Научная статья на тему 'Современное программно-методическое обеспечение нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста'

Современное программно-методическое обеспечение нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПАРЦИАЛЬНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФЕМИНИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖПОЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ГЕНДЕР / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина М. В.

В статье анализируется содержание нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста в основных современных комплексных и парциальных программах дошкольного образования: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Ва­сильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста «Мир мальчика и девочки», разработанная Н.Е. Татаринцевой; «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста» М.В. Пищае­вой, С.В. Денисовой; программа О.И. Ивановой, А.М. Щетининой. На основе их анализа формулируются основные тенденции развития современного программно-методического обеспечения нравственно-по­лового воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное программно-методическое обеспечение нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста»

7. Укранська Галичина та Австрш. 1сторична доводка. - Льв1в: Украна, 2002. - 8 с.

8. Укранська школа тд польським ярмом у Схвднш Галичиш. - Ввдень, 1921. - 21 с.

9. Федорович К.Украшсью школи в Галичит в свгш закошв i практики. -Льв1в, 1924. - 94 с.

10. Ющишин I. Середовище й програми навчання в народних школах / I. Ющишин // Методика i шкшьна практика: Додаток до часопису «Шлях виховання й навчання». - 1933. - С. 159-182.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Шадрина М.В.*

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко,

г. Глазов

В статье анализируется содержание нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста в основных современных комплексных и парциальных программах дошкольного образования: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста «Мир мальчика и девочки», разработанная Н.Е. Татаринцевой; «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста» М.В. Пищае-вой, С.В. Денисовой; программа О.И. Ивановой, А.М. Щетининой. На основе их анализа формулируются основные тенденции развития современного программно-методического обеспечения нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: нравственно-половое воспитание, дети дошкольного возраста, парциальные и комплексные программы, фемининность, маскулинность, полоролевое поведение, межполовое общение, гендер, программно-методическое обеспечение.

Начало XXI века - этап становления нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста, характеризующийся обогащением комплексных программ дошкольного образования элементами тендерного и полоро-левого воспитания, появлением первых парциальных программ, раскрывающих в своем тематическом содержании проблему выполнения фемининной

* Аспирант.

и маскулинной позиции, взаимоотношения полов, тендерной идентичности. Данная тенденция подводит нас к необходимости рассмотрения программно-методического обеспечения дошкольного образования на предмет реализации задач нравственно-полового воспитания, что необходимо для объективной оценки состояния и перспектив развития интересующей нас проблемы.

На современном этапе развития дошкольного образования продолжается совершенствование старых и разработка новых комплексных программ. Так, в 2005 г. было выпущено третье издание «Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [6]. Программа была переработана, в ее научно-методическую основу были внесены существенные изменения: отменена информационная перегрузка детей посредством обязательных фронтальных занятий; в качестве первостепенной в обновленном варианте выдвигается развивающая функция образования; произведен отказ от формирования политико-идеологических установок; расширен раздел нравственного воспитания; в программе отменена жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении; включены новые материалы относительно социального и эмоционального развития ребенка.

В программе хорошо представлен раздел, посвященный привитию ребенку санитарно-гигиенических навыков и ценности здорового образа жизни. После обновления она содержит больше занятий, направленных на формирование ценности семьи; было включено воспитание половой идентичности. Однако половая идентичность дошкольника в программе рассматривается исключительно с позиций отождествления ребенка с представителями своего пола, выбора соответствующих полу игрушек, одежды и др.

Полоролевое поведение и мышление дошкольников и их нравственная основа рассматривается с позиций этикета и эталонов межличностного поведения. Так, в программе указывается, что необходимо: «воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков» [6, с. 143]. Относительно воспитания нравственной культуры межполового поведения мальчиков программа предполагает: «воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.». Посредством каких именно форм и методов работы такое воспитание должно осуществляться в программе не отмечается. Никаких других материалов относительно нравственно-полового воспитания дошкольников при анализе данной программы нами обнаружено не было, в связи с чем мы можем сделать вывод, что ее освоение для формирования нравственных ценностей, поведения, мышления, чувств дошкольников относительно культуры межполового общения, выполнения фемининной / маскулинной позиции, укрепления роли брака недостаточно.

Новой комплексной программой XXI в., рекомендованной Министерством образования РФ, и получившей широкую популярность среди дошкольных учреждений, стала программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [4]. Программа впервые была выпущена в 2010 году. Отметим, что она содержит много общего с «Программой воспитания и обучения в детском саду» 2005 года.

На первый план в программе «От рождения до школы» выдвигается развивающая функция образования. Ее направленность определена ориентацией на всестороннее развитие личности ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В структуру программы включены такие области, как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», в которых частично рассматриваются вопросы нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста.

Культура межполового общения у девочек и мальчиков развивается посредством обсуждения праздников (например, о Дне защитника отечества: «воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины»), конкурсов, тематических бесед [4, с. 92]. Схожим образом в программе предлагается формировать первичные гендерные представления у детей («мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные» [4, с. 69]). Программа ориентирована на развитие у дошкольников половой идентичности, представлений о себе как представителе определенного пола.

Большое внимание уделяется укреплению роли семьи в сознании ребенка. Предлагается широкий спектр ситуаций, в которых эта тема должна обсуждаться с детьми дошкольного возраста: от участия в различных мероприятиях, посвященных праздникам 8 марта, День матери и др. до обсуждения сказок, мультфильмов. Программа «От рождения до школы» среди всех своих конкурентов содержит наиболее сильную подготовку по формированию ценности матери и материнства, что отражается в многочисленных тематических обсуждениях, предлагаемых в ней. Программа включает обучение детей принципам взаимопомощи членам семьи, сопереживания в ситуации печали и горя. Неоднократно указывается необходимость развития у ребенка ценности семьи.

Данная программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста следующей системы знаний и представлений о: себе как представителе своего пола; внешних отличиях девочек и мальчиков, их психологической уникальности; стереотипном содержании ролевых позиций мужественности и женственности; принципах взаимопомощи; основах здорового образа жизни; крепкой и стабильной семье; нравственной ценности семьи. Такие представления как: нравственное содержание понятий «настоящий мальчик» и «настоящая девочка»; внешние выражения тех или иных эмоциональных состояний других людей (например, грусть, тревога и т.д.); аде-

кватные внутрисемейные отношения; нравственная ценность брака - в программе освещены мало.

В рамках культуры взаимоотношения полов программа предполагает обучению уважения к представителям любого пола, оказание помощи сверстнику независимо от его половой принадлежности. Остальные качества (альтруизм, честность, доброта и др.) в программе предполагается воспитывать в рамках общечеловеческих ценностей без подчеркнутой роли применения их в ситуации межполового общения.

Анализ комплексных программ («Радуга» [8], «Детство» [1], «Истоки» [3, 7] и др.) показывает, что новые издания включают в себя расширение тем, посвященных гендерному и полоролевому воспитанию, половой идентичности ребенка, нравственным основам межличностного взаимодействия, однако ни в одной из них так и не появился в качестве отдельного блока блок «Нравственно-полового воспитания» или «Полоролевого воспитания». В программе «Истоки» [3] раздел «Социальное развитие» был заменен разделом «Социализация», однако изменение названий не спровоцировало появление существенных отличий в ее содержательной стороне.

В XXI в. осознание значимости нравственного воспитания в вопросах пола, а также явный недостаток и несистематичность представленности данной проблемы в комплексных программах побудило исследователей к разработке тематических парциальных программ. Рассмотрим некоторые из них: «Мир мальчика и девочки» Н.Е. Татаринцевой [9], программа игровых тренинговых занятий с детьми, способы оказания психолого-педагогической и методической помощи педагогам детского сада и родителям в воспитании мальчиков и девочек с учетом их половых различий О.И. Ивановой, А.М. Щетининой [2] ; «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста» М.В. Пищаевой, С.В. Денисовой [5].

В 2002 году была опубликована программа «Мир мальчика и девочки», разработанная Н.Е. Татаринцевой как программа полоролевого воспитания дошкольников [9]. Программа представляет собой двухуровневую модель полоролевой воспитанности: для детей 3-5 лет и для детей 6-7 лет. Она содержит следующие составляющие: когнитивная, эмоционально-оценочная, действенно-практическая.

Достоинством программы является четкая направленность на освоение детьми ценностей семьи, субъектности личности в освоении полоролевого опыта, самореализации «мужской» («женской») индивидуальности и др. В качестве методов, посредством которых ребенок осваивает эти ценности, в программе указываются народные сказки, игры, песни и пр. Большое внимание уделено вопросам нравственной культуры взаимоотношения полов, подчеркивается необходимость развития отношений, проявляющихся в заботе, поддержке, взаимоуважении, сопереживании, галантности и др. Программа ориентирована на привитие детям маскулинных и фемининных черт личности (сила, преданность, смелость, мягкость, нежность, понимание других и др.).

В ней указывается система критериев, по которым может быть оценена полоролевая воспитанность дошкольников, что позволяет сотрудникам детского сада оценить результат проделанной работы.

Программа направлена на формирование у детей представлений о своем поле, о внешних и внутренних отличиях мальчиков и девочек, феминнином и маскулинном поведении, эталонных образцах мужского и женского поведения, ценности семьи и брака, матери и материнства. В ней не подразумевается работы по сохранению репродуктивного здоровья, что делает ее хорошим дополнением к любой комплексной программе.

В 2006 году было подготовлено пособие «Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста» О.И. Ивановой, А.М. Щетининой [2], которое далее мы будем называть программой. Помимо вопросов половой идентичности в программе рассматриваются вопросы формирования нравственной культуры межполовых отношений, даются конкретные практические рекомендации сотрудникам дошкольного учреждения по учету гендерных особенностей игры ребенка, развития его интересов. В программе представлен банк игр, имеющих широкие возможности в области воспитания положительного отношения к себе как представителю своего пола и уважительного отношения к представителям другого пола. Вопросы укрепления брака и семьи, сохранения репродуктивного здоровья ребенка затрагиваются лишь косвенно, однако это и не было включено в цель и задачи программы. Ограниченностью ее использования является направленность на детей старшего дошкольного возраста, в то время, как половая идентичность формируется уже в младшем дошкольном возрасте. Многие игры и художественные произведения, приведенные в программе, могут успешно применяться в качестве элементов нравственно-полового воспитания.

В 2007 году была опубликована «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста» М.В. Пищаевой, С.В. Денисовой [5]. Цель программы - полоролевая социализация детей дошкольного возраста. Она достигается за счет приобщение детей к психосексуальной, семейно-бытовой, нравственно-этической культуре. Программа предполагает формирование у детей полного комплекса представлений о себе как представителе своего пола, внешних и внутренних характеристиках девочек и мальчиков, культуре взаимоотношений между детьми, «настоящем мальчике» и «настоящей девочке», ценности семьи и брака, укреплении репродуктивного здоровья.

Нравственно-этическая сторона программы подразумевает обучение детей нормам и правилам поведения при взаимодействии с представителями другого пола, формирование ценностей дружбы и уважения друг к другу независимо от половой принадлежности. В программе предусмотрено воспитание интереса и симпатии к детям обоих полов, сопереживания, толерантности, заботы, доброжелательности в межполовом общении. Отметим,

что большинство представлений, чувств, поведенческих характеристик нравственно-половой воспитанности отражено в качестве критериев результативности освоения данной программы, что делает ее хорошим образцом для внедрения в педагогических процесс дошкольных учреждений.

Обобщая анализ современных программ на предмет реализации задач нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста, стоит отметить, что современные комплексные программы по-прежнему освещают вопросы изучаемой нами проблемы частично. Фактически в них отсутствует терминологический ряд понятий: культура межполовых отношений, нравственно-половое воспитание дошкольников и т.д. Вместе с тем, по сравнению с программно-методическим обеспечением предыдущих лет, они содержат больше информационно-методического материала относительно полоролевого и гендерного воспитания, существенно расширился раздел, посвященный присвоению ценности семьи, матери и материнства. Помимо внешних отличий мальчиков и девочек в большинстве программ предоставляется информация и о психологических отличиях. Наиболее полно, на наш взгляд, вопросы нравственно-полового воспитания раскрываются в комплексной программе «Истоки» [3].

В настоящее время продолжается, заложенная в конце ХХ в., традиция создания парциальных программ, направленных на формирование социальной компетентности, кроме этого появляются программы, посвященные по-лоролевому воспитанию, построенные на прочных нравственных основах. Эти программы представляют собой образовательные модули, которые ориентированы на формирование нравственных чувств, поведения, мышления, ценностей в вопросах пола. Существенным недостатком всех программ является недостаточное освещение проблемы укрепления роли брака и его нравственных основ, мало информации по корректному формированию представлений об адекватных внутрисемейных отношениях. Более того, нами не было найдено ни одной парциациальной программы собственно нравственно-полового воспитания, не сводимой к полоролевому, гендерному и половому воспитанию детей дошкольного возраста. Все программы мало освещают вопросы формирования нравственного отношения к браку, представлений об адекватных внутрисемейных отношениях.

Список литературы:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244 с.

2. Иванова О.И., Щетинина А.М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. -124 с.

3. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -320 с.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

5. Пищаева М.В. Денисова С.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / АГПИ им. А. П. Гайдара. - Арзамас: АГПИ, 2007. - 56 с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

7. Программа «Истоки»: Базис развития ребёнка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 335 с.

8. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

9. Татаринцева Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа / Н.Е. Татаринцева. - Ростов н/Д: РГПУ 2002. - 59 с.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Шмакова Е.В.*

Областной духовно-патриотический Центр «Арское», г. Ульяновск, с. Арское

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Статья посвящена анализу социально-педагогических условий (общих и частных) развития духовно-нравственных качеств личности воспитанников сиротских учреждений Ульяновской области.

Ключевые слова духовно-нравственные качества, личность воспитанников, сиротские учреждения, социально-педагогические условия.

По справедливому замечанию ряда авторитетных исследователей Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Ю.П. Сокольнико-

* Ассистент кафедры Педагогики профессионального образования и социальной деятельности, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.