Научная статья на тему 'Современная вузовская пресса как инструмент адаптации студента к профессии в коллективе'

Современная вузовская пресса как инструмент адаптации студента к профессии в коллективе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
480
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ВУЗОВСКАЯ ПРЕССА / ЖУРНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горновая Варвара Алексеевна

Периодические издания высших учебных заведений и, в частности, факультетов журналистики сегодня продолжают существовать наряду с новыми медиа и демонстрируют свою полифункциональность. В предлагаемой статье на примере учебного журнала факультета журналистики ЧелГУ «Reлеванс» рассматривается механика вовлечения студентов первого курса в информационный поток факультета и развития навыков писательского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная вузовская пресса как инструмент адаптации студента к профессии в коллективе»

УДК 378; 070

В. А. Горновая

Челябинский государственный университет, Челябинск

СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ ПРЕССА

КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К ПРОФЕССИИ В КОЛЛЕКТИВЕ

Периодические издания высших учебных заведений и, в частности, факультетов журналистики сегодня продолжают существовать наряду с новыми медиа и демонстрируют свою полифункциональность. В предлагаемой статье на примере учебного журнала факультета журналистики ЧелГУ «Reлеванс» рассматривается механика вовлечения студентов первого курса в информационный поток факультета и развития навыков писательского мастерства.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный проект, вузовская пресса, журнал.

Периодическая пресса высших учебных заведений начала свою историю с формата стенгазеты и на сегодняшний день переросла в многотиражные издания. Нынешняя вузовская пресса представлена газетами, журналами и интернет-версиями этих изданий.

Есть свидетельства, что в ходе истории ученические издания тоже были востребованы: в частности, за период с 1859 по 1917 год на Урале вышло не менее 128 ученических изданий [10. С. 53]. Сегодня можно констатировать гармоничное существование и планомерное развитие вузовской прессы одновременно с растущей популярностью новых медиа.

В системе современного образования печатные издания высших учебных заведений можно отнести к категории медиаобразовательных проектов. Таким образом, печатные СМИ университетов и, в частности, факультетов журналистики вписываются в систему российского ме-диаобразования. Базис понимания процессов, происходящих в этой сфере, заложен в трудах И. В. Жилавской [3; 4], А. В. Федорова [12; 13] и других исследователей.

Вслед за И. В. Жилавской мы будем понимать под медиаобразованием «совокупность системных действий субъектов медиаобразовательной деятельности, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации на основе гуманистических идеалов и ценностей. В широком смысле медиаобразование - это образование в сфере медиа» [3].

Широкий ряд исследователей задавались целью выявить функции, которые выполняет вузовская пресса.

В частности, Е. Н. Туголукова пишет, что вузовские печатные СМИ являются «рекламой для вуза; образовательной деятельностью и проведением мастер-классов; воспитательной работой со студентами» [11. С. 73].

Д. С. Непомнящая и С. И. Якимова предлагают включить в перечень важнейших функций средств массовой информации высших учебных заведений «содействие творческой самореализации потребителей медиапродукта, раскрытию их талантов и способностей» [5. С. 24]. Исследователи отмечают, что процент авторов из числа студентов и сотрудников вуза в таких изданиях значительнее, чем в других корпоративных СМИ.

Кроме того, тандем авторов формулирует следующие цели вузовского журнала, относящиеся ко всем изданиям этого типа, вне зависимости от особенностей концепции, обусловленной информационной политикой вуза:

• реализация информационно-имиджевой политики и продвижение бренда университета-учредителя в поликультурном информационном пространстве;

• включенность в профориентационную работу вуза с абитуриентами;

• информирование заинтересованной аудитории об основных направлениях развития научно-образовательной деятельности вуза, стимулирование молодых людей к научно-исследовательской работе и формирование сообщества молодых ученых;

• формирование на базе редакции журнала креативной медиа-площадки для организации и проведения учебной и производственной практики студентов-журналистов и содействия их профессиональному росту [5. С. 32-33].

Наиболее полным нам кажется перечень А. П. Родимцева. Он обращает внимание на то, что студенческие СМИ, во-первых, реализуют функции, традиционно присущие средствам массовой информации. Это идеологическая, информационная, коммуникативная, интеграционная, организационно-агитационная (или непосредственно-организаторская), имиджевая, образовательная (просветительская), рекламно-справочная и развлекательная (рекреативная) функции. Во-вторых, вслед за Т. И. Сидоровой и В. И. Чемякиным исследователь предлагает обратить внимание на то, что студенческая пресса выполняет специфические социализаторскую и практико-ориентированную функции, а также является PR-инструментом, «становясь важнейшим каналом внутривузовских и внешних коммуникаций, установления необходимых связей с различными группами общественности, удовлетворения их информационных запросов и потребностей» [9. С. 126-127].

Как видим, наблюдения исследователей дифференцируются в частных моментах, однако в целом сходятся на констатации полифункциональности исследуемого типа СМИ.

В нашем исследовании мы рассмотрели особенности работы современной вузовской периодики на примере учебного журнала факультета журналистики Челябинского государственного университета «Желеванс».

Данное издание ведет свою историю на указанном факультете с 2010 года. По типографским характеристикам «Желеванс» изначально был газетой формата A3 объемом четыре полосы, издавался на газетной бумаге в черно-белом цвете. Подготовкой газеты «Желеванс» занимались студенты разных курсов под руководством преподавателей. На некоторое время газета переставала издаваться в связи с временным переходом факультета в статус направления «Журналистика» и вхождением в состав Института гуманитарного образования ЧелГУ.

В 2016-2017 учебном году назрела необходимость придать максимально прикладной характер дисциплине «Основы конвергентной журналистской деятельности», преподаваемой у студентов первого и второго курсов.

Согласно учебному плану, каждый студент в течение семестра осваивает четыре направления журналистики: телевидение, радио, печать и интернет. Раз в месяц студенческие подгруппы меняются местами, студенты идут на следующее направление подготовки. Так обеспечивается малое количество обучающихся в подгруппе, а значит - возможность индивидуальной работы со студентами и работы в небольших командах.

Миссия дисциплины «Основы конвергентной журналистской деятельности» заключается в освоении студентами навыков всех отраслей журналистского мастерства и возможности выбора дальнейшего направления обучения. Последующие третий и четвертый курс студенты обучаются только выбранному направлению специальности. Оно соответствует одному из направлений дисциплины ОКЖД - телевидение, радио, печать или интернет.

В начале 2017 учебного года был возобновлен выпуск издания «Желеванс» с изменением исторически сложившихся типографских характеристик этого печатного издания. «Желеванс» стал журналом формата A4. Первоначально с объемом 8 полос и газетной бумагой, сейчас - с объемом 12 полос, из них 1, 2, 11 и 12 цветные. Выпущено 12 номеров журнала.

Ключевой причиной возрождения печатного издания стала необходимость площадки для профессионального самовыражения студентов первого курса факультета журналистики ЧелГУ. Эта причина созвучна словам исследователей, указывающим на то, что «практикоориентированное обучение внутри медийного пространства alma mater позволяет студенту органично, комфортно и эффективно войти в профессию» [5. С. 25].

Типологические характеристики также соответствовали особенностям авторского состава и целевой аудитории планируемого издания. В этом ключе можно поспорить с Е. Н. Туголуковой, сообщающей, что «можно вывести обобщающее определение прессы высших учебных заведений (вуз) в наши дни: это периодические издания, выпускаемые в вузах и рассчитанные в первую очередь на учащихся этих вузов. Редакционный и авторский коллектив таких изданий - студенты вуза» [11. С. 71].

Во-первых, факультет журналистики ЧелГУ преследовал цели выпуска печатного издания не только для студентов, но и преподавателей факультета, а также его абитуриентов и родительского состава. Во-вторых, авторами журнала стали не только студенты, но и абитуриенты факультета.

Работа со студентами первого курса выстраивается следующим образом. Поскольку с каждой подгруппой студентов, согласно учебному плану, преподаватель встречается четыре раза и проводит, соответственно, четыре занятия, в это небольшое количество встреч необходимо уложить максимально обзорное ознакомление студентов с логикой создания печатного СМИ.

На первом занятии преподаватель дает студентам теоретические азы писательского мастерства. На примере российских печатных средств массовой информации демонстрирует ключевые особенности формата, периодики, тематики изданий, объясняет понятия целевой аудитории.

Далее раскрывает логику подготовки к написанию журналистского материала: механику изучения «истории вопроса», поиска экспертов по той или иной теме и способы определения корректного формата получения информации, в том числе договоренности о встрече либо запроса комментария эксперта в социальных сетях или посредством электронной почты.

Затем преподаватель демонстрирует студентам структуру журналистского текста и поясняет, как сформулировать заголовок и лидер-абзац, написать основную часть текста и корректно поставить подпись, указав возможные источники заимствования материалов. Каждый элемент иллюстрируется примерами из российских печатных изданий (как журналов, так и газет). Применяется метод кейса, когда студенту дается лидер-абзац и основное содержание заметки, обозначается целевая аудитория издания и предлагается самостоятельно сформулировать заголовок. В ходе обсуждения преподаватель комментирует каждый предложенный заголовок и затем демонстрирует студентам, какое наименование было в прецедентном тексте.

После преподаватель предлагает студентам несколько текстов с просьбой обнаружить в них ошибки трех уровней: опечатки, пунктуационные ошибки и нарушения «гигиены текста» (разные кавычки, некорректно расставленные тире и дефисы и т. д.).

Далее преподаватель комментирует варианты оформления цитаты в текстах печатных средств массовой информации, поясняя каждый вариант примерами.

Наконец, последний блок в теоретической части - иллюстрирование собственного материала в печатном средстве массовой информации. Здесь преподаватель дает ряд советов и предлагает студентам рассмотреть ряд фотографий и прокомментировать их преимущества и недостатки, пригодность для публикации в печатном СМИ.

В конце первого занятия преподаватель дает студентам задание ознакомиться с предыдущими выпусками учебного журнала «Желеванс» и сформулировать тему для собственной публикации. Задача - подготовить контент для одной полосы формата А4.

На втором занятии по направлению «печать» в рамках дисциплины «Основы конвергентной журналистской деятельности» преподаватель знакомит студентов с основами верстки посредством программы «Adobe InDesigne», предварительно раздав каждому скриншот с меню программы. Студенты следят за действиями преподавателя, одновременно с этим выполняя то же самое за своими компьютерами и фиксируя «горячие клавиши» программы и другие трудно запоминающиеся моменты на скриншотах.

Преподаватель показывает студентам, как создать новый документ в программе «Adobe InDesigne» и задать все необходимые параметры (формат, количество страниц, количество колонок), вставить текст и задать его параметры (шрифт, размер шрифта), вставить иллюстрации и корректно выбрать их расположение на полосе.

Затем студенты получают задание сверстать свою первую полосу, следуя названным параметрам. В течение занятия преподаватель продолжает консультировать студентов в вопросах использования программы.

Одновременно с этим студенты по одному обсуждают с преподавателям промежуточные результаты работы над текстом для учебного журнала «Желеванс», получают рекомендации по дальнейшей работе с текстом. При этом каждый текст распечатывается и прочитывается преподавателем и студентом вслух с целью обнаружения недоработок, ошибок.

На третьем занятии студенты верстают свои материалы, соблюдая характеристики макета учебного журнала «Желеванс». В ходе занятия каждого студента консультирует преподаватель.

После третьего занятия в течение недели идет подготовка журнала к отправке в типографию: преподаватель ставит каждый материал в макет журнала, высылает студенту с указанием рекомендаций по доработке текста или улучшению иллюстративного материала. После этого преподаватель осуществляет обработку фотографий номера и отправляет макет в типографию.

Перед четвертой встречей со студентами преподаватель публикует цветной макет нового выпуска журнала на сайте calameo.com. Этот сайт позволяет пользователям листать макет печатного издания, видеть каждый его разворот. Студенты получают задание к последнему занятию подготовить 5-минутное выступление с отчетом о проделанной за месяц работе.

Выступление строится в формате ответов на следующие вопросы:

• Обоснуйте выбранную тему (с учетом целевой аудитории, времени выпуска журнала и т. д.)

• С какими трудностями столкнулись при подготовке материала?

• Почему выбрали именно эти иллюстрации?

• Если бы у вас было больше времени на подготовку материала, как бы его доработали?

• На какой странице в номере расположен ваш материал? По вашему мнению, какое место в номере он занимает, какую роль играет? С какими материалами соседствует?

Также каждому студенту предлагается сформулировать не менее трех вопросов авторам других материалов, размещенных в номере.

На четвертое занятие преподаватель приносит тираж журнала из типографии. Каждый студент получает свой экземпляр. Здесь реализуется стремление мотивировать студента к выполнению творческих факультетских заданий и, что самое важное, видеть результат выполненной работы. В ходе занятия студенты анализируют свой труд.

Оставшиеся выпуски учебного журнала «Желеванс» попадают в деканат факультета журналистики ЧелГУ. В день выпуска журнала соответствующее информационное сообщение публикуется на площадках факультета журналистики ЧелГУ: в социальной сети «ВКонтакте», на медиа-портале jourcsu.ru. В течение недели также публикуется электронная, полноцветная версия журнала. Кроме того, на факультет ведется дополнительное информирование о выпуске посредством информационной рассылки среди старост всех студенческих групп.

Детально разобрав механику работы со студентами первого курса в рамках дисциплины «Основы конвергентной журналистской деятельности» (направление «печать»), обратим внимание на концепцию работы и соотнесем с опытом российских исследователей.

Прежде всего, рассматриваемая концепция работы со студентами предполагает свободу выбора тематики и жанра подготавливаемого контента. Это обусловлено стремлением найти личную мотивацию каждого студента в журналистской профессии, прежде всего не «отпугнуть», а привлечь начинающего журналиста к профессии.

Именно поэтому изначально был выбран формат журнальной периодики - в таком формате студенту проще раскрыться, ведь выбор новичка, в большинстве случаев, падает на аналитические жанры (интервью, рецензия, статья) и значительно реже - на новостные жанры (репортаж, заметка).

Эта тенденция созвучна наблюдениям В. Л. Артемова, который в статье «Некоторые особенности преподавания журналистики в современной России» пишет, что «с начала 90-х годов прослеживается тенденция внедрять в нашу учебную практику <...> подходы описательского репортерства» [1. С. 7], в то время как за границей «принципиальная задача обучения - выпустить специалиста, ориентированного в первую очередь на оперативную новость, продукт, который может быть продан по оптимальной цене» [1. С. 6].

Вторая ключевая особенность выбранной формы работы - приоритет индивидуального взаимодействия преподавателя и студента. Поскольку уровень подготовки студентов журфака на момент поступления на факультет варьируется от успешной вовлеченности в работу молодежного или даже «взрослого» СМИ до полного отсутствия практики в журналистской сфере, преподавателю необходимо учитывать этот разрыв, а значит максимально личностно подходить к работе со студентами.

Это позволяет, во-первых, выровнять пробелы в навыках работы с информационным потоком. Об этом говорит И. В. Пырков: «Практика показывает, что основной пробел в коммуникативной подготовке вчерашних выпускников школы (сегодняшних первокурсников) - это массовое, имеющее свои закономерности неумение работать с информационным потоком: обобщать, подвергать тематической выборке, критически оценивать, творчески воспроизводить и использовать в собственных коммуникативных целях информацию. Данный пробел ведёт к целому ряду негативных последствий, снижающих речевую культуру» [8. С. 218].

Во-вторых, индивидуальный подход способствует привитию навыков журналистской интуиции, работы над текстом: «Привить студентам умение формировать главную мысль материала, правильно излагать ее, всем ходом изложения привлекать к ней внимание, демонстрацией аргу-

ментов подготовить читателя к готовности воспринять ее и позволить ей убедить себя должны те, кто учит газетному делу (и, конечно, радио и телевизионной специализации)» [1. С. 9]. С нашей точки зрения, это возможно только при обсуждении каждой конкретно взятой темы со студентами.

Третий принцип выбранного формата работы - максимальная приближенность к реальному печатному изданию. По нашему мнению, в ряде случаев на факультете журналистики можно применять игровые методы обучения, однако профессиональный рост студентов неразрывно связан с полноценной работой «не в стол». И если речь идет о развитии навыков писательского мастерства - материалы студентов должны стать частью полноценного печатного средства массовой информации. Только в этом случае преподаватель сможет создать ситуацию дедлайна и показать студентам необходимость оперативной работы над печатным СМИ, важность креативной верстки, обработки иллюстративного материала, детали цветопередачи.

На это указывает А. П. Родимцев: «В современных условиях студенческие издания стремятся стать "полновесными" СМИ по уровню дизайна, качеству материалов и печати, четкости информационной политики и стремлению удержать свою читательскую аудиторию» [9. С. 125].

Наконец, последнее обстоятельство, на которые нам бы хотелось обратить внимание в разговоре о подготовке студентами первого курса факультета журналистики Челябинского госуниверситета учебного журнала <Желеванс», это присутствие в образовательном процессе интернет-технологий.

Сетевые технологии играют определененную роль в каждом этапе подготовки учебного студенческого журнала.

Во-первых, из-за ограниченного числа учебных занятий большая доля коммуникации между студентом и преподавателем переносится в сеть, в частности - ведется переписка посредством социальной сети «ВКонтакте». Для каждой студенческой группы создана своя беседа, где преподаватель публикует организационные вопросы, размещает ссылки на рекомендуемые материалы, сообщает о текущих результатах верстки издания и готовности номера к отправке в типографию. Одновременно с этим ведется личная переписка со студентами о теме публикаций и ходе работы над текстами и поиском иллюстративного материала.

Во-вторых, работая над учебным журналом, первокурсники вовлекаются в общий информационный поток факультета, следят за событиями: «Продуктивной становится работа студентов над наполнением новостной ленты сайта и отработка информационных поводов параллельно в системе нескольких медиаплощадок - сайт, газета, журнал, аудиовизуальные СМИ» [6].

В-четвертых, если ранее было принято говорить, что «для факультетских газет свойственна близость к читателю и весьма ограниченная целевая аудитория» [11. С. 71], сейчас очевидно, что публикация учебного журнала на открытых сетевых площадках позволяет получить доступ к широкой аудитории. Помимо очевидного круга читателей, приближенных к факультету (абитуриенты и их родители; студенты и преподаватели), доступ к материалам получают медиапедагоги России, родственники и друзья студентов.

Таким образом, на примере учебного журнала факультета журналистики Челябинского государственного университета <Желеванс» можно констатировать эффективность внедрения практической журналистики в учебный процесс. Ключевыми особенностями педагогического подхода в работе над рассматриваемым учебным изданием является свобода выбора тематики и жанра контента, приоритет индивидуального взаимодействия преподавателя и студента, максимальная приближенность к реальному печатному изданию и присутствие в образовательном процессе интернет-технологий.

Список литературы

1. Артемов, В. Л. Некоторые особенности преподавания журналистики в современной России [Текст] / В. Л. Артемов // Высшее образование для XXI века. XII Междунар. нуч. конф. : докл. и матер. кругл. стола Современные тенденции медиаобразования (3-5 декабря 2015 г.) / отв. ред. О. Е. Коханая. - М.: Изд-во Мокс. гуманит. ун-та, 2015. - С. 6-11.

2. Головин, Ю. А. Студенческие медиаструктуры в системе профессионально подготовки журналистов [Текст] / В. Л. Артемов // Высшее образование для XXI века. XII Междунар. нуч. конф. : докл. и матер. кругл. стола Современные тенденции медиаобразования (3-5 декабря 2015 г.) / отв. ред. О. Е. Коханая. -М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. - С. 34-39.

3. Жилавская, И. В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования [Электронный ресурс] / И. В. Жилавская. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/229 (дата обращения: 10.10.2017).

4. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежи. [Текст] / И. В. Жилавская // Монография.

- М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 243 с.

5. Непомнящая, Д. С. Университетский журнал в системе отечественных СМИ [Текст] / Д. С. Непомнящая, С. И. Якимова // Ученые заметки ТОГУ (Хабаровск). - 2015. - N° 2. - С. 23-33.

6. Парамонова, Т. А. Медиаобразовательный потенциал корпоративного сайта вуза: реализация и репрезентация медиаобразовательных проектов в системе высшего профессионального журналистского образования [Текст] / Т. А. Парамонова // Высшее образование в России: история и современность: коллект. моногр. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Изв-во Зебра, 2017. - С. 418-430.

7. Парамонова, Т. А. Медиаобразовательный проект как форма корпоративного PR (на примере проекта студентов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии «Акад-микус». 70 лет Великой Победы) [Текст] / Т. А. Парамонова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. - Челябинск: ЧелГУ, 2016. - Вып. 7 (389). - С. 131-139.

8. Пырков, И. В. Начальное медиаобразование в высшей школе [Текст] / И. В. Пырков // Русский язык и литература в образовательном процессе : сб. матер. межурнар. науч.-практ. конфер. (Саратов, 1 декабря 2016 года) / отв. ред. О. Ю. Авдевнина. - Саратов: Издательский дом МарК, 2016.- С. 216-222

9. Родимцев, А. П. Функции студенческих печатных СМИ [Текст] / А. П. Родимцев // новая наука: теоретический и практический взгляд (Уфа). - 2016. - № 8 (88). - С. 125-128.

10. Рушанин, В. Я. Журналы и газеты учебных заведений Урала (вторая половина XIX - начало XX веков) [Текст] / В. Я. Рушанин // Вестник Ужно-уральского гос. ун-та. Сер. Соц.-гум. науки - 2012. - № 10 (269). - С. 50-54.

11. Туголукова, Е. Н. Классификация и проблематика вузовских СМИ [Текст] / Е. Н. Туголуко-ва // Ученые записки Санкт-Петербургского университета тухнологий управления и экономики.

- 2012. - № 2 (37). - С. 70-75.

12. Федоров, А. В. Медиаобразование : история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. -Ростов-на-Дону : Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

13. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таранрог. гос. пед. инта, 2010. - 64 с.

MODERN UNIVERSITY PRESS AS AN INSTRUMENT FOR STUDENT ADAPTATION TO THE PROFESSION IN THE COLLECTIVE

Gornovaya V. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, varvara.gornovaya@mail.ru

Periodicals of higher educational institutions and, in particular, journalism faculties today continue to exist together with new media and demonstrate their polnostnost. In the proposed article, the mechanics of involving first-year students in the information flow of the faculty and developing the skills of writing skills is considered using the example of the journal of the journalism faculty of the CSU «Relevans».

Keywords: media education, media education project, high school press, journal.

References

1. Artemov, V. L. (2015), "Nekotorye osobennosti prepodavaniya zhurnalistiki v sovremennoj Rossii" [=Some features of teaching journalism in modern Russia], in: Vysshee obrazovanie dlya XXI veka [=Higher education for the XXI century], pp. 6-11. (In Russ.).

2. Golovin, Yu. A. (2015), "Studencheskie mediastruktury v sisteme professional'no podgotovki zhurnalistov" [= Student media structures in the system of professionally trained journalists], in: Vysshee obrazovanie dlya XXI veka [=Higher education for the 21st century], pp. 34-39. (In Russ.).

3. Zhilavskaya, I. V. (2017), Interaktivnaya (zhurnalistskaya) model' mediaobrazovaniya [interactive (journalistic) model of media education], available at: http://www.mediascope.ru/ node/229, accessed 10.10.2017. (In Russ.).

4. Zhilavskaya, I. V. (2013), Mediaobrazovanie molodezhi [=Media education of young people], Moscow, 243 p. (In Russ.).

5. Nepomnyashchaya, D. S. (2015), "Universitetskij zhurnal v sisteme otechestvennyh SMI" [=University Journal in the System of Domestic Media], in: Uchenye zametki TOGU [=Scientists Notes of TSU], pp. 23-33. (In Russ.).

6. Paramonova, T. A. (2017), "Mediaobrazovatel'nyj potencial korporativnogo sajta vuza: realizaciya i reprezentaciya mediaobrazovatel'nyh proektov v sisteme vysshego professional'nogo zhurnalistskogo obrazovaniya" [=Media Education Potential of the University's Corporate Website: Implementation and Representation of Media Education Projects in the System of Higher Professional Journalistic Education], in: Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost' [=Higher Education in Russia: History and Modernity], pp. 418-430. (In Russ.).

7. Paramonova, T.A. (2016), "Mediaobrazovatel'nyj proekt kak forma korporativnogo PR (na primere proekta studentov Povolzhskoj gosudarstvennoj social'no-gumanitarnoj akademii «Akadmikus». 70 let Velikoj Pobedy)" [=Media Education Project as a Form of Corporate PR (by the example of the project of students of the Volga State Academy of Social and Humanitarian Academy «Akadmikus», 70 years of the Great Victory)], in: Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], pp. 131-139. (In Russ.).

8. Pyrkov, I. V. (2016), "Nachal'noe mediaobrazovanie v vysshej shkole" [=Initial Media Education in Higher Education], in: Russkijyazyk i literatura v obrazovatel'nomprocesse [=Russian Language and Literature in the Educational Process], pp. 216-222. (In Russ.).

9. Rodimcev, A. P. (2016), "Funkcii studencheskih pechatnyh SMI" [=Functions of student print media], in: Novayanauka: teoreticheskijiprakticheskijvzglyad[=New science: theoretical and practical view], pp. 125-128. (In Russ.).

10. Rushanin, V. YA. (2012), "ZHurnaly i gazety uchebnyh zavedenij Urala (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vekov)" [=Journals and newspapers of educational institutions of the Urals (second half of the XIX - beginning of the XX centuries)], in: Vestnik Uzhno-ural 'skogo gos. un-ta. [=Bulletin of the Uzhno-Urals State. un-ta], pp. 50-54. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Tugolukova, E. N. (2012), "Klassifikaciya i problematika vuzovskih SMI" [=Classification and problems of university media], in: Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tuhnologij upravleniya i ehkonomiki [=Scientific notes of the St. Petersburg University of Management and Economics], pp. 70-75. (In Russ.).

12. Fedorov, A. V. (2001), Mediaobrazovanie : istoriya, teoriya i metodika [=AV Media Education: History, Theory and Methodology], 708 p. (In Russ.).

13. Fedorov, A. V. (2010), Slovar' terminovpo mediaobrazovaniyu [=Dictionary of terms on media education], 64 p. (In Russ.).

Горновая Варвара Алексеевна - пресс-секретарь, Челябинский региональный благотворительный фонд «Родная»; преподаватель факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

varvara.gornovaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.