Научная статья на тему 'Современная Школа: молодой специалист как наставник'

Современная Школа: молодой специалист как наставник Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / повышение квалификации / общее образование / профессиональное развитие педагогов / mentoring / advanced training / general education / professional development of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. И. Морозова

В статье раскрыт методический потенциал повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации за счет внутренних ресурсов учительского сообщества. Показано, как системная организация обмена опытом между молодыми педагогами и учителями с большим профессиональным стажем на принципах дуального наставничества помогает профессиональному развитию всего педагогического коллектива, улучшению психологического климата, комплексному решению педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCHOOL: YOUNG SPECIALIST AS A MENTOR

The author of the article reveals the methodological potential of raising the qualification of pedagogical staff in the educational organization at the expense of the internal resources of the teaching community. The author shows how the systematic organization of the exchange of experience between young teachers and teachers with great professional experience on the principles of dual mentoring helps the professional development of the entire teaching staff, the improvement of the psychological climate, and the complex solution of pedagogical tasks.

Текст научной работы на тему «Современная Школа: молодой специалист как наставник»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ КАК НАСТАВНИК

В статье раскрыт методический потенциал повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации за счет внутренних ресурсов учительского сообщества. Показано, как системная организация обмена опытом между молодыми педагогами и учителями с большим профессиональным стажем на принципах дуального наставничества помогает профессиональному развитию всего педагогического коллектива, улучшению психологического климата, комплексному решению педагогических задач.

Ключевые слова: наставничество, повышение квалификации, общее образование, профессиональное развитие педагогов.

Проект «Современная школа: молодой специалист как наставник» раскрывает механизмы повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации за счет внутренних ресурсов учительского сообщества.

Педагогический коллектив современных образовательных организаций, как правило, характеризуется неоднородностью и даже разнополярностью. В каждой школе есть педагоги с большим стажем работы, в совершенстве владеющие традиционными способами обучения и воспитания, доступно и качественно объясняющие учебный материал, но испытывающие сложности в понимании психологии современного ученика. Рядом с ними работают молодые специалисты, которые нуждаются в повы-

Е. И. Морозова

Учитель немецкого языка, МАОУ гимназия № 37, г. Екатеринбург E-mail: gymnasium37_ 2008@mail.ru

Ekaterina I. Morozova

Teacher of German language, Gymnasium No. 37, Ekaterinburg, Russia

Как цитировать статью: Морозова Е. И. Современная школа: молодой специалист как наставник // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 45-58.

шении уровня профессионального мастерства, но хорошо ориентируются в информационной среде, в ценностях подростков. На наш взгляд, в современной образовательной организации складываются идеальные условия для саморазвития и самообразования педагогического коллектива путем дуального наставничества.

Дуальное наставничество — система профессионального взаимодействия педагогических работников, при котором молодые педагоги и учителя со стажем являются друг для друга наставниками. Она создает условия для развития потенциала и самосовершенствования как молодого педагога, так и педагога со стажем.

Цель проекта — модернизация среды профессионального взаимодействия в современной образовательной организации посредством создания модели научно-методического объединения педагогов «Школа наставников».

«Школа наставников» работает по принципу взаимообучения молодых педагогов и педагогов со стажем, помогающих друг другу развиваться и совершенствоваться. При этом роли «наставника» и «наставляемого» в паре меняются в зависимости от цели обучения.

Формирование рабочих проблемно-творческих пар осуществляется по результатам диагностики профессионального и личностного потенциала учителя на основании сопоставительного анализа индивидуальных карт педагогов по принципу «зона роста одного — сильная сторона другого», с учетом психологической совместимости партнеров.

Работа осуществляется по общей стратегической программе работы «Школы наставников» и по индивидуальной программе пары, разработанной с целью ликвидации проблемных профессиональных зон партнеров методами дуального наставничества. Работа осуществляется при тьюторской поддержке психологов и кураторов проекта.

Стратегическая программа «Школы наставников» включает внешние проблемные проектные задачи, например подготовку и проведение следующих мероприятий:

- «День педагогических практик» — серия открытых мастер-классов «Секреты мастерства» (от учителей со стажем), «Профессионалам на заметку» (от молодых специалистов);

- Конкурс молодых специалистов гимназии «Ступень к Парнасу» (Положение о конкурсе приведено в приложении № 1 к статье);

- Фестиваль открытых уроков «Территория успеха» (Положение

о конкурсе приведено в Приложении № 2 к статье);

- Фестиваль-конкурс профессионально-творческих пар «Один плюс один».

Проект реализуется в МАОУ гимназия № 37 г. Екатеринбурга с августа 2017 года. На данный момент в научно-методическом объединении «Школа наставников» активно работают 7 пар учителей, что составляет 24% от общего состава педагогических работников гимназии.

Модель научно-методического объединения педагогов «Школа наставников» — это форма взаимодействия педагогических работников образовательной организации, при которой происходит легкая адаптация, развитие, поддержка молодых педагогов и совершенствование, профессиональное преображение педагогов со стажем.

Основные результаты

Ожидаемые результаты •Качественный скачок в профессиональном развитии педагогов разных поколений (повышение на 3-5% результатов повторной диагностики по профессиональному и личностному развитию, в сравнении с входными тестами); • Повышение качества образования образовательной организации на 2-3% за 2017-2019 гг.; •Повышение уровня комфортности и коммуникаций в педагогическом коллективе, формирование уникальной организационной культуры гимназии (на 10-20% по результатам повторного анкетирования сотрудников по уровню комфортности); • Повышение конкурентоспособности педагогического коллектива гимназии в педагогическом сообществе города, области (повышение количества учителей, участвующих в городских, областных педагогических конкурсах; учителей, организующих и проводящих районные, городские и областные семинары и мастер-классы).

•Представление педагогической общественности результатов работы профессионально-творческих пар/объединений в виде: творческого отчета, печатных материалов (совместных разработок, методичек, статей), открытые мероприятия (мастер- класс, семинар, урок).

Промежуточные результаты •Оцениваются в соответствии с планом реализации проекта. По завершении каждого этапа куратор проекта представляет административному совету гимназии аналитический отчет по результатам реализации проекта.

Конечные результаты

•Создание методических материалов педагогов — участников проекта;

•Создание брошюры с технологическими картами мастер-классов и семинаров «Педагогический рост»;

•Оформление адаптированной модели научно-методической службы «Школа наставничества»;

• Поощрение и награждение участников по результатам эффективности проектных работ.

Методы контроля и оценки промежуточных и конечных результатов

1. Экспертная оценка специалистами в области управления персонала. Для примера в Приложении № 3 к статье приведены показатели и критерии оценки качества конкурсных мероприятий гимназического конкурса молодых педагогов «Ступень к Парнасу».

2. Психолого-педагогическое наблюдение, социальные опросы целевых групп проекта; анкетирование участников проекта; промежуточная и конечная диагностики.

3. Отзывы и оценки коллег, полученные в ходе методических семинаров, конкурсов, мастер-классов и совещаний.

4. Печатное издание по проекту каждой «профессионально-творческой пары».

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении гимназического конкурса молодых педагогов «Ступень к Парнасу»

1. Общие положения

1.1. Представленное Положение определяет порядок организации и проведения гимназического конкурса молодых педагогов «Ступень к Парнасу» (далее — Конкурс).

1.2. Учредителями Конкурса являются научно-методический совет и администрация гимназии.

1.3. Цель Конкурса — повышение престижа педагогической профессии, мотивации молодых педагогов к профессиональной деятельности, пропаганда опыта молодых педагогов гимназии.

1.4. Задачи Конкурса:

• Создание условий для формирования психологически и методически обоснованной системы педагогической деятельности молодых педагогов;

• «мотивация молодого состава педагогов к поиску новых форм интеллектуальной и творческой деятельности» [2, с. 26];

• «расширение сферы профессионального опыта, кругозора молодых педагогов» [2, с. 28].

2. Оргкомитет Конкурса

2.1. С целью организации методического обеспечения Конкурса создается оргкомитет (далее — Оргкомитет). Состав Оргкомитета утверждается приказом директора гимназии.

2.2. Оргкомитет:

• устанавливает порядок и даты проведения этапов Конкурса, определяет процедуру проведения этапов конкурса;

• разрабатывает критерии оценивания и содержание конкурсных испытаний;

• осуществляет организационно-методическую поддержку участников Конкурса;

• своевременно информирует участников Конкурса о порядке проведения этапов Конкурса;

• информирует общественность гимназии о ходе проведения и результатах Конкурса;

• обеспечивает публикацию информационных сообщений о проведении Конкурса на сайте гимназии.

2.3. Решение Оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава.

3. Жюри Конкурса

3.1. Для оценивания конкурсных заданий на всех этапах Конкурса создается жюри, состав которого формируется из числа учителей гимназии, ветеранов педагогического труда, учителей и руководящих работников других образовательных организаций. «Членами жюри могут быть учителя — победители и лауреаты профессиональных конкурсов, методисты, педагогические и руководящие работники» [4, с. 17].

3.2. Жюри оценивает конкурсные задания по критериям и показателям, разработанным Оргкомитетом и утвержденным приказом директора гимназии.

3.3. «Итоги Конкурса подводятся членами жюри по результатам конкурсных испытаний очного тура и финала Конкурса. Жюри имеет

вправо устанавливать дополнительные номинации» [4, с. 17].

4. Участники Конкурса

4.1. К участию в Фестивале допускаются все педагоги гимназии без ограничений в педагогическом стаже, квалификационной категории, возрасте.

4.2. Выдвижение кандидатур для участия в Конкурсе осуществляется по рекомендации от методических объединений учителей гимназии.

4.3. От каждого методического объединения в Конкурсе принимает участие не менее 1 и не более 3 человек.

5. Порядок организации и проведения Конкурса

5.1. Для участия в Конкурсе педагогическим работникам необходимо:

• ознакомиться с Положением о Конкурсе;

• пройти инструктаж у заместителя директора по научно-методической работе;

• заполнить анкету участника Конкурса (Приложение);

• предоставить в электронном варианте цветные фотографии — портрет, жанровая фотография (формат JPG).

5.2. Материалы на Конкурс принимаются на бумажных и электронных носителях в одном экземпляре. Фотографии принимаются только в электронном виде.

5.3. Материалы, представленные на Конкурс, не рецензируются, не возвращаются.

5.4. Устанавливаются следующие этапы конкурса:

заочный;

очный;

финальный.

5.5. Конкурсное задание заочного этапа: эссе «Чему учитель должен научить учеников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?».

Цель эссе — «раскрыть собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире» [2, с. 31].

Формат конкурсного задания: текст эссе — объемом не более 3-х страниц в формате А4, шрифт — Times New Roman, 12 кегль.

5.6. Очный этап Конкурса состоит из двух туров:

• I тур — Представление педагогического опыта «Моя педагогическая философия»;

• II тур — Конкурс открытых уроков.

5.7. Конкурсное задание I тура очного этапа: Визитная карточка (представление педагогического опыта) «Моя педагогическая философия», проводится в читальном зале гимназии. Участники Конкурса раскрывают принципы, на основании которых они строят свою педагогическую деятельность, демонстрируют свои достижения в работе, направления собственной педагогической деятельности, анализируют личные профессиональные компетенции (регламент: 5 минут — выступление, 3 минуты — ответы на вопросы жюри).

5.8. Конкурсное задание II тура очного этапа: Конкурс открытых уроков. Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального и творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации при планировании, проведении и анализе урока; знание своего предмета.

Формат конкурсного задания: урок по предмету (регламент — 40 минут, в том числе учебное занятие — 30 минут, самоанализ занятия и ответы на вопросы жюри — 10 минут).

Темы уроков и классы, на которых будут показаны открытые уроки, определяют сами конкурсанты (в соответствии с календарно-темати-ческим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах).

5.9. Финальный этап Конкурса — «Педагогическая копилка», включает следующие конкурсные испытания:

• Мастер-класс от молодого педагога «Профессионалам на заметку» (регламент 20 минут).

• «Круглый стол» — решение проблемных педагогических ситуаций (регламент 30 минут).

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. По итогам заочного, очного и финального этапов определяется сумма баллов каждого участника Конкурса и составляется общий рейтинг участников [3]. Победителем признается участник, набравший максимальное количество баллов по итогам всех этапов Конкурса. Участники Конкурса, занявшие по итогам всех этапов второе и третье места, признаются Призерами Конкурса.

6.2. Награждение участников осуществляется администрацией гимназии:

• все участники Конкурса награждаются Дипломами участника Конкурса и денежной премией из стимулирующей части фонда заработной платы;

• победитель Конкурса награждается дипломом победителя Конкурса, памятными призами и денежной премией из стимулирующей части фонда заработной платы;

• призеры награждаются дипломами призеров Конкурса, памятными подарками и денежной премией из стимулирующей части фонда заработной платы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.3. Конкурс завершается церемонией чествования победителя, призеров и участников Конкурса директором гимназии.

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о фестивале открытых уроков педагогических работников МАОУ гимназия № 37 «Территория успеха-2018»

1. Общие положения

1.1. Фестиваль открытых уроков педагогических работников «Территория успеха» (далее — Фестиваль) направлен на «развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС), поддержку инновационных технологий в организации образовательной деятельности, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе» [1, с. 9].

Задачи Фестиваля:

• Повышение профессионального мастерства педагогических работников;

• демонстрация профессиональных достижений через основной вид образовательной деятельности — урок в соответствии с требованиями ФГОС;

• распространение эффективного педагогического опыта учителей.

Фестиваль призван способствовать:

• повышению престижа профессии педагога;

• стимулированию дальнейшего профессионального роста педагогов.

2. Оргкомитет Фестиваля

2.1. Для организационно-методического обеспечения проведения Фестиваля по согласованию с учредителями создается Оргкомитет. Состав Оргкомитета утверждается приказом директора гимназии.

2.2. «Оргкомитет Фестиваля:

• устанавливает порядок и даты проведения Фестиваля;

• разрабатывает критерии оценивания открытых уроков;

• осуществляет организационно-методическую поддержку участников Фестиваля;

• информирует участников Фестиваля о порядке и датах проведения уроков;

• организует работу жюри на очном этапе Фестиваля» [4, с. 10];

• «подводит итоги и участвует в организации торжественной церемонии награждения» [1, с. 12].

3. Жюри Фестиваля

3.1. Для оценивания открытых уроков создается жюри Фестиваля. Членами жюри могут стать работники гимназии — лауреаты, победители профессиональных конкурсов, учителя-методисты, учителя со стажем, администрация гимназии.

3.2. Жюри оценивает конкурсные задания по показателям и критериям, разработанными Оргкомитетом.

3.3. Члены жюри совместно подсчитывают рейтинговые баллы участников и определяют номинантов.

4. Участники Фестиваля

4.1. К участию в Фестивале допускаются все педагоги гимназии без ограничений в педагогическом стаже, квалификационной категории, возрасте.

4.2. В Фестивале принимают участие не менее 2-х учителей от каждого методического объединения учителей.

5. Представление материалов

5.1. Для участия в Фестивале педагогическим работникам необходимо представить в Оргкомитет (методический кабинет гимназии) заявку на участие.

5.2. В день проведения открытого урока педагогический работник предоставляет членам жюри технологическую карту урока.

6. Регламент проведения Фестиваля

6.1. Устанавливаются следующие этапы Фестиваля: регистрационный, очный, аналитический.

6.2. Очный этап (открытые уроки) проводятся на базе гимназии в классах по выбору учителя по теме в соответствии с календарно-те-матическим планированием в рабочих программах.

6.3. По результатам оценки открытого урока определяется сумма баллов каждого участника Фестиваля и составляется общий рейтинг участников.

7. Поощрение участников Фестиваля

7.1. По итогам проведения Фестиваля все участники награждаются Дипломами участника Фестиваля и денежной премией из стимулирующей части фонда заработной платы.

7.2. Участники Фестиваля, набравшие максимальное количество рейтинговых баллов, становятся номинантами Фестиваля в категориях:

• Успешный дебют,

• Урок — открытие,

• Урок — особая эмоциональная атмосфера,

• Урок — мастерская Диалога,

• Высокое профессиональное мастерство,

• Урок гуманизма и человечности,

• Урок оригинальности и экстравагантности.

7.3. Номинанты Фестиваля награждаются дипломами Номинантов, памятными подарками и денежной премией из стимулирующей части фонда заработной платы.

7.4. Фестиваль завершается церемонией чествования номинантов на ежегодном торжественном вечере «Звездный час».

Приложение 3

Показатели и критерии оценки качества конкурсных мероприятий

гимназического конкурса молодых педагогов «Ступень к Парнасу»

Шкала оценки в баллах:

0 — качество отсутствует;

1 — качество выражено незначительно;

2 — качество выражено достаточно хорошо;

3 — качество выражено в полной мере.

I. Заочный этап — эссе на тему «Чему учитель должен научить учеников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?» Максимальный балл — 20.

Критерий Показатели

Содержание работы Наличие мировоззренческой философской позиции, ее глубина; Масштабность и широта взгляда на профессию; Аргументированность позиции; Проблематизация; Рефлексивность

Техника исполнения работы Отражение в композиции работы логики раскрытия темы, Оригинальность, яркость, эмоциональность и образность изложения; Языковая грамотность.

II. Очный этап I тур — Визитная карточка конкурсанта «Моя педагогическая философия». Максимальный балл — 30

Критерий Показатели

Объем и содержание выступления • Краткое описание опыта (достижения в урочной и/или внеурочной деятельности либо направление собственного педагогического развития через использование педагогических технологий) участника; • Изложение полученных результатов (анализ деятельности); • Изложение перспектив развития

Глубина и логика выступления • Соблюдение логики в изложении материала; • Уместность применения иллюстративного материала к докладу и его качество; • Степень владения материалом (чтение с листа, опора на текст, свободное владение)

Эмоционнально-лич-ностный аспект • Владение речью, доступность изложения; • Оригинальность представления результатов деятельности; • Эрудиция в ответах на вопросы членов жюри

Регламент • Соблюдение регламента/

III. Очный этап 2 тур — «Конкурс открытых уроков»

Критерий Показатели

Открытый урок. Максимальный балл — 35

Методологические аспекты учебного занятия • «Мотивация детей на цели занятия (создание ситуации затруднения, поддержание исходной мотивации в ходе занятия за счет рациональной смены видов деятельности)» [2, с. 30]; • Целеполагание (ясность, четкость и правильность постановки целей и задач занятия совместно с учащимися); • Наличие логически завершенного занятия; • «Наличие системы оценивания (содержательная оценка, взаимо- и самооценка) качества процесса занятия и его результата» [2, с. 33]

Рациональность отбора содержания, форм и методов учебного занятия • Глубина, научность и доступность содержания занятия; • «Ценностный характер содержания, его направленность на подготовку учащихся к жизни в современном обществе, достижение личностных результатов» [2, с. 34]; • Оправданность выбора форм и методов для достижения поставленных целей; • Оптимальность учебной, психологической и физической нагрузок для сохранения здоровья учащихся

Личные и профессиональные качества учителя • Эрудиция в ходе занятия, его самоанализа и при ответах на вопросы жюри; • Умение взаимодействовать с детской аудиторией; • Владение профессиональной терминологией, грамотность речи.

Самоанализ открытого урока. Максимальный балл — 15

Аналитическая деятельность • Обоснование актуальности цели и задач учебного занятия; • Обоснование структуры, технологий, форм, методов и приемов учебного занятия в условиях незнания особенностей контингента детей; • Выявление причин успеха и неудач проведенного занятия, если они имели место.

Оценочная деятельность • Оценка учебного занятия с позиции результативности (степень соответствия планируемых целей и реальных результатов); • Выявление причин успеха и неудач проведенного занятия, если они имели место.

Коррекционная деятельность • «Обоснование возможных изменений в целях, структуре, содержании, технологии и форме учебного занятия, если бы его можно было провести снова» [2, с. 34]

IV. Финальный этап — «Педагогическая копилка» I тур — Мастер-класс от молодого педагога «Профессионалам на заметку» Максимальный балл — 35

Критерий Показатели

Содержательный аспект • Доказательство значимости методической проблемы для образования, убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения; • Новизна методических приемов, оригинальность; • Технологичность и возможность реализации на практике; • Доступность и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации)

Структурный аспект • Умение выявить и обосновать ключевую проблему, видеть пути ее решения; • Понимание целей, задач и ожидаемых результатов; • Планирование и подведение итогов (анализ и осмысление); • Соответствие жанру мастер-класса

Креативность • Творческий подход, индивидуальность, оригинальность решений; • Использование приемов театральной педагогики, артистизм; • Сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры)

Коммуника -тивная культура • Организация групповых работ; • Использование вопросов с целью проверки понимания и организации конструктивного диалога

Рефлексивная культура • Способность к анализу своей деятельности; • Умение оценить выбор методов и достигнутые результаты; • Адекватность оценки и рефлексии проведенного мастер-класса, точность ответов на вопросы жюри

II тур финального этапа — «Круглый стол» Решение проблемных педагогических ситуаций. Максимальный балл — 12

• Показатели оценки;

• Оригинальность;

• Культура речи;

• Аргументированность ответа;

• Четкость и краткость ответов.

Литература

1. Веретенникова Л. А., Шамарина Е. В. Развитие парадигмы педагогического образования в обществе новой формации // Вестник ЧГПУ, 2017. № 6.

2. Мартишина Н. В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования // Известия ВГПУ, 2015. № 6. С. 26-34.

3. Несмеянова Р. К. Субъективное представление о корпоративной культуре и организационная идентификация: особенности взаимосвязи // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-predstavlenie-o-korporativnoy-kulture-i-organizatsionnaya-identifikatsiya-osobennosti-vzaimosvyazi (дата обращения: 08.01.2018).

4. Нехороших Н. А. Современные условия модернизации управления профессиональной адаптацией молодого педагога в школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2017. № 2.

MODERN SCHOOL: YOUNG SPECIALIST AS A MENTOR

The author of the article reveals the methodological potential of raising the qualification of pedagogical staff in the educational organization at the expense of the internal resources of the teaching community. The author shows how the systematic organization of the exchange of experience between young teachers and teachers with great professional experience on the principles of dual mentoring helps the professional development of the entire teaching staff, the improvement of the psychological climate, and the complex solution of pedagogical tasks.

Keywords: mentoring, advanced training, general education, professional development of teachers.

References

• Martishina N. V. Stanovlenie i razvitiya tvorcheskogo potencíala pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Izvestiya VGPU, 2015. № 6. S.26-34.

• Nekhoroshih N. A. Sovremennye usloviya modernizacii upravleniya professional'noj adaptaciej molodogo pedagoga v shkole // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, 2017. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Nesmeyanova R. K. Sub"ektivnoe predstavlenie o korporativnoj kul'ture i organizacionnaya identifikaciya: osobennosti vzaimosvyazi // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya, 2017.— № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-predstavlenie-o-korporativnoy-kulture-i-organizatsionnaya-identifikatsiya-osobennosti-vzaimosvyazi (data obrashcheniya: 08.01.2018).

• Veretennikova L. A., SHamarina E. V. Razvitie paradigmy pedagogicheskogo obrazovaniya v obshchestve novoj formacii // Vestnik CHGPU, 2017. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.