Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ АФРИКИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ АФРИКАНИСТИКИ'

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ АФРИКИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ АФРИКАНИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Африки / советская историография / советская историография Африки / history of Africa / Soviet historiography / Soviet historiography of Africa

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатова Ирина Ивановна

в последнее время советские исследования истории Африки, как и советская журналистика по Африке, привлекают заметное внимание зарубежных историков. Сторонникам постколониальных подходов образ Африки, создававшийся советскими африканистами, кажется очевидной и не слишком сложной темой. Советскую историографию характеризуют вне исторического и компаративного контекста, что не позволяет проанализировать ни многоплановость и сложность советской историографии истории Африки, ни ее историческую трансформацию, ни ее реальные достижения, как и ее не менее реальную ограниченность. В статье прослеживаются основные тенденции и течения в советской историографии истории Африки в контексте основных направлений мировой африканистики. Проводится сравнительной анализ их траекторий и дается их оценка с точки зрения их вклада в научное осмысление истории Африки. В ней определены основные этапы развития советской историографии Африки с конца 1920-х до конца 1980-х годов и кратко охарактеризованы ее основные историографические школы, различавшиеся тематикой, подходами и источниковой базой. Актуальность работы определяется тем, что до сих пор такого компаративно-проблемного анализа советской историографии истории Африки не проводилось. Она также рассматривается обычно вне исторического контекста, что искажает ее образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Филатова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET HISTORIOGRAPHY OF AFRICAN HISTORY IN THE CONTEXT OF WORLD AFRICAN STUDIES

Recently Soviet studies of African history, as well as Soviet journalistic writing on Africa draw a significant attention of non–Russian historians. The image of Africa which was created by Soviet Africanists seems an obvious and easy subject to those who use post-colonial methodology. Soviet historiography of African history is usually characterised out of historical and comparative context, which prevents an analysis of its multi–layered and complex nature, as well as its historical transformation, its real achievements and its no less real limitations. The article investigates the major tendencies and trends in Soviet historiography of African history in the context of major developments in world African studies. It analyses their trajectories and assesses them from the point of view of their contribution to the academic understanding of African history. It also defines the main stages of the development of Soviet historiography of African history from the late 1920s until the late 1980s and gives a short overview of its main schools, each with its different topics, approaches and sources. The importance of this study derives from the fact that until now no comparative– problematic analysis of the Soviet historiography of African history has been done. A particular stress was made on its historical context, which helps to prevent a distortion of its image.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ АФРИКИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ АФРИКАНИСТИКИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 4. C. 5-29 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 4, pp. 5-29 (In Russ.)

ИСТОРИЯ

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-4-1

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ АФРИКИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ АФРИКАНИСТИКИ

И.И. Филатова

Кейптаунский университет, Кейптаун, ЮАР; irina.filatova@uct.ac.za

Аннотация: в последнее время советские исследования истории Африки, как и советская журналистика по Африке, привлекают заметное внимание зарубежных историков. Сторонникам постколониальных подходов образ Африки, создававшийся советскими африканистами, кажется очевидной и не слишком сложной темой. Советскую историографию характеризуют вне исторического и компаративного контекста, что не позволяет проанализировать ни многоплановость и сложность советской историографии истории Африки, ни ее историческую трансформацию, ни ее реальные достижения, как и ее не менее реальную ограниченность.

В статье прослеживаются основные тенденции и течения в советской историографии истории Африки в контексте основных направлений мировой африканистики. Проводится сравнительной анализ их траекторий и дается их оценка с точки зрения их вклада в научное осмысление истории Африки. В ней определены основные этапы развития советской историографии Африки с конца 1920-х до конца 1980-х годов и кратко охарактеризованы ее основные историографические школы, различавшиеся тематикой, подходами и источниковой базой.

Актуальность работы определяется тем, что до сих пор такого компаративно-проблемного анализа советской историографии истории Африки не проводилось. Она также рассматривается обычно вне исторического контекста, что искажает ее образ.

Ключевые слова: история Африки, советская историография, советская историография Африки

Для цитирования: Филатова И. И. Советская историография истории Африки в контексте мировой африканистики // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 4. С. 5-29. DOI: 10.55959/М8Ш320-8095-13-67-4-1

© Филатова И.И., 2023

SOVIET HISTORIOGRAPHY OF AFRICAN HISTORY IN THE CONTEXT OF WORLD AFRICAN STUDIES

Irina I. Filatova

Cape Town University, Cape Town, Republic of South Africa;

irina.filatova@uct. ac.za

Abstract: Recently Soviet studies of African history, as well as Soviet journalistic writing on Africa draw a significant attention of non-Russian historians. The image of Africa which was created by Soviet Africanists seems an obvious and easy subject to those who use post-colonial methodology. Soviet historiography of African history is usually characterised out of historical and comparative context, which prevents an analysis of its multi-layered and complex nature, as well as its historical transformation, its real achievements and its no less real limitations.

The article investigates the major tendencies and trends in Soviet historiography of African history in the context of major developments in world African studies. It analyses their trajectories and assesses them from the point of view of their contribution to the academic understanding of African history. It also defines the main stages of the development of Soviet historiography of African history from the late 1920s until the late 1980s and gives a short overview of its main schools, each with its different topics, approaches and sources.

The importance of this study derives from the fact that until now no comparative-problematic analysis of the Soviet historiography of African history has been done. A particular stress was made on its historical context, which helps to prevent a distortion of its image.

Key words: history of Africa, Soviet historiography, Soviet historiography of Africa

For citation: Filatova I.I. Soviet Historiography of African History in the Context of World African Studies. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 4, pp. 5-29. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-4-1 (In Russ.)

Советскую историографию истории Африки принято рассматривать как единое гомогенное целое, совершенно отличное от западной историографии и мало изменявшееся на протяжении десятилетий. Такой подход характерен для оценок ее как западными1, так и российскими2 учеными. Только западные ученые чаще всего подчеркивают ее недостатки, а российские — достоинства.

1 Например: Marung S. Out of Empire into Socialist Modernity. Soviet-African (Dis)Connections and Global Intellectual Geographies. Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. Duke University press. Vol. 41. Issue 1. 1 May 2021.

2 Например: Абрамова И.О., Амвросова М.Н., Бондаренко Д.М., Волков С.Н., Грибанова В.В., Дейч Т.Л., Морозенская Е.В. Развитие африканистики в России: история и современность // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 14. N 6. 2021.

Но, как и любая другая историография, советская историография истории Африки развивалась и диверсифицировалась. Менялась тематика и методика исследований. В советской африканистике, как и в любой другой академической дисциплине, существовали различные школы, каждая — со своим собственным лицом, не говоря уже о том, что, конечно, советские африканисты были людьми разных взглядов и интересов.

Однако, ни в России, ни за рубежом нет пока ни одного историографического исследования, в котором отразилось бы это разнообразие. Эта статья является попыткой наметить основные периоды в эволюции советской историографии истории Африки, кратко охарактеризовать хотя бы некоторые из существовавших в ней школ и тематику, которой они занимались, а также сопоставить ее траекторию с шедшим параллельными путями развитием зарубежной историографии.

Конец 1920-х — 1930-е годы. Коминтерновский прорыв

В 1929 г. Эндре Шик, преподававший историю Африки африканцам в Коммунистическом университете Востока (КУТВ), написал в своей программе марксистского изучения истории Африки: «В области изучения истории Черной Африки перед нами непочатый край работы. Наша задача — изучить и написать историю Черной Африки впервые, ибо вся 'наука' об истории Черной Африки до сих пор была наукой об оправдании ее завоевания белыми колонизаторами... Изучение и разработку истории Черной Африки мы должны начать не с империализма, и даже не с работорговли, а с древнейших времен. Из эпохи до вторжения белых колонизаторов особое значение имеют для нас следующие вопросы: а) История древних негритянских государств и их культур, причины их возникновения, расцвета и упадка — в опровержение басен о неполноценности негров и неспособности их к культуре. б) История переселений, смешений и войн между разными племенами негров, а также между неграми и другими народами в опровержение легенд о чистоте негритянской расы, басен 'расовом чувстве и расовой ненависти'

" 3

и теорий, оправдывающих вторжение колонизаторов»3.

Шик обнародовал эту программу на заседании Научно-исследовательской ассоциации национальных и колониальных проблем Коминтерна и опубликовал ее в 1930-м. Его терминология, конечно, совершенно не приемлема в наше время. Слово «негр» уже к середи-

3 ШийкА. (Э. Шик). К вопросу марксистского изучения социально-экономических проблем Черной Африки // Революционный Восток. N 8. 1930. С. 89-90.

не двадцатого века стало считаться расистским, а сам подход Шийка был несомненно европоцентричным. И все же, если оценить этот текст с точки зрения не сегодняшнего дня, а с точки зрения современного ему исторического контекста (что, в принципе, и должны делать историки), то его новаторский характер очевиден. Шик был прав: истории Африки, как таковой, на Западе действительно не было до второй половины двадцатого столетия. Под историей континента там подразумевали историю его колониального раздела.

В «истории империалистического периода» Шик предлагал изучать историю «сопротивления туземных племен капиталистическому захвату их территории» и «туземных бунтов и восстаний». Важны для него и социально-экономические проблемы континента и его отдельных регионов. «Особо важное значение, — пишет он, — имеет вопрос о рабочей силе, формах и методах империалистической эксплуатации». Из экономических проблем самый важный для Шика вопрос — возможность перехода «от докапиталистических — и даже примитивных — хозяйственных систем непосредственно к социализму, минуя вообще капитализм»4.

Шик пытался воплотить свой подход к истории Африки в своих трудах. В 1930-е годы он написал докторскую диссертацию «История Черной Африки», а затем переработал ее в книгу, основанную на декларированных им подходах. Однако, ни у него, ни у и его коллег по КУТВу не было ни знания африканских реалий, ни доступа к многочисленным первоисточникам, необходимым для их работы. И все же, если бы этот труд был опубликован, когда был написан, то новаторский подход Шика был бы, видимо, по достоинству оценен современниками, в том числе и на Западе. Но он не увидел света до 1966 г., когда первые два тома его были опубликованы в Венгрии на английском и французском языках5. К этому времени и идейные установки и теоретические подходы Шика, и источниковая база его трудов совершенно устарели. На Западе публикацию встретили суровой критикой даже многие африканисты левых политических взглядов6.

Коллеги Шика по КУТВу, И.И. Потехин и А.З. Зусманович писали о классовых структурах современных им африканских обществ, о колониальной эксплуатации и антиколониализме, об африканском пролетариате и «рабочей аристократии», об открытых и скрытых

4 Там же. С. 91-94.

5 Sik E. The History of Black Africa. Vols I, II. Budapest: Academiai Kiado, 1966.

6 См., например, Jones D.H. Sik's Africa — The History of Black Africa, Vol. II. By Endre Sik. Budаpеst: Akademiai Kiado, 1966 // The Journal of African History. 1967. Vol. 8. Issue 3. P. 35.

формах принудительного труда, о контрактных рабочих, о политических партиях и профсоюзах. Западные африканисты заинтересовались новыми социальными группами африканских обществ, как и историей политических партий и профсоюзов в Африке лишь несколько десятилетий спустя7.

В КУТВе было и много других новшеств. Студенты-африканцы принимали активное участие в дискуссиях на семинарах, и «страно-вые» учебные курсы были продуктом совместного творчества преподавателей и студентов. Лучшие из студентов КУТВа публиковали свои работы в Коминтерновских журналах, иногда — совместно со своими преподавателями8. На Западе заговорили о необходимости «взаимного» интерактивного обучения только в 1960-е годы, и тогда же совместные труды европейских и молодых африканских историков стали считаться одним из главных достижений «новой историографии» — новейшего тогда тренда в англоязычной африканистике.

Конец 1950-х — начало 1970-х годов. Новые начала

В 1950-е годы в зарубежной африканистике произошли революционные изменения. Она отошла от господствовавшего прежде представления о том, что у Африки нет истории, и произошло это в большой степени под влиянием и при участии первого поколения профессиональных историков, этнографов и философов-африканцев.

Основываясь на возникшей в 1930-е годы теории негритюда, франкоязычные африканские историки 1950-1960-х годов сосредоточивались на утверждении культурного, философского и гносеологического единства всех африканцев, описании характеристик этого единства и противопоставлении его Европе9. Советские африканисты отнеслись к этим идеям критически, однако анализи-

7 Подробный анализ их работ содержится в: ФилатоваИ.И. Советские концепции антиколониализма в Африке // Становление отечественной Африканистики / Под ред. А.Б. Давидсона. 1920-1960. М.: Наука, 2003. С. 295-335; FilatovaI. Anti-Colonialism in Soviet African Studies (1920s-1960) // P.T. Zeleza (ed.) The Study of Africa. Vol. 2: Global and Transnational Engagements. Dakar: CODESRIA, 2007. P. 203-234.

8 Наиболее яркий пример — книга «Рабочее движение и принудительный труд в негритянской Африке», авторами которой вместе с Зусмановичем и Потехиным был их студент, секретарь Компартиии Южной Африки, Алъберт Нзула («Том Джексон»). Зусманович А., Потехин И., Джексон Т. Рабочее движение и принудительный труд в негритянской Африке. М.: Профиздат, 1933. Подробнее о научной работе африканистов КУТВа см.: Филатова И.И. Африканистика в Коммунистическом университете трудящихся Востока (1929-1938) // Электронный научно-образовательный журнал «История». Выпуск 8 (94). Т. 11. 2020. https://history.jes.su/issue.2020.3.8.8-94/

9 В этом ключе написаны, например, труды Шейха Анта Диопа, обосновавшего тезисы об африканском происхождении мировой цивилизации, бесклассовом характере доколониальных африканских обществ и особом «африканском пути развития».

ровали их как проявление общественной мысли новой африканской интеллигенции10.

На труды англоязычных историков-африканцев большое влияние оказала Функциональная школа, господствовавшая в английской этнографии в 1930-е годы. Они исследовали, в основном, социальные и политические истории своих народов и регионов11. Новизна их работ заключалась в том, что они искали свой, «африканский», подход к истории Африки, подразумевавший использование новых методик исследований и новых источников, например, устной традиции и воспоминаний участников событий.

Еще одним новшеством зарубежной историографии истории Африки годов стали поиски «африканской инициативы» в колониальную эпоху12. Колониальная историография признавала за африканцами роль лишь объекта, а не субъекта истории, «новая» же занималась сопротивлением африканцев колониальным захватам и колониальным порядкам13. «Инициативу» видели не только в сопротивлении, но и в «выживании». Это относилось к выживанию в новых условиях и приспособлению к ним доколониальных институтов и социальных структур14.

Советская африканистика тоже переживала в эти годы небывалый бум, но другой. Создавались африканские департаменты в практических учреждениях, связанных с Африкой, новые африканские кафедры в университетах, Институт Африки в Академии Наук СССР. Но возрождение, или, скорее, становление изучения истории Африки как академической дисциплины оказалось далеко не простым делом.

Diop Ch.A. Nations Nègre et Culture. Paris: Editions Africaine. 1955; Diop Ch.A. The African Origin of Civilization: Myth or Reality. Chicago: Lawrence Hill and Co. 1974.

10 См., например: Куббель Л.Е. Доколониальная Африка в трудах Ш.А. Диопа // Советская этнография. 1969. N 4.

11 Например, Biobaku S.O. The Egba and Their neighbours. 1842-1872. Oxford University Press. 1957; Ogot B.A. History of the Southern Luo. Vol. 1. Migration and Settlement. 1500-1900. Nairobi, 1967.

12 Этот термин ввел в оборот английский африканист Теренс Рейнджер, в своей инаугурационной лекции: Ranger T.O. The Recovery of African Initiative in Tanzanian History. The University College of Dar-es-Salaam inaugural lectures series. Vol. 2. Dar es Salaam: University College printers. 1969.

13 Например: Gwassa G.S.K. The Outbreak and Development of Maji-Maji War, 1905-1907. Dar es Salaam: East African Publishing House. 1974.

14 См., например: Ajayi J.F.A.The Continuity of African Institutions under Colonialism // Ranger Т.О. (ed.) Emerging Themes of African History. Proceedings of the International Congress of African Historians Held at the University College, Dar es Salaam, October 1965. London, Nairobi: East African Publishing House, 1968; Ajayi J.F.A. Colonialism: an Episode in African History // Gann L.H., Duignan P. (eds.) Colonialism in Africa, 1870-1960. Vol. I. Cambridge University Press, 1969.

Если судить по тематике и методике советских публикаций по Африке 1950-1970-х годов, то может сложиться впечатление, что советские африканисты следовали путем, намеченным программой Шика. Зарубежные специалисты, знакомые с этой программой, именно так и считали. К. Дарч и Дж. Литтлджон писали, например, о «влиянии» Шика на более позднюю советскую историографию15, а американский историк Э. Уилсон даже полагал, что она стала основой всей советской африканистики16. Оба эти предположения не верны.

После Седьмого конгресса Коминтерна и репрессий 1937-1938-го годов КУТВ практически перестал функционировать, а после войны его перестали даже упоминать. Вместе со всей остальной коминтер-новской африканистикой программа Шика была забыта в СССР на четыре десятилетия. Вспомнили о ней только в 1971 г., когда А.Б. Давидсон написал о Шике статью17. Сам же текст программы стал широко известен советским африканистам только 1988 г. когда Давидсон заново опубликовал его и проанализировал18.

Но сходство между программой Шика и траекторией развития советской историографии истории Африки после войны не случайно. При всем ее новаторстве программа Шика была только отражением общего советского подхода к истории, в том числе и к истории Африки, основанного на марксистских принципах. Советская африканистика не могла не заниматься классовым характером доколониальных и колониальных обществ, эксплуатацией и угнетением колонизованных народов, и антиколониальной борьбой и политическими партиями, а когда потребовалось, и некапиталистическим путем развития — наследием Ленина. В сущности, первопроходство Шика заключалось лишь в том, что он первым попытался применить марксистский подход к истории Африки.

Но в 1950-1960-е годы этот подход уже перестал быть новаторским. Марксистские или близкие к ним идеи и понятия распространились уже и в зарубежной африканистике. Самым известным в СССР представителем этого течения был коммунист Жан Сю-

15 Darch C., Littlejohn G. Endre Sik and the Development of African Studies in the USSR: A Study Agenda from 1929 // History in Africa. 1983. Vol. 10. P. 83, 84. Дарч и Литтлджон настолько всерьез отнеслись к программе Шика, что перевели ее и опубликовали приложением к этой статье. То есть на английском языке этот текст появился на пять лет раньше, чем русском.

16 Wilson E.T. Russia and Black Africa before World War II. New York: Homes & Meyer, 1974. P. 189.

17 Давидсон А.Б. У истоков советской африканистики. (К 80-летию со дня рождения Эндре Шика) // Вопросы истории. 1971. № 4. С. 86-96.

18 Давидсон А.Б. Первая программа советской африканистики // Народы Азии и Африки. 1988. N 4. С. 117-126.

ре-Каналь, труды которого переводились на русский язык19. Но увлечение марксизмом, или во всяком случае классовым подходом к истории Африки, отнюдь не ограничивалось историками, связанными с Компартиями. По сравнению с их работами советский марксистский подход стал казаться догматичным. Так, социальный характер африканских обществ мог рассматриваться только в рамках «пятичленки» (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический вместе с империализмом и социалистический вместе с коммунизмом) с присущими каждой из ее формаций классовыми характеристиками. Этногенез мог анализироваться только в терминологии советской «триадной» исторической траектории нации (племя, народность, нация).

Соблюдение теоретических догм обеспечивалось многослойной и строгой цензурой: ответственный редактор, ученый совет, издательство, Главлит. Осознанно или нет, но советские историки подвергали себя и самоцензуре, исходя из своего понимания того, как нужно и как только и можно писать в тех политических условиях, в которых они работали.

У зарубежных коллег таких ограничений не было. Даже Сюре-Каналь писал, например, о африканских «традиционных» обществах в свете дискуссий об «азиатском способе производства», еще не легитимизированном тогда советской официальной теорией20. Те же, кого у нас называли «нео-марксистами», вообще не озабочивались догмами и трактовали марксизм по своему усмотрению.

Кроме теоретических догм, на качестве трудов советских африканистов сказывалась ограниченность источниковой базы. Зарубежные архивы были недоступны, советские — те, в которых находились материалы по связям СССР и Африки — закрыты. О научных командировках в Африку не было и речи.

У многих советских африканистов первого послевоенного поколения не было и багажа знаний об Африке. В новый Институт Африки пришли как сотрудники нескольких академических институтов, занимавшихся Африкой до его создания (как например, Института этнографии), так и те, кто до этого вообще не имел отношения к научной работе, не говоря уже об Африке. Профессиональных африканистов университеты только начинали готовить. Поэтому период 1950-1960-х годов в большой степени был временем накопления знаний и определения главных направлений работы.

19 Сюре-Каналь Ж. Африка Западная и Центральная. География. Цивилизация. История. М.: Издательство восточной литературы, 1961.

20 Сюре-Каналь Ж. Традиционные общества Тропической Африки и марксистская концепция «азиатского способа производства» // Народы Азии и Африки. 1965. № 1.

Одним из таких направлений, как и на Западе, стала доколониальная история. Интерес к этой теме определялся, как и там, необходимостью доказать, что у африканцев была своя история и показать их достижения в доколониальные времена. В советской историографии Африки утверждение высокого уровня развития доколониальных африканских культур виделось как лишнее доказательство разрушительной роли колонизации на континенте.

В 1960-е годы в СССР было опубликовано немало работ по истории доколониальной Африки21. Работы по этой тематике строились, как правило, по одной схеме: все, что известно о социально-политическом и хозяйственном устройстве исследуемых обществ до появления работорговцев и колонизаторов; пагубное воздействие работорговли и колонизации, сопротивление захватчикам (древняя Гана здесь, понятно, исключение). Многое в них базировалось на опубликованных трудах зарубежных африканистов.

Однако, даже на этом этапе советские подходы к доколониальной тематике были далеко не едины. Ленинградская школа африканистики значительно отличалась в этом отношении от московской. В статье о ней ленинградский африканист В.Р. Арсеньев писал, что ее главной чертой было отсутствие европоцентризма: «признание множественности и многообразия культурных форм приспособления людей к изменчивости условий существования, признание ценности каждой культуры, ее права на самобытность, ее законного места в общечеловеческом наследии»22. Эти черты были действительно присущи ленинградской школе, но не только ей. Они отличали всю советскую африканистику, и прежде всего советскую этнографию.

Ленинградскую школу отличало, скорее, тесное взаимодействие и взаимовлияние лингвистических, этнографических и исторических исследований. Она возникла в 1930-е годы и, с перерывом на войну, просуществовала до возрождения советского интереса к Африке в конце 1950-х годов. Существует и до сих пор. Огромную роль в ее становлении и работе сыграл Д.А. Ольдерогге. Ленинградские африканисты могли строить свои исследования доколониальной истории на прочной этнографическо-лингвистической источниковой основе. Именно поэтому история Западного Судана Ольдерогге принесла ее

21 Самые известные из них: Куббель Л.Е. Страна золота. М.: Наука, 1966; Ко-чакова Н.Б. Города-государства йорубов. М.: Наука, 1968; Орлова А.С. История государства Конго (ХУ1-ХУП вв.). М.: Наука, 1968.

22 Арсеньев В.Р. «Ленинградская школа африканистики» и глобальное позиционирование России // ТАО. Теоретико-аналитическое объединение на базе журнала «Манифестация». Без даты (2002-2004?). Без места (СПб). С. 5. Ьйр://-№№№.1ао5рЬ. narod.ru/history/lsa.htm. Дата обращения: 25.03.2020.

автору широкую известность, в том числе и за рубежом. В приложении к ней были опубликованы впервые переведенные с оригинала тексты хаусанских хроник23. Высоко ценились коллегами не только в СССР, но и за рубежом также и написанные на материале первоисточников монографии и многочисленные статьи С.Б. Чернецова по истории Эфиопии XIII—XVIII веков24.

Второй важнейшей темой советской африканистики в 1950-1960-е годы антиколониальная борьба африканцев. В 1958 году А.Б. Давидсон опубликовал монографию «Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации 1888-1897»25. Она оказалась первой в мировой африканистике книгой о сопротивлении африканцев установлению колониального господства: вышла даже на несколько месяцев раньше, чем известная книга Г. Шепперсона и Т. Прайса о восстании Чилембве в Ньясаленде (Малави)26. Рецензии на нее появились и за рубежом, в том числе в Африке27. В 1965 году доклад Давидсона о проблемах сопротивления Африки колониальному завоеванию был зачитан на первой международной конференции по истории Африки в Дар-эс-Саламе, а затем опубликован и в Африке, и в США28.

Освещение антиколониальной борьбы в самых разных ее проявлениях и формах стало одним из основных направлений работы Института Африки в 1960-е годы, и оставалось таковым до конца 1970-х. В эти же годы антиколониальная тематика занимала большое место и в зарубежной африканистике. Она была главным аспектом того, что «новая историография» называла «африканской инициативой». Однако, освещалась эта тема в СССР и за рубежом по-разному. Африканские и западные историки основывали свои исследования на устных и новых архивных источниках и чаще всего публиковали

23 ОльдероггеД.А. Западный Судан в XV-XIX вв.: Очерки по истории и истории культуры. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1960.

24 См, например: Darch C. Soviet and Russian Research on Ethiopia and East Africa: a Second look in the Context of Area Studies Crisis // Matusevich M. (ed.) Africa in Russia. Russia in Africa. Three Centuries of Encounters. Trenton, NJ, Asmara: Africa World Press, Inc. 2007. P. 133.

25 Давидсон А.Б. Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации 1888-1897. М.: Наука, 1958.

26 Shepperson G.A., Price T. Independent African: John Chilembwe and the origins, Setting and Significance of the Nyasaland Native Rising, 1915. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1958.

27 Journal of African History. Vol. 2. N 1. London, 1961. P. 161-162; Anthropos, Vol. 54. Fasc. 1-2. Salzburg 1959. P. 296-299; Contact: Cape Town. 21 March 1959. P. 14.

28 Davidson A.B. African Resistаnce and Rebellion Against the Imposition of Colonial Rule // T.O. Ranger, ed. Emerging Themes of African History. Nairobi: East African Publishing House, 1968; То же. O'Collins R., ed. Problems in the History of Colonial Africa, 1860-1960. New Jersey: Prentice-Hall, 1970.

работы об отдельных событиях, личностях или явлениях. Советские же чаще освещали ее обобщенно — давали ее периодизацию, определяли ее формы на разных этапах и в разных странах и регионах. Исключения из этого правила были, но их было немного29.

Любая борьба африканских народов представлялась советским исследователям, как «прогрессивная», поскольку теоретически осмысливалась как часть мировой антиимпериалистической револю-ции30. Наиболее масштабные обобщающие труды по этой тематике были опубликованы в 1970-е годы: «Вооруженная борьба народов Африки за свободу и независимость» и двухтомник «История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время» и «История национально-освободительной борьбы народов Африки

31

в новейшее время»31.

В 1960-е годы появилось немало как общих, так и страновых работ о «рабочем классе»32. Его описывали как «передовой отряд» освободительных и социальных движений и революций, возглавлявший борьбу за «новую», некапиталистическую Африку. Западные историки анализировали миграционные потоки, зарплаты, условия жизни — все то, что чрезвычайно усложняло представление о месте рабочего класса в африканских обществах, и для изучения чего у советских африканистов было недостаточно источников. К 1970-м годам советские африканисты узнали Африку лучше, и специфика социальных характеристик рабочего класса африканских стран, как и ограниченность его революционного потенциала, стали им яснее. Число трудов по этой тематике уменьшилось, а представавшая в них картина социальных реалий Африки стала более адекватной.

Начало 1970-х — 1980-е годы. Свое лицо

Сквозной темой, занимавшей умы многих советских африканистов и ставшей магистральным направлением работы Института Африки, стал некапиталистический путь развития, или социалистическая ориентация молодых африканских государств.

29 Одно из таких редких исключений: Пегушев А.М. Повстанцы Мау Мау. История антиколониального вооруженного восстания 1952-1956 гг. в Кении. М.: Наука, 1978.

30 См, например: Антиимпериалистическая революция в Африке / Под ред. В.Г. Солодовников. М.: Наука, 1967.

31 Вооруженная борьба народов Африки за свободу и независимость / Под ред. В.Л. Тягутенко. М.: Наука, 1974; История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время / Под ред. М.Ю. Френкеля. М.: Наука, 1976; История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время / Под ред. А.А. Громыко. М.: Наука, 1978.

32 Например: Рабочий класс Африки / Под ред. И.П. Ястребовой. М.: Наука, 1966; МиловановИ.В. Рабочий класс и рабочее движение в странах Азии и Африки. М.: Наука, 1965.

Ленинскую идею некапиталистического развития возродила группа советников Международного отдела ЦК КПСС, созданная в конце 1950-х годов для работы над теоретическими проблемами национально-освободительных движений. Идея «некапиталистического пути развития», то есть перехода к социализму путем реформ, минуя капитализм, была ответом КПСС на популярность социалистических идей в среде освободительных движений и молодых африканских государств и на их политический запрос на более тесный союз с СССР. С 1967 г. начал вводиться термин «социалистическая ориентация», как «более точно» отражающий содержание этого понятия.

Официального определения социалистической ориентации не существовало, но был список реформ, которые должны были проводиться в ходе национально-демократической революции. Теория такой революции также была разработана в ЦК КПСС. При правильном исполнении всех предписаний правительствами молодых независимых стран, реформы должны были привести к социализму33.

Социалистической ориентации была посвящена огромная литература. Разработкой этой теории и изучением ее применения на практике занимались несколько академических институтов и сотни ученых. Африканисты издали десятки книг на эту тему и защитили сотни диссертаций. Разрабатывались детали социального состава и характера элит, которые должны были проводить реформы («национальные демократы», или «революционные демократы»), а также их классовых союзников на каждом этапе реформ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным академическим трудом, посвященным социалистической ориентации в Африке, стала вышедшая в 1976 г. коллективная монография Института Африки «Африка: проблемы социалистической ориентации»34. Ее авторы обобщили достижения африканских стран на пути к социализму, определили периодизацию этого явления для Африки и типологию африканских стран социалистической ориентации. Однако, к концу 1970-х годов в возможности воплощения этой теории в жизнь разочаровались даже некоторые из ее создателей35, а после распада СССР она исчезла, не оставив следа.

Это может показаться странным, но идея достижения социализма через реформы в принципе мало чем отличалась от теории слабо-развитости, господствовавшей в это время на Западе. Обе полагали,

33 Brutents K.N. National Liberation Revolutions Today. Some Questions of Theory. Part I. Moscow: Progress Publishers, 1977. С. 146-149.

34 Африка: проблемы социалистической ориентации / Под ред. Г.Б. Старушенко. М.: Наука, 1976.

35 Filatova I. The Lasting Legacy: Soviet Theory of the National-Democratic Revolution and South Africa // South African Historical Journal. Vol. 64. No. 3. P. 520.

что африканские общества «отстали» в своем развитии и предлагали лекала ускорения развития (реформ) с целью достижения счастливого будущего. Только в одном случае это будущее должно было быть социалистическим, в другом — капиталистическим. И, конечно, социалистическая ориентация была понятием не менее европоцентристским, чем теория слаборазвитости.

Но 1970-е годы были временем отнюдь не только трудов по социалистической ориентации. Накопление знаний об Африке привело, с одной стороны, к расширению тематики работ советских африканистов и к более тщательному поиску источников, с другой — к осознанию ими ограниченности их собственных возможностей и поискам новой тематики. Появились, например, работы об «общественной мысли» и интеллигенции. Первой из них и уникальной для своего времени, была книга Г.И. Потехиной, «Очерки современной литературы Западной Африки», изданная в 196836. Речь в ней шла о духовном мире африканской, прежде всего франкоязычной, интеллигенции как во Франции, так и в Африке. Чрезвычайно значимой была статья Потехиной «О языке современных литератур Африки. Колониальные режимы и культура»37. Она была опубликована в 1970-м году, но говорилось в ней о том же, о чем сегодня говорят постколониалисты: о двойственности положения африканской интеллигенции в современном мире.

Общественной мысли посвящены и работы М.Ю. Френкеля38, и А.Б. Летнева39. Френкель писал о первых африканских интеллектуалах в британских колониях Западной Африки, как раз тогда, когда их открывали для себя будущие афроцентристы. Книга Летнева посвящена поколению африканской интеллигенции, которое создало негритюд. Среди советских работ она выделяется тем, что автор имел возможность работать во Франции и ознакомился не только с той литературой по теме, которой не было в СССР, но и с французскими архивами.

По-новому стала освещаться и старая тема колониализма. Прежде всего, это касается социальной структуры и характера колониальных и постколониальных обществ. Из-за цензурных ограничений и идеологической привычки в советских исследованиях эти общества обычно представали в традиционных марксистских категориях:

36 ПотехинаГ.И. Очерки современной литературы Западной Африки. М.: Наука, 1968.

37 Потехина Г.И. О языке современных литератур Африки. Колониальные режимы и культура (на примере литератур Западной Африки) // Фольклор и литература народов Африки / Под ред. Д.А. Ольдерогге. М.: Наука, 1970.

38 Френкель М.Ю. Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в. М.: Наука, 1977.

39 ЛетневА.Б. Общественная мысль в Западной Африке, 1918-1939. М.: Наука, 1983.

феодалы, буржуазия, интеллигенция, пролетариат (рабочий класс), крестьянство. Сходными категориями оперировали и западные историки. Но в 1970-е годы стало очевидно, что эти характеристики были неприменимы к реалиям колониальных и постколониальных африканских обществ. Появились новые категории: «отходники», «элита», «бюрократия». Книга Л.В. Гевелинга, опубликованная в 1983 г., например, нестандартно называлась «Менеджеры в Тропической Африке»40. Социальная чересполосица чаще всего осмысливалась в сопоставимых понятиях теорий «многоукладности» в СССР и «социальной стратификации» на Западе.

Начал переосмысливаться сам феномен колониализма. В 1974 г. И.В. Следзевский первым из советских африканистов упомянул о «колониальных обществах», которые он характеризовал как переходные и многоукладные41. Но настоящим новатором в этой тематике стал Д.А. Ольдерогге, в 1983 г. написавший о «колониальном обществе» как об «особом типе социального развития», охватывавшем «целый век колониального порабощения Африки, в течение которого в колониях складывались условия, предопределившие дальнейшие судьбы развития новых свободных государств»42. По тем временам эта идея была революционной. Получалось, что Ольдерогге открыл шестой тип социального развития, существовавший помимо разрешенных тогда пяти.

Ольдерогге заимствовал термин «колониальное общество» у Жоржа Баландье43, но использовал его совсем в ином значении, вложив в него идеи социальной созидательности колониализма и социальной преемственности африканских обществ сквозь колониальную эпоху. К такой трактовке колониального общества близко примыкали и работы Л.Е. Куббеля о специфике доколониальной государственности в Африке и ее континуальности в современном африканском государстве, уникальные для 1970-1980-х годов44. На Западе подобные исследования появились лишь в 1990-2000-х годах45.

40 Гевелинг Л.В. Менеджеры в Тропической Африке. М.: Наука, 1982.

41 Следзевский И.В. Колониальные общества. Некоторые вопросы развития и воспроизводства многоукладности // Африка: возникновение отсталости и пути развития. М.: Наука, 1974. С. 291-426.

42 Ольдерогге Д.А. Эпигамия. Избранные статьи. М., 1983. С. 182.

43 Balandier G. La situation colonial: approche théorique // Cahiers internationaux de sociologie. N 11. 1951. S. 44-79. Английский перевод: Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach to Social Change. New York: Wiley, 1966.

44 Куббель Л.Е. Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий. М.: Наука, 1978; Куббель Л.Е. Доколониальная политическая культура в колониальных и современных африканских государствах // Этнографическое исследования развития культуры. М., 1985.

45 Например: Bayart J.-F. The State in Africa: The Politics of the Belly. London, New York: Longman, 1993; Herbst J. States and Power in Africa. Comparative Lessons in Authority and Control. Princeton: Princeton University Press, 2000.

Углубилось и диверсифицировалось и понимание доколониальной истории африканских обществ и их сложного и длительного взаимодействия с разными типами европейского вмешательства46. Началась публикация переводов африканских источников. 1984 г. Куббель опубликовал, например, перевод Суданских хроник, созданных в Тимбуку на арабском языке и посвященных истории Сонгайской державы47.

Политические реалии постколониальной Африки привлекли внимание и к современным проблемам, например, этно-национальным. Эта тема затрагивалась во многих страновых работах, но самой значимой и первым в мировой африканистике обобщающим трудом по этой тематике стала монография Р.Н. Исмагиловой «Этнические проблемы современной Тропической Африки»48.

Но в те же 1970-е годы история все больше уходила на периферию внимания Института Африки, а политология, наоборот, выдвигалась на первый план. В этих условиях, в 1971 г. был создан Центр (тогда — сектор) истории Африки в Институте всеобщей истории под руководством А.Б. Давидсона, постепенно оформившийся в еще одну, важнейшую, школу в советской историографии истории Африки.

Первой работой Центра стала монография Давидсона «Южная Африка. Становление сил протеста. 1870-1924»49. Главной особенностью этой монументальной работы были источники. Давидсону удалось получить копии бесценных документов из Гуверовского института войны, революции и мира и посмотреть некоторые документы закрытого тогда архива Коминтерна. Зарубежные историки, занимающиеся этой тематикой, единодушно признавали первопро-ходческий характер этой книги.

Глубокое понимание важности первоисточников определило и основные направления работы коллектива Центра. Давидсон выбирал их с учетом того, какие источники были доступны советским историкам. Первым таким направлением стало изучение источников по истории Африки, и первая коллективная монография «Источниковедение африканской истории», была посвящена

46 Этому посвящены, например, работы: Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М.: Наука, 1986; Абрамова С.Ю. Африка: четыре столетия работорговли. М.: Наука, 1992.

47 Куббель Л.Е. Суданские хроники. М.: Наука, 1984.

48 Исмагилова Р.Н. Этнические проблемы современной Тропической Африки. М.: Наука, 1973.

49 Давидсон А.Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 1970-1924. М.: Наука, 1972.

именно им50. О важности новых источников по истории Африки зарубежные африканисты писали немало, но такого подробного и систематического анализа их, как в этой монографии, никто в те годы не опубликовал.

Следующая коллективная работа, «Историческая наука в странах Африки»51, оказалась еще более новаторской: стала первой в мире работой по историографии истории Африки, созданной самими африканцами. Следующая обобщающая работа на эту тему — первый том ЮНЕСКОвской «Всеобщей истории Африки» — была издана на два года позднее52. Позже в СССР на эту тему была опубликована еще одна монография: «Современная историография стран Тропической Африки» Д.П. Урсу53. По охвату материала обе оказались беднее публикации Центра.

Другим магистральным направлением работы Центра стала тема исторических связей России и Африки. Давидсон начал заниматься этой тематикой еще в 1960-х годах, в Институте Африки. Первыми работами по ней в Центре стали его книги «Облик далекой страны» и «Зов дальних морей», написанные в соавторстве с В.А. Макрушиным54. Авторы говорили в них о том, какой виделась Южная Африка России в XVIII-XIX вв., то есть о ее образе, отражении ее в коллективном сознании россиян. В сущности это была «имагология», которой тогда не занимались еще ни на Западе, ни, тем более, в СССР.

В 1979 г. Центр был расформирован и воссоздан только через четыре года. В 1980-е годы сотрудники Центра публиковали свои индивидуальные монографии, многие из которых были связаны с проблемами колониализма, антиколониализма и постколониальной эпохи55, Продолжили они и плодотворную тему колониального общества. Ему были в большой степени посвящены книги А.С. Ба-

50 Источниковедение африканской истории / Под ред. А.Б. Давидсон. М.: Наука, 1977.

51 Историческая наука в странах Африки / Под ред. А.Б. Давидсон. М.: Наука, 1979.

52 Ki-Zerbo J. General History of Africa. Vol. I. Methodology and African Prehistory. Berkeley: University of California Press, Heinemann, UNESCO. 1981.

53 Урсу Д.П. Современная историография стран Тропической Африки. 1960-1980. М.: Наука, 1983.

54 Давидсон А.Б., Макрушин В.А. Облик далекой страны. М.: Наука, 1975; Они же. Зов дальних морей. М.: Наука, 1979.

55 Например: Балезин А.С., Притворов А.В., Слипченко С.А. История Намибии в новое и новейшее время. М.: Восточная литература. 1993; Городнов В.П. Черные жители «белого» города. М.: Наука, 1983; Давидсон А.Б. Сесиль Родс и его время. М.: Мысль, 1984; Мазов С.В. Парадоксы «образцовой колонии». М.: Наука, 1993. Овчинников В.Е. История Танзании в новое и новейшее время. М.: Наука, 1986;

лезина и И.И. Филатовой56, а также коллективная монография «Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций?»57

Научный потенциал Центра в полной мере раскрылся только после открытия советских архивов. Однако принципы его работы были заложены в 1970-1980-е годы.

В заключение

В этой статье немало упоминаний о достижениях как советской историографии истории Африки как в целом, так и отдельных ее школ и представителей в изучении той или иной тематики в истории Африки. Это неизбежно при рассмотрении научного вклада отдельных коллективов или ученых в развитие любой академической дисциплины. Однако смысл статьи отнюдь не в соревновании за первенство или превосходство, тем более что лучшие труды советских африканистов остались непереведенными, а значит и неизвестными зарубежному академическому сообществу. Основной ее этого текста в том, чтобы поколебать стереотипы, сложившиеся о ней и в России, и за рубежом и продолжающие определять отношение к ней по сию пору.

Но приходится все же напомнить, что у советской историографии истории Африки было немало сильных сторон. Среди них — широкое, проблемное осмысление исторических процессов на континенте, усиленное внимание к социальным проблемам и привнесение своей собственной, новой тематики (например, образа Африки в России). Были и слабые стороны — вынужденный или усвоенный догматизм в подходах ко многим темам и неадекватность источниковой базы. И слабые, и сильные черты советской историографии в большой степени объяснялись ее «родимыми пятнами»: влиянием марксизма в его советской интерпретации, цензурой и запретительным подходом к источникам.

Советская историография истории Африки прошла в своем развитии несколько периодов. Первый, коминтерновский, начался в конце 1920-х годов и окончился в конце 1930-х почти полным отказом историков от африканской тематики. Новый, послевоенный, был обусловлен подъемом национально-освободительного движения, и появлением молодых независимых государств. Он начался

Цыпкин Г.В. Эфиопия в антиколониальных войнах. М.: Наука, 1988; Цыпкин Г.В., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М.: Наука, 1989.

56 Например: Балезин А.С. Африканские правители и вожди в Уганде. 1862-1962. М.: Наука, 1986; Филатова И.И. Новая и новейшая история Кении. М.: Наука, 1985.

57 Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций? / Под ред. А.С. Балезина, И.И. Филатовой. М.: Наука; Восточная литература, 1993.

в конце 1950-гг. и окончился в начале 1970-х. Точно датировать его окончание и начало нового этапа невозможно, поскольку различия между ним и следующим периодом были лишь качественными и стали результатом накопления африканистами знаний и исследовательского опыта. Последний период — начало 1970-х — 1980-е годы определялся более глубокими и интересными работами, новой тематикой, новыми источниками.

Конечно, во все эти периоды между индивидуальными учеными, занимавшимися Африкой, существовали огромные различия в подходах, тематике, источниках, стиле и даже оттенках идеологии. Кроме того, было и несколько историографических школ. Наиболее отчетливо выделялись три из них. Первая, московская, начало которой дал Коминтерн и традиции которой были в какой-то мере возрождены Институтом Африки АН СССР, была самой идеологизированной и политически ангажированной. Это не означало, конечно, что она не создала по-настоящему ценных инновационных трудов, прежде всего обобщающего аналитического характера. Вторая, ленинградская, центром которой было ленинградское отделение Института этнографии, занималась тем, что позже стало называться исторической антропологией, прежде всего, доколониальной историей на базе этнографических и лингвистических источников. Третья, притягательной силой которой стал Центр истории Африки Института всеобщей истории РАН, в советские годы сосредоточила свое внимание на изучении источников и историографии Африки, а также на истории отношений России и Африки.

Не оставляет никакого сомнения тот факт, что советская и зарубежная историография истории Африки развивались сопоставимыми, хотя и не совпадающими путями. Советские африканисты были хорошо осведомлены о том, что писали их зарубежные коллеги и о темах, которые они обсуждали. За рубежом советская африканистика была практически неизвестна — о ней, за редчайшим исключением, судили по переведенным книгам. Но в СССР переводилось только то, что считалось важным с политической и идеологической точек зрения, а такие произведения вряд ли можно было отнести к числу академических достижений. Поэтому и мнение о ней было неоправданно низким, о чем приходится только сожалеть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова И.О., Амвросова М.Н., Бондаренко Д.М., Волков С.Н., Грибанова В.В.,

Дейч Т.Л., Морозенская Е.В. Развитие африканистики в России: история и современность // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика,

право. Т. 14. N 6. 2021.

2. Абрамова С.Ю. Африка: четыре столетия работорговли. М.: Наука, 1992.

3. Антиимпериалистическая революция в Африке / Под ред. В.Г. Солодовникова. М.: Наука, 1967.

4. Арсеньев В.Р. «Ленинградская школа африканистики» и глобальное позиционирование России // ТАО. Теоретико-аналитическое объединение на базе журнала «Манифестация». Без даты (2002-2004?). Без места (СПб). http://www. taospb.narod.ru/history/lsa.htm. Дата обращения: 25.03.2020.

5. Африка: проблемы социалистической ориентации / Под ред. Г.Б. Старушенко. М.: Наука, 1976.

6. Балезин А.С. Африканские правители и вожди в Уганде. 1862-1962. М.: Наука, 1986.

7. Балезин А.С., Филатова И.И. ред. Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций? М.: Наука; Восточная литература, 1993.

8. Балезин А.С., Притворов А.В., Слипченко С.А. История Намибии в новое и новейшее время. М.: Восточная литература, 1993.

9. Гевелинг Л.В. Менеджеры в Тропической Африке. М.: Наука, 1982.

10. Городнов В.П. Черные жители «белого» города. М.: Наука, 1983

11. Давидсон А.Б. Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации 1888-1897. М.: Наука, 1958.

12. Давидсон А.Б. У истоков советской африканистики. (К 80-летию со дня рождения Эндре Шика) // Вопросы истории. 1971. № 4.

13. Давидсон А.Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 1970-1924. М.: Наука, 1972.

14. Давидсон А.Б., Макрушин В.А. Облик далекой страны. М.: Наука, 1975.

15. Давидсон А.Б., Макрушин В.А. Зов дальних морей. М.: Наука, 1979.

16. Историческая наука в странах Африки / Под ред. А.Б. Давидсона. М.: Наука, 1979.

17. Давидсон А.Б. Сесиль Родс и его время. М.: Мысль, 1984.

18. Давидсон А. Б. Первая программа советской африканистики // Народы Азии и Африки. 1988. № 4.

19. Зусманович А., Потехин И., Джексон Т. Рабочее движение и принудительный труд в негритянской Африке. М.: Профиздат, 1933.

20. Исмагилова Р.Н. Этнические проблемы современной Тропической Африки. М.: Наука, 1973.

21. История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время / Под ред. А.А. Громыко. М.: Наука, 1978.

22. Источниковедение африканской истории / Под ред. А.Б. Давидсона. М.: Наука, 1977.

23. Кочакова Н.Б. Города-государства йорубов. М.: Наука, 1968.

24. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М.: Наука, 1986.

25. Куббель Л.Е. Страна золота. М.: Наука, 1966.

26. Куббель Л.Е. Доколониальная Африка в трудах Ш.А. Диопа // Советская этнография. 1969. № 4.

27. Куббель Л.Е. Суданские хроники. М.: Наука, 1984.

28. Куббель Л.Е. Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий. М.: Наука, 1978.

29. Куббель Л.Е. Доколониальная политическая культура в колониальных и современных африканских государствах // Этнографическое исследования развития культуры. М., 1985.

30. Летнев А.Б. Общественная мысль в Западной Африке, 1918-1939. М.: Наука, 1983.

31. Мазов С.В. Парадоксы «образцовой колонии». М.: Наука, 1993.

32. Милованов И.В. Рабочий класс и рабочее движение в странах Азии и Африки. М.: Наука, 1965.

33. ОльдероггеД.А. Западный Судан в XV-XIX вв.: Очерки по истории и истории культуры. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1960.

34. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. Избранные статьи. М., 1983.

35. Орлова А.С. История государства Конго (XVI-XVII вв.). М.: Наука, 1968.

36. ОвчинниковВ.Е. История Танзании в новое и новейшее время. М.: Наука, 1986.

37. Рабочий класс Африки / Под ред. И.П. Ястребовой. М.: Наука, 1966;

38. ПегушевА.М. Повстанцы Мау Мау. История антиколониального вооруженного восстания 1952-1956 гг. в Кении. М.: Наука, 1978.

39. ПотехинаГ.И. Очерки современной литературы Западной Африки. М.: Наука, 1968.

40. Потехина Г.И. О языке современных литератур Африки. Колониальные режимы и культура (на примере литератур Западной Африки) // Фольклор и литература народов Африки / Под ред. Д.А. Ольдерогге. М.: Наука, 1970.

41. Следзевский И.В. Колониальные общества. Некоторые вопросы развития и воспроизводства многоукладности // Африка: возникновение отсталости и пути развития. М.: Наука, 1974.

42. Сюре-Каналь Ж. Африка Западная и Центральная. География. Цивилизация. История. М.: Издательство восточной литературы, 1961.

43. Сюре-Каналь Ж. Традиционные общества Тропической Африки и марксистская концепция «азиатского способа производства» // Народы Азии и Африки. 1965. № 1.

44. Вооруженная борьба народов Африки за свободу и независимость / Под ред. В.Л. Тягутенко. М.: Наука, 1974.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. УрсуД.П. Современная историография стран Тропической Африки. 1960-1980. М.: Наука, 1983.

46. Филатова И.И. Новая и новейшая история Кении. М.: Наука, 1985.

47. Филатова И.И. Советские концепции антиколониализма в Африке // Становление отечественной Африканистики / Под ред. А.Б. Давидсона. 1920-1960. М.: Наука, 2003.

48. Филатова И.И. Африканистика в Коммунистическом университете трудящихся Востока (1929-1938) // Электронный научно-образовательный журнал «История». Вып. 8 (94). Т. 11. 2020. URL: https://history.jes.su/issue.2020.3.8.8-94/

49. История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время / Под ред. М.Ю. Френкеля. М.: Наука, 1976.

50. Френкель М.Ю. Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в. М.: Наука, 1977.

51. Цыпкин Г.В. Эфиопия в антиколониальных войнах. М.: Наука, 1988.

52. Цыпкин Г.В., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М.: Наука, 1989.

53. Шийк А. (Э. Шик). К вопросу марксистского изучения социально-экономических проблем Черной Африки // Революционный Восток. 1930. № 8.

54. Ajayi J.F.A. The Continuity of African Institutions under Colonialism // Ranger Т.О. (ed.) Emerging Themes of African History. Proceedings of the International Congress of African Historians Held at the University College, Dar es Salaam, October 1965. London, Nairobi: East African Publishing House, 1968.

55. Ajayi J.F.A. Colonialism: an Episode in African History // Gann L.H., Duignan P. (eds.) Colonialism in Africa, 1870-1960. Vol I. Cambridge University Press, 1969.

56. Balandier G. La situation colonial: approche théorique // Cahiers internationaux de sociologie. N 11. 1951.

57. Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach to Social Change. New York: Wiley, 1966.

58. Bayart J.-F. The State in Africa: The Politics ofthe Belly. London; New York: Longman, 1993;

59. Biobaku S.O. The Egba and Their neighbours. 1842-1872. Oxford University Press, 1957.

60. Brutents K.N. National Liberation Revolutions Today. Some Questions of Theory. Part I. Moscow: Progress Publishers, 1977.

61. Darch C, Littlejohn G. Endre Sik and the Development of African Studies in the USSR: A Study Agenda from 1929 // History in Africa. 1983. Vol. 10.

62. Darch C. Soviet and Russian Research on Ethiopia and East Africa: a Second look in the Context of Area Studies Crisis // Africa in Russia. Russia in Africa. Three Centuries of Encounters / By. ed. M. Matusevich. Trenton, NJ, Asmara: Africa World Press, Inc. 2007.

63. Davidson A.B. African Resistance and Rebellion Against the Imposition of Colonial Rule // Emerging Themes of African History / By ed. T.O. Ranger. Nairobi: East African Publishing House, 1968.

64. Davidson A.B. African Resistance and Rebellion Against the Imposition of Colonial Rule // Problems in the History of Colonial Africa, 1860-1960 / By ed. R. O'Collins. New Jersey: Prentice-Hall, 1970.

65. Diop Ch.A. Nations Nègre et Culture. Paris: Editions Africaine, 1955.

66. Diop Ch.A. The African Origin of Civilization: Myth or Reality. Chicago: Lawrence Hill and Co., 1974.

67. Filatova I. Anti-Colonialism in Soviet African Studies (1920s-1960) // The Study of Africa / By ed. P.T. Zeleza. Vol. 2: Global and Transnational Engagements. Dakar: CODESRIA, 2007.

68. Filatova I. The Lasting Legacy: Soviet Theory of the National-Democratic Revolution and South Africa // South African Historical Journal. 2012. Vol. 64. No. 3.

69. Gwassa G.S.K. The Outbreak and Development of Maji-Maji War, 1905-1907. Dar es Salaam: East African Publishing House, 1974.

70. Herbst J. States and Power in Africa. Comparative Lessons in Authority and Control. Princeton: Princeton University Press, 2000.

71. Jones D.H. Sik's Africa — The History of Black Africa, Vol II. By Endre Sik. Budapest: Akadémiai Kiado, 1966 // The Journal of African History. 1967. Vol. 8. Issue 3.

72. Ki-Zerbo J. General History of Africa. Vol. I. Methodology and African Prehistory. Berkeley: University of California Press, Heinemann, UNESCO, 1981.

73. MarungS. Out of Empire into Socialist Modernity. Soviet-African (Dis)Connections and Global Intellectual Geographies. Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. Duke University press. Vol. 41. Issue 1. 1 May 2021.

74. OgotB.A. History ofthe Southern Luo. Vol. 1. Migration and Settlement. 1500-1900. Nairobi, 1967.

75. Ranger T.O. The Recovery of African Initiative in Tanzanian History. The University College of Dar-es-Salaam inaugural lectures series. Vol 2. Dar es Salaam: University College printers, 1969.

76. SikE. The History of Black Africa. Vols I, II. Budapest: Académiai Kiado, 1966.

77. Shepperson G.A., Price T. Independent African: John Chilembwe and the origins, Setting and Significance ofthe Nyasaland Native Rising, 1915. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1958.

78. Wilson E.T. Russia and Black Africa before World War II. New York: Homes & Meyer, 1974.

REFERENCES

1. Abramova I.O., Amvrosova M.N., Bondarenko D.M., Volkov S.N., Gribanova V.V., Dejch T.L., Morozenskaya E.V. Razvitie afrikanistiki v Rossii: istoriya i sovremen-nost' (The Development of African Studies in Russia: history and the contemporary situation) // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. Vol. 14. N 6. 2021. (In Russ.)

2. Abramova S.Yu. Afrika: chetyre stoletiya rabotorgovli (Four Centuries of Slave Trade). M.: Nauka, 1992. (In Russ.)

3. Arsen'ev V.R. «Leningradskayashkolaafrikanistiki» iglobal'noepozitsionirovanie Rossii ('Leningrad School of African Studies' and the Global Positioning of Russia // TAO. Teoretiko-analiticheskoe ob "edinenie na baze zhurnala «Manifestaciya». N.d. (2002-2004?). N.p. (SPb). URL: http://www.taospb.narod.ru/history/lsa.htm. (In Russ.)

4. Balezin A.S. Afrikanskie praviteli i vozhdi v Ugande. 1862-1962. (African Rulers and Chiefs in Uganda. 1862-1962). M.: Nauka, 1986. (In Russ.)

5. Balezin A.S., Filatova I.I. eds. Kolonial'noe obshchestvo Tropicheskoj Afriki: vzaimodejstvie civilizacij? M.: Nauka, Vostochnaya literature, 1993. (In Russ.)

6. Balezin A.S., Pritvorov A.V., Slipchenko S.A. Istoriya Namibii v novoe i novejshee vremya. (A History of Namibia in Modern and Contemporary time) M: Vostochnaya literature, 1993. (In Russ.)

7. Davidson A.B. Matabele i mashona v bor'beprotiv anglijskoj kolonizacii 1888-1897. (Matabele and Mashona in the Struggle against the British Colonisation). M.: Nauka, 1958. (In Russ.)

8. Davidson A.B. U istokov sovetskoj afrikanistiki. (K 80-letiyu so dnya rozhdeniya Endre Shika) (At the Roots of Soviet African Studies. For the 80th Anniversary of Andrew Sik.) // Voprosy istorii. 1971. N 4. (In Russ.)

9. Davidson A.B. YuzhnayaAfrika. Stanovlenie sil protesta. 1970-1924. (South Africa. The Birth of Protest). M.: Nauka, 1972. (In Russ.)

10. Davidson A.B., Makrushin V.A. Oblik dalekoj strany. (The Image of a Far-off Country). M.: Nauka, 1975. (In Russ.)

11. Davidson A.B. ed. Istochnikovedenie afrikanskoj istorii. (Sources of African History). M.: Nauka, 1977. (In Russ.)

12. Davidson A.B., Makrushin V.A. Zov dal'nih morej. (The Call of Far-Off Seas). M.: Nauka, 1979. (In Russ.)

13. Davidson A.B. ed. Istoricheskaya nauka vstranah Afriki. (History in African Countries) M.: Nauka, 1979. (In Russ.)

14. Davidson A.B. Sesil' Rods i ego vremya. (Cecil Rhodes and his Time). M.: Mysl', 1984. (In Russ.)

15. Davidson A.B. Pervayaprogramma sovetskoj afrikanistiki (The First Programme of Soviet African Studies) // Narody Azii i Afriki. 1988. N 4. (In Russ.)

16. Filatova I.I. Novaya i novejshaya istoriya Kenii. (A History of Kenya in Modern and Contemporary Time). M.: Nauka, 1985. (In Russ.)

17. Filatova I.I. Sovetskie koncepcii antikolonializma vAfrike (Soviet Concepts of Anti-colonialism in Africa) // A.B. Davidson, ed. Stanovlenie otechestvennoj Afrikanistiki. 1920-1960. (The Beginnings of Soviet African Studies). M.: Nauka, 2003. (In Russ.)

18. Filatova I.I. Afrikanistika v Kommunisticheskom universitete trudyashchihsya Vostoka (1929-1938) (African Studies at the Communist University of Eastern Toilers) // Elektronnyj nauchno-obrazovatel 'nyj zhurnal «Istoriya». Vypusk 8 (94). Tom 11. 2020. https://history.jes.su/issue.2020.3.8.8-94/ (In Russ.)

19. Frenkel' M.Yu. ed. Istoriya nacional'no-osvoboditel'noj bor'by narodov Afriki v novoe vremya. (A History of National-Liberation Movement in the Modern Era). M.: Nauka, 1976. (In Russ.)

20. Frenkel' M.Yu. Obshchestvennaya mysl' britanskoj Zapadnoj Afriki vo vtoroj po-lovine XIX v. (Social Thought in British West Africa in the Second Half of the 19th Century). M.: Nauka, 1977. (In Russ.)

21. Geveling L.V. Menedzhery v Tropicheskoj Afrike. (Managers in Tropical Africa). M.: Nauka, 1982. (In Russ.)

22. Gorodnov V.P. Chernyezhiteli "belogo"goroda. (Black Denizens of a 'White' City). M.: Nauka, 1983. (In Russ.)

23. Gromyko Anat. A. ed Istoriya nacional'no-osvoboditel'noj bor'by narodovAfriki v novejshee vremya. (A History of National-Liberation Movement in the Contemporary Era). M.: Nauka, 1978. (In Russ.)

24. Ismagilova R.N. Etnicheskie problemy sovremennoj Tropicheskoj Afriki. (Ethnic Problems of Contemporary Tropical Africa). M.: Nauka, 1973. (In Russ.)

25. Kochakova N.B. Goroda-gosudarstvajorubov. (Yoruba City-States). M.: Nauka, 1968. (In Russ.)

26. Kochakova N.B. Rozhdenie afrikanskoj tsivilizacii (Ife, Ojo, Benin, Dagomeya). (The Birth of an African Civilisation. Ife, Oyo, Benin, Dahomey). M.: Nauka, 1986. (In Russ.)

27. Kubbel' L.E. Strana zolota. (The Country of Gold). M.: Nauka, 1966. (In Russ.)

28. Kubbel' L.E. Dokolonial'naya Afrika v trudah Sh.A.Diopa (Precolonial Africa in the Works of Sh. A. Diop) // Sovetskaya etnografiya. 1969. N 4. (In Russ.)

29. Kubbel' L.E. Sudanskie hkroniki. (Sudan Chronicles). M.: Nauka, 1984. (In Russ.)

30. Kubbel' L.E. Pervobytnaya periferiya klassovyh obshchestv do nachala Velikih geograficheskih otkrytij. (The Pre-Class Periphery of Class Societies before the Great Deographical Discoveries). M.: Nauka, 1978. (In Russ.)

31. Kubbel' L.E. Dokolonial'naya politicheskayakul'tura vkolonial'nyh i sovremennyh afrikanskih gosudarstvah (Precolonial Political Culture in Colonial and Contemporary African States) // Etnograficheskie issledovaniya razvitiya kul'tury. (Ethnographic Studies of the Development of Culture). M., 1985. (In Russ.)

32. Letnev A.B. Obshchestvennaya mysl' v Zapadnoj Afrike, (Social Thought in West Africa) 1918-1939. M.: Nauka, 1983. (In Russ.)

33. Mazov S.V. Paradoksy "obrazcovoj kolonii" (Paradoxes of the 'Exemplary' Colony). M.: Nauka, 1993. (In Russ.)

34. Milovanov I.V. Rabochij klass i rabochee dvizhenie v stranah Azii i Afriki. (Working Class and Workers' Movement in Asia and Africa). M.: Nauka, 1965. (In Russ.)

35. Ol'derogge D.A. ZapadnyjSudan vXV—XIXvv.: Ocherkipo istorii i istorii kul'tury. (Western Sudan in 15th-19th C. Essays on History and the History of Culture). M., L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1960. (In Russ.)

36. Ol'derogge D.A. Epigamiya. Izbrannye stat'i. (Epistemology. Selected Articles). M., 1983. (In Russ.)

37. Orlova A.S. Istoriya gosudarstva Kongo (XVI-XVIIvv). (A History of the Kongo State, 16-17 C.) M.: Nauka, 1968. (In Russ.)

38. Ovchinnikov V.E. Istoriya Tanzanii v novoe i novejshee vremya. (A History of Tanzania in Modern and Contemporary Times). M.: Nauka, 1986. (In Russ.)

39. Pegushev A.M. Povstancy Mau Mau. Istoriya antikolonial'nogo vooruzhennogo vosstaniya 1952-1956 gg. v Kenii. (The Rebels of Mau-Mau. A History of an AntiColonial Uprising 1952-1956). M.: Nauka, 1978. (In Russ.)

40. Potekhina G.I. Ocherki sovremennoj literatury Zapadnoj Afriki. (Essays on Contemporary History of West Africa). M.: Nauka, GRVL. 1968. (In Russ.)

41. Potekhina G.I. Oyazyke sovremennyh literatur Afriki. Kolonial 'nye rezhimy i kul 'tura (naprimere literatur Zapadnoj Afriki) (On the Language of Contemporary African Literatures. Colonial Regimes and Culture. On the Example of West African Literatures) // Ol'derogge D.A. ed. Fol'klor i literatura narodov Afriki. (Folklore and Literature of African Peoples). M.: Nauka, 1970. (In Russ.)

42. Shijk A. (E. Shik). K voprosu marksistskogo izucheniya social'no-ekonomicheskih problem Chernoj Afriki (on the Issue of the Marxist Study of Socio-economic Problems of Black Africa) // Revolyucionnyj Vostok. N 8. 1930. (In Russ.)

43. Sledzevskij I.V. Kolonial'nye obshchestva. Nekotorye voprosy razvitiya i vosproiz-vodstva mnogoukladnosti (Colonial Societies. Some Problems of the Development and Reproduction of Multiformationality) // Afrika: vozniknovenie otstalosti i puti razvitiya. M.: Nauka, 1974. (In Russ.)

44. Solodovnikov V.G. ed. Antiimperialisticheskaya revolyuciya v Afrike. (Anti-imperialist Revolution in Africa). M.: Nauka, 1967. (In Russ.)

45. Starushenko G.B. ed. Afrika:problemy socialisticheskoj orientacii. (Africa: Problems of Socialist Orientation). M.: Nauka, 1976. (In Russ.)

46. Syure-Kanal', Zh. Afrika Zapadnaya i Tsentral'naya. Geografiya. Tsivilizaciya. Istoriya. (Africa West and Central. Geography. Civilisation. History.) M.: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1961. (In Russ.)

47. Syure-Kanal' Zh. Traditsionnye obshchestva Tropicheskoj Afriki i marksistskaya koncepciya «aziatskogo sposoba proizvodstva» Traditional Societies of Tropical Africa and the Marxist Concept of the 'Asiatic Mode of Production' // Narody Azii i Afriki. 1965. N 1. (In Russ.)

48. Tsypkin G.V. Efiopiya v antikolonial'nyh vojnah. (Ethiopia in Anti-colonial Wars). M.: Nauka, 1988. (In Russ.)

49. Tsypkin G.V., Yag'ya V.S. Istoriya Efiopii v novoe i novejshee vremya. (A History of Ethiopia in Modern and Contemporary Time). M.: Nauka, 1989. (In Russ.)

50. Tyagunenko V.L. ed. Vooruzhennaya bor'ba narodov Afriki za svobodu i nezavi-simost'. (The Armed Struggle of African Peoples for Freedom and Independence). M.: Nauka, 1974. (In Russ.)

51. Ursu D.P. Sovremennaya istoriografiya stran Tropicheskoj Afriki. 1960-1980. (Contemporary Historiography of Tropical African Countries) M.: Nauka, 1983. (In Russ.)

52. Yastrebova I.P. ed. Rabochij klass Afriki. (Working Class of Africa). M.: Nauka, 1966. (In Russ.)

53. Zusmanovich A., Potekhin I., Dzhekson T. Rabochee dvizhenie iprinuditel'nyj trud v negrityanskoj Afrike. (Workers' Movement and Forced Labour in Negro Africa). M.: Profizdat, 1933. (In Russ.)

54. Ajayi J.F.A. The Continuity of African Institutions under Colonialism // Ranger Т.О. (ed.) Emerging Themes of African History. Proceedings of the International Congress of African Historians Held at the University College, Dar es Salaam, October 1965. London, Nairobi: East African Publishing House, 1968.

55. Ajayi J.F.A. Colonialism: an Episode in African History // Gann L.H., Duignan P. (eds.) Colonialism in Africa, 1870-1960. Vol. I. Cambridge University Press, 1969.

56. Balandier G. La situation colonial: approche théorique // Cahiers internationaux de sociologie. N 11. 1951.

57. Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach to Social Change. New York: Wiley, 1966.

58. Bayart J.-F. The State in Africa: The Politics of the Belly. London, New York: Longman. 1993; Herbst J. States and Power in Africa. Comparative Lessons in Authority and Control. Princeton: Princeton University Press, 2000.

59. Biobaku S.O. The Egba and Their neighbours. 1842-1872. Oxford University Press. 1957; Ogot B.A. History of the Southern Luo. Vol. 1. Migration and Settlement. 1500-1900. Nairobi, 1967.

60. Brutents K.N. National Liberation Revolutions Today. Some Questions of Theory. Part I. M.: Progress Publishers, 1977.

61. Darch C., Littlejohn G. Endre Sik and the Development of African Studies in the USSR: A Study Agenda from 1929 // History in Africa. 1983. Vol. 10.

62. Darch C. Soviet and Russian Research on Ethiopia and East Africa: a Second look in the Context of Area Studies Crisis // Africa in Russia. Russia in Africa. Three Centuries of Encounters / By ed. M. Matusevich. Trenton, NJ, Asmara: Africa World Press, Inc. 2007.

63. Davidson A.B. African Resistance and Rebellion Against the Imposition of Colonial Rule // Emerging Themes of African History / By ed. T.O. Ranger. Nairobi: East African Publishing House, 1968.

64. Davidson A.B. African Resistance and Rebellion Against the Imposition of Colonial Rule // Problems in the History of Colonial Africa, 1860-1960 / By ed. O'Collins R. New Jersey: Prentice-Hall, 1970.

65. Diop Ch.A. Nations Nègre et Culture. Paris: Editions Africaine. 1955.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66. Diop Ch.A. The African Origin of Civilization: Myth or Reality. Chicago: Lawrence Hill and Co., 1974.

67. Filatova I. Anti-Colonialism in Soviet African Studies (1920s-1960) // P.T. Zeleza (ed.) The Study of Africa. Vol. 2: Global and Transnational Engagements. Dakar: CODESRIA, 2007.

68. Filatova I. The Lasting Legacy: Soviet Theory of the National-Democratic Revolution and South Africa // South African Historical Journal. 2012. Vol. 64. No. 3.

69. Gwassa G.S.K. The Outbreak and Development of Maji-Maji War, 1905-1907. Dar es Salaam: East African Publishing House, 1974.

70. Jones D.H. Sik's Africa — The History of Black Africa, Vol II. By Endre Sik. Budapest: Akadémiai Kiado. 1966 // The Journal of African History. 1967. Vol. 8. Issue 3.

71. Ki-Zerbo J. General History of Africa. Vol. I. Methodology and African Prehistory. Berkeley: University of California Press, Heinemann, UNESCO. 1981.

72. Marung S. Out of Empire into Socialist Modernity. Soviet-African (Dis)Connections and Global Intellectual Geographies. Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. Duke University press. Vol. 41. Issue 1. 1 May 2021.

73. Ranger T.O. The Recovery of African Initiative in Tanzanian History. The University College of Dar-es-Salaam inaugural lectures series. Vol 2. Dar es Salaam: University College printers, 1969.

74. Sik E. The History of Black Africa. Vols I, II. Budapest: Académiai Kiado, 1966.

75. Shepperson G.A., Price T. Independent African: John Chilembwe and the origins, Setting and Significance of the Nyasaland Native Rising, 1915. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1958.

76. Wilson E.T. Russia and Black Africa before World War II. New York: Homes & Meyer, 1974.

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 19.12.2023.

The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 19.12.2023.

ОБ АВТОРЕ

Филатова Ирина Ивановна — д.и.н., профессор, почетный профессор Кейптаунского университета, кафедра истории; irina.filatova@uct.ac.za

ABOUT THE AUTHOR

Irina I. Filatova — Doctor of Sciences (History), Professor, Professor Emeritus at the University of Cape Town, Department of History; irina.filatova@uct.ac.za

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.