Научная статья на тему 'Современное российское развлекательное телевидение'

Современное российское развлекательное телевидение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4802
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / МЕДИАРЫНОК / ТЕЛЕПРОДУКЦИЯ / РЕАЛИТИ-ПРОЕКТ / ENTERTAINMENT TELEVISION / SOCIAL NETWORKS / MEDIA MARKET / TELEVISION PRODUCTIONS / REALITY PROJECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зуева Татьяна Викторовна

Рассматривается проблема существования развлекательного телевидения на отечественном медиарынке, а также его основные функции в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV ENTERTAINMENT AND ITS FUNCTIONS

We consider the problem of existence of TV entertainment in the domestic media market, as well as its basic function in society.

Текст научной работы на тему «Современное российское развлекательное телевидение»

2012

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 182

УДК 621.397.13

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Т.В. ЗУЕВА

Статья представлена кандидатом философских наук, профессором Козловым А.С.

Рассматривается проблема существования развлекательного телевидения на отечественном медиарынке, а также его основные функции в обществе.

Ключевые слова: развлекательное телевидение, социальные связи, медиарынок, телепродукция, реалити-проект.

Конец XX в. можно по праву назвать эпохой развлекательного телевидения: оно становится одним из важнейших факторов, определяющих структуру и содержание человеческих взаимоотношений в современном обществе. При видимой поверхностности и бессодержательности развлекательные программы сегодня способны формировать новые социальные связи, интегрировать различные страты общества в единое целое, вырабатывать единый свод принципов, правила моделей поведения, поощряя при этом самоидентификацию отдельно взятой личности. Более того, они становятся самым легкодоступным и эффективным способом расслабления в условиях, когда ускоренный ритм жизни, информационные перегрузки, социально-политические потрясения и бытовые стрессы заставляют современного человека искать всё новые способы восстановления физических и моральных ресурсов. Наконец, именно развлекательные телепрограммы позволяют аудитории преодолеть однотипность окружающего мира, развивают творческий поиск, призывают к самосовершенствованию, помогая ощутить в себе качества, не проявившиеся в повседневной жизни. Возможно, именно поэтому на сегодняшний день развлекательное телевидение представляет собой один из наиболее значимых и востребованных сегментов на российском медиарынке. По данным TNS Gallup Media на октябрь 2011 г. доля развлекательных программ только трёх центральных телеканалов (Первый канал, «Россия», «НТВ») составляет в зависимости от дня недели от 16 до 26 процентов от общего количества выпущенной телепродукции. Помимо этого, в сетке телевещания есть ещё позиционирующий себя как «первый развлекательный телеканал» СТС, практически полностью ориентированный на развлечение ТНТ, два федеральных музыкальных телеканала - MTV и Муз-ТВ. Однако необходимо отметить, что по данным исследования, проведенного центром ЦИРКОН среди основной части телепотребителей самыми популярными все же являются новостные и информационные передачи - их предпочитают три четверти (72% опрошенных). Каждому второму (51%) интересны кинофильмы, 28% смотрят познавательные и документальные программы, 25% -развлекательные. Только 20% являются поклонниками заполонивших весь эфир телесериалов, 19% -спортивных передач, наименьшая популярность у телеигр - всего 4%. Обращает на себя внимание тот факт, что среди молодежи от 18 до 24 лет 53% опрошенных интересуются новостями и только 39% -развлекательными передачами [8].

Поскольку развлекательное телевидение часто противопоставляют информационно-аналитическому, можно было бы начать с того, что развлечение - это та часть программной сетки, в которой исключается всё идеологизированное, всё так или иначе относящееся к актуальной политике и экономике. Однако подобная точка зрения была бы слишком радикальной, потому что телевидение в любом случае не способно существовать вне социума. Поэтому правильнее будет сказать, что развлечение всё-таки включает в себя политику, но как бы выносит её за скобки (вспомним, к примеру, программу «Куклы», НТВ). Развлечение - это, прежде всего, эмоции, это отношения между людьми, это эмоциональная оценка действительности. Причём, в отличие от аналитики, эта оценка не направлена на реализацию каких-то политических аспектов, это журналистика, принципиально отказывающаяся от решения социально-политических, экономических, идеологических и прочих задач. Оно не призывает человека решать какие-то глобальные проблемы, анализируя причины их возникновения и пути развития. Развлекательному телевидению вообще чужда глобальность, потому что для глобальности нужна работа ума, кропотливая и сложная, нужно напряжение, усилие, труд и т.д.

Развлечение же - это всегда отдых, это снятие напряжения, поэтому, как правило, под развлечением понимают «легкое» и интересное времяпрепровождение с целью увеселения, не всегда содержательное, иногда бесцельное, но почти всегда приносящее удовольствие и наслаждение, а посему развлекательное

166

Т.В. Зуева

телевидение принято считать приятным, но пустым довеском к остальному телевещанию. При этом мало кто принимает во внимание, что каждый из развлекательных проектов несёт в себе важнейшую смысловую составляющую. Лёгкие ток-шоу и юмористические передачи при всей их легкомысленности учат моделям приемлемого и неприемлемого социального поведения, тому, что одобряется обществом и тому, что обществом осуждается. Викторины и телеигры воспитывают лидерские качества, прагматизм, учат соревновательности. Реалити-шоу учат строить отношения в социуме и максимально трезво оценивать окружающую действительность. Естественно, речь в данном случае идёт о том, какими должны быть передачи, а не об их зачастую жалком подобии, которое мы имеем на российском телевидении. О.Я. Ермолаева, директор «Медиакомитета»: «У нас это как-то не связано ни с каким содержательным моментом, хотя развлечение, это в том числе и получение эстетического удовольствия и наслаждения от произведения искусства» [7]. Слова Ермолаевой имеют право на существование потому, что сегодня под развлекательным телевидением большинство зрителей понимает, как правило:

а) то, что «смешно»;

б) то, что в подавляющем большинстве случаев рассчитано на аудиторию с невысоким культурным уровнем;

в) то, что скандально, эксплуатирует тёмные стороны человеческого сознания, апеллирует к инстинктам;

г) то, что преходяще, то есть либо не несёт в себе особой смысловой нагрузки, либо несёт её, но в очень малых количествах, и смысл этот, эта ценность остаются в памяти аудитории всего лишь некоторое время, не имея особого значения для социально-культурной ориентации человека.

Главной особенностью развлекательных передач является их ориентация на выполнение определённого количества специфических функций, в связи с чем, собственно говоря, мы и выделяем развлекательные программы в отдельную группу. Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет следующие зрительские потребности:

1) получение удовольствия, позитивных эмоций;

2) снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;

3) уход от реальности (эскапизм);

4) азарт;

5) эмоциональное осмысление комического (юмор).

Стоит сказать о возможно не совсем логичном включении функции эскапизма во все без исключения жанры развлекательных передач. В. Михалкович отмечает, что «развлечь - значит, вырвать человека из серости и монотонности будней, перенести его в иную - поразительную и экстравагантную - действительность» [2, с. 56]. Подобное развлечение и есть пресловутый эскапизм, который в чистом виде можно увидеть в шоу и юмористических передачах. В шоу он достигается путем использования спецэффектов, нестандартных постановок, режиссёрских задумок, декораций. В юмористических передачах - созданием виртуальных ситуаций и использованием театрализации. Несколько особняком стоят реалити-проекты и викторины: их эскапизм основан не столько на внешних проявлениях необычности мира, сколько на уникальности созданного в программе положения дел. В реалити подобные ситуации являются плодом работы режиссёров и авторов программы, в викторинах же эксцентричность - дело рук самого участника, когда он, экспериментируя, прежде всего, над самим собой, создаёт необычные для себя условия.

Развлечение - это не только позитив, который зритель получает в тот момент, когда смотрит передачу. Это нечто, заставляющее сознание функционировать, нечто, позволяющее человеку осознать себя в окружающей его действительности, некие составляющие, благодаря которым развлечение приобретает общественно значимый смысл.

Например, познавательная составляющая (телевизионные викторины), социально-педагогическая составляющая (реалити-шоу, утверждающие те или иные модели поведения, показывающие, насколько последние приемлемы и привлекательны, или наоборот - насколько непривлекательны), интегративная составляющая (ток-шоу, показывающие общность проблем и способность их решения независимо от социальной, конфессиональной, национальной, тендерной и других особенностей участников) и т.д.

Как правило, подавляющее большинство развлекательных передач, как видно из названия, несёт в себе функцию рекреативную, гедонистическую, функцию расслабления, снятия напряжения и т.д. Однако - и это трудно не заметить - каждая из этих передач индивидуальна по набору функций, резко отличающих её от других, резко выделяющих её на фоне остальных групп программ. Каждая передача выступает как некий ретранслятор, выполняющий поставленную перед ней задачу. Иногда даже ту, кото-

Современное российское развлекательное телевидение

167

рая перед ней поставлена не была. Например, сегодня вряд ли кто-то всерьёз задумывается о том, насколько важным элементом социального регулирования и, тем более, социальной интеграции могут стать развлекательные передачи. А ведь каждая из них в умелых руках способна сделать больше, чем иная научно-популярная программа. Любое ток-шоу - это, прежде всего, воспитание и психологическая помощь. Реалити-шоу - обучающая программа, позволяющая безошибочно выбирать модель поведения. То же самое можно сказать и о викторинах. С одной стороны, это развлекательные передачи, ставящие на деньги, на меркантильность. Но, с другой стороны, это передачи всё-таки познавательные и обучающие. Естественно, что без сторонней помощи развлекательные передачи будут приобретать характер яда, употребление которого в больших дозах, и, что самое главное, неумело, может привести к необратимым последствиям.

Конечно, воспитание с помощью развлекательных программ - это громкие слова. Развлекательные программы должны оттенять воспитание, служить фоном, лакмусовой бумажкой, позволяющей точнее определить грани реальности и место в нём индивида. И, тем не менее, и «развлекаловка» в умеренных дозах способна стать обучением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев-Случевский К. «Школа» или «Дом-3» в жизни // Литературная газета. - 2010. - № 2.

2. Михалкович В. Развлекательные передачи ТВ и «эффект эксцентричности» // Телевизионная эстрада. - М.: Искусство, 1981.

3. Полуэхтова И. А. Телевидение глазами телезрителей // Телефорум. - 2001. - № 1-2.

4. Полуэхтова И.А. Телеменю и телепотребности // Телефорум. - 2002. - № 5.

5. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. - Аналитический центр «Видео Интернешнл». - М., 2009.

6. Пухнавцев О. Экран последнего поколения // Литературная газета. - 2010. - № 28.

7. www.muzcentrum.ru.

8. www.novopol.ru.

TV ENTERTAINMENT AND ITS FUNCTIONS

Zueva T.V.

We consider the problem of existence of TV entertainment in the domestic media market, as well as its basic function in society.

Key words: entertainment television, social networks, media market, television productions, reality project.

Сведения об авторе

Зуева Татьяна Викторовна, окончила МГТУ ГА (2009), соискатель кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, пресс-секретарь главы Рузского муниципального района, область научных интересов - связи с общественностью, журналистика, управление информационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.