Научная статья на тему 'Современная модель методической деятельности учреждения среднего профессионального образования'

Современная модель методической деятельности учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5900
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИСТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIRECTIONS OF METHODICAL ACTIVITY / THE METHODOLOGIST / METHODICAL SERVICE / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимченко Т. В.

В статье рассматриваются подходы к организации современной методической деятельности образовательных учреждений и тенденции ее развития. В условиях перехода профессионального образования на подготовку кадров для инновационной экономики, требования к методической деятельности и методисту существенно меняются. В соответствии с новыми потребностями образовательной практики содержание методической деятельности трансформируется: одни задачи становятся доминирующими, другие уходят на второй план, третьи попадают в разряд не актуальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers approaches to the organisation of modern methodical activity of educational institutions and the tendency of its development. Requirements to methodical activity and methodologists are essentially vary under conditions of transition of vocational training to a professional training for innovative economy. According to new requirements of educational practice the contents of methodical activity is being transformed: some problems become dominant,the others recede into the background, the third get outdated.

Текст научной работы на тему «Современная модель методической деятельности учреждения среднего профессионального образования»

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАКСИМЧЕНКО Т.В.

В статье рассматриваются подходы к организации современной методической деятельности образовательных учреждений и тенденции ее развития. В условиях перехода профессионального образования на подготовку кадров для инновационной экономики, требования к методической деятельности и методисту существенно меняются. В соответствии с новыми потребностями образовательной практики содержание методической деятельности трансформируется: одни задачи становятся доминирующими, другие уходят на второй план, третьи - попадают в разряд не актуальных.

Методическая деятельность в сфере профессионального образования стала рассматриваться как специфическая по отношению к деятельности педагогов и управленцев сравнительно недавно. Однако основные ее виды сформировались уже в начале 20 века. Это технологическая, контролирующая, организационная и педагогическая деятельность [1]. Последняя направлена на обеспечение повышения квалификации педагогов внутри образовательного учреждения в межкурсовой период. Ретроспективный анализ становления методической деятельности показывает, что в определенные периоды развития профессиональной школы одни виды методической деятельности начинают носить доминирующий характер, другие - на некоторое время теряют свою актуальность. Например, в период 30-40-х и 70-80-х годов актуальным являлось технологическое [2] направление методической работы, что было обусловлено необходимостью обобщения и распространения опыта педагогов новаторов (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Ш.А. Амонашвили, и др.). В периоды 20-30-е, 40-50-е и 90-е годы ключевым направлением методической деятельности становилось педагогическое, направленное на обеспечение профессионального роста молодых педагогов («красных учителей», пришедших на борьбу с неграмотностью; выпускников школ, заменивших опытных педагогов, ушедших на фронт; молодым мастерам, пришедшим на место опытных в кризисные девяностые).

Современное состояние методической деятельности в образовательных учреждениях СПО неоднозначно. С одной стороны, переход к подготовке кадров для инновационной экономики, потребовавший от профессионального образования качественного обновления целей и содержания, методов и форм организации образовательного процесса, разработки и внедрения нового учебно-программного и учебно-методического обеспечения, существенно повысила значение методической деятельности, придав ей инновационные черты. С другой, в массовой педагогической практике продолжает господствовать стереотипы восприятия методической деятельности как обслуживающей или контролирующей по отношению к деятельности педагогов. Одна из причин сложившейся ситуации - отсутствие в образовательных учреждениях системного видения методической деятельности, ее потенциальных возможностей и современных направлений развития.

The article considers approaches to the organisation of modern methodical activity of educational institutions and the tendency of its development. Requirements to methodical activity and methodologists are essentially vary under conditions of transition of vocational training to a professional training for innovative economy. According to new requirements of educational practice the contents of methodical activity is being transformed: some problems become

dominant,the others recede into the background, the third - get outdated.

В этой связи наше обращение к модели как средству систематизации фрагментарных представлений о методической деятельности закономерно. Исходя из того, что в зависимости от потребностей образовательной практики структура и содержание методической деятельности существенно меняется мы предполагаем задать современный контекст развития методической деятельности и описать ее основные элементы. Данный подход позволит выделить основания модели и целостно представить ее структуру (цели, задачи, виды и содержание деятельности, требования к субъектам методической деятельности, ее методы, средства и формы).

Контекст развития методической деятельности задается основными направлениями модернизации образования. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и др., активизировали развитие инновационных процессов в образовательных учреждений СПО, сделав их основным предметом методической деятельности. В качестве первостепенной задачи, решаемой образовательными учреждениями в рамках методической деятельности, сегодня выступает разработка, технологизация и внедрение инноваций. Опираясь на определение С.Ж. Гончаровой [3], в данной статье методическая деятельность будет рассматриваться как специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания новшества, его апробации, внедрения и распространения.

Традиционная деятельность методиста и методических служб, ориентированная на поддержку функционирования образовательных учреждений, не позволяет решать задачи обогащения практики педагогическими новациями и методического сопровождения процессов развития. Вместе с тем, экспериментальными образовательными учреждениями сегодня уже накоплен опыт организации методической деятельности на диагностической основе и реализации программно-целевого подхода к ее проектированию, а в педагогических исследованиях формируется взгляд на содержание методической деятельности как деятельности по поддержке инноваций [4]. Однако, и в них, методическая деятельность носит преимущественно обслуживающий характер, решая лишь актуальные задачи педагогов. Для того чтобы влиять на развитие практики, методическая деятельность должна ориентироваться не столько на актуальные потребности практики, сколько на ее потенциальные потребности. Это позволит придать процессам разработки, технологизации и внедрения новаций опережающий характер.

Определив современный контекст требований практики к методической деятельности, рассмотрим основные ее составляющие:

Задачи современной методической деятельности. Определение задач методической деятельности основывается на анализе основных направлений развития образования и прогнозировании потребностей основных заказчиков на методические услуги (педагогов и управленцев). Для образовательных учреждений их задает принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из особенностей новых ФГОС является предложенный учебным заведениям механизм реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Данный механизм предполагает ежегодное обновление содержания образования (вариативной части) на основе анализа запросов работодателей, мониторинга особенностей развития региона, изменения образовательных потребностей и др.

В этой связи педагоги будут вынуждены: во-первых, в короткие сроки освоить теоретические положения ФГОС (компетентностный и модульный подходы); во-вторых - включиться в создание рабочих программ, профессиональных модулей, расширяющих компетенции выпускников профессиональных образовательных учреждений; в третьих - осуществить быструю и

качественную разработку научно-методического обеспечения нового содержания профессионального образования; в четвертых - освоить адекватные обновленным целям технологии обучения и контроля качества учебного процесса.

Однако, данные опросов педагогов, проводимых в разных регионах РФ, показывают слабую подготовленность педагогических коллективов к переходу на новые образовательные стандарты. Исследования Центра изучения общественного мнения Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ) [5] и наши собственные опросы, проведенные в ноябре-январе 2007/2008 гг. среди слушателей курсов повышения квалификации Учебного центра Федерального института развития образования показали, что из 100 опрошенных преподавателей лишь 19% в 2008 г. имеют представления о компетентностном подходе как основе проектирования учебного процесса и создания новых УМК. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что в рамках методической деятельности образовательным учреждениям придется решать следующий комплекс задач:

- выявление заказа основных потребителей образовательных услуг (сбор, обобщение и интерпретация требований работодателей, родителей, учащихся к набору и уровню компетенций выпускников образовательного учреждения), разработка и регулярное обновление вариативной части ОПОП;

- организация собственно методического сопровождения (проведение курсов, семинаров, разработка методических рекомендаций, внедрение новых норм организации образовательного процесса) деятельности педагогов образовательного учреждения по переходу на новые ФГОС; организация освоения педагогическими коллективами компетентностного подхода;

- мониторинг процесса обновления содержания образования (разработки и внедрения профессиональных модулей, средств обучения на компетентностной основе и т.д.);

- экспертиза методического обеспечения новых образовательных стандартов (создание экспертных комиссий и разработка программ проведения экспертизы методических разработок преподавателей: рабочих тетрадей, сборников ситуационных задач, тестовых заданий и других материалов);

- организация и методическое сопровождение инновационной экспериментальной деятельности в образовательном учреждении: создание инновационных разработок разного уровня и методических рекомендаций, обеспечивающих экспериментальную работу отдельных педагогов и всего педагогического коллектива, организация и руководство временными творческими коллективами;

- оформление и распространение накопленного опыта инновационной работы, организация научно-практических конференций, педагогических чтений;

- оказание помощи педагогам в проектировании учебного процесса на основании мо-дульно-компетентностного подхода, в разработке нового комплексного методического обеспечения; консультирование по применению новых педагогических технологий; курирование деятельности педагогов-экспериментаторов;

- информационное обеспечение инновационной деятельности и удовлетворение информационных запросов педагогов и управленцев, составление обзоров, аналитических справок, организация конференций;

- оценка инновационных продуктов, организация внешней и внутренней экспертизы методических разработок инновационного характера, создание объективных критериев оценки, подготовка к аттестации педагогов, разработка системы и механизмов объективной оценки методической работы преподавателей.

Анализ представленного перечня задач позволяет выделить основные виды методической деятельности и определить специфику их содержания.

Виды и содержание методической деятельности. Для выделения основных направлений современной методической деятельности и их содержания нами был проанализирован опыт инновационных образовательных учреждений СПО (победителей Национального проекта «Образования» и экспериментальных площадок ФИРО). Анализ показал, что в современных условиях в структуре методической деятельности выделились такие направления деятельности как экспертное, исследовательское, информационное. В силу ухода от жесткой регламентации педагогической деятельности, контролирующее направление методической деятельности утратило свою актуальность. Педагогическое направление методической деятельности приобрело черты андрагогических моделей обучения и строится на основе индивидуальных образовательных потребностей педагогов. Организационное - реформируется в управление инновационными процессами. В обобщенном виде современные направления и содержание методической деятельности отражены на рисунке 1 и представляют собой модель методической деятельности развивающихся образовательных учреждений.

Методическая деятельность

Цели методической деятельности: методическое обеспечение процессов развития образовательной практики

Направления методической деятельности

Технологическое Андрагогическое Исследовательское Экспертное Информационное Управленческое

Содержание деятельности

- Выявление - Изучение - Обобщение - Трансляция инновационного педагогического опыта - Диагностика подготовленности педагогов - Разработка вариативных программ профессионального развития - Мотивация развития - Создание ситуации личностного роста Диагностика - Анализ затруднений в имеющейся практике - Поиск их причины - Поиск выхода - Экспериментальная проверка - «Вживление» результатов - Анализ объекта экспертизы - Постановка целей экспертизы - Выделение принципов, разработка средств - Проведение экспертизы Рекомендации по развитию - Получение информации из разных источников - Объективное оценивание инновации - Определение путей использования информации - Анализ исходного состояния объекта управления - Проектирование механизмов управления - Определение идеи Постановка целей и задач и др.

Результаты деятельности

Внедрение инновационного ПО Развитие педагогического коллектива (кадрового ресурса) Создание новых образцов обр. практики (норм) Развитие авторских идей, оценка инновационной педпрактики Создание инструментального, развивающего информационного пространства Качественное преобразование объекта управления

Схема 1. Прогностическая модель профессиональной методической деятельности учреждения СПО

Специфика современной ситуации такова, что доминирующую позицию в полипредметной методической деятельности занимает исследовательская деятельность, но для достижения целей развития образовательное учреждение должно строить методическую работу на основе единства всех выше перечисленных составляющих (технологической, исследовательской, ан-драгогической, экспертной и управленческой). Их взаимосвязь и взаимопроникновение создает особый синергетический эффект и предъявляет специфические требования к субъектам методической деятельности.

Требования к субъекту методической деятельности. Основным субъектом методической деятельности в развивающихся образовательных учреждениях является методическая служба, рассматриваемая нами как коллективный субъект. Для эффективного объединения членов педагогического коллектива, методическая служба должна быть построена на диагностической основе, иметь гибкую структуру и реализовывать демократические принципы взаимо-

действия участников образовательного пространства. Деятельность структурных элементов методической службы должна быть согласована и направлена на обеспечение условий для реализации программы развития образовательного учреждения, поддержку инновационных процессов.

Требования к методистам (заместителям по научно-методической работе, руководителям ПЦК, и др.) как субъектам методической деятельности, определяются потребностью образовательной практике в специалистах, способных эффективно осуществлять взаимосвязь педагогической практики и науки. Для этого, как справедливо отмечает С.А. Крупник, от методиста требуется обладание межпрофессиональной квалификации. Он должен профессионально осуществить анализ педагогической практики, выявить затруднения и проблемы, организовать поиск их решения, технологически оформить решение и обеспечить закрепление изменений практики. Современные методисты должны обладать универсальными умениями, позволяющими эффективно организовывать процессы: освоения новых подходов к организации процесса обучения; разработки и экспертизы нового комплексного методического обеспечения; поиска и разработки оптимальных технологий обучения и т.д. Кроме того, современный методист должен владеть деятельностным, компетентностным, модульным подходами, иметь представления о методике разработке стандартов, ОПОП, профессиональных модулей о специфике нового комплексного методического обеспечения и критериях оценки его элементов. Обладать способностью к разработке и реализации новых средств собственной деятельности.

Современные методы, средства и формы методической работы. Методическая деятельность сегодня, несмотря на творческий характер, должна строиться на технологической основе, приобретя черты исследовательской деятельности. Алгоритм ее осуществления включает совокупность следующих этапов: анализа педагогической практики, ее проблематизации, моделирования решений, разработки программ их реализации, апробирования нового в экспериментальных условиях, внедрения новаций. При этом традиционные средства методической деятельности, такие как: бланки анализа учебных занятий, технологические карты анализа педагогического опыта и т.д. не позволяют проводить анализ процессов становления новой образовательной практики и должны быть заменены на механизмы гуманитарной экспертизы.

Каждая из форм методической работы также имеет свои ограничения. В условиях развития образовательных учреждений в методической работе ведущую роль должны занять коллективные формы взаимодействия, реализуемы в создании проблемных групп, творческих лабораторий, проектных команд и др. Что обеспечит условия для сетевого взаимодействия структурных подразделений внутри методической службы. Немаловажную роль играет и развитие психологически позитивного микроклимата педагогического коллектива. На его формирование может позитивно повлиять внедрение таких неформальных форм методической работы как «педагогические гостиные», «методические посиделки», «методический калейдоскоп» и др.

Итак, в связи с масштабностью изменений в сфере образования: активизацией интеграционных процессов; модернизацией целей (разработкой и внедрением стандартов нового поколения на компетентностной основе); созданием новых сквозных, интегрированных образовательных программ; введением прикладного бакалавриата, кредитно-модульной системы и др., значение методической деятельности образовательных учреждений возросло. Сегодня она приобрела существенные отличия от традиционной методической деятельности образовательных учреждений и характеризуется:

- системностью. Каждое из содержательных нововведений (обеспечение внедрения стандартов нового поколение, формирование диалогового пространства, создание обучающей среды и др.) методист должен обеспечивать системно по всем направлениям (технологи-

ческое, педагогическое, исследовательское, экспертное, организационное, информационное);

- новизной содержания. Технологическое направление - обращено на работу с инновационным педагогическим опытом; педагогическое - на освоение в педагогических коллективах модульно-компетентностного подхода; экспертное - на оценку инновационных процессы и продуктов инновационной деятельности; исследовательское - на разрешение фиксируемых в образовательной практике проблем, организацию инновационной деятельности, включение ОУ в экспериментальные процессы;

- технологичностью и управляемостью.

Кроме того, изменились требования к методистам, как субъектам образовательной практики, обладающим межпрофессиональной квалификации и обеспечивающим взаимосвязь педагогической науки и практики, формам и методам методической работы. Сегодня педагоги не нуждаются ни в методисте-надсмотрщике, контролирующем каждый их шаг, ни в «опекуне». Востребован методист - модератор, тьютер, способный создать условия для профессионального роста педагогов и внедрения ими новаций

Резюмируя изложенное отметим, что данная модель может стать основанием для проектирования структурно-функциональной модели методической службы образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Максимченко Т.В. Как создать эффективную методическую службу. - М.: «Интеллект-Центр», 2003. - 80 с.

2. Боронилова И.Г. Становление и развитие теории изучения и обобщения передового педагогического опыта. Автореф. Уфа, 1999. 21 с.

3. Гончарова С. Ж. Методическая деятельность: Сущность, проблемы, организация.- Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999.- 72 с.

4. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. -288 с.

5. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Компетентностный подход в профессиональном образовании// Образование и общество №3 2006

Ключевые слова: направления методической деятельности, методист, методическая служба, инновационная деятельность.

Keywords: directions of methodical activity, the methodologist, methodical service, innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.