Научная статья на тему 'Современная телевизионная культура: магия конфликта'

Современная телевизионная культура: магия конфликта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
654
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОНФЛИКТ / ИЛЛЮЗИОНИСТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ / TV BROADCAST / CONFLICT / CONJURER / ATTITUDE TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свечников Владимир Серафимович

Современное телевидение требует от своих про-дюсеров постоянного повышения рейтинга телепередач. Привлечь внимание обывателя можно только ярким зрелищем. Анализируется конфликт между иллюзионистами и их коллегами, возникший в результате появления на Первом канале телевидения программы с разоблачениями секретов иллюзионных трюков. Рассматривается динамика конфликта, выявляются интересы сторон, трансформация взглядов участников и возможность достижения консенсуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Свечников Владимир Серафимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TV BROADCASTING CULTURE: THE MAGIC OF CONFLICT

Modern TV broadcast requires from the producers to improve constantly the ratings of TV shows by catching viewers’ interest with spectacular performances. The author considers the conflict between the conjurers, which grew out of the Channel One’s release of the show exposing the secrets of magic tricks, and reviews the dynamics of conflict, interests of the parties, the transformation of participants' opinions and the possibility of reaching an agreement.

Текст научной работы на тему «Современная телевизионная культура: магия конфликта»

УДК 303.446.22 Свечников Владимир Серафимович

доктор социологических наук, профессор кафедры природной и техносферной безопасность Саратовского государственного технического университета им. Ю. Гагарина тел.: (8452) 27-78-33

СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КУЛЬТУРА: МАГИЯ КОНФЛИКТА

Svechnikov Vladimir Serafimovich

D.Phil. in Social Sciences, Professor of the Nature and Technosphere Safety Department, Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin tel.: (8452) 27-78-33

MODERN TV BROADCASTING CULTURE: THE MAGIC OF CONFLICT

Аннотация:

Современное телевидение требует от своих продюсеров постоянного повышения рейтинга телепередач. Привлечь внимание обывателя можно только ярким зрелищем. Анализируется конфликт между иллюзионистами и их коллегами, возникший в результате появления на Первом канале телевидения программы с разоблачениями секретов иллюзионных трюков. Рассматривается динамика конфликта, выявляются интересы сторон, трансформация взглядов участников и возможность достижения консенсуса.

Ключевые слова:

телевидение, конфликт, иллюзионист, трансформация взглядов.

Summary:

Modern TV broadcast requires from the producers to improve constantly the ratings of TV shows by catching viewers’ interest with spectacular performances. The author considers the conflict between the conjurers, which grew out of the Channel One’s release of the show exposing the secrets of magic tricks, and reviews the dynamics of conflict, interests of the parties, the transformation of participants' opinions and the possibility of reaching an agreement.

Keywords:

TV broadcast, conflict, conjurer, attitude transformation.

Средства массовой коммуникации во всем мире называют «четвертой властью», поскольку именно СМИ во многом формируют общественное мнение, навязывают волю определенной группы людей другой, значительно большей группе. Важнейшую роль в этом процессе играет телевидение. Именно телевидение присутствует сейчас в каждом доме и весьма эффективно распоряжается и управляет мыслями, а иногда и действиями своих зрителей. Очень важно, что такое управление осуществляется ненасильственными методами и происходит в виртуальной сфере.

Современное телевидение отличается от телевидения прошлого века по многим параметрам. К ним можно отнести, прежде всего, глубину проникновения телевещания в каждую семью, количество телевизоров в доме, количество доступных для просмотра телеканалов, широту охвата определенной сети телевещания по географическим регионам, качество телевизионной картинки, да и вообще содержание той или иной программы. На заре создания телевещание в России было исключительно государственным, существовало на государственные деньги и, разумеется, выполняло идеологические заказы государства. Современные телевизионные каналы, хоть и пытаются позиционировать себя как независимые, но существуют большей частью за счет рекламы и спонсоров. Реклама, средства от которой идут на зарплату работникам этого телеканала и на его развитие, требует повышения рейтинга программы, то есть количества просмотров именно этой передачи, и именно в заявленное время. Вот это обстоятельство, на наш взгляд, и определяет содержание и форму телепередачи, как ее видят телевизионные продюсеры, постоянно задающие себе главный вопрос: как сделать, чтобы передачу смотрело наибольшее количество зрителей? Причем именно тех зрителей, которые в дальнейшем смогут купить товар, навязываемый рекламой, встроенной в телепрограмму. К сожалению, их продюсерское видение телепередачи, часто отличается от того зрелища, которое хотели бы увидеть зрители.

Совсем недавно в одной телевизионной дискуссии о московских митингах конца 2011 -начала 2012 гг., было высказано очень интересное мнение по поводу тех, кто смотрит телевизионные передачи. Некий журналист заявил, что телевидение сейчас способно привлечь внимание только самой отсталой части российского общества. Той его части, которая не знакома с современными информационными технологиями, у которой нет денег на приобретение айпадов, айфонов и другой «имиджевой» продукции «Эппл». Привлечь внимание обывателя можно только ярким зрелищем. И с наибольшим вниманием и восторгом обыватель смотрит

скандалы! Вот так, по нашему мнению, и образуется порочный круг взаимоотношений зрителей, и тех, кто делает передачи.

Анализ некоторых телепрограмм позволяет сделать вывод: на телевидении наиболее популярны два типа скандалов - неприглядные факты, которые случайно, а чаще всего - целенаправленно, проступили наружу и факты сенсационные, которые были придуманы и просчитаны заранее. Кстати, именно такие скандалы появляются в первых строках ленты новостей и в Интернете.

Проанализируем небольшой «скандальчик», который хорошо, на наш взгляд, иллюстрирует это положение.

Три брата фокусника - Илья, Сергей и Андрей Сафроновы, успешные исполнители крупного иллюзионного шоу, гастролирующего по России, часто показывающие фокусы на телевидении, решили выступить в несколько нетрадиционном для себя формате на первом канале ОРТ в программе «Первый класс». Этой телепередаче братья начали разоблачать крупные иллюзионные трюки, раскрывая их технические секреты. Вечера этих разоблачений можно посмотреть в Интернете [1].

Сам прием выступления с разоблачением секретов трюков не нов. Наиболее известна в России программа разоблачений фокусов Вэла Валентино, выпустившего целую серию таких передач [2]. Как и в случае с Валентино, разоблачения Сафроновых вызвали мгновенную негативную реакцию российских и некоторых зарубежных русскоговорящих фокусников. Вот собственно и вся сущность этого конфликта, возникшего в одной и той же среде. По разную сторону баррикад оказались коллеги, занимающиеся одним и тем же делом, но исповедующие различные взгляды на этику своей профессии. Посередине же - разные каналы телевидения, поддерживающие ту или иную сторону конфликта, либо подчеркивающие свой нейтралитет, но с удовольствием смакующие нюансы всей баталии на своих телеканалах.

Довольно сложно понять, что же хотели получить в самом начале зарождения конфликта от телепередачи с разоблачениями трюков братья Сафроновы. Сложно потому, что на сегодняшний день они заняли очень простую и безупречную в этой простоте позицию - они вообще ничего не комментируют. Исключение - это интервью одного из братьев - Сергея - на Волгоградском телевидении 9 февраля 2012 г. Да и в этом интервью никаких комментариев, кроме констатации факта и собственной рекламы, услышать невозможно. Из высказываний одного из братьев можно сделать некоторые осторожные выводы. Сафроновы пошли на эту программу с разоблачениями совершенно осознанно, они знают о негативной реакции коллег, что их, однако, не смущает. Эта негативная реакции никем из их команды не будет принята во внимание, поскольку запланировано 10 таких передач. Можно предположить, что раскрытие секретов было запланировано как рекламный ход. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что братья не ожидали столь резкого осуждения со стороны коллег-фокусников. Но они должны были учитывать возможную реакцию. Именно об ожиданиях от акции разоблачения секретов с гордостью сообщает Сергей в своей реплике о том, что «...догнать их будет практически невозможно». Ведь догонять-то должны коллеги-артисты, имеющие, по крайней мере, иллюзионное шоу такого же масштаба, как у братьев. А если взглянуть на состояние дел в современной иллюзии стран СНГ, то по «материальной части», то есть по наполнению крупными иллюзионными аппаратами, к Сафроновым сейчас никто не может приблизиться. Осуждать братьев за стремление вырваться далеко вперед нельзя, поскольку каждый артист, выходящий на публику, тем более с такой масштабной программой, должен мечтать об этом и стремиться именно к этой цели -стать лучшим из лучших. Иначе вообще неясно, зачем вкладывать деньги и силы в иллюзионный аттракцион. Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Нельзя осуждать братьев и за то, что в программе «Братья Сафроновы» Телепорт МТУ, диктор с гордостью сообщает всему миру о том, что «.эти трое молодых парней - надежда российской иллюзии, их трюки копирует Копперфильд, а Дэвид Блейн просит их раскрыть секреты фокуса» [3]. Думаю, и сами братья посмеялись над этим высказыванием диктора и решили его оставить, чтобы и потом вместе с друзьями было над чем посмеяться.

Исследование конфликта с позиции трансформационного подхода требует не только проведения социологических опросов всех сторон и участников конфликта, но и рассмотрения событий в более продолжительных временных рамках [4]. Некоторую трансформацию взглядов мы попытаемся проследить. Если отступить во времени на несколько лет назад, то можно увидеть, как изменились взгляды братьев Сафроновых на свое ремесло.

В программе Андрея Малахова «Пусть говорят» от 5 июня 2009 г. фокусник из Петербурга Роман Лутошкин показал, как можно согнуть взглядом ложку. Это вызвало негативную реакцию Сергея Сафронова, присутствовавшего вместе с братьями на телепередаче. Он заявил, обращаясь к Роману от имени своих коллег-фокусников, следующее: «.если раскрыть секрет фокуса, то он сразу же становится мертвым. Здесь есть Ваши коллеги и конкуренты, а Вы разрушаете самое

главное - честь иллюзиониста, грош Вам цена за это» [5]. Прошло всего два года, и взгляд братьев Сафроновых претерпел радикальное изменение. Чему же верить? Тому, что Сергей от имени фокусников заявил в 2009 г., или тому, что он начал вместе с братьями делать в 2011 г.?

Обратимся к действиям и взглядам второй стороны конфликта. Программа первого канала с разоблачениями братьев Сафроновых вызвала очень серьезную, бурную и единодушно отрицательную реакцию российских иллюзионистов. Начало обсуждению, которое вылилось в противостояние, было положено страстным обращением ко всем российским иллюзионистам и к самим братьям Сафроновым автора идеи телепрограммы «Удиви меня», генерального продюсера компании «Лаборатория Магии» Дмитрия Александрова [6]. Уже в самом начале видеоролика было заявлено, что разоблачители секретов - предатели, а их действия вызывают у Дмитрия отвращение и презрение. В конце своей гневной речи Александров предложил всем, кто любит иллюзионный жанр, бойкотировать братьев Сафроновых.

Фокусники начали собирать подписи с целью осудить безнравственные действия братьев Сафроновых. Сбор весьма активно проходил на форуме, где все желающие могли высказать свое мнение [7]. Надо сказать, что мнение это было практически единодушным: все подписавшиеся присоединились к позиции Александрова.

К разгорающемуся конфликту подключилось НТВ - программа «Максимум». И вот тут-то телевидение показало очень четко, что не намеревалось принимать чью-то сторону и давать какие-то нравственные оценки происходящему. Телевидение вовсе не собиралось разбираться в существе конфликта, но постаралось раздуть его еще больше и превратить его в откровенный скандал. В программе «Максимум», вышедшей в эфир 18.02.2012, в рубрике «Личные счеты» были показаны несколько фрагментов интервью владельцев российских магазинов фокусов и мэтров иллюзионного жанра. Комментатор при этом внятно обозначил авторскую позицию, заявив, что «.Сафроновы покушаются на самое святое, что есть у артиста - на кассу». Тут же словами иллюзионистов комментатор постарался подтвердить собственный вывод. Дмитрий Александров, благодаря профессиональной уловке НТВ, показан просто конкурентом братьев Сафроновых. В программе «Максимум» он представлен как «честный борец за денежные знаки». Телевидение, якобы случайно после взятого интервью, не отключило у него микрофон. Вот тут то Дмитрий сам пояснил, что он работает в конкурирующей с Сафроновыми иллюзионной фирме «Лаборатория Магии».

В этом столкновении интересов, на наш взгляд, самое интересное - это трансформация точек зрения участников конфликта. Отмеченная смена взглядов у различных сторон конфликта, позволяющая им плавно «перетекать» из стана врагов в стан друзей, давно уже была обозначена Уинстоном Черчиллем: «Не бывает постоянных друзей и постоянных врагов, только интересы бывают постоянны». Так что сущность конфликта следует искать в области интересов всех конфликтующих сторон. На наш взгляд, то, что служит двигателем этого конфликта, есть не некие определенные действия его участников, а лишь обозначенное ими отношение к сложившейся ситуации.

Телевидение в данной ситуации профессионально развело в стороны участников конфликта и поступило очень правильно. Оно, по крайней мере, сделало попытку найти исходную точку в конфликте интересов сторон. Без осмысления интересов принимать чью-то сторону в этом споре просто несерьезно. Очень трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. Слишком размыты критерии правоты.

Интересы братьев Сафроновых и иллюзионистов на другой стороне конфликта прослеживаются достаточно просто. И у тех, и у других, есть страстное желание победить и стать известными. Телевидение - это прекрасная возможность для завоевания популярности. Не следует забывать еще один важный аспект: подавляющее большинство зрителей не знакомы с секретами трюков и страстно желают понять, как фокусники их дурачат.

Так может быть, и не следует никого осуждать в этом конфликте, а просто посоветовать всем, впредь поступать по совести? Или устроить на телевидении передачу, в которой, как у Андрея Малахова, фокусники смогут высказать свое мнение и разоблачить все свои внутренние секреты?

Трудно надеяться на то, что телевидение сможет обеспечить и провести спокойную, взвешенную дискуссию между людьми, исповедующими разные взгляды на одну проблему. Невозможно научить одним и тем же методам ведения дискуссии людей разного воспитания и разной культуры, как невозможно заставить их вести себя прилично на телевидении.

Нам в этой ситуации становится больше всего неудобно за начинающих фокусников, которые стремятся внести свою лепту в травлю братьев Сафроновых. В Интернете можно увидеть видеообращение совсем юного фокусника - Артема Негоды - который, с трудом связывая слова в предложения, почти слово в слово повторяет обвинения Дмитрия Александрова [8].

Так и хочется сказать Артему: «Мальчик, попробуйте сделать сначала что-то свое, а уж потом начинайте рассуждать о работе других, и давать им моральную оценку».

На форуме фокусников братьям Сафроновым постарались дать обидную, как это показалось форумчанам, кличку: их предложили впредь именовать «три поросенка» - как трех героев народной английской сказки. Фокусники или не читали эту сказку, или полностью забыли. Ничего обидного для братьев в этой кличке мы, например, не находим. Три поросенка ведь в финале устояли против злого волка! Один из трех поросят сумел построить такой крепкий каменный дом, что они втроем в нем спаслись, а волк был опозорен!

Вот уже месяц как в Украине стартовал новый проект братьев Сафроновых - «Украина чудес». Главный продюсер Нового канала Дмитрий Царенко создает действительно уникальное, не имеющее аналогов в России и в странах СНГ зрелище. У нас пока никто не может составить братьям Сафроновым конкуренцию в этом редком и чрезвычайно затратном проекте телевизионной магии.

На наш взгляд, для понимания скрытых планов и противоречивых действий, следует рассмотреть «мистическую» версию события: братья не просто так, ради денег или славы, разоблачают принципы действия иллюзионных аппаратов. Разоблачение секретов становится для них не предательством своего любимого искусства, а важнейшим магическим ритуалом, позволяющим артистам избавиться от старой кожи, преобразиться и впитать творческую энергию от «жертвоприношения» своих старых аппаратов. И с новыми силами стремительно рвануться вперед на следующий уровень мастерства, понимания и служения.

Братья в телепроекте «Украина чудес» подняли на совершенно новый уровень, самый, пожалуй, современный и востребованный вид иллюзионных представлений - телевизионное иллюзионное шоу. Вот в этой возможности преображения и артистов, и зрителей, мы видим органичное слияние современной магии и телевидения.

Ссылки:

1. ULR: http://www.1tv.ru/sprojects_editions/si=5832&

2. w=34009 (дата обращения: 23.02.2012)

3. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=l-uG59l9vb0 (дата обращения: 22.02.2012)

4. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=4yLOPo412fg

(дата обращения: 24.02.2012)

5. Семенов В.А. Трансформационный подход в теории конфликта. ULR: http://aconflict.ru/2008/08/13/va-semenov-transformacionnyj-podxod-v-teorii-konflikta/> (дата обращения: 25.02.2012)

6. ULR: http://www.tvpokaz.com/media/262930/Pust-

govorjat-s-Andreem-Malahovym-Uri-Geller-Korol-gnutyh-lozhek (дата обращения: 25.02.2012)

7. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=bx79CZ9roTE

(дата обращения: 25.02.2012)

8. ULR: http://www.ruscircus.ru/forum/index.php?show

9. topic=19028&st=60 (дата обращения: 22.02.2012)

10. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=j-VKGrvnU0c (дата обращения: 28.02.2012)

References (transliterated):

1. ULR: http://www.1tv.ru/sprojects_editions/si=5832&

2. w=34009 (date of access: 23.02.2012)

3. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=l-uG59l9vb0 (date of access: 22.02.2012)

4. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=4yLOPo412fg (date of access: 24.02.2012)

5. Semenov V.A. Transformatsionniy podkhod v teorii

konflikta. ULR: http://aconflict.ru/2008/08/13/va-

semenov-transformacionnyj-podxod-v-teorii-konflikta/> (date of access: 25.02.2012)

6. ULR: http://www.tvpokaz.com/media/262930/Pust-

govorjat-s-Andreem-Malahovym-Uri-Geller-Korol-gnutyh-lozhek (date of access: 25.02.2012)

7. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=bx79CZ9roTE (date of access: 25.02.2012)

8. ULR: http://www.ruscircus.ru/forum/index.php?show

9. topic=19028&st=60 (date of access: 22.02.2012)

10. ULR: http://www.youtube.com/watch?v=j-VKGrvnU0c (date of access: 28.02.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.