Территория науки. 2015. № 5
ЭКОНОМИКА
Баймуратов А.А., Зикираев М.Т.
СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ошский технологический университет
Ключевые слова: экономическая система Кыргызстана,
экономическое развитие, стабильность.
Keywords: Kyrgyzstan's economic system, economic development and stability.
Аннотация: В данной статье рассматривается современное
экономическое положение Кыргызстана, в котором раскрываются актуальные проблемы и перспективы развития экономики страны.
Abstract: In this sate assumed the modern economical situation of Kirgizstan, where assumed actual problems and perspectives of economic development of country.
За последнее время в политической и социально-экономической системе Кыргызской Республики произошли значительные изменения, и одним из наиболее актуальных вопросов остается выбор будущего пути развития экономики страны.
Ситуация, на наш взгляд, действительно тяжелая, страна переживает драматический период в своей жизни. В такой ситуации, считаем, что для всех большой интерес вызовут такие вопросы, как определение проблем, которые мешают развитию, определение приоритетов для правительства и определение конкретных путей выхода из тупика.
Так, например, по статистическим данным за 2014 год уровень инфляции по сравнению с 2010 годом выросла на 17,3%. В том числе за 2014 г прирост индекс цен составил 3,7%.
По оценкам Национального Банка КР, влияние монетарных факторов, включающих деньги внебанков и обменный курс сома, составило 21,6 %.
Рост общего уровня цен за последние 5 лет в значительной степени обусловлен повышением цен на продовольственные товары, которые составило 7,1%.
Также цены выросли на хлеб и хлебобулочные изделия на 2,8%, молоко и молочные изделия на 2,5%, табачные изделия - на 1,6%, алкогольные напитки - на 1,3%, на масло и жиры - на 1.2%
101
Территория науки. 2015. № 5
Индекс цен на непродовольственные товары вырос на 2,8 %, при этом основной вклад внес рост цен на ГСМ - 24,7%, строительные материалы - на 5,8%, газ - на 5,1%.
Индекс цен на платные услуги населению вырос на 2,3 %. Подорожали транспортные услуги на 6,1%, услуги образования - на 5%.
Показатели в отраслях промышленности за 2014 год продолжают падать. Объем производства продукции сократилось по сравнению с соответствующим периодом на 7,8%.
За рассматриваемый период продолжало ухудшаться состояние материально-технической базы. Сельское хозяйство продолжает сокращать закупку техники запасных частей и других ресурсов. Из-за отсутствия финансовых ресурсов фермеры не в состоянии обновлять технику. А это уже привело к технической деградации сельскохозяйственного производства.
Одной из главных причин возникновения проблем стало постоянное снижение бюджетного финансирования. В структуре государственного бюджета доля расходов на здравоохранение ежегодно снизалась: 11.5% в 2010 г. до 7,2% в 2014 г. в структуре ВВП в 2014 г. она составила 2,1%.
В 2015 году социальная направленность бюджетной политики нацелена на повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики на основе эффективного управления бюджетом.
Социальные сектора остаются приоритетными для бюджетного финансирования. Расходы республиканского бюджета на социальные сектора в 2015 году растут более чем на 2 млрд. сомов. Удельный вес расходов на социальный сектор в общих расходах бюджета составит 49 %.
Самой наболевшей проблемой на сегодняшний день является влияние мирового и в том числе российского кризиса на экономическое развитие. Кыргызстана, экономика которого зависит от внешних финансовых подкреплений, в том числе от российского финансового рынка.
Одним из влияющих внешних факторовявляется заметное снижениеденежных поступлений мигрантов и челноков кыргызстанцев, что негативно сказывается на доходности населения. Еще одним немаловажным фактором, влияюшим на финансовое положение страны, является жесткая внешнеэкономическая политика России в отношении граждан Кыргызстана, что не позволила полноценно работоспособным гражданам выйти из —черного списка”.
102
Территория науки. 2015. № 5
Тем более, Кыргызстан, вступая в членство ЕврАзЭС, ожидает гибкое дипломатическое отношения к интеграционному развитию.
Реальный экономический рост прогнозируется на уровне 5%, а коэффициент инвестиций-22% к ВВП. При этом инфляция в следующем году не должно превысить 4,5%, а обменный курс работает противоположно, превышая запланированного составляя 72 сом/доллар США.
Кроме того, стало воздействие ряда рисков и угроз на экономическую безопасность Кыргызской Республики:
- природно-климатические катаклизмы;
- неустойчивость мировых цен на нефть, золото, хлопок и табак и др.;
- сокращение производства золота на золотодобывающей компании «Кумтор - Оперейтинг Компани»;
- критическое состояние энергосектора;
- политическая нестабильность в стране;
- возможное недополучение средств по программным кредитам на покрытие дефицита бюджета (в 2015 г. - 2848 млн. сомов).
В настоящее время проводимые социально- экономические преобразования повлияли на все слои и группы населения. Общество расслоилось на богатых и бедных. В республике резко возросло число бедных семей, нуждающихся в социальной поддержке. Нынешний этап развития общества характеризуется новыми социальноэкономическими реалиями, которые обусловливают появления новых проблем, требующих поиска новых адекватных решений. Сегодня основными проблемами в области предоставления государственных пособий является низкий размер пособий, значительно отстающий от уровня прожиточного минимума. Низкий размер единого ежемесячного пособия - 120 сомов или составляет 5% от прожиточного бюджета, средний размер социального пособия-567 сомов или 20% от МБП, задержки выплат и т.д.
В новом проекте бюджета предусматривается рост расходов на социальные сектора, которые остаются приоритетными для бюджетного финансирования. Расходы будут расти в 2015 году более чем 3 млрд. сомов Удельный вес расходов на социальный сектор в общих расходах бюджета составит 53%.
В 2015 году ожидается реструктуризация части задолженности Правительства КР перед Национальным банком КР, в результате которой фактические расходы по обслуживанию внутреннего долга, которая на начало 2015 год составил 12 891 106 сомов. Внутренний госдолг к ВВП за 2014 составляет 3.1%.
103
Территория науки. 2015. № 5
В бюджете развития увеличивается грантовая составляющая Программы государственных инвестиций (ПГИ) 4,1 млрд. сомов 2014 г до 2,5млрд. сомов в 2015г. Соответственно Кыргызстан будет частично отказываться от внешних заимствований и, компенсируя необходимые дополнительные ресурсы грантами, значительно облегчит долговое бремя. Уже в текущем году отношение внешнего долга к ВВП снизится до порогового уровня в 80%.
В развитии экономики страны немаловажную роль играет банковская система, которая подвержена значительному воздействию валютного риска по причине сбалансированных открытых позиций в коммерческих банках и относительно устойчивого курса национальной валюты. Кроме того, избыточная ликвидность, наблюдаемая в большинстве коммерческих банков, является подтверждением способности коммерческих банков выдержать внезапные значительные оттоки ранее привлеченных средств.
Однако в связи с отсутствием у коммерческих банков альтернатив в части размещения средств, актуальной является проблема кредитного риска. К настоящему времени коммерческие банки достигли определенных успехов в области управления кредитным риском и мониторинга обеспечения выданных кредитов. Несмотря на это, в экономике Кыргызстана, в силу ее неустойчивости и малых размеров, велика вероятность значительного дисбаланса национальных цен, что отражается и на уровне ценового риска в банковском секторе.
В настоящее время основными направлениями деятельности коммерческих банков являются:
- привлечение депозитов;
- расчетно-кассовые обслуживания;
- кредитование;
- обменные операции с иностранной валютой;
Наметились относительно новые для финансового рынка Кыргызстана направления работы:
- ипотечное и потребительское кредитование;
- переход на использование электронных платежей документов;
- развитие и совершенствование технологии проведения трансграничных платежей;
- расширение сферы финансовых услуг и др.
Достигнутые договоренности Парижским клубом в марте текущего года позволят сократить расходы по обслуживанию внешнего долга с 3,6 млрд. сомов более чем на 2,1 млрд. сомов.
Сейчас правительство пытается выйти из тупика и в качестве главного лозунга выдвигает возврат доверия к себе и к своим
104
Территория науки. 2015. № 5
действиям.
Для достижения этой цели делаются различные шаги, касающиеся отбора кадров на государственную службу, сокращения количества государственных структур, антикоррупционных мер и т.д.
Но для реального выхода из тупика нужен системный подход в реформировании государственного управления. Предлагаются различные программы в.т.ч. 2015 год президентом страны объявлено годом «Укрепления национальной экономики страны» и усиление экономических отношений стран участников ШОС.
В заключение хотелось бы отметить, что нынешние проблемы и в политике, и в экономике Кыргызстана напрямую связаны с проблемой неэффективности государственного управления. Можно констатировать, что очень многие проблемы накопились за десятилетний период независимости республики. Поэтому важно, чтобы была разработана и начала осуществляться эффективная и реально выполнимая социально-экономическая программа, которая будет учитывать плюсы и минусы предыдущих программ, а также реальные возможности и ресурсы страны.
Список литературы
1. Закон КР «О республиканском бюджете КР на 2015 год». Бишкек 2015.
2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А., Смольянинова И.В.
Государственное регулирование агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения// Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 1.
3. Ковалева В.Д. Аналитические аспекты моделирования
сельскохозяйственного производства в ЕАЭС // Успехи
современной науки и образования. 2015. № 2. С.10-14
4. Койчиев Т.К. «Экономика Кыргызстана» Учебник Бишкек 2011г.
5. Умаров С.Т., Дадабаев Н.А. Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана // Синергия. 2015. № 1. С. 35-40.
6. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В.
Модернизация системы управления интеграционными процессами в региональном АПК (на примере Воронежской области) // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2015. № 1 (1). С.
2.
105