Научная статья на тему 'Современное образование как условие профессиональной социализации личности'

Современное образование как условие профессиональной социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирба (Киселева) О.С.

Вопросы личностной (первичной) социализации разработаны и изучены в психологической науке и практике. Вместе с тем практическая направленность изучения вопросов социализации отсутствует, исходя из чего мы можем говорить об отсутствии целостного видения проблемы профессиональной социализации, о теоретической направленности образования, что, в свою очередь, не соответствует запросу социума и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of personal (primary) socialisation have been worked out and studied in psychological science and practice. At the same time, practical orientation of studying socialisation issues is lacking, which testifies to the absence of the integral conception of vocational socialisation and theoretical orientation of education, which in its turn does not correspond to the requirements of society and state on the whole.

Текст научной работы на тему «Современное образование как условие профессиональной социализации личности»

О. С. Ирба (Киселева)

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Работа представлена кафедрой психологии Воронежского экономико-правового института.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Е. В. Чеснокова

Вопросы личностной (первичной) социализации разработаны и изучены в психологической науке и практике. Вместе с тем практическая направленность изучения вопросов социализации отсутствует, исходя из чего мы можем говорить об отсутствии целостного видения проблемы профессиональной социализации, о теоретической направленности образования, что, в свою очередь, не соответствует запросу социума и государства в целом.

Ключевые слова: образование, социализация, личностная и профессиональная социализация, парадигма образования.

Problems of personal (primary) socialisation have been worked out and studied in psychological science and practice. At the same time, practical orientation of studying socialisation issues is lacking, which testifies to the absence of the integral conception of vocational socialisation and theoretical orientation of education, which in its turn does not correspond to the requirements of society and state on the whole.

Key words: education, socialisation, personal and vocational socialisation, paradigm of education.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, привели к дополнению целей образования: оно должно не только вооружать человека знаниями, но и развивать его как личность. Это привело к повышению требований к профессиональной подготовки выпускников вузов и, как следствие, актуализации проблемы профессиональной социализации личности.

Профессиональная социализация является процессом вторичной социализации личности. Она перестраивает субъективную реальность личности и связана, на наш взгляд:

• с овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками;

• профессиональным языком общения;

• приобщением к соответствующей субкультуре.

В целом профессиональная социализация представляет двуединый процесс: с

одной стороны, она фиксирует освоение личностью определенных норм, ценностей, профессиональных навыков, ролевых ожиданий, с другой - показывает, как личность осваивает и закрепляет эти представления и умения в своей дальнейшей деятельности.

Образование традиционно выделяется как один из факторов и институтов профессиональной социализации. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.

Образование как результат представлено в двух ипостасях.

Во-первых, результат образования фиксируется в форме стандарта. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, ко-

торый должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения.

Второй составляющей результата образования является образованность человека: его уровень подготовленности, совокупность сформированных знаний, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образованность может рассматриваться как общая, так и социально-профессиональная.

В настоящее время в теории и практике представлены три парадигмы профессионального образования: деятельностно, когнитивно и личностно ориентированная.

1. Деятельностно ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистическую направленность. Ориентирующую роль в этой парадигме выполняет социальный заказ общества на образование. Целевая установка образования в рамках данной парадигмы формулируется однозначно: образование по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и прикладной деятельностей. Деятельностно ориентированная парадигма нашла свое отражение в концепции развития начального профессионального образования. Применение данной модели образования оправдано при изучении профессиональных, специальных дисциплин, в процессе производственного обучения и производственных практик.

2. Когнитивно ориентированная парадигма образования рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения -осуществляется как квазиисследователь-ская деятельность. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познаватель-

ных способностей, а также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного. Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки и практики, учебный материал как дидактически «препарированные» научные и технологические знания. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта нового поколения. Главное - информационное обеспечение личности, а не ее развитие. Это личностно отчужденное образование.

3. Личностно ориентированная парадигма образования в наибольшей мере адекватна философии нового образования и предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие и самоактуализацию личности. Центральным звеном данной модели образования является непрерывное развитие личности обучаемых.

Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на мониторинге сформированных психологических новообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной интеллектуальной сферы, социально и профессионально значимых качеств и способностей.

В настоящее время многие ученые отмечают тот факт, что внедрение лично-стно ориентированного образования во многом затруднено его непроработанно-стью на инструментально-технологическом уровне. Содержание образования должно строиться на субъективном опыте обучаемых, однако на сегодняшний день отсутствуют способы проектирования такого содержания образования. Ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, социализация, развитие индивидуальности -также технологически не обеспечена.

Смыслообразующим фактором лич-ностно ориентированного образования является развитие обучаемых в процессе

организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде. Его центральным звеном становится профессиональное развитие - развитие личности в процессе выполнения профессиональнообразовательной деятельности, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.

На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесносную целостность.

На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

• приобретение конкретных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;

• освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

• накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно или системно;

• формирование профессиональноличностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т. е. выработка собственной философии профессии (табл. 1).

Таблица 1 Уровни профессиональной социализации личности

Уровни процесса профессио- нальной социализации Содержание уровня профессиональной социализации

Низкий Приобретение конкретных знаний, умений и навыков

Средний Освоение методик организации деятельности, технологий осуществления процессов

Высокий Накопление - обновление теоретических сведений (фрагментарно или системно)

Формирование профессиональноличностных установок, системы профессиональных ценностей, нахождение смыслов профдея-тельности, выработка собственной философии профессии

В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно обретает способность быть субъектом собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс обучения приобретает андрагогические характеристики.

На этапе базовой профессиональной подготовки должны быть поставлены и решены такие задачи, как:

• формирование установки на субъектную позицию в процессе профессионального становления;

• помощь в самоопределении будущего специалиста в профессиональном пространстве (поле профессиональной активности);

• овладение логикой продвижения в профессии;

• предъявление будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, служащих ориентиром для самооценки и самосовершенствованию;

• формирование в ходе обучения опыта партнерства, сотрудничества;

• стимулирование процессов самовоспитания, ориентированного на осознание, проработку и закрепление необходимых в профессии личностных качеств и характеристик;

• создание комплексных предпосылок к непрерывному образованию.

Процесс профессиональной, так же как и личностной, социализации есть не только усвоение социального опыта, но и активное его воспроизводство. Инструментами профессиональной социализации будут выступать освоение профессиональных эталонных моделей, опыта партнерства, саморазвитие и самокоррекция.

На наш взгляд, «успешная профессиональная социализация» - это идеальная модель социализированного студента, который активно принимает нормы профессии, ее требования и готов реально участвовать в работе в соответствии с ее ценностями.

В связи с проведенным анализом, мы полагаем, что задачи профессиональной социализации дают основания охарактеризовать в качестве необходимой парадигму развивающего профессионального образования, опирающуюся на следующие концептуальные положения:

• личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапа профессионального образовательного процесса. Данное положение предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания конкретных технологий образования;

• критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;

• социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;

• ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебнопрофессиональных видах труда. Стандарт образования не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;

• залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся.

Подчеркнем, что профессиональное образование - это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности. Иными словами, развивающее профессиональное образование - необходимое условие профессиональной социализации личности.

Наибольшим развивающим потенциалом обладают интегративные учебные дисциплины, которые в большей мере позволяют включать в содержание образования практико-ориентированный учебный материал, а также предшествующий субъективный опыт обучаемых.

Субъективный опыт обучаемых -это совокупность эмоционально окрашен-

ных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. К ситуациям относятся отдельные объекты или действия, события, внешние условия жизнедеятельности, социальное окружение и т. д. Опыт как структурная целостность представляет собой совокупность знаний, умений и интегративных конструктов. Каждый из этих видов опыта выполняет мотивирующую, операциональную и оценочную функции. Наиболее важной является операциональная функция, позволяющая человеку выступать активным субъектом осваиваемой деятельности, используя в отдельности или комбинируя и обогащая имеющиеся знания и умения.

Включение в учебный материал субъективного опыта, структурирование рабочих учебных планов с учетом ком-петентносного подхода позволяют обеспечить вариативность содержания образования.

Реализация развивающей функции содержания образования-социализации обуславливает необходимость пересмотра государственных образовательных стандартов.

Мы в свою очередь полагаем, что цель развивающего профессионального об-

разования - формирование способности, возможности и готовности к будущей профессиональной деятельности.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

• профессиональная социализация личности связана с овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками, профессиональным языком общения и приобщением к соответствующей субкультуре;

• цель образования-социализации состоит в том, чтобы, во-первых, научить эффективно действовать, во-вторых, социально приспособить и, в-третьих, сформировать у студента свободное и личностное суждение;

• условием профессиональной (вторичной) социализации, происходящей при содействии вспомогательных специализированных средств усвоения знания, является современное образование;

• результатом высшего профессионального образования выступает «качество подготовки специалиста»;

• социализационные воздействия преломляются сквозь призму индивидуальности личности. В связи с этим профессиональная социализация не может быть стопроцентной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.