Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования'

Современное состояние и перспективы развития автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1129
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования»

Роберт И.В. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Под автоматизацией и управлением технологическими процессами в сфере образования будем понимать автоматизацию информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) как поддержание заданной степени комфорта деятельности работников сферы образования на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе осуществления управленческой деятельности, при ведении делопроизводства в образовательном учреждении, в процессе профессиональной деятельности преподавателя или учителя-предметника, методиста, организатора образовательного процесса.

При этом средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) определим как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для

ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной сети Интернет). Функциональные возможности средств ИКТ: обеспечение коммуникаций на основе использования локальных и глобальных распределенных сетей ЭВМ; обработка информации при ведении делопроизводства на основе использования автоматизированных рабочих мест (АРМ) и информатизированных рабочих мест (ИРМ); автоматизация процессов принятия управленческих решений.

Основными функциями ИКТ в процессе автоматизации информационной деятельности работника образовательного учреждения и организационного управления процессами документооборота являются: общая

обработка документов, их верификация и оформление; локальное хранение документов; обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге; дистантная совместная работа пользователей над документом; поддержка «безбумажного» общения между пользователями с их рабочего места; различные виды информационного взаимодействия по телекоммуникациям; персональная обработка данных и документов, в том числе дистанционная, средствами телекоммуникаций; коллективная обработка данных, документов средствами телекоммуникаций; обмен информацией между базами данных; использование распределенного информационного ресурса данных, документов; объединение электронной и вербальной коммуникаций; ведение персональных баз данных, в том числе дистантного доступа; ввод/вывод данных или фиксированных форм документов. При этом, с точки зрения комфортности деятельности пользователя, средства ИКТ в процессе автоматизации информационной деятельности работников образовательного учреждения обеспечивают: информационную поддержку современных методов ведения делопроизводства в учебном заведении, в том числе документооборота; оперативность принятия управленческих решений с возможностью дистанционного оповещения о принятых решениях; оперативное планирование, проектирование и управление учебно-воспитательным процессом.

Под информационно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса учебного заведения будем понимать обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебнометодическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-правовыми, техническими и другими материалами, которые используются при обучении и воспитании учащихся (студентов, ) в образовательном учреждении. А под организационным управлением в образовательном учреждении на основе систем управления базами данных и средств телекоммуникаций будем понимать изменение (упорядочение и приведение в систему по определенной структуре и на единой методологической основе) состояния системы информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства, ведущее к достижению следующих целей:

поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования при решении задач реализации возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в процессе информационно-методического обеспечения и организационного управления, в том числе и при ведении делопроизводства,

формирование и развитие его информационной культуры, соответствующей этапу информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества.

Определим информационную деятельность как деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отображению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, как реально протекающих, так и представленных виртуально, и скоростная передача любых объемов информации, представленной в различной форме, при реализации дидактических возможностей ИКТ.

Рассматривая процессы автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления, введем некоторые ограничения, касающиеся как области информационного взаимодействия, так и его участников. Как известно, учебно-воспитательный процесс - это интегративный, сложный процесс с точки зрения информационного взаимодействия, осуществляемого между многими категориями специалистов, работающими в учебном заведении различного профиля, и, конечно, обучающимися. Мы остановим внимание лишь на информационном взаимодействии, осуществляемым с использованием средств ИКТ, проистекающем между организаторами учебно-воспитательного процесса. К таковым, как было отмечено выше, мы относим руководителей (регионального, областного, районного, федерального) органов образования, директора образовательного учреждения, организаторов методической и учебновоспитательной работы, учителей-предметников (преподавателей), заведующего библиотеки и ее сотрудников, медицинских работников, психолога(ов) и других сотрудников, ответственных за организационно-содержательную сторону учебно-воспитательного процесса, организуемого в образовательном учреждении.

Анализируя многообразие информационных потоков, функционирующих в процессе информационной деятельности работников сферы образования, учащихся (студентов), их родителей, а также иных участни-

ков образовательного процесса, следует констатировать сложность их классификации, упорядочения и систематизации. Существуют также определенные сложности в процессе осуществления информационного взаимодействия между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками образовательного учреждения, под которым будем понимать взаимодействие между организаторами учебновоспитательного процесса (руководители региональных, областных, районных, федеральных органов образования, директора, организаторы методической и учебно-воспитательной работы, учителя-предметники (преподаватели), сотрудники библиотеки, медицинские работники, психологи) и другими специалистами, работающими в образовательном учреждении, основанное на функционировании информационных потоков, осуществляемых как в процессе профессиональной деятельности работников сферы образования, так и при их общении с учащимися (студентами), их родителями и иными заинтересованными специалистами и лицами. Структура информационного взаимодействия между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками образовательного учреждения, как внутренняя форма организации информационного взаимодействия, выступает как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами и, как правило, не имеет однозначного проявления, так как при информационном взаимодействии между организаторами учебно-воспитательного процесса и другими сотрудниками образовательного учреждения осуществляется сбор, обработка, хранение, передача, создание информационнометодических материалов различного вида, адекватно потребностям каждого участника взаимодействия.

Результатами информационного взаимодействия могут служить определенные выводы о развитии образовательного процесса вообще или конкретные выводы о продвижении в учении отдельного ученика (студента), принятые решения о дальнейшем развитии самого образовательного учреждения и пр.

Кроме того, при осуществлении информационного взаимодействия возникает определенная сложность обращения с информационными потоками, функционирующими в процессе информационной деятельности работников сферы образования. Она вызвана тем, что содержание информационных потоков (содержание различных видов научно-педагогических, учебно-методических, информационных, инструктивно-организационных, нормативных, технических и других материалов) не поддается строгой классификации, однозначного соотнесения источника информации и потребителя, не имеет жестко обозначенных форм и строго фиксированного адресата. Структура информационных потоков постоянно изменяется, порой даже искажается при условии повторяющегося информационного взаимодействия. Так, например, отчет классного руководителя об итогах учебного года передается заведующему учебной частью, частично итоги успеваемости поступают родителям учеников, отдельные разделы того же отчета через заведующего учебной частью поступают директору образовательного учреждения, который (совместно с другими сотрудниками) готовит отчет для передачи в вышестоящие органы управления образованием. Помимо этого, материалы того же отчета готовятся для обсуждения на педагогическом совете образовательного учреждения или на родительском собрании. При этом зачастую происходит дублирование на бумажном носителе отдельных материалов документов, потеря данных; затруднено получение оперативной справки по какой-либо части отчета; осложняется получение обобщенных выводов в виде диаграмм развития того или иного процесса (например, сравнительная характеристика успеваемости класса (группы) за определенный период времени или отдельного ученика).

Подобных примеров несоответствия потребностей современного образовательного учреждения в автоматизации документооборота и организационного управления с традиционно устоявшимися позициям в этой области можно привести много. Хотя надо отметить и то, что отдельными коллективами и авторами постоянно делаются попытки приведения в соответствие потребностей современного образовательного учреждения с возможностями информационных и коммуникационных технологий. При этом, в основном, разработки ведутся в направлении автоматизации процесса составления расписания занятий, создания банков данных методических разработок учителей (преподавателей), обмена информацией между методистами, учителями-предметниками, руководством, администрацией, работниками внешних организаций и родителями.

Следует также отметить авторские разработки автоматизированных систем, которые являются достаточно позитивными попытками автоматизировать весь образовательных процесс (составление досье на каждого ученика, его «портфолио», слежение за его продвижением в учении, распределение учебного времени на различные мероприятия, подача учебного материала, распределение времени нагрузки учителей и пр.).

Особо (несомненно, в позитиве) следует отметить разработки отечественных и зарубежных фирм (как их называют, «под ключ») автоматизированных систем для школы и вуза, которые с успехом используются в настоящее время, определяя современное состояние реализации возможностей автоматизации и управления технологическими процессам в образовании. Эти разработки направлены на реализацию следующего:

1. Автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса.

2. Организационное управление процессом ведения делопроизводства образовательного учреждения (системы образовательных учреждений) при использовании современных баз данных.

2.1. Сбор, обработка, хранение, выборка и вывод информации, в том числе на базе информационного ресурса локальных и глобальной сетей.

2.2. Автоматизация процессов статистической обработки собранной информации (например, о продвижении в учении) как отдельного ученика, так и группы, класса, всего образовательного учреждения.

2.3. Автоматизация процессов создания графиков и диаграмм на основе произведенной обработки полученной информации (например, для получения отчетов о состоянии успеваемости, обращения к информационным ресурсам, в том числе локальных и глобальной сетей).

2.4. Прогнозирование и формулирование рекомендаций на основе выявленных тенденций (например, с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся или выявления условий повышения квалификации учителей).

3. Обеспечение информационного взаимодействия между специалистами образовательного учреждения (образовательных учреждений) на основе использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей.

3.1. Обеспечение основных режимов информационного взаимодействия на базе современных средств телекоммуникаций при использования локальных и распределенных компьютеров.

3.2. Использование распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей, в том числе на базе средств телекоммуникаций, для организации информационного взаимодействия между сотрудниками образовательного учреждения (образовательных учреждений) и сотрудниками региональных и федеральных органов, ответственных за образование.

Анализ показывает, что в отечественной и зарубежной практике программно-аппаратная реализация вышеописанных процессов обеспечивалась (в основном, в последние два десятилетия) функционированием информатизированных рабочих мест (ИРМ), предназначенных для организаторов учебновоспитательного процесса (при условии оснащения автоматизированного рабочего места (АРМ) сотрудника образовательного учреждения всем необходим программно-аппаратным и информационным обеспечением на базе современных компьютерных платформ).

При этом программное обеспечение ИРМ формировалось на основе баз данных, которые, как правило, предоставляют следующие возможности:

осуществление операций по сбору, анализу, хранению, выборки и вывода информации (текст, графика, звук, видео);

введение, хранение, вывод текстовой информации в файлах с возможным доступом к каждому в любой рабочий момент;

осуществление выборки необходимых данных с помощью интерфейса, который ориентирован на неподготовленного пользователя;

осуществление вывода информации на экран или на принтер (в том числе - в выбранный пользователем файл для его последующей обработки);

осуществление статистической обработки собранной информации (о продвижении в учении отдельного учащегося, группы, коллектива);

создание графиков и диаграмм на основе автоматизации процессов произведенной обработки полученной информации (получение отчетов);

формулирование рекомендаций ученику или учителю на основе выявленных тенденций;

обеспечение основных режимов информационного взаимодействия на базе средств телекоммуникаций при использования локальных и распределенных информационных сетей;

фондирование, хранение и использование программных средств учебного назначения.

Позитивным можно считать тот факт, что при функционировании ИРМ сотрудников образовательного учреждения (преподавателя, организатора методической и учебно-воспитательной работы, директора, заведующего библиотекой, школьного медицинского работника, школьного психолога и др.) реализуются следующие условия:

объединение вышеперечисленных баз данных в семейство баз данных, работа с которыми производится при переходе из одной в другую с сохранением возможностей и условий функционирования каждой; выполнение работы с базами данных производится при обеспечении обмена информацией между ними; обеспечение обмена информацией между базами данных непосредственно с информатизированных рабочих мест преподавателя, организатора методической и учебно-воспитательной работы, директора, заведующего библиотекой, школьного медицинского работника, школьного психолога.

Обобщая, следует остановиться на описании позитивных возможностей подобных подходов, реализованных как на уровне локальных ИРМ, так и в условиях функционирования автоматизированной системы информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением:

экономия время на подготовку к уроку, на обработку учебно-методических материалов для создания наиболее оптимального варианта подачи и использования на уроке авторских методик;

автоматизация процессов сбора, пополнения, обработки, продуцирования, тиражирования информации о личностных достижениях обучаемого, для создания наиболее оптимального варианта самопредставле-ния индивида в целях его развития, самосовершенствования и самореализации в будущей жизнедеятельности (реализация, в основном, в виде «портфолио»);

автоматизация процессов обработки информации об успеваемости учеников, получение (на твердой копии, вывод на экран) оперативной информации в разнообразной форме о состоянии успеваемости (в текстовом виде, в виде графика, диаграммы успеваемости отдельного ученика, группы, класса), о продвижении в учении (в процентах или в любых абсолютных или относительных единицах, коэффициентах) с возможностью информирования как вышестоящих органов управления образованием, социальных служб, так и родителей учеников;

автоматизация процессов обработки и получения информации по кадровому составу, что позволяет руководителям образовательного учреждения оперативно использовать сведения о квалификации, анкетных данных, о профессиональном уровне и нагрузке учителей, методистов, классных руководителях, лаборантах и других работников для оптимизации процесса административного руководства и планирования;

автоматизация процессов организационного управления, что позволяет организаторам учебновоспитательного по определенной (оптимальной с точки зрения конкретного пользователя) структуре вести делопроизводство учебного заведения, оперативно проводить информирование, рассылку инструктивно-методических материалов, сбор, обработку и хранение информации о результатах учебного процесса;

оптимизация процесса ведения делопроизводства, информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, что способствует поддержанию заданной степени комфорта при осуществлении деятельности учителем, методистом, классным руководителем, директором, библиотекарем и другими сотрудниками.

Рассматривая в аспектах ретроспективы и, в какой-то мере, современного состояния вопросы автоматизации и управления технологическими процессами в образовании, следует добавить, что упорядочение и приведение в систему по определенной структуре (которая может варьироваться под нужды конкретного пользователя) состояния информационно-методического обеспечения и организационного управления, во-первых, демонстрирует возможность осуществления поддержки заданной степени комфорта деятельности работника образовательного учреждения при решении им профессиональных организационно-методических задач, а также при ведении делопроизводства, во-вторых, реализует возможности информационных и коммуникационных технологий в своей повседневной работе и, в-третьих, формирует информационную культуру пользователя - важный компонент культуры члена современного общества этапа информатизации и массовой, глобальной коммуникации.

Несомненно, описанные выше современные подходы к автоматизации процессов методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления образовательным учреждением имеют значительную популярность и широко используются в сфере образования.

Вместе с тем, в настоящее время не разработаны теоретико-технологические подходы к автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением, соответствующие современному уровню должностных обязанностей и масштабу задач, стоящих перед методистами и организаторами, а также руководителями учебновоспитательного процесса как в научно-организационном плане, так и в социально-психологическом.

Для определения перспектив развития автоматизации технологических процессов в сфере образования опишем характерные особенности информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления в современном образовательном учреждении, которое взаимодействует со множеством внешних организаций (образовательных, научных, социально-ориентированных, производственных и пр.) и, кроме того, осуществляет научную, образовательную и созидательную деятельность распределенного уровня и масштаба, выходящего за рамки одного учреждения в условиях информатизации и глобализации современного общества.

Представим краткое описание этих характерных особенностей.

1. При информационном взаимодействии между организаторами учебно-воспитательного процесса осуществляется сбор, обработка, хранение, передача, продуцирование (в том числе распределенными коллективами разработчиков) информационно-методических материалов различного содержания и структурного типа, которые требуют зачастую обобщения, концентрации и прогноза целесообразности их использования;

2. Информационное взаимодействие, как правило, происходит хаотично, спонтанно, спорадически, в некоторых случаях в зависимости от распоряжения администрации образовательного учреждения;

3. Содержание и состав информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, функционирующего в информационных потоках образовательного учреждения, требует оптимизации адекватно определенным теоретическим позициям;

4. Функционирование информационных потоков при организационном управлении образовательным учреждением требует унификации адекватно интересам взаимодействующих пользователей;

5. Современные подходы к автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления ориентируют на реализацию возможностей систем искусственного интеллекта.

В аспекте вышеизложенного остановимся на принципах автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением (в нашем случае общего среднего образования), основанных на оптимизации содержания информационных потоков и унификации процессов их функционирования, и раскроем содержание каждого принципа.

A. Принцип оптимизации содержания и состава информационно-методического обеспечения учебновоспитательного процесса, функционирующего в информационных потоках образовательного учреждения (в нашем случае среднего уровня образования) , декларирует соответствие содержания информационнометодического обеспечения учебно-воспитательного процесса целям и задачам общего среднего образования при наличии следующего состава научно-педагогических и учебно-методических материалов:

научно-методические разработки по отдельным темам учебных предметов, курсов, в том числе проблемно-тематические конспекты, информационно-справочные и хрестоматийные материалы по учебным предметам;

учебно-методические и прикладные материалы по различным дисциплинам, в том числе наборы прак-тико-ориентированных упражнений, контрольных заданий, проблемных ситуаций, сценарии деловых игр и электронных средств образовательного или учебного назначения;

методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с использованием учебно-методической литературы, электронных средств образовательного назначения, учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, в том числе удаленного доступа;

банк данных, содержащий электронные издания, средства и системы образовательного назначения, в том числе с доступом к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения; банк данных, содержащий имитационные модели по различным учебным предметам; полнотекстовые нормативно-методические, инструктивные, технические, законодательные, правовые документы системы образования;

аннотированные библиографические каталоги учебно-методической литературы, перечни литературных источников, педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, средств обучения, приборов, учебного оборудования;

аннотированные каталоги научно-педагогической, учебно- методической, хрестоматийной, художественной, научно-популярной литературы.

Б. Принцип унификации процессов функционирования информационных потоков при организационном управлении образовательным учреждением определяет единство технико-технологических условий автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением, реализующих:

хранение документов в соответствии с согласованным перечнем типов данных, структур единиц хранения и системы отношений между ними;

поиск информации, данных, прикладного программного обеспечения, в соответствии с запросами неподготовленного пользователя;

организацию вывода необходимой информации на экран или твердую копию в соответствии с запросами неподготовленного пользователя;

организацию ввода необходимой информации с возможностью применения специализированных средств электронного считывания (сканнеров, цифрового фото и видео аппаратуры, программного обеспечения распознавания образов и речи) специально уполномоченными на это пользователями;

обработку информации, представленной в любом виде, методами математической статистики специально подготовленными и уполномоченными пользователями;

организацию удаления, введения, модификации имеющихся данных, информации, прикладных программных средств и систем в соответствии с запросами пользователей специально уполномоченными на это сотрудниками;

ведение администратором системы базы данных зарегистрированных пользователей, назначение прав доступа к функциям и ресурсам системы;

ведение классификаторов, рубрикаторов, тезаурусов и справочников системы; доступ пользователей к системе через локальные и глобальную информационные сети.

B. Принцип реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий при автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления обеспечивающих:

автоматизированный контроль исполнения за деятельностью на рабочем месте учащегося (РМУ) с рабочего места преподавателя (РМП);

автоматизированную передачу данных с РМУ на РМП и обратно;

обеспечение современными средствами компьютерной визуализации текстовой, аудио, видео информации при необходимости наглядного представления информации;

автоматизированный обмен информацией, представленной в любом виде, в том числе обмен прикладными программными средствами, электронными средствами образовательного назначения, распределенным информационным ресурсом;

работа со средствами автоматизированного обучения; автоматизированная служба научно-методического консультирования;

ведение персональных баз данных на информатизированных рабочих местах преподавателя, завуча, директора, заведующего библиотекой, медицинских работников; генерация отчетов по обработке данных на РМП;

автоматизированный обмен научно-педагогическими, учебно-методическими разработками, информацией и документацией;

доступ с информатизированных рабочих мест сотрудников образовательного учреждения ко всем режимам функционирования средств телекоммуникаций.

Реализация вышеназванных принципов определяет перспективы развития идеи автоматизации процессов информационного обеспечения образовательного учреждения и управленческой деятельности его сотрудников в аспекте происходящих изменений в области профессиональных потребностей как самих сотрудников, так и учреждения в целом. Они (эти изменения) определяются тем, что современные тенденции интеллектуализации анализа показателей образовательного процесса и интеллектуального анализа данных, управляемых пользователем, влекут за собой необходимость пересмотра прежних позиций, основанных, как правило, на идеи обеспечения комфорта деятельности сотрудников (работников) образовательного учреждения и органов управления образованием при решении ими профессиональных и организационно-управленческих задач, а также задач информационно-методического обеспечения образовательного процесса.

Отечественный и зарубежный опыт создания информационных систем, реализующих возможности статистической обработки результатов анализа показателей образовательного процесса, находит в настоящее время достаточно широкое применение. Вместе с тем, подобные разработки более всего ориентированы на нужды конкретного пользователя (пользователей) и менее - на реализацию интеллектуального анализа данных, управляемых пользователем, в том числе неподготовленным пользователем.

В этой связи остановимся на перспективах развития данного направления, которое можно зафиксировать в виде такой обобщенной формулировки: «Интеллектуализация обработки показателей образовательного процесса на базе информационных и коммуникационных технологи». В качестве частного включения в данное направление можно рассматривать «Интеллектуальный анализ данных, управляемых пользователем на базе информационных и коммуникационных технологий».

Примерами осуществления интеллектуального анализа данных, управляемых пользователем, могут служить информационные системы, применяемые для ведения статистики в системе образования, для автоматизации процессов контроля и планирования работы образовательных учреждений, для прогнозирования всего комплекса учебно-методических, научных, воспитательных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях дошкольного, школьного образования, начального, среднего, высшего профессионального образования.

В подобных системах обеспечиваются следующие возможностяи:

наличие пользовательского интерфейса, не требующего знаний программирования, который обеспечивает администраторам, преподавателям, руководителям образования и всем иным заинтересованным пользователям, имеющим право на информацию, простой доступ к подробным микро- и макро-данным и информации самого широкого профиля (в том числе, к аудио, видео информации и к пространственновременным данным, зафиксированным в геоинформационных системах;)

осуществление процессов информационного взаимодействия между обучаемым(ми), преподавателями, администрацией образовательного учреждения, сотрудниками организаций управления образованием, родителями учеников и всеми заинтересованным сторонам с интерактивным источником информации обо всех сторонах образовательного процесса в учреждении;

с помощью алгоритмов, обеспечивающих строгую конфиденциальность обработки данных об обучаемых и обмен данными с информационными службами, создаются и демонстрируются информативные, интерактивные визуальные отчеты и презентации, обобщающие исследуемые процессы в сфере образования;

наличие специализированной статистики - всех традиционных статистических функций (сумма, максимальные и минимальные действующие факторы, медиана, среднее значение, вариантность, стандартное отклонение и пр.) при непосредственном учете достижений обучающихся;

возможность в интерактивном режиме проводить исследования по любым направлениям на основе вопросно-ответной системы (пользователи могут оперативно создавать собственные группировки по таким полям, как возраст, пол, образовательная подготовка, вид образовательного учреждения, район или город, без необходимости программирования);

обработка миллионов записей, сложных наборов данных любого типа (текстовые, табличные, визуальные данные; картография, геопространственные данные; домашний адрес обучаемого;, регион, район; пространственно-временные данные, зафиксированные в геоинформационных системах и пр.);

строгая конфиденциальность обмена данными с информационными службами района, региона (например, в организациях, осуществляющих перепись населения, или в статистических органах) при обеспечении «опИпе-доступа» к микро-данным;

формирование информативных интерактивных визуальных отчетов и презентаций, обеспечивающих гибкость построения таблиц и управления ими, в том числе интерактивных меЬ-визуализаций, встраивающихся в существующие меЬ-сайты образовательных учреждений или иных организаций сферы образования;

объединение данных (в том числе представленных в виде графиков, карт и взаимосвязей), полученных в образовательных учреждениях, с данными, зафиксированными в иных учреждениях района, региона, страны, всего мира;

наличие специальной аналитики, не требующей знаний программирования, позволяющей осуществлять интеллектуальный анализ зафиксированных данных, управляемых пользователем, проводить анализ на уровне обучаемого (группы обучаемых, образовательного учреждения) и выявлять взаимосвязи множества факторов, влияющих на успехи обучаемого (группы обучаемых, образовательного учреждения);

использование разнообразных типов данных системы образования - сложных, объемных и конфиденциальных (оценки отдельных обучаемых и их табели успеваемости, показатели работы образовательного учреждения, информация о зачислении в образовательное учреждение, данные о финансировании системы образования или образовательного учреждения, демографические данные по обучаемым, зачисленным на учебу и пр.).

генерация постоянно увеличивающихся и расширяющихся в объеме данных, их полноценное использование при защите объемных наборов данных и управление данными образовательного учреждения за длительный период при наличии баз данных и возможности создания многомерных таблиц неподготовленным пользователем образовательного учреждения, их публикация (при помощи специального модуля);

оперативный анализ данных (в том числе, суммирование, вычисление процентов и средних значений) , позволяющий накапливать данные о каждом отдельном ученике в течение нескольких лет, для выявления закономерности в выборе учебных предметов, перспектив его учебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличие средств предупреждения общих аналитических пользовательских ошибок (например, неправильного подсчета количества обучаемых, их успеваемости и пр.) и защиты от таких ошибок, а также предотвращение их с помощью предупреждающих сообщений и выбора таблицы по умолчанию.

Реализация подобных возможностей требует наличия высокоразвитых программно-аппаратных средств и систем, что само по себе уже является важным фактором развития автоматизации технологических

процессов, протекающих в сфере образования. Как правило, информационные системы, реализующие такой уровень автоматизации, разрабатываются высококвалифицированными специалистами, входящими в многопрофильный коллектив разработчиков информационной продукции.

Несомненно, что сфера образования нуждается в подобных разработках, которые в настоящее время в своем подавляющем большинстве черпаются из других областей науки и техники и адаптируются под цели и задачи образовательного процесса. Эта практика не может считаться позитивным явлением, так как подобные разработки для образовательных нужд должны создаваться адекватно педагогикоэргономическим исходным требованиям к информационным системам, обеспечивающим автоматизацию информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений). Мы рассматриваем такой подход как содержательно важную перспективу развития идей автоматизации и управления технологическими процессами, протекающими в сфере образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) /Монография М. . - ИИО РАО, 2008, 18 п.л.

2. И.В. Роберт Разработка образовательных стандартов, соответствующих современным требованиям к квалификации специалистов в области автоматизации и управления Международный симпозиум „Надежность и качество", том 2. Пенза, 25 мая-31 мая, 2006, 0,5 п.л.

3. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / Сайт Института информатизации образования Российской академии образования: ИГО//Иогао.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.