Научная статья на тему 'Совместные мероприятия как одно из условий формирования общей культуры личности ребенка'

Совместные мероприятия как одно из условий формирования общей культуры личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Андреевна

Статья раскрывает роль совместных мероприятий для развития эмоционального восприятия ребёнка дошкольного возраста. Автор представляет опыт ДОУ по вовлечению основных социальных институтов дошкольного учреждения, детской музыкальной школы и родителей для формирования общей культуры личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместные мероприятия как одно из условий формирования общей культуры личности ребенка»

- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально -графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.

Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по математике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого [3].

Список литературы

1. Семёнов А.Л. Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС. М.: ГОУ

Лицей № 1535, 2013.

2. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике //

Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей. Сост. A.M. Пышкало. М.:

Просвещение, 1974. 239 с.

3. Милохина Л.В. Курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа).

Информатика и образование, 2005. № 2-3.

СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Гущина Г.А.

Гущина Галина Андреевна - музыкальный руководитель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка», г. Саянск, Иркутская область

Аннотация: статья раскрывает роль совместных мероприятий для развития эмоционального восприятия ребёнка дошкольного возраста. Автор представляет опыт ДОУ по вовлечению основных социальных институтов - дошкольного учреждения, детской музыкальной школы и родителей для формирования общей культуры личности ребенка.

Ключевые слова: искусство, художественно-эстетическое развитие, совместные мероприятия.

Для того чтобы ребёнок вырос доброжелательным, отзывчивым, умел [3] сопереживать и творить добро, радоваться и смеяться от души, мы, взрослые, должны создать для него такие условия, чтобы его окружали красивые вещи, чтобы он слышал прекрасную музыку, чтобы для него звучали замечательные произведения художественной литературы.

Неиссякаемым источником красоты является искусство - музыка, живопись, театр. Именно искусство способно разбудить детские чувства, фантазию, воображение.

Театр, живопись и музыка существуют с глубокой древности. Задача музыкального руководителя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы приобщить ребёнка к мировой культуре, помочь полюбить её.

Погружение дошкольников в мир прекрасного, формирование общей культуры, вкуса происходит на тех музыкальных занятиях, где музыкальный руководитель не ограничивается только музыкальным искусством, а где происходит слияние нескольких видов искусства. Если на занятии дети не только поют, танцуют, слушают музыку, но и лепят, рисуют, инсценируют сказки - это даёт каждому ребёнку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.

Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классическим видам искусства. В нашем ДОУ приоритетным направлением является художественно-эстетическое. Соответственно, работа ведется целенаправленно и с самого раннего возраста, именно тогда происходят первые прикосновения к шедеврам мировой художественной культуры. Воспитатели, совместно со специалистом по изодеятельности, создают в группах «полочки красоты», где размещены подлинные предметы изобразительного искусства или их изображения (скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, дизайна, арт-объекты). Традиционным компонентом является слушание музыки на протяжении всего дня. Музыкальным руководителем подбирается музыкальный репертуар в соответствии возрасту и определенным временным отрезкам (утром - спокойная, приветливая, светлая музыка. Для спокойного отхода ко сну рекомендуют тихую, ласковую, убаюкивающую музыку - музыку колыбельного характера. Прослушивание детских песен педагоги предлагают малышам во время самостоятельной и игровой деятельности). Большое влияние на развитие эмоционального восприятия ребёнка оказывают занятия с использованием классического репертуара, где происходит взаимопроникновение музыкального, литературного и художественного жанра.

Примером такого мероприятия может служить образовательная деятельность по художественно-эстетическому направлению, тема которой - «Цветы».

В музыкальном зале создана специальная выставка, где дети рассматривают репродукции картин Ван Гога «Натюрморт с розами и подсолнухами», Мане «Гвоздики и клематис в хрустальной вазе», Коровина «Настурции», слушают «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского, педагог предлагает прочесть знакомые стихи Тютчева, Жуковского, Фета. На фоне волшебной музыки и красивых картин музыкальный руководитель создает ситуацию творческого перевоплощения. Свои впечатления дети передают в пластических этюдах, изображая в имитации танца тот или иной цветок, передавая характерные его линии строения и изгибы, и только затем они переносят свои творческие соображения на бумагу. В основе музыкально-педагогической деятельности музыкального руководителя лежит комплексный подход, в котором происходит взаимосвязь различных видов искусства, где организующим является ритм. В процессе занятий дети включаются в разные виды художественной деятельности, учатся передавать свои мысли и чувства, выражать эмоции посредством музыки, движений и слова.

Работая в данном направлении, мы не остановились на достигнутом, не ограничились рамками музыкального зала ДОУ - наше дошкольное учреждение «Брусничка» пошло дальше. Вовлекая детей простыми экскурсиями в Детскую музыкальную школу № 2 и приглашая юных музыкантов, зачастую наших выпускников, в ДОУ, мы создали альянс двух социальных институтов ДОУ и ДМШ № 2. В рамках программы сотрудничества «Филармония дошкольника» был реализован большой творческий проект «Времена года», который включил в себя три программные постановки: «Осенний бал», «Зимние фантазии», «Весенняя карусель». Это сезонные мероприятия, целью которых является знакомство ребёнка с временами года языком музыки, живописи, театра, литературы. Три ярких спектакля с участием дошкольников и учеников музыкальной школы выделяются насыщенной информацией и красочным представлением одновременно.

Зрители и участники иногда меняются своими ролями и с большим вниманием и интересом относятся к информации, так как она исходит от их сверстников.

Все три мероприятия проводились на базе МДОУ с привлечением учащихся и педагогов ДМШ № 2, сотрудников Выставочного зала г. Саянска, танцевального ансамбля из Детского дома творчества, выставки-передвижки детских работ Детской художественной школы на сезонную тему.

Организация и проведение таких мероприятий требуют серьёзной подготовки всего педагогического коллектива. Не остались в стороне и самые главные заказчики образовательных услуг - родители. Помогая шить костюмы, изготавливать декорации для спектаклей, закрепляя стихи и тексты с детьми, родители прониклись нашей общей идеей развивать творческий потенциал детей, раскрыть их индивидуальные способности, приобщить детей к искусству прямо здесь, в ДОУ! Наблюдая неподдельный интерес родительской общественности за тем, как волнительно дети готовятся к очередному мероприятию, музыкальный руководитель озвучил идею совместных развлечений. Совместные праздники плавно перетекли в совместные семейные спектакли, где активными участниками стали не только мамы, но и папы, которые с удовольствием перевоплощались в волка и медведя, веселого Деда Мороза, стоило создать ситуацию, когда именно папа так необходим

в этой роли! Только в этом случае - в атмосфере всеобщей заинтересованности, профессионализма взрослых - ребёнок будет эмоционально воспринимать искусство и окружающий его мир.

Использование комплексного подбора методик и технологий по вовлечению социальных институтов в образовательную деятельность наших воспитанников позволило повысить в первую очередь интерес детей к процессу музыкально-творческой деятельности. Дети стали более активными, раскрепощенными, уверенно чувствуют себя в разных видах творческой деятельности. Их выступления стали эмоциональными, выразительными. Об эффективности внедрения социальных институтов в образовательный процесс ДОУ можно говорить уже потому, на каком уровне проходят совместные мероприятия, где дети готовы к импровизациям и пониманию творческого замысла, умеющие слышать и понимать музыку, имеющие элементарные представления о видах искусства.

Успешность разнообразия направлений художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, находить оригинальные решения поставленных задач, воспринимать музыку, художественную литературу [2]. У детей происходит развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; формируется творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение, чувство прекрасного и понимание художественной ценности. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам для [1] развития эмоционально-ценностного восприятия искусства, формирования общей культуры личности ребенка в процессе художественно-эстетической деятельности, о чем трактует нам ФГОС ДО.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-hudozhestvennoesteticheskoy-deyatelnosti-doshkolnikov-v-kontekste-fgos-dona-primere-starshey-gruppi-1129604.html/ (дата обращения: 16.11.2017).

3. [Электронный ресурс]. Свободное цитирование при указании авторства. Режим доступа: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1480012.html/ (дата обращения: 16.11.2017).

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ (ЕГЭ)

Закирова Л.Р.

Закирова Лилия Радиковна — магистр, кафедра контрастивной лингвистики, Институт филологии и межкультурной коммуникации Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что английский язык является универсальным международным средством общения между людьми разных национальностей и с каждым годом увеличивается количество выпускников, которые выбирают ЕГЭ по английскому. На сегодняшний день, к сожалению, наибольшие сложности возникают при выполнении заданий раздела «Чтение».

Ключевые слова: ЕГЭ, раздел «Чтение», аутентичные тексты.

Свободное владение языком как иностранным предусматривает совершенное усвоение общепринятых четырех видов речевой деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо.

Чтение как вид речевой деятельности, направлен на поиск информации, содержащейся в тексте. Поскольку чтение предполагает получение информации, восприятие уже готового речевого сообщения, а не его составление, то его относят к рецептивным видам речевой деятельности. Иными словами, процесс чтения можно определить как «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» [1, с. 569-571]. Заключительным актом процесса перекодирования информации является понимание прочитанного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.