Научная статья на тему 'Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции как субъект антикоррупционной политики в Свердловской области: правовое положение, структура и компетенция'

Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции как субъект антикоррупционной политики в Свердловской области: правовое положение, структура и компетенция Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОВЕТ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / CORRUPTION RESISTANCE COUNCIL / ANTICORRUPTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимпиев С. А.

Рассматриваются меры по противодействию коррупции на территории Свердловской области на примере Совета по противодействию коррупции. Анализируются его правовое положение, структура и компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption Resistance Council under the Sverdlovsk Region Governor as an Object of the Anticorruption Policy in Sverdlovsk Region: legal state, structure and competence

The anticorruption measures on the territory of Sverdlovsk region are examined. The Corruption Resistance Council is taken as an example, and its legal state, structure and competence are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции как субъект антикоррупционной политики в Свердловской области: правовое положение, структура и компетенция»

СОВЕТ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ КАК СУБЪЕКТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ

С. А. Алимпиев, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-

исполнительного права Уральского юридического института МВД РФ

Рассматриваются меры по противодействию коррупции на территории Свердловской области на примере Совета по противодействию коррупции. Анализируются его правовое положение, структура и компетенция.

Ключевые слова: коррупция, совет по противодействию коррупции, меры противодействия коррупции.

В обращении Президента РФ Д. А. Медведева с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию России говорится: «Врагом номер один» на пути формирования свободного, демократического и справедливого общества является коррупция. Именно коррупция является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации»1.

Не случайно борьба с коррупцией стала одной из составляющих предвыборной кампании кандидата Медведева на пост главы государства. На Всероссийском гражданском форуме Президент объявил о том, что в случае прихода к власти он намерен добиться выработки национального плана борьбы с коррупцией. С первых же дней работы в Кремле преемник В. В. Путина на посту президента страны Д. А. Медведев активно приступил к реализации своей предвыборной программы. «Хватит ждать, - заявил Медведев, проводя соответствующее совещание в Кремле, - коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».

В России уровень коррупции по-прежнему высокий. Медведев привел данные: в 2007 году возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. «Но мы

прекрасно понимаем, что это просто вершина айсберга», - усомнился в объективности официальной статистики глава государства. Оно и понятно - коррупция всегда носит скрытый характер, поэтому трудно поймать взяточника за руку. «Трудно найти, трудно расследовать и трудно привлечь к ответственности коррупционеров»2.

Д. А. Медведев активизировал комплексную борьбу с коррупцией в России, подписав Указ от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции»3, и постановив образовать Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, который сам и возглавил. А уже 31 июля 2008 г. Президент РФ своим указом утвердил Национальный план противодействия коррупции4. Этот документ включил в себя комплекс основных мер по противодействию коррупции в целях устранения ее коренных причин. В Национальном плане Президент поставил задачу перед руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции разработать и до 1 октября 2008 г. принять планы противодействия коррупции в соответствующих органах.

9 сентября 2008 г. Губернатор Свердловской области Э. Э. Россель в развитие Национального плана противодействия коррупции и в целях организации взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по реализации комплекса мер, направленных

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

на противодействие коррупции, евоим Указом образовал Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции5, ставший совещательным органом в целях обеспечения условий для осуществления Губернатором Свердловской области его полномочий по реализации антикоррупционной политики на территории Свердловской области. В соответствии с Положением о Совете его основными задачами являются:

1) подготовка предложений Губернатору Свердловской области, касающихся выработки и реализации мер в области противодействия коррупции;

2) координация деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области по реализации мер в области противодействия коррупции;

3) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, средствами массовой информации, организациями, в том числе общественными объединениями, участвующими в реализации антикоррупционной политики, по вопросам противодействия коррупции;

4) организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области;

5) организация проведения антикоррупционного мониторинга в Свердловской области;

6) контроль за реализацией антикоррупционных мероприятий, предусмотренных программами противодействия коррупции;

7) содействие формированию системы антикоррупционной пропаганды и антикоррупционного мировоззрения, гражданским инициативам, направленным на противодействие коррупции.

С учетом важности и сложности поставленных задач Совет наделен следующими полномочиями:

1) определяет приоритетные направления государственной антикоррупционной политики Свердловской области;

2) дает поручения по разработке и реализации областных и ведомственных антикоррупционных планов, программ, мероприятий;

3) разрабатывает предложения по координации деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных

образований в Свердловской области в сфере обеспечения противодействия коррупции;

4) осуществляет оценку эффективности реализации принятых решений по вопросам противодействия коррупции;

5) рассматривает результаты антикоррупционной экспертизы отдельных проектов нормативных правовых актов Свердловской области и действующих нормативных правовых актов Свердловской области;

6) осуществляет оценку решений и действий лиц, занимающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Свердловской области, в случаях выявления признаков конфликта интересов и (или) коррупционных проявлений;

7) рассматривает на заседаниях Совета информацию о возникновении конфликтных и иных проблемных ситуаций, свидетельствующих о возможном наличии признаков коррупции, организует экспертное изучение этих ситуаций с целью последующего информирования правоохранительных органов для принятия соответствующих мер;

8) информирует Губернатора Свердловской области о ситуации с противодействием коррупции в Свердловской области;

9) вырабатывает рекомендации по организации мероприятий по просвещению и агитации населения, лиц, замещающих государственные должности, государственных гражданских служащих Свердловской области и муниципальных служащих в целях формирования у них навыков антикоррупционного поведения, а также нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;

10) содействует осуществлению общественного контроля за реализацией государственной антикоррупционной политики в Свердловской области;

11) участвует в подготовке проектов правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

Основной формой работы Совета являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в квартал в соответствии с планом его работы. В случае необходимости могут проводиться внеплановые заседания. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от численного состава Совета. Все решения Совета принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета. В случае равенства голосов решающим является голос председа-

38

Вестник ЮУрГУ, № 5, 2010

Алимпиев С. А.

Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции как субъект...

тельствующего. Решение Совета оформляется протоколом, который подписывается председательствующим и секретарем Совета. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти и организациями.

Каковы реальные результаты деятельности Совета, в чем проблемы его функционирования - это вопросы будущих правовых и иных научных исследований, которые, наверное, в обозримом будущем найдут свое отра-

жение в российских научных периодических изданиях.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 6 нояб.

2 Российская газета. - 2008. - 20 мая.

3 СЗ РФ. - 2008. - № 21. - Ст. 2429.

4 Российская газета. - 2008. - 31 июля.

5 О Совете при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции: Указ Губернатора Свердловской области от 9 сентября 2008 г. № 982-ОГ // СЗ Свердловской области. - 2008. - 10 сент.

Статья поступила в редакцию 14 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.