СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
А. С. ПРОНИН
В статье дается характеристика основных черт организации деятельности федеральных и региональных органов государственной статистики, проанализированы основные статистические показатели, связанные с данной деятельностью, выявлены проблемы, и предложены пути решения данных проблем.
Ключевые слова: федеральная служба государственной статистики, территориальный орган федеральной службы государственной статистики, организация деятельности органов государственной статистики.
В ходе развития рыночных отношений и правового государства требуются кардинальные перемены во всех сферах государственного управления. В процессе реформирования российского общества удалось решить ряд основных проблем по перестройке государственной власти и адаптации ее к новому этапу развития страны. Все это создало необходимые предпосылки для развития деятельности органов государственной статистики как составной части сферы государственного управления.
Переход от плановой экономики к рыночной вызвал необходимость привести официальную статистику в соответствие с информационными запросами, обусловил необходимость тщательного изучения стандартов, методов и способов, принятых в соответствии с международной практикой. Все это стало важной государственной задачей, за выполнение которой стала отвечать государственная статистика.
Роль органов государственной статистики в экономике рыночного типа кардинально отличается от ее роли в плановой экономике, что объясняется различиями в организации экономических процессов. В связи с этим очень важным, как с точки зрения органов статистики, так и пользователей предоставляемой данными органами информации является определение характерных различий и особенностей статистической информации плановой и рыночной экономики.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что за небольшой период в истории рос-
сийской статистики осуществились огромные реформаторские преобразования, что позволило интегрировать в мировой опыт методологии учета и статистики. В настоящее время, вследствие этих фактов, государственная статистика становится рыночной по своей сути и по организационному содержанию. Статистическая информация стала более объективной. В содержательном отношении информация стала сопоставима с мировыми стандартами. Все это приводит к тому, что информация, разрабатываемая Росстатом и его территориальными органами, становиться достоверной, интересной, пригодной для теоретического и практического использования. Это дает возможность наиболее оперативно и полно информировать органы власти и управления, деловые круги, общественность, международные организации об общественно-экономическом положении в России и давать прогнозы состояния экономики страны в будущем [1].
Повышение эффективности деятельности органов государственной статистики является одним из основных принципов совершенствования управления и основывается на организационных структурах, которые в свою очередь соответствуют целям и задачам организации, внедрения нормативов трудоемкости, внедрения новых технологий, совершенствования функционального и технологического разделения труда, оптимизации численности, экономичности системы управления, совершенствования мотивационных механизмов.
Особое значение при определении эффективности управления отводится определению показателей, которые качественно и количественно отражают эффективность деятельности. Оценка эффективности сводится к его целесообразности и результативности. При этом эффективность связывается с необходимостью снижения затрат. Кроме этого, эффективность работы органов государственной статистики и государственных служащих определяется разработкой, внедрением в практику новейших управленческих технологий, при которых государственные служащие имели бы возможность принимать решения по тем или иным вопросам [1].
Особую роль играет внедрение нормативов трудоемкости, которое в практике деятельности органов государственной статистики существуют с 1996 г. Критерием для определения эффективности может служить процент охвата нормированием, соответственно, чем выше данный показатель, тем более оптимально определяется нагрузка на специалистов и их численность.
Все методики оценки эффективности управления имеют как положительные моменты, так и отрицательные. При наличии большого числа методов повышения эффективности резко чувствуется нехватка информации о том, как все эти методики можно использовать.
Оценка эффективности деятельности органов государственной статистики осуществляется по всем комплексам социально-экономических, политических, правовых, научно-технических и иных факторов. Основным фактором реформирования организационной структуры органов государственной статистики стал переход от плановой экономики к рыночной экономике. Данный факт сильно повлиял на организационную структуру территориальных органов государственной статистики, что привело к реформированию технологий вычислительных работ, переходу на унифицированные формы статистических наблюдений, обязало отказаться от отраслевого принципа статистического учета [2].
Организацию деятельности органов государственной статистики следует рассматривать с позиции инструмента для достижения целей или решения поставленных задач. Организационная структура не может оставаться аморфной и не изменяться, так как наряду с изменением целей и задач изменяются как внешнее, так и внутреннее окружение, что требует необходимых перемен.
Исследование территориальных органов государственной статистики показало, что данные органы имеют сложную структуру управления,
состоящую из структур всевозможных типов. В основном данная структура построена по линейно-функциональному принципу, однако в то же время имеются подразделения, построенные по принципу географического расположения (межрайонные отделы государственной статистики и представители в районных центрах). Преимущество данной структуры состоит в наиболее эффективном использовании персонала, простоте координации и контроле за деятельностью с учетом территориальных особенностей, а также возможностью нововведений, что немаловажно в постоянно изменяющихся условиях.
Исследование особенностей методом типизации структур территориальных органов государственной статистики показывает, что при соответствии структуры органа решению поставленных перед ним задач, в каждом комитете выделяются собственные подходы к решению вопросов. Данный фактор указывает не только на территориальные особенности, но и учитывает специфические особенности каждого отдельно взятого органа, отражает его кадровую политику, технологические подходы, способность определять перспективные направления, также выявляет взаимосвязь между структурными подразделениями, специфику руководства в органе, некоторые субъективные факторы руководства, а также направленность каждого органа изменения как в регионе, так и внутри органа [2].
В конце 1998 г. были произведены кардинальные изменения в организационной структуре территориальных органов государственной статистики. Произошел переход органов государственной статистики на государственную службу. В связи с этим была внедрена новая структура, которая базировалась на сквозном принципе, при котором каждое подразделение выполняло только определенную часть всей работы органов федеральной службы государственной статистики. Конечная работа одного отдела в большинстве случаев служит началом для работы другого. Это стало шагом к унификации структуры территориальных органов государственной статистики, связанным с единой технологической политикой и необходимостью реформирования деятельности территориальных органов как единой федеральной структуры.
Однако ни одна из основных организационных структур не позволяет полностью решить поставленные задачи. В дополнение к основной структуре территориальных органов государственной статистики существует практика по созданию координационных механизмов, служащих
для достижения поставленных целей (рабочие или проектные группы, коллегия комитета, научнотехнический совет, комиссии). Комплексный подход способствует повышению эффективности организации деятельности территориальных органов государственной статистики в целом.
Количество государственных служащих, численность специалистов в государственных структурах по большей части зависит от финансовых возможностей бюджета и отчасти от политической так называемой «розы ветров» [3].
При модернизации органов государственной статистики одна из основных проблем кадровой политики состоит в создании для государственных служащих мотивации труда.
На наш взгляд, основным элементом мотивации труда можно определить формирование, использование и совершенствование материальных и моральных стимулов. Система данных стимулов включает в себя мотивационные механизмы поощрения, предоставления социальных гарантий и льгот, которые отражены в действующем законодательстве Российской Федерации, нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, законодательстве субъектов РФ, приказах и других документах территориальных органов государственной статистики.
Социальные гарантии и льготы по своему характеру занимают комбинированное положение в системе мотивации труда. Они одновременно выполняют роль как материальных, так и моральных стимулов и предоставляются федеральным законодательством. В этом их главное отличие от материальных и моральных стимулов, которые предоставляются законодательством субъекта Российской Федерации.
Изучение размера надбавок к должностному окладу, которые установлены федеральным законодательством и законодательством Тамбовской области, показало расхождение по некоторым критериям, вследствие чего размер денежного содержания государственных служащих территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих Тамбовской области имеет существенные различия. При этом законодательство Тамбовской области устанавливает завышенные выплаты, нежели федеральное законодательство, что приводит соответственно к различным денежным поощрениям.
В денежном содержании, которое состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу, материальной помощи и районных коэффициентов, премий, должностной оклад составляет менее трети (от 26,4 % до 28,1 %), а остальную
сумму составляют другие выплаты, которые можно разделить на две группы:
- носящие постоянный характер;
- регулирующиеся в зависимости от личного вклада в конкретном промежутке времени.
Первая группа надбавок формируется при поступлении на государственную службу и имеет постоянный характер. Мотивационную же значимость имеют надбавки второй группы, которые позволяют ежемесячно повысить размер денежного содержания в зависимости от личностных качеств и вклада в деятельность организации.
Районные коэффициенты в денежном содержании составляют 34,3 %, то есть больше, чем должностной оклад. Согласно уровню жизни в Тамбовской области и регионах Европейской части России, где нет региональных коэффициентов, они не компенсируют всех затрат, связанных с проживанием в данном регионе. Региональный коэффициент не служит в полной мере мотивационным фактором проживания и закрепления экономистов, что приводит к их миграции из данных регионов.
Размер премии для сотрудника территориального органа государственной статистики не ограничен, что должно создавать дополнительный мотивирующий стимул. Но, к сожалению, премия в общем объеме денежного довольствия составляет от 6,5 до 7,2 % [4].
Размер базовой ставки государственного служащего является одним из основных мотивирующих факторов, а если брать во внимание, что большая часть выплат установлена в процентном соотношении к базовой ставке, то она является основополагающей в денежном содержании. Соотношение базовых ставок экономиста и начальника отдела, как правило, отличается в несколько раз, что создает дополнительные стимулы для карьерного роста государственных служащих. Соотношение должностных окладов среди руководства (от заместителя начальника отдела до председателя органа государственной статистики) составляет 33 %, и не может также служить важным мотивационным фактором [4].
Изучение данного вопроса показывает, что денежное содержание государственных служащих -это основной материальный стимул в условиях постоянного процесса инфляции и имеет тенденцию к снижению, что приводит к понижению ее мотивационной роли. И это продолжается до тех пор, пока денежное содержание не становится ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
В условиях уменьшения мотивирующей роли денежного содержания стимулирующую роль в
продолжении работы имеет отношение к коллективу и возможность выплаты небольшой заработной платы.
Проведенное социологическое исследование позволило разработать механизм регулирования мотивации труда государственных служащих, который основывается на особенностях мотивов трудовой деятельности, ценностно-нормативных аспектах трудового поведения, потенциале мобильности работников, факторах удовлетворенности трудом и некоторых других факторах, имеющих большое значение в системе управления.
Совершенствование механизма организации деятельности территориальных органов государственной статистики и повышение его роли в управлении вызвано прежде всего:
- совершенствованием договорных работ;
- повышением роли статистических органов в разработке комплексных региональных программ;
- формированием региональной и муниципальной статистики;
- контролем за их исполнением [5].
Одной из главных особенностей деятельности
органов государственной статистики является право оказания заказчикам платных работ и услуг, согласно договорам и разовым запросам, также имеют право осуществлять продажи информационно-аналитических материалов, что нетипично для федеральных структур исполнительной власти.
Договорная работа в органах государственной статистики является для органов государственной статистики традиционным видом деятельности и направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей заказчиков по средствам формирования рынка информационных услуг [5].
Наиболее значительные изменения в сфере организации и проведения статистических исследований начали происходить в период становления рыночных отношений в Российской Федерации. В первую очередь, это было связано с формированием качественно новой законодательной базы, регламентирующей рыночные отношения, а также с увеличением роли территориальных органов государственной статистики в части расширения круга функций, задач и правомочий.
Правовые основы статистических исследований, и легитимность их выполнения территориальными органами государственной статистики не вызывают сомнения даже при наличии некоторых коллизий в существующем законодательстве.
Необходимо отметить, что значительные перемены коснулись и самой структуры статистиче-
ских исследований, что указывает на переход от информационно-вычислительных к информационно-аналитическим методам.
Эта ситуация изменила положение статистических исследований, они приобрели качественно новое значение, стали более ориентированы на рынок информационных услуг, в том числе ближе к целям и задачам деятельности органов государственной статистики в части информационного обеспечения субъектов гражданского оборота, рационального и грамотного использования информационных ресурсов, материальной базы, кадрового потенциала [6].
Учитывая сложившиеся изменения в структуре статистических исследований, их направленность на формирование рынка информационных услуг, необходимость адекватного использования информационных ресурсов, кадрового потенциала и материальной базы, общий объем статистических исследований может быть показателем эффективности деятельности территориальных органов государственной статистики.
В связи с этим, объем статистических исследований также указывает на эффективность деятельности работников территориальных органов государственной статистики, на то, как они ведут маркетинг, рекламу, поиск заказчиков услуг статистики и др. Данный показатель отлично характеризует весь комплекс отношений, связанных со статистической деятельностью и организацией статистических исследований в целом. Кроме того, он является индексом популярности статистической информации и услуг, выполняемых территориальными органами государственной статистики.
Таким образом, объем статистических исследований, как показатель, дает возможность объективно оценить эффективность деятельности территориальных органов государственной статистики и определять эффективность труда сотрудников.
Также хотим отметить, что участие территориальных органов государственной статистики в разработке региональных программ позволяет поднять спрос на статистическую информацию, в основе которой лежат необходимые расчеты и прогнозные оценки. На наш взгляд, передача территориальным органам государственной статистики функции сбора информации о ходе исполнения программ с внедрением форм официальных статистических исследований стала бы безусловным фактором, усиливающим контроль за исполнением региональных программ, что давало бы возможность обеспечить контроль и достоверность информации на единой методологической и организационной основе [7].
В связи с сокращением объема исследований, проводимых в соответствии с Федеральной программой статистических исследований и переходом значительной части показателей на региональный уровень, формирование региональной и муниципальной статистики, как системы показателей, отражающих социально-экономическую ситуацию в регионе и муниципальных образованиях, является наиболее важной задачей информационного обеспечения органов власти и управления. Ведущая роль в этой деятельности принадлежит территориальным органам государственной статистики, которые имеют объективную возможность выполнить данную задачу с учетом имеющегося кадрового потенциала, современной материально-технической базы, на основе единой методологии статистических наблюдений.
Таким образом, разработка и исследование рассматриваемых направлений по совершенствованию структуры и методов управления территориальными органами государственной статистики с учетом развивающихся по сей день рыночных отношений имеет как теоретическую, так и практическую значимость, и внедрение их в практику деятельности территориальных органов государственной статистики будет способствовать повышению качества отражения происходящих в стране рыночных преобразований и роли органов статистики в экономике и управлении.
Литература
1. Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 2003.
2. Граждан В. Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 2007.
3. Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М., 2003.
4. Дибирдеев В. И. Денежное содержание как фактор мотивации труда государственных служащих. Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе. Чита, 2009.
5. Дибирдеев В. И. Договорная работа в территориальных комитетах государственной статистики. Чита, 2010.
6. Дибирдеев В. И. Договорная работа и эффективность труда в территориальных комитетах государственной статистики // Вопросы статистики. 2009. № 4. С. 84-86 .
7. Елисеев И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник / под ред. Н. Елисеевой. М., 2006.
* * *
CURRENT CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF
TERRITORIAL BODIES OF FEDERAL STATE STATISTICS SERVICE
A. S. Pronin
In article the characteristic of the main lines of the organization of activity of federal and regional bodies of the state statistics is given, the main statistics, connected with this activity are analyzed, problems are revealed and solutions of these problems are offered.
Key words: Federal State Statistics Service, territorial body of Federal State Statistics Service, organization of activity of bodies of state statistics, problem of organization of activity, way of their decision.