Научная статья на тему 'Современная война и гражданская оборона'

Современная война и гражданская оборона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2700
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная война и гражданская оборона»

ВЛАДИМИРОВ В. А.

За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского Договора исчезла идеологическая конфронтация России с зарубежными странами, уменьшилось военное противостояние. Принятые решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили возможность, прежде всего, массированного применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах. В связи с этим появились даже высказывания, что внешней военной опасности для России больше не существует. Однако такое утверждение не соответствует реалиям.

В результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации, действительно, уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться, а при определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Главными возможными источниками военной опасности и военной угрозы для России сегодня можно считать: территориальные претензии; захват национальных богатств;

стремление отдельных государств и коалиций к разрешению конфликтов силовыми методами;

действия других государств по дестабилизации внутриполитической обстановки;

расширение военных союзов и нарушение международных договоров; распространение оружия массового поражения, появление нового оружия;

нарастание националистических сепаратистских тенденций; нестабильность военно-политической обстановки; расширение масштабов терроризма.

Каким же будет характер новых возможных войн и вооруженных конфликтов?

В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из торо, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах. К возможному оружию на новых физических принципах, прежде всего, нелетального воздействия, можно отнести:

лазерное оружие;

источники некогерентного света;

СВЧ оружие; инфразвуковое оружие; средства радиоэлектронной борьбы; средства информационной борьбы;

высокоточное оружие нового поколения (интеллектуальные боеприпасы); • •

метеорологическое, геофизическое оружие;

биологическое оружие нового поколения (включая психотропные средства);

биотехнологические средства; химическое оружие нового поколения; оружие электромагнитного импульса; психотронное оружие; парапсихологические методы.

Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах возможно и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Новые вооруженные силы, по мнению военных специалистов, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности активного сопротивления за счет поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил спе-

циальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы.

Хотелось бы отмстить, что применение сил специальных операций предусматривает заблаговременную переброску в тыл противника сотен диверсионных групп в целях осуществления диверсионных актов на поражаемых по заранее разработанному замыслу объектах.

К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести: применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;

сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

широкое использование криминальных (иррегулярных) формирований; скоротечность военных действий (30-60 суток); избирательность поражения объектов;

повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

нанесение точечных ударов по ключевым объектам; сочетание мощного огневого поражения, политико-дипломатического, информационно-психологического и экономического воздействия.

Анализируя эти особенности, необходимо, кроме широкого использования сил специальных операций, обратить внимание на предполагаемую скоротечность современных войн (до 30-60 суток), что требует новых подходов к мобилизационным планам и развертыванию производства вооружения согласно плану расчетного года. Рассматривая же последние из перечисленных выше особенностей, хочется подчеркнуть, что сегодня общепризнанно - эпоха противостояния массовых многомиллионных армий в период войны завершается. Есть все основания считать, что уже в недалекой перспективе ведущая роль в войнах будет отводиться политическим, экономическим, информационным и-другим средствам борьбы.

И примеры такой борьбы уже есть. Многие военные теоретики, например, считают, что 3-я мировая война, в которой США и НАТО без единого выстрела добились распада СССР и развала военной коалиции Варшавского Договора, состоялась.

Одним из возможных вариантов сценария развязывания и ведения современной войны может быть следующий.

Вследствие межнациональных разногласий возникает внутренний или внешний вооруженный конфликт, в который втягиваются соседние республи-

ки (государства). Последний перерастает в локальную войну либо в региональный вооруженный КОНфЛИКТ.

В последующем региональный вооруженный конфликт или локальная война перерастают сначала во всеобщую крупномасштабную войну без применения ядерного оружия и других средств массового поражения, а в заключительной фазе при определенных условиях в войну без ограничений в применении каких-либо средств поражения.

Для лишения противника возможности активного сопротивления в современных войнах и вооруженных конфликтах удары, как подчеркивалось выше, будут наноситься по наиболее важным объектам экономики и инфраструктуры, к которым, по взглядам военных стратегов, можно отнести: пункты управления:

узлы связи, радиовещательные станции, телецентры;

узлы железных дорог;

ж.д. мосты (основных ж. д. направлений);

автодорожные мосты федеральных магистралей;

морские (речные) порты, базы, аэропорты, космодромы;

насосные станции магистральных трубопроводов;

склады госрезервов трубопроводов;

склады госрезервов;

атомные станции;

гидроэлектростанции;

тепловые электростанции;

подстанции ЛЭП;

склады ГСМ, нефтебазы;

нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства; производства оборонного комплекса; производства цветной и черной металлургии; производства машиностроения; производства электрооборудования.

Согласно военной стратегии победа в войне включает три компонента: разгром вооруженных сил противника, разгром его экономического потенциала, свержение политического строя.

В прошедших войнах для этого была необходима оккупация территории противника. Но в возможной современной войне эта формула может быть изменена. Сегодня не требуется оккупация территории и свержение политического строя, а достаточно лишь разрушить экономический потенциал. Примером тому недавняя война на Ближнем Востоке - "»Буря в пустыне". В

связи с этим меняется роль вооруженных сил в современной войне. Суть современной войны в способности Войск ПВО страны и Вооруженных Сил в целом отразить длительный и массированный авиационно-космический удар со всех направлений и обеспечить защиту экономики на всей территории страны.

По оценочным прогнозам, в случае возникновения войны, даже только с применением обычного оружия, она приобретет черты повышенного риска из-за угрозы разрушения потенциально опасных объектов и, фактически, становится подобием войны с применением оружия массового поражения.

Таким образом, задачи по подрыву военно-экономического потенциала страны и дезорганизации системы государственного и военного управления будут решаться не только непосредственным нанесением ударов по объектам, но и опосредованно - вторичными поражающими факторами от разрушенных потенциально опасных объектов.

Изложенное свидетельствует, что в современных войнах и вооруженных конфликтах проблема защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их, будет весьма актуальной. Следовательно, гражданская оборона, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, была, есть и в обозримом будущем будет важной государственной функцией.

В подтверждение важности задач, решаемых гражданской обороной, можно отметить следующее: по оценкам специалистов НАТО, считается, что

в условиях хорошо отлаженной системы гражданской обороны для неприем-

лемого ущерба странам этого блока потребность наряда ядерных средств увеличивается, примерно, в 7 раз.

В полном объеме роль и место гражданской обороны в войне опреде-

ляются решаемыми ею задачами, содержание и способы выполнения которых могут меняться в зависимости от конкретных условий обстановки.

К основным задачам гражданской обороны с позиций сегодняшнего дня можно отнести:

оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;

инженерную, радиационную, химическую, медико-биологическую и противопожарную защиту населения;

защиту водоисточников (систем водоснабжения), продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

повышение устойчивости функционирования объектов; проведение мероприятий по комплексной маскировке; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное захоронение трупов; всеобщее обучение населения;

обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны; организацию управления мероприятиями гражданской обороны; участие сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

иную деятельность, необходимую для осуществления задач гражданской обороны, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.

Анализ перечисленных задач позволяет констатировать, что гражданская оборона является одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства.

Одним из главных ее достоинств является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Суть этих функций в следующем:

решая проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны, гражданская оборона выполняет важную роль в оборонных функциях государства;

обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона монопольно решает важнейшую часть социальных функций государства;

повышая устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях войны, а в конечном итоге - наносимый противником ущерб, гражданская оборона осуществляет значительный объем экономических функций государства.

Хотелось бы подчеркнуть, что роль гражданской обороны страны в современных войнах и в современных условиях резко возрастает. Она приобретает большую значимость для государства, становится военно-стратегическим фактором.

Это обусловлено тем, что значительно возрастает нагрузка на гражданскую оборону по защите населения, материальных и культурных ценностей страны.

Говоря о месте гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах, подчеркивая ее возрастающую роль, необходимо сказать и об ее облике, который должен претерпеть изменения, ибо за последнее время, как отмечалось выше, существенно изменились фактор войны (се характер, особенности, формы боевых действий и т.д.) и внутренние условия в стране (социальные, экономические, природно-техногенные и т.д.), а гражданская оборона является их производным продуктом.

Прежде чем высказать наше мнение по данному вопросу, хотелось бы отметить следующее:

1. В противовес существующему пока мнению, что гражданская оборона относится только к федеральному ведению, необходимо признать, что она является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

И жизнь уже много раз подтверждала это - защита населения и территорий как в мирное, так и военное время есть общегосударственная функция. А основными принципами гражданской обороны в современных условиях являются:

принцип всеобщей обязательности: гражданская оборона в соответствии со ст.59, 71 и 72 Конституции Российской Федерации является обя-

зательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом всего народа и каждого гражданина;

принцип правовой обусловленности: гражданская оборона осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями, действующими законодательством и правовыми нормативными актами Российской Федерации, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства;

территориально-производственный принцип: гражданская оборона ор-

ганизуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны;

принцип универсальности: мероприятия гражданской обороны органи-

зуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов нашего времени, в том числе актов терро-

ризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения;

принцип единоначалия: осуществление руководства мероприятиями

гражданской обороны на всех уровнях государственного и местного самоуправления на принципах единоначалия;

принцип разумной достаточности: мероприятия гражданской обороны

планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической обоснованности;

принцип разграничения функций: гражданская оборона строится на

разделении предметов ведения и полномочий между федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, сочетании централизма в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.

2. Гражданская оборона - это комплекс общегосударственных мероприятий, а для их реализации существовала и продолжает существовать система гражданской обороны, имеющая, как любая организационная система, свои органы управления, силы и средства, системы связи.

Данный вывод очень важен с точки зрения возможной реорганизации гражданской обороны.

3. В этике современной вооруженной борьбы гражданская оборона приобретает несколько иной характер и назначение. Сохраняя оборонную функцию, она все больше приобретает социальную гуманитарную направленность как фактор сохранения жизни на Земле в условиях применения современных средств поражения.

Можно сказать и так, что гражданская оборона по своим функциям сегодня стоит значительно ближе к деятельности МЧС России, чем к деятельности Министерства обороны, что необходимо учитывать опять-таки при ее возможной реорганизации.

4. В современных условиях разгула в мирное время терроризма, ведения необъявленных войн, частых вооруженных конфликтов, ведения работ по разминированию территорий, а в ходе войн нанесения ударов по потенциально опасным объектам перемешались задачи, решаемые по защите населения и территорий в мирное и военное время, что требует уже не участия, а полноценного функционирования гражданской обороны в мирное время.

Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что гражданская оборона не может оставаться в прежнем виде, необходима ее реформа.

По нашему мнению, наиболее реальный путь реформирования гражданс-

кой обороны - это создание на базе РСЧС и системы гражданской обороны действительно единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Российской системы гражданской защиты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(РСГЗ).

Что даст нам создание на базе РСЧС и ГО Российской системы гражданской защиты9

Во-первых, возможность отнести вопросы гражданской защиты к предмету совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что позволит повысить ответственность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прежде всего, за защиту населения и территорий в военное время.

Во-вторых, создать единое правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны.

В-третьих, создать одни и тс же органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит плавный переход созданной системы с мирного на военное время, более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время.

В-четвертых, сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решении задач как мирного, так и военного времени.

Полагаем, что структура РСГЗ должна, в принципе, сохранить основные базовые институты ГО и РСЧС.

На рис 1 представлены основные базовые институты всех этих систем. Считаем, что институт начальников гражданской обороны должен быть сохранен, но переименован в начальников гражданской защиты, при этом функции и права начальников гражданской защиты должны быть расширены

и, прежде всего, на мирное время.

Учитывал положительный опыт функционирования за последние годы КЧС, предлагается этот институт сохранить, но они должны стать комиссиями гражданской защиты и возглавить эти комиссии должны начальники гражданской защиты. Тем самым будет ликвидирован один из главных недостатков сегодняшней структуры РСЧС, когда глава администрации - начальник гражданской обороны в мирное время подчиняется председателю КЧС - заместителю главы администрации.

При этом в мирное время должен действовать принцип коллегиальности, а в военное - единоначалия, когда комиссии гражданской защиты превращаются из координирующего органа в консультативный.

480

Основные базовые институты ГО, РСЧС и РСГЗ

Р

I

НГО

Специально

уполномоченные

органы

Службы ГО

Силы ГО

Войска

ГО

Территориальные невоенизированные формирования ГО

Силы

служб

ГО

:у:-Ь. ¥» ' х .................

РИС. I

Должен сохраниться на всех уровнях институт органов управления, уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий в мирное и военное время.

Предполагается в РСГЗ ввести институт служб гражданской защиты, которые по возможности объединили бы как можно больше, прежде всего, территориальных сил, но при этом ориентировать эти службы на выполнение задач не только военного, но и мирного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.