Научная статья на тему 'Современная Российская литература и семейное чтение'

Современная Российская литература и семейное чтение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахметова Галия Дуфаровна

В статье рассматривается проблема семейного чтения на примере современной российской литературы. Автор полагает, что, несмотря на объективные сложности, российская литература развивается, а у семейного чтения есть будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная Российская литература и семейное чтение»

УДК 378.078:071

Г. Д. Ахметова

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Художественный текст остается живым и современным пока у него есть читатели. Любой текст умирает, становится мертвым, если у него нет читателя.

Забегая вперед, скажу - у нас есть хорошая литература. У нас есть хорошие семьи, где читают книги.

Семейное чтение - процесс взаимный. Важно не только то, какую книгу мы выбираем для ребенка. Важно и то, какую книгу выбирают себе для чтения родители. Сделать это правильно среди малотиражных изданий очень трудно. Современная проза испытала влияние постмодернизма. И даже лучшая реалистическая проза содержит иногда такие контексты, которые лучше не видеть и не слышать детям.

Есть и другая проблема. Отвечая на вопрос «Куда уходит детство из современной культуры?», В. П. Козырьков [I] высказывает несколько гипотез: изменилось само содержание понятия детство, оно растворилось во всем обществе; рождается молодежная субкультура, которая, однако, является частью общей культуры, т. е. это феномен глобальный; молодежная субкультура становится все более привлекательной и социально престижной возрастной стадией в жизни человека; происходит вытеснение детства из культуры и нек. др.

Семейное чтение теряет свои прежние традиции. А новые не сформировались. Очень редко можно прочесть или услышать о том, как собирается по вечерам семья, чтобы послушать новую книгу. Даже замечательные литературные газеты становятся теперь редчайшим семейным гостем.

Когда на заре перестройки я прочла в одной из газет, что для нас вскоре станут недоступными книги и подписные издания, - то просто не поверила! Но вот время такое наступило. Мои студенгы-филологи на пятом курсе не знают, что существует на свете «Литературная газета», основанная А. С. Пушкиным почти двести лет назад. А мой отец, детство которого прошло в глухом селе, где не было электричества, читал «Литературную газету». Ее выписывал мой дедушка. Бабушка не умела читать. Но дедушка усаживал на диване всех своих детей и читал им книги, газеты. Он включал им радио, когда шла передача «Театр у микрофона» и говорил строго: «Всем слушать!»

Безусловно правы те ученые и учителя, которые считают, что детей на первых порах необходимо вести за собой за руку, вести вперед и откры-

вать перед ними культуру, литературу, науку. Свой собственный путь они найдут позднее. Но найдут лишь в том случае, если в детстве их подвели к нему совсем близко.

Попытки назвать лучших писателей, поэтов, драматургов предпринимаются неоднократно. Главный редактор газеты «День литературы» В. Г. Бондаренко опубликовал свой список пятидесяти лучших писателей двадцатого века. Приводим его не только с познавательной целью, но также и в качестве небольшого теста для обсуждения в семье: «А кто из писателей мне знаком?» Итак: Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Александр Куприн, Максим Горький, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Василий Розанов, Евгений Замятин, Николай Островский, Андрей Платонов, Леонид Леонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Александр Грин, Александр Фадеев, Борис Пастернак, Алексей Толстой, Владимир Набоков, Вениамин Каверин, Виктор Некрасов, Александр Твардовский, Гайто Газ-данов, Илья Ильф и Евгений Петров, Варлам Шаламов, Александр Солженицын, Константин Воробьёв, Владимир Богомолов, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Евгений Носов, Василий Шукшин, Василий Белов, Валентин Распутин, Григорий Климов, Михаил Пришвин, Владимир Максимов, Венедикт Ерофеев, Юрий Казаков, Юрий Мамлеев, Александр Вампилов, Андрей Битов, Александр Проханов, Владимир Маканин, Анатолий Ким, Владимир Личутин, Эдуард Лимонов, Саша Соколов, Юрий Поляков.

Конечно, двадцатый век большой, но все-таки до обидного мало в этом списке писателей-современников. Перечень вызвал много споров, и В. Г. Бондаренко опубликовал «Альтернативный список»: Владимир Короленко, Леонид Андреев, Алексей Ремизов, Иван Шмелёв, Борис Шергин, Владимир Арсеньев, Петр Краснов, Исаак Бабель, Борис Пильняк, Михаил Зощенко, Юрий Олеша, Константин Ватинов, Константин Паустовский, Всеволод Вишневский, Альфред Хейдок, Александр Беляев, Иван Ефремов, Братья Стругацкие, Даниил Андреев, Аркадий Гайдар, Николай Носов, Эдуард Успенский, Леонид Бородин, Вячеслав Шишков, Сергей Сергеев-Ценский, Дмитрий Балашов, Валентин Пикуль, Семен Бабаевский, Иван Стаднюк, Константин Симонов, Валентин Катаев, Илья Эренбург, Станислав Куняев, Владимир Дудинцев, Юрий Трифонов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Виктор Розов, Георгий Владимов, Александр Зиновьев, Олег Куваев, Михаил Алексеев, Фёдор Абрамов, Виктор Лихоносов, Анатолий Иванов, Пётр Проскурин, Сергей Довлатов, Виктор Пелевин, Юрий Козлов, Дмитрий Галковский.

Но и в этом списке очень мало писателей-современников.

Поэтому, наверное, не так уж и неожиданны результаты многочисленных социологических опросов. 21-23 февраля 2008 г. исследовательский центр портала SuperJob.ru провел опрос. Пяти тысячам россиянам старше 18 лет,

жителям всех округов, был задан вопрос: «Каким книгам вы отдаете предпочтение? » (http: //ads. sup. com/ads/6527/)

На первом месте оказался жанр фэнтези (фантастика) — 19% («Сегодня фантастика, а завтра уже реальность», «Это будущее человечества», «Любая книга развивает внутренний мир человека, а также его воображение. Но книги в жанре фэнтези делают это лучше прочих»).

Второе место заняли детективы - 13% («Помогают расслабляться и отдыхать», «Книги я читаю в поезде, когда еду в командировку. Детективы люблю, так как это лёгкий жанр (не надо ломать голову)».

Исторические романы также читают 13% опрошенных («Интересно и познавательно», «Знание истории необходимо для развития личности», «Строя будущее, необходимо хоть немного знать о прошлом», «Предпочитаю историческую литературу (Толстой, Васильев и т. д.)», «Особенно люблю читать про Римскую империю»).

Русская классика заняла третье место - 11% («Это актуально в любое время», «Я учусь на филолога. У меня нет выбора», «Люблю лирическую поэзию Фета. Чувства, переданные в стихах, ни с чем пока не могу сравнить. Отдыхаю с классической поэзией», «Русская классика очень полезна для подростков. Они сейчас очень мало читают, а своих классиков нужно знать, это история нашей страны», «Мне очень нравится русская классика. А про Донцовых и Марининых даже стыдно говорить», «Русская классика сообщает человеку фундаментальные моральные и эстетические нормы», «Произведения русских классиков должен знать каждый уважающий себя россиянин!», «Читаю преимущественно Достоевского»),

Одинаковое число читателей (по 6%) оказалось у «Биографий/мемуаров/ публицистики» и у «Зарубежной классики» («Сомерсет Моэм - идеальный рассказчик, Ремарк - повествователь. Кристи - выдумщица», «Читаю Гёте!»).

И лишь 4% предпочитают «Современную русскую прозу» («Кроме того с удовольствием читаю исторические романы, публицистику», «Я предпочитаю литературу, которая заставляет думать, вне зависимости от жанра и территориальной принадлежности автора. Читаю Л. Улицкую, Д. Рубину, А. Тосса, С. Лукьяненко, русскую и зарубежную классику», «В основном отдаю предпочтение реалистичной прозе: Улицкая, Рубина, Иличевский»),

Такое же количество читающих «Любовные романы» («Почему-то стала читать только любовные романы... Там всегда хеппи-энд. И это радует!», «При этом я отдыхаю») и «Современную зарубежную прозу» («Романы-катастрофы. Б. Вербер, Д. Сафонов, Ж. Сарамаго, К. Баттс», «Мне близок Му раками»),

13% опрошенных ответили, что читают «Другое»: «Читаю бизнес-лите -ратуру», «Философские книги», «Теологическую литературу», «Научные

книги», «Книги об искусстве», «Читаю Библию», «Люблю читать житие святых. Очень хорошая книга «Отец Арсений», про житие Серафима Вырец-кого и др.», «Читаю очень много профессиональной литературы. Не хочу тратить время на художественную», «Я всё время читаю только одну книгу -«Основы дзен-буддизма» Тайтаро Судзуки», «Методическую литературу».

И, наконец, 7% заявили - «Не читаю книг» («Нет времени», «Всё прочитано, истины не найдено. Всё суета... Вместо этого я общаюсь с природой: рыбачу, езжу на охоту, на дачу», «И это моя беда!»).

Главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев говорил в интервью, что наша страна занимает одно из последних мест в Европе по количеству читаемых книг. У нас выходит всего три книги в год на человека (для сравнения - в Англии выходит 7-8 книг). В то же время литература типа Донцовой составляет лишь 10%, но именно ей принадлежит активная реклама. А 5-7% высокогуманитарной литературы остаются в тени.

Конечно, вызывает тревогу и недоумение тот факт, что почти нет читателей у нашей современной российской литературы. Даже сами молодые писатели выборочно относятся к ней. «Какие книги - из недавно попадавшихся вам на глаза - вы бы посоветовали прочитать знакомым?» - спросили недавно писателя Романа Сенчина. Он ответил: «Боюсь показаться поколенческим шовинистом, но рекомендую прочитать «Саньку» и «Грех» Захара Прилепина, «Я - чеченец!» Германа Садулаева, «Тихий Иерихон» Олега Зоберна, «Землю Гай» Ирины Мамаевой, «Покемонов день» Дениса Гуцко, «Рубашку» и «Планку» Евгения Гришковца. Проза писателей старших поколений, за редким исключением, мне непонятна. И язык странный, и реалии не те. Хотя то, что писали, например, Владимир Маканин и Людмила Петрушевская в 70-е, крепко цепляет, нынешнее же - нет. Или к этому нужно прийти...»

Сложно сделать выбор профессионалам-филологам и авторам учебников литературы для вузов и школ. В «Литературной газете» за 2008 г. (№№ 3-4, 8, 11) развернулась дискуссия по поводу содержания современных вузовских учебников по литературе. Сергей Казначеев, писатель и ученый, пишет: «Под видом учебных пособий публике предлагают не исследования специалистов, а своего рода «письма темных людей», которые не просвещают взыскующих истину, а вводят в заблуждение».

Несколько лет назад профессор Лев Скворцов говорил об экологии языка. Теперь поэт Максим Лаврентьев говорит об экологии литературы.

И, конечно, хотелось бы хотя бы в Год семьи успеть сделать побольше для того, чтобы чтение хороших книг стало поистине семейным делом.

12—17 марта 2008 г. в Москве прошел традиционный весенний книжный форум - XI Национальная выставка-ярмарка «Книги России». На ярмарке представлено свыше 100 тысяч наименований книг. Основной упор сделан на литературу для семейного и детского чтения.

И вновь мнения читателей и экспертов по поводу лучших книг расходятся. Зато явные неудачи почти одинаково замечаются всеми.

В городе Балашихе Московской области одной из библиотек присвоено имя поэта Николая Дмитриева (1953-2005). Теперь она будет называться Библиотекой семейного чтения им. Николая Дмитриева.

И если объективно трудно составить полный список хороших современных российских авторов, то можно начать с Н. Дмитриева:

Помню сонную позолоту Володимерского села,

Помшо бабушкину заботу И, зареванного, себя.

От обиды коленки ныли -Пылью бросил в меня мой друг,

И набрал я ответной пыли,

Но - меняется все вокруг.

Как назло, подоспело стадо,

Сердце бабушки мести радо:

«Ну-ка, бабушка, отпусти!» -«Сколь пылинок, внучок, в горсти?

Ты сочти и, сколь будет надо,

Столько раз ты людей прости...»

А потом придут и другие авторы, другие произведения. Например, тонко поэтичное, органично ритмическое повествование Германа Садулаева «Я-чеченец!», посвященное матери: «Теперь мне не страшна смерть. Ведь смерть - это больше не разлука, смерть - это встреча с тобой, мама.

И я молю тебя о прощении. Я целую твои руки, твои цветы, твои травы, я глажу твои волосы и обнимаю землю твою. За мою невысказанную любовь, за нерастраченную нежность, за то, что меня не было рядом с тобой столько лет, прости меня, мама! Сможешь ли ты простить меня?

Смогут ли простить меня твои горы, синие, далекие, видимые только в ясную погоду, и черные, близкие, видимые всегда, смогут ли простить меня твои сады, твои золотые поля, твои алые розы вдоль дорожек, сирени и акации, твои весенние ветра и осенние дожди, твои облака и звезды?

Смогут ли простить меня твои ласточки?»

И хочется верить, что во многих семейных библиотеках наверняка есть уже книги этих авторов: Василий Белов, Алексей Варламов, Андрей Геласимов, Татьяна Глушкова, Владимир Гусев, Вячеслав Дёгтев, Сергей Есин, Александр Иличевский, Анатолий Ким, Руслан Киреев, Владимир Костров, Владимир Крупин, Юрий Кузнецов, Станислав Куняев, Максим Лаврентьев, Владимир Маканин, Владимир Орлов, Юрий Поляков, Валентин Распутин,

Александр Рекемчук, Николай Рубцов, Сергей Сибирцев, Лидия Сычёва, Ника Турбина...

И мой список тоже далеко не полный. Но можно начать читать прямо сейчас. По алфавиту. И художественное пространство современной российской прозы расширится, углубится, станет ближе.

Есть, безусловно есть у нас в стране хорошая современная литература. И будущее у семейного чтения есть.

Библиографический список

1. Козырьков, В. П. Куда уходит детство из современной культуры? // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: Материалы I Международной научной конференции (Кемерово, 29-31 августа 2006 г.): в 4 частях / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. - Кемерово: Юнити, 2006. -Часть 3. - С. 67-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.