Научная статья на тему 'Современная система образования: философские и мировоззренческие проблемы развития личности в современных условиях'

Современная система образования: философские и мировоззренческие проблемы развития личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каршинова Любовь Владимировна

Автор отвечает на вопрос, как сформировать нравственные и духовные основы личности в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная система образования: философские и мировоззренческие проблемы развития личности в современных условиях»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

Экспериментальные площадки

Л.В. Каршинова

Современная система образования: философские и мировоззренческие проблемы развития личности в современных условиях

Аннотация. Автор отвечает на вопрос, как сформировать нравственные и духовные основы личности в образовательном пространстве.

Ключевые слова:

нравственность, духовность, формирование ценностных основ, личностный рост в образовательном пространстве

Keywords:

morality, spirituality, formation of valuable bases, personal growth in educational space

Abstract. The author answers the question of how to shape the moral and spiritual foundations of the person in educational space.

Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью...

К.Г. Юнг

Современная система образования в настоящее время

представляет собой сложную совокупность комплексных действий, направленных на развитие личности [4]. Перед системой образования как транслятором культуры поставлена глобальная цель: формирование нового человека [14]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России образ нового человека описан так: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [5].

Фактически достижение поставленной цели сопряжено с рядом проблем, которые в недалеком будущем предстоит решить. Нельзя не признать, что будущее принадлежит новому человеку — человеку XXI в., с новым мышлением, с новым ощущением себя в мире, а значит, и с новыми мировоззренческими основами. Глобальные миграции населения во всем мире диктуют необходимость не изучения и усвоения конкретной духовной традиции или культуры, а нахождения точек соприкосновения различных культур, выявления общего, интеграции чувственного и научного опыта, формирования основ космического мировоззрения.

История человечества, его духовное наследие, традиции духовной культуры дают основание полагать, что человек сам созидает себя в духовно-творческую личность для обеспечения главной цели своей миссии — творить себя и свое окружение в гармонии с природой. Для этого необходимо понимать, что между человеком и природой постоянно происходят обменные процессы. Формы этих процессов изменяются в культурно-историческом пути развития и зависят

от конкретных образов-понятий духовной жизни. Культурный опыт человечества огромен, начиная от магического миропонимания и заканчивая современными мировыми религиями. Всесторонний анализ духовных воззрений человека на мир позволяет выявить базовую общечеловеческую систему ценностей и смыслов, которая представлена в хорошо известных каждому образах (сказочных, мифологических, религиозных, этнографических и др.). Эти простые и примитивные на первый взгляд образы несут в себе глубочайший смысл. В них заложены идеи, волновавшие человека во все времена. Это образы-архетипы, прошедшие испытание временем и трансформацию человеческим умом, но все же выжившие в череде культурно-исторических событий. Архетипы — это культурный памятник, способный воедино соединить прошлое, настоящее и будущее. Культурные архетипы несут в себе идею целостности мира, идею космического мироустроения, где Мир первичен и может отождествляться с «природой», «Богом», «Абсолютом», «Материей», «Универсумом», а человек — это производная от мира часть.

Человек!.. Как устроен Человек? Какова природа Человека? Великие умы древности утверждали, что наиболее значимым и универсальным из всех символов является человеческое тело, а философский анализ человеческого тела являлся обязательной частью этического и религиозного обучения. Мистерии народов мира учили, что законы, элементы и силы Вселенной нашли свое отражение в человеческом теле. Вселенная непостижима в своем многообразии и находится за пределами человеческого понимания. Человек же может превзойти ограничения своей собственной личности и осознать духовное богатство, в котором купается Вселенная и частью которого он сам является. Пифагор

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

Рис. 1. Схема тождества макрокосма и микрокосма

учил, что Человек и Вселенная «сделаны» по образу Бога. Поскольку образ Бога един, то «знание об одном является знанием о другом» [11]. Пифагор также утверждал, что между Человеком и Вселенной есть постоянное взаимодействие, а человеческая форма является носителем невидимого духовного организма, который и есть в реальности «сознающий индивид».

Проблема развития личности в образовательном пространстве, формирования ее нравственности и духовных основ предопределяет разговор о духе и душе. В Философском энциклопедическом словаре говорится: «Дух в переводе с греческого: «движущийся воздух»; «дыхание (как носитель жизни)» [12]. Современный философский словарь гласит: «Дух вечен и несотворим, совершенен и неограничен...», «Душа творится духом, связана с конкретным целым (телом), сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства. После смерти тела душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума, пребывает в особо легком (астральном) теле» [10].

Проблема души и духа поднималась великими умами прошлого и современности. Тот Гермес Трисмегист, Пифагор, Моисей, Платон, Гегель [1, 3, 7, 11] и другие мыслители представляли душу как «частицу мировой души», «бессмертную Монаду», «искру божественного духа», как «дочь небес» и предполагали ее существование еще до того, как родился человеческий организм. В представлениях Пифагора о душе говорится: «Это духовное тело есть орган духа», «Человеческая душа приходит из высших миров и после смерти возвращается туда же»; о духе: «Дух, работающий над мирами и сгущающий космическую материю в громадные массы, проявляется с различной силой» [11]. Гегель постоянно обсуждал природу духа и высказывался так: «Дух господствует над миром при помощи сознания. Это его инструмент. Дух подчиняет время и материю своему закону.», «Душа есть животворящее начало тела, она реализует функции духа» [1].

Поскольку наука не может объяснить природу человека, принимаем версию, что человек — это биологическая система, имеющая две корневые основы: в мире идеальном и в мире физическом. В мире идеальном человеком управляют законы этики; в мире физическом — законы физики. Видимая человеческая форма является носителем невидимого духовного организма, а природа человека в ее триединстве (дух — душа — тело) соотносится с природой Творца. Пифагор утверждал, что в природе все разделено на три части и никто не может стать мудрым, пока не будет представлять себе каждую проблему в виде треугольника. Представим образы макрокосма и микрокосма в виде символической схемы, состоящей из треугольников (рис. 1).

Огненная идея Отца (великий разум Творца) рождает мысль. Мысль творит слово и проявляется в женском творческом начале, которое рождает материю, награждая ее телом (пространством) и временем пребывания в теле

(жизнью). Человек, как актуальная конкретная реальность, приходит в физический мир искать истину. Жизнь человека — это приобретение опыта культурного взаимодействия с себе подобными и с окружающим пространством. Человек обладает чувствованием (физическим процессом), чувством (душевным процессом) и способностью принимать информацию, слышать свой дух (отражение великого Разума) через физический проводник — мозг. Таким образом, человек через свое физическое тело как сущностный прибор для оценки творчества духа и работы души находится на 100%-й обратной связи с Творцом. Душа человека как «посредник», как инструментарий творчества духа представляет собой «полевую временную субстанцию с центром в районе солнечного сплетения или физического сердца». Дух — это «духовно-полевая структура, «информационная голограмма», основной субъект создания мира» [7].

Процессы обмена между структурами души осуществляются быстрее, чем между клетками органического тела. При развитом мышлении человека возможно мгновенное включение в работу клеточных структур.

Гармоничность состояния души человека определяется его эмоциями. Эмоция — это акт, показывающий сиюминутное отношение человека к адресату эмоции, это манифестированное чувство. Эмоция как манифестация — это вневременное явление, представляющее собой форму движения, которая описывает точку отсчета в пространстве, определяющем причинно-следственные зависимости. Эмоции не образуют мыслеформ, но могут соединяться с себе подобными на основе резонанса.

Любое событие в жизни человека имеет определенное духовное содержание. Если уровень гармонии события соответствует уровню человека-творца, он его принимает. Если человек-творец ниже уровнем, он увидит в событии самые худшие его стороны и именно на них обратит внимание, испытает отрицательные эмоции и окажется разрушителем себя в данной ситуации. Поэтому жизнь души состоит из постоянной проблемы выбора: впечатлений от событий, чувств, ключа к пониманию причинно-следственных связей, ключа к управлению этим пониманием.

На основании этого можно сказать, что проблема добра и зла — это этическая проблема самого человека. Мир целостен и един. В мире главенствует этика и ее законы, которые устанавливают взаимоотношения между единицами самоорганизации жизни в различных формах и на различных уровнях. О.С. Анисимов определил этику как «учение о содержании и способах, условиях порождения тех форм (правил) отношений между людьми, которые опираются на сущностные представления о Человеке и Универсуме, наивысшие идеалы и ценности» [2].

Таким образом, каждому человеку в настоящее время необходимо преодолеть стереотипы в мышлении, чтобы направить свои мысли на непреходящие ценности, творчество самого себя и пространства вокруг себя. Система ценностей человека — это базовый набор представлений и понятий о Мире и своем месте в нем. Этот свод принципов формируется системой воспитания и собственным жизненным опытом, в котором интеллектуальная часть выступает как мировоззрение, интеллектуальное осознание чувственной части — как вера. Этическая культура человека начинается с воспитания чувств или состояний души. При этом задачей души является овладение принципами творчества как ценностями. Состояние души человека отражает степень овладения этими ценностями. Каждый индивид имеет то, что заслуживает в соответствии со своей этикой. Чем невежественнее индивид, тем больше его претензии ко всем без исключения, кроме себя.

Современная система образования: философские и мировоззренческие проблемы развития личности в современных условиях

73

Нравственность

Индивидуально Внутренняя составляющая

1 > г

Ценности

Нрав, норов, характер

Убеждения

Работа с собой — воспитание себя

В пространстве — поведение, эмоции

Смысл

Внутри себя — чувства, эмоции

Постоянная проблема выбора

Идея

Вера

1 >

Личное Социальное Мораль

Миропонимание

СХ}

Личность

Рис. 2. Кластер-анализ понятия «нравственность»

Этику называют еще и «учением о нравственности». Нравственность представляется как характеристика личности, ее «нрав», т. е. характер. Человек поступает нравственно, если его внутренние установки и внешние действия не расходятся. Воспитание себя в процессе бытия, динамика смены ценностей, их присвоение и осуществление, постоянный контроль, самореализация и коррекция — это характеристики нравственного развития индивида. В шкале оценки нравственного развития нижним показателем можно представить «достоинство» — состояние души, ниже которого человек в данный момент не опустится; верхним критерием является «ответственность», степень которой зависит от духовного развития.

Духовное развитие представляет собой степень овладения этическими законами, которая отражается в динамике роста сознания в процессе освоения качеств «целого» при движении от одного края до другого. Духовность отражается в количестве любви к миру. Любовь — космическое понятие, «космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм» [13]. Цель духовного развития не в показной праведности, не в словесных утверждени-

ях о высоких принципах, а в обретении любви и развитии сознания, в ответственности за творение жизни. Оценкой состояния духовного развития человека могут быть два показателя: система ценностей и проявленный потенциал духа (рис. 2, 3).

Оценкой состояния развития физического тела является его жизнеспособность. Жизнеспособность зависит от нравственности и духовного развития. Человек, ищущий себя, собирающий знания воедино, умеющий пользоваться этими знаниями в позиции «здесь и сейчас», понимающий природу человека как существа космического, учится устанавливать причинно-следственные связи между состоянием своего физического тела и своими мыслями и поступками. Его физическое тело умеет «слышать» дух, душа занята творчеством, а дух укрепляется и проявляется.

Если говорить о человеке как о биологической системе, то критерием оценки всей системы в целом можно предположить «жизнеутверждение». Не нытье о превратностях судьбы, не обвинение всех и вся в своих неудачах, а способность заглянуть в себя, понять и принять происходящее, найти причину, исправить ошибки и не допускать их в будущем. Конечно, нам, современным людям, запутавшимся в понятиях и далеко ушедшим от смысла, сложно и представить себе такую работу над собой.

В течение своей жизни каждый человек проходит путь окультуривания и социализации. Окультуриванием можно считать получение культурного опыта в системе образования и в пространстве жизни. Социализация — это совмещение образа своего «Я» с требованиями общества, или выполнение норм морали. Моральные ценности представляют собой всеобщие положения, не проверенные на истинность, но которым придана субъективная и предельная значимость. Современная система образования социально-ориентированна. Вместо ориентации на Всеобщее, на Универсум, человек ориентируется на «ложную» успешность, «ложную» свободу, все больше попадает в петлю рамок навязываемой морали, снижая свой творческий уровень. Ценностное самоопределение человека «должно быть выращено, оправдано для него и принято как независимое от изменчивости индивидуальных состояний» [2]. Самоопределение человека должно представлять собой не выполнение фиксированных норм, а процесс их смены в линии самосовершенствования. Необходимо помнить, что телесность, материальность конечна; дух — бесконечен. Нет эволюции человеческого тела, оно идеально; его необходимо лишь

Рис. 3. Кластер-анализ понятия «духовность»

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

поддерживать в порядке. Но есть эволюция человеческого духа. Тело есть живой организм со сложным внутренним устройством, нуждающимся во внешней поддержке: в воде, в воздухе, в пище, в энергии. Внешнее воздействие на «тело» превращается во внутренне значимое за счет внутренней активности и имеющихся ценностных установок. Если внешнее воздействие преобразуется во внутреннее «свое», к нему вырабатывается «самоотношение» и формируются память, внимание, эмоции. Проявление активности приобретает значимость лишь тогда, когда человек достаточно точно осуществил мышление, нашел место для приложения активности, создал форму ее осуществления, т. е. проявил волю.

Таким образом, проблемы развития личности в образовательном пространстве — это проблемы каждого участника образовательного процесса, связанные с его мировоззрением, личностным ростом, личностным самоопределением, нравственностью и духовностью, умением творить. Личность развивается в течение всей жизни из необъяснимых глубин, и только дела человека покажут, кто он есть.

Литература

1. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие. М.: Агро-Вестник, 2000.

2. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. Минск: Технопринт, 2002.

3. Астафьев Б.А. Основы мироздания. М.: Белые альвы, 2002.

4. Берестовицкая С.Э., Сизова М.Б., Семенова Т.В., Белова Е.А. Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и инновации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С. 3-18.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. М.: Просвещение, 2010.

6. Кант И. Избр. соч.: В 2 т. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

7. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1993.

8. НовиковА.М. Основания педагогики. М.: Эгвейс, 2010.

9. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986.

10. Современный философский словарь. Под ред. В.Е. Кемерова. М.: Папринт, 1998.

11. ТарановП.С. Мудрость трех тысячелетий. Звезды мировой философии. М.: АСТ, 1999.

12. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2005.

13. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной: 2-е изд., доп. Калуга: Золотая аллея, 2001.

14. Щербина Ю.С. Интегрированный факультативный курс как способ формирования глобального мировоззрения учащихся // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.