Научная статья на тему 'Совместные пешие прогулки и экскурсии детей старшего дошкольного возраста и родителей (лиц, их заменяющих) как средство семейного досуга'

Совместные пешие прогулки и экскурсии детей старшего дошкольного возраста и родителей (лиц, их заменяющих) как средство семейного досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
пешие прогулки и экскурсии / совместная деятельность детей и родителей / досуг / семейный досуг / семейное воспитание детей старшего дошкольного возраста. / hiking and excursions / joint activities of children and parents / leisure / family leisure / family ed- ucation of children of preschool age.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакаева О. Н., Гамова С. Н.

Статья раскрывает понятие феномена «семейного досуга» как средства семейного воспитания и рассматривает его значение в целостном развитии дошкольников. Авторы акцентируют внимание на результатах анкетирования, которые позволили определить недостаточность использования совместных прогулок и экскурсий в воспитании детей старшего дошкольного возраста в семье. В статье показана необходимость и эффективность применения совместных пеших прогулок и экскурсий старших дошкольников и родителей (лиц, их заменяющих) в семейном воспитании, даются практические советы и рекомендации по их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINES HIKING AND TOURS OF THE PRESCHOOL CHILDREN AND PARENTS (PERSONS SUBSTITUTING THEM) AS A MEANS OF FAMILY ENTERTAINMENT

The article reveals the concept of the phenomenon of "family leisure" as a means of family education and considers its importance in the integral development of preschool children. The authors focus on the results of the survey, which allowed to determine the insufficiency of the use of joint walks and excursions in the education of children of preschool age in the family. The article shows the necessity and effectiveness of joint walks and excursions of senior preschoolers and parents (persons replacing them) in family education, gives practical advice and recommendations on their organization.

Текст научной работы на тему «Совместные пешие прогулки и экскурсии детей старшего дошкольного возраста и родителей (лиц, их заменяющих) как средство семейного досуга»



VETERINARY SCIENCE

УДК: 379.822

Бакаева О.Н., Гамова С.Н.

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10341 СОВМЕСТНЫЕ ПЕШИЕ ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) КАК СРЕДСТВО СЕМЕЙНОГО

ДОСУГА

Bakaeva O.N., Gamowa S.N.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Bunin Yelets State University» Yelets (Russia)

COMBINES HIKING AND TOURS OF THE PRESCHOOL CHILDREN AND PARENTS (PERSONS SUBSTITUTING THEM) AS A MEANS OF FAMILY ENTERTAINMENT

Аннотация.

Статья раскрывает понятие феномена «семейного досуга» как средства семейного воспитания и рассматривает его значение в целостном развитии дошкольников. Авторы акцентируют внимание на результатах анкетирования, которые позволили определить недостаточность использования совместных прогулок и экскурсий в воспитании детей старшего дошкольного возраста в семье. В статье показана необходимость и эффективность применения совместных пеших прогулок и экскурсий старших дошкольников и родителей (лиц, их заменяющих) в семейном воспитании, даются практические советы и рекомендации по их организации.

Abstract.

The article reveals the concept of the phenomenon of "family leisure" as a means offamily education and considers its importance in the integral development ofpreschool children. The authors focus on the results of the survey, which allowed to determine the insufficiency of the use of joint walks and excursions in the education of children ofpreschool age in the family. The article shows the necessity and effectiveness ofjoint walks and excursions of senior preschoolers and parents (persons replacing them) in family education, gives practical advice and recommendations on their organization.

Ключевые слова: пешие прогулки и экскурсии, совместная деятельность детей и родителей, досуг, семейный досуг, семейное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Key words: hiking and excursions, joint activities of children and parents, leisure, family leisure, family education of children ofpreschool age.

Дошкольный возраст - это уникальный шриод в жизни каждого чeлoвeка, когда закладывается здоровье, формируются черты характера, происходит личностное становление. Опыт, приобретенный малышом, во многом определяет его дальнейшую жизнь. В раннем и дошкольном детстве рядом с беззащитным и доверчивым ребенком находятся самые родные и близкие для него члены семьи. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке, он растет и развивается. У него формируются первые представления о семье и мире, о добре и справедливости, об ответственности и долге; возникает чувство доверия или недоверия к миру и окружающим людям. Родительская любовь и постоянное общение дает ему определенный «запас прочности» и чувство психологической защищенности. Время, проведенное вместе с детьми (семейный отдых, досуг, организация разнообразных совместных видов деятельности и т.д.), способствует созданию благоприятного микроклимата в семье, целостному развитию ребенка, укреплению доверительных взаимоотношений между ним и родителями (прародителями).

Опираясь на исследования Т. В. Мамченко, под семейным досугом понимаем свободное времяпрепровождение, предполагающее «совместное

участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, а также является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека и формирования его личности» [2, с. 247]. Как справедливо указывал К. Д. Ушин-ский: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность» [1, с. 5], т.е. досуг - это одно из основных средств разностороннего развития личности. Особое место в структуре досуга занимают семейное воспитание, общение с другими людьми и др. Поэтому семейный досуг является еще и средством воспитания детей дошкольного возраста в семье. Его содержание определяется интересами каждого ее члена, их потребностями и возможностями. Показателем низкой культуры человека можно назвать неумение содержательно и с пользой (для себя и для окружающих) организовывать интересный досуг.

Кому не известна склонность старших дошкольников к путешествиям, туризму, активному отдыху? Сколько просьб сходить куда-нибудь погулять можно услышать от них? Сколько положительных эмоций доставляют всем членам семейного коллектива совместные прогулки, экскурсии,

походы? Поэтому стремление ребенка к путешествиям надо всемерно поощрять.

Совместные пешие прогулки и экскурсии являются одним из самых доступных и малозатратных видов семейного досуга. Оговоримся, что под пешими прогулками подразумеваем не просто гуляние во дворе, в саду или на площадке, пребывание на свежем воздухе, а выходы с детьми за пределы своего двора, микрорайона, города (села) со специальными педагогическими целями. Экскурсии - это более сложные по задачам и содержанию прогулки.

На базе МБДОУ детский сад № 46 «Дружные ребята» города Ельца Липецкой области было проведено анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста. Оно позволило получить следующие результаты: большинство респондентов (84 %) гуляют около дома со своими детьми в выходные и праздничные дни на спортивных и игровых площадках; 94 % родителей несколько раз в год ходят в городской и детский парки; 73 % опрошенных регулярно посещают развлекательные детские центры в городах Елец, Липецк и Воронеж; 68 % респондентов отдают предпочтение поездкам в передвижной цирк, как в Ельце, так и в Липецке. К сожалению, детские спектакли театра «Бенефис» посетили только 26 % семей. Особое внимание в анкетирование было уделено организации совместных пеших прогулок и экскурсий родителей и детей за пределы города. Большинство респондентов (76 %) не совершают специально организованных прогулок, ссылаясь на нехватку времени. Хотя в детстве они вместе со своими родителями часто ходили в лес и на речку.

Полученные в ходе анкетирования низкие результаты дали возможность определить круг дальнейших мероприятий по работе с семьей. Были проведены родительские собрание, в процессе которых рассматривались вопросы «Роль семейного досуга в жизни детей», «Виды семейного досуга», «Прогулки и экскурсии как форма семейного досуга» и др., подготовлены буклеты, памятки с рекомендациями для родителей по организации пеших прогулок и экскурсий, оформлены папки-передвижки и ширмы.

При правильной организации прогулки и экскурсии имеют огромное оздоровительное, воспитательное и образовательное значение: содействуют укреплению здоровья, развитию двигательной активности, закаливанию, формированию физических качеств, профилактики заболеваний; приобщают к миру природы, способствуют приобретению первоначальных навыков выживания в природной среде, воспитывают бережное отношение к ней, учат видеть и оценивать по достоинству красоты родной природы, расширяют кругозор, развивают любознательность, формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа, знакомят с достопримечательностями; сплачивают и укрепляют семью и т.д. Обычно в пеших прогулках и экскурсиях ставятся следующие цели: оздоровительные, спортивно-тренировочные, познавательные, развлекательные, практические и эстетико-романтические.

Пешие прогулки и экскурсии в черте населенного пункта полезно связывать с посещением ближайшего парка, сквера, стадиона, физкультурной площадки, памятными местами, местами боевой славы, местом проведения зрелищных мероприятий и пр. Дети не только могут быть сторонними наблюдателями спортивных состязаний и проведения культурно-массовых мероприятий, но и принять в них непосредственное участие (соревнование на лучшего «ползуна», бегуна, прыгуна, метателя, стрелка из лука; изготовление поделок, игрушек; приготовление «кулинарного шедевра» и т.д.).

Во время кратковременных экскурсий и прогулок в лес, на водоем, в горы, на поле, на луг, расположенные за пределами города (села), желательно проводить с детьми подвижные и дидактические игры, а также упражнения на местности: задания на наблюдательность, слух, внимание, выдержку, глазомер, маскировку и др.

Маршруты для пеших прогулок и экскурсий следует выбирать таким образом, чтобы на пути встречались естественные препятствия, неровности рельефа местности, которые могли бы служить снарядами для «лесной», «полевой», «луговой» и «водной» гимнастики. Пусть, например, ребенок пройдет, пригибаясь под поваленным деревом, перепрыгнет через лужу, перейдет ручей по узкому мостику и т.д. Давайте им задания следовать за вами, скрываясь за деревьями; прятаться в кустах; пройти меньшим количеством шагов; пройти по рыхлому грунту (мокрому песку) след в след; пройти с закрытыми глазами; идти по тропинке (берегу реки) босиком; не сходить с тропинки; перепрыгнуть через небольшой ров; спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т.д.

В условиях пересеченной местности широки возможности для разнообразных упражнений в метании. Сосновые и еловые шишки, палочки, пу-тики, камешки - отличные метательные снаряды. Их всегда можно найти под рукой. Вот примеры некоторых заданий: «Попади шишкой в дерево», «Брось вдоль тропинки», «Перекинь палочку через упавшее дерево», «Метание «копья» (хворостинки) на 10 (15) шагов», «Блинчики» (бросание плоского камешка по воде, чтобы он подпрыгнул) и др. Такие незатейливые упражнения развивают глазомер, ловкость и сноровку.

Откосы, овраги, ущелья, ложбинки различной крутизны и глубины, ветвистые деревья - хорошие «снаряды» для развития быстроты бега и лазания. Можно выполнить задания: влезать на ветвистые деревья, не выдав себя качанием веток; замаскироваться на дереве и др. Они развивают силу и ловкость, решительность и самообладание.

Можно без всякого труда перейти высохшее русло ручья. Но интереснее и полезнее, если дети переправятся через овражек по перекинутому бревну или узкому «мостику». Подобные естественные препятствия следует использовать для упражнения в равновесии. Родители должны наглядно показать способы лучшего передвижения по узкой доске; как расходиться при встрече на бревне, сохраняя устойчивость; как переносить вещи и т.д. Упражнения в равновесии имеют не только практическое значение, но и представляют

большую воспитательную ценность: дети проявляют смелость, решительность, приучаются быть уверенными в своих силах.

В пути и на остановках следует сочетать физические упражнения со специальными заданиями и поручениями. Выполняя их, дети знакомятся с приемами юного следопыта. Это поможет стать им более самостоятельными, находчивыми, правильно ориентироваться и вести себя в самых разнообразных условиях и ситуациях.

В середине пути кратковременной пешей экскурсии и прогулки устраивается привал с купанием, приемом пищи, спокойным отдыхом (возможно и сном) и посещение намеченных объектов по плану экскурсии (музея, исторических памятников и т.д.).

Вторая половина пути (возвращение) может проходить по другому, кратчайшему, маршруту. Идти домой нужно в спокойном темпе, избегая игр и упражнений, требующих значительной физической и умственной нагрузки. Удачными шутками и

веселыми рассказами следует подбадривать уставших детей. Такие совместные прогулки оставят неизгладимые впечатления в памяти малыша на долгие годы, о которых он будет вспоминать, став взрослым, и рассказывать о них своим будущим детям. Это и есть моменты радостного и счастливого детства, скрепляющие семью и позволяющие установить доверительные отношения между ее членами.

Список литературы

1. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

- 208 с.

2. Мамченко Т. В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова.

- 2016. - № 1. - С. 246-250. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/semeynyy-dosug-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrisemeynyh-otnosheniy. (Дата обращения 24.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.