Научная статья на тему 'Современная концепция управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения'

Современная концепция управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1796
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ГОСТИНИЧНОЙ УСЛУГИ / МАЛЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / МОДЕЛЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / QUALITY OF HOTEL SERVICE / THE SMALL ORGANIZATIONS OF HOTEL BUSINESS / MODEL ON THE ORGANIZATION AND QUALITY MANAGEMENT OF PROVIDED HOTEL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин Сергей Игоревич

В статье рассматривается такое важное для туризма понятие как «качество гостиничной услуги» и факторы, которые на него влияют. В результате проведенного автором исследования выявлено, что для создания комплексной системы управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения необходимо: 1) чтобы ведущую роль в системе исполняло государство, через систему органов управления, с преимуществом территориального уровня; 2) основанием такой системы должна стать независимая ассоциация производителей гостиничных услуг; 3) систему необходимо формировать на основе существующей торгово-промышленной палаты Туапсинского района; 4) базовым элементом системы должна стать рыночная структура. Только так возможно повысить эффективность системы управления качеством гостиничных услуг малых организаций гостиничного бизнеса и получить синергетический эффект от проводимых в её пределах межкомпонентных и межуровневых воздействий, ориентированных на получение некоторого состояния объекта управления, например процессов обслуживания и уровня качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENT OF HOTEL SERVICES OF SMALL MEANS OF PLACEMENT

In article such important concept for tourism as «quality of hotel service» and factors which influence it is considered. As a result of the research conducted by the author it is revealed that for creation of a complex control system by quality of hotel services of small means of placement it is necessary: 1) that the leading role in system was played by the state, through system of governing bodies, with advantage of territorial level; 2) the independent association of producers of hotel services has to become the basis of such system; 3) the system needs to be formed on the basis of existing Chamber of Commerce and Industry of the Tuapse area; 4) the market structure has to become Basic Element of system. It is only this way possible to increase system effectiveness of quality management of hotel services of the small organizations of hotel business and to gain synergetic effect from the carried-out in its limits intercomponent and inter-level influences focused on receiving some condition of object of management, for example service and level of quality processes.

Текст научной работы на тему «Современная концепция управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения»

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

УДК 640 ББК 65.432 Б 49

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

качеством гостиничных услуг малых средств размещения

Берлин Сергей Игоревич,

доктор экономических наук, профессор, проректор по науке и аспирантуре Института экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар. Тел.: (918) 444 70 70, e-mail: inep@mail.kuban.ru

Аннотация. В статье рассматривается такое важное для туризма понятие как «качество гостиничной услуги» и факторы, которые на него влияют. В результате проведенного автором исследования выявлено, что для создания комплексной системы управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения необходимо: 1) чтобы ведущую роль в системе исполняло государство, через систему органов управления, с преимуществом территориального уровня; 2) основанием такой системы должна стать независимая ассоциация производителей гостиничных услуг; 3) систему необходимо формировать на основе существующей торгово-промышленной палаты Туапсинского района; 4) базовым элементом системы должна стать рыночная структура. Только так возможно повысить эффективность системы управления качеством гостиничных услуг малых организаций гостиничного бизнеса и получить синергетический эффект от проводимых в её пределах межкомпонентных и межуровневых воздействий, ориентированных на получение некоторого состояния объекта управления, например процессов обслуживания и уровня качества.

Ключевые слова: качество гостиничной услуги, малые организации гостиничного бизнеса, модель по организации и управлению качеством предоставляемых гостиничных услуг

modern concept of quality management of hotel services of small MEANS of placement

Berlin Sergey Igorevich,

doctor of Economic Sciences, professor, pro-rector for Science and Postgraduate Education of the Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph.: (918) 444 70 70, email: inep@mail.kuban.ru

Summary. In article such important concept for tourism as «quality of hotel service» and factors which influence it is considered. As a result of the research conducted by the author it is revealed that for creation of a complex control system by quality of hotel services of small means of placement it is necessary: 1) that the leading role in system was played by the state, through system of governing bodies, with advantage of territorial level; 2) the independent association of producers of hotel services has to become the basis of such system; 3) the system needs to be formed on the basis of existing Chamber of Commerce and Industry of the Tuapse area; 4) the market structure has to become Basic Element of system. It is only this way possible to increase system effectiveness of quality management of hotel services of the small organizations of hotel business and to gain synergetic effect from the carried-out in its limits intercomponent and inter-level influences focused on receiving some condition of object of management, for example service and level of quality processes.

Keywords: quality of hotel service, the small organizations of hotel business, model on the organization and quality management of provided hotel services

Необходимость сохранения рыночных позиций в туристском и гостиничном бизнесе в условиях сокращения платежеспособности потребителей обусловило обострение конкуренции между

различными категориями производителей гостиничных услуг. Гостиничный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, ориентированную на продажу определенных видов ус-

45

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

луг. Однако, в настоящее время в России и других странах мира на многих рынках товаров и услуг уже появился «рынок потребителей», предполагающий, что все организации-участники стремятся производить такую продукцию или оказывать услуги, которые ориентированы на запросы и предпочтения конкретных потребителей [1].

Среди многочисленных подходов к трактовке понятия «качество гостиничной услуги» можно выделить такой подход: качество гостиничной услуги - это определенный набор свойств и характеристик, придающих услуге способность по удовлетворению установленных или предполагаемых ожиданий и запросов гостя в размещении или проживании, предоставлении услуг питания и прочего обслуживания. В российской литературе данное понятие более расширено, и включает, например ссылку на отсутствие недостатков, что, в конечном счете, повышает удовлетворенность гостя. Повышение качества услуг при этом всегда связано с увеличением затрат на дополнительные свойства услуг, что делает их привлекательнее для потенциальных клиентов. Следовательно, мы можем предполагать альтернативность понятий качества услуги и ее стоимости, то есть гости будут получать высококачественные услуги по высоким ценам. Гость при этом получает возможность выбирать услуги по цене и качеству как на основе собственных представлений и требований, так и учитывая набор характеристик, соответствующий «звездности» или категории организации гостиничного бизнеса.

Качество гостиничной услуги малых организаций гостиничного бизнеса представляет собой определенную совокупность свойств однородных услуг, установленных стандартами и ожидаемых потребителем, позволяющих удовлетворять установленные или предполагаемые индивидуальные потребности гостей в размещении, питании и прочем обслуживании в пределах малого средства размещения.

Следовательно, мы можем утверждать, что выделены такие свойства понятия качество:

- качество представляет собой нормируемую категорию, которая закрепляется в соответствующих стандартах;

- сравнивать качество можно только в том случае, если услуги однородны;

- качество нужно оценивать индивидуально, то есть учитывать социальные и экономические параметры потребителей услуг, их желания и требования к услугам.

Процесс восприятия и оценки клиентом обслуживания является субъективным из-за ожиданий, которые сформировались у конкретного гостя, и его представлений об обслуживании. Услуги, ока-

зываемые клиенту на основании утвержденных стандартов, определенным образом корректируют его представления о качестве услуги. В этой ситуации возможно следующее: уровень качества превысил ожидания, и, значит, обслуживают хорошо, в противоположной ситуации гости могут утверждать, что качество обслуживания низкое.

Гость остается в результате взаимодействия с субъектом, оказывающим услугу, и определяет «техническое качество» услуги., в этим и определяется эффект предоставления услуги. В качестве примера «технического качества» можно привести как весь гостиничный номер или набор блюд в ресторане, так и приятный и комфортный интерьер. Предоставление услуги, в процессе которого потребитель много раз взаимодействует с персоналом гостиницы, может характеризоваться понятием «функциональное качество». Эти составляющие качества услуги могут воздействовать на гостя как негативно, так и позитивно, при этом техническое и функциональное качество не взаимозаменяемы, но недостатки одного из них могут компенсироваться повышенной эффективностью другого.

Ряд исследователей выделяют понятие «общественное или этическое качество» услуги. Под ним понимают ответственность гостиничной организации в процессе разработки и предоставления ряда услуг, которые не принесут вреда и не создадут угрозу их жизни. По нашему мнению, это понятие искусственно выведено из технического, так как обеспечение безопасности отдыхающих есть основное условие предоставления гостиничных услуг, закрепленное в различных нормативных и правовых актах, регулирующих процесс временного размещения клиентов и контролируемое такими надзорными органами как: санитарно-эпидемиологическая служба, противопожарная инспекция и т.д. На основании вышеизложенного будем рассматривать категорию качества услуги гостиничного бизнеса как единство технической и функциональной составляющих [2].

Нематериальность гостиничной услуги в силу её природы не дает возможность объективно оценить и подтвердить их качество с помощью методик, используемых в материальном производстве. Следовательно можно утверждать, что оценку качества услуг при их предложении, реализации и потреблении необходимо обеспечивать, контролируя функциональную и технологическую составляющие. Эти категории входят в состав определяющих в процессе восприятия гостем качества получаемых гостиничных услуг, и одновременно делают качество гостиничной услуги зависимым от соотношения как функционального, так и технического качества [3]. Кроме того они становятся решающими

46

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

при поиске очень важных направлений качества для определенной организации гостиничного бизнеса и выявление причин предоставления некачественных услуг в целях устранения их в будущем.

Можно утверждать, что множество факторов, влияющих на качество гостиничных услуг как на макро, так и на микроуровне не совпадают. Как показывает практика, руководство гостиничных организаций из-за отсутствия опыта или преднамеренно не отслеживают параметры внешней среды, не стимулирует рост качества, а сосредотачивается на отдельных направлениях улучшения качества, таких как комфортность номеров и расширение ассортимента основных и дополнительных услуг. Таким образом, воплощаются в жизнь самые простые и наиболее дешевые элементы системы управления качеством.

На основании применения системного подхода мы смогли определить направления по улучшению качества обслуживания в организациях гостиничного бизнеса:

- материально-техническая база гостиницы, а также эффективность взаимодействия всех элементов ее инфраструктуры;

- технологии, используемые в процессе производства и оказания услуг, в том числе и личное взаимодействие;

- высокая степень профессионализма и компетенция персонала гостиничной организации, формирование гостеприимной атмосферы;

- процесс управления качеством услуг на основе внедрения и разработки собственных и общепринятых стандартов качества и их адаптация.

На основе проведенного анализа хозяйственной деятельности российских малых средств

размещения, отметим, что проблема оказания потребителю малыми средствами размещения качественных гостиничных услуг в современных реалиях существует в условиях явного несовпадения достигаемых целей и критериев результативности предоставленной услуги между производителями и потребителями гостиничных услуг.

С целью формирования системы критериев потребительской привлекательности в 2010 - 2012 гг., автором было проведено обследование 14 малых средств размещения, оказывающих гостиничные услуги в Туапсинском районе и в городе-курорте Анапа Краснодарского края. Основные экономические показатели, характеризующие состояние малых средств размещения этих муниципальных образований представлено в таблице 1.

Социально-экономическая политика, которую осуществляет государство, увеличивает спрос населения на низкие по качеству услуг внекатегорийных средств размещения. Для многих производителей, у которых мало финансовых ресурсов, оказалось прибыльным работать во внекатегорийной среде.

По мнению автора, указанные выше недостатки управления качеством, могли бы определить превышение, в границах любого малого средства размещения, развития результативных внутрихозяйственных систем управления.

С организационного обеспечения осуществляется увеличение процессов объединения функций управления качеством услуг, и это приведет к абсолютной перегруженности менеджеров в плане функций и информации. В следствие чего создается неполная внутрифирменная система управления качеством проявляющая свое отношение на ошибки и не принимающая во внимание важные

Таблица 1

Основные экономические показатели малых средств размещения в Туапсинском районе

и городе-курорте Анапа за 2010 - 2012 гг.1

Основные показатели МСР Туапсинский район Город-курорт Анапа

2008 2009 2010 2011 2012 2008 2009 2010 2011 2012

1. Численность МСР 1579 1617 1652 1706 1771 1578 1611 1615 1693 1753

2. Количество койко-мест 112635 115105 117380 120890 125156 112570 115952 116283 117232 118038

З.Среднегодовой коэффициент загрузки 0,55 0,56 0,58 0,68 0,76 0,61 0,57 0,62 0,75 0,71

4. Наличие блоков питания 63114 62108 61456 62874 63170 50856 51317 51674 52077 52116

5. Налоговые поступления в муниципальные бюджеты (тыс. руб.) 135162 134278 126618 132586 137429 138548 137953 133115 134587 137053

6. Количество жалоб на качество обслуживания 2227 2244 2347 2410 2465 1989 2017 2188 2209 2276

1 Сгруппированы автором по данным сайта www.adm.kuban.ru

47

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

мероприятия, преуменьшая значимость последствий работы, которая не связана с развитием производства. Для промышленных организаций эта структура работает, поскольку существует временная задержка в промежутке между производством и потреблении продукции, что дает вероятность ликвидации ошибок и упущений в работе. Но все же, каждая ошибка в сторону потребителя неустранима, так как особенность гостиничных услуг находится в неразрывности процессов производства и потребления.

В 2010 - 2012 гг. в сети Internet была размещена информация, которая содержала в себе проведенные автором исследования 14 малых средств размещения, целью которых было определить отношение руководителей гостиничных организаций к «качеству гостиничных услуг», которые они предлагают потребителям.

Объем исследованных организаций составил 1599 номеров которые содержали в себе 3372 места. В среднем объем малых гостиниц находился в количестве 21 номера на 58 мест, объем крупных гостиничных комплексов составил 282 номера на 570 мест, что соответствует средним параметрам гостиничного хозяйства Туапсинского района и города-курорта Анапа.

Было так же было установлено, что работа малых средств размещения в Туапсинском районе и городе курорте Анапа осуществляется сезонно, и предприниматели стремятся получить наибольшую выгоду в «пик» сезона. А перегруженность гостиниц в это время, соответственно, приводит к ухудшению качества оказываемых гостиницами услуг.

Приблизительно 35,7% исследованных организаций относятся к разряду внекатегорийных, так как не имеют официального доказательства своей категории, не смотря на это, руководство конечно же указывает уровень три звезды, а в единичном случае четыре. Сертифицированы хотя бы по одной классификационной системе гостиничные комплексы, которые предлагают услуги по категориям две, три, четыре звезды, 4 малые частные гостиницы по категории 2 звезды, что было выявлено автором. Основной причиной, по которой отсутствуют официально подтвержденные категории, менеджеры подчеркнули трудность (42,9%), продолжительность (28,6%) и высокую стоимость (64,3%). Проведя беседу с менеджерами, автор диссертационной работы выявил, что малые частные гостиницы отказываются от управления организацией и не передают материально-техническую базу в аренду.

Несмотря на то что, «качество» главный фактор успеха на рынке (57,1%), производители гостиничных услуг все таки отдают преимущество «цене» (85,7%). В большинстве своем крупные гостинич-

ные комплексы, являются больше заинтересованными в четком определении ниши своего продукта на рынке, так как это устанавливает вероятность постоянной загрузки больших по объему баз размещения.

Хотя позиции оценки и восприятия качества схожи, производители по-разному понимают процессы управления. Содержание чистых номеров, смена постельного белья, вежливость персонала, в этом для 14,3% заключается управление качеством. 42,9% опрошенным более широко охарактеризовали данный процесс, выделяя главными условиями поддержание уровня технического состояния средств размещения, оборудования, коммуникаций; повышение квалификации персонала; проведение отслеживания мнений гостей в период существования в гостинице.

Исследование выявило, что практически осуществляется только повышение квалификации и развития персонала - 28,6%, обеспечение необходимого состояния материально-технической базы- 92,9%; исследования восприятия обслуживания - 14,3%, и это относится только к крупным гостиничным комплексам, имеющих высококвалифицированный персонал, который занимается исключительно организацией и сохранением качества оказываемых услуг. В целом выявлено 4 крупные организации (28,6%), в которых существует кое - какая служба занимающаяся управлением качеством, в 14,3% случаев трудностями, которые связаны с качеством услуг, занимается специально назначенный специалист. Службы качества или специалиста по качеству гостиничных услуг ни в одной из малых гостиниц не существует.

Руководителям гостиниц предложили определить надобность управления качеством услуг, а так же участия в данном процессе внешних структур. В результате положительно ответили на это 92,9%. Лишь две малые частные гостиницы пожелали сами решать все проблемы возникающие при управлении качеством услуг.

Вопрос создания комплексной системы управления качеством получил следующие ответы:

1. Ведущую роль в системе необходимо исполнять государству, через систему органов управления, с преимуществом территориального уровня - 57,1%;

2. Основание системы необходимо создать независимой ассоциации производителей гостиничных услуг - 22,4%;

3. Систему необходимо формировать на основе существующей торгово-промышленной палаты Туапсинского района - 14,3%;

4. Базовым элементом системы должна стать рыночная структура - 7,1%.

48

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

Совершающиеся в гостиничном хозяйстве перемены создают для ее субъектов значительное повышение мотивации к совместной деятельности управления качеством гостиничных услуг и сертификации малых средств размещения, а также в объединенных системах управления качеством, которые делают все необходимое для осуществления целей как отдельного малого средства размещения - уменьшение сложности процесса формирования, функционирования, контроля и планирования качества на перспективу, так и общеотраслевого -устойчивость, и государственного развития - связь прав и вероятность их осуществления. Но внимание к данному подходу управления качеством больше свойственно уровню малых и средних гостиничных организаций, которые, с точки зрения специалистов, в скором времени потеснят конкурентное положение крупных комплексов и главными участниками рынка гостиничных услуг.

Определены концептуальные подходы к управлению качеством гостиничных услуг малых средств размещения, отвечающие современным условиям требования:

Воплощение обязательного и допустимого уровня качества услуг осуществляется при участии всех заинтересованных субъектов управления.

Требуется определенная конкретика роли каждого субъекта в управлении качеством услуг.

Необходимо достигнуть взаимовыгодности между потребителем и хозяйствующим субъектом в результате управленческих действий.

На основании уменьшения индивидуальных затрат необходимо есущесавлениь управления качеством.

Работа системы управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения, единые

для всех требования, которые предъявляются производителями должны соответствовать стандартам и нормативно-технической документации. Решить задачи, которые были поставлены, необходимо на основе целесообразного распределения затрат среди уровней управления и добиться наибольшего результата от ее функционирования.

Ставя результативность процесса функционирования системы управления качеством в зависимость от эффективности осуществления полного замкнутого цикла целенаправленных взаимодействий и воздействий субъекта на объект, нами выдвигается гипотеза о возникновении требования унификации и стандартизации управленческой деятельности в малых средствах размещения как процесса, а так же конкретизации нормативных результатов и последствий невыполнения поставленных задач как отдельными компонентами, так и системой в целом.

Считаю, что основной недостаток современной системы заключается в том, что весь комплекс мероприятий и процессов по обеспечению и развитию управления, ориентированного на поддержку необходимого уровня качества оказываемых услуг, соответствующего категории гостиницы, не рассматриваются как совместные для элементов внутренней и внешней среды. В это же время возможности управления качеством в одной организации гостиничного бизнеса ограничены воздействием на техническую и функциональную составляющие. Но, вместе с этим, внутренние свруктуры и внешние органы управления упускают из поля внимания качество ре сурсов, входящих в систему, а контроль на выходе (качество оказанных услуг), реализуется на основе обратной связи (рисунок 1).

Осуществляемые функции управления

- контроль;

- учет;

- регулирование;

- внутрифирменное планирование.

вход

Реализуемые методы управления

— административно — командные;

— нормативного ограничения;

— директивного принуждения;

— ограниченные стимулирующие.

выход

Рисунок 1. Современная модель управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения

49

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

Выявлено, что существует инерционность системы, предполагающая существование временного разрыва между обнаружением нарушения процесса оказания услуг и его возвратом в нормальное состояние. Процедура общего контроля качества гостиничных услуг проводится соответствующими надзорными органами на базе выборочных и камеральных проверок, а также обязательной статистической отчетности гостиниц, а основным методом воздействия на гостиничные организации остается именно директивный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наглядным примером такой ситуации является то, что используя данные Федеральной службы государственной статистики и собственную информацию, органы, управляющие гостиничным хозяйством в администрации Туапсинского района, до сих пор не имеют ясного представления о емкости гостиничного рынка, количестве организаций гостиничного бизнеса, и применяют в своей работе приближенные данные, полученные на основании экспертных оценок. Сложившаяся ситуация явно указывает на ограниченность информации в системах местного и государственного управления, а также отсутствие налаженных связей между гостиничными организациями и потребителями, потребности которых они должны удовлетворять.

Таким образом, в существующей модели по организации и управлению качеством предоставляемых гостиничных услуг, осуществляющей деятельность при минимальном внешнем вмешательстве и отсутствии условий согласования планов на уровне организаций, основной упор делается соответствие нормативным требованиям в целях подтверждения или получения гостиницей определенной категории. Следовательно, при управлении качеством используются лишь такие основные функции как контроль и учет, однако, общеустановленно что эффективность любого процесса управления, и качество - не исключение, основывается на непрерывном его характере, системности и комплексности последовательного проведения мероприятий технического, организационного, экономического и социального характера, возможностях предвидения проблем и их устранения, что, как мы считаем, не представляется возможным в современных условиях из-за объективных причин в рамках отдельных организаций гостиничного бизнеса.

На мой взгляд, эффективность системы управления качеством гостиничных услуг малых организаций гостиничного бизнеса, о необходимости формирования которой в целях осуществления и согласования организационно-управленческих воздействий было сказано ранее, отражается в синергетическом эффекте проводимых в её пределах межкомпонентных и межуровневых воздействий,

ориентированных на получение некоторого состояния объекта управления, например процессов обслуживания и уровня качества.

Таким образом, реально целесообразно измерять эффективность системы можно с позиций достижения возможного, желаемого и необходимого уровня качества объекта управления при учете условий развития научного и технического прогресса, общества и культуры производства гостиничных услуг.

Применяя методы и инструменты факторного анализа, внешние органы управления качеством гостиничных услуг могут сконцентрировать свои управляющие воздействия на корректировке качества по отдельным параметрам, а также перераспределить полномочия в зависимости от управляемости конкретных показателей. Апробация методики оценки качества предоставляемых гостиничных услуг позволяет сделать вывод, что малое средство размещения «Парус», прошедшее сертификацию по уровню обслуживания две звезды в полной мере соответствует минимальным допустимым требованиям, предъявляемым к этой категории.

Полученные результаты оценок параметров качества дают возможность утверждать, что в современных условиях исследуемый «гостевой дом» не может не только сертифицироваться на уровень одна звезда, но даже не должен осуществлять свою деятельность как гостиница, поскольку по ряду критических общих параметров имеются значительные отклонения от нормативного минимума. Например, состояние инженерных и технических коммуникаций, санитарно-гигиеническое состояние, безопасность, устойчивость централизованного (автономного) обеспечения коммунальными услугами, возможность оказания первой медицинской помощи характеризуются как неудовлетворительные. Однако, даже устранив выявленные недостатки, гостиница не сможет сертифицироваться на уровень одна звезда из-за несоответствия ряда критических частных параметров требованиям соответствующей категории. Кроме этого данная организация реализует свои конкурентные преимущества на уровне 14 из 53 возможных. Все установленные недостатки не могут быть устранены в краткосрочном периоде, требуют значительных дополнительных затрат, за исключением проблемы водоснабжения, поскольку эту проблему решить можно только совместно с органами местного самоуправления и соответствующими службами Туапсинского района и города-курорта Анапа. Однако, необходимо констатировать тот факт, что руководство обследованных малых средств размещения не стремятся их устранять, объясняя это тем, что полученная чистая прибыль не сможет компенсировать осуществленные затраты.

50

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

В заключении вышеизложенного, необходимо поставить вопрос так, чтобы были разделены обязанности и ответственность между обособленными хозяйствующими субъектами и внехозяйственными элементами субъекта управления. Чтобы обеспечить ответственность взаимодействующих сторон, значимым условием документа должно быть распоряжение указываемое на разграничение осуществляемых внехозяйственными и внутрихозяйственными компонентами назначений по управлению качеством, а также дополнить недостающие. В рамках территориальной системы в контракте должен быть прописан перечень обязательств экономического характера для всех сторон, который содержит информацию по коллективному управлению качеством гостиничного продукта. С нашей точки зрения, тот факт, что отдельные хозяйствую-

щие субъекты, которые не участвуют в территориальной системе управления качеством, не должен являться ограничителем доступа к ресурсам системы, так как это не соответствует целям государственного управления и местного самоуправления, базовая задача которых заключается в обеспечении единства и полноты социально-экономических процессов в пределах определенной территории, а так же одинаковых хозяйственных условий.

ИСТОЧНИКИ:

1. Исмаев Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг. - М.: Экономистъ, 2010. - 196 с.

2. Всеобщий менеджмент качества / Под ред. проф. Глудкина О.П. - М.: Специальная литература, 2008. - 506 с.

3. Квартальнов Д.А. Управление качеством: проблемы внедрения стандартов ИСО 9000. - М.: ИНФРА-М, 2011. -237 с.

УДК 657.6 ББК 65.052.8 Д 56

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫБОРОЧНЫХ МЕТОДОВ В АУДИТЕ

Добрунова Мария Алексеевна,

старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Краснодар. Тел.: (918) 242 46 17, e-mail: dobrunova-2004@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и методологические проблемы применения выборочных методов в аудите. Анализируются различные условия применимости выборочного метода в аудиторской практике, а также рассмотрены факторы, влияющие на метод определения выборки.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудиторская выборка, методы аудиторской выборки, методы аудиторской выборки, объем выборки.

theoretical and methodological problems methods of selected in audit

Dobrunova Maria Alekseevna,

senior teacher of department is «Economy and finances» of the Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar. Ph.: (918) 242 46 17, e-mail: dobrunova-2004@yandex.ru

Summary. The article deals with theoretical and methodological problems of the application of sampling methods in the audit. The various conditions of validity of the sampling method of the audit practice and discusses the factors affecting the method of sample selection.

Keywords: auditor’s activities, audit sampling, methods of audit sampling, methods of audit sampling, the sample

size.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.