоположение базы преступников, и через некоторое время на их лагерь неожиданно обрушивалась стена ливня. Возникала паника. Тут же, пока люди суетились, спасаясь от воды, появлялся американский десант и уничтожал наркоторговцев. Иногда, ситуация выходила из-под контроля: стихия подчас разгуливалась так, что мало не казалось никому - ни жертвам, ни авторам дождя. Ученые стали все громче и громче говорить о неизвестности последствий насилия над природой. В конце 1970-х ООН принимает конвенцию «О запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную окружающую среду», к которой США присоединились только после окончания войны во Вьетнаме - в начале 1980-х годов.

Летом 2002 года страшная жара обрушилась на Западную Европу и на европейскую часть России: пожары, тепловые удары, человеческие жертвы. Появились версии о происках американцев, которые таким образом мстят Европе за появление новой валюты — евро, с которой доллар не выдерживает конкуренции и проигрывает. 2005 год — ураган "Катрина" обрушивается на США. Практически уничтожен Новый Орлеан. Причем, урагана такой мощности еще никогда не было в этих широтах. И снова - версии: это или ответ Европы на жару-2002, или же "подлый удар" России, словом, как следствие применения «метеооружия», погода на Земле претерпевает катастрофические изменения. В частности, на Россию обрушиваются катастрофически холодная зима и очень жаркое лето. По мнению метеоролога-теоретика В. Глазунова, невозможно реально влиять на процессы, мощность которых просто огромна. Например, одно кучевое облако обладает мощностью ядерного взрыва. Если же взять циклонический вихрь (спиралевидные облачные образования на снимках из космоса во время прогнозов погоды), то его мощность превышает мощность всей нашей цивилизации!

Никто не забыл и, более того, не отказался от изобретений полувековой давности. В частности, на территории России, по информации В. Звегинцева в течение последних 40 с лишним лет ежегодно вызываются десятки искусственных дождей, и идет борьба с градообразованием. По заявлениям специалистов, это - безопасно и эффективно. Экономический эффект составляет многие сотни миллионов рублей в год. Кстати, эти эксперименты проводились не только на территории России. Дружественные страны часто просили и СССР, а позже и Россию предоставить технику и специалистов для проведения таких же опытов на своих территориях, например, в Сирии в порядке эксперимента на три дня завалили снегом (которого там никогда не видели) Дамаск. Вместе с тем, подобная технология использовалась в Чернобыле: на протяжении 2,5 месяцев на подходе к разрушенному реактору устраняли облака, чтобы не допустить смыва радиоактивного аэрозоля, который образовался в результате взрыва, в реку Припять. Много лет продолжается рассеивание облачности по Москве накануне праздников.

Однако, конвенция ООН запрещает использование оружия, но не его разработку. Ряд стран занимается исследованиями в этом направлении. Но нет данных, что это делается в открытой природе. Тем не менее, по информации аналитика В. Звегинцева, есть сведения, что американцы во время войны в Югославии и в Ираке применяли «погодное оружие». В Югославии США использовали «погодное оружие», в том числе и в экспериментальных целях. Война в Югославии была локальной, и в этих условиях понадобился совершенно иной тип крылатых ракет. Они должны были ориентироваться на сигналы со спутника, который давал им точные координаты цели. Кроме того, новый вид ракет был оснащен оптикой, которая помогала распознать точную цель. Для того чтобы испытать новый вид ракет в полигонных условиях, требовалась идеальная ясная погода. И американцы смогли это сделать. По совпадению, именно в тот год была страшная сушь и в Испании, и над западной частью Европы.

В США в конце 1970-х — начале 1980-х годов работали над проектом «Шторм-фури», когда пытались ослабить тропические ураганы, которые на них надвигались. В принципе эксперимент продолжался недолго, поскольку возмутились страны Карибского бассейна - именно на них сворачивали ураганы. В ходе испытаний доказали, что можно ослабить силу ветра на 30% и сменить направление урагана. Продолжаются моделирования того, каким может быть метеооружие. Есть идеи, сценарии и технологии воздействия на верхнюю атмосферу — ионосферу. Там могут быть реализованы иные процессы. Больше не нужна атомная бомба. Если повлиять на ионосферу определенным образом, это нарушит условия распространения радиоволн, что "ослепит" противника: радиолокация не будет работать, связь, система GPS будет бесполезна. В таких условиях ничего не работает, и все высокоточное оружие — бесполезно. Активное исследование циклонических вихрей показало, что они — идеальное транспортное средство. Достаточно в такой вихрь поместить или радиоактивные частицы, или бактерии, или вирусы, и начнется немедленное распыление этого над территорией противника. И не надо никакой техники — все доставит вихрь.

Здравомыслящие ученые, как на Западе, так и в России призывают прекратить эксперименты над природой. Необходимо понимать, что могут быть последствия, которые выходят за уровень достигнутых на сегодня знаний. По мнению некоторых метеорологов, климат на Земле сформировался благодаря неравномерному вращению планеты по орбите. Экспериментируя над погодой, можно нанести существенный вред всей Природе. В частности, в последнее время полюса Земли ведут себя очень странно

и перемещаются каждый год все быстрее и быстрее. Это, скорее всего, итог влияния человека на климат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.