Научная статья на тему 'Современное состояние методикокриминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта'

Современное состояние методикокриминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ / АЛГОРИТМ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / METHODOLOGICAL AND FORENSIC SUPPORT / PRIVATE INVESTIGATION TECHNIQUE / ALGORITHM OF DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович, Щукин Владимир Иванович

Рассматривается современное состояние методико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Обоснована необходимость разработки рекомендаций по расследованию в данной сфере экономики, что является одним из приоритетных направлений развития криминалистической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович, Щукин Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF METHODOLOGICAL AND FORENSIC SUPPORT OF INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES

The article deals with the current state of methodological and forensic support for the investigation of economic crimes committed at the railwav transport facilities. The necessitv of development of recommendations for investigation in this sphere of economv, which is one of the priority directions of development offorensic science and practice, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Современное состояние методикокриминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта»

УДК 343.98

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Е.В.Чиненов, В.И. Щукин

Рассматривается современное состояние методико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Обоснована необходимость разработки рекомендаций по расследованию в данной сфере экономики, что является одним из приоритетных направлений развития криминалистической науки и практики.

Ключевые слова: методико-криминалистическое обеспечение, частная методика расследования, алгоритм раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта

Механизм экономических преступлений обладает определенной спецификой, что в свою очередь влияет на процесс образования следов и их сбора в рамках уголовного судопроизводства. В этой связи обращают на себя внимание проблемы, связанные с криминалистическими аспектами их расследования. Занимая небольшую долю в общем объеме зарегистрированных преступлений (всего около 8%) преступления экономической направленности наносят колоссальный материальный ущерб 177,5 млрд рублей. [1] Аналогичная ситуация сложилась и на объектах транспорта. Комплексный анализ и оценка результатов оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу за 2017 год свидетельствуют, что в структуре преступности преобладают кражи (47,66%), преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (15,22%), преступления экономической направленности (9,26%). В этот период в производстве органов предварительного следствия Управления на транспорте МВД России по ЦФО находилось 552 уголовных дела экономической направленности. Окончено 108 уголовных дел указанной категории, 72 уголовных дела по обвинению 98 лиц направлено в суд, ущерб по обвинительным заключениям составил 333527000 рублей. 69 уголовных дел расследовались в сроки, превышающие два и более месяцев. Для производства дополнительного расследования возвращено 2 уголовных дела прокурором и 1 судом. Прекращено 35 уголовных дел, по которым ущерб составил 77 838 000 рублей, сумма возмещенного ущерба составила 77820000 рублей. Приостановлено 221 уголовное дело, остаток неоконченных уголовных дел составил 99 дел, из них с установленным лицом - 44 дела. Со сроком расследования более двух месяцев наибольшее количество уголовных дел расследовалось по преступлениям, предусмотренным по ст. 159 УК РФ - 31 дело, ст. 160 УК РФ - 17 дел. Указанное, явилось следствием назначения и производства значительного количества

экспертиз (73 судебно-бухгалтерских, строительно-технических, фоноскопических, компьютерно-технических и иных экспертных исследований), либо необходимости истребования и приобщения к материалам уголовного дела значительного количества документов.

Учитывая результаты приведенного выше анализа, на наш взгляд, основными причинами продления процессуальных сроков явились:

- длительность проведения судебных экспертиз;

- необходимость дополнительного времени для истребования объектов, направляемых на экспертное исследование (экономической, бухгалтерской, финансовой, технической, технологической информации), материалов характеризующих, личность;

- исполнение процессуальных требований, связанных с соединением уголовных дел в одном производстве; окончанием уголовных дел, поступивших из органов дознания МВД и таможни с продленными сроками предварительного расследования;

- возвращение уголовного дела для дополнительного расследования прокурором и судом;

- ненадлежащее расследование уголовным дел, волокита, нарушение процессуальных сроков расследования, в том числе в случаях направления прокурорами уголовных дел компетенции дознания. По всем фактам проведены служебные проверки (34 проверки), виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

В тоже время, анализируя и оценивая данные уголовной статистики, практику расследования экономических преступлений с позиции криминалистического обеспечения этой деятельности, следует отметить, что оно остается недостаточным. Об исключительной актуальности, злободневности проблем борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности высказывается в своих работах А.Ф. Волынский «... следует признать, что наше общество пока не осознает в полной мере опасность преступлений» [2, с. 105]. Государственные программы по реагированию на экономическую преступность отстают от уровня существующей угрозы для бизнеса и общества в целом, а система противодействия экономической преступности недостаточно эффективна. Об этом свидетельствует:

- несовершенство действующего законодательства;

- дискуссионность правовых оснований включения тех или иных деликтов в разряд экономических преступлений;

- размытость терминов «экономические преступления», «преступления экономической направленности», «преступления в сфере экономической деятельности», используемых в различных нормативных актах.

- не эффективная система выявления и расследования этих преступлений, реализуемая правоохранительными органами, а также существующие проблемные вопросы в доказывании факта совершения экономического преступления и его отдельных обстоятельств;

Одной из проблем расследования экономических преступлений является отсутствие научной концепции определения правовых оснований включения тех или иных деликтов в разряд экономических преступлений. В настоящее время в их перечень включены все преступления, совершенные в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Не сформулирована криминалистическая характеристика данного вида преступной деятельности. В научной и практической литературе в основном дается квалификационная характеристика преступной деятельности, составленная на основании уголовно-правового описания преступления. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики не могут находиться на одном классификационном уровне, и отсутствие последней затрудняет формирование криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений. Как отмечает А.Ю. Головин, в современных условиях деятельность лица осуществляющего дознание и следствие осложняется различными факторами и ситуациями, в результате чего существующие криминалистические рекомендации не всегда работают [3, с. 3].

Развитие экономики, появление новых отраслей, обновление технологии экономических взаимоотношений и документооборота, учета и регистрации финансово-экономической деятельности, порождает определенные проблемы в деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию экономических преступлений и влечет необходимость разработки новых методов и методик по выявлению этих преступлений.

Из-за несовершенства имеющихся методик по выявлению современных экономических преступлений вне сферы поисковой деятельности правоохранительных органов остаётся значительный объем преступных деяний в экономической сфере. Особо следует отметить преступную деятельность в экономической сфере на объектах железнодорожного транспорта.

Методически расследование экономических преступлений представляет собой процесс, обладающий своими особенностями, отличающийся от расследования, например, общеуголовных преступлений. Следователю в практике расследования таких преступлений приходится сталкиваться с поиском, обнаружением, изъятием и исследованием особенной информации -экономической, и особым видов следов - документальных. Помимо того, использование следователем в качестве доказательств экономической информации и документации, свидетельствующей о преступной деятельности индивидуализируется отраслевыми особенностями той сферы экономики, в которой они совершаются. Ярким подтверждением тому является железнодорожная отрасль Российской Федерации, и экономические преступления совершаемые в ней.

Осуществляя расследование следователь, исходя из индивидуализирующих особенностей совершенного экономического преступления, на основе личностного подхода, в каждом конкретном случае творчески, с учетом имеющихся специальных экономических, правовых и криминалистических знаний решает, какие тактические приемы, технические

средства, методические решения в каком порядке он должен применить в сложившейся следственной ситуации, чтобы обеспечить раскрытие преступления. Иными словами лицо осуществляющее расследование старается так организовать и систематизировать свою деятельность, чтобы рационально подчинить ее методической целесообразности. Для этого используется собственный опыт организации и осуществления следственной работы проводившейся по уголовным делам аналогичной категории, ведется поиск оправдавших себя на практике подходов и приемов, которые способствовали успешному расследованию.

Интервьюирование сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел на транспорте указывает на недостаток индивидуального профессионализма, проявляющийся в том, что большая часть следователей, расследующих экономические преступления, работают в должности до 3-х лет, а применяемые ими специальные знания не характеризуются системностью. Следственная практика свидетельствует о том, что сроки предварительного следствия затягиваются, наблюдается активное противодействие процессу расследования. Эти и иные указанные нами выше обстоятельства вызывают необходимость обобщения имеющегося передового научно обоснованного практического опыта расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, в целях создания криминалистических информационных моделей (описаний, характеристик, рекомендаций и т.д.) основывающихся на положениях криминалистической теории поисково-познавательной деятельности, криминалистической техники и криминалистической тактики. По мнению С.П. Митричева, «несмотря на индивидуальность и своеобразие каждого преступления, имеется много общего в способах совершения, действиях преступника и следах им оставленных, в преступных связях, в обстоятельствах, подлежащих доказыванию» [4, с. 28].

Анализ практики противодействия экономической преступности, в том числе и на объектах железнодорожного транспорта, убедительно показывает важность существования организованной и эффективно функционирующей системы криминалистического обеспечения деятельности следователя. Появление термина «криминалистическое обеспечение» стало обусловлено назревшими потребностями в разработке, внедрении в практическую деятельность криминалистических методов, приемов и средств выявления, собирания, исследования и использования значимой для раскрытия и расследования преступлений информации. По мнению В.Г. Коломацкого криминалистическое обеспечение представляет собой систему криминалистических знаний и основанных на них навыков и умений по использованию научных криминалистических рекомендаций, и применению криминалистических средств, методов и технологии их использования в целях предотвращения, выявления, раскрытия и расследования преступлений [5, с. 61]. Ю.Г. Корухов, считает криминалистическим обеспечением систему внедрения в практическую деятельность должностных лиц, подразделений, служб и органов внутренних дел криминалистических знаний, воплощенных в

умение работников использовать научные, методические и тактические криминалистические рекомендации, технико-криминалистические средства и технологии [6, с. 146]. З.И. Кирсанов в криминалистическое обеспечение борьбы с преступностью вкладывает и методическую составляющую, рассматривая его не только как решение прикладных криминалистических задач по разработке и предоставлению судебно-следственным, оперативно-розыскным правоохранительным органам криминалистических средств и методик получения, оценки и использования информации, необходимой для раскрытия и расследования преступлений, но и в тоже время, как решение дидактической функции, включающей в себя разработку систем обучения практических сотрудников органов внутренних дел криминалистическими знаниям и криминалистическим методикам [7, с. 175].

Разновидностями криминалистического обеспечения расследования преступлений выступают: технико-криминалистическое обеспечение; тактико-криминалистическое обеспечение; методико-криминалистическое обеспечение используемые в различных криминалистических операциях и ситуациях технического, тактического и методического характера [8, с. 56].

Технико-криминалистическое обеспечение оказывает влияние на деятельность субъекта расследования по применению технико -криминалистических средств при работе с вещественными доказательствами [9, с. 16]. С позиции А.Ф. Волынского, оно является организационно-функциональной системой, направленной на создание условий к быстрому и эффективному решению технико-криминалистических задач, и практической реализацию этих условий в целях получения, накопления, обработки криминалистически значимой информации и её использования в процессе раскрытия преступлений [10, с. 66]. Конкретизируя приведенную точку зрения, отметим, что технико-криминалистические ситуации определяют характер действий следователя, направленных на решение частных задач технико-криминалистических операций.

Тактико-криминалистическое обеспечение используется применительно к тактике отдельных следственных действий, когда в основе определения тактического характера криминалистической ситуации может лежать степень и противодействие, оказываемое в процессе предварительного расследования [11, с. 13].

Приведенные выше определения криминалистического обеспечения деятельности можно связать познавательным компонентом их содержания -криминалистическими знаниями, умениями, навыками. Методический характер их применения в криминалистических ситуациях определяется уголовно значимой доказательственной и ориентирующей информацией, посредством которой конкретизируется направление и ход расследования [12, с. 168].

Методико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений включает в себя совокупность криминалистических знаний, технико-криминалистических средств, тактических приемов и частных криминалистических методик, конкретное применение которых с учетом

индивидуальных особенностей отдельных видов преступлений, в совокупности, способствует выполнению практической задачи - расследованию преступления. По мнению А.В. Варданяна и О.П. Грибунова, расследование преступлений представляет собой трудоемкую работу, для достижения результатов в которой следователю необходимы определенные знания и умения [13, с. 27]. Под методико-криминалистическим обеспечением расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта понимается система специальных (отраслевых экономических) и криминалистических знаний, навыков, умений следователя по применению криминалистических средств, методов, в целях выявления, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, а также их предотвращения. В его основе лежит криминалистическая готовность следователя к обеспечению раскрытия и расследования экономического преступления, на основе разработанных криминалистикой рекомендаций для обеспечения задачи эффективного решения возникающих криминалистических задач.

Применительно к решению задач криминалистического обеспечения противодействия экономическим преступлениям, совершаемым на объектах железнодорожного транспорта, методико-криминалистическое обеспечение основывается на необходимости существования готового алгоритма действий следователя, конкретизированные задачей своевременного и качественного выявления, раскрытия и расследования преступления. В основе алгоритмизации методико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта в первую очередь должны лежать:

1. Специальные знания о железнодорожной транспортной отрасли. Железнодорожный транспорт Российской Федерации сегодня представляет собой жизненно важную, высокотехнологичную отрасль хозяйства (обладающую функциональными, организационно-административными, инженерно-экономическими, финансовыми и иными особенностями), обеспечивающую экономическую безопасность и целостность государства. Он охватывает железнодорожные пути, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, инфраструктурные сооружения и объекты, оборудование, парк подвижного состава, станции, и пр. Для успешного выявления и расследования экономических преступлений в указанной отрасли, безусловно, являются специальные знания [14, с. 93; 15, с. 5]. Они включают в себя нормативные документы и решения Правительства РФ и МПС, определяющих работу и развитие железнодорожного транспорта и народного хозяйства в целом; экономику размещения и размеры предприятий; технико-экономические особенности и сферы рационального применения железнодорожного транспорта; основные принципы и структуру управления железнодорожным транспортом России; особенности экономической деятельности предприятий железнодорожного транспорта, технико-экономические показатели их работы; основные направления развития

материально-технической базы, структуру и классификацию основных и оборотных фондов железных дорог; методы экономической оценки транспортных затрат, капитальных вложений, инвестиций и их эффективности; отраслевые особенности техники, технологии, организации труда; планирование, учет анализ и контроль грузовых и пассажирских перевозок, эксплуатационной работы объектов, и системы их обслуживания

2. Криминалистические знания в виде совокупной информации об уровне современного познания закономерностей железнодорожного транспорта в целом и отдельно профессиональной деятельности в ней отдельных субъектов, составляющих основу в борьбе с экономическими преступлениями. Для выработки рекомендаций по использованию методов, средств и приемов выявления, собирания, исследования и использования доказательств в раскрытии, расследовании и предупреждении экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, особую ценность составляют прикладные знания в форме научных рекомендаций о выявлении и расследовании типичных для железнодорожного транспорта преступлений. К их числу относятся знания криминалистической методики расследования отдельных видов экономических преступлений, имеющих место в железнодорожной отрасли хозяйства:

- знания о следственной практике, опыте и организации расследования и предотвращения экономических преступлений;

- знания о криминалистической характеристике экономических преступлений;

- знания о механизмах преступлений, способах их подготовки, совершения и сокрытия и др.

3. Криминалистические приемы, как наиболее рациональные и эффективные способы действий следователя или наиболее целесообразная линия его поведения осуществляемая в процессе собирания, исследования, оценки и использования доказательств. В практике расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта используются как технические (технико-криминалистические), так и тактические криминалистические приемы. Содержание технических криминалистических приемов в настоящее время требует переосмысления и модернизации, что диктуется современным состоянием экономики железнодорожного транспорта, появлением новых экономических специальностей, ее цифровизацией, совершенствованием способов совершения экономических преступлений, оставляемых ими специфических электронных следов (их преобладании над материальными следами) [16, с. 9; 17, с. 237; 18, с. 12; 19, с. 5]. В этой связи, особую значимость приобретают необходимость создания действенной системы приемов обнаружения следов с использованием интерактивных систем алгоритмизирующих процесс выявления следов экономического преступления, его раскрытия и расследования. Практическим инструментом может явиться создание программных продуктов, осуществляющих мониторинг экономической, бухгалтерской, финансовой,

налоговой и отчетной информации предприятия, выполняющих поиск криминалистически значимых элементов в ней, содержащихся в таких специализированных программах (программные продукты SAP R-3 (в ОАО «РЖД»), «1С: Бухгалтерия», «Импульс-ИВЦ» и др.).

Активная цифровизация экономики, включая и отрасль железнодорожного транспорта, предопределяет тенденцию совершения преступлений в сфере экономики железнодорожного транспорта с использованием компьютерных технологий. Их особенностью является специфичность бухгалтерского программного обеспечения используемого в железнодорожной отрасли, вариабельность системных конфигураций и специализаций исследуемых объектов, что требует готовности оперативного работника или следователя к корректировке методики и тактики производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

4. Тактические криминалистические приемы должны строиться на основе современного подхода к организации расследования преступлений [20, 92]. Для расследования экономических преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, рекомендуется активное вовлечение в процесс подготовки и проведения отдельных следственных действий, организационно-технических мероприятий специалистов железнодорожной отрасли, экспертов экспертно-криминалистических подразделений, оперативных сотрудников экономических подразделений органов внутренних дел на транспорте. В этой связи уместным будет совершенствование работы оперативных подразделений, осуществляющих выявление и раскрытие экономических преступлений на объектах транспорта путем введения узкой специализации по линейному принципу, основывающейся на обслуживании оперативно-экономическими сотрудниками отдельных направлений экономической деятельности (коррупционная направленность, пассажирские и грузовые перевозки, инвестиционная деятельность, финансово-кредитные и расчетные операции, материально-производственные запасы, строительство, ремонт реконструкция и пр.).

5. Тактические комбинации и тактические операции организуемые следователем и осуществляемые во взаимодействии с оперативными работниками в виде комплекса тактических приемов (оперативно-розыскных мероприятий) и следственных действий, объединенных единым замыслом, проводимых по единому плану, учитывающих конкретную следственную ситуацию, направленных на решение сложной промежуточной задачи. Практика расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта свидетельствует об ее особенностях. Основной проблемой расследования экономических преступлений является сложность их документирования, включая выявление и закрепление документальной информации. Такая информация может содержаться в следующих источниках:

- в бумажных носителях информации (бланки документов, ведомости, отчеты, балансы);

- в электронных носителях информации (бухгалтерское программное обеспечение и память компьютера);

- в данных черновой бухгалтерии, объединяющей в себя документы и электронные носители (документы, записи, тетради, компьютерные файлы, программы).

Для установления факта совершенного преступления, его времени, места, обстоятельств наряду с документами, отражающими истинное положение дел, необходимо обнаружение и изъятие фальсифицированной (подложной) документации, отображающей преступную деятельность. Достижению подобных целей должны способствовать применение тактической комбинации «Документы» с ее делением на такие подвиды как «Общие документы», «Бухгалтерский документ», «Электронный документ», обусловленные особенностями обнаружения, фиксации изъятия, осмотра и хранения документов (бланков) как в материальной форме, так и в форме электронного документа (записи) с учетом особенностей построения информации в соответствии со спецификой отрасли железнодорожного транспорта [21, с. 162; 22, с. 149]. Такие документы могут содержаться в делах бухгалтерской службы, подразделений работы с персоналом, безопасности, информатизации, инвестиций, капитального строительства, корпоративного имущества, и коммуникаций, финансов, методологии тарифообразования грузовых и пассажирских перевозок, налоговой политики организации оплаты труда, технической политики, социального развития и др. плановых, коммерческих, сбытовых, делах бухгалтерии, архиве предприятия, налоговом органе. Электронные документы могут содержаться как в памяти компьютера, на специальных электронных носителях, ведомственных сетях электронного документооборота и служебной переписки, сети интернет.

5. Технико-криминалистические приемы и методы, используемые в процессе выявления и расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Представляют собой наиболее рациональные способы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования и использования доказательственной информации, посредством использования специальных криминалистических средств. При формировании технико-криминалистических приемов и методов, используемых при расследовании экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта, используются достижения наук экономического профиля, как общих, специальных (отраслевых), так и технических [23, с. 22].

Синтез перечисленных выше средств обуславливает необходимость разработки типовых рекомендаций, программ и алгоритмов по предотвращению, раскрытию и расследованию экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Они будут способствовать формированию современной криминалистической методики расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, определению особенностей этой деятельности; познанию способов, применяемых преступниками при совершении противоправных деяний;

построению типичных следственных версий, имеющих место в оперативно-следственной практике; выборе необходимых технико-криминалистических средств, первоначальных и последующих следственных действий, организационных мероприятий проводимых во взаимодействии с оперативными сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, специалистами - криминалистами, экспертами, последовательности их применения; определении круга лиц, среди которых необходимо осуществлять поиск подозреваемого и свидетелей; конкретизация доказательственной базы и способов ее получения и др. Только использование в комплексе методических, тактических, технико-криминалистических и технико-специальных средств деятельности по расследованию преступлений, организационно-правовые возможности оперативно-разыскных, следственных и экспертных подразделений органов внутренних дел на транспорте смогут обеспечить эффективность противодействия экономическим преступлениям, совершаемым на объектах железнодорожного транспорта.

Список литературы

1. Состояние преступности за 2017 год // Официальный сайт МВД России (дата обращения: 21.05.2018).

2. Волынский А.Ф. Преступления в сфере экономики: организация и методика расследования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016.№2 (34). С. 105-110.

3. Головин А.Ю. Криминалистические системы и классификации: вопросы практического использования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 1. Ч. II. С. 3-11.

4. Митричев С.П. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений // Криминалистика и судебная экспертиза. Республиканский междуведомственный сборник научных и научно-методических работ. Киев: Вища шк., 1973. С. 27-33.

5. Криминалистика в трех томах. Том 1 / под ред. Р.С. Белкина, В.Г. Коломацкого. М., 1995. 279 с.

6. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: науч.-практич.пособ. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. 288 с.

7. Кирсанов З.И. К проблеме распознавания личности в криминалистике: Теоретические и процессуальные проблемы судебной экспертизы // Применение научных методов при расследовании преступлений и изучении преступности: Теоретические и процессуальные проблемы судебной экспертизы. Материалы Всесоюзной научной конференции. М., 1973, Ч. 1: Вып. 1. С. 174-177.

8. Комаров И.М. Криминалистические операции и криминалистическая характеристика раскрытия, расследования и предотвращения преступлений // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2003. № 2. С.51-56.

9. Снетков В.А. Элементы технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия // Следственная ситуация: сб. науч. тр.; отв. ред. В. В. Клочков. М.: ВНИИПП, 1985. - С. 16-20.

10. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как форма реализации социальных функций криминалистики // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №3 (6). С. 64-69.

11. Герасимов И.Ф. Криминалистическая тактика и следственные ситуации // Теоретические проблемы криминалистической тактики. Свердловск, 1981. С. 13-17.

12. Баев О.Я. Основы криминалистики: курс лекций. М., 2001. 288 с.

13. Варданян А.В., Грибунов О.П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. №2 (81). С. 23-35.

14. Леханова Е.С. Проблемы криминалистической адаптации судебно-экономических знаний к задачам раскрытия и расследования преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. № 2 (9). С. 91-95.

15. Еремин С.Г. Объективные закономерности возникновения информации о преступных хозяйственно-финансовых операциях в данных бухгалтерского учета // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 3. С. 1-7.

16. Вехов В.Б. Автоматизированные методики расследования преступлений как новое направление в криминалистической технике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. Вып. 1. Ч. II. С.8-11.

17. Мещеряков В. А. Цифровая криминалистика // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. №4 (15). С. 231-241.

18. Бертовский Л.В. Расследование преступлений экономической направленности: науч.-практич. пособ. М: Проспект. 2016. 304 с.

19. Толстухина Т.В. Влияние информационных технологий на развитие общей теории судебной экспертизы. Тула, 2000 . 76 с.

20. Петрухина О.А. Использование консультационно-справочной помощи специалиста в ходе расследования экологических преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 1. Ч. II. С. 91-95.

21. Годовникова А.М. Классификация тактических комбинаций, используемых при раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики // Территория науки. 2014. №1. С.156-165;

22. Журавлев С.Ю. Комплексная характеристика методических и тактических средств расследования преступлений в сфере экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России2016. №2 (34). С.141-155.

23. Шурухнов Н.Г., Лучин И.Н. Методические рекомендации по изъятию компьютерной информации при проведении обыска // Информационный Бюллетень Следственного комитета МВД РФ. М., 1996. № 4(89). С. 22-28.

Чиненов Евгений Владимирович, канд. экон. наук, доц., начальник кафедры, Chinenovevg@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина,

Щукин Владимир Иванович, канд. юрид. наук, доц., проф. кафедры, SchukinV1956@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина

CURRENT STATE OF METHODOLOGICAL AND FORENSIC SUPPORT OF INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES

E.V. Chinenov, V.I. Shchukin

The article deals with the current state of methodological and forensic support for the investigation of economic crimes committed at the railway transport facilities. The necessity of development of recommendations for investigation in this sphere of economy, which is one of the priority directions of development offorensic science and practice, is substantiated.

Key words: methodological and forensic support, private investigation technique, algorithm of detection and investigation of crimes committed at railway transport facilities.

Chinenov Evgeniy Vladimirovich, сand. econ. in science, Assoc., Head of the Department, Chinenovevg@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after I.D. Putilina,

Shchukin Vladimir Ivanovich, cand. jurid. science, Assoc. Prof. Department, SchukinV1956@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after I.D. Putilina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.