Н. М. Запекина
СОВРЕМЕННАЯ ДОСУГОВАЯ ПЕРИОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ТЕМАТИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
Во все периоды исторического развития свободным временем человечество распоряжалось по-разному. Так, например, люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, рассматривая это как досуг, как «отдохновение духа», большая часть населения предпочитала для отдыха менее интеллектуальные занятия: спорт, охоту, беседы, посещение зрелищ и т. д. Досуг - это необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Именно поэтому он всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением,
оздоровлением и т. п. Характерными чертами досуга является его неразрывная связь с содержанием труда, семейно-бытовыми условиями и индивидуальными особенностями
человека.
По мнению специалистов, слово «досуг» в значении «свободное время» употреблялось в Русском государстве еще в середине XV в. В толковом «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела» [1, с. 36]. Близкое толкование мы найдем и в современном словаре русского языка С. И. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время» [4, с. 173].
Рассматривают это понятие и отдельные науки о человеческом обществе. Например, в словаре по социологии дано такое определение: «Досуг - совокупность обязанностей времени активной жизнедеятельности индивида свободного от основной работы, сна, выполнения домашних дел. Используется для удовлетворения физических, духовных потребностей
людей, но не связан с производственной деятельностью человека» [2, с. 78]. Психолого-педагогический словарь раскрывае понятие «досуг детей» как «свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей» [3, с. 139].
Таким образом, понятие «досуг» рассматривается сегодня в двух аспектах - деятельностном и временном. В первом значении досуг представляет собой один из видов жизнедеятельности человека и располагается в ряду: учеба, труд, быт, досуг. Во втором -понимается как деятельность, осуществляемая для того, чтобы занять свободное от работы, учебы или другой надобности время, как деятельность для души, для себя. Перечисленные значения в полной мере характеризуют и детский досуг.
По мнению отечественных специалистов, детский досуг формирует и развивает личность, стимулирует творческую инициативу детей, способствует их самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия. Досуг не только обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие ребенка, но способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков. Основными характеристиками досуга детей являются ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты. Таким образом, функции детского досуга могут быть определены как самореализационная, творческая,
коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая.
Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности, представленная в деятельностном и временном аспектах. Исследования последних лет
показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т. е. журналов и газет. Объяснение этому самое простое: с одной стороны,
периодика всегда была и остается одним из самых массовых, дешевых и оперативных видов изданий, а с другой -налицо значительная динамичность изданий данной категории по сравнению с книжными.
Однако издатели чаще всего предпочитают не указывать вид издания по целевому назначению, и отнесение конкретных из них в разряд досуговых может быть осуществлено только лишь исходя из содержания и тематики. Типологические черты детской досуговой периодики также весьма размыты, поэтому для выявления ее типообразующих признаков мы обратились к анализу изданий, относимых в большинстве случаев к досуговым. В нашем случае была предпринята попытка изучить
специфику периодических детских досуговых изданий по жанровому, тематическому и структурному критериям.
По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую
читательскую аудиторию и по
соответствующему ей назначению могут
быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной. По отношению к детским изданиям ОСТ 29.127-2002 выделяет 4 возрастные группы: для дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и юношества [5]. Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социальнопсихологические характеристики
читателей.
Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий: журналами
(«Головоломки», «Веселые медвежата», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя» и др.), газетами («Катавасия», «Поле чудес для детей», «Абракадабра» и т. д.), а также детскими приложениями к взрослым досуговым изданиям (например, газета «Семья» с 1996 г. имеет приложение «Куча мала» -журнал для детей и подростков).
Возрастные особенности детской аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение следующих типов досуговых периодических изданий: для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких»); для младших школьников («Мурзилка», «Мастерилка», «Поиграем в сказку»); для подростков («Маруся», «Ровесник»,
«Классный журнал»); для
старшеклассников («Бумеранг»,
«Штучка»).
Вместе с тем сегодня большинство изданий для детей и
юношества, стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще
обращается сразу к нескольким возрастным группам:
1) дошкольникам и младшим
школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые
медвежата», «Миша», «Куча мала» и др.);
2) младшим школьникам и подросткам (журналы «Клёпа», «Ванька-встанька» и др.);
3) подросткам и
старшеклассникам («Мы», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.). При этом издания для старшеклассников также имеют условную верхнюю
возрастную границу, опубликованные в них материалы представляют интерес и для молодежной аудитории.
Жанровое обеспечение этих изданий нельзя назвать особенным. Можно отметить обращение к тем или иным литературным формам: стихи,
загадки, скороговорки, рассказы, сказки всех жанров; из журнальных жанров -заметки, зарисовки, реже очерки о людях и природе, также встречаются
репортажи, интервью. Из журнала в журнал кочуют юморески с расхожими сюжетами, анекдоты, частушки,
выдержки из школьных сочинений, комиксы. Вообще, для детской прессы «все жанры хороши, кроме скучного». Жанровые формы претерпевают психологическую адаптацию текстов с учетом особенностей аудитории:
уменьшение объема, придание фабуле остроты, динамичное развитие событий, живой, образный язык, яркие метафоры.
Специалисты отмечают, что детская досуговая периодика не обходится без произведений русских, советских и зарубежных классиков. Из беллетристики в периодических изданиях для детей печатаются стихи, рассказы, юморески, повести, т. е. малые литературные жанры, объем которых составляет практически половину
объема изданий.
Велика роль игровых и развивающих заданий. Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности,
приобщает ко многим областям знания, поэтому досуговая периодика для детей все чаще выполняет функции
занимательного обучения и
развивающей игры.
Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от
возрастной направленности и
функционального назначения,
занимательны. Они создаются по
принципу «развлекая - поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т. д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников, это конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды.
Современная юношеская
досуговая пресса большое внимание уделяет «звездным» новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т. д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания, которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных
проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость тематики публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные
произведения, фотографии, анекдоты).
Чтобы привлечь детей и удержать их внимание, во время прочтения используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации,
особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все детские журналы многоцветны и красочны. Количество фотографий
меняется в зависимости от возраста и направления журнала. Для детей шестисеми лет количество фотографий минимальное, но в таких журналах, как «Играем с Барби», «Винни-Пух» их место заняли диапозитивы.
Следует отметить, что
иллюстрации часто имеют
нестандартную форму - круг, эллипс, ломаную линию. Динамика, ритм материалов журнала достигается традиционными приемами -
чередованием крупных и мелких композиционных элементов, размеров шрифта, текстов и заголовков. Во многих изданиях преобладает
нестандартное расположение заголовков и рубрик: вертикальное, наклонное,
диагональное, кубиками и т. д.
Ориентирование в детских досуговых журналах минимально. Чаще всего оно сводится к оглавлению типа: «Читай в июне», «В номере», «Содержание», «Читай в номере». Многие журналы вообще обходятся без ориентирования, например, «Миша». Это не способствует развитию читательской культуры детей, однако
вполне соответствует общепринятому мнению о том, что досуг - занятие произвольное и даже в чтении приятнее всего разнообразие, неожиданность и отсутствие видимой для читателя
системы.
Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий
чуждо противопоставлению «учебное
время - досуг» и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной,
свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.
Понятие возрастных ограничений в досуговой периодике часто размыто, что объясняется отсутствием жесткой границы физиологических и
психических изменений личности в конкретный возрастной период. Поэтому в каких-то аспектах периодические издания для детей являются опережающими. Функциональная
структура детских досуговых СМИ соответствует типологической структуре досуга, поэтому к досуговым относят развлекательные издания с
доминирующими гедонистической, коммуникативной, просветительской и рекреативной функциями.
1. Даль, В. И. Словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - СПб.: Норинт, 1998. -1536 с.
2. Еникеев, М. И. Общая, социальная и юридическая психология: крат. энцикл. слов. / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. - М.: Юрид. лит., 1997. - 448 с.
3. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. -544 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1996.
5. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия // Стандарты по издательскому делу. - М., 2004. - С. 483-506.
5