Научная статья на тему 'Современная модель таможенного процесса'

Современная модель таможенного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1998
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЕАЭС / КАЧЕСТВО / УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / МЕХАНИЗМ / АДАПТАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / CUSTOMS / CUSTOMS PROCESS / CUSTOMS AUTHORITIES / EAEU / QUALITY / SERVICES / CUSTOMS SERVICES / MECHANISM / ADAPTATION / MANAGEMENT / INCREASE OF EFfi CIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т.

В статье представлена современная модель таможенного процесса. Отмечен рост требований к качеству таможенных органов. В связи с этим дано представление о необходимости поиска новых подходов к управлению таможенными процессами. Особое внимание уделено необходимости улучшения механизма адаптации таможенного дела в соответствии с требованиями стандартов, указанных в ИСО 9001. Дано авторское определение понятия «таможенный процесс». На основе проведенного исследования предложена модель автоматического таможенного процесса. Представлен алгоритм автоматического выпуска товаров. Отмечена важная роль информатизации в условиях автоматизации таможенного процесса, которая направлена на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы всех участников таможенного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a new model of the customs process and stresses growing requirements to the quality of customs authorities work. Thus, the authors state the necessity of fi nding new approaches to the management of customs processes. It is particularly necessary to improve the adaptation of customs management to the requirements of the ISO 9001 standards. The authors present an original defi nition of “customs process”, suggest a model of automatic customs process management, propose an algorithm of automatic release of goods, highlight an important role of informatization in the overall automatization of the customs process management, which is meant to help develop a telecommunications infrastructure that unites geographically distributed information resources of all participants of the customs process.

Текст научной работы на тему «Современная модель таможенного процесса»

ISSN 1994-5094 ♦-

81 -♦

Yury Borisovich Poroshin,

Doctor of Economics,

professor of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Lamiya Tadzhir kyzy Mamedova,

postgraduate student of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.543

Юрий Борисович Порошин,

доктор экономических наук, профессор кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^ДаЕ poroshin@mail.ru

Ламия Таджир кызы Мамедова,

аспирантка кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

■«¡а» lamikl7@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ПРОЦЕССА

В статье представлена современная модель таможенного процесса. Отмечен рост требований к качеству таможенных органов. В связи с этим дано представление о необходимости поиска новых подходов к управлению таможенными процессами. Особое внимание уделено необходимости улучшения механизма адаптации таможенного дела в соответствии с требованиями стандартов, указанных в ИСО 9001. Дано авторское определение понятия «таможенный процесс». На основе проведенного исследования предложена модель автоматического таможенного процесса. Представлен алгоритм автоматического выпуска товаров. Отмечена важная роль информатизации в условиях автоматизации таможенного процесса, которая направлена на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы всех участников таможенного процесса.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенный процесс, таможенные органы, ЕАЭС, качество, услуги, таможенные услуги, механизм, адаптация, управление, повышение эффективности.

MODERN MODEL OF CUSTOMS MANAGEMENT PROCESS

The article presents a new model of the customs process and stresses growing requirements to the quality of customs authorities work. Thus, the authors state the necessity of finding new approaches to the management of customs processes. It is particularly necessary to improve the adaptation of customs management to the requirements of the ISO 9001 standards. The authors present an original definition of "customs process", suggest a model of automatic customs process management, propose an algorithm of automatic release of goods, highlight an important role of informatization in the overall automatization of the customs process management, which is meant to help develop a telecommunications infrastructure that unites geographically distributed information resources of all participants of the customs process.

Keywords: customs, customs process, customs authorities, EAEU, quality, services, customs services, mechanism, adaptation, management, increase of efficiency.

В современных условиях требования участников внешнеэкономической деятельности к качеству работы таможенных органов, а также к оперативности таможенных операций значительно возрастают [4]. Большую роль в этом играет и тот факт, что от качества услуг зависит доход казны государства, а также внутренних производителей и благосостояние потребителей. В связи с этим возникает необходимость в поиске новых подходов к управлению таможенными процессами. Решение этих задач требует улучшения системы управления таможенным процессом и унификации таможенного законодательства. Другими словами, таможенные органы, реализуя свои функции, должны обеспечивать качество собственного труда и притом создавать условия, которые способствовали бы более ускоренному товарообороту. Основная идея концепции содействия внешней торговле направлена на сокращение времени таможенного оформления [7].

Анализируя деятельность таможенных органов, можно прийти к выводу, что есть много резервов для обеспечения качества исполнения таможенной услуги. Одним из направлений совершенствования качества таможенных услуг является необходи-

мость улучшения механизма адаптации таможенного дела к требованиям стандартов ИСО 9000, условиям автоматизации с применением современных цифровых технологий [6]. На данный момент при формировании доходной части бюджета высокую значимость приобретает деятельность таможенных органов. В условиях развития ВТО, вступления России в Евразийское экономическое пространство, повышения значимости международных связей и их развития необходимо осваивать международные стандарты. В связи с этим существует необходимость в применении комплексного подхода к управлению таможенными процессами, которые обеспечивают повышение эффективности, а также качества таможенной услуги. «Одним из составляющих качественного оказания государственных услуг выступает использование новейших информационных технологий» [1].

При процессном подходе к управлению деятельностью организации и распределению ресурсов результаты деятельности организации достигаются эффективнее. Процессом является деятельность, при которой используются ресурсы для преобразования входа и выхода. Систематическую иденти-

♦-

фикацию и непосредственно менеджмент используемых компанией процессов и в первую очередь их взаимодействия можно считать процессным подходом. Для эффективной жизнедеятельности организации необходимо качественное управление большим количеством взаимосвязанных процессов в организации. Преимущества процессного подхода заключаются в возможности непрерывного управления многочисленными процессами в рамках одной системы. У каждого процесса должны существовать цель и результат, которые будут необходимы потребителю. У любого процесса существуют свои пределы, есть начало процесса и конец. Необходимо определять показатели процесса и его результаты. Ответственным за результаты процесса является одно лицо, тогда как результат зависит от всех участников процесса.

Таможенный процесс - это совокупность действий должностного лица таможенного органа, направленных на применение мер, необходимых для соблюдения таможенного законодательства [2]. Некоторые авторы считают, что данное определение не полностью раскрывает содержание таможенного процесса, его элементов, участников и результаты процесса. «Таможенный процесс следует понимать как совокупность последовательных операций с объектами таможенного контроля на их соответствие таможенному законодательству, определяющих статус объектов таможенного контроля на таможенной территории» [5]. Мы разделяем такой подход к определению таможенного про-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

цесса и предлагаем изложить понятие «таможенный процесс» в следующем виде: таможенный процесс - совокупность последовательных операций с объектами таможенного контроля, выполняемых в автоматическом режиме с участием всех участников таможенного процесса, на определение соответствия таможенному законодательству, для определения статуса объектов, попадающих под таможенный контроль на таможенной территории и обеспечивающих требования потребителей. Модель такого процесса представлена на рис. 1.

В такой трактовке этого понятия указывается на автоматический режим таможенного контроля, а также на то, что в таможенном процессе принимают участие не только сотрудники таможенных органов, но и все участники ВЭД, в том числе организации, работающие в сфере таможенного дела, по обеспечению качества выполнения всех операций. На выходе получают результат таможенной деятельности, который позволяет участнику ВЭД совершать перемещение товаров через таможенную границу.

Если сравнивать аналогичные модели [5], в данной модели автоматического таможенного процесса больше внимания уделено представлению потребителя, а также требованиям, которые он предъявляет к качеству таможенных услуг, и его удовлетворенности от полученных услуг. Также очень хорошо показаны основные элементы, из которых состоит таможенный процесс (персонал,

Подготовительный Основной Завершающий

Входной Операционный Окончательный

^-, 3 Л / У

Потребители: Государство, Участники ВЭД

Элементы таможенного процесса ОТП (эя)

Потребители: Государство, Участники ВЭД

Требования: Соблюдения законодательства ЕАЭС И РФ, Сроки таможенного оформления, минимальные затраты на совершение таможенных операций V_)

8888 > [П(эи)+СТ(эи)+ОТК(эи>] ™ > ОЩэи] ОТЩэи}

Удо в летв оренно сть: Соблюдение законодательства по обеспечению национальной безопасности РФ, уплате таможенных платежей. Минимизация сроков и затрат на совершение таможенных операций

П - персонал, выполняющий таможенные операции;

СТ - технические средства, с помощью которых выполняются таможенные операции (ЭВТ, технические средства контроля, программное обеспечение, робототехнические системы и др.);

ОТК' - объект таможенного контроля, получивший право пересечения таможенной границы; ОТК'' - объекты таможенного контроля, соответствующие таможенному законодательству; ЭИ - информация в электронном виде; ОТП - организация таможенного процесса.

Рис. 1. Модель автоматического таможенного процесса

НБЫ1994-5094 ♦-

83 -♦

средства труда, предметы труда, информация, организация, результаты труда), отображены операции и процессы таможенного контроля и действия сотрудников. Все это необходимо для того, чтобы в полном объеме отобразить взаимодействие всех элементов и процессов при реализации таможенного контроля.

К основным элементам таможенного процесса относят: вход и выход процесса; ресурсы, необходимые для осуществления процесса; все показатели процесса; потребители процесса и поставщики процесса. Объекты таможенного контроля рассматриваются в качестве входа в таможенный процесс. Результаты таможенной «очистки» объектов таможенного контроля будут являться выходами таможенного процесса. Главные требования потребителей таможенного процесса - это в кратчайшие сроки с минимальными затратами пройти таможенный процесс. Поставщики таможенных услуг обязаны обеспечить качественное выполнение операций таможенного процесса. Для каждого процесса существует свой набор количественных и качественных показателей. Оборудование, персонал, документация и прочие ресурсы необходимы для качественного осуществления таможенного процесса.

Существуют три основных этапа таможенного процесса: подготовительный, основной и завершающий. Первый (подготовительный) этап реализо-вывается участниками ВЭД (подготовка международного контракта и сопроводительных документов), сотрудниками таможенных органов (консультирование участников ВЭД, предварительное информирование), организациями таможенной инфраструктуры (подготовка документов для таможенного контроля и др.). На основе таких материалов, как данные о физическом или юридическом лице, осуществляющие перемещение объектов таможенного контроля, данные по внешнеторговой сделке (контракты, перевозимые товары и все сопроводительные документы), данные о транспортном средстве, перевозящем объекты таможенного контроля и сопроводительные документы на товар, формируются данные в электронном виде.

Для проведения основного этапа таможенные органы привлекают организации внешнеэкономической инфраструктуры. Данный этап состоит из трех элементов контроля: таможенного, операционного и окончательного. Авторегистрация декларации на товар является началом данного этапа, а автовыпуск товара завершает данный этап. Вся информация от потребителя, его ожидания и требования являются входом в основной таможенный процесс. Благодаря проверке соответствия предоставленных документов законодательству ЕАЭС и РФ, а также сопроводительных документов на основе идентификации осуществляется входной контроль. Для более детальной проверки отдельных элементов ОТК и их соответствия установленным нормам и правилам таможенного регулирования осуществляется операционный контроль. Этот этап включает следующие процессы: процесс идентификации на соответствие международному контракту и сопроводительным документам; процесс контроля кода товара, страны происхождения, таможенной стоимости, таможенной процедуры; процесс контроля за соблюдением законодательства по отдельным категориям товаров (режимных, товаров риска и др.); процесс контроля за соблюдением элементов таможенно-тарифного регулирования (лицензирования и квотирования, сертификации, валютного регулирования, налогов, пошлин, сборов).

В осуществлении проверки правильности и оплаты всех таможенных платежей заключается окончательный контроль. Именно данный этап контроля является результатом всего таможенного процесса (рис. 2).

В условиях автоматизации таможенного процесса важную роль играет его информатизация, которая направлена на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы всех участников таможенного процесса. В этих условиях качество таможенных услуг зависит не только от человеческого фактора, но и от вещественных факторов таможенного процесса, каким являются средства труда.

Рис. 2. Алгоритм автоматического выпуска товаров

84 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

Завершающий этап осуществляется участниками ВЭД и таможенными органами, осуществляющими контроль после выпуска товара, с привлечением других организация, прежде всего налоговых органов. Задачей таможенного контроля после выпуска является достижение баланса между упрощением таможенных операций и обеспечением полноты взимания и перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет.

В качестве средства труда в таможенном процессе выступают технические средства контроля, ЭВТ, программное обеспечение и другое. Так, современной технологией, применяемой в таможенной сфере, является технология автоматического выпуска. Алгоритм технологии автоматического выпуска можно представить следующим образом:

1. Электронная декларация поступает в таможенный орган.

2. Устанавливается возможность применения автоматического выпуска.

3. Проверяется уплата всех необходимых таможенных платежей.

4. Происходит проверка с использованием системы управления рисками.

Предметами труда в таможенном процессе являются объекты таможенного контроля в виде товаров, транспортных средств, капитала, людей и имущества. А результатами таможенного процесса являются те же объекты таможенного контроля, получившие право перехода таможенной границы.

Рациональное соединение этих элементов во времени и пространстве, взаимодействие со всеми участниками таможенного процесса определяет уровень организации таможенного процесса. А так как результатом таможенного процесса является услуга, дающая право потребителю на перемещение ОТК через таможенную границу, то эффективность и качество этой услуги будет определяться уровнем организации всего таможенного процесса.

Таким образом, уровень развития основных элементов таможенного процесса будет повышаться, будут совершенствоваться технические средства контроля, технология его осуществления, информационные технологии контроля и представления объектов таможенного контроля, квалификация персонала всех участков таможенного процесса. В будущем традиционный таможенный процесс станет полностью автоматизированным, как совокупность таможенных операций, проводимых с помощью электронных технических средств, включая робото-технические системы, без непосредственного участия таможенного инспектора, но под его контролем.

1. Алёхина О.В. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС / О.В. Алёхина, В.В. Кащеев, Ю.Б. Порошин // Наука и общество. 2017. № 1 (27). С. 4-10.

2. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. М.: РИО РТА, 2009.

3. Земскова И.А. Факторный анализ качества государственных услуг // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2016. № 6. С. 48-51.

4. Мамедова Л. Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области -80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. С. 141-142.

5. Порошин Ю.Б., Кожарин А.А. Таможенный процесс и его организация // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 11А. С. 134-142.

6. Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т. Оценка качества таможенных услуг в условиях автоматизации таможенных процессов // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018. С. 128-138.

7. Порошин Ю.Б., Ягубов Ш.Р. Ермилов И.С., Кожарин А.А. Повышение эффективности и качества внешнеэкономической и таможенной деятельности. Саратов: ИЦ «Наука», 2014.

8. СмирноваИ.А. Таможенные инструменты содействия внешней торговле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2 (3). URL: customs. esrae.ru/15-58 (дата обращения: 20.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.