Научная статья на тему 'Современная школьная библиотека как центр воспитания и педагогической социализации обучающихся'

Современная школьная библиотека как центр воспитания и педагогической социализации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

В работе обозначается развитие индивидуализации обучающегося в дискурсе инновационного образовательного пространства. Определяется воспитательная и социализирующая функции современной школьной библиотеки. Выявляется нормативное правовое поле, регламентирующее деятельность школьных библиотек в современной России. Описаны инновационные формы и методы деятельности школьного библиотекаря по персонификации информационно-библиотечного обслуживания всех участников образовательных отношений. В заключении отражена гуманистическая миссия библиотеки современной общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная школьная библиотека как центр воспитания и педагогической социализации обучающихся»

УДК 371.39+027.6

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

А. Л. Третьяков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институтуправления, г. Санкт-Петербург

В работе обозначается развитие индивидуализации обучающегося в дискурсе инновационного образовательного пространства. Определяется воспитательная и социализирующая функции современной школьной библиотеки. Выявляется нормативное правовое поле, регламентирующее деятельность школьных библиотек в современной России. Описаны инновационные формы и методы деятельности школьного библиотекаря по персонификации информационно-библиотечного обслуживания всех участников образовательных отношений. В заключении отражена гуманистическая миссия библиотеки современной общеобразовательной организации.

Ключевые слова: школьная библиотека, воспитание, социализация, педагогика сотворчества, обучающиеся, инновационное образовательное пространство, нормативное правовое регулирование деятельности школьных библиотек.

Традиционное российское школьное образование имеет множество положительных сторон - это и широта знаний; и их достаточная глубина, создающая хорошую базу для дальнейшего высшего образования и др. Недостатками же такого образования, являются слабая связанность различных областей знаний, не обеспечивающая у большинства обучающихся целостного мировосприятия, а также традиционная методология, в которой методы рассматриваются как вспомогательные и факультативные. Общеизвестно, что ранее методы создавались для решения конкретных задач, в том числе педагогических. Только на современном витке развития научного знания учёные подошли к пониманию самоценности методов.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в современной общеобразовательной организации поставило необходимость создания воспитательной службы и реализации социально-воспитательных функций такого структурного подразделения общеобразовательной школы как школьная библиотека [7].

Роль воспитания как приоритетной сферы социальной жизни определяется направлениями образовательной политики, одним из которой является создание новой целостной системы общества - системы открытой и вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, собирающей воедино современные социально значимые ценности и установки, а также отечественные традиции.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Есть необходимость в создании единого образовательного пространства путем интеграции разных типов образовательных организаций и их структурных подразделений,

оптимального использования их ресурсного потенциала в интересах личности ребенка. Именно в настоящее время школьная библиотека играет неоценимую роль как центр воспитания и педагогических начал современной образовательной организации.

Надо сказать, что социализация - это освоение многовекового социального опыта и применение его с учётом конкретных условий деятельности и общения. Воздействие социума на человека можно разделить на три укрупнённых блока:

1) стихийное воздействие;

2) направленное педагогическое воздействие;

3) воздействие средств массовой коммуникации, которое, можно сказать, смыкается со стихийным воздействием, но является целенаправленным.

Идея воспитательного пространства, целесообразно организованного, направленного на освоение культурного опыта человечества, возникла в условиях научной школы Л. И. Новиковой [3. С. 38]. И с каждой попыткой осмысления феномена воспитательного пространства настоящая научная категория обретала свое содержательное наполнение и раскрывалась в многообразии трактовок природы и условий своего развития в исследованиях учеников Людмилы Ивановны Новиковой. Например, среди условий и ресурсов развития воспитательного пространства определяются:

• созидательная, интегрирующая деятельность (Н. Л. Селиванова);

• динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий (Д. В. Григорьев);

• качественные характеристики микросоциума (А. В. Мудрик);

• сочетание источников энергии, способных обеспечить развитие личности в соответствии с определенными целями (А. В. Гаврилин) и др.

Настоящие научные точки зрения подчёркивают трансцендентность природы явления воспитательного пространства, сложность его иерархии и структуры (С. К. Бондырева). И они же раскрывают и доказывают его динамическую сущность.

Проблема воспитания настоящего гражданина, умеющего ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной для любой страны. Для Российской Федерации она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Это процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них. При этом следует иметь в виду особенности регионального решения данной проблемы, а также расширение профессиональных, культурных и образовательных возможностей.

Вхождение человека в период развития информационного общества, со стремительно возрастающими объемами новых знаний и информации, повлекло за собой смену парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию непрерывного самообразования, саморазвития и самоанализа. Образование превращается в непрерывный процесс и далеко выходит за рамки традиционного формального. Перед школой ставится задача формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. В учебном процессе возрастает доля самостоятельной работы с широким репертуаром современных информационных продуктов и услуг. Эффективность процесса обучения теперь во многом определяется качеством обеспечения информационных потребностей педагогов и школьников, а это, несомненно, требует значительной поддержки со стороны библиотек.

Личность - понятие социальное. В бытовом смысле под личностью подразумевают того, кто достиг определённых успехов или власти, занимает высокую должность, то есть под личностью понимается социальный функционер.

Л. Н. Толстой считал: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [5].

Происходящий в современной России процесс реформирования системы образования активизировал интерес к проблеме восстановления целостности информационно-образовательного пространства. Решение этой задачи тесно связано с осознанием актуальности воспитательной и педагогической компоненты в педагогической теории и образовательной практике.

Надо сказать, что воспитание детей - это проблема особой сложности, кардинальная функция любого социально здорового общества. Изменения социокультурной и со-циообразовательной ситуации в Российской Федерации способствовали тому, что в отечественной педагогике постепенно утверждается гуманистический идеал образования (обучения, воспитания, развития) и пропагандируется гуманитаризация образования, а проблема воспитания подрастающего поколения в современном российском обществе выходит на первый план.

Необходимо не формировать, а способствовать саморазвитию и самореализации обучающегося, но при этом должен задаваться нравственный вектор этого саморазвития. В природе саморазвитие подчинено принципу целесообразности - стремлении к минимуму энергии и минимум энтропии. Нарушение этого принципа делает систему нежизнеспособной, а реализация его способствует зарождению и развитию «порядка в хаосе», а также уменьшению эффективности этого процесса. Главная воспитательная задача современной общеобразовательной организации - создавать и поддерживать условия, при которых у каждого обучающегося в его психическом мире не возникал бы хаос, а формировалась бы система знаний и система нравственности высокого уровня, обеспечивающие стремление к истине, справедливости, добру, красоте. Задачек педагогических и библиотечных работников образовательной организации является также помощь обучающимся в овладевании методологией, позволяющей из кажущегося хаоса внешнего мира выбирать наиболее эффективные положительные вектора развития.

Одним из институтов педагогической социализации в современной общеобразовательной организации может выступать школьная библиотека. В связи с этим, рассмотрим более детально её миссию и направления деятельности в дискурсе социализации личности.

В Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек, созданном Тове Пеммер Сэтре и Гленис Уилларс (под эгидой Секции школьных библиотек и ресурсных центров ИФЛА), миссия школьных библиотек в самом общем виде выглядит следующим образом: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» [2].

Миссия библиотеки в настоящее время является определяющей для деятельности школьной библиотеки как составной части общеобразовательной организации и для её концепции. В качестве таковой она оказывает влияние на содержание нормативных и регулирующих документов библиотеки. Это «документальный фасад» библиотеки. Миссия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей библиотеки. Одной из задач создания миссии является эмоциональное и дисциплинирующее воздействие на обучающихся и педагогический коллектив. Роль миссии состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые пользуются библиотекой (все участники образовательных отношений).

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи для успешной учёбы пользователей, их социализации в современном мире, которая строится на информации и знаниях.

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных организаций. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной и медиакультуры личности.

Безусловно, школьная библиотека является активным участником педагогического и воспитательного процессов, происходящих в современной образовательной организации.

Отметим, что в условиях школьной библиотеки успешно проводимые совместно с педагогами бинарные уроки представляют собой форму продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированную на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического и воспитательного процессов.

Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.

Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах общеобразовательной организации.

Все приведённые выше аргументы позволяют констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку -как самого важного участника педагогической системы образовательной организации.

Современная школьная библиотека - это особая среда, где разнообразными формами и методами осуществляется воспитательная деятельность.

В свою очередь, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей полагается развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [4].

Общеобразовательная организация признана основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание обучающимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

В этом контексте возникает необходимость поиска новой роли школьной библиотеки в обществе в целом и новой роли школьного библиотекаря в рамках школьного коллектива.

«Механизм воспитания в школьной библиотеке заключается в первую очередь в оказании поддержки ребёнку в решении его проблем по формированию нравственности, развитию способностей, в жизненном самоопределении. Это органично вписывается в новую концепцию: от принципа «воспитание - воздействие» к воспитанию как особой деятельности, связанной с педагогической поддержкой» [6. С. 259].

Школьная библиотека сегодня - это центр общения, это место встреч. Это практически единственное на сегодняшний день бесплатное учреждение, открывающее подлинные человеческие ценности тем, кто только начинает строить свою жизнь.

В этом отношении мы еще недооцениваем возможности компьютеризации школьных библиотек. Школьная библиотека как привлекательный не только учебный, но и досуго-вый центр имеет огромный педагогический и воспитательный потенциал - это хорошая перспектива во всех смыслах, включая профилактику правонарушений.

Таким образом, школьная библиотека как феномен открытого образования является реальным провайдером воспитательных и педагогических компонент в общеобразовательном процессе современной школы.

Школьная библиотека - это воспитательное и педагогическое пространство, а также социокультурный центр для ребёнка, для учителя и для родителя. Школьный библиотекарь является лидером в современной общеобразовательной организации и провайдером воспитания и педагогической социализации обучающихся.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 12.06.2017).

2. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ifla.org/files/assets/school-libraries-resource-centers/publications/school-library-guidelines/school-library-guidelines-ru.pdf (дата обращения: 12.06.2017).

3. Селиванова, Н. В. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития [Текст] / Н. В. Селиванова, П. В. Степанов, М. В. Шакурова II Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 1.-С. 37-45.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru/docs/18312/(датаобращения: 12.06.2017).

5. Толстой, Л. Н. О значении народного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/22.php (дата обращения: 12.06.2017).

6. Третьяков, А. Л. Современная школьная библиотека как социальный институт и правовое просвещение обучающихся: теоретико-методологический и организационный аспекты [Текст] / А. Л. Третьяков II Инновации в науке и образовании: молодёжные инициативы, исследования, трансфер технологий: сб. ст. к Междунар. науч.-практ. форуму (18 ноября 2016 г.). - Оренбург, 2016. - С. 258-261.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-plai/%D 0%B4%D0%BE%D0%BA%Dl%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/336 (датаобращения: 12.06.2017).

MODERN SCHOOL LIBRARY AS A CENTER FOR EDUCATION AND PEDAGOGICAL SOCIALIZATION OF STUDENTS

A. L. Tretyakov

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President oftheRussianFederation, North-Westlnstitute ofManagement, St. Petersburg,

andltretyakov@gmail.com

In the work development of individualization of the student in the discourse of innovative educational space is indicated. The educational and socializingfunctions of the modern school library are determined. A normative legal field regulating the activity of school libraries in modern Russia is revealed. Innovative forms and methods of activity of the school librarian on the personification of information and library services for all participants of educational relations are described. In conclusion, the humanistic mission of the library of a modern educational organization is reflected.

Keywords: school library, upbringing, socialization, pedagogy of co-creation, students, innovative educational space, normative legal regulation of school libraries.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [=Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (last version)], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/, accessed 12.06.2017. (InRuss.).

2. Rukovodstvo IFLA /YUNESKO dlya shkol'nykh hihliotek [=IFLA/ UNESCO Guidelines for School Libraries], available at: https://www.ifla.org/files/assets/school-libraries-resource-centers/publications/school-library-guidelines/school-library-guidelines-ru.pdf, accessed 12.06.2017. (InRuss.).

3. Selivanova, N. V., Stepanov, P. V. and Shakurova M. V. (2014) Nauchnaya shkola L. I. Novikovoy: osnovnyye idei i perspektivy razvitiya [=The scientific school of LINovikova: basic ideas and development prospects], in: Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika ^Domestic and Foreign Pedagogy], no. 1, pp. 37-45. (In Russ.).

4. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2025 goda ^Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025], available at: http://government.ru/docs/18312/, accessed 12.06.2017. (InRuss.).

5. Tolstoy, L. N. О znachenii narodnogo obrazovaniya [=On the importance of public education], available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/22.php, accessed 12.06.2017. (InRuss.).

6. Tretyakov, A. L. (2016) Sovremennaya shkol'naya biblioteka как sotsial'nyy institut i pravovoye prosveshcheniye obuchayushchikhsya: teoretiko-metodologicheskiy i organizatsi-onnyy aspekty [=Modern school library as a social institution and legal education of students: theoretical and methodological and organizational aspects], in: Innovatsii v nauke i obrazovanii: molodozhnyye initsiativy, issledovaniya, transfer tekhnologiy: sb. st. к Mezhdunar. nauch.-prakt.forumu (18 noyabrya 2016 g.) ^Innovations in science and education: youth initiatives, research, technology transfer: Sat. Art. to Intern. Scientific-practical. Forum (November 18, 2016)], Orenburg, pp. 258-261. (InRuss.).

7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya: utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17.05.2012 g. № 413 (2012) [=Federal state educational standard of secondary general education: approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17.05.2012 № 413], available at: http: //xn-80abucjiibhv9a.xn-plai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%Dl%8 3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 % Dl% 8B / 336, accessed 12.06.2017. (In Russ.).

Третьяков Андрей Леонидович - ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления, член-корреспондент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова.

andltretyakov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.