Научная статья на тему 'Современная социокультурная среда коми-язьвинцев'

Современная социокультурная среда коми-язьвинцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чагин Г. К., Шестакова Е. Н.

Анализируются материалы анкетного опроса и наблюдения за жизнью коми-язьвинцев, полученные методом включенного наблюдения. В них отражены проблемы статуса языка, соотношения самосознания, языка и культурно-бытового развития, межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Modern Social-cultural Area of the Komiyazvinczi..

The materials that were received by means of opinion poll and through the investigation of the life of the komi-yazvinczi by the method of observation by participating are analyzed in this article. The problems of the status of the national language, the correlation of the self-consciousness, the language and the cultural development, cross-ethnical relationships are touched.

Текст научной работы на тему «Современная социокультурная среда коми-язьвинцев»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2008 История Выпуск 7 (23)

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КОМИ-ЯЗЬВИНЦЕВ

Г.Н. Чагин, Е.Н.Шестакова

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Анализируются материалы анкетного опроса и наблюдения за жизнью коми-язьвинцев, полученные методом включенного наблюдения. В них отражены проблемы статуса языка, соотношения самосознания, языка и культурно-бытового развития, межэтнических отношений.

Коми-язьвинцы относятся к коренному финно-угорскому населению Урала, точнее к коми населению. Существует несколько диалектов коми языка, причем некоторые ученые считают диалектом и коми-пермяцкий язык. Коми-язьвинцы близки по языку к коми-пермякам. Существует два мнения о языке коми-язьвинцев: одни считают его диалектом коми-пермяцкого языка, другие - самостоятельным диалектом в группе коми языков1. Носители же языка признают схожесть своего языка с языком коми-пермяков, но не отождествляют себя с коми-пермяками. Они видят себя самостоятельным народом и пользуются древним этнонимом пермяки2.

Во время беседы с людьми разных возрастов приходилось чаще всего слышать такие рассуждения: «Мы в родном языке называемся пермяками, а теперь нас зовут и записывают коми-язьвинцами. Это сделано искусственно, как только начали широко праздновать "Сарчик"», кто-то так захотел, и пошло... лучше нас называть пермяками язьвинскими, так как мы это название лучше принимаем» (А.И.Антипина, 1985 г. р., д. Антипина).

Численность коми-язьвинцев в Пермском крае составляет около 2,5 тыс. Они смогли сохранить свой язык, образ жизни, самобытность и православную веру - в старообрядческой и официально признанной форме3.

Еще в конце XIX в. коми-язьвинцы занимали довольно обширную территорию в бассейне р.Язьва (левый приток Вишеры), а говорящих на родном языке в начале 1950-х гг. насчитывалось 4,5 тыс. человек. В наше время территория, заселенная коми-язьвинцами, протянулась по р.Язьва от д.Коновалова до с.Верх-Язьва. Если за ко-ми-язьвинца принимать также лицо, у кото-

рого один из родителей был зарегистрирован в переписных материалах как житель верх-язьвинских деревень, то число представителей этого народа достигает 7-8 тыс. Известно, что немало коми-язьвинцев проживает в городах Красновишерске и Соликамске, в поселках Красный Берег, Северный Колчим, Цепел и др.

В XIX в. коми-язьвинцы преследовались за приверженность старообрядческой вере. Известно, что в 1830 и 1842 г. их скиты и молитвенные дома, которые играли роль духовных, культурных, образовательных центров, подверглись разгрому, но постепенно были восстановлены и действовали вплоть до 1930-х гг.4 После 1926 -1928 гг. все коми-язьвинцы в переписях, списках населенных пунктов, паспортах и других документах числились русскими.

Программа поддержки и возрождения культуры и традиций коми-язьвинцев начала реализовываться в 1993 г., когда в новом варианте был проведен национальный праздник «Сарчик приносит весну». В наше время в трех школах на факультативном уровне изучается родной язык, созданы коми-язьвинский букварь и учебно-методические пособия для учителей и учащихся, проходят научно-практические конференции, где обсуждаются проблемы сохранения историко-культурного наследия коми-язьвинцев. Активно в программу возрождения народа включилась учащаяся моло-

дежь5.

Каково же этническое, национальное самосознание коми-язьвинцев? Как они относятся к своему народу и другим народам? Каково их отношение к религии? Опасаются ли они, что их культура может исчезнуть? На эти и другие вопросы мы решили попытаться ответить, проведя специальное этносоциологическое исследование6.

© Г.Н. Чагин, Е.Н.Шестакова, 2008

В исследовании участвовали 50 респондентов - коми-язьвинцев, компактно проживающих в д. Антипина (15 человек -30% опрошенных), с. Верхняя Язьва (15 -30%), д. Паршакова (7 - 14%), д. Бычина (7 - 14%), д. Ванькова (2 - 4%), а также в г. Красновишерск (1 - 2%). Из 50 респондентов 33 (66%) принадлежали к женскому полу, 17 (34 %) - к мужскому (табл. 1)..

Участникам опроса предлагалось заполнить анкету, которая содержала конкретные вопросы и высказывания. В статье рассматривается полученный материал по

Основные хара

этнокультурной идентификации, под которой мы понимаем процесс отождествления субъекта со своим этносом, в основе которого лежит принцип сопоставления «мы -они». Таким образом, идентификация охватывает совокупность представлений как об этноинтегрирующих, так и об этнодиф-ференцирующих признаках, проявляющихся при определении человеком связей со своим этносом и при сопоставлении своей этнической общности с другими подобными общностями.

Таблица 1

;тики респондентов

Доля респондентов

Характеристика абс. %

Пол

мужской 17 34

женский 33 66

Возраст

18-24 9 18

25-30 3 6

31-35 11 22

36-40 2 4

40-45 5 10

45-49 9 18

50 и старше 11 22

Образование

начальное 2 4

неполное среднее 1 2

среднее 6 12

средне-специальное 31 62

высшее 9 18

Национальность

русский 38 78

коми-язьвинец 12 24

Вероисповедание

старообрядчество 16 32

христианство 4 8

православие 11 22

не указано 19 38

Окончание табл. 1

Доля респондентов

Характеристика абс. %

Специальность или должности

библиотекарь 1 2

бухгалтер 2 4

воспитатель 1 2

глава администрации 2 4

завхоз 1 2

зам. директора 1 2

зоотехник 2 4

инженер 1 2

кассир 2 4

кочегар 2 4

лаборант 1 2

медик 1 2

методист 1 2

полевод 1 2

прессовщик 1 2

программист 1 2

продавец 5 10

работник столовой 1 2

разнорабочий на пилораме 1 2

социальный педагог 1 2

сторож 2 4

страховой агент 1 2

строитель 1 2

техник-ассенизатор 1 2

техник-механик 2 4

тракторист 2 4

уборщица 2 4

учитель 13 26

фельдшер 2 4

художественный руководитель 1 2

штукатур 2 4

электрик 4 2

Место проживания

д. Антипина 15 30

д. Паршакова 7 14

д. Бычина 7 14

д. Ванькова 2 4

г. Красновишерск 1 2

с. Верхняя Язьва 15 30

Национальность родителей

отец - русский, мать - русская 36 72

отец - русский, мать - коми-пермячка, 2 4

отец - коми-пермяк, мать - русская, 1 2

отец - коми- язьвинец, мать - русская, 1 2

отец - коми- язьвинец, мать - коми-язьвинка, 9 18

отец - белорус, мать - русская 1 2

Возраст опрошенных варьировался от 18 до 64 лет. Молодежь составила 24% респондентов (18-24 года - 18%, 25-30 - 6%), жители в возрасте от 31 до 40- 26% (31-35 -22%, 36-40 - 4%), от 41 до 50 - 28% (41-45 - 10%, 46-50 - 18%) и, наконец, 51 и старше - 22% .

Образование большинства опрошенных было средне-специальным (62%), 18% имели высшее образование, 12% - среднее, 4% - начальное и 2% - неполное среднее. Не дали ответа на этот вопрос 2 % респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все опрошенные были представителями разных профессий и специальностей. Самая большая по численная группа опрошенных - учителя (26%), вторая по численности группа - продавцы (10%). Среди остальных специальностей были техник-механик, электрик, тракторист, зоотехник, продавец, библиотекарь, кочегар, медик и др. При этом респонденты работали в разных должностях, например, главой администрации, художественным руководителем, разнорабочим на пилораме, сторожем и др.

Из личностных характеристик нас прежде всего интересовала национальность респондентов. Большинство опрошенных жителей (76 %) отнесли себя к русским. Коми-язьвинцами считали себя 24% респондентов. Причем некоторые указывали двойную национальность: русский, а в скобках - коми-язьвинец. В этом случае признается идентичность опрошенных коми-язьвинцами. Отмеченная ситуация является следствием политики, проводившейся по отношению к коми-язьвинцам в советский период. Напомним, что после 1926 -1928 гг. коми-язьвинцы причислялись к русским в официальных документах.

У большинства опрошенных принадлежность к своему народу - русскому и ко-ми-язьвинскому - вызывает уверенность (50%), гордость (26%). Национальное ущемление испытывают крайне мало респондентов (6%). В то же время 14% признают, что принадлежность к своему народу не вызывает у них никаких чувств (табл. 2).

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Какие чувства вызывает у Вас

Вариант ответа Доля опрошенных

абс. %

Гордость 26 13

Спокойную уверенность 50 25

Никаких чувств 14 7

Обиду 4 2

Ущемленность, униженность 8 3

Для определения этнического самосознания коми-язьвинцев важно иметь представление о том, кто были их родителями. Так, у подавляющего большинства респондентов (72%), мать и отец были русскими, у 4% отец - русский, мать - коми-пермячка. Сочетания «отец - коми-пермяк, мать -русская», «отец - коми-язьвинец, мать -русская», «отец - белорус, мать - русская» встречались у 2% респондентов в каждой группе ответов. И, наконец, 18% опрошенных отметили, что их отец и мать были ко-ми-язьвинцами (табл. 1).

В ходе анкетирования выяснялось, насколько респонденты ощущают себя россиянами и какие чувства вызывает у них российская гражданственность.

Респондентам предлагалось поставить черту на шкале, которая в баллах отражает степень осознания, ощущения себя гражданином России. Около трети опрошенных (30%) ощущают себя россиянами в полной мере, столько же - россиянами почти всегда, 12% - в малой степени, 4 % совсем не осознают себя россиянами и 14 % колеблются в этом выборе (табл. 3).

Таблица 3

Вариант ответа Доля опрошенных

абс. %

Совсем не ощущаю 2 4

Ощущаю, но очень слабо 5 10

Иногда ощущаю, иногда - нет 1 2

Ощущаю почти всегда 15 30

Ощущаю в полной мере 15 30

Колеблюсь в выборе 12 24

Мы также выяснили, какие чувства вызывает у них российская гражданственность. На этот вопрос были даны следующие ответы: гордость возникает у 32 %,

спокойная уверенность - у 40 %. Никаких чувств не испытывают 14 %, обиду ощущают 10 %, ущемленность, униженность -14 % (табл. 4).

Таблица 4

Ответы на вопрос: «Какие чувства вызывает у Вас ощущение того,

Вариант ответа Доля опрошенных

абс. %

Гордость 32% 16

Спокойную уверенность 40% 20

Никаких чувств 14% 7

Обиду 10% 5

Ущемленность, униженность 14% 7

При определении этнического самосознания очень важным показателем является отношение коми-язьвинцев к своему народу, к другим народам полиэтничного Пермского края. Судя по результатам анкетирования, коми-язьвинцы положительно относятся к русскому народу. И это неудивительно, потому что большинство отнесли себя к русским или отметили, что их роди-

тели были русскими. Подавляющее большинство респондентов не возражают против того, чтобы русские жили с ними в одном городе (98%), оставались бы их соседями (94%), работали бы вместе с ними (96%), были бы их друзьями (96%), родственниками (94%) и членами семьи (94%) (табл. 5).

Таблица 5

Ответы на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением:

Варианты ответа Доля ответивших, %

Русские Коми-пермяки Татары Чеченцы

Жили со мной в одном городе 98 (49) 90 (45) 78 (39) 42 (21)

Были бы моими соседями 94 (47) 84 (42) 56 (28) 28 (14)

Работали бы вместе со мной 96 (48) 84 (42) 58 (29) 30 (15)

Были бы моими друзьями 96 (48) 82 (41) 58 (29) 26 (13)

Были бы моими родственниками 94 (47) 78 (39) 42 (21) 20 (10)

Были бы членами моей семьи и проживали со мной 94 (47) 78 (39) 40 (20) 20 (10)

Примечание: В скобках указан показатель в абсолютных числах

Коми-язьвинцы, судя по результатам анкетирования, демонстрируют также доброжелательное отношение к представителям других народов. Им предлагалось высказаться об отношении к коми-пермякам, татарам и чеченцам.

Исторически дружеские взаимоотношения народов проявляются в положительном восприятии коми-язьвинцами коми-пермяков: 78% опрошенных не возражают против того, чтобы коми-пермяки были членами их семьи и проживали бы вместе с ними, 78% - против того, чтобы коми-пермяки были их родственниками, 82 % - чтобы коми-пермяки оставались их друзьями, работали бы вместе с ними (84 %), были бы их соседями (84 %), жили с ними в одном городе (90 %) .

Таким образом, какого-либо недоброжелательного отношения коми-язьвинцев к родственному по происхождению и языку коми-пермяцкому народу не обнаружено.

Отношение коми-язьвинцев к татарам отражается в следующих показателях. Респонденты не возражают, чтобы татары входили в состав их семьи и проживали вместе с ними (40%), были их родственниками (42 %), друзьями, работали вместе с ними (58%), оставались их соседями (56%), жили с ними в одном городе (78%) (см. табл. 5). Таким образом, большая часть ко-ми-язьвинцов не возражают против дружбы или совместной работы с татарами, но значительно меньше хотят видеть их своими соседями.

Коми-язьвинцам предлагалось также определить свое отношение к чеченцам.

Ответы на вопрос «Как бы

Этот народ был выбран не случайно. В Пермском крае проживают представители чеченцев, но чеченская война вызвала сильный резонанс в обществе, поэтому важно узнать, сохраняется ли сейчас у населения Пермского края негативное отношение к чеченцам. Анкетирование показывает, что 20% опрошенных не возражают, чтобы чеченцы стали членами их семьи, проживали вместе с ними и были их родственниками, и 26% респондентов не возражают против дружбы с чеченцами, против совместной работы с ними (30%), против соседства с ними (28%) или проживания в одном городе (42%) (табл. 5).

Сравнение всех данных позволяет заключить, что коми-язьвинцы в большей степени симпатизируют русским и коми-пермякам и проявляют терпимость по отношению к татарам и чеченцам.

При изучении этнического самосознания важным представлялось определение теистического самосознания или вероисповедания. Анкетируемым был задан вопрос «Как бы Вы оценили свою религиозность?», на который были получены следующие ответы. Большинство опрошенных (48%) считают себя верующими, 10% веруют и стараются соблюдать обряды своей религии, 26% допускают существование высших сил, 8% безразличны к религии и 8% относят себя к атеистам (табл. 6). При этом треть респондентов (32%) являются старообрядцами, к Русской православной церкви причислили себя 30% опрошенных, 38% респондентов не указали свою веру (табл. 1).

Таблица 6

Вариант ответа Доля ответивших

абс. %

Атеист 4 8

Безразличен к религии 4 8

Допускаю существование высших сил 13 26

Я верующий человек 24 48

Я верую и стараюсь соблюдать обряды своей религии 5 10

Респондентам предлагалось определить степень их согласия с высказыванием «Народам, исповедующим одну религию, легче понять друг друга». С этим утверждением «абсолютно не согласны», «не согласны», «отчасти не согласны» соответственно 2, 4

и 10 % респондентов. Не дали ответа на этот вопрос 10% респондентов. Отчасти согласны с ним 8% опрошенных, согласны - 46%, абсолютно согласны с утверждением - 20%. Таким образом, большин-

ство респондентов (74%) в разной степени согласны с этим утверждением.

Поскольку исследование было нацелено на фиксацию отношения коми-язьвинцев к людям другой национальной принадлежности, прежде других задавался вопрос «Если в семье появится человек другой национальности, это осложнит взаимопонимание?» На него были получены следующие ответы. Абсолютно не согласны с этим утверждением 12 %, не согласны - 14 %, отчасти не согласны - 8 %, не знают - 30 %, отчасти согласны - 28 %, согласны - 4 %, абсолютно согласны - 4 % (табл. 7). Итак, приблизительно одинаковое количество человек в разной степени согласно и не согласно с утверждением (36 и 34 % соответственно). При этом почти столько же респондентов (30 %) затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос «Национальная принадлежность всегда будет разъединять людей?» получены такие ответы (табл. 4). Абсолют-

но не согласны с этим утверждением 10 %, не согласны - 26 %, отчасти не согласны -8 %, не знают - 22 %, отчасти согласны -14 %, согласны - 14 %, абсолютно согласны - 6 %. Итак, большинство опрошенных в разной степени не согласны (44%) с утверждением и согласны в разной степени -34%.

Отношение коми-язьвинцев к высказыванию «Я предпочитаю, чтобы меня окружали люди моей национальности» было разным (табл. 7). Абсолютно не согласны с ним 6%, не согласны - 14 %, отчасти не согласны - 10%, не знают - 10 %, отчасти согласны - 26%, согласны - 16%, абсолютно согласны -18%. Как видно, большинство опрошенных (60%) в разной степени согласны с этим утверждением, а значит, предпочитают, чтобы их окружали люди их национальности. Около трети респондентов (30%) в разной степени не согласны с этим утверждением, 10% не определились с ответом.

Таблица 7

Ответы на вопрос «Согласны ли Вы с предлагаемыми утверждениями в соответствии со шкалой: 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - отчасти не согласен, 4 - не знаю, 5 - отчасти согласен, 6 - согласен,

7 - абсолютно согласен»

Доля ответивших, %

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7

Народам, исповедующим одну ре- 2 4 10 10 8 46 20

лигию, легче понять друг друга (1) (2) (5) (5) (4) (23) (10)

Если в семье появится человек дру- 12 14 8 30 28 4 4

гой национальности, это осложнит (6) (7) (4) (15) (14) (2) (2)

взаимопонимание

Национальная принадлежность 10 26 8 22 14 14 6

всегда будет разъединять людей (5) (13) (4) (11) (7) (7) (3)

Я предпочитаю, чтобы меня окру- 6 14 10 10 26 16 18

жали люди моей национальности (3) (7) (5) (5) (13) (8) (9)

Честно говоря, я не хотел бы об- 14 20 14 10 16 12 12

щаться с представителями некото- (7) (10) (7) (5) (8) (6) (6)

рых народов

Примечание: В скобках приводится показатель в абсолютных числах

Что касается высказывания «Честно говоря, я не хотел бы общаться с представителями некоторых народов» (см. табл. 7), то абсолютно не согласны с ним 14%, не согласны - 20, отчасти не согласны - 14, не знают - 10, отчасти согласны - 16, согласны - 12, абсолютно согласны -12. Итак, равное число опрошенных в разной степени

согласны и не согласны с этим высказыванием.

Отдельный блок вопросов позволял выяснить ощущение коми-язьвинцев как представителей своего народа в окружении других народов. С высказыванием «За границей мне было бы приятно ощущать себя представителем именно своего народа» абсолютно не согласны 2 % опрошенных,

не согласны - 4 %, отчасти несогласных не установлено, не знают, как относиться, -16 %, отчасти согласны - 14 %, согласны -44 %, абсолютно согласны - 18 % (табл. 8). Итак, подавляющее большинство респон-

дентов (76%) в разной степени согласны с этим высказыванием, незначительное число их (6%) в разной степени не согласны с ним.

Таблица 8

Ответы на вопрос «Согласны ли Вы с предлагаемыми утверждениями в соответствии со шкалой: 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - отчасти не согласен, 4 - не знаю, 5 - отчасти согласен, 6 - согласен,

7 - абсолютно согласен»

Доля ответивших, %

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За границей мне было бы 2 4 - 16 14 44 18

приятно ощущать себя (1) (2) (8) (7) (22) (9)

представителем именно

своего народа

Представители моего на- 20 22 - 6 14 28 6

рода имеют мало воз- (10) (11) (3) (7) (14) (3)

можностей использовать

родной язык в повсе-

дневной жизни

Не хотелось бы, чтобы 4 6 14 6 12 34 20

все нации постепенно (2) (3) (7) (3) (6) (17) (10)

смешивались, каждый

точно должен знать свои

корни

Я испытываю легкое вол- 10 18 4 8 30 20 6

нение и беспокойство, (5) (9) (2) (4) (15) (10) (3)

когда общаюсь с пред-

ставителями других на-

циональностей

Я не уверен, что являюсь 22 18 2 8 12 22 10

представителем того на- (11) (9) (1) (4) (6) (11) (5)

рода, к которому относят

меня окружающие

Мне неприятно лишний 34 24 - 6 6 14 10

раз вспомнить о своей (17) (12) (3) (3) (7) (5)

национальности

Если бы у меня сейчас - 4 - 6 6 38 44

была возможность вы- (2) (3) (3) (19) (22)

брать национальность, я

выбрал бы ту же самую

Несмотря на то, что во- - 4 6 10 12 42 20

круг меня живет столько (2) (3) (5) (6) (21) (10)

разных народов, я хоро-

шо знаю и всегда ясно

осознаю свои националь-

ные корни

Окончание табл.8

Доля ответивших, %

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7

Когда окружающие гово- 18 36 6 8 10 10 6

рят о культуре и обычаях (9) (18) (3) (4) (5) (5) (3)

своего народа, я испыты-

ваю некоторый диском-

форт, потому что сам не

Могу точно определить к

какому народу себя отне-

сти

Представителям моего 14 30 4 6 8 20 14

народа сложнее занять (7) (15) (2) (3) (4) (10) (7)

руководящие посты в

нашем обществе, чем

представителям других

национальностей

Я не люблю, когда меня 22 30 6 8 16 8 6

лишний раз спрашивают (11) (15) (3) (4) (8) (4) (3)

о моей национальности, и

в подобных случаях ста-

раюсь аккуратно сменить

тему разговора

Я осознаю себя сразу 10 28 2 10 26 12 4

представителем несколь- (5) (14) (1) (5) (13) (6) (2)

ких народов

Я хорошо знаю культуру 6 4 8 8 24 34 8

своего народа (3) (2) (4) (4) (12) (17) (4)

Я считаю, что уровень 4 38 4 14 16 10 10

безработицы среди пред- (2) (19) (2) (7) (8) (5) (5)

ставителей моего народа

самый высокий в области

Я опасаюсь, что культура 10 18 6 8 18 22 6

моего народа постепенно (5) (9) (3) (4) (9) (11) (3)

может исчезнуть

Когда я нахожусь среди 8 32 4 12 16 14 8

людей других нацио- (4) (16) (2) (6) (8) (7) (4)

нальностей, я чувствую

напряжение

Примечание: В скобках приводится показатель в абсолютных числах. На некоторые утверждения респонденты не давали ответов, поэтому стоит прочерк

Положение «Не хотелось бы, чтобы все нации постепенно смешивались, каждый точно должен знать свои корни» также восприняли по-разному: абсолютно не согласны с ним 4 %, не согласны - 6 %, отчасти не согласны - 14 %, не знают, как отнестись - 6 %, отчасти согласны - 12 %, согласны - 34 %, абсолютно согласны -20 %. Тем не менее большинство респондентов (66 %), хотя и в разной степени согласны с утверждением, меньшинство

(24 %), также в разной степени, не согласны с ним .

Что касается высказывания «Я испытываю легкое волнение и беспокойство, когда общаюсь с представителями других национальностей», то большинство респондентов (56%) в разной степени согласны с ним, другое мнение в целом имеют 32% опрошенных.

С суждением «Я не уверен, что являюсь представителем того народа, к кото-

рому относят меня окружающие» солидарны столько же человек, хотя и в разной мере, сколько не поддерживают его - соответственно 44 и 42%.

С высказыванием «Мне неприятно лишний раз вспоминать о своей национальности» в разной степени не согласны 58 % респондентов, в разной степени согласны 30 % их.

Суждение «Если бы у меня сейчас была возможность выбрать национальность, я выбрал бы ту же самую» поддержали 88% опрошенных.

И с высказыванием «Несмотря на то что вокруг меня живет столько разных народов, я хорошо знаю и всегда ясно осознаю свои национальные корни» согласились большинство (74%) респондентов, не согласились с ним лишь 10 % их.

Мнение «Когда окружающие говорят о культуре и обычаях своего народа, я испытываю некоторый дискомфорт, потому что сам не могу точно определить, к какому народу себя отнести» не разделили 60% опрошенных и разделили в разной степени 26%.

С суждением «Представителям моего народа сложнее занять руководящие посты в нашем обществе, чем представителям других национальностей» в разной степени не согласились 48 % респондентов и 42 % в разной степени согласились с ним.

Высказывание «Я не люблю, когда меня лишний раз спрашивают о моей национальности, и в подобных случаях стараюсь аккуратно сменить тему разговора» поддержали 58% опрошенных и не поддержали в разной степени 30% их.

Суждение «Я осознаю себя сразу представителем нескольких народов» признали справедливым почти столько же респондентов, сколько признали его несправедливым, - соответственно 42 и 40 %.

С мнением «Я считаю, что уровень безработицы среди представителей моего народа самый высокий в области» в разной степени не согласны 46 % респондентов и согласны 36 % их.

Высказывание «Когда я нахожусь среди людей других национальностей, я чувствую напряжение» считают верным 44% ответивших и не считают таковым 38% опрошенных.

Отдельный блок вопросов был посвящен проблеме сохранения коми-язьвин-ской культуры и языка.

Суждение «Представители моего народа имеют мало возможностей использовать родной язык в повседневной жизни» поддержали 58% респондентов и не поддержали 42% их.

Что касается мнения «Я хорошо знаю культуру своего народа», то его разделяют 66% опрошенных. В частности, жители верховьев Язьвы признают, что в целом знают культуру своего народа, при этом 18% их считают, что не знают хорошо культуру русского народа. Эти показатели безусловно должны приниматься во внимание в ходе развития культуры русской и коми-язьвинской.

С высказыванием «Я опасаюсь, что культура моего народа постепенно может исчезнуть» в разной степени согласны 46% респондентов, не согласны 34% их.

Как известно, сохранение национальной культуры обусловлено степенью зрелости и полноты национальных обычаев. Этому способствует и использование предметов национальной утвари. Однако большинство опрошенных признались, что в быту предметы национальной утвари используют редко (50%) или вообще не используют (40%). Только 8% часто прибегают к помощи этих предметов (см. табл. 9).

Таблица 9

Ответы на вопрос «Используете ли Вы в повседневном быту какие-либо предметы национальной утвари?»

Вариант ответа Доля опрошенных

абс. %

не использую 20 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использую редко 25 50

использую часто 4 8

Что касается национальных обычаев, 32% ответивших не знают национальных

то подавляющее большинство респонден- обычаев и полностью их никто не соблюда-

тов (66%) частично соблюдают их, при этом ет (табл. 10).

Таблица 10

Ответы на вопрос: «Соблюдаете ли Вы национальные обычаи?»

Вариант ответа Доля опрошенных

абс. %

Я не знаю национальных обычаев 16 32

Соблюдаю частично 33 66

Соблюдаю полностью 1 2

В процессе исследования обращалось внимание на сохранение семейных традиций и следование им. Респонденты должны были выбрать тип поведения личности: «Он считает, что все нужно делать так, как его учили в семье. Он хочет следовать семейным традициям». Были получены следующие варианты ответов: 1) очень похож на меня (12%), 2) похож на меня (42%), 3) немного похож на меня (26%), 4) мало похож на меня (6%), 5) не похож на меня (4%), 6) совсем не похож на меня (4%).

В заключение отметим, что коми-язь-винцы характеризуются высокой степенью интеграции в современное российское общество. Этническое сознание их остается двойственным, население использует два языка и одновременно не исчезает культурно-бытовая самобытность народа, что служит существенным фактором сохранения этнических корней.

Систему ценностей коми-язьвинцев в широком смысле составляет родная речь, которая остается важным символом духовной этнокультуры народа. Тем не менее наблюдается сокращение числа людей, знающих родной язык, при одновременном развитии языка: его осваивают в трех образовательных учреждениях. Причем процесс обучения детей напрямую связан с функционированием языка в среде взрослых - дети выполняют задания учителей в общении со взрослыми. Это позволяет сохранить один из древних народов Пермского края.

Проведенное нами исследование позволило приблизиться к ответу на вопрос о том, какие факторы будут способствовать самосохранению коми-язьвинцев в условиях этнического взаимодействия. Ряд этих факторов мы выявили. Кроме социокультурных факторов сохранению этничности и идентичности народа будут способствовать экономическое развитие территории прожива-

ния коми-язьвинцев и разумная национальная политика на федеральном и региональном уровнях.

Примечания

1 Баталова Р.М. Коми-пермяцкая диалектология. М., 1975. С.6; Кельмаков В.К. Некоторые проблемы коми-пермяцкого и пермского языкознания // Тр. Ин-та языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Пермь, 2005. Вып.2. С.140-142; Лыткин В.И. Коми-язьвинский диалект. М., 1961. С.24.

2 Чагин Г.Н. Коми-язьвинские пермяки -древний народ Северного Урала. Краснови-шерск, 2002. С.4-5; Чагин Г.Н., Шестакова Е.Н. Современное состояние этничности у коми-язьвинцев. Пермь, 2006. С.4-5, 27.

3 Данилко Е.С. Старообрядчество среди язь-винских и зюздинских коми-пермяков: исторический очерк // Староверие на северо-востоке Европейской части России. Сыктывкар, 2006. С.342-356; Чагин Г.Н. Коми-язьвинские пермяки... С.10; Он же. Коми-язьвинские пермяки в этническом и социальном измерении // Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья: матер. междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2002. С.23-25.

4 Байдин В.И. Начальный период истории верх-язьвинских скитов (к вопросу о распространении староверия среди финно-угров) // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России: матер. науч. конф. Пермь, 1999. С.195-199; Чагин Г.Н. Пудьвинская лавра // Уральский сб.: история, культура, религия. Екатеринбург, 1997. С.168-173.

5 Язык и традиционная культура язьвинских пермяков: сб. науч.-исслед. работ учащихся. Пермь, 2007.

6 Результаты предыдущего исследования см.: Чагин Г.Н., Шестакова Е.Н. Современное состояние этничности у коми-язьвинцев.; Чагин Г.Н. Коми-язьвинцы в условиях вызова современности // Этнография восточно-славянских народов: история и современность: матер. все-рос. науч. конф. Ижевск, 2007. С.67-73.

THE MODERN SOCIAL-CULTURAL AREA OF THE KOMI-YAZVINCZI

G.N. Chagin, E.N. Shestakova

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva str., 15.

The materials that were received by means of opinion poll and through the investigation of the life of the komi-yazvinczi by the method of observation by participating are analyzed in this article. The problems of the status of the national language, the correlation of the self-consciousness, the language and the cultural development, cross-ethnical relationships are touched.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.