Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы развития физической культуры в вузе'

Современное состояние и проблемы развития физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PROGRAM / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Высоцкая Татьяна Петровна, Ростеванов Александр Георгиевич

В статье рассмотрены проблемы, возникшие при создании рабочих программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения. Обозначены важные аспекты, способствующие разработке рабочих программ, отвечающих современным требованиям. Приведены результаты опроса обучающихся с целью выявления мнения студенческой молодежи о процессе физического воспитания в вузе. Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет образовательным организациям реализовывать дисциплины (модули) по физической культуре и спорту самостоятельно, что создает возможность трактовать содержание дисциплин вольно. Это может привести к несоответствию цели дисциплин государственной политике в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Высоцкая Татьяна Петровна, Ростеванов Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses problems, which arose during designing working programs for modules on physical culture and sport according to the federal state education standard of higher education of the new generation. The authors showed important aspects fostering the development of working programs which can meet the current requirements. Figures of the survey conducted among students in order to find out their opinion about the process of physical training in university. The federal state education standard provides the opportunity to realize modules on physical culture and sport independently and it makes it possible to interpret the subject content freely. However, it could distort the target of subjects of state policy in the field of physical culture and sport.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы развития физической культуры в вузе»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Бочкарева Светлана Игоревна

старший преподаватель кафедры физического воспитания № 2 РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Bochkareva.SI@rea.ru

Высоцкая Татьяна Петровна

старший преподаватель кафедры физического воспитания № 2 РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Vysotskaya.TP@rea.ru

Ростеванов Александр Георгиевич

заведующий кафедрой физического воспитания № 2 РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Rostevanov.AG@rea.ru

В статье рассмотрены проблемы, возникшие при создании рабочих программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения. Обозначены важные аспекты, способствующие разработке рабочих программ, отвечающих современным требованиям. Приведены результаты опроса обучающихся с целью выявления мнения студенческой молодежи о процессе физического воспитания в вузе. Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет образовательным организациям реализовывать дисциплины (модули) по физической культуре и спорту самостоятельно, что создает возможность трактовать содержание дисциплин вольно. Это может привести к несоответствию цели дисциплин государственной политике в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, образовательная программа, компетенции.

CURRENT CONDITION AND PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE DEVELOPMENT

IN UNIVERSITY

Bochkaryova, Svetlana I.

Senior Lecturer of the Department for Physical Training N 2 of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: Bochkareva.SI@rea.ru

Vysotskaya, Tatyana P.

Senior Lecturer of the Department for Physical Training N 2 of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: Vysotskaya.TP@rea.ru

Rostevanov, Alexander G.

Head of the Department for Physical Training N 2 of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: Rostevanov.AG@rea.ru

The article discusses problems, which arose during designing working programs for modules on physical culture and sport according to the federal state education standard of higher education of the new generation. The authors showed important aspects fostering the development of working programs which can meet the current requirements. Figures of the survey conducted among students in order to find out their opinion about the process of physical training in university. The federal state education standard provides the opportunity to realize modules on physical culture and sport independently and it makes it possible to interpret the subject content freely. However, it could distort the target of subjects of state policy in the field of physical culture and sport.

Keywords: federal state education standard of higher education, program, competences.

В настоящее время существует проблема ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздрава России, только 14 процентов обучающихся старших классов, потенциальных абитуриентов высших учебных заведений, считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. В частности, 65 процентов детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом. Данные факты необходимо учитывать при разработке рабочих программ, тем более что сами вузы по новому федеральному государственному образовательному стандарту

высшего образования (ФГОС ВО) ответственны за порядок их реализации.

Рабочие программы по физической культуре и спорту должны максимально способствовать улучшению состояния здоровья и физической подготовленности студентов.

В истории становления и развития физической культуры в России после Октябрьской революции 1917 г. прослеживается большое внимание правительства к физическому воспитанию населения в стране. В частности, в июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом во всех вузах СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специалисты. Хотя в СССР не существовало понятия государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы. Они спускались в респуб-

лики и были основой реальных учебных планов. Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплексов «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) и «Готов к труду и обороне» (ГТО), а также Единой Всесоюзной спортивной классификации. Таким образом, на практике была проверена идея образовательных стандартов.

В 1993 г. в России впервые был принят государственный образовательный стандарт (ГОС), который определял обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. На основании этого стандарта Министерством образования Российской Федерации была разработана Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Она была составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

В программе было определено, что «в высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины"»1.

При условии должной организации дисциплины и регулярности учебных занятий был установлен ее объем в 408 часов.

На наш взгляд, в указанной программе важными моментами являлись следующие:

- был раскрыт обязательный минимум содержания дисциплины «Физическая культура» в вузе;

1 ЦКЬ: http://rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/pf/ е£е/ doc/RGMU_Prograшma_discipliny_Fizicheskaja_ Kultura.pdf

- на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов для построения учебного процесса предлагалось примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов (теоретического, практического, контрольного) программы по годам обучения.

С принятием изменений в Законе «Об образовании в Российской Федерации» в 2009 г. стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральными государственными образовательными стандартами не являлись. Они состояли из компонентов - федерального и регионального (вузовского), а также дисциплин по выбору, устанавливаемых вузом.

В данном стандарте были прописаны принципы реализации раздела «Физическая культура». Объем дисциплины был определен в 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен был составлять не менее 360 часов. По нашему мнению, четкое определение объема практических часов не дает возможности образовательному учреждению заменить практические занятия лекционными.

С 1 сентября 2013 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» стали утверждаться федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.

Согласно ФГОС ВО, «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

- базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;

- элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов,

являющихся обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводящихся.

Данные дисциплины реализуются в порядке, установленном организацией»1.

На сегодняшний момент эти дисциплины (модули) не имеют разработанной научно обоснованной рабочей программы дисциплины (модуля), в то время как ранее применялась рекомендованная Министерством образования Российской Федерации Примерная программа дисциплины «Физическая культура», содержание которой обеспечивало достижение цели преподавания дисциплины в вузе - формирование физической культуры личности, а также преемственность преподавания по направлению «детский сад - школа - вуз».

На наш взгляд, в новом стандарте есть следующие противоречия:

- не указано конкретное название дисциплины, которое заменено на размытое «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», в то время как цели и задачи физической культуры и спорта разнятся;

- конкретно не указано, на какую дисциплину отведено 72 академических часа: на спорт или физическую культуру;

- не определено содержание «элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов, являющихся обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводящихся». Занятия, реализуемые в рамках элективных дисциплин (модулей), не включаются в объем основной образовательной программы и могут представлять собой как самостоятельную работу обучающихся, так и контактную работу обучающихся c преподавателем (например, групповые занятия с преподавателем, занятия по выбранному виду спорта и др.). В результате создается возможность замены практических занятий как основы дисциплины согласно теории и методике физического воспитания на другие формы занятий (лекции, самостоятельную работу, волонтерство и др.);

1 ИКЬ: http://fgosvo.ra/news/4A784

- конкретно не указано, к какой части Блока 1 (базовой или вариативной) относятся элективные дисциплины (модули) по физической культуре.

Авторы пришли к следующим выводам:

- во-первых, разработка рабочих программ дисциплин требует четкой формулировки их названия в ФГОС последующих поколений. Отсутствие однозначного названия дисциплин не дает возможности определить их цели, задачи и содержание, что может привести к их излишнему многообразию и отклонению от научных основ физической культуры;

- во-вторых, отсутствие актуальных примерных основных образовательных программ, разрабатываемых с учетом уровня и направленности подготовки на основе ФГОС ВО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 594 (ред. от 9 апреля 2015 г.) «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»), позволяет образовательным учреждениям разнообразно интерпретировать стандарт.

После присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. реформы системы образования, проводимые в России в рамках данного процесса, были направлены на то, чтобы построить в стране систему образования, аналогичную системам образования стран Европы. В рамках реформ системы образования были созданы ФГОС ВПО, в которых впервые появилось понятие «компетенция». В Глоссарии Болонского процесса приводится определение данного понятия: «Компетенция - динамическая комбинация характеристик (относящихся к знанию и его применению, умениям, навыкам, способностям, ценностям и личностным качествам), описывающая результаты обучения по образовательной программе, то есть то, что необходимо выпускнику вуза для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и лич-

ностного развития, которые он обязан освоить и продемонстрировать»1.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» указано: «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22)»2.

В ФГОС ВО нового поколения прописано, что выпускник должен обладать следующей компетенцией: «способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8)»3.

Если провести сравнительный анализ ГОС с ФГОС, то в ГОС были включены требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин. К примеру, в области физической культуры по направлению «Менеджмент»:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В Глоссарии Болонского процесса находим: «Термин "компетентностный подход" базируется на термине "компетенция" и тесно связан с терминами "результаты образования", "студентоцентрированное об-

1 http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/942/ 66942/39718?p_page=11

2 http://base.garant.ru/198749/

3 http://fgosvo.ra/news/4Z1784

разование"». На наш взгляд, требования, прописанные в ГОС, в полной мере раскрывали результаты обучения и не отклонялись от принципа «студентоцентриро-ванное образование». Поэтому в ФГОС следующих поколений следует указывать не только результаты образования (компетенции), но и требования к их формированию.

При составлении современных рабочих программ по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту необходим учет мнения обучающихся. С целью выявления мнения студенческой молодежи на процесс физического воспитания в вузе был проведен опрос. Анализируя ответы студентов, можно констатировать, что они:

- выступают за необходимость широкой пропаганды в стенах учебного заведения здорового образа жизни и донесения физкультурных знаний до каждого обучающегося;

- выражают желание посещать практические занятия не менее двух раз в неделю;

- предлагают обязать студентов, уклоняющихся от посещения практических занятий, прослушивать лекции по физической культуре, на которых преподаватели расскажут о роли физической культуры в жизни человека и об опасности сидячего образа жизни;

- отмечают как положительный момент, способствующий росту интереса и удовлетворенности от занятий, предоставление возможности выбора спортивной специализации для практических занятий;

- называют приобретение лично значимых двигательных умений и навыков (например, игры в волейбол, настольный теннис), а также заметное улучшение физического развития важными мотивами, побуждающими посещать практические занятия;

- считают важным широкое освещение всех спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза и за его пределами, в которых вуз принял участие, активное информирование о победителях и призерах. Это способствует формированию интереса и мотивации к подготовке и участию в со-

ревнованиях даже у самых неспортивных студентов;

- предлагают ввести финальное анкетирование каждого студента после полного прохождения дисциплины «Физическая культура» с целью выявления насущных потребностей студентов в физкультурном образовании [1].

Представленные результаты опроса не претендуют на полноту, но раскрывают некоторые приоритеты развития физического воспитания в вузе, значимые для обучающихся.

Практика показывает, что в вузы поступает молодежь, имеющая низкий уровень физической подготовленности, в то время

как в современном обществе возрастает востребованность в специалистах, обладающих высоким уровнем профессионального здоровья. В связи с этим в настоящее время проблема здоровья студентов становится приоритетным направлением развития высшей школы. Следовательно, становление необходимых компетенций в результате освоения обучающимися основной образовательной программы прежде всего зависит от четко спланированного учебного процесса, от применяемых средств, форм и методов физической культуры, систематического контроля, эффективности их использования на протяжении всего периода обучения в вузе.

Список литературы

1. Бочкарева С. И., Высоцкая Т. П. Современный взгляд на преподавание дисциплины «Физическая культура» в вузе // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее : сборник трудов научно-практической конференции. - Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С. 182-185.

2. Гагиев Н. Н., Пироженко Е. А., Шубенкова Е. В. Оценка уровня удовлетворенности обучающихся качеством преподавательской работы как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 6 (90). - С. 11-19.

3. Худоренко Е. А. Модель предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 4 (88). - С. 32-41.

References

1. Bochkareva S. I., Vysotskaya T. P. Sovremennyy vzglyad na prepodavanie distsipliny «Fizicheskaya kul'tura» v vuze [Today's View on Teaching the Subject 'Physical Culture' in University]. Nauka i obrazovanie: sokhranyaya proshloe, sozdaem budushchee, sbornik trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Education: Retaining the Past We Create the Future, collection of works of the conference]. Penza, MCNS 'Science and Education', 2017, pp. 182185. (In Russ.).

2. Gagiev N. N., Pirozhenko E. A., Shubenkova E. V. Otsenka urovnya udovletvorennosti obuchayushchikhsya kachestvom prepodavatel'skoy raboty kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti vuza [Assessing the Learners' Satisfaction with Teaching Quality as a Factor of University Competitiveness Raising]. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2016, No. 6 (90), pp. 11-19. (In Russ.).

3. Khudorenko E. A. Model' predostavleniya obrazovatel'noy uslugi dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The Model of Providing Educational Service to People with Limited Health Possibilities]. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2016, No. 4 (88), pp. 32-41. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.