Научная статья на тему 'Современная экономическая ситуация: схемы шантажной экономики'

Современная экономическая ситуация: схемы шантажной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ШАНТАЖ / СПРОС НА ПРОДУКЦИЮ / ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЯ / ECONOMY / BLACKMAILING / GOODS DEMAND / CONSUMER CHEATED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Лариса Александровна

Статья посвящена вопросам этики взаимоотношений участников экономического обмена. Современная ситуация отличается нецивилизованным поведением прежде всего продавцов, использующих схемы экономического шантажа для активизации сбыта продукции. Осведомленность потребителя об этих схемах поведения со стороны предложения позволит снизить эффективность обманных рыночных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current economy: blackmailing network

The article is devoted to the issues of market exchange participants. Due to lack of market culture nowadays it is sellers who employ economic blackmailing schemes in order to boost sales. Consumer being aware of these schemes will to some extent prevent from fraudulent seller practices.

Текст научной работы на тему «Современная экономическая ситуация: схемы шантажной экономики»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 3. С. 134-138.

УДК 338.14

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ:

СХЕМЫ ШАНТАЖНОЙ ЭКОНОМИКИ

CURRENT ECONOMY: BLACKMAILING NETWORK

Л.А. Родина L.A. Rodina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья посвящена вопросам этики взаимоотношений участников экономического обмена. Современная ситуация отличается нецивилизованным поведением прежде всего продавцов, использующих схемы экономического шантажа для активизации сбыта продукции. Осведомленность потребителя об этих схемах поведения со стороны предложения позволит снизить эффективность обманных рыночных механизмов.

The article is devoted to the issues of market exchange participants. Due to lack of market culture nowadays it is sellers who employ economic blackmailing schemes in order to boost sales. Consumer being aware of these schemes will to some extent prevent from fraudulent seller practices.

Ключевые слова: экономика, шантаж, спрос на продукцию, обман потребителя.

Key words: economy, blackmailing, goods demand, consumer cheated.

Современный экономический кризис, высвечивая глобальные проблемы целесообразности действующей ныне мировой модели экономики, завуалировал не менее важную проблему этики взаимоотношений участников экономического обмена. Формирование и развитие цивилизованных рыночных отношений теоретически предполагает переход на концепцию социально-этичного маркетинга.

Но современная экономическая ситуация является ярким проявлением применения концепции интенсификации коммерческих усилий, суть которой заключается в том, что потребление товара в необходимых стороне предложения объемах возможно только при усилении стимулирующих факторов сбыта. На первый взгляд ничего опасного в таком подходе нет, но интересы предложения никогда не ограничиваются достигнутым, вследствие этого даже «жесткие продажи» уже неспособны удовлетворять самым смелым ожиданиям по сбыту. Поэтому данная форма стимулирования продаж развивается до уровня шантажной экономики.

Проявление психологического давления на покупателей товаров и потребителей услуг имело место и ранее, например, относительно товаров пассивного спроса (страховки, энцик-

© Родина Л.А., 2010

лопедические словари, могильные участки, сертификаты владельца небесного тела и т. д.), а также относительно ходовых, но дорогостоящих товаров (автомобили, золотые украшения, элитная мебель и т. д.). Более того, даже если напористая психологическая игра предложения распознана потребителем, то явного, прямого ущерба для него это не несет, результатом психологического давления предложения не предполагается зависимость потребителя, это лишь активная информационная манипуляция его поведением.

Использование психологических практик в данных случаях не классифицируется как шантаж, так как нет запугивания, угрозы разглашения позорящих, компрометирующих сведений, вымогательства обманным путем. Но именно эти черты все ярче вырисовываются в поведении даже тех производителей, продавцов, которые ранее отличались безупречной, с точки зрения этики бизнеса, репутацией.

Чтобы иметь представление о возможных мерах нейтрализации форм шантажной экономики, разберем прежде всего наиболее типичные примеры ее проявления. Определимся прежде всего с тем, что понимается под шантажной экономикой.

По мнению автора, шантажной считается экономика, в которой определяющей стороной является предложение, добивающееся

сбыта своей продукции неэтичными (обманными) способами давления на потребителя, обеспечения зависимости спроса от своих товаров (услуг).

В этой связи важно отметить, что проявление шантажной экономики, в отличие от концепции интенсификации коммерческих усилий, характеризуется потенциальной угрозой потребителю в случае невыполнения условий, диктуемых стороной предложения. Также в значительной мере шантажная экономика проявляется в необходимости новых покупок товаров (услуг) из-за постепенного уменьшения их срока службы (потребления).

Условно наименее опасными проявлениями шантажной экономики являются манипуляции производителей парфюмерии, косметики, бытовой химии и прочих товаров, использующих пульверизаторы. Казалось бы, простейший механизм дозированного распыления жидкостей не может быть источником обманной интенсификации сбыта. Однако лишь незначительное уменьшение длины трубочки пульверизатора в сочетании с неразборным механизмом упаковки позволяет уменьшить объем реального использования жидкости, так как часть содержимого остается недоступным, хотя в общей стоимости флакона эта часть также учитывается.

Таким образом, уменьшается период между покупками из-за более быстрого расходования содержимого упаковок с неразборными механизмами.

Дополнительные затраты несут покупатели многих товаров в сложной неразборной упаковке - одноразовые шариковые ручки, жидкие парфюмерные средства, бытовая химия, специи в запрессованных емкостях и т. п. Чаще всего необходимость такой упаковки объясняется соображениями защиты содержимого от несанкционированного производителем предпродажного наполнения (замены наполнения). Но в таком случае, видимо, нецелесообразно использование сложной, потенциально многоразовой упаковки с неразборным механизмом (например, специи в баночках с запрессованным механизмом-мельницей).

Но даже предложение товаров в многоразовой упаковке (разборные пульверизаторы, шариковые ручки, заправляемые газовые зажигалки, банки со съемным механизмом-мельницей и т. п.) не является гарантией от проявления шантажа при сбыте соответствующих товаров. В случае отсутствия предложения наполнителей (стержни, баллоны с газом, специи на развес, бытовая химия и косметические

средства в целлофановой упаковке и т. п.) также имеет место проявление зависимости потребителей от предложения. Многоразовую упаковку все равно невозможно использовать.

Также на основе манипуляций с упаковками ускоряют сбыт своей продукции производители кремообразных, вязких средств (парфюмерия, косметика, бытовая химия, строительные смеси и т. п.), опираясь на принцип «лисы и журавля» со значительным акцентом на первую часть принципа. При упаковке кремообразных средств в жесткие емкости с узкими горлышками опять же часть продукции остается недоступной к потреблению, но включенной в общую стоимость.

Более серьезные манипуляции поведением потребителя с элементами шантажа имеют место в сферах бизнеса, предлагающих ходовые, но дорогостоящие товары. Если ранее манипулирование осуществлялось на уровне сбыта продукции, например, информированием потребителя о мнимых конкурентах на понравившийся товар (автомобиль, квартиру, произведение искусства и т. п.), то в рамках шантажной экономики развивается направление на искусственное снижение качества товаров, приводящее к более частой их замене.

Ярким примером такой тенденции является автомобилестроение. Еще недавно в целях рекламы наиболее мощные представители мирового автобизнеса информировали потенциальных покупателей о том, что двигатели их автомобилей имеют гарантию пробега в миллион километров до капитального ремонта. Просчитав пробег автомобиля, используемого в режиме средней активности (около 50 тыс. км в год), получается, что эксплуатация такого автомобиля может осуществляться около 20 лет. В течение этого срока владелец без дополнительных стимулов, скорее всего, вряд ли захочет покупать новый автомобиль взамен прежнего, если эксплуатационные характеристики имеющегося автомобиля удовлетворяют требованиям надежности.

Следовательно, постоянно повышающийся спрос на новые автомобили при таком раскладе маловероятен и, таким образом, автомобиль с высококачественными характеристиками, невыгоден производителю по причине длительного периода до следующей покупки.

Именно поэтому большинство автомобилестроителей постепенно снизили высокое качество выпускаемых автомобилей до более низкого, но приемлемого уровня с одновременной активизацией рекламы, направленной на культивирование особого имиджа потенци-

альных покупателей - только успешные люди следуют авто-моде. Это означает, что потребители, считающие себя успешными, не должны пользоваться автомобилем 20 лет, и, следовательно, с появлением новых моделей вынуждены приобретать новинки с периодичностью 2-3 года, обеспечивая нужную скорость оборота производителям.

Аналогичная схема экономического шантажа применяется в производстве бытовой техники, радиоаппаратуры и других аналогичных товаров широкого потребления с оговоркой на степень ответственности приборов в жизнеобеспечении. Это означает, что для медицины, космоса, атомной энергетики, национальной безопасности и других стратегически важных сфер деятельности, подобный механизм искусственного снижения качества, а соответственно, срока службы, чреват разрушительными и необратимыми последствиями, поэтому не применяется.

Однако в медицине также замечены элементы шантажной экономики, не сопряженные, конечно же, со значительными необратимыми последствиями, но от этого не менее опасные с точки зрения личной безопасности и общечеловеческой морали. Речь идет об информационных манипуляциях в пользу стороны предложения - медицинского учреждения относительно диагностики и методов лечения заболевания. К сожалению, не единичными являются случаи, когда, например, в стоматологических клиниках диагностируют количество поражений полости рта в больших количествах, чем реально имеющихся.

В области лечения заболеваний также не обходится без элементов шантажной экономики. В медицинской практике имеют место случаи «научного эксперимента» лечащего врача над своим пациентом для сбора экспериментального материала при реализации программы собственных научных исследований. Такие случаи потенциально опасны в силу недостаточности опыта для определения всех возможных последствий нововведения, предложенного пациенту. Более того, цель подобных экспериментов может быть не только научная, но и коммерческая.

Именно поэтому для пациентов любая диагностика по принципам консилиума или выбор медицинского обслуживания по типу «домашний доктор» направлена на минимизацию рисков шантажной экономики в жизнеобеспечивающих отраслях.

Оригинальные схемы шантажной экономики применяются в глобальных сетях. По-

мимо традиционных (чисто информационное манипулирование по законам СМИ) проявлений психологической обработки сознания системных пользователей с целью получения дополнительных прибылей, имеют место неявные варианты принуждения к действиям, навязываемым владельцами информационных ресурсов.

В этой связи различают как изощренные (например, действие на подкорку мозга человека определенным сочетанием цветов), так и вполне безобидные на первый взгляд (например, искусственное снижение скорости закачки ресурса) варианты целенаправленного давления на сознание пользователя.

Пользователю, чаще всего, сложно зафиксировать и доказать обманные манипуляции владельца сервера по снижению скорости скачивания информационного ресурса. Эта трудность обусловлена тем, что множество факторов являются причиной снижения скорости передачи данных - характеристики технического и программного обеспечения передачи данных, специфика линий передачи (модемная связь или выделенная линия), при модемном варианте - характеристики телефонной станции, качество услуг оператора связи и т. п. Однако, более не скрывая свои цели, владельцы ресурсов теперь открыто проявляют «власть» над пользователем, предлагая бесплатный, но очень медленный вариант передачи данных, или высокоскоростную передачу, но за дополнительную плату.

Зачастую низкоскоростная передача, вызванная искусственным затормаживанием, сопряжена со значительным увеличением объема (до 2-2,5 раз от заявленного) и времени передачи. Это приводит, в свою очередь, к увеличению доходов операторов связи, предлагающих лимитные Интернет-тарифы. Таким образом, имеет место принуждение пользователя согласиться на платную высокоскоростную передачу.

Используют в свою пользу временной фактор и представители шоу-бизнеса. Особенно в этом вопросе преуспели создатели многосерийных фильмов и популярных телевизионных шоу.

Как известно, грамотно представленный развлекательный ресурс является не только источником текущего дохода, но и РЯ-компа-нией для его производителя, исполнителей на будущее. В этом аспекте развлекательный ресурс играет роль портфолио, направленного на потенциальных заказчиков (продюсера - для создателей произведения, режиссера - для ак-

терского состава), следовательно, не должен быть кратковременным.

Именно поэтому владельцы прав на развлекательный ресурс выбирают такой график показа, который, не снижая интереса потенциального заказчика, искусственно удлиняет представление и тем самым позволяет длительное время удерживать необходимый уровень внимания. И возможностей для этого предоставляется множество. Например, 60-серий -ный фильм с графиком показа 5 дней в неделю, будет занимать внимание зрителей около 2,5 месяцев. Но, сократив представление до 4 дней в неделю, сериал в целом длится уже на целый месяц больше, не позволяя забыть его персонажей и авторов.

Телевизионные шоу еще более яркий пример того, как нужно держать в постоянном напряженном внимании своих зрителей - яркое, но достаточно короткое представление с периодичностью, например, раз в неделю. Таким образом, передача продолжительностью 10 минут, представляемая по выходным, в целом занимает всего около 9 часов в год, но создатели и участники, систематически напоминая о себе, несут минимальные затраты с долгосрочной направленностью на расширение спектра предложений относительно других выгодных проектов.

По направлению шантажной экономики развивается манипулирование в области научных разработок для различных сфер деятельности. Наиболее ярким примером шантажной экономики в научных исследованиях считается засекречивание результатов, потенциально нежелательных, невыгодных для производителей продукции-аналога.

Так, например, ткань из конопляного волокна обладает высокими качественными характеристиками, схожими с ситцевыми тканями, но одновременно является более износостойкой (в пропорции 1:10). Это означает, что покупки ткани из конопляного волокна осуществлялись бы в 10 раз реже, чем быстро изнашиваемого ситцевого полотна, значительно замедляя оборот некогда самого популярного материала для пошива одежды.

В современной практике имеет место проявление шантажной экономики на уровне рыночной и даже политической власти - производство новых видов топлива, альтернативных углеводородному топливу.

Разработки альтернативных видов топлива ведутся уже достаточно давно, и необходимость в них не становится меньше из-за ограниченности природных запасов нефти. Но

серьезным тормозящим фактором внедрения научных разработок в сфере альтернативной энергетики является стратегический характер нефтяных ресурсов как одного из фундаментов рыночной и политической власти владельцев нефтяных месторождений. Видимо, только после того, как в сфере производства альтернативных видов энергии ресурсы окончательно перераспределятся в пользу нынешних владельцев нефтяного бизнеса, этим разработкам будет дан «зеленый свет».

Также глобальным проявлением шантажной экономики можно считать требования Всемирной торговой организации (ВТО) к стра-нам-претендентам при рассмотрении заявки на вступление в организацию. Зачастую ущемляющие интересы претендента, лоббированные странами-участницами условия, выдвигаемые ВТО, кардинальным образом направлены в первую очередь на систему национального образования, финансовый и страховой бизнес, внешнюю экономическую политику с акцентом на принципы свободной торговли и т. п.

Современная ситуация характеризуется неизбежным переходом российского высшего образования на двухуровневую систему, гармонизированную по принципам мировых стандартов качества образовательных услуг. Но процесс перехода на новые образовательные технологии сопряжен с серьезными рисками потери высочайшего интеллектуального потенциала, которым всегда отличалась традиционная система российского образования.

Данный исход вполне вероятен, если учесть исторические факты развития российского образования. Например, полет первого советского спутника в космос был оценен в мире прежде всего как победа системы советского образования. Смещение образовательных акцентов с технического профиля на гуманитарный также негативным образом уже сейчас оказывает влияние на экономическое развитие страны.

Серьезные социологические исследования, проводимые среди высших учебных заведений в странах, имеющих достаточно большой опыт применения двухуровневого образования, к сожалению, свидетельствует о невысоких интеллектуальных способностях студентов, слушателей, а следовательно, низких показателях эффективности образовательных услуг. Именно поэтому требование перехода российского образования на новую систему воспринимается как проявление шантажной экономики - целенаправленное снижение интеллектуального уровня нации.

Единственным положительным моментом такого перехода можно считать возможность свободного выхода на международный рынок труда без необходимости нострифика-ции документов об образовании российского образца.

Пожалуй, самым ярким негативным примером проявления шантажной экономики является демонстративное вынуждение автовладельцев к пользованию услугами охраняемых автостоянок. Речь идет об умышленном, пошаговом нанесении вреда автомобилю, владелец которого отказывается от соответствующих услуг.

Для этого разрабатываются целые алгоритмы экономического шантажа по активизации потенциальных, но несговорчивых потребителей услуг охраняемых автостоянок. Первоначально действия шантажистов направлены на то, чтобы владелец автомобиля, которому нанесен незначительный ущерб (например, спущенное колесо, периодически включаемая сирена сигнализации в ночное время и т. п.) мог распознать «намек» и вынуждено

воспользоваться услугами, от которых ранее отказывался. Однако если и далее нужного шантажистам решения со стороны автовладельца не следует, то предпринимаются более активные меры давления (например, повреждение всех четырех баллонов колес автомобиля, временное загрязнение кузова, устройство преград для передвижения и т. п.). При этом не меньше, чем при совершении более серьезных, уголовно наказуемых деяний, соблюдаются меры предосторожности (отсутствие явных вещественных доказательств нанесения вреда, незначительный по сумме, но чувствительный психологический ущерб и т. п.).

Таким образом, оценив масштабы шантажной экономики, к сожалению, приходится констатировать ее всеобъемлющий характер. Но выявление форм шантажной экономики, информирование широкого круга потребите -лей о таких потенциальных угрозах, позволяет значительно снизить ее эффективность для бизнеса, пытающегося обманным путем вынудить потребителя к выгодным стороне предложения действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.