Научная статья на тему 'Современная система лесоучетных работ как основной инструмент устойчивого управления лесами'

Современная система лесоучетных работ как основной инструмент устойчивого управления лесами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / ЛЕСОУЧЕТНЫЕ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЛЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР / FORESTRY SYSTEM / FOREST INVENTORY OPERATIONS / STATE FOREST INVENTORY / STATE FOREST REGISTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков А. Г.

В статье представлена структура современной системы лесоучетных работ в Российской Федерации, освещены существующие направления проведения государственной инвентаризации лесов, основы формирования и ведения государственного реестра, рассмотрена необходимость выполнения работ по постановке лесных участков на государственный кадастровый учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the structure of the present system of forest inventory operations in the Russian Federation. It covers the issues of the state forest inventory directions, background of state register development and keeping. The articlet also reports on the necessity to registrate the forest plots according to the state cadastre.

Текст научной работы на тему «Современная система лесоучетных работ как основной инструмент устойчивого управления лесами»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

В России до сих пор, к сожалению, главенствует бюрократический стиль выработки значимых решений, относящихся к государственной лесной политике. Привлекаемые даже всякого рода общественные советы играют не более чем «декоративную» роль, поэтому в конечном итоге именно ведомственный характер накладывает отпечаток на принимаемые решения. Ярким примером является «Лесной кодекс РФ» (2006), навязанный руководством МЭРТ и «продавленный» им через Госдуму с помощью административного ресурса, что создало массу негативных явлений в управлении и пользовании лесами.

Чтобы исключить засилье часто совершенно некомпетентных представителей ведомственных структур, следует по примеру зарубежных стран с продвинутым лесным сектором перейти к формированию экспертных рабочих групп на двух уровнях: на федеральном и на уровне отдельных федеральных округов, из представителей не только субъектов лесных отношений, но и науки, общественных организаций, компетентных и признанных лесной общественностью.

Примером такого порядка может служить Финляндия, с самого начала в которой разработку лесной политики и на основе ее долгосрочных программ возглавил даже не чиновник, а ученый - акад. Ю. Ильвессало (по профилю лесоустроитель).

В последние годы сам премьер этой страны проявил инициативу разработки программ не только с помощью экспертов, но и с

привлечением широкой общественности, используя все формы связей (форумы разного уровня, Интернет и т.п.).

Россия, где бюрократические формы правления всегда затрудняли проявление общественных инициатив, надо особое внимание уделить устранению пагубного влияния ведомственной бюрократии.

В заключение следует подчеркнуть, что государственная лесная политика должна строиться не на основе радужного представления «светлого будущего», а объективного, без прикрас представления исходного состояния лесного сектора и тех проблем, которые предстоит решать и обязательно с учетом правового и экономического механизма реализации принятых решений.

Остается лишь надеяться, что государственная власть всех ветвей и уровней управления сумеет наконец проявить не на словах, а на деле демократическое отношение к формированию национальной лесной политики и будет выстраивать ее не только от имени народа (как она обычно заявляла), а для народа и вместе с народом, не допуская впредь тех радикал-либеральных вывихов, которые принесли большое бедствие народу и принадлежащему народу лесному богатству, уже изрядно распотрошенному спекулянтами всех мастей.

Библиографический список

1. Лесной кодекс, 2007 г.

2. Бюджетный кодекс, 2012 г.

3. Лесная политика РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства, 2013 г.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЛЕСОУЧЕТНЫХ РАБОТ КАК ОСНОВНОЙ

инструмент устойчивого управления лесами

А.Г. ТРЕТЬЯКОВ, ген. директор ФГУП «Рослесинфорг»

Лесной комплекс Российской Федерации, опирающийся на самую богатую в мире лесосырьевую базу, является экспортно ориентированным сегментом экономики страны. Для реализации естественных конкурентных преимуществ на жестком мировом рынке разделения труда он нуждается в технологической модернизации.

lesinfor@aha. ru Соответственно повышаются требования к качеству и оперативности информационного обеспечения отрасли на основе технологической модернизации всей системы лесоучетных работ Российской Федерации. Особая роль и ответственность в этом процессе отводится ФГУП «Рослесинфорг» как правопреемнику советского, российского лесоустройства.

40

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Российская Федерация как собственник лесов, произрастающих на землях лесного фонда, должна обеспечить устойчивое управление ими, а необходимым условием устойчивого управления лесами является достоверная и полная информация о них. С принятием в 2006 г. нового Лесного кодекса РФ в стране произошла реформа лесоучетных работ. Современная система включает в себя 4 крупных самостоятельных направления:

- государственная инвентаризация лесов;

- лесоустройство;

- ведение государственного лесного реестра;

- постановка лесных участков в составе лесничеств и лесопарков на государственный кадастровый учет.

Государственная инвентаризация лесов - это традиционный для мировой практики, но принципиально новый для России вид лесоучетных работ.

В российском варианте в соответствии со ст. 9 Лесного кодекса он имеет беспрецедентный по перечню и сложности поставленных задач характер.

При этом цели и задачи государственной инвентаризации лесов имеют выраженное федеральное значение, и осуществляет ее непосредственно Федеральное агентство лесного хозяйства.

Для достижения целей и задач государственной инвентаризации лесов проводятся мероприятия по четырем направлениям:

- дистанционный мониторинг использования лесов;

- оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использование лесов наземными способами;

- формирование федеральных информационных ресурсов;

- определение количественных и качественных характеристик лесов.

На региональном уровне самым востребованным со стороны государства, бизнеса и гражданского общества видом лесоучетных работ является лесоустройство.

Материалы лесоустройства являются основой для ведения государственного лес-

ного реестра, документов лесного планирования и проектирования, в соответствии с которыми осуществляется охрана, защита, воспроизводство лесов и их использование.

Кроме того, именно материалы лесоустройства являются повыдельной базой, на основе которой разрабатываются проекты освоения лесов и готовятся лесные декларации - ключевые документы, определяющие ежедневную практическую работу каждого лесопользователя.

Государственный лесной реестр - самый сложный с технической и организационной точек зрения, но одновременно именно тот вид лесоучетных работ, который позволяет следить за состоянием лесов и их динамикой практически в режиме on-line.

Процедура ведения государственного лесного реестра предусматривает регистрацию и документированный учет всех текущих изменений, происходящих в лесном фонде, начиная с уровня участковых лесничеств, с последующим агрегированием результатов на уровне центральных лесничеств, субъектов Российской Федерации, Федеральных округов и Российской Федерации в целом. Участие в разработке и внедрении в субъектах Российской Федерации системы ведения государственного лесного реестра является одной из приоритетных направлений деятельности ФГУП «Рослесинфорг».

Постановка лесных участков на государственный кадастровый учет - относительно новый элемент лесоучетных работ. Системно работы начали проводить с 2008 г, и в настоящее время они выполнены на площади 196 млн га в 386 лесничествах в 64 субъектах РФ.

Результаты лесокадастровых работ позволяют решить важный спектр юридических, экономических и социальных задач, связанных с организацией использования лесных земель, поэтому в продолжении этих работ заинтересовано государство, лесной бизнес и граждане страны.

Лесоучетные работы являются информационной основой управления лесами и развития лесного комплекса Российской Федерации. Они должны и будут развиваться на основе новых информационных технологий,

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

41

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

с использованием современных программ, технических и коммуникационных средств с учетом мирового опыта.

Развитие и дальнейшее совершенствование системы лесоучетных работ позволит государству получить надежный инструмент для реализации целей лесной политики, управления лесами на федеральном, региональном и местном уровне, обеспечить максимальный экономический эффект от использования лесов, а лесному бизнесу повысить эффектив-

ность производства и выйти на новые рынки лесной продукции.

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.

2. Государственный лесной реестр, государственная инвентаризация лесов и лесоустройство: Материалы 3-ей Международной научно-практической конференции. - М.: ФГУП «Рослесинфорг», 2012.

3. Моисеев, Н.А. Леса России: проблемы, решения / Н.А. Моисеев. - Москва-Н. Новгород, 2010. - 604 с.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

РОССИИ В условиях рыночных отношений

А.П. ПЕТРОВ, проф., директор ВИПКЛХ, д-р экон. наук

Политической основой существующей организации использования лесов в Российской Федерации является государственно-частное партнерство, которое сформировалось в начале 90-х гг. прошлого века, когда в результате торопливо и неумело осуществленной приватизации лесная промышленность перешла полностью в частные руки, а земли лесного фонда остались (как и теперь) в государственной собственности.

Федеральный закон «Основы лесного законодательства», принятый в 1993 г., избрал основной формой государственно-частного партнерства аренду лесов.

Решение об организации использования лесов на базе арендных отношений было принято без учета зарубежного опыта, который дает иные более эффективные формы взаимодействия государства и частного бизнеса при использовании лесов, находящихся в государственной собственности.

В частности, не был использован опыт провинций Канады, стран с тропическими лесами, где частный бизнес получает доступ к использованию лесов, находящихся в государственной собственности, через концессионные соглашения.

В странах Европы от использования через институт аренды лесов, находящихся в государственной собственности, отказались

petrov@vipklh. ru

еще в начале прошлого века по причине низкой эффективности этой формы партнерства, не обеспеченной долговременными экономическими стимулами.

В европейских странах хозяйственное управление лесными землями, находящимися в государственной собственности, осуществляют государственные коммерческие организации в правовой форме государственных акционерных обществ, в своей текущей деятельности ориентированных на максимизацию прибыли от использования лесных ресурсов, а в долгосрочной перспективе - на рост капитализации лесной земли.

В США доступ к использованию государственных лесов, находящихся в федеральной собственности и собственности штатов, осуществляется исключительно через проведение ежегодных торгов. При этом на торги раздельно выставляются объемы заготовки древесины и объемы лесохозяйственных работ, что позволяет создавать и постоянно поддерживать конкурентную среду при выполнении лесозаготовительных работ через их контрактную (подрядную) организацию, следствием чего являются высокий уровень попенной платы и качественное выполнение всего комплекса мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов.

Почти 20-летний опыт государственно-частного партнерства в лесном секторе,

42

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.