Научная статья на тему 'Совершенствование земельных отношений малочисленных народов Крайнего Севера'

Совершенствование земельных отношений малочисленных народов Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Белов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование земельных отношений малочисленных народов Крайнего Севера»

В.И. Данилов-Данильян// Экономика и математические методы, 2004, № 3.

4. Ильина, Н.В, Светлов, Н.М. К проблеме измерения абсолютной и дифференциальной земельной ренты / Н.В.Ильина, Н.М. Светлов // Землеустройство, землепользование и земельный кадастр: Материалы всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Молодые ученые - землеустроительной науке». - М.: ГУЗ. - С. 119-127.

5. Belenkiy, V.R. (2003). Multi-Purpose Optimisation of Production and Land use of Agricultural Enterprises, in: Ballmann, A., Lissitsa, A. (eds.): Large farm management, Studies on the Agricultural and Food Sector in Central and Eastern Europe, Vol. 20, Agrimedia, Bergen/Dumme, Germany.

6. Bezlepkina, I., Oude Lansink, A.G.J.M., Oskam, A.J. (2005). Effects of subsidies in Russian dairy farming, AgriculturalEconomics, Vol. 33, pp. 277-288.

7. Boots, M. (1997): A micro-economic model for dairy farming under quotas. Wageningen economic papers, issue 08-97.

8. Chambers, R.G. (1988): Applied production analysis: a dual approach. Cambridge: Cambridge Univ. Press.

9. Lloyd, T, Rayner, A., Orme, C. (1991). Present-Value Models of Land Prices in England and Wales. European Review of Agricultural Economics, vol. 18 (2), pp. 141-166.

10. TriveiH, C. (1997). Agricultural land prices. SDdimen-sions, issue June 1997, FAO, http://www.fao.org/ sd/LTdirect/LTan0016.htm.

11. Osborne, S., Trueblood, M. (2002). Agricultural Productivity and Efficiency in Russia and Ukraine: Building on a Decade of Reform, Agricultural Economic Report No. (AER813), United States Department of Agriculture, Economic Research Service,

http: //www.ers. usda.gov/publications/aer813/aer813 e.pdf.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МАЛОЧИСЛЕННЫХ

НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

В.В. Белов, докторант Всероссийского НИИ экономики, труда и управления

в сельском хозяйстве

Наличие больших запасов нефти и газа привело к формированию на Крайнем Севере совершенно нового типа природопользования - недропользования. Это самая доходная отрасль, но при этом несовместимая с другими типами природопользования, использующая истощимые и не возобновляемые природные ресурсы. Здесь производится почти 72% нефти и газового конденсата страны, 93% естественного газа, около 15% угля, 47% деловой древесины, 30% пиломатериалов, почти 82% товарной целлюлозы, 47% бумаги, 54% картона, добывается около 58% рыбы и морепродукции.

Более 70% оленьих пастбищ приходится на земли, где ведется или планируется промышленное освоение земель. По этой причине выведено из оборота и переведено в запас более 16 млн га этих земель. Особенно опасна чрезмерная техногенная нагрузка на эти легкоранимые территории, результатом которой явилась деградация оленьих пастбищ и большей части промысловых угодий, которые захламлены отходами производства, загрязнены нефтью и нефтепродуктам. Поголовье оленей, а оленеводство основное занятие малочисленных народов, сократилось по сравнению с 1992 г. в 1,6 раза.

В связи с недостаточной разработанностью законодательных и нормативных актов, четко регулирующих земельные отношения в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, органы местного самоуправления принимают решения по промышленному освоению территорий без проведения надлежащей земельно-экологической экспертизы, проектов обустройства территорий.

Анализ итогов земельных преобразований на территориях традиционного проживания малочисленных народов Крайнего Севера позволил установить следующее:

а) земельная реформа была необходима, но глубина последовавших преобразований определя-

лась в основном общими задачами реформирования общества и привела не только к позитивным изменениям, но и к разрушению сложившейся системы землепользования общинно-родовых угодий;

б) для осуществления земельных преобразований необходимая подготовка народов Крайнего Севера не была проведена, поэтому непосредственные управленческие решения в период формирования земельных отношений сопровождались значительными недостатками;

в) исправление возникающих в процессе реформирования недостатков в ощутимых масштабах не проводилось, что привело к невыполнению ряда необходимых и правильно задуманных мероприятий и резкому снижению результативности проводимых преобразований; в целом основные мероприятия земельной реформы оказались незавершенными;

г) основными проблемами, требующими решения для завершения процесса земельного реформирования общинно-родовых угодий, являются:

- совершенствование внутрихозяйственной организации использования земли и земельных отношений;

- изучение современного экологического, экономического, правового хозяйственного состояния общинно-родовых угодий для выработки стратегии их использования;

- межевание земель, в целях их рационализация и устранение недостатков землепользования;

- введение в действие экономического механизма реализации земельной собственности.

Модель земельных отношений для северных территорий должна формироваться на основе особого, нетрадиционного к ним подхода, учитывающего экстремально суровые природные условия и своеобразие социальной организации коренных малочисленных народов.

Важнейшими функциями земельных отношений малочисленных народов Крайнего Севера явля-

ются межотраслевое распределение земельных ресурсов и регилирование возникающих при этом отношений. Социально-экономическая сущность межотраслевого регулирования земельных отношений заключается в обеспечении приоритета развития малочисленных народов, проживающих на данной территории, так как это одно из главных условий рационального и эффективного землепользования в интересах всего общества. Это обстоятельство придает двоякое содержание регулирования земельных отношений при межотраслевом распределении земельных ресурсов. С одной стороны, это необходимость создания приоритета и условий для эффективного развития территории, сохранения и формирования культурных агроландшафтов, с другой -необходимость формирования рационального несельскохозяйственного землепользования.

Использование концептуально-методологических подходов в области межотраслевого распределения земельных ресурсов и регулирования их использования позволят разрабатывать долгосрочные прогнозы территориального развития, которые являются организационно-экономической и правовой основой для выработки концептуальных положений и принципов управленческих решений в части проведения региональной земельной политики, регулирования земельных отношений при межотраслевом и внутриродовом распределении и перераспределении земель, организации рационального природопользования и системы проживания коренных малочисленных народов.

Конкретные управленческие решения по жизнеобеспечению малочисленных народов Крайнего Севера реализуются посредством землеустройства на основе анализа баланса земли и других факторов производства. Виды и работы землеустроительных мероприятий определяются в зависимости от сложившихся земельных отношений для каждого рода. При этом следует учитывать, что для различных субъектов землеустройства (государство, субъект РФ, местное самоуправление, землепользователь) эффективность отдельных мероприятий может значительно различаться. Поэтому при проведении государственного землеустройства следует стремиться не к максимальной эффективности одного субъекта, а к учету интересов всех сторон, в частности, к приросту коренного населения, проживающего на данной территории.

В современных условиях, когда на первый план выходят социально-экономические и экологические проблемы территориальной организации использования общинно-родовых угодий, приоритетные направления дальнейшего развития земельных преобразований на территориях проживания малочисленных народов в значительной степени определяются экологоэкономической и социально-экономической целесообразностью территориального размещения и развития производительных сил. Согласованность земельной политики региона с хозяйственной природой территории с наибольшей эффективностью достигается на принципах территориального управления этим процессом, предполагающего дифференцированный подход к реформированию и регулированию земельных отношений в зависимости от хозяйственной

преобразованности и функционального назначения конкретных территорий.

В качестве методической основы территориального планирования и разработки научного обоснования региональных программ использования общинно-родовых угодий предлагается применять функциональное зонирование территории традиционного проживания малочисленных народов, основанное на комплексной интегрированной оценке природно-ресурсного потенциала социальноэкономического уровня развития территории.

Полученные результаты научного исследования и их апробация позволили достоверно определить, что дифференциация территории Ханты-Мансийского округа по функциональному назначению способствует более полному учету межотраслевых эколого-экономических и социально-экономических приоритетов и в комплексе с другими факторами оказывает важное влияние на принятие управленческих решений при планировании использования общинно-родовых угодий, расстановки социально-экономических приоритетов при их межотраслевом распределении, определении направлений землепользования, восстановлении и сохранении эколого-хозяйственного баланса между родами, лесохозяйственными, промышленными и урбанизированными территориями.

Эффективность реализации экономической функции земли во многом определяется тем, насколько этому соответствуют экономические механизмы регулирования земельных отношений, их способностью реализовать принципы экономической заинтересованности и ответственности. Наиболее конкретной формой реализации функции экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами коренных малочисленных народов является платность землепользования, которая в совокупности с финансовокредитной и инвестиционной политикой государства образует единую систему. Поэтому общей предпосылкой решения всего комплекса проблем формирования экономического регулирования земельных отношений является совершенствование научных и методических основ системы платного землепользования. Развитие системы платного землепользования целесообразно осуществлять в направлении системного урегулирования различных форм платы за использование земель и усиления ее социальной ориентации. Этому условию наиболее соответствует примененный в работе принцип группировки элементов системы платного землепользования в соответствующие блоки, каждый из которых имеет самостоятельное экономическое содержание в части экономического регулирования земельных отношений. Разработанные автором методические подходы к установлению экономически значимой платы за изменение целевого назначения и порчу общиннородовых угодий создают предпосылки для социальной ориентации платы за землю, справедливого распределения налогового бремени и увеличения поступления средств в местные бюджеты, повышения приоритетности прав коренных малочисленных народов и степени повышения экономической защиты общинно-родовых угодий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.