Научная статья на тему 'Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии'

Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
773
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВАЯ МУЗЫКА A CAPPELLA / CHORAL A CAPPELLA MUSIC / ЖАНР / GENRE / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / СПЕЦИФИКА / SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батовская Елена Николаевна

Статья посвящена центральной проблеме искусствоведения жанровым модификациям в музыке. В связи с этим рассматриваются специфические проблемы, обусловленные типологическим разнообразием современной хоровой музыки a cappella. Характеризуя методологические аспекты ведущего ответвления музыкальных жанров, хоровой музыки a cappella, автор опирается на ключевые положения научно-методических разработок авторитетных ученых XX-XXI ст. (Б. Асафьева, Ю. Тюлина, С. Скребкова, A. Coxopa, Л. Мазеля, В. Цуккермана, М. Арановского, В. Медушевского, А. Соколова, М. Лобановой, В Холоповой, Ю. Паисова, Г. Григорьевой, Л. Пархоменко, Т. Мдивани, Г. Цмыг). Автор статьи предлагает пути решения сложного задания в нескольких направлениях. Одно из них построено на следующих позициях: внешняя (функции: историческая (социальная, эстетическая и коммуникатив ная); внутренняя (состав исполнителей, структура, способы музыкальной выразительности, характер образно-содержательной сферы, авторская номинация, временные и пространственные параметры). По мнению автора, названные константы постоянно взаимодействуют и взаимодополняются. Другим является жанровое распределение хоровой музыки по принципу взаимодействия и преемственности. К принципам взаимодействия относятся межжанровый и полижанровый синтез, преемственность характеризуется внутрижанровым синтезом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary choral a cappella music: the problem of genre typology

The article is devoted to the music genre modification, the central issue of art. In this regard, we consider the specific problems caused by the typological variety of contemporary choral a cappella music. Describing the methodological aspects of the leading branches of musical genres of choral a cappella music, the author relies on the key provisions of the scientific and methodological developments of the influential scientists of the XX-XXI century (B. Asafyev, Y. Tyulin, S. Skrebkov, A. Sochor, L. Mazel, B. Zuckerman, M. Aranovsky V. Medushevsky, A. Sokolov, M. Lobanov, V. Kholopova, Yu. Paisov, G. Grigorieva, L. Parkhomenko, T. Mdivani, G. Tsmyg). As the result of the study of these choral works, the author proposes solutions to complex tasks in several directions. One of them is built on the following positions: external (functions: historical (social, aesthetic, and communicative), internal (cast, structure, methods of musical expression, nature of image-content areas, authoring nomination, temporal and spatial parameters). According to the author, the mentioned constants are constantly interacting and complementing each other. Another direction is the allocation of choral music genres according to the principle of interoperability and continuity. Inter-genre and poly-genre synthesis are related to the principle of interoperability, the continuity is characterized by intra-genre synthesis.

Текст научной работы на тему «Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии»

УДК 784.1

Е. Н. Батовская

СОВРЕМЕННАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА А CAPPELLA: ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВОЙ ТИПОЛОГИИ

агистральную позицию в функционировании современного хорового творчества занимают жанровые процессы. Именно жанры являются «зеркалом» происходящих перемен в композиторском мышлении, что проявляется, например, в применении контрастного совмещения модусов многообразных эстетических систем, нетрадиционном использовании широкой палитры звуков и гармонических красок.

Так называемая «калейдоскопич-ность» жанров современной хоровой музыки требует научного осмысления происходящих процессов в системе данной ветви. Несмотря на то, что проблема жанра в постсоветском пространстве находится в центре внимания музыковедов, тем не менее, хоровой жанр занимает несколько «периферийное» положение в русле теории жанров. Основные теоретические разработки дефиниции жанр осуществлены в советском музыковедении в работах А. Сохора, JI. Мазеля, В. Цуккермана, М. Арановского, В. Меду шевского, Е. Назайкинского, А. Соколова, М. Лобановой, В. Холоповой, Л. Пархоменко и др.

Актуальность материала данной статьи определяется расширением типологического разнообразия современной хоровой музыки а cappella.

Цель статьи: обозначить пути разработки жанровой типологии современной хоровой музыки а cappella.

Объект исследования: музыкальный жанр на современном этапе развития искусства.

Предмет исследования: современная хоровая музыка а cappella.

При изучении жанровых процессов, происходящих в современной хоровой музыке, О. Торба отмечает, что «профес-

© Е. Н. Батовская, 2016

сиональная музыка XX века характеризуется индивидуальными структурными моделями жанровых традиций, индивидуальными стилистическими системами» [10, с. 278]. Сходную характеристику новых качеств современной хоровой музыки представляет Г. Цмыг. Она говорит о сложности авторских концепций, «ведущих к сочетанию разных жанровых и стилевых принципов (в том числе и апелляцией к жанрово-стилевым моделям), привлечению приемов из других жанров современной музыки, видов искусства» [2, с. 313-314]. Исходя из вышеизложенного, можно заметить, что в панораме творчества современных композиторов ведущей тенденцией является стремление к индивидуализации жанрового параметра.

Прежде чем приступить к изучению и решению ряда задач, связанных с жанровой типологией хоровой музыки а cappella на современном этапе, мы постараемся свести вместе и обобщить большой и противоречивый материал относительно дефиниции жанр.

Анализ работ известных ученых показал, что феномен жанра рассматривается как взаимодействие внешней и внутренней структур. По словам М. Арановского, первая формирует и отвечает за стабильность жанра во времени, вторая является средством общения жанра с внешним миром. К внешней структуре относятся следующие представления: историко-обще-ственный контекст и психологическая атмосфера в обществе; эстетические особенности общества и человека в обществе; «ситуация функционирования жанра» (М. Арановский). Подтверждение вышесказанного мы находим в научных разработках исследовательницы хорового жанра Л. Пархоменко. По ее

м

словам, жанр «выступает как целостная разветвленная система, функционирование которой вызывают многие факторы: общественная необходимость, условия развития, имеющиеся художественные традиции, тонус и способности исполнительства, жанровые основы, модели, индивидуальный творческий поиск» [5, с. 207].

На связь жанра с историческими условиями общества и психологической атмосферой в обществе указывают многие ученые. М. Арановский в общем смысле определяет жанр как способ существования произведения [1, с. 9]. По словам ученого, со стороны внешний структуры жанр выступает как «(1) форма общения», (2) как форма выражения, (3) как установка восприятия» [1, с. 16].

Функционирование жанра с эстетической точки зрения рассматривает А. Сохор [8]. Ученый предлагает жанровую классификацию музыки, которая строится на основе условий ее исполнения и восприятия [8, с. 23]. По классификации А. Сохора существует четыре группы музыкальных жанров, «на которые ориентируется композитор: театральные; концертные жанры; массово-бытовые жанры; культовые, или обрядовые» [8, с. 24]. Завершая свой аналитический обзор, А. Сохор приходит к немаловажному выводу: «Жанр <...> категория не только эстетическая, но и социальная» [8, с. 34].

Т. Смирнова, изучая дефиницию жанра с эстетической позиции, определяет его как эстетическую категорию, которая «отражает диалектический процесс типизации художественного образа, определяется характером взаимоотношения основных эстетических категорий» [6, с. 71]. Исходя из суждений Т. Смирновой, «Жанровая система искусства <...> выступает как "художественный образ" эпохи» [6, с. 74].

Среди исследований последних лет, посвященных разработке методологических основ категории музыкальный жанр, особое значение приобретают научные разработки С. Шипа. Исследователь представляет довольно развернутую

дефиницию жанра в музыке: «... музыкальные жанры с точки зрения общей психологии — типы, с точки зрения истории культуры - генотипы музыкальных артефактов» [15, с. 174].

Бытование жанра связано с его функциональностью. Исследователь О. Соколов [7] считает, что наиболее плодотворным в изучении жанра является функциональный подход. Не менее важным критерием изучения жанра, по концепции автора, является наличие или отсутствие связи музыки с другими искусствами.

Оригинальную концепцию изучения жанра предлагает В. Холопова. Автор считает, что функция жанра обусловлена его ролью в качестве «лексем» музыкального языка. По мнению В. Холоповой, жанр выполняет роль музыкального словаря, которым могут пользоваться композиторы. Исследовательница называет следующие жанровые модификации: «жанр отражаемый и отражающий, жанровая полифония, жанровое «цитирование», жанровое сопоставление и модуляция, жанровая интерпретация [11, с. 17].

А. Хохлова предлагает следующее определение: «жанр это форма музыкального выражения, которая облегчает процесс восприятия текста и его осмысления» [12, с. 16]. Для изучения хорового жанра в данной теории весомым является то, что жанр «выступает когнитивным инструментом музыкальной интерпретации, и позволяет идентифицировать принадлежность того или иного музыкального текста к определенному типу музыкальных произведений» [12, с. 16].

М. Страчеус [9, с. 45-68] выдвигает положение о способности жанра в современных условиях постоянно обновлять память о своем прошлом. Данная позиция дает возможность углубить проблему специфичности взаимосвязи мобильных и стабильных жанровых признаков и осуществить жанровую типологию по образно-содержательным и стилевым признакам.

Итак, из приведенных формулировок внешней стороны музыкального жанра, мы видим, что, несмотря на различные подходы и толкования, общим является

признание связи бытования жанра с исторически общественными условиями.

Внутренняя структура жанра, по словам М. Арановского, имеет отношение к гносеологической функции, «потому что она <...> внедряется в область содержания, в ту область, в которой человек выясняет свое отношение к окружающему миру и в которой узнает себя самого» [1, с. 17].

К внутренней структуре жанра мы относим «жанровый смысл» (А. Сохор), который состоит из многих различных закономерностей, складывающихся в систему.

Одним из первых ученых, который применил методику вопросов для выяснения специфики музыкального жанра, был В. Цуккерман [13]. В основе систематизации жанров он использует принцип, который строится на основе характера содержания музыкального произведения. Учитывая бесспорный факт того, что музыкальное произведение существует лишь тогда, когда звучит (исполняется), ученый ставит пять вопросов, раскрывающих сущность понятия жанр: Где исполняется произведение? Кто исполняет? Для кого исполняют? Для чего исполняют? Каким образом, с помощью чего исполняется?

Аналогичное толкование понятия жанр у М. Арановского. К внутренней стороне жанра исследователь относит следующие вопросы: «Что воплощается?», «Как воплощается? Каким образом?», «Для чего воплощается?», «При помощи чего воплощается?» [1, с. 32]. Учитывая уровень соотношения между внешней и внутренней сторонами музыкального жанра, Арановский приходит к выводу, что «жанр можно определить как синкретическое единство всех тех сторон произведения, которые формирует его тип» [1, с. 37].

На понятии «жанрового содержания» построена концепция Л. Казанцевой. По ее мнению, жанровое содержание «состоит из многих разнородных закономерностей, объединяющихся в систему» [3, с. 90]. Казанцева предлагает типологию жанрового содержания по следующим

позициям: звук, средства музыкальной выразительности, сфера образности, временные и пространственные характеристики музыкального образа, музыкальная драматургия, тема и идея произведения, личность композитора как «автора - художника», выполнение и восприятие музыки (коммуникационная ситуация).

Е. Назайкинский, обобщая пути изучения понятия жанр в XX в., определяет его следующим образом: «Жанр - это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое» [4, с. 93-94].

Беря за основу научно-методические разработки авторитетных ученых, предпримем попытку разработать алгоритм жанровой типологии относительно современной хоровой музыки а cappella.

По мнению автора, при разработке методологии жанровой типологии следует учитывать генетические особенности хоровой музыки а cappella, которые характеризуют ее специфику изучения:

- синтетическая природа (синтез музыки и слова, взаимодействие между ними, распределение поэтического текста между хоровыми партиями (тембровое расслоение);

- природно-физиологическая природа («живая» вокальная природа и нетемперированный (зонный) строй);

- господство этической тематики и обращенность к широким слоям слушательской аудитории;

- социальная функция (ценностно-ориентационное и мотивационное единство);

- хоровая коллективная исполнительская организация, которая подразумевает психологическое единство, лич-ностно-ориентированный и коллективно-ориентированный подходы, а также интеллектуальную и эмоционально-во-левую коммуникативность, психофизическую совместимость.

При анализе жанровых процессов, происходящих в современной хоровой музыке а cappella, вполне правомерным является привлечение общемузыкаль-

ных качеств, устоявшихся и закрепившихся в системе категории жанр:

- звуковой материал, который включает тембральные, артикуляционные и динамические характеристики;

- характер музыкальной интонации (ритм, мелодическая линия или движение, синтаксис и лексика);

- особенности фактурной организации формы;

- характер композиционного строения формы произведений;

- характер художественно-образного содержания, тематики музыкального произведения.

Вышеназванные генетически-типологические особенности хоровой музыки а cappella в определенной мере влияют на структурные качества хоровых жанров. Их согласованность с общепринятыми принципами жанрового становления свидетельствуют о вписываемости данной жанровой отрасли в общую систему. Учитывая научные разработки относительно внешней и внутренней сторон бытия жанра, можно предположить, что жанровыми константами хоровой музыки а cappella также являются две стороны его существования: внешняя и внутренняя.

К внешней стороне относятся историческая, социальная, эстетическая и коммуникативная функции. Внешняя сторона хорового жанра подразумевает особенности культурного существования произведения, т.е. обстоятельства практического использования и сферы его возникновения и распространения. Среди примеров можно назвать: шансон, ви-ланелла, мадригал, обрядовые песни, обработка и т.д. Как историческая и эстетическая коммуникации, хоровой жанр характеризуется социокультурной ситуацией, в которую включаются произведения данного типа (колядка, концерт, месса, оратория, ода и т.д.). Проявлением внешней стороны существования хорового жанра являются два основных художественных направления, - академический (светский или концертный; духовный) и народный. Данное распределение базируется на критериях социального функционирования.

К внутренней стороне, - состав исполнителей, структура, способы музыкальной выразительности, характер образно-содержательной сферы, авторская номинация, временные и пространственные параметры.

Исполнительский состав характеризуется типом (однородный, неполный, смешанный) и видом (от одноголосного до многоголосного) хора. Не секрет, что хоровое пение а cappella располагает значительным выразительным потенциалом и является своеобразной лабораторией звука. Современные композиторы, наряду с традиционным исполнительским составом, в область хоровой музыки а cappella вводят тембр какого-нибудь инструмента, что в значительной степени обогащает звучание произведения (например, хоровая музыка по Н. Лескову для смешанного хора и свирели «Запечатленный ангел» Р. Щедрина; мисте-рия-действо «Потусторонние игры» И. Алексийчук для женского хора, электронной записи, варгана, диджерида и ударных на стихи Е. Степаненко, «Эвфония» («Четырехмерные звуковые пространства для октета и 45 ударных инструментов» на стихи В. Хлебникова) В. Кузнецова и др.).

Авторская номинация - это жанровое определение (название) произведения композитором. С. Шип, например, выделяет следующие авторские номинации: «вид инструмента, который характеризует акустический материал произведения ("псалм", "лирика", <...> "фанфары"); обозначает вокальную природу сочинения ("канцона", "зонг", 'шансон", "вокализ", "кантата")» [15, с.167-168]. В рамках современной хоровой музыки назовем следующие произведения: «Книга канцон» Ю. Фалика, «Романсеро о любви и смерти» Н. Сидельникова, Музыкальная фреска «Египет. Клеопатра» Е. Атрашкевич; хоровая опера «Ятран-ские игры» И. Шамо, хоровой цикл «Русские эскизы» В. Губаренко, «Хоровые акварели» Т. Кравцова; Хоровые картинки В. Бибика, Хоровая притча «Умирала речка», Перфоманс «Три звуковых эссе» В. Мужчиля и др.

Пространственные и временные параметры в исполнительской версии занимают ведущую позицию при исполнении современной хоровой музыки. Пространственный параметр обуславливает специфика исполнительских ресурсов жанра. Имеется в виду, что, в зависимости от жанрового обозначения, характеризуется пространственная площадь и, соответственно, рассчитанные на нее исполнительские средства, расположение и передвижения хора. Так, например, хоровая миниатюра предполагает лиричность и определенную «интимность», что располагает к камерности звучания в пространстве. А пространство оратории или оперы — всеохватно, т.к. с одной стороны, оно обобщает мысли человеческого общества, с другой, - связано с изображением и переживанием происходящих в жизни человечества событий (как общего, так и личного плана). Временной параметр связан с характеристикой музыкального образа во времени. Это может быть, например, воспоминание, погружение в прошлое, сиюминутное настроение и т.д.

Жанровое содержание подразумевает характер содержательной сферы и способы музыкального высказывания. Научное обоснование понятия жанровое содержание принадлежит Л. Казанцевой. Ученая проводит параллель между жанровым содержанием и музыкальным содержанием, находя в них идентичность. Л. Пархоменко типологию жанрового содержания хоровой музыки строит по принципу образного обобщения и масштабности композиции. Она выделяет четыре группы: хоры (пьесы и миниатюры), хоровые циклы, жанры крупных

форм (оратории, кантаты, концерты, хоровая опера, хоровая симфония), хоровые песни (обработки, авторские произведения фольклорного направления).

Выводы. В рамках данной статьи мы предприняли попытку раскрыть главные аспекты и проблемы изучения хоровой музыки. Пути решения довольно сложного задания мы видим в нескольких направлениях. Одно из них, - изучение по внешней и внутренней сторонам существования жанра. Другим, не менее перспективным, представляется нам жанровое распределение хоровой музыки по принципу взаимодействия и преемственности. К принципам взаимодействия относятся межжанровый и полижанровый синтез, преемственность характеризуется внутрижанровым синтезом [14, с. 10]. При внутрижанровом синтезе внутренние, исторически сложившиеся средства получают новую жанрово-стилевую интерпретацию. Межжанровый синтез подразумевает привнесение элементов музыкального жанра (например, хоровая опера). Полижанровый синтез представляет собой обогащение за счет привлечения элементов иного вида искусств: живописи, театра, литературы.

Предложенные пути нашего исследования не ограничивают научный поиск, а только являются одним из многочисленных вариантов решения столь сложного задания, как типология современной хоровой музыки. Тем не менее, в заключение можно сказать, что при изучении современной хоровой музыки а cappella следует учитывать их эстетическую атрибутивность, индивидуальные истоки сочинения в проекции на общие жанровые категории.

Литература

1.Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. Музыкальный современник: сб. статей. Вып. 6. -М: Сов. композитор, 1987. - 304 с.

2. Европейская музыка академической традиции: сущность, истоки, современное состояние (на примере творчества композиторов России и Беларуси). Нац. акад. Наук Беларуси. -Минск: Беларуская навука, 2014. 377 с.

3. Казанцева Л. П. Музыкальный жанр и его содержание. Южно-Российский музыкальный альманах. 2007: науч. журн. Ростов-на-Дону: РГК, 2008. - С. 90-94.

4. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

5. Пархоменко Л. А. Украшська хорова п'еса. -К.: Наукова думка, 1979. - 218 с. [Украинская хоровая пьеса. - К.: Научная мысль, 1979. -218 е.].

6. Смирнова Т. М. Жанр как эстетическая категория. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сб. ст. - М.: Муз. Украина, 1989. - С. 68-74.

7. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1994. - 220 с.

8. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968. - 100 с.

9. Страчеус М. С. Новая жизнь жанровой традиции. Музыкальный современник: сб. ст. Вып. 6. - М .: Сов. композ., 1987.- С. 45-68.

10. Торба О. В. Украинское хоровое творчество последней трети XX в. и проблема жанра. На-уковий в1сник: зб. наук.пр. НМАУ ¿м. П. I. Чайковського. - К., 2002. Вип. 16: Культуролопчш проблеми украансько! музи-ки (науков1 дискурси пам'ят1 академша I. Ф. Ляшенка). - С. 278-297 [Научный вестник: сб. науч. тр. Нац. Муз. Акад. Украины им. П. И. Чайковского. - К., 2002. Вып. 16: Культурологические проблемы украинской музыки (научные дискурсы памяти академика И. Ф. Ляшенко. - С. 278-297].

11. Холопова В. Н. Теория музыкального содержания: Программа-конспект для историко-теоре-тико-композиторских факультетов музыкальных вузов. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 24 с.

12. Хохлова А. Л. Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве. На материале камерно-инструментальных сочинений венских классиков. Автореф. дис. ... докт. искусствоведения. 17.00.09. Теория и история искусства. - Саратов, 2013. - 44 с.

13. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - М.: Музыка, 1964. - 159 с.

14. Черняк В. А. Белорусская хоровая музыка а cappella 60-80-х годов (к проблеме жанрового синтеза). Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02. Музыкальное искусство. -Минск, 1998. - 19 с.

15. Шип С. В. Музыкальный жанр в методологическом аспекте. Науковий вйник: зб. наук, пр. НМАУ iM. П. I. Чайковського. - К., 2002. Вип. 16: Культуролог1чш проблеми украшсь-KOi музики (науков1 дискурси пам'яп академ-iKa I. Ф. Ляшенка). - С. 154-177 [Научный вестник: сб. науч. тр. НМАУ им. П. И. Чайковского. - К., 2002. Вып. 16: Культурологические проблемы украинской музыки (научные дискурсы памяти академика И. Ф. Ляшенко. - С. 154-177].

References

1. Aranovskii M. G. Struktura muzykal'nogo zhanra i sovremennaia situatsiia v muzyke [Structure of musical genres and modem situation in music] Muzykal'nyi sovremennik: Sb. statei. Vyp. 6. [Contemporary music: a collection of articles. Issue 6]. Moscow, Sov. Composer Publ., 1987, pp 5-44.

2. Evropeiskaia muzyka akademicheskoi traditsii: sushehnost', istoki, so-vremennoe sostoianie (na primere tvorchestva kompozitorov Rossii i Belarusi) [European music of academic tradition: the nature, origins, current state (on the example of the Russian and Belarussian composers' work]. Minsk, Belaruskaya Navuka Publ., 2014, 377 p.

3.Kazantseva L .P. Muzykal'nyi zhanr i ego soderzhanie [The musical genre and its contents] Iuzhno-Rossiiskii muzykal'nyi al'manakh. 2007: nauch. zhurn. [South-Russian musical almanac. 2007: journal of research]. Rostov-on-Don, RGC, Publ., 2008, pp. 90-94.

4. Nazaikinskii E.V. Stil' i zhanr v muzyke: Ucheb. posobie dlia stud, vyssh. ucheb, zavedenii [Styles and genres of music: University students

textbook]. Moscow, Humanity, ed. VLADOS Center, Publ., 2003, 248 pp.

5. Parkhomenko L.A. Ukrai'ns'ka khorova p'esa [Ukrainian choral piece]. Kiev, Scientific Thought, Publ., 1979, 218 pp.

6.Smirnova T. M. Zhanr kak esteticheskaia kategoriia [Genre as an aesthetic category] Muzykal'noe myshlenie: sushchnost', kategorii, aspekty issledovaniia: Sb. st. [Musical thinking: the nature, categories, aspects of the study: a collection of articles.]. Moscow, Mus. Ukraine, Publ., 1989, pp. 68-74.

7. Sokolov O. V. Morfologicheskaia sistema muzyki i ee khudozhestvennye zhanry: Monografiia [Morphological system of music and its artistic genres: Monograph], Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University Press, Publ., 1994, 220 pp.

8. Sokhor A. N. Esteticheskaia priroda zhanra v muzyke [Aesthetic nature of the genre in music]. Moscow, Music, Publ., 1968, 100 pp.

9.Stracheus M. S. Novaia zhizn' zhanrovoi traditsii [New life of the genre tradition] Muzykal'nyi sovremennik: Sb. statei. Vyp. 6. [Contemporary music: a collection of articles.

Issue 6]. Moscow, Sov. Composer Publ., 1987, pp. 45-68.

10. Torba 0. V. Ukrainskoe khorovoe tvorchestvo poslednei treti XX v. i problema zhanra [Ukrainian choral work of the last third of the twentieth century and the problem of the genre] Naukovii visnik: zb. na.uk. pr. NMAU im. P. I. Chaikovs'kogo. Vip. 16: Kul'turologichni problemi ukrains'koi muziki (naukovi diskursi pam'iati akademiha I. F. Liashenka) [Scientific Bulletin: The Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine. Issue 16: Cultural problems of Ukrainian music (scientific discourse in memory of academician I. F. Lyashenko)]. Kiev, 2002, pp. 278-297.

11. Kholopova V. N. Teoriia muzykal'nogo soderzhaniia: Programma-konspekt dlia istoriko-teoretiko-kompozitorskikh fakul'tetov muzykal'-nykh vuzov [Theory of music content: Program-synopsis for historical and theoretical composition faculty at musical universities]. Moscow Scientific Publishing Center «Moscow Conservatory», 2009, 24 p.

12. Khokhlova A. L. Kognitivnaia model' teorii interpretatsii v muzykal'nom iskusstve. Na materiale kamerno-instrumental'nykh sochinenii venskikh klassikov [Cognitive model of interpretation theory in the Musical art. On material of chamber instrumental works of the Viennese classics] Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora

iskusstvovedeniia 17.00.09. Teoriia i istoriia iskusstva [Abstract of dissertation for the degree of doctor of arts history 17.00.09. Theory and history of art]. Saratov, 2013, 44 p.

13. Tsukkerman V. A. Muzykal'nye zhanry i osnovy muzykal'nykh form [Musical genres and the basics of musical forms]. Moscow, Music, Publ., 1964, 159 p.

14. Cherniak V. A. Belorusskaia khorovaia muzyka a cappella 60-80-kh godov (k probleme zhanrovogo sinteza) [Belarusian choral music a cappella of the 1960-80-ies (the problem of the synthesis of the genre)], Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iskusstvovedeniia 17.00.02. Muzykal'noe iskusstvo [Abstract of dissertation for the degree of candidate of arts history 17.00.02. Musical art]. Minsk, 1998, 19 p.

15. Ship S. V. Muzykal'nyi zhanr v metodologicheskom aspekte [Musical genre in the methodological aspect] Naukovii visnik: zb. nauk. pr. NMAU im. P. I. Chaikovs'kogo. Vip. 16: Kul'turologichni problemi ukraïns'koï muziki (naukovi diskursi pam'iati akademika I. F. Liashenka) [Scientific Bulletin: The Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine. Issue 16: Cultural problems of Ukrainian music (scientific discourse in memory of academician I. F. Lyashenko)], Kiev, 2002, pp. 154-177.

Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии

Статья посвящена центральной проблеме искусствоведения - жанровым модификациям в музыке. В связи с этим рассматриваются специфические проблемы, обусловленные типологическим разнообразием современной хоровой музыки а cappella. Характеризуя методологические аспекты ведущего ответвления музыкальных жанров, хоровой музыки а cappella, автор опирается на ключевые положения научно-методических разработок авторитетных ученых XX-XXI ст. (Б. Асафьева, Ю. Тюлина, С. Скребкова, А. Сохора, JI. Мазе-ля, В. Цуккермана, М. Арановского, В. Меду-шевского, А. Соколова, М. Лобановой, В Хо-лоповой, Ю. Паисова, Г. Григорьевой, Л. Пархоменко, Т. Мдивани, Г. Цмыг).

Автор статьи предлагает пути решения сложного задания в нескольких направлениях. Одно из них построено на следующих позициях: внешняя (функции: историческая (социальная, эстетическая и коммуникатив-

Contemporary choral a cappella music: the

problem of genre typology The article is devoted to the music genre modification, the central issue of art. In this regard, we consider the specific problems caused by the typological variety of contemporary choral a cappella music. Describing the methodological aspects of the leading branches of musical genres of choral a cappella music, the author relies on the key provisions of the scientific and methodological developments of the influential scientists of the XX-XXI century (B. Asafyev, Y. Tyulin, S. Skrebkov, A. Sochor, L. Mazel, B. Zuckerman, M. Aranovsky V. Medushevsky, A. Sokolov, M. Lobanov, V. Kholopova, Yu. Paisov, G. Grigorieva, L. Parkhomenko, T. Mdivani, G. Tsmyg).

As the result of the study of these choral works, the author proposes solutions to complex tasks in several directions. One of them is built on the following positions: external (functions: historical (social, aesthetic, and

ная); внутренняя (состав исполнителей, структура, способы музыкальной выразительности, характер образно-содержательной сферы, авторская номинация, временные и пространственные параметры). По мнению автора, названные константы постоянно взаимодействуют и взаимодополняются. Другим является жанровое распределение хоровой музыки по принципу взаимодействия и преемственности. К принципам взаимодействия относятся межжанровый и полижанровый синтез, преемственность характеризуется внутрижанровым синтезом.

Ключевые слова: хоровая музыка а cappella, жанр, типология, специфика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

communicative), internal (cast, structure, methods of musical expression, nature of image-content areas, authoring nomination, temporal and spatial parameters). According to the author, the mentioned constants are constantly interacting and complementing each other. Another direction is the allocation of choral music genres according to the principle of interoperability and continuity. Inter-genre and poly-genre synthesis are related to the principle of interoperability, the continuity is characterized by intra-genre synthesis.

Keywords: choral a cappella music, genre, typology, specificity.

Елена Николаевна Батовская кандидат искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского.

E-mail: bathelen@mail.ru

Elena Batovska - PhD in Arts History, Assistant Professor of the Choral Conducting Department at the Kotlyarevsky Kharkov National University of Arts. E-mail: bathelen@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.