Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития образовательного пространства в высшей школе'

Современное состояние и тенденции развития образовательного пространства в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / МИРОВАЯ ПРАКТИКА / WORLD PRACTICE / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Е.А.

В течение XX века в мировой практике интенсивно проводятся эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза. Современное образование определяется, прежде всего, типом образовательновоспитательной системы, в условиях которой человек получает образование, и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY CONDITION AND TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL SPACE AT A HIGHER SCHOOL

During the XX century experiments of searching of new ways of the school and higher school development take an intensive place in the world practice. First of all modern education is defined by the type of an educational system. In the conditions of this very system a man gets his education, and his inner content depends on the quality of mastering those types of mans activity, his profession is probably among them, which reveal the specific character of an educational system. It depends also on the quality of mastering cultural values belonging to the achievements of science and technique. This statement is explained by the fact that all educational establishments concentrate in themselves fundamentals of the developed scientific knowledge and higher samples of mans sociocultural activity and his epoch. Searching of new models of education is in progress, and this process is unlimited. Everyday practice proves the effectiveness of a certain model of the education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития образовательного пространства в высшей школе»

современное состояние и тенденции развития образовательного пространства в высшей школе

Кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Пархоменко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В течение XX века в мировой практике интенсивно проводятся эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза. Современное образование определяется, прежде всего, типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование, и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика.

Ключевые слова: образование, образовательное пространство, система образования, содержание образования, мировая практика, высшие учебные заведения.

В течение XX века в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза. В результате имеет место огромное разнообразие типов школ [4, 5].

Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов [1].

Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрацией образовательных систем [7].

В результате мировых интеграционных процессов к концу XX века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и

регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы [2].

Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели [7, 10]:

Американская модель: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей - университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия и основная школа - институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа-колледж - университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа -полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж - институт, университет и академия - аспирантура - докторантура.

Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика.

В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования [8, 10].

В современной России система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений: купеческие, казачьи, фермерские, морские школы, кадетские корпуса, адаптивные образовательные учреждения, школы-лаборатории, оригинальные образовательные комплексы, национальные школы (еврейская, кал-

мыцкая, ненецкая, финская). Так же в едином образовательном пространстве появились международные школы и университеты, частные школы и вузы [6].

Образование включает в себя как бы два аспекта: с одной стороны, - это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и с другой, - это уровень овладения человеком социального опыта, который в данном случае включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний и характера отношений к окружающей действительности на основе накопленных знаний и опыта. В процессе передачи обществом опыта подрастающим поколениям у них формируется и собственное отношение к окружающей действительности [2, 7].

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования [9].

Содержание образования определяется в Законе РФ как один «из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства» [6].

Следует отметить, что содержание образования -это и дидактическое воплощение знаний о мире и способах деятельности человека в этом мире, опыта осуществления его творческой деятельности, нормы отношений к миру, к людям и к себе. Содержание образования - это как бы определенное соотношение элементов важнейших видов образования [3].

На различных этапах эволюции общества возникали и соответствующие виды образования, соотношение и совокупность которых определяли содержание и систему образования на каждом этапе общественного развития. Так, на самых первых этапах становления человеческого общества процесс образования носил в основном характер подражательной деятельности. Опыт воспринимался подрастающими поколениями в процессе непосредственной практической деятельности, где, прежде всего, у них формировались практические умения и навыки выполнения важнейших для определенного уровня развития общества видов деятельности: добывание пищи, добывание огня, защита тела от колебаний температуры, использование простейших средств труда и пр. Знания об окружающей природе человечеством длительный период накапливались довольно медленно. Люди наблюдали определенные повторяющиеся явления, происходящие в окружающей действительности, подмечали их закономерности, но не всегда могли понять причины проис-

хождения этих явлений. На первых этапах становления общества процесс образования носил элементарный прообраз допрофессиональной подготовки подрастающих поколений по выработке наиболее важных практических умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность человека [9].

Неслучайно и современный процесс образования как таковой начинается не столько с формирования знаний, сколько с развития, прежде всего, естественных органов трудовой деятельности человека (мозга, рук, ног ребенка) и с формирования умений и навыков обращения с простейшими средствами труда (умений пользоваться карандашом, ручкой, ножом, иголкой, шилом, ножницами и т. п.), а также умений читать, считать, писать. Уже в дошкольном возрасте у детей формируются и другие умения, они знакомятся с важнейшими видами практической деятельности человека: играют в больницу, в магазин, в школу и пр. Такой характер образования можно рассматривать как первый этап элементарного допрофессионального образования. Это своеобразный вид образования и его нельзя свести только к технологической подготовке, особенность которой состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части, как отмечается в базисном плане [1, 4, 5].

Развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем, через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования [7, 8].

Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Целью любой образовательной системы являются обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы образовательной системы включены не просто в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи является взаимосодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности. Развитие человека в образовательной системе как личности и субъекта деятельности - это обязательно:

1) развитие интеллекта,

2) развитие эмоциональной сферы,

3) развитие устойчивости к стрессорам,

4) развитие уверенности в себе и самопринятия,

5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других,

6) развитие самостоятельности, автономности,

7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования [7, 8].

Вид или тип современного образования определяется, прежде всего, типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возмож-

но и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи [3, 7].

С развитием познания, с накоплением человечеством знаний о природе, обществе и человеке, с постепенным повышением роли знаний в осуществлении наиболее общих видов трудовой деятельности, наряду с таким специфическим видом образования, которое впоследствии стало именоваться «профессиональное», возникло общее образование. В процессе количественного накопления человечеством знаний о естественной природе общее образование все в большей степени становилось ведущим видом образования, поэтому неслучайно этот традиционный вид образования (общее) в базисном учебном плане рассматривается как «фундаментальное (общенаучное и общекультурное) образование» [2, 9].

Образование, в конечном итоге, способствует не столько формированию и развитию умственных способностей, мыслительной деятельности человека, сколько развитию его сознания в целом, характер и уровень которого определяют эффективность как познавательной, так и трудовой деятельности.

С усилением роли общего образования в осуществлении непосредственной практической деятельности, с возникновением и развитием механизмов и машин в общественном производстве человечество, наряду с углублением познания законов природы, создавало так называемую «вторую природу». С развитием этой второй природы (природы, созданной человеком) в ней самой стали проявляться свои специфические законы и закономерности, познание и применение которых в непосредственной практической деятельности способствовало повышению эффективности общественного производства [7].

С позиции практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования [5].

История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны [3].

В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет [9].

Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям.

Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах [9]:

• в историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека;

• в рамках культурологической парадигмы высшего образования;

• в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы;

• как модели мирового и национального университетского образования:

• через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов;

• подготовки квалифицированных специалистов;

• описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;

• через раскрытие специфики университетской среды;

• обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете;

• через инновационные процессы в системе высшего образования.

К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателей: одну - для оценки вуза в рамках страны и всей системы высшего образования, другую - для оценки особенностей и динамики развития вуза [8].

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство. Поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня [4].

В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы. Все страны объединяет понимание, что современное образование должно стать международным. То есть, университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащения его личности [5].

В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений (под эгидой классического университета) в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. В разных странах наблюдается объединение университетов с промышленными комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий [4, 5].

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответ-

ствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство [10, 11].

Тенденции современной новации в системе университетского образования [9, 10]:

• Многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения, в выборе будущей специальности и способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности.

• Мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

• Интеграция всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

• Перевод высшей школы России на самофинансирование.

• Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов.

Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.

Школы и высшие учебные заведения как мировые образовательно-воспитательные системы прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов [6, 7].

Процесс освоения и созидания человеком культурных ценностей возносит университет до вершин достижений человечества. Это обусловлено и тем, что содержание университетского образования непрерывно пополняется из культурного наследия всех стран и народов, из разных отраслей науки, жизни и практики человека. Поэтому высшее образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры, науки), так и всего общества [9].

В качестве образовательных, культурных и научно-исследовательских центров педагогические университеты могут помочь в получении новых знаний о проблемах образовательной практики в мире, оказать помощь в решении ряда актуальных проблем всех уровней и видов образования. Потенциал и автономия университетов могут использоваться для решения крупных этических и научных педагогических и социальных проблем, с которыми в недалеком будущем столкнется общество, а также послужить интегрирующим элементом модерни-

зации системы общего образования, сохраняя лучшие традиции отечественного образования [9].

Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики.

Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровня образования определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины [6].

Плодотворность образования определяется степенью реализации целей и образовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования.

Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования [3].

Без высшего образования педагогов никакого развития быть не может: именно высшая школа ответственна за подготовку учителей, разработку программ и проведение исследований в области образования. Университеты должны стать активными участниками решения актуальных, жгучих проблем современности: ликвидации нищеты, нетерпимости, жестокости, неграмотности, голода, сохранения окружающей среды. В рамках педагогического университета идет осмысление радикальных реформ школьного образования в конце XX века и формирование новой философии управления образованием и образовательной политики [9, 10].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гершунский, Б. С. Менталитет и образование. - М., 1996.

2. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. - М.: Просвещение, 1993.

3. Журавлев, Е. М. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

4. Лиферов, А. П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). - Рязань, 1997.

5. Лиферов, А. П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. - М., 1997.

6. Миронов, В. Б. Век образования. - М.: Педагогика, 1990.

7. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. - М., 1997.

8. Попков, В. А., Коржуев, А. В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. - М., 2000.

9. Садовничий, В. А., Белокуров, В. В., Сушко, В. Г., Ши-кин, Е. В. Университетское образование. - М., 1995.

10. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.

11. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

present-day condition and tendencies of the development of an educational space at a higher school_

Parhomenko E., Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161

During the XX century experiments of searching of new ways of the school and higher school development take an intensive place in the world practice. First of all modern education is defined by the type of an educational system. In the conditions of this very system a man gets his education, and his inner content depends on the quality of mastering those types of man's activity, his profession is probably among them, which reveal the specific character of an educational system. It depends also on the quality of mastering cultural values belonging to the achievements

of science and technique. This statement is explained by the fact that all educational establishments concentrate in themselves fundamentals of the developed scientific knowledge and higher samples of man's sociocultural activity and his epoch. Searching of new models of education is in progress, and this process is unlimited. Everyday practice proves the effectiveness of a certain model of the education.

Key words: education, educational space, system of education, content of education, world practice, higher educational establishment.

инновационный подход к изучению теории и методики физической культуры и спорта

Кандидат педагогических наук, доцент М. А. Ким

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент

В статье представлены результаты исследования инновационного подхода к изучению теории и методики физической культуры и спорта. Определены пути коррекции недостатков в здоровье инновационными методами и средствами физического воспитания. Проводится внедрение в лекционную, семинарскую и самостоятельную работу студента с преподавателем на занятиях в ЮКГИ им. М. Сапарбаева на кафедре начальной военной подготовки и физического воспитания в период с 2006 по 2010 учебный год.

Ключевые слова: учебный материал, унификация объема знаний, индивидуализация обучения, уровень самообразования.

Введение. На современном этапе развития системы образования в Республике Казахстан является необхо-

димым повышение эффективности учебного процесса, в частности по теории и методике физического воспитания. В связи с этим актуально внедрение физической культуры и спорта в повседневный быт учащихся с помощью инновационных разработок, то есть выработка обязательных, последовательных элементов действий, которые при определенных условиях должны привести к прогнозируемому результату. Эта необходимость подтверждается Законом «О физической культуре и спорте» в Республике Казахстан [1].

С этой целью нами была пересмотрена дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» и разработан учебный материал для студентов высших физкультурных учебных заведений с использованием кредитной системы так, чтобы учитывалась унификация объема знаний и создавались условия для максимальной индивидуализации обучения и усиливалась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.