Научная статья на тему 'Современное государственное регулирование привлечения иностранной рабочей силы в республике Саха (Якутия)'

Современное государственное регулирование привлечения иностранной рабочей силы в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аммосов И.Н., Еремеева Д.Н.

В данной статье рассмотрены механизмы современного государственного регулирования привлечения иностранной рабочей силы в регионе. На основе сравнительного анализа по оценке эффективности ее использования, даны предложения по совершенствованию порядка согласования потребности в привлечении иностранных работников и по объемам квот на их использование с учетом интересов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аммосов И.Н., Еремеева Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное государственное регулирование привлечения иностранной рабочей силы в республике Саха (Якутия)»

154

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

организациями и предприятиями - работодателями (их объединениями), что позволит обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность предприятий различных секторов экономики, а также профессиональных образовательных организаций.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2. Общая и профессиональная педагогика: учеб. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 448 с.: ил. - (ПРОФИль).

СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

© Аммосов И.Н.*, Еремеева Д.Н.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье рассмотрены механизмы современного государственного регулирования привлечения иностранной рабочей силы в регионе. На основе сравнительного анализа по оценке эффективности ее использования, даны предложения по совершенствованию порядка согласования потребности в привлечении иностранных работников и по объемам квот на их использование с учетом интересов региона.

Комплексное развитие производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) предполагает строительство дорог, социальных и производственных объектов, что потребует использование значительного числа кадров, владеющих рабочими профессиями, но по которым республика испытывает определенный дефицит. Поэтому с целью обеспечения нужд, прежде всего, производства рабочими кадрами, республика привлекает трудовых мигрантов, включая иностранную рабочую силу.

В целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Республике Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 4 «Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников», утвер-

* Начальник отдела развития системы менеджмента качества Департамента по обеспечению качества образования.

* Магистрант.

Правовое регулирование социально-экономических отношений в регионе

155

жденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.01.2014 г. № 27н, создана республиканская межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных граждан. Состав и положение данной комиссии утверждены Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 г. № 2762.

Задачами данной Комиссии являются:

1. Рассмотрение заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест и подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников в республику.

2. Повышение эффективности привлечения и использования иностранных работников на территории республики и обеспечение приоритетного права на трудоустройство граждан РФ.

3. Координация деятельности заинтересованных территориальных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

В соответствии с Правилами Минтруда РФ, органами исполнительной власти республики в 2014 г. проведена оценка эффективности использования иностранной рабочей силы в сравнении с предыдущими годами. В ходе такого рода анализов выявляются случаи подачи необоснованно высоких потребностей в заявках работодателей. Было отмечено, что наблюдается ежегодный рост потребности работодателей в иностранной рабочей силе. Так, в 2012 году организациями на квоту для привлечения иностранных граждан было подано заявок на 44606 человек, а квота утверждена на 9989 человек, в 2013 году заявки подали на 39267 человек, квота утверждена на 9970 человек, в 2014 году работодатели подали заявки на 45493 человек. Выяснилось, что потребность работодателей в трудовых мигрантах не всегда обусловлена нехваткой местных кадров, а больше желанием работодателей сэкономить на работниках за счет налогов и заработной платы.

За последние годы отмечается не полное оформление разрешений на работу иностранными гражданами в рамках утвержденных квот. В 2011 году из утвержденной квоты на 15639 человек, получили разрешения на работу 9402 человек, или 60 % от квоты, в 2012 году - из квоты на 9989 человек, использовано 8499 квоты, или 85,1 %, в 2013 году - из квоты на 9970 человек, использовано 9066 квоты, или 90,9 %, в 2014 году - из квоты на 9395 человек, использовано 8655 квоты, или 92,1 %.

При замещении вакантных и создании новых рабочих мест приоритет должен отдаваться гражданам РФ. Сначала работой необходимо обеспечить

156

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

соотечественников, а уже потом привлекать на трудовой рынок специалистов из других стран.

Отмечено, что наибольшая потребность в иностранных работниках отмечается в организациях строительного комплекса и промышленности республики. Так, доля иностранных работников, привлекаемых строительными организациями, в составе общереспубликанских заявок по потребности в иностранной рабочей силе составляет в среднем 73 %, доля организаций промышленности - 11 %. По странам происхождения иностранных работников преобладают граждане Армении (25 % от общего количества иностранных работников в составе утвержденных квот), Таджикистана (15 %) и Китая (14 %).

В разрезе профессий и должностей наибольшее количество иностранных работников по отрасли «Строительство» приглашаются на работу каменщиками, бетонщиками, штукатурами, малярами; в промышленности -водителями большегрузных и специализированных машин, проходчиками.

При подаче заявок работодатели утверждают, что в республике не хватает специалистов со средним техническим образованием. В настоящее время в республике подготовка специалистов со средним профессиональным образованием осуществляется в 31 учреждениях среднего профессионального образования, где обучаются более 16,6 тыс. студентов. Из них обучаются: в сфере промышленности - 9 % студентов, энергетики - 7,5 %, архитектуры и строительства - 7,5 %, транспорта - 5,9 %.

Учреждения среднего профессионального образования готовят специалистов по 86 специальностям, из них 54 % по специальностям технического профиля. За последние годы в учреждениях среднего профессионального образования открылись 22 новые специальности, из них 16 - технического профиля.

По программам начального профессионального образования обучается 5341 человек, из них в сфере ЖКХ и энергетики - 12,3 %, транспорта -

11,7 %, промышленности - 11 %, строительства - 4 % и т.д. Подготовка кадров ведется по 69 профессиям, из них 61 % технического направления.

Нормативное регулирование данного вопроса определяет Порядок определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление ими трудовой деятельности, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 800 «Об утверждении правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу».

Практика реализации данного нормативного акта свидетельствует о необходимости его совершенствования, определения более четкого порядка

Правовое регулирование социально-экономических отношений в регионе

157

принятия решений по согласованию потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот межведомственными комиссиями, созданными в субъектах РФ. В настоящее время сложилась некая правовая неопределенность полномочий данных комиссий при определении объема квот.

С одной стороны, пунктом 1 нормативного акта предусмотрено, что определение потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан.

При подготовке заключения о целесообразности предусматриваемых на предстоящий год объемов квот, органы исполнительной власти учитывают целый ряд обстоятельств: перспективы демографического развития, изменения спроса на рабочую силу в рамках реализации инвестиционных проектов, региональных и местных программ развития, имеющегося трудового потенциала, возможности субъекта в отношении обустройства привлекаемых иностранных граждан и многое другое.

Республиканская Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников ежегодно рассматривает и принимает решения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

С другой стороны, перечень оснований для отклонения Межведомственной комиссией заявок полностью или частично, весьма ограничен и содержит только наличие у работодателя нарушений порядка привлечения иностранных граждан, трудового и миграционного законодательства, отсутствие жилья.

В связи с отклонением (уменьшением) заявок участились обращения работодателей в судебные органы и Прокуратуру Республики Саха (Якутия) о признании недействительными решений Республиканской межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан.

В целях установления критериев оснований для полного или частичного отклонения заявок работодателей межведомственная комиссия, предлагает внести следующие поправки:

- рассмотрение спроса на иностранную рабочую силу в зависимости от перспектив демографического развития региона, ожидаемых миграционных процессов, прогноза баланса трудовых ресурсов;

- удовлетворение потребности за счет профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров на краткосрочных курсах повышения квалификации, а также ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и

158

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников;

- при наличии у работодателей нарушений трудового (в том числе условий и охраны труда), миграционного и налогового законодательства;

- возможности обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры;

- несоответствие заявленного и действительного уровня заработной платы иностранным работникам. Средний размер заработной платы по соответствующей должности на рабочих местах, на которые приглашаются иностранные работники, должен соответствовать средней заработной плате основному виду деятельности экономики и профессии, на которую они привлекаются;

- допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;

- формирование заявок потребности в иностранной рабочей силе в зависимости от основных приоритетных направлений развития экономики в субъекте РФ;

- выявление случаев намеренного занижения размера заработной платы при подаче уведомлений об открытии вакансий, на которые работодателями планируется привлечение иностранных работников, с целью создания непривлекательности вакансий для местных трудовых ресурсов.

В целом отметим, что в нашей республике регулирование привлечение иностранной рабочей силы введется в соответствии федеральными законами и правилами. Но хотелось бы для каждого региона страны определять свои критерии и подходы при формировании квот по привлечению иностранных работников, прежде всего:

- в зависимости от основных приоритетных направлений развития экономики (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство и транспорт);

- в соответствии с утвержденным перечнем приоритетных для региона профессий (специальностей);

- в зависимости от установленной минимальной заработной платы по приоритетным отраслям региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.