Научная статья на тему 'Совокупность педагогических подходов к развитию визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессионального обучения'

Совокупность педагогических подходов к развитию визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИ-ХУДОЖНИКИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / VISUAL CULTURE / AESTHETIC CULTURE / VOCATIONAL TRAINING / TEACHERS-ARTIST / SYSTEMS APPROACH / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH / CULTURAL-ACTIVITY APPROACH / DIALOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова Анна Сергеевна

В статье рассмотрен вопрос о развитии визуальной культуры учителей изобразительного искусства, как профессиональном и личностном качестве будущих специалистов. Обоснована актуальность изучения данного вопроса в современных условиях. Рассмотрены подходы к развитию визуальной культуры студентов в процессе профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF VISUAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The visual culture development of teachers-artists as professional and personal specialist’s qualities is discussed in the article. Relevance of the issue in present conditions has been proved. The analysis was made of the approaches visual culture development of future teachers-artists in vocational education

Текст научной работы на тему «Совокупность педагогических подходов к развитию визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессионального обучения»

УДК 378 UDC 378

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ TO THE QUESTION OF ORGANIZATION OF

РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ EDUCATIONAL WORK AT THE DEPART-

MENT

Григораш Олег Владимирович Grigorash Oleg Vladimirovich

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Doctor of Engineering Sciences, professor, head of the

grigorasch61 @mail.ru chair, grigorasch61 @mail.ru

Кубанский государственный аграрный универси- Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

тет, Краснодар, Россия

В статье приведена структура и раскрыто содержа- The article describes the structure and content of activ-

ние мероприятий воспитательной работы профес- ities disclosed educational work of the faculty at the

сорско-преподавательского состава на кафедре в Department as part of a systematic approach to the

рамках реализации системного подхода к решению problem of educating students in the modern universi-

проблемы воспитания студентов в современном ty

вузе

Ключевые слова: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, Keywords: EDUCATIONAL WORK, DEPART-

КАФЕДРА, ПРОФЕССОРСКО- MENT, FACULTY, CURATOR

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, КУРАТОР

На современном этапе развития общества воспитательная работа должна быть одной из приоритетных задач современной высшей школы, поскольку в настоящее время существенное воспитательное влияние на студентов оказывают негативные факторы, возникающие в обществе (псевдокультура, неформальная среда общения, коммерционализирован-ные СМИ и т. п.) [1, 2].

Проблему воспитания студентов в современных вузах может решить только применение системного подхода [3, 4].

Значительная роль в воспитании студентов принадлежит кафедре. Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый студент стал настоящим специалистом-профессионалом, способным успешно решать и возникающие в профессиональной деятельности проблемы. При этом выпускник вуза как будущий специалист-руководитель должен быть воспитанным, нравственным и порядочным человеком [3, 5].

Важность воспитательной работы отражена в Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (ст. 48) в котором указано, что в обязанности педагогических работников входит развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей,

формирование гражданской позиции, способности к труду в условиях жизни в современном мире.

С учётом основных видов деятельности кафедры [1, 6] и требований Закона «Об образовании в РФ» предложена структура и содержание мероприятий системного подхода воспитательной работы на кафедре, которая приведена на рисунке 1. Целесообразно подробнее рассмотреть содержание мероприятий воспитательной работы современной кафедры.

Рисунок 1 - Структура и содержание мероприятий воспитательной работы на кафедре

Воспитательная работа со студентами проводится как в учебное, так и во внеучебное время, причём в учебное - во время плановых и дополни-

тельных занятий, консультаций, в период практик и выполнения выпускных квалификационных работ (см. рисунок 1).

Во внеучебное время воспитательная работа проводится во время занятий студентов в кружках НИРС (научно-исследовательская работа студентов), а также в процессе привлечения их к развитию учебнометодического и материально-технического обеспечения дисциплин кафедры. Немаловажная роль в этой сфере принадлежит кураторам - преподавателям, занимающимся учебно-воспитательной работой с конкретной группой, они организуют мероприятия спортивно-оздоровительного и культурно-массового характера (см. рисунок 1).

1 Воспитательная работа на занятиях

На лекционных занятиях. Каждая лекция должна носить характер продуманной беседы, а её исполнение должно быть чётким, понятным, позволяющим вести запись основных положений, эмоциональным, но в месте с тем «живым» [7].

В целях побуждения студентов к активной познавательной деятельности лектор должен на каждом занятии рекомендовать студентам источники наиболее интересной дополнительной информации по теме лекции.

Для активизации самостоятельной работы студентов над лекционным материалом рекомендуется в начале лекции проводить контроль усвоения изученного материала, выделяя для этой цели до 7 мин [6].

Вопросы, рассматриваемые в лекции, необходимо постоянно связывать с практической деятельностью студентов как будущих специалистов. Здесь преподавателю следует приводить примеры из личной практики (это повышает его авторитет), из практики работы других преподавателей и специалистов, а также примеры результатов научных исследований по тому или иному изучаемому вопросу.

На лабораторных и практических занятиях. Возможность проведения индивидуальных бесед при защите отчётов по лабораторным работам, устном опросе студентов на практических занятиях позволяет преподавателю сконцентрировать внимание на уровне подготовки студента, а также на слабых и сильных сторонах его характера, чтобы учитывать их в воспитательной работе.

Применяющаяся в настоящее время бригадная форма обучения способствует развитию чувства коллективизма, ответственности за общее дело. Формировать бригады во время лабораторных занятий преподаватель должен из хорошо и слабоуспевающих студентов, и контролировать, чтобы в бригаде не было студентов, постоянно конфликтующих между собой в повседневной жизни.

Целесообразно при постановке задач для самостоятельной работы, в особенности студентам, проживающим в общежитии, закрепить слабоуспевающих за успевающими студентами. При этом в начале выдавать «отстающим» простые индивидуальные задания, со временем постепенно усложняя их.

Преподаватель должен требовать от студентов во время занятий ведение конспекта, сосредоточенности, дисциплины и порядка в аудитории. Кроме того, личный пример, в том числе высокая культура речи, опрятный внешний вид увеличивают воспитательное воздействие преподавателя на студентов [8, 9].

2 Воспитательная работа во время дополнительных занятий

Известно, что основной целью дополнительных занятий является разъяснение студентам темы или вопросов учебной дисциплины, которые плохо усваиваются большинством студентов, при этом преподаватель должен изменить методику изучения соответствующей темы дисциплины на основе анализа вопросов, которые являются сложными для студентов.

Поведение преподавателя во время дополнительных занятий может способствовать повышению авторитета, поскольку студенты видят его желание объяснить не усвоенный ими материал, помочь закрепить его. Эффективно проведённые дополнительные занятия, позволяют поднять на новый уровень усвоение учебной дисциплины [1].

3 Воспитательная работа на консультациях

Консультации должны проводиться не только во время, указанное в графике консультаций, но и по мере необходимости, зависящей от качества усвоения материала студентами, которое оценивается, как правило, результатами текущего контроля. Консультации должны быть в основном индивидуальными, а в случаях, когда в группе (на курсе) задолжников по текущим отчетностям более 20 % - в составе подгруппы или группы [1, 6].

На консультациях преподаватель обязан ответить на возникшие вопросы и подсказать, какую дополнительную литературу необходимо изучить для качественного усвоения материала. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо привлекать к проведению консультаций студентов-отличников. В начале консультации преподаватель отвечает на общие вопросы, определяет, какой материал слабо усвоен, далее распределяет студентов по подгруппам, назначая старшими студентов-отличников для разъяснения материала дисциплины. Преподаватель проводит консультацию в самой слабой подгруппе.

Основная мотивация для студентов-отличников, привлекаемых к консультациям - разрешение досрочной сдачи экзамена (зачета) по дисциплине, а также зачтение без защиты промежуточных отчетностей (контрольных работ, отчетов по лабораторным работам и т. п.).

4 Воспитательная работа в период проведения практик

Практики студентов являются составной частью образовательной

программы высшего профессионального образования. Посредством практик осуществляется подготовка выпускника к самостоятельной работе [10].

Известно, что основными видами практики, применяемыми в вузах, являются: учебная, производственная и преддипломная [1].

Главной целью практики является закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам, а задачей - приобретение навыков выполнения основных технологических операций в соответствии со специализацией подготовки и ведения текущей плановой и отчётной документации.

Основная воспитательная роль при проведении практик принадлежит их руководителям - преподавателям вуза, которые организуют взаимодействие студентов с производственниками.

По окончании практики студенты составляют индивидуальные отчёты. При этом формируются навыки принятия самостоятельных решений и повышается чувство ответственности, как будущих руководителей.

Для повышения эффективности воспитательного воздействия на студентов и качества усвоения знаний по специальности необходимо уже со второго курса закрепить их за преподавателями - будущими руководителями выпускных квалификационных работ. Эти преподаватели и будут ставить задачи на период проведения учебных, производственных и преддипломных практик [3]. При внедрении системы индивидуальной работы со студентами возрастает уровень воспитательного воздействия, потому что практически со второго курса со студентом работает не только куратор группы, но и будущий дипломный руководитель. Кроме того, повышается уровень выпускных квалификационных работ и качество подготовки студентов в комплексе [2].

5 Воспитательная работа в период выполнения выпускной квалификационной работы

Основной целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является углубление, систематизация, анализ и обобщение знаний, компетенций, полученных студентами за годы обучения в вузе. Студенты-

выпускники должны продемонстрировать знание изученных дисциплин, навыки использования современных методов исследования, статистических материалов, умение пользоваться литературными источниками и ресурсами Интернета. Здесь важная функция принадлежит руководителям, которые проводят практическое обучение навыкам самостоятельного решения задач.

6 Воспитательная работа на кафедре во внеучебное время

Привлечение студентов для работы в кружках НИРС является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научнотехнического прогресса [11, 12].

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах под руководством опытных преподавателей, как правило, доцентов и профессоров. Реализуется НИРС в научных кружках кафедры и позволяет студентам общаться с преподавателями для решения реальных исследовательских задач, изучать и осваивать дополнительный материал, повышающий уровень их подготовки.

Для успешной организации НИРС преподавателям кафедры необходимо выявлять и отбирать на ранних стадиях обучения (со второго курса), студентов проявляющих интерес к научной работе и работе по развитию учебно-методического и материально технического обеспечения кафедры.

Основными формами работы студентов в кружках на кафедре являются:

- подготовка научных статей и их публикация;

- оформление заявок на предполагаемое изобретение;

- оформление заявок для получения свидетельства на полезную модель или свидетельства на программный продукт;

- участие в проведении экспериментальных исследований;

- участие в конкурсах и выставках научных работ;

- участие и выступление на научно-технических семинарах (НТС) и конференциях (НТК);

- разработка программ, в том числе тестовых заданий для проверки знаний студентов, применяемых в учебном процессе при изучении дисциплин кафедры;

- оказание помощи преподавателям в оформлении учебнометодического обеспечения дисциплин, в том числе программного, разработке презентаций и т. п.;

- оказание помощи преподавателям в разработке и модернизация лабораторных установок, стендов, плакатов и т. п.

Процесс работы в научно-исследовательских кружках способствует развитию у студентов памяти, наблюдательности, самостоятельности суждений, способности сбора и обработки информации. Каждый из перечисленных компонентов вырабатывает у будущих специалистов навыки проведения научных исследований.

При подготовке к докладу или выступлению на НТС и НТК студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества и самостоятельного мышления. Публичные выступления, соавторство в научных работах с учёными кафедры, демонстрация экспериментальных установок и программ позволяют студенту оформить авторские права на результаты научных исследований и, что также очень важно для обучающегося, общественное признание в среде профессионалов [13, 14].

7 Воспитательная работа кураторов

Известно, что целью кураторской деятельности является воспитание личности, с уважением относящейся к людям, законам и культуре [2, 6].

Основными формами воспитательной работы в вузе являются:

- учебно-воспитательная;

- спортивно-оздоровительные мероприятия;

- культурно-массовые мероприятия.

Основными обязанностями преподавателей - кураторов учебных групп являются:

- воспитывать у студентов сознательное отношение к учебе, труду, бережное отношение к имуществу, чувство ответственности за честь группы, курса, факультета и университета;

- воспитывать у студентов любовь к своей будущей профессии, постоянно вводить их в курс современных проблем специальности и отрасли;

- оказывать помощь студентам в выработке навыков самостоятельной работы с учебно-методической литературой;

- воспитывать у студентов интерес к общественной работе;

- периодически проводить индивидуальные беседы со студентами после совершения ими дисциплинарных проступков, а также при низких показателях в учёбе;

- периодически организовывать встречи с ветеранами труда, выдающимися учёными, педагогами высшей школы и т. д.;

- знать условия быта, семейного положения, состояния здоровья каждого студента группы.

В воспитательной работе важно разграничение функций между деканатом, в том числе заместителем декана по воспитательной работе, и кафедрой.

Вопросами организации культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, профилактикой нарушений учебной дисциплины и так далее, а также деятельностью преподавателей-кураторов учебных групп по перечисленным направлениям должен заниматься деканат.

Общее руководство воспитательной работой, в том числе преподава-телями-кураторами, возлагается на заведующего кафедрой.

Основные организационные направления воспитательной работы ППС кафедры:

- активное оказание помощи студентам в освоении учебного материала, в том числе навыкам самостоятельной работы при изучении дисциплины;

- проведение индивидуальных занятий и бесед с отстающими студентами;

- осуществление контроля выполнения студентами правил поведения в учебных корпусах и аудиториях, непримиримая борьба с теми, кто их нарушает;

- информирование заведующего кафедрой о фактах недостойного поведения студентов на занятиях, в учебных корпусах и других общественных местах.

Некоторые практические советы для ППС, помогающие строить отношения со студентами так, чтобы повысилась эффективность воспитательной работы, приведены ниже[1, 6].

1. Имейте располагающий к себе внешний вид, показывайте студентам пример в поведении и культуре речи.

2. Не допускайте фамильярности, обращайтесь ко всем студентам на «Вы» (только при индивидуальном общении с лучшими студентами, активно работающими на кафедре, или с дипломниками преподаватель может позволить себе называть их по имени).

3. Никогда не опаздывайте на занятия и всегда вовремя его оканчивайте, назначайте время консультаций и дополнительных занятий в удобное для студентов время.

4. Привлекайте студентов к участию в научно-исследовательской работе, к работе по развитию учебно-методического и материальнотехнического обеспечения дисциплин кафедры.

5. Постоянно убеждайте студентов в практической полезности выполняемых ими работ, отмечайте их хорошую работу перед учебной группой (курсом).

6. Постоянно контролируйте уровень подготовки студентов, качество выполнения поручений. Отмечайте студентов, принимающих активное участие в занятиях (постоянно отвечают на вопросы, задают вопросы) и получающих высокие оценки.

7. Во время занятий, экзаменов, бесед дайте студенту возможность высказаться, выслушайте его, не перебивая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Не старайтесь влиять на студента приказным тоном, повышая голос, постарайтесь спокойно поговорить, разберитесь в его проблемах. Будьте одинаково справедливы ко всем студентам, поощряйте в них открытость и искренность.

9. Поздравляйте студентов с днём рождения, принимайте участие в праздничных концертах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, которые они посещают.

Таким образом, рассмотренный комплекс мероприятий воспитательной работы на кафедре при его системном использовании позволит значительно улучшить её качество, будет способствовать воспитанию современного эрудированного руководителя со сформировавшей гражданской позицией, способного самостоятельно решать профессиональные задачи, проявляя при этом инициативу и творческие способности [14, 15].

Список литературы

1. Григораш О. В., Трубилин А.И. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры. Краснодар. 2012. 596 с.

2. Григораш О. В., Загорулько А.В., Серый Д.Г. Основы учебно-воспитательной работы. Краснодар. 2010. 126 с.

3. Григораш О.В. Инновации в организационно-методической работе на кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №07(091). С. 488 - 499.

- IDA [article ID]: 0911307031. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf, 0,75 у.п.л.

4. Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса. Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 72-78.

5. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет - крупнейший центр образования, науки, инноваций. АПК: Экономика, управление. 2012. № 10. С. 8-16.

6. Григораш О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроин-женерным специальностям. Краснодар. 2009. 395 с.

7. Григораш О.В. О повышении эффективности организации учебной работы на кафедре / О. В. Григораш, А. И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №02(096). С. 690 -708. - IDA [article ID]: 0961402048. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/48. pdf, 1,188 у.п.л.

8. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов. Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 3. С. 71-75.

9. Трубилин А. И. Реализация инноваций образовательной программы университетом. Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 3. С. 13-18.

10. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации. Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 55 - 59.

11. Трубилин А.И. Научно-исследовательская работа - один из важных аспектов качества образовательного процесса / А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Политематиче-ский сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №01(095). С. 666 - 680. - IDA [article ID]: 0951401036. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf, 0,938 у.п.л.

12. Нечаев В. И., Григораш О.В. Научно-исследовательская работа на кафедре. Краснодар. 2009. 143 с.

13. Григораш О.В. Комплексный подход к решению проблемы улучшения качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №03(087). С. 113 -128.-IDA[articleID]:0871303007. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/07.pdf, 1 у. п. л.

14. Трубилин А. И., Григораш О.В., Тельнов Г.В. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета. Краснодар. 2008. С. 97.

15. Трубилин А. И., Григораш О.В. Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза. Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 2. С. 60-64.

References

1. Grigorash O. V., Trubilin A.I. Organizacija dejatel'nosti i ocenka rezul'ta-tov raboty kafedry. Krasnodar. 2012. 596 s.

2. Grigorash O. V., Zagorul'ko A.V., Seryj D.G. Osnovy uchebno-vospitatel'noj raboty. Krasnodar. 2010. 126 s.

3. Grigorash O.V. Innovacii v organizacionno-metodicheskoj rabote na kafed-re / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal Kub-GAU) [Jel-

ektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №07(091). S. 488 - 499. - IDA [article ID]: 0911307031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf, 0,75 u.p.l.

4. Grigorash O. V. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija kachestvom obrazova-tel'nogo processa. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 72-78.

5. Trubilin A.I. Kubanskij gosagrouniversitet - krupnejshij centr obrazova-nija, nauki,

innovacij. APK: Jekonomika, upravlenie. 2012. № 10. S. 8-16.

6. Grigorash O.V. Organizacija i ocenka kachestva uchebnogo processa po agroin-zhenernym special'nostjam. Krasnodar. 2009. 395 s.

7. Grigorash O.V. O povyshenii jeffektivnosti organizacii uchebnoj raboty na kafedre / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhur-nal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №02(096). S. 690 - 708. - IDA [article ID]: 0961402048. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/48. pdf, 1,188 u.p.l.

8. Grigorash O. V. K voprosu uluchshenija kachestva podgotovki studentov. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2013. № 3. S. 71-75.

9. Trubilin A.I. Realizacija innovacij obrazovatel'noj programmy universi-tetom. Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2008. № 3. S. 13-18.

10. Trubilin A. I. Tradicii, fundamental'nost', innovacii. Vysshee obrazo-vanie v Rossii. 2013. № 1. S. 55 - 59.

11. Trubilin A.I. Nauchno-issledovatel'skaja rabota - odin iz vazhnyh aspektov kachestva obrazovatel'nogo processa / A.I. Trubilin, O.V. Grigorash // Politematiche-skij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: Kub-GAU, 2014. -№01(095). S. 666 - 680. - IDA [article ID]: 0951401036. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf, 0,938 u.p.l.

12. Nechaev V. I., Grigorash O.V. Nauchno-issledovatel'skaja rabota na kafedre. Krasnodar. 2009. 143 s.

13. Grigorash O.V. Kompleksnyj podhod k resheniju problemy uluchshenija kachestva podgotovki studentov / O.V. Grigorash // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhur-nal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №03(087). S. 113 - 128.-IDA[articleID]:0871303007. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/07.pdf, 1

u.p.l.

14. Trubilin A. I., Grigorash O.V., Tel'nov G.V. Ocenka jeffektivnosti deja-tel'nosti kafedry i fakul'teta. Krasnodar. 2008. S. 97.

15. Trubilin A. I., Grigorash O.V. Sistema ocenki kachestva dejatel'nosti pre-podavatelej i kafedry vuza. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2011. № 2. S. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.