Научная статья на тему 'Современная реабилитация детей с конституционально-экзогенным ожирением по программе «Школа ребенка с лишним весом»'

Современная реабилитация детей с конституционально-экзогенным ожирением по программе «Школа ребенка с лишним весом» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
467
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ройтман Е. И.

The effectiveness of rehabilitation of 46 children with constitutional exogenous obesity on programme «The school of obese child» has been studied and authentic data on prolonged healing effect have been obtained. Изучена эффективность реабилитации 46 детей с конституционально-экзогенным ожирением по программе «Школа ребенка с лишним весом» и получены достоверные данные о длительном лечебном эффекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная реабилитация детей с конституционально-экзогенным ожирением по программе «Школа ребенка с лишним весом»»

УДК 616-05.2

Е.И.Ройтман

СОВРЕМЕННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЭКЗОГЕННЫМ ОЖИРЕНИЕМ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РЕБЕНКА

С ЛИШНИМ ВЕСОМ»

The effectiveness of rehabilitation of 46 children with constitutional exogenous obesity on programme «The school of obese child» has been studied and authentic data on prolonged healing effect have been obtained.

Ожирение является серьезной проблемой здравоохранения в связи с существенным увеличением его распространенности за последние десятилетия. Актуальность этой проблемы определяется также и тем, что в большинстве случаев (у 80% больных) ожирение, начавшееся в детстве, с возрастом прогрессирует и остается на всю жизнь, обусловливая раннее развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, дегенеративных изменений костно-суставного аппарата, склонность к сахарному диабету II типа, заболеваниям печени, желчевыводящих путей, уменьшает продолжительность жизни и др. [1-3].

В настоящее время еще не полностью осознана общественным мнением необходимость контроля избыточной массы тела. Для этого заболевания не разработаны эффективные методы лечения. Учитывая то, что в развитии конституционально-экзогенного ожирения (КЭО) у детей значительная роль принадлежит генетическому, экзогенному, церебральному, пубертатному и психологическому факторам, которые чаще всего выявляются при осложненной форме заболевания, контроль ожирения возможен только на основе длительных реабилитационных мероприятий. Кроме того, по данным различных исследователей, краткосрочные результаты применения повышенной физической активности, лекарственной, дието- и психотерапии всегда эффективны, особенно при сочетании этих методов лечения. Однако обзор исследований, посвященный изучению отдаленных результатов разных методов лечения ожирения, выявил наличие существенных трудностей в долгосрочной эффективности лечения [4-6]. Поставленная проблема необходимости долгосрочной эффективности лечения ожирения у детей побудила нас к поиску новой организационной программы реабилитации детей с КЭО.

Нами впервые предложена новая организационная форма реабилитации детей с ожирением в условиях «Школы ребенка с лишним весом» (далее «Школа»). Реабилитация ребенка с ожирением представлена единым медико-психолого-педагогическим процессом, включающим в себя не только комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, но и психологическую коррекцию, направленную на формирование у ребенка адекватного осознания себя в ситуации болезни, а также активное привлечение семьи к процессу восстановительного лечения — обучение родителей не только проведению отдельных мероприятий медико-педагогического характера, но и общению с ребенком, страдающим ожирением.

Методы исследования

Под нашим наблюдением с 1999 по 2000 гг. находилось 46 детей и подростков в возрасте 7 — 17 лет, страдающих КЭО I-III степени: 16 мальчиков и 30 девочек. Преобладало КЭО, осложненное вторичным диеннцефальным синдромом, — у 40 детей (89%). Контрольная группа включала 30 практически здоровых детей и 50 нелеченых детей с ожирением.

Диагноз КЭО устанавливался на основании жалоб, изучения анамнеза, объективного исследования, определения процента жировой массы тела (ПМ). Психодиагностические и психосоциальные исследования основывались на сборе психологического анамнеза, опре-

делении уровня самооценки, нейротизма, интраверсии, мотивации, типов семейных отношений и семейного воспитания. Использовались проективные методики, адаптированный личностный опросник Айзенка, индивидуальные беседы с детьми и их родителями. Для выявления особенностей пищевого поведения и двигательной активности детей использовался анкетный метод.

Результаты и их обсуждение

Задачами обучения было создание мотивации к лечению, формирование и поддержание рационального образа жизни ребенка, психологическая реабилитация, а также развитие навыков самоконтроля заболевания. Особенностью нашей программы является обучение родителей совместно с больными детьми.

Реабилитация по программе «Школы» проводилась в условиях стационара областной детской клинической больницы Великого Новгорода. Программой «Школы» предусмотрена психологическая адаптация детей с использованием когнитивно-поведенческого тренинга и обучение их аутогенной тренировке, а также индивидуализация снижения и удержания достигнутой массы тела, воспитание пищевого поведения, модификация двигательной активности. Программа обучения рассчитана на четыре занятия для детей и родителей, продолжительностью от полутора до двух часов каждое. Занятия в «Школе» включали теоретические и практические вопросы, а также обучение самоконтролю с оценкой знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Нами впервые разработана специальная форма «Дневника самоконтроля ребенка с лишним весом».

Изучена эффективность реабилитации детей с ожирением по программе «Школы» путем оценки исходно и в динамике таких показателей, как процент жировой массы тела, степень ожирения, пищевое поведение, двигательная активность, психологические изменения.

Самооценка

Диаграмма изменений показателей исследуемых параметров у детей с ожирением до (- • - • -) и после

(---) реабилитации по сравнению с контрольной группой. По окружности отложены принятые за 100%

показатели нелеченых детей, по радиусам — изменение этих показателей (в %) у детей школьной группы до и после лечения

Наблюдение в динамике больных после обучения в «Школе» проведено у 36 детей (через три месяца — первая школьная группа, через 6-9 месяцев — вторая школьная группа, через 12 месяцев — третья школьная группа). Положительная динамика наблюдалась у 31 ребенка (86%).

Установлено достоверное повышение степени ожирения у не леченых детей и тенденция к ее снижению у детей школьных групп. Поскольку масса тела у тучных детей с течением времени увеличивается не только за счет усиленного жироотложения, но и в результате роста скелета и внутренних органов, мы исследовали динамику среднего значения процента жировой массы тела у больных школьных и контрольной групп. Снижение ПМ имело место у подавляющего большинства детей школьной группы и продолжалось постепенно в течение года. При динамическом наблюдении количество детей, у которых ПМ снизился или остался без изменений (т. е. не повысился), был достоверно выше, чем в контрольной группе. У нелеченых детей увеличение ПМ выявлено более чем у 1/3 обследованных и в 2-4 раза чаще, чем у леченых.

В результате обучения в «Школе» изменилось пищевое поведение больных. Достоверно снизилась частота употребления сладостей (в 5 раз), мучных и богатых жирами продуктов (в 2-3 раза), а прием овощей, фруктов и белковых продуктов увеличился (в 4-10 раз). Такая модификация пищевого поведения прослеживается во всех трех школьных группах, независимо от того, сколько времени прошло от начала реабилитации. В контрольной группе, напротив, дети продолжали употреблять в пищу мучные и богатые жирами продукты, у них незначительно уменьшился прием сладостей, а употребление овощей и белковых продуктов даже снизилось — соответственно в 1,5 и 2 раза (различия достоверны).

У детей школьных групп нами установлено изменение режима двигательной активности. Первоначально у большинства детей с ожирением отмечалось преобладание спокойных занятий в течение дня: в первой школьной группе — у 66%, во второй — у 100%, в третьей — у 80% больных. После реабилитации дети достоверно увеличили долю двигательной активности.

Нами отмечены позитивные изменения в психологическом статусе детей школьных групп. В начале наблюдения практически половина больных имела заниженную самооценку как в школьной, так и в контрольной группе нелеченых детей. После лечения уровень самооценки детей достоверно увеличился во всех трех школьных группах, тогда как в контрольной группе самооценка оставалась по-прежнему низкой. У детей школьных групп достоверно снизился уровень нейротизма: в 2-4 раза по сравнению с нелечеными детьми. Занятия в «Школе» повлияли на личностную характеристику больных. После лечения среди обследованных детей достоверно снизился процент интравертов и увеличился процент экстравертов. Нелеченые дети с ожирением, наоборот, чаще оставались интравертами.

У детей школьной группы достоверно изменилось восприятие своего физического образа: дети стали оценивать себя более адекватно. Ожидаемая оценка со стороны окружающих также стала более адекватной. Нелеченые дети по-прежнему реже предполагали адекватную оценку со стороны окружающих. Мотивация к похудению достоверно выросла у детей школьной группы и снизилась у нелеченых детей.

Следовательно, при наблюдении детей школьной группы после лечения в динамике через 3, 6-9 и 12 месяцев отмечено повышение самооценки, снижение уровня интраверсии и нейротизма. Дети стали адекватно оценивать свое состояние, у них появилась мотивация к достижению и поддержанию нового физического облика. За счет модификации пищевого поведения и двигательной активности наметилась четкая тенденция к снижению процента жировой массы тела, а соответственно, и степень ожирения.

Родители детей с ожирением также проходили обучение в «Школе». Занятия со взрослыми повысили информированность семьи о серьезности и сущности болезни их ребенка, вызвали желание активно участвовать в его оздоровлении. Этому способствовали и наглядные результаты положительных физических и психологических изменений у детей.

Выводы

Нами впервые получены статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что совместное обучение всей семьи в «Школе ребенка с лишним весом» оказывает длительный лечебный эффект и повышает качество жизни детей, страдающих ожирением,

что проявляется в улучшении их физического (снижение ПМ, процента избыточной массы тела и степени ожирения) и психического (повышение самооценки, снижение интраверсии и нейротизма, повышение мотивации к лечению) состояния, а также в рационализации образа жизни (модификация пищевого поведения, двигательной активности).

1. Белякова Н.А., Мазурова В.И. Ожирение (руководство для врачей). С-Пб: Издат. дом СПбМАПО, 2003. 519 с.

2. Bays H.E. // Obes. Res. 2004 Aug. №12 (8). Р.1197-1211.

3. Beltowski J. // Obes. Res. 2002 Jan. №10 (1). Р.61-62.

4. Жуковский М.А. Детская эндокринология. М.: Медицина, 1982. С. 401-417.

5. Ройтман Е.И. Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 1992. С.3-52.

6. Гинзбург М.М., Крюков Н.Н. Ожирение. (Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение). М.: Медпрактика-М, 2002. С.6-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.