Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе:
модель взаимодействия
Струкова Любовь Михайловна, Гришаева Наталья Петровна
АНОО Гимназия Святителя Василия Великого
Ключевые слова:
преемственность детского сада и школы, модель взаимодействие детского сада и школы; технология социализации; методы социализации, саморегуляция поведения.
Аннотация. Целью статьи является описание проблем и способов построения преемственности ДОО и начальной школы, а так же описание наиболее эффективной технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе.
Современные дети живут и развиваются в разных социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе в частности и спешное продолжение обучение в школе.
В настоящее время образование детей младшего возраста испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка. В детских садах и начальной школе отдаётся явное предпочтение обучению и когнитивному развитию ребёнка в ущерб социально-личностному развитию. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному развитию дошкольников, заорганизованностью педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, желанием родителей отдать своего ребенка в тот детский сад, где когнитивный компонент представлен в наибольшей степени.
Необходимы новые технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе, с целью эффективности социализации детей, образования коллектива единомышленников (родитель-воспитатель и воспитатель-воспитатель, родитель- учитель и учитель-учитель) и включение родителей в образовательный процесс социализации детей в дошкольном учреждении и начальной школе.
Социологические исследования дошкольной сферы показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% ребят. Существуют и глубинные потребности ребёнка, может быть и не осознанный им в полной мере, но сформулированные взрослыми и отраженный в Конвенции о правах ребенка:
Между тем работа дошкольных организаций в соответствии с интересами совершенно других людей строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени. Достаточно сказать, что в среднестатистической группе детского сада свободная игра занимает от 30 до 50 минут в день. И это в тот период детства, когда игра - ведущая деятельность ребёнка. Известно, что дети приходят в дошкольные организации в основном из однодетных семей, что не предполагает у них опыта общения в разновозрастном коллективе. Однако в детском саду группы, как правило, одновозрастные, что удобно в первую очередь для организации процесса обучения.
Что же касается работников дошкольных организаций, то они в основном, отвечая на запросы родителей, организуют «инновационные» детские сады, которые идут по пути усложнения
образовательных программ, зачастую игнорируя потребности ребёнка.
Новой задачей в преемственности ДОО и начальной школы становится организация дружественного социума на территории детского сада и школы для развития социальных навыков у ребенка. Вся жизнь ребенка в ДОО и начальной школе должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности - предоставление ребенку условий для социального развития.
Исходя из проблем социальной жизни в любом населенном пункте, современных проблем детского-родительских отношений и миссии образовательной организации, были сформулированы следующие задачи социального развития детей в условиях преемственности ДОО и начальной школы:
- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
- развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я - член коллектива, я - член семьи, я
- мальчик или девочка; я -житель того города, где находится образовательная организация), я -житель России, я - житель Земли, я - часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.
- развитие способности к принятию собственных решений - на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Таким образом, механизмами развития саморегуляции поведения детей в образовательной организации является:
- создание развивающей трасформируюемой среды как предметной, так и среды «Развивающего общения»;
- трансляция всеми участниками образовательного процесса в образовательной организации значимых образцов социального поведения;
- регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
- создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социальную значимую деятельность;
- разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в образовательной организации.
Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для ребенка условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной образовательной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию его педагогов, пересмотру всего содержания программы?
Результаты, которых достигли в входе реализации технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой в детских садах г. Москвы и в регионах это:
- приобретение детьми наибольшей самостоятельности и ответственности за свои поступки и поведение в целом;
- активизация дружеских отношений между детьми различного возраста, пола, уважительное отношение к окружающим;
- проявление детьми инициативы по оказанию помощи и знаков внимания окружающим людям;
- овладение навыками адекватно выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные коммуникативно-речевые средства;
- повышение социальной активности детей в общественной жизни города; ориентировка в социальном пространстве города;
- овладение детьми навыками конструктивного решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций;
- тенденция к сокращению числа социально дезадаптированных детей, поступающих в школу.
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволила авторская «Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе». Основная цель технологии - развитие у дошкольников и младших школьников саморегуляции поведения, освоения ими социальных ролей и нравственных позиций.
Список литературы:
1. Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду//Обруч.№3. С.35-38.
2. Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.
3. Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение»//Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.
4.Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов?//Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.
5. Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).
6. Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.
7. Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/index.php/ctp-news/180-5con2011 (дата обращения: 10.11.13).
8. Козлова С.А. «Я-человек. Программа социального развития ребенка» Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание дошкольников» Изд. Школьная пресса 2012
9. Козлова С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.» Коррекционно-развивающее занятие с дошкольниками. Л.И. Катаева. - М.: «Линка-пресс», 2000г. - 224 с.
10. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в
дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015. -184с. - (Тропинки).