УДК 93:32.019.51 (47)"1917/1941" Володина Наталья Анатольевна
доктор исторических наук, профессор кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета
Алехин Эдуард Владимирович
кандидат социологических наук,
доцент кафедры государственного управления
и социологии региона
Пензенского государственного университета
СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ В СИСТЕМЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ: ОБРАЗ БУДУЩЕГО (1917-1941 ГГ.)
Volodina Natalia Anatolyevna
D.Phil. in History, Professor, Public Administration and Regional Sociology Department, Penza State University
Alekhin Eduard Vladimirovich
PhD in Social Science, Assistant Professor, Public Administration and Regional Sociology Department, Penza State University
SOVIET POSTER IN THE BOLSHEVIKS' PROPAGANDA SYSTEM: IMAGES OF THE FUTURE (1917-1941)
Аннотация:
Статья посвящена изучению действенности плаката как средства советской пропаганды. Объясняются причины эффективности плаката как средства пропаганды в 1917-1941 гг. Особое внимание уделено целенаправленной пропагандистской деятельности властей, направленной на формирование футуроориентированности общественного сознания советских граждан. Основное содержание исследования составляет анализ тематики плакатов, которые конкретизировали «светлое будущее» посредством различных образов. Данное направление дополняется также рассмотрением плакатов, посвященных социальным проблемам того времени.
Ключевые слова:
советская пропаганда, политизация искусства, плакат, общественное сознание, будущее, контроль, футуроориентированность, идеология.
Summary:
The article studies the effectiveness of the poster as a tool of Soviet propaganda. It analyzes and explains the reasons of poster's effectiveness as a means of propaganda in the 1917-1941. Particular attention is paid to the purposeful propaganda activities of the authorities aimed at development of future-minded public consciousness of Soviet citizens. The research deals with the posters' themes, specifying the "bright future" through a variety of images. This aspect is complemented by the consideration of posters on the social problems of the time.
Keywords:
Soviet propaganda, politicization of art, poster, social consciousness, future, control, future-minded, ideology.
С самых первых лет существования советской власти были заложены основы политизации культуры, науки, искусства и прочих форм общественного сознания. Это было необходимым условием монополизации и укрепления власти большевистской партии, послужило теоретическим обоснованием ликвидации «в интересах пролетариата» идеологического и политического плюрализма, явилось индульгенцией насаждения идеологического единомыслия.
Одной из самых важных задач власти была мобилизация населения страны для достижения поставленных целей. Действенным средством был миф о светлом будущем, моделирование футуроориентированного общественного сознания. Футуроориентированность основывалась на одной из основных целей, провозглашенных марксизмом, - устремленности в «светлое будущее», построении «нашего, нового мира». В первые десятилетия советской власти население страны жило мечтами о светлой, мирной и зажиточной жизни, которую власти сулили в скором времени, что способствовало прежде всего упрочению режима и созданию гомогенного, легко-управляемого общества.
Культура и искусство обладают значительным властным потенциалом, позволяющим внедрять определенное нормативное отношение к миру и обществу. Тоталитарное искусство определяет заранее заданная пропагандистская функция. Советская пропаганда была, пожалуй, одной из наиболее эффективных в ХХ в. Действенным средством советской агитации и пропаганды были советские плакаты, воздействовавшие на сознание и настроение людей. В рассматриваемый период действенность советского плаката по сравнению с печатными средствами массовой информации в условиях практической неграмотности большинства населения значительно возрастала.
Само стремление к «светлому будущему» предполагало существование весьма неприглядного настоящего. В связи с этим к первой группе плакатов, отражающих футуроориентированность, относятся те, в которых обнажались требующие искоренения проблемы настоящего.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)
В первую очередь привлекают внимание плакаты, призывавшие к борьбе с неграмотностью. Повышение уровня образования жителей страны [1, с. 151] было обязательным условием для массовой индоктринации населения: «Знание разорвет цепи рабства» (Радаков А., 1920 г.), «Учиться никогда не поздно. Школа теперь всем открыта. Добро пожаловать!» (1920 г.), «Женщина! Грамотность - залог твоего раскрепощения» (Изнар Н.С., 1920 г.) [2].
Вторая группа плакатов, нацеленных на преодоление проблем настоящего, призывала к борьбе с пьянством. Плакаты развивали эту тему: «Как мы поборем пьянство» (1926 г.), «Стой. Последнее предупреждение!» (Соколов-Скаля П.П., 1929 г.) [3]. Плакаты антиалкогольной направленности подчеркивали невозможность «светлого будущего» не только для самого пьющего человека, но и для его детей. В качестве примера приведем плакаты художника Д.А. Буланова «Папа, не пей!» (1929 г.) и неизвестного художника «Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна» (1930 г.), «Что можно купить детям на стоимость 1 литра водки» (1930 г.) [4]. Человек, зависимый от алкоголя, никоим образом не вписывался в концепцию «нового человека», человека труда, активного строителя нового, идеального общества: «Алкоголь - враг здорового труда» (1931 г.), «Спорт с буквой О - сила, с буквой И - могила» (1929 г.) [5].
Третья группа плакатов, отражавших несовершенство существующего общества, посвящалась отсутствию элементарных навыков личной и общественной гигиены. «Мойте руки перед едой!» (1931 г.), «Иди в баню после работы» (1932 г.), «Долг всех трудящихся - привести каждый дом, каждую улицу в образцовое санитарное состояние» (1930-е гг.) [6].
Плакаты, направленные против пьянства и оставлявшей желать лучшего гигиены, отражали действительность. В рассматриваемый период, особенно в 1930-е гг., крестьяне массово переселялись в большие города. Образ города закреплялся в сознании как представление о процветании и счастье. Трагедия раскрестьянивания деревни обусловила преобладание в городском населении вчерашних крестьян, не успевших освоить даже азов городской культуры. В результате уровень массовой бытовой культуры снижался.
Особо следует остановиться на четвертой группе плакатов, в которых получил свое воплощение образ врага - внутреннего и внешнего. Чтобы приблизиться к «светлому будущему», внушала советская пропаганда, необходимо сначала избавиться от всего и всех, что мешает его достижению, преодолеть сопротивление врагов, которые не могут примириться со строительством нового коммунистического общества. По словам К.Е. Ворошилова, «мы строим общество, которое уничтожает классы: вместо нас может прийти только классовый враг, никто другой прийти не может. Весь мир против нас» [7].
Образ внешнего врага нашел свое воплощение, в частности, в плакатах Н.М. Кочергина «Врангель идет!! К оружию пролетарии!» (1920 г.), «Русские крестьяне и рабочие знают цену мирных предложений Антанты. Яблоко мира оказалось начиненным порохом Новой Войны, в ней погибнет весь мир хищников» (работы неизвестного автора, 1923 г.), В.Н. Денисова, Н.А. Долгорукова «К ответу поджигателей войны!» (1936 г.) [8].
Внутренний враг превратился в универсальное объяснение всех противоречий, с которыми неизбежно сталкивался человек в реальной жизни. Вину за существовавшее положение дел пропаганда возлагала на врагов, которые проводили свою «контрреволюционную работу» [9]. «Совершенно бесспорно, - говорилось на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП (б) 1937 г., - что если бы вредительства в таких размерах не было, то наши достижения были бы еще больше» [10].
Персоналии и социальные группы врагов на протяжении 1917-1930-х гг. изменялись в зависимости от политической ситуации в стране и за ее пределами. Но неизменным оставалось само наличие врага, что четко прослеживается в плакатах того времени: «Дезертир работает на царских генералов и капиталистов» (Апсит (Апситис) А.П., 1919 г.), «Уничтожить гадину! Стереть с лица земли врага народа Троцкого и его кровавую фашистскую шайку!» (1937 г.) и т. п. [11].
Образ «светлого будущего», «нового мира», «нового человека» в плакатах первых десятилетий советской власти является, пожалуй, одним из приоритетных. Приведем лишь некоторые из них. Плакаты С.И. Иванова «Пролетарии России разорвали цепи рабства - вдохновляющая их идея коммунизма завоевала мир!» (1920 г.), Ю.И. Пименова «Мы строим социализм» (1927 г.), «Октябрьская революция - мост к светлому будущему» неизвестного художника и т. д. [12].
Кроме того, существовали плакаты, в которых «светлое будущее» конкретизировалось посредством различных образов. Прежде всего это образ «нового человека», который трудится, занимается спортом, бьет рекорды, воспитывает детей во имя воплощения коммунистических идей, ради общего блага. «К труду и обороне будь готов!» (Кокорекин А.А., 1934 г.), «Все мировые рекорды должны быть нашими» (Говорков В., 1935 г.), «Советские физкультурники - гордость нашей страны» (Корецкий В., 1935 г.), «Выполним план великих работ!» (Клуцис Г.Г., 1930 г.), «Счастливые родятся под советской звездой» (Говорков В.И., 1936 г.) [13].
В отличие от плакатов, отражавших проблемы и препятствия на пути в «светлое завтра», плакаты последней группы характеризуются только позитивными образами, создающими сильную мотивацию к созидательной деятельности. Советский политический плакат как наиболее репрезентативную выстраивал предлагавшуюся зрителю комфортную для него проекцию реальности, соответствовавшую простым и однозначным схемам, побуждал зрителя структурировать свое внимание и поведение выгодным для партии образом. В связи с этим содержание плакатов и изобразительной продукции контролировалось особо тщательно. Так, в параграфе 68 «Инструкции цензору» отмечалось, что «все красочные плакаты должны контролироваться несколько раз, по мере нанесения красок. Политические плакаты, лозунги, портреты должны быть запланированы издательством или утверждены Обкомом ВКП (б), если их нет в плане» [14].
Итак, образ «светлого будущего» являлся конкретным выражением общественного сознания граждан в первые десятилетия советской власти. Наиболее действенным средством пропаганды данного образа в силу своей наглядности, доходчивости, силы эмоционального воздействия были многочисленные плакаты, которые, с одной стороны, часто изображали реально имевшие место общественные проблемы, мешавшие наступлению «коммунистического рая», с другой - демонстрировали образы не существовавшей, но должной стать и ставшей всеобщей целью прекрасной жизни.
Ссылки:
1. Куйбышевская область: экономико-исторический очерк. Куйбышев, 1977. 408 с.
2. Плакаты СССР (1917-1941) [Электронный ресурс]. URL: http://gallerix.ru/storeroom/1973977528/ (дата обращения: 09.09.2015).
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 28.
8. Плакаты СССР (1917-1941).
9. ГАПО (Гос. арх. Пенз. обл.). Ф. 37. Оп. 1. Д. 616. Л. 65.
10. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года // Вопросы истории. 1994. № 2. С. 10.
11. Плакаты СССР (1917-1941).
12. Там же.
13. Там же.
14. ГАПО. Ф. 1733. Оп. 1. Д. 31. Л. 34.