Научная статья на тему 'Современное определение термина «Инновация»'

Современное определение термина «Инновация» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1964
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБЪЕКТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИИ / ТЕРРИТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИННОВАЦИИ / РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИИ / ГЕНЕЗИС ИННОВАЦИИ / INNOVATION / OBJECT OF SPECIALIZATION OF AN INNOVATION / TERRITORY OF DISTRIBUTION OF AN INNOVATION / RESULT OF REALIZATION OF AN INNOVATION / INNOVATION GENESIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпак Н. А.

В статье рассмотрен генезис понятия инновации, раскрыта ее сущность и содержание, выделены основные признаки. Проведен анализ современных определений инновации, выявлены общие черты во взглядах разных авторов, в том числе и в законодательной сфере. Проанализированы недостатки современных определений и предложено авторское определение термина инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current definition of «innovation»

This article describes the genesis of the innovation concept. It is revealed its essence and content and it is highlighted the main features of the innovation concept. It is analyzed the current definitions of innovation and it is determined the similarities in the views of various authors including in legislative field. The author analyzes the disadvantages of current definitions and proposes his own definition of this term.

Текст научной работы на тему «Современное определение термина «Инновация»»

Н. А. Шпак, канд. экон. наук, проректор по инновационной деятельности и международному сотрудничеству, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия, shpak@usfeu.ru

СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ИННОВАЦИЯ»

В современной экономике базовым конкурентным преимуществом является способность генерировать новое. Это правило справедливо как в сфере производства, когда способность первым создавать новое востребованное потребителем качество имеет прямую корреляцию с прибылью предприятия, так и в остальных сферах деятельности предприятия, отрасли, государства.

Мировой кризис, влияние которого на все сферы жизнедеятельности современного человека оказалось неизбежным, подтверждает справедливость вышесказанного тезиса, так как в быстроменяющихся и сложно прогнозируемых условиях выживают наиболее адаптивные и быстрореагирующие на изменения внешней среды. Следовательно, только преодолевая собственное кризисное состояние, создавая принципиально новое, можно ответить на вызов времени и быть конкурентоспособным. Такой высокий всплеск интереса к инновационной деятельности ставит вопрос о необходимости корректного определения термина «инновация».

Прямой перевод от латинского т — «в» и поуш — «новое» является довольно конкретным, но оставляет поле для различных толкований. Зачастую применение термина «инновация» неразрывно связано с такими базовыми понятиями современного инновационного подхода, как «новшество», «нововведение» и «инно вация».

Индикатором общественного

прогресса являются изобретения и нововведения.

По своей сути понятие «инновация» является экономическим явлением.

Термин «инновация» начал использоваться в XIII в., обозначая «придумывание чего-нибудь нового, опережающего свое время», что являлось довольно общим определением и не отражало основные признаки инновации как экономического явления.

В науке термин «инновация» начал применяться в конце XIX столетия, причем в каждой отрасли науки он имел свое, не связанное с другими науками, определение. В лингвистике под этим термином понималось изменение грамматических форм при их трансформации из одного культурного ареала в другой, «естественный механизм развития организованностей культуры»1. В юриспруденции инновацией являлась замена существующего обязательства на новое. Естествознание использовало этот термин для обозначения изменений в процессе развития. Такая ситуация вызвала большой интерес ученых к проблеме определения инноваций, вследствие чего были созданы крупнейшие работы по определению природы и основных признаков инновации: в начале XX в. исследование проблемы определения инновации нашло широкое отражение в работах Г. Тарда, И. Шумпете-ра и Н. Г. Кондратьева. В своих исследованиях они приходят к выводу, что инновация трактуется как полифункциональное понятие.

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

В трудах Г. Тарда показано влияние инновации на развитие общества, в том числе в работе «Социальная логика», индикатором общественного прогресса являются изобретения и нововведения. Причем Г. Тард связывает его не только с удовлетворением текущих, но и со стимулированием возникновения новых потребностей.

Основоположник теории инноваций И. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» акцентирует внимание на том, что основным признаком инновации является создание положительного эффекта при внедрении и рассматривает инновацию как «средство предпринимательства для получения прибыли»2. Он выделяет пять типов инновации, ставших основой для инновационного менеджмента.

Н. Д. Кондратьев создал «теорию циклического развития», в которой динамикой нововведений является целенаправленное и интенсивное использование открытий, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие общества.

Работы Г. Тарда, И. Шумпетера и Н. Г. Кондратьева оказали существенное влияние на генезис термина инновации, вследствие чего в конце XX в. начинает развиваться инновационный подход, ориентированный на социальную сторону жизни общества. Это связано с процессами глобализации, когда особо актуальна способность современной организации выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений.

Такие авторы, как И. В. Бестужева-Лады, Д. Р. Вахитова, С. Ю. Глазьева, В. С. Дудченко, В. И. Кондратьева, Н. И. Лапина, В. Я. Ляудис, А. И. Пригожина, Б. Твисс по-разному определяют значение инновации, но солидарны в выборе предмета исследования, так как все их

Инновации являются результатом реализации управляемого процесса, организованного для достижения изначально заданного результата.

хологической составляющей социальных систем, характера социальных изменений и типов инновационного поведения.

= Тем не менее, акцент на социальной составляющей стороне инновации не умалил значимость такой экономической составляющей инновации, как способность генерировать прибыль. Поэтому среди наших современников существует значительное количество сторонников классической теории И. Шумпетера, таких как В. П. Логинова и А. С. Кулагина, которые под инновацией понимают результат, продукт, объект, полученный в ходе коммерциализации научно-технической деятельности.

Очень важным является тот факт, что в работе ряда авторов понятие инновации неразрывно связано с творчеством, например Ю. А. Карпова считает, что инновация — это «...прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы»3. Здесь речь идет о творческой природе инновации.

Примечательно, что феномен инновации в отличие от естественного, стихийно протекающего процесса носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия»4. Следовательно, инновации являются результатом реализации управляемого процесса, организованного для достижения изначально заданного результата.

В юридической науке XX в. в отличие от классических теорий XIX столетия термин инновации уходит от узкой трактовки инновации как нового, возникшего взамен уже существующего, обязательства, расширяя его до уровня научных достижений, как

труды связаны с изучением социально-пси- автор увидел это в работах И. В. Ершова

Инновации являются результатом реализации управляемого про цесса, организованного для достижения изначально заданного результата.

и Т. М. Иванова, которые определяют инновацию как новшество, реализованное в новых товарах или процессах.

Современное российское законодательство неоднозначно в вопросах определения инновации. В федеральных законах Российской Федерации _

определение инновации приравнивается разработчиками к инновационной деятельности, но попытка дать такое определение на уровне федеральных подзаконных нормативных актов не предпринята.

На региональном уровне определения инновации содержатся в ряде законов субъектов РФ: Свердловской и Челябинской областей, Республики Ингушетия, Краснодарского края. Тем не менее, предложенные определения ограничены сферой и территорией действия соответствующего акта (в настоящее время специальные законы имеют около 60 субъектов РФ) и не всегда отражают такой ключевой признак инновации, как экономическая эффективность. Так, в указанных законах инновация определяется как конечный результат какого -либо процесса:

1. Инновационной деятельности.

2. Научного, интеллектуального труда, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта.

3. Реализации процесса, обладающего коммерческим потенциалом.

4. Инновационной деятельности (товар, технология, работа, услуга), обладающий новизной, полезностью и (или) социальной значимостью, используемый в практической деятельности.

5. Введения в употребление нового или значительно улучшенного продукта (товар, услуга) или процесса, нового метода продаж или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Вышеприведенные определения термина инновации в большинстве своем связывают инновации и социальную сферу жизни общества, в большинстве своем не отражают основного признака инновации, это формирование прибыли при внедрении и неоднородны в определении объекта специализации инновации.

Большинство современных ученых расширяют определение предмета инновации от изобретения и внедрения новых продуктов, технологий и бизнес-процессов до заимствования или адаптации уже существующих.

Начало XXI в. ознаменовано продолжением тенденции, возникшей во второй половине XX в., по влиянию инновации на социально-психологическую сферу деятельности.

Также М. В. Волынкина определяет инновации как «вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, включая научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли»5.

О. А. Городов трактует понятие инновации в связи с результатами интеллектуальной деятельности: «результат (охраняемый либо неохраняемый), воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, подлежащего реализации, процесса либо в новом подходе при решении социально-культурных задач»6.

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

Однако в вышеприведенных определениях отсутствует ссылка на то, что инновация возникает в результате творческого, не формального подхода к выполнению должностных обязанностей либо к изучению того или иного вопроса. В то время как основной характеристикой инноватора является способность к творческому мышлению, а инновация является результатом деятельности инноватора.

Генезис понятия инновации демонстрирует расширение границ сферы возникновения инноваций от изменения функциональных характеристик продукта до стимулирования нового психо-эмоционального состояния человека (табл. 1).

Прогнозируется сохранение сложившейся тенденции к развитию составляющей инноваций, связанной с социально-культурной сферой, так как экономические предпосылки этого процесса очень сильны и объясняются процессами глобализации экономики, когда возрастающая конкуренция распространяется не только на техно-

логический, но и на психо-эмоциональный уровень.

Развитие использования термина инновации хоть и условно, но достаточно четко демонстрирует как минимум три стадии жизненного цикла: возникновение — развитие — становление. В дальнейшем можно прогнозировать либо переход к стабильному состоянию и фиксации современного понимания инновации, где возможности развития исчерпывают себя, либо зарождение принципиально новой концепции инновации.

При разнообразии взглядов на определение инноваций современные авторы в большинстве своем сходятся во мнении в вопросе выявления основных признаков инновации. Так, Д. В. Грибанов определяет следующие признаки инновации7, акцентируя внимание на том, что инновация обязательно должна быть или предполагаться коммерчески успешной:

1) новизна;

2) направленность на конкретное преобразование;

Таблица1

Генезис понятия инновации

№ Период возникновения нового подхода к определению инновации Жизненный цикл развития понятия инновация Новый объект инновации Предмет инновации

1. XIII в. Возникновение Продукт Функциональные характеристики продукта

2. конец XIX в. Развитие Услуга Сферы применения услуг

3. конец XX в. Становление Процесс Сервис, связанный с реализацией продукции или услуги

4. XXI в. (прогноз) Выход на новый цикл развития Эмоция Новые методы продвижения товаров и услуг

3) связь с интеллектуальной деятельностью;

4) производственная применимость;

5) коммерческая реализуемость;

6) получение экономической выгоды или создание условий для ее получения;

7) эффективность.

Таким образом,

обобщая все указанное ранее, можно выделить ряд отличительных особенностей в современном определении термина инновации:

Объектом специализации инновации является продукт, услуга, процесс или метод. При реализации инновации возникает новое качество, не присущее ранее объекту специализации инновации.

Предметом специализации инновации является творческая деятельности одного человека или группы людей, совместно занятых в решении профессионального вопроса. Так как инновация связана с изменением традиционных представлений о товаре или услуге в части их характеристик или в целом, то ее возникновение невозможно пусть в качественном, но формальном исполнении должностных инструкций, а требует нетривиального подхода к решению поставленных задач, что невозможно без творчества.

Территорией распространения инновации является территория, на которой преобладают социо-культурные условия, для которых новые качества объекта специализации инновации являются передовыми. Так, в современной экономике довольно распространена практика переноса уже известного качества объекта специализации инновации в новые социо-культурные условия, что связано с процессами глобализации мировой экономики;

Результатом реализации инновации является создание положительного экономического эффекта и как следствие — усиление конкурентных преимуществ товара, продукта или услуги. Таким образом, реализация инновации является условием развития

предприятия, государства и всей мировой экономики в целом.

Из всего вышесказанного следует, что на сегодняшний день, по мнению автора, инновация — это новый для конкретных социо-культурных условий продукт, услуга, процесс или метод, генерирующий положительный экономический эффект при внедрении и являющийся результатом творческой предметно-ориентированной деятельности человека или группы

ЛИЦ.

1. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы, 1999. С. 83.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем. В. С. Автономова и др. М., 1982.

3. Карпова Ю. А. Введение в социологию инновати-ки: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. С. 21.

4. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. С. 81.

5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь, ИНФРА-М, 2006.

6. Городов О. А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 18.

7. Грибанов Д. В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. № 4. С. 144-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.