Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг г. Волгограда'

Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг г. Волгограда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2346
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / ГОСТИНИЦА / ВОЛГОГРАД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков С.К.

В статье исследуется рынок гостиничных услуг г. Волгограда. Анализируются структура гостиничного предложения и качество обслуживания в местных объектах коллективного размещения. Проводится сравнительный анализ уровня цен гостиниц Волгограда и других городов Южного федерального округа (ЮФО). Делается вывод о низком уровне насыщенности рынка гостиничных услуг г. Волгограда и о перспективности его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг г. Волгограда»

24 (207) - 2011

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 338.48

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКАГОСТИНИЧНЫХУСЛУГ

г. ВОЛГОГРАДА

с. к. ВОЛКОВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: ambiente2@rambler.ru Волгоградский государственный технический университет

В статье исследуется рынок гостиничных услуг г. Волгограда. Анализируются структура гостиничного предложения и качество обслуживания в местных объектах коллективного размещения. Проводится сравнительный анализ уровня цен гостиниц Волгограда и других городов Южного федерального округа (ЮФО). Делается вывод о низком уровне насыщенности рынка гостиничных услуг г. Волгограда и о перспективности его дальнейшего развития.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, рынок гостиничных услуг, гостиница, Волгоград.

Индустрия гостеприимства (гостиничная индустрия) является наиболее важной составляющей индустрии туризма. Современный туризм невозможен при отсутствии достойных средств размещения туристов (гостиниц, турбаз, пансионатов, кемпингов и т. д.). О важности сектора гостиничных услуг говорит тот факт, что туристу невозможно получить визу для въезда в страну (кроме тех случаев, где для въезда в страну виза не требуется) без наличия в стране пребывания забронированного места для ночлега. К примеру, французское консульство в Москве не принимает пакет документов для оформления виз, если не будут предоставлены документы, подтверждающие 100% предоплату гостиничных услуг для туриста [3]. Таким образом,

можно сделать очевидный вывод: нет размещения (ночевки) — нет туризма.

Волгоградская область — один из крупнейших регионов Южного федерального округа России, обладающий большим туристским потенциалом в силу своего уникального географического положения, природных условий и исторического наследия. Самым крупным городом данной области является город-герой Волгоград. Несмотря на значительную культурно-историческую значимость данного города, туристские потоки здесь характеризуются как крайне малые и слабо развивающиеся. Туризм в городе играет второстепенную роль, несмотря на то, что Волгоград (бывший г. Сталинград) известен далеко за пределами России как историческое место мирового масштаба. На территории Волгограда и Волгоградской области находятся культурно-исторические памятники государственного масштаба. К примеру, монумент «Родина-мать зовет!» вошел в список семи чудес России. Кроме того, Волгоградская область располагает колоссальными природными ресурсами. Натерритории Волгоградской области расположены 7 особо охраняемых природных парков, общая площадь которых составляет свыше 600 тыс. га. Данные природно-рекреационные ресурсы могут и должны быть использованы для развития индустрии туризма в регионе.

Ежегодно область посещают по разным оценкам от 100 до 150тыс. неорганизованных туристов на автомобилях, которые размещаются по берегам водоемов. Внутренний поток туристов в Волгоградскую область, по данным государственного учреждения «Центр туризма» и комитета по физической культуре администрации Волгоградской области, за последние 3 года увеличивался в среднем за год на 4,5—5 % и составил в 2009 г. приблизительно 470 тыс. чел. (в2006г. — 400тыс. чел., в2007г. — 420тыс. чел., в 2008 г. — около 448тыс. чел.).

Индустрия гостеприимства в г. Волгограде и Волгоградской области развита довольно слабо. По данным специалистов-аналитиков, в 2010 г. в Волгограде насчитывалось более 40 гостиниц с совокупным номерным фондом на 3 тыс. мест. Более 1 тыс. номеров распределены между 29 объектами гостиничного проживания категории 1—2 звезды. Кроме того, в городе функционируют 14 гостиниц категории 3 звезды на 650 номеров (см. таблицу). При этом гостиницы категории 4 звезды не прошли государственную сертификацию и не соответствуют заявленному уровню классности [1]. Очевидно, что гостиничное предложение характеризуется дефицитом в сегменте 4 и 5 звезд. Учитывая тот факт, что большинство посещающих Волгоград приезжают с деловыми целями, представляется целесообразным и перспективным строительство гостиниц именно в указанном сегменте гостиничного рынка.

Согласно экспертным оценкам, на каждую 1 тыс. чел. должно приходиться 6 гостиничных мест. Таким образом, на миллионный город должно быть в наличии не менее 6тыс. мест. Обеспеченность населения г. Волгограда гостиничным фондом составляет 3 места на 1 тыс. чел. Это один из самых низких показателей для городов-миллионников. Очевидно, что в структуре гостиничного предложения существует дефицит номерного фонда, который, безусловно, сказывается на динамике туристских потоков как в город, так и в регион в целом.

Средняя стоимость проживания в гостинице категории 1—2 звезды в Волгограде составляет

Структура гостиничного рынка г. Волгограда [2]

Категория гостиницы Количество объектов Количество мест

Гостиницы «1 звезда» 9 700

Гостиницы «2 звезды» 20 1 000

Гостиницы «3 звезды» 14 1 300

Гостиницы «4 звезды» - -

Гостиницы «5 звезд» - -

Итого... 43 3 000

1 950 руб. В сегменте 3 звезды этот показатель равен 3 150 руб. Для сравнения, в г. Краснодаре стоимость проживания в гостиницах той же классности составляет порядка 2 150 руб. и 3 983 руб. в сутки соответственно. Средняя стоимость проживания в гостиницах Ростова-на-Дону составляет 2 074 руб. в сутки для категории 1—2 звезды и 4 127 руб. для категории 3 звезды [1]. Таким образом, Волгоград характеризуется наименьшими ценами на услуги размещения среди крупных городов ЮФО.

Основные пики загрузки гостиничных объектов приходятся на период с марта по ноябрь и связаны с выставочным сезоном, проходящим в это время в Волгограде. Среднегодовая загрузка гостиничных объектов составляет 60%. Средняя продолжительность пребывания в гостиницах Волгоградасоставляет2,5сут. [1].

Один из основных показателей эффективной и качественной работы средств размещения — качество обслуживания. Современный потребитель, в том числе и турист, предъявляет повышенные требования к уровню комфорта и качеству оказываемых услуг. Качество обслуживания в гостиницах зависит прежде всего от уровня подготовки и профессионализма персонала. В связи с этим кадровый вопрос требует особого внимания со стороны менеджмента гостиниц. В Волгограде и Волгоградской области осуществляется подготовка кадров для работы в сфере гостиничного обслуживания. Следует заметить, что данный уровень подготовки пока далек от уровня мирового стандарта и пока находится на достаточно среднем уровне.

Рынок гостиничных услуг г. Волгограда характеризуется какрынокс четко обозначившимися чертами олигополистической конкуренции. Он представлен довольно малым количеством продавцов услуг (гостиниц), вход в отрасль новых производителей гостиничных услуг сильно ограничен. На рынке действуют только внутренние игроки. На территории города и региона нет ни одного коллективного средства размещения из мировой гостиничной сети. Все это негативным образом сказывается на уровне конкуренции и, как следствие, на качестве предоставляемых услуг и уровне цен.

В процессе строительства в городе находятся порядка 13 гостиничных объектов с совокупным номерным фондом более 3 400 мест. Среди них такие крупные гостиничные объекты, как Park Inn Volgograd (4 звезды, 178 номеров), гостиница «Столия» (4 звезды, 134 номера), гостиница Сити-Молл «Премьер» (4 звезды, 160 номеров) [2]. Все это, безусловно, будет способствовать развитию

рынка гостиничных услуг, особенно в сегменте 4—5 звезд.

Можно утверждать, что рынок гостиничных услуг г. Волгограда на данном этапе своего формирования имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Необходимо не только строительство новых объектов размещения, но и значительная модернизация уже существующего номерного фонда гостиниц.

Неразвитость системы коллективного размещения сказывается на уровне развития индустрии туризма в целом. Для преодоления сложившейся ситуации предлагается реализация следующих комплексных мер:

— разработка и принятие долгосрочной целевой программы по развитию индустрии туризма в регионе с выделением рынка гостиничных услуг как приоритетного направления развития отрасли;

— создание благоприятных социально-экономических условий для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию гостиничного комплекса. Выделение наиболее привлекательных с туристской точки зрения мест для гостиничных застроек; создание льготных программ кредитования гостиничного бизнеса;

— развитие на территории города и области системы кемпингов и малобюджетных (социально ориентированных) баз отдыха, рассчитанных в первую очередь на привлечение молодежи, как наиболее активного сегмента туристского рынка;

— подготовка высококвалифицированных кадров международного уровня для работы в сфере гостиничного обслуживания.

Перечисленные меры позволят создать более привлекательный туристский имидж городу и, как следствие, увеличить доходы в муниципальный бюджет от развития индустрии туризма.

Список литературы

1. Володъко И. В. И трудно путнику найти приют. URL: http://www. politrus. сот/2009/07/07/.

2. Материалы круглого стола «Детско-юношеский и молодежный туризм — важнейшая составляющая патриотического воспитания молодого поколения Волгоградской области. Волгоград. 18.06.2010.

3. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. М.: Март. 2003. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.