Научная статья на тему 'Современное понимание и структура правосознания'

Современное понимание и структура правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1578
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / ПРАВО / ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / MENTALITY / LEGAL LIFE / LAW / LEGAL VALIDITY / LEGAL REALITY / LEGAL SYSTEM / LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кученев Андрей Владимирович

Рассматриваются аспекты дефиниции правосознания, его структура. Аккумулируются теоретические взгляды научных деятелей разных эпох, включая современных исследователей, на содержание понятия правосознания, его образующую составляющую. Предлагается обобщенное авторское понимание правового сознания и его структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT UNDERSTANDING OF THE STRUCTURE AND SENSE OF JUSTICE

The aspects of the definition of justice, its structure. Accumulate theoretical views of academics from different eras, including the contemporary researchers, for the maintenance of justice concept, its defining component. The generalized author's understanding of legal consciousness and its structure is offered.

Текст научной работы на тему «Современное понимание и структура правосознания»

112

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)

4. Изосимов С.В. Кузнецов А.П. Служебные преступления: учебно-практический комментарий (гл. 23, 30 УК РФ). Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003.

5. Устинов В.С., Арефьев А.Ю. Криминологические аспекты экономической преступности: учеб. пособие. Н. Новгород, 1999.

ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail.ru.

IVANOV, Michael Georgiyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. E-mail: imkafedra54@mail.ru.

УДК 34

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

А.В. Кученев

Рассматриваются аспекты дефиниции правосознания, его структура. Аккумулируются теоретические взгляды научных деятелей разных эпох, включая современных исследователей, на содержание понятия правосознания, его образующую составляющую. Предлагается обобщенное авторское понимание правового сознания и его структуры.

Ключевые слова: менталитет; правовая жизнь; право; правовая действительность; правовая реальность; правовая система; правосознание; сознание.

A.V. Kuchenev. CURRENT UNDERSTANDING OF THE STRUCTURE AND SENSE OF JUSTICE

The aspects of the definition of justice, its structure. Accumulate theoretical views of academics from different eras, including the contemporary researchers, for the maintenance of justice concept, its defining component. The generalized author's understanding of legal consciousness and its structure is offered.

Keywords: mentality; legal life; law; legal validity; legal reality; the legal system; legal consciousness.

Дефиниция правосознания многогранна и характеризуется совокупностью взглядов, представлений, определяющих и отражающих отношение индивидуума к праву и правовым явлениям, правилам и стандартам отношений между собой в обществе, их соответствие принципам справедливости.

В дефиницию правосознания включают:

1. Систему знаний о праве, динамики исторического и современного состояния и соотношения прав и обязанностей.

2. Отражение системы знаний и правовой действительности.

3. Отношение индивидуума к системе действующего права, к поведению людей.

4. Восприятие на основании эмоционально-ценностной и интеллектуальной оценки правовой действительности.

5. Представление о праве лиц, обладающих

высоким уровнем юридического знания и широкой юридической практикой.

Дефиницию понятия Т.Ф. Ефремова формулирует как логически оформленную мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности [3].

Рассматривая дефиницию правосознания в самом общем виде как некую сумму эмоций, чувственных переживаний, идей, знаний, воззрений, в которых выражается отношение человека к правовой действительности, мы можем структурировать его. При обладании в сознании четкого понятия о предмете или процессе практически всегда существует возможность выстраивания логических размышлений о его характеристике, структуре и функциях.

Итак, сумма знаний, чувственных переживаний о праве и соотношение их с правовой

действительностью есть правовая психология, сумма знаний и воззрений о праве есть правовая идеология, и выстраивание на основе всех сумм собственного поведения индивидуумом -это есть поведенческая или волевая составляющая часть правосознания.

Е.А. Лукашева предлагает дефиницию правосознания считать частью общественного сознания, включающей систему взглядов, оценок, представлений, настроений, чувств общества, сложившихся в существующем экономическом состоянии жизни, направленных на установление отвечающих его интересам и целям правового режима [4]. Р. С. Байниязов определяет правосознание как духовную целостность правовых и отчасти общесоциальных идей, взглядов, представлений, убеждений, чувств, эмоций, настроений и т.д., идейно и психологически отражающую и осознающую правовые феномены [1]. А.А. Тамберг понимает под правосознанием совокупность идей, чувств, убеждений индивидов или части общества относительно права и его роли. Отводится большая роль правосознанию в осмыслении и восприятии правового регулирования, осознании верховенства закона; организации правомерной деятельности; соотношении правовых ценностей с иными, например рассмотрение справедливости в праве [10].

По нашему мнению, в дефинициях правосознания Е.А. Лукашевой его центральным элементом выступает экономический фактор установленного правового режима, и опускается аспект этого понятия, заключенный в квинтэссенцию общесоциальных идей и их чувственного восприятия, предложенный Р. С Байни-язовым. А.А. Тамберг произвел ассимилирование этих понятий, которое, согласно логически выработанной нами структуры, может быть конкретизировано волевой частью, определяющей поведение индивидуума в обществе, на основе его суждений о праве.

Сознание человека через призму собственных убеждений, законности, идей, научно-теоретических знаний, менталитета, чувств и эмоций, жизненного опыта отражает правовую действительность и дисперсируется в правовое сознание. Восприятие человеком необходимости и ценности права вызывает или позитивное отношение к правовой действительности, или негативное, когда индивидуум стремится изменить существующую правовую систему либо уверен в бесполезности самого права. Отношение человека к существующему праву, его истории находится в зависимости от его чувственной оценки и может быть рациональным, разумным и эмоциональным, устанавливать

в итоге его поведение в обществе на уровень правомерности, социальной полезности или неправомерности, социальной опасности.

Но в любом случае право действительно выступает центральным, фундаментальным элементом правового сознания. Но может ли право являться единственным фактором? Фактор - это причина, движущая сила, приводящая к определенному изменению явления. Очевидно, что право как таковое не способно быть движущей силой. Например, может ли право образовать правоотношение (обязательным участником которого является субъект права) или систему законодательства (которая является субъективным выражением воли законодателя)? Думается, что для этого необходим волевой критерий.

В связи с этим представляется, что право и субъект права являются составными элементами правового сознания, несущими различную нагрузку. Если право в нормативном смысле является фундаментом образования правового сознания, то субъект права, как обладатель воли, обеспечивает связь права с каждым элементом правовой системы [6].

Идивидуализирование правосознания вне системы моральных воззрений справедливости и несправедливости, свободы и несвободы кажется ошибочным на фоне организации деятельности каждого члена общества на основе собственной системы толкований и представлений о законодательном акте, а не на основе наполняющего его текста.

Осознание права в историческом прошлом изменяется под влиянием приоритетов проводимой политики, основных философских воззрений.

Например, Платон и Сократ возвышали право на божественный уровень. В воззрениях Л. Петражицкого нормы права, как и само право, устанавливались на психологическом уровне, когда сознание человека выступало мерилом прав и обязанностей. В трудах И. Канта и Гегеля право наделялось свойствами регулятора степени свобод в обществе на государственном уровне, отодвигая отдельного человека на второй план.

При рассмотрении правового сознания возникает необходимость выявления соотношения таких категорий, как «правовая жизнь», «правовая реальность» и «правовая действительность». Следует отметить, что установление взаимосвязи данных категорий не столько определяет объем категории «правосознание», сколько помогает выявить его качественные характеристики, что, несомненно, важно при раскрытии вопроса о его сущности.

114

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 4(26)

Правовая реальность - онтологическое бытие права, взятое безотносительно к процессу его познания. Она существует независимо от нашего отношения к ней. Правовая реальность охватывает бытие права, иные правовые явления как самостоятельные сущности в отсутствие взаимосвязи их в конкретно-историческом существовании. Но состояние действующего права как такового, существующая правовая реальность не являются достаточными для характеристики правосознания. Для понимания правосознания важно изучение культурных основ и традиций. Таким образом, правосознание выступает одной из сторон правовой реальности, в которой последнее приобретает конкретно-историческую (или историко-культурную) и пространственно-временную определенность.

На наш взгляд, правовое сознание формирует совокупность отражений правовой действительности. Например, оно может отражать аспекты правовой действительности любой страны, выявлять связи и взаимодействие конкретных элементов в виде правовых явлений.

Правовая жизнь представляет собой систему разнообразных видов и форм деятельности, поведения людей, их коллективов в правовой сфере, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализацию частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждение соответствующих этим интересам ценностей. При этом следует отметить, что правовая жизнь - совокупность именно всех форм юридического бытия общества, а не представлений о нем.

А.В. Малько включает в термин «правовая жизнь» систему сумм юридических явлений, как позитивных, так и негативных [5]. К первым относятся: само право, правовая система, юридическая практика, правосознание, правопорядок. К негативным - противоправные явления, препятствующие положительной юридической деятельности. Правовое сознание выступает в качестве регуляционной составляющей правовой жизни и при позитивном значении становится мотивом соблюдения условий для ее стабильности и нормального функционирования. Кроме того, правовое сознание предусматривает не только процесс воздействия юридических средств на общественные отношения, но и результат подобного воздействия, т.е. определяет в сложившейся правовой системе наличие взаимных связей, которые и обеспечивают принцип системности.

Ключевым вопросом в познании содержания и сущности правового сознания является проблема наполнения его структурными эле-

ментами, их соотношение. Многими учеными отмечается тесная связь между качеством объекта и его структурой. Существенное изменение структуры непременно влечет за собой изменение качества правового сознания, переход в другое состояние. Следует подчеркнуть, что, изучая структуру правового сознания, нельзя уделять внимание лишь вопросу о том, из каких элементов оно складывается, не менее важно определить, каким образом связаны между собой эти элементы, необходимо рассмотреть совокупность всех прямых и обратных связей между ее функциональными компонентами.

Такой подход к структуре правового сознания позволяет получить не только статичную, но и динамичную характеристику объекта. Сложность внутреннего исследования правосознания обусловлена его многоуровневой структурой, статической и динамической стороной, многообразием свойственных ему генетических, функциональных и структурных связей. В правовом сознании правовые представления общества, его психология и культура слились воедино с арсеналом технико-юридических средств, с деятельностью его объединений.

В структуру правосознания, обеспечивающую его целостность, необходимую для реализации его развития, традиционно относят систему взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: правовой идеологии и правовой психологии [7].

Комплекс знаний о праве различного уровня является рациональным компонентом правосознания (правовой идеологией). Уровень знаний о праве характеризуется глубиной изученности представлений и взглядов, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

По мнению Г.И. Сандуца, правовая идеология является элементом официального и доктринального правосознания, который относится к методам (приемам) истолкования принципов и норм действующего права в процессе его реализации и в случаях, соответствующих основным принципам права, служащим восполнению пробелов в праве (аналогия права и аналогия закона) [9].

Правовая идеология аккумулирует аспекты правового знания, образуя правовую культуру, устанавливает их на доступном уровне не только специалистам, но и каждому человеку, пропагандируя правомерное поведение, образ жизни и характер работы, придает ориентиры в бескрайнем и противоречивом мире.

Наиболее высокий уровень правового знания свойственен научным деятелям права, его особенность состоит в том, что оно отражает

право во всех его состояниях и проявлениях, на основании изучения различных теорий, воззрений и положений правового поля.

Правовая идеология подразумевает правовое осмысление потребностей и социальные интересы общества, государства, является инструментом познания социального смысла, природы права, рассматривающая право в системе культуры, области истории философии, выступает в качестве алгоритма поведения и поступков различных объединений людей, позволяющего им достигать определенных социальных и правовых целей.

Одним из основных свойств правовой идеологии выступает изменение правоприменения и правотворчества согласно принятому вектору правовой системы.

Правосознание формируется и трансформируется под влиянием комплекса разных чувств и эмоций, направленных на оценку реалий по отношению к ожиданиям. Этот структурный элемент правосознания называют правовой психологией.

В ходе реализации политики государства или любого другого объединения людей выстраивается та или иная модель поведения, установленная в правовом поле. Думается, на этом возможно выделить проблему правовой идеологии, которая заключается в сложности объединения противоположных теорий и воззрений правых идей.

Сознание отражает право через призму социального бытия, элементами которого выступают справедливость, гуманность, ответственность, тождество возможностей. Роль юридической психологии невозможно недооценить. При знакомстве с правовыми идеями человек любого уровня знаний о праве формирует собственное чувственное отношение к ним, на основе которого вырабатывает поведенческое отношение к закону.

Правовая психология определяет само право с момента его создания, т.е. правотворчество, до момента контроля над его реализацией. Она отражает чувственную оценку правового развития общества, поддерживая функционирование правовой системы на интеллектуальном и психологическом уровнях.

В теории права имеет место быть и другая структура правосознания, элементами которой выступают:

1. Информационный элемент. Он включает весь спектр информации о справедливости, свободе, праве. Человек может обладать поверхностной информацией или знанием в случае, когда она была получена при прослушивании радио, в трансляции которого был

упомянут тот или другой закон. Информация может быть полной, например при изучении права или закона. Но при изучении конкретного закона информация будет полной лишь по отношению к этому закону. Всесторонность информации при рассмотрении закона будет достигаться при изучении комментариев к этому закону, отзывов о нем, рассмотрении процесса и мотивов его принятия.

Аксиоматичность невозможности рассуждений о правосознании при отсутствии информации о праве определяет значение этого элемента в структуре правосознания.

2. Оценочный элемент. При ознакомлении или изучении объекта права человек дает ему оценку, сопоставляя с собственными убеждениями. Оценка может быть как позитивная, так и негативная, на основании которой образуются мотивы правомерного или неправомерного поведения человека.

Осознание необходимости и справедливости «внешнего» права, установленного властью, трансформирует его в сектор собственных интересов и целей.

3. Волевой элемент. Получив и оценив информацию об объектах права, человек принимает решение о необходимости руководствоваться ею, либо стремится, например, действовать в обход закона.

Элементы структуры правосознания могут быть разграничены только в научных целях, представляя собой единое целое.

Правосознание представляет собой систему знаний, отношений и чувств, выражающую взаимосвязь субъекта и объекта права в общественной жизни. Законность, формально установленные права и обязанности на государственном уровне, т.е. правовая сфера и есть область современного правосознания. Она может быть определена как соотношение властных структур, собственности, социума (гражданского общества) и прав человека.

Думается, в современной дефиниции правосознание следует отметить как конвергентный элемент социальных отношений, который заключается в выяснении зависимостей, складывающихся в рамках общественных государственных форм, структур гражданского общества, его функций, состояния социальных институтов гражданского общества. А система социальных связей и отношений людей, обусловленных экономическими и социокультурными отношениями, политическими и культурными интересами, становится мерилом уровня правосознания, которое в свою очередь формирует потребности и мотивирует поведение индивидов.

116

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)

Структура правосознания является сложной системой и состоит из следующих элементов: рациональные компоненты или правовая идеология, которые включают в себя систему знаний о праве и правовых явлениях в обществе; эмоциональные элементы, называемые правовой психологией; информационный - это получение и осознание информации правовой сферы; оценочный - оценка информации после ее получения; волевой - подразумевает принятие решения о применении правомерного или неправомерного поведения.

Список литературы

1. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России. Саратов, 2008. 212 с.

2. Долгова А.И. Криминология: учебник для вузов. М., 2001.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1233 с.

4. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. 344 с.

5. Малько А.Н. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5. С. 5-13.

6. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права: монография / под ред. Н.Н. Воп-ленко. Волгоград, 2009.

7. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-81.

8. Рыбаков В.А. Правосознание: к вопросу о понятии // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. № 3 (44). С. 23-28.

9. Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. № 3. С. 8-14.

10. Тамберг А.А. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 24 с.

КУЧЕНЕВ Андрей Владимирович — адъюнкт. Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Россия. Рязань. E-mail: kuav64@mail.ru.

KUCHENEV, Andrey Vladimirovich - Postgraduate Student. Academy of the right and Office of the Federal Penitentiary Service. Russia. Ryazan. E-mail: kuav64@mail.ru.

УДК 340

БАНДИТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920-е ГОДЫ

П.В. Максимов

Рассматриваются вопросы организации и содержания научно-правовых исследований бандитизма как государственного преступления советскими учеными и специалистами в 1920-е гг. Отмечается, что после Октябрьской революции 1917 г. в России имела место активизация бандитских проявлений разного вида, что требовало соответствующих рекомендаций науки по совершенствованию методов и средств борьбы с этим социально опасным явлением. Однако целенаправленные исследования стали возможны только после окончания Гражданской войны, когда стабилизировалась политическая ситуация. При этом направленность научной деятельности в этой сфере определялась политико-идеологической платформой большевиков, основанной на положениях марксизма о социальной природе преступности, определяемой частной собственностью на орудия и средства производства, эксплуатацией человека человеком. Автор делает обзор ряда публикаций советских ученых по различным аспектам уголовно-правового регулирования и предупреждения бандитизма, формулирует свою позицию по их содержанию.

Ключевые слова: бандитизм; советское государство; уголовное право; криминология; насилие; банда; квалификация; статья.

P.V. Maximov. BANDITRY AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC AND LEGAL RESEARCH IN SOVIET RUSSIA IN 1920

The questions of the organization and content of the scientific and legal studies of banditry as a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.