Научная статья на тему 'Совершенствование законодательства об инновационном развитии в свете принятия федерального закона от 21 июля 2011 года «о науке и государственной научно-технической политике»'

Совершенствование законодательства об инновационном развитии в свете принятия федерального закона от 21 июля 2011 года «о науке и государственной научно-технической политике» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION ATTITUDE / INTELLECTUAL PROPERTY / RUSSIAN LEGAL SYSTEM / LEGAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибанов Дмитрий Владимирович

Автором статьи проведен анализ основных тенденций развития зарубежного и российского законодательства в сфере инновационного развития. С учетом комплексного характера законодательства об инновациях и инновационной деятельности выделены пять правовых институтов, регулирующих основные группы общественных отношений в этой сфере. Рассмотрена проблема правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации в инновационной сфере. Представлены результаты обобщения положительного опыта регулирования научно-технической и инновационной деятельности в различных регионах Российской Федерации. Делается вывод о необходимости принятия базового закона, регулирующего инновационные отношения, в котором будут определена единая система понятий, сформулированы принципы и стратегии государственной инновационной политики и закреплена компетенция правотворческих органов, включая органы власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF THE INNOVATION DEVELOPMENT LEGISLATION WITH DUE REGARD FOR THE FEDERAL LAW « ABOUT SCIENCE AND STATE SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY» FROM THE 21ST OF JULY, 2011

The author of the article analyzes the main trends of Russian and foreign legislation in the sphere of innovation development. Given the complex nature of the legislation on innovation and innovation identified five legal institutions, regulatory core group of public relations in this field. The problem of law-making competence of the Russian Federation in the area of innovation. Presents the results of generalization of the positive experience of regulation of scientific-technical and innovation activities in different regions of the Russian Federation. It is concluded that the need for a basic law governing the innovative attitude, which will be determined by a unified system of concepts, principles and policies formulated by the state innovation policy and lawmaking competence attached agencies, including the authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательства об инновационном развитии в свете принятия федерального закона от 21 июля 2011 года «о науке и государственной научно-технической политике»»

Совершенствование законодательства об инновационном развитии в свете принятия Федерального закона от 21 июля 2011 года «О науке и государственной научно-технической политике»

Д.В. Грибанов

доцент кафедры теории государства и права государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук (г. Екатеринбург)

Дмитрий Владимирович Грибанов, centris@yandex.ru

В большинстве стран мира основы законодательства в области инноваций, науки и интеллектуальной собственности начали закладываться в XX веке. Так, в Соединенных Штатах Америки, которые можно считать образцом современной правовой модели организации отношений в научной и инновационной сферах, правовое регулирование в области науки, технологий и инноваций берет свое начало в 70-х годах прошлого столетия. Большое значение для развития инновационной деятельности в США сыграли такие законодательные документы, как Закон «О государственной научнотехнологической политике, организации и приоритетах», принятый в 1976 году и до сегодняшнего дня являющийся основополагающим нормативным правовым актом, определяющим цели, задачи и основные приоритеты научно-технологической политики США; Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера от 1980 года и Закон Бэя - Доула от 1980 года, направленные на создание благоприятной среды для использования частным сектором результатов научных исследований, проводимых при финансовом участии государства.

На европейском уровне проблема инновационной деятельности впервые была озвучена в 1995 году, после чего были приняты первые документы, в которых определены приоритетные направления распространения инноваций в странах - членах

Европейского союза (далее - ЕС): Зеленый документ по проблемам инноваций (Green Paper on Innovation) от 20 декабря 1995 года, Первый план действий по распространению инноваций в Европе (the First Action Plan for Innovation in Europe) от 1996 года и другие документы. Однако впервые европейская инновационная политика была сформулирована в Лиссабонской стратегии, которая была одобрена главами государств и правительств стран ЕС по результатам встречи Европейского совета в марте 2000 года.

Дальнейшее развитие eвропейская инновационная политика получила на основе таких документов, как Инвестиции в исследования: план действий (2003 год), Инновационная политика: Подход ЕС в контексте Лиссабонской стратегии (2003 год), усовершенствованный вариант плана действий для Европы на 2005 год - «Больше исследований и инноваций - Общий подход» (Commission Communication: «More Research and Innovation - A Common Approach», COM (2005) 488, Инновационная стратегия - внедрение знаний в практику (Putting knowledge into practice: A broad-based innovation strategy for the EU, COM (2006) 502. В этих документах были определены следующие основные направления eвропейской инновационной политики:

1)увеличение числа инвестиций в области научно-технических исследований и инноваций;

2) государственная поддержка в области научно-технических исследований и инноваций и стимулирование инновационной деятельности путем использования государственных закупок для поощрения научных исследований и инновационной деятельности; разработки на национальном уровне налоговых льгот для инновационных предприятий; принятия мер по улучшению возможностей для карьерного роста ученых, приближения государственных исследований к нуждам промышленности, полной реализации потенциала европейских и национальных государственных финансовых инструментов и т. д.;

3) государственное финансирование инновационной деятельности;

4) защита результатов научно-технических исследований и инноваций, в рамках которой предполагалось принятие мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, регулирование товарных и финансовых рынков, установление правил конкуренции; улучшение налоговых процедур и т. д.;

5) развитие координации внутри стран ЕС, в межгосударственных взаимоотношениях членов ЕС и взаимоотношениях членов ЕС с другими странами. Предполагалось создание ряда «Европейских технологических платформ», призванных объединить основных участников инновационной системы в целях разработки и реализации единой стратегии по созданию, развитию и использованию инновационных технологий в Европе;

6) мобилизация научно-технических ресурсов страны для осуществления фундаментальных государственных программ.

С активным вовлечением России в мировые экономические процессы, усложнением системы общественных отношений под воздействием объективных факторов глобальной модернизации начинают формироваться основы правового регулирования инновационной сферы и в нашей стране. Если вопросы науки и интеллектуальной собственности были предметом правового регулирования еще в советский период, то первые попытки законодательного оформления непосредственно инновационных от-

ношений предприняты лишь в конце 90-х годов XX века. Уже в этот период неоднократно разрабатывались проекты законов об инновациях, инновационной деятельности, инновационной политике (например проект федерального закона «Об инновационной деятельности» [18], проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» [19]). Но до настоящего времени основополагающий закон, закрепляющий концептуальные начала правового регулирования инновационных отношений, так и не принят.

Проблема заключается в том, что общественные потребности, формируемые в обществе в сфере инноваций, неясны, опыта организации и развития таких отношений всегда объективно недостаточно и сами эти отношения имеют ярко выраженную тенденцию к изменениям и структурированию. В такой ситуации важнейшими методами организации этих отношений становятся моделирование, прогнозирование и планирование. По этой причине правовое регулирование в инновационной сфере больше основывается на моделировании будущих общественных отношений и правоотношений, чем на закреплении уже сложившихся, а государственная инновационная политика по своему содержанию в значительной степени состоит из планов, прогнозов и модельных конструкций.

Иначе говоря, современное законодательство развивается по пути принятия стратегических и программных документов, в правовой форме определяющих направления и перспективы инновационного развития российского государства, таких как Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [17], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [15], федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» [10], федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы

[11], федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

[12], и других документов. Эти концептуальные правовые документы создают правовой фундамент инновационного развития, определяя основы государственной инновационной политики. На них ложится нагрузка по обеспечению организационных, правовых и экономических условий и гарантий инновационной деятельности и формирования инновационной системы в отсутствие основополагающих федеральных законов об инновациях, инновационной деятельности и государственной инновационной политике.

Следует отметить, что современное законодательство об инновациях и инновационной деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, охрану интеллектуальной собственности (ст. 44 Конституции Российской Федерации), свободу мысли и слова (п. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации), а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации) и представляет собой сложный законодательный комплекс, нормы которого предметно расположены во многих отраслях права - конституционном, гражданском, административном, финансовом, информационном, трудовом, предпринимательском, процессуальном и т. д.

Рассматривая систему норм, регулирующих инновационное развитие общества, как комплексное правовое образование, необходимо определить его структуру, то есть выделить основные правовые институты.

Институт общих принципов, целей

и задач государственной политики

в сфере инновационного развития общества

Нормы права, образующие институт общих принципов, целей и задач государ-

ственной политики в сфере инновационного развития общества, производны от конституционно-правовых норм и содержатся прежде всего в программных документах, определяющих стратегию, основные направления инновационного развития общества и создание общих благоприятных условий для такого развития. В их числе Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и другие.

Закрепление в законодательстве системы четко проработанных, как с научной, так и с практической точки зрения, ключевых положений (идей, принципов, целей, задач и т. д.), с одной стороны, дает целостное представление о политике государства в конкретной области общественных отношений, а, с другой стороны, служит основополагающим ориентиром для дальнейшего развития законодательства в инновационной сфере.

Институт стимулирования и поощрения инновационной деятельности, создания специальных условий для благоприятного развития творчества, изобретательства, внедрения инноваций, инновационного бизнеса

Государственная поддержка инновационной деятельности, направленная на стимулирование и поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата, как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием инновационного развития. Так, одной из наиболее значимых и приоритетных мер государственной поддержки инновационной деятельности является налоговое стимулирование, которое доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших

значительных результатов в построении инновационной экономики. Отдельные мероприятия в этом направлении осуществляются и в нашей стране. Подтверждением этого являются нормы Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие введение налоговых льгот для организаций, занимающихся проведением научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, созданием и освоением в производстве новой техники и технологий и т. д.

В рамках института стимулирования и поощрения большое значение придается грантовой поддержке научноисследовательской и инновационной деятельности. Предоставление гранта легализует поддержку и стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления безвозмездно и безвозвратно денежных и иных средств на проведение научно-исследовательских работ, реализацию инновационных проектов и т. д. Например, постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» [13] учреждены гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых -кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» [14] предусматривает предоставление субсидий на гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ Российской Федерации.

Кроме того, предоставление денежных средств в форме грантовой поддержки предусматривается и ведомственными нормативными правовыми актами. Например, приказом Министра обороны Российской Федерации «Об учреждении грантов Мини-

стерства обороны Российской Федерации на проведение военно-технических научных исследований» [16] учреждены гранты этого министерства на проведение военнотехнических научных исследований, приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации» [20] - гранты на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций и т. д.

Институт науки и научно-технической деятельности

В настоящее время, в условиях построения экономики, основанной на знаниях, перехода на инновационный путь развития, определяющая роль принадлежит именно науке, которая является необходимым компонентом инновационной деятельности, одной из основных составляющих инновационного процесса.

Современное законодательство о науке и н аучно-технической деятельности представляет собой сложный законодательный комплекс, нормы которого содержатся в специализированном законодательстве о науке и в целом ряде нормативных актов иного законодательства.

Системообразующим нормативным правовым актом в этой области общественных отношений является Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Закон содержит общие положения о субъектах научной и научно-технической деятельности, в частности, определяет правовой статус научных организаций, государственных академий наук, закрепляет основы управления и государственной научно-технической политики, затрагивает отдельные аспекты государственной поддержки науки в части ее финансового обеспечения.

Вместе с тем сегодня этого явно недостаточно. Научно-техническая сфера как важнейшая часть инновационного развития общества, являясь бесспорным приоритетом государственной политики Российской Федерации, нуждается в эффективной законодательной основе.

Как отмечает В.В. Лапаева, «Закон о науке вопреки заявленной комплексной природе объекта правового регулирования в значительной мере тяготеет к отрасли административного права, рассматривая науку в первую очередь как объект государственного управления. В результате такого подхода интенсивно развивающиеся в последние годы отношения, связанные с участием науки в рыночном обороте, не вошли в сферу регулирования названного закона» [3].

В этой ситуации правовая практика складывается таким образом, что основную нагрузку по регулированию специфических отношений в сфере научной деятельности несут нормы общеотраслевого (гражданского, административного, налогового, бюджетного, трудового и т. д.) законодательства.

Специфика общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением научной деятельности, требует особого правового режима как системы средств, способов и методов правового регулирования для этой группы общественных отношений. Вместе с тем имеют серьезное значение вопросы о корректности правового регулирования общественных отношений в сфере науки, насколько право может вмешиваться в регулирование таких характеристик научной деятельности, как свобода творчества, инициатива, самостоятельность субъектов. При регулировании отношений в сфере научной деятельности нельзя не учитывать и то обстоятельство, что наука как социальный институт в силу его специфики обладает наименьшим адаптивным потенциалом к проводимым реформам: отсутствие навыков самостоятельной организационно-экономической деятельности; несформированность условий для дифференцированного развития фундаментальной и прикладной науки.

Цель правового регулирования, исходя из которой должна определяться степень вмешательства права в общественные отношения и строиться система соответствующего законодательства, заключается в обеспечении процесса осуществления научной деятельности и успешного использования ее результатов в практике.

Адекватное отражение сущности и специфики научной деятельности в особенностях правового регулирования рассматриваемой группы общественных отношений повысит ее эффективность, создаст прочную правовую основу, обеспечивающую надежные правовые гарантии для развития науки и инноваций.

Институт интеллектуальной собственности

Выступая институтом преимущественно гражданского права, как комплексное межотраслевое образование институт интеллектуальной собственности одновременно является частью правового института регулирования инновационных отношений. Это обусловлено тем, что в современных условиях инновационного развития интеллектуальная собственность приобретает новый смысл и значение, она является важнейшим фактором при превращении новаторских идей в конкурентоспособные продукты. Факт создания интеллектуальной собственности - отправное начало инновационного процесса.

Именно институт интеллектуальной собственности, создающий стимулы для активизации и эффективного осуществления инновационной деятельности, является прочной правовой основой инновационного развития общества.

Особое значение здесь имеют нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует вопросы создания объектов интеллектуальной собственности (на основании авторских договоров заказа, договоров подряда, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), отношения по передаче исключительных прав (лицензионные договоры и договоры об отчужде-

нии исключительного права, договоры коммерческой концессии и уступки прав и т. д.), отношения по свободному использованию объектов интеллектуальной собственности и т. д.

Институт инновационного предпринимательства (инновационного бизнеса)

Институт инновационного предпринимательства представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу создания и функционирования инновационных предприятий, развития инновационного бизнеса.

Инновационная активность бизнес-структур, их заинтересованность в участии в продвижении на рынок инновационной продукции, инвестировании инновационных проектов является одним из основных условий инновационного развития общества и во многом зависит от предоставленных государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов возможностей для создания и развития тех или иных форм инновационного бизнеса.

Так, например, особое внимание законодателем уделено инновационному проекту «Сколково», который и призван стать отправной точкой для перевода экономики России на инновационные рельсы. Для обеспечения правового регулирования отношений, возникающих при реализации проекта создания и функционирования территориально обособленного комплекса - инновационного центра «Сколково» и обеспечения жизнедеятельности на его территории, принят Федеральный закон от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». То, что решение об организации инновационного центра было принято на самом высоком уровне нормотворчества - на уровне федерального закона и соответствующих ему актов Президента и Правительства Российской Федерации, свидетельствует о значении, которое придается созданию этого центра в рамках государственной политики, о нацеленности на его дальнейшее разви-

тие, создание других аналогичных центров, а также о величине объема финансирования, которое государство готово оказывать проекту.

Надо сказать, что отдельные меры в этом направлении принимались государством и ранее. Подтверждением этого является, например, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [9], основной задачей которого является обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования.

Вместе с тем в федеральном законодательстве не определены особенности правового положения и роль в инновационной системе технопарков и технополисов, инновационных технологических центров, центров трансфера технологий, технологических кластеров, инновационных и венчурных фондов и т. п.

Отдельные нормативные положения, касающиеся лишь определения в достаточно обобщенной форме предмета деятельности технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов производственного и инновационного назначения, центров кластерного развития, центров прототипирования, закреплены, например, в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».

Между тем сегодня этого явно недостаточно. В рамках мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в ближайшее время должен быть разработан и принят комплекс нормативных правовых актов, устанавливающих статус и регламентирующих вопросы функционирования названных организаций.

Таким образом, процесс инновационного развития требует разработки достаточно сложного правового механизма, направленного на регулирование связанных в единое целое общественных отношений в сфере государственной инновационной политики, стимулирования и поощрения инновационной деятельности, в сфере науки и научной деятельности, в сфере прав на объекты интеллектуальной собственности и передачи инновационного продукта в коммерческий оборот, в сфере инновационного предпринимательства (инновационного бизнеса). Однако в настоящее время качественная полноценная система правового регулирования инновационных отношений, к сожалению, еще не сформирована. Состояние современного федерального законодательства об инновациях и инновационной деятельности характеризуется противоречивостью, отсутствием системного подхода, четко выраженного курса государственной инновационной политики.

Несмотря на принятие многочисленных нормативных актов разного уровня, законодательная база Российской Федерации в инновационной сфере требует существенных изменений. Как правильно отмечает В.Л. Макаров, «акты федерального уровня в сфере инновационной деятельности должны представлять собой единую систему актов, предполагающую общность целей и задач регулирования. Фрагментарный характер федерального законодательства в сфере государственного регулирования инновационных процессов не создает необходимых ориентиров для осуществления инициатив и развития регионального и муниципального нормотворчества» [2]. При этом законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности [1].

Наряду с федеральным законодательством законодательная система Российской Федерации включает в себя законодательство субъектов Российской Федерации (региональное законодательство), которое

должно не противоречить федеральным нормативным правовым актам и соответствовать компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, договорами между Российской Федерацией и ее субъектами, а также федеральными законами. Законотворческая практика субъектов Российской Федерации в рассматриваемой области общественных отношений складывается во многом стихийно, без единых руководящих правовых идей.

Введение в научный оборот нового понятия «инновация», которое стало звучать во многих ведомственных федеральных актах, но по-прежнему в отсутствие отправного базового закона, внесло определенные неясности в правотворческие полномочия субъектов Российской Федерации. С одной стороны, инновации тесно связаны с интеллектуальной собственностью, которая в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. С другой стороны, наука также неотделима от инновационной деятельности, а согласно статье 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По логике вещей, строго следуя букве существующего законодательства, субъекты федерации должны ограничиваться рамками научно-технической сферы, в том числе и в понятийном аппарате, применяемом в законах. Однако если субъекты Российской Федерации должны активно содействовать структурной перестройке экономики, развитию наукоемких отраслей промышленности своих регионов и на этой основе преодолению многих социально-экономических проблем, то современные экономические реалии подталкивают их к тому, чтобы пользоваться более широкими правотворческими возможностями.

Таким образом, поскольку Конституция Российской Федерации позволяет субъектам федерации, пусть и в усеченном виде, самостоятельно заниматься правотворчеством в названной сфере, органы региональной законодательной власти по собственной инициативе принимают раз-

личные законы, касающиеся инновационной деятельности, научно-технической политики и т. д. В одних субъектах это законы о науке и научно-технической политике, например [22-24], о научной и научнотехнической деятельности, например [25, 26], в других - законы об инновационной деятельности, например [27-29], законы о государственной поддержке инновационной деятельности, например [30, 31], законы об инновационной политике, например [32, 33] и другие законы. Несмотря на различия в названиях, по своему содержанию эти законы направлены на регулирование небольшого круга одних и тех же вопросов. В этих нормативных правовых актах предметом правового регулирования чаще всего являются организационные, правовые и экономические условия и гарантии инновационной деятельности, а также отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации в рассматриваемой области содержат понятийный аппарат, определяют цели и задачи государственной инновационной политики, устанавливают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области инновационной деятельности.

Интересна попытка законодательного закрепления терминологического аппарата в анализируемой сфере общественных отношений. Региональные законы оперируют такими терминами, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная сфера», «инновационная система», «инновационная инфраструктура», «объекты инновационной деятельности», «субъекты инновационной деятельности», «инновационная политика», и другими. Несмотря на то, что субъекты Российской Федерации превысили полномочия, взяв на себя решение вопросов, которые однозначно должны быть определены на федеральном уровне, такие понятия между тем выступают основой для развития регионального законодательства.

Изучение накопленного законодательного опыта субъектов Российской Федерации в области правового регулирования иннова-

ционной сферы общественных отношений позволило сделать вывод, что, несмотря на сложность предмета правового регулирования, множество спорных и неоднозначных вопросов, в региональном законодательстве можно встретить немало весьма интересных законодательных положений, которые следует учесть и использовать при совершенствовании как федерального законодательства, так и законодательства отдельных субъектов Российской Федерации. Положительный опыт регулирования научно-технической и инновационной деятельности в различных регионах Российской Федерации выражается в следующих основных тенденциях развития регионального законодательства:

1) разработаны многочисленные формы прямого и косвенного финансирования и стимулирования субъектов научной и инновационной деятельности, включая налоговые льготы, региональные конкурсы и гранты, региональные венчурные и инвестиционные фонды;

2) совершенствуется региональное законодательство в сфере науки (наибольший интерес представляют целевые региональные программы, способствующие именно научному развитию);

3) создаются новые формы организаций, центров с целью развития научнотехнической деятельности по конкретным отраслевым направлениям региона (наукограды, технопарки и т. д.);

4) особое внимание субъекты Российской Федерации начинают уделять информационному обеспечению научной деятельности, что повышает коммуникативные возможности науки, бизнеса и органов государственной власти;

5) совершенствуется структура управления научной деятельностью в аппаратах администраций и правительств субъектов Российской Федерации. Уточняется правотворческая и правоисполнительская компетенция соответствующих органов;

6) создаются правовые условия для развития системы равноправного и взаимовыгодного государственно-частного партнерства в инновационной сфере, направленного на объединение усилий и ресурсов

субъекта Российской Федерации и предпринимательского сектора экономики.

Представляется, что если для всех указанных шести направлений разработать методические рекомендации и предложить каждому субъекту Российской Федерации осуществить модернизацию в каждом направлении, то мы получим большое количество положительных правовых и управленческих решений на уровне регионов, которые в целом будут активно способствовать модернизации российской экономики. Другое дело, что для выработки таких рекомендаций нужна воля Правительства Российской Федерации. Но прежде всего необходимо создать единый терминологический аппарат (правовой!), установить основополагающие принципы государственной инновационной политики и закрепить это в базовом федеральном законе.

В отсутствие базового федерального закона об инновационном развитии был принят Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». В этом законе закреплены некоторые термины, использующиеся в инновационной сфере, в том числе «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность», «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов». В законе названы основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности, а также субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности. К субъектам такой поддержки отнесены Российская Федерация, регионы, органы исполнительной власти, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка. В качестве форм государственной поддержки названы следующие:

• предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

• предоставление образовательных услуг;

• предоставление информационной поддержки;

• предоставление консультационной

поддержки, содействие в формировании проектной документации;

• формирование спроса на инновационную продукцию;

• финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

• реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

• поддержка экспорта;

• обеспечение инфраструктуры.

Возможны и другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Отдельные статьи посвящены полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки инновационной деятельности, финансированию государственной поддержки инновационной деятельности и процедуре оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности.

Внесенные изменения являются важным и нужным шагом на пути совершенствования законодательства об инновационном развитии. Однако необходимость принятия отдельного базового федерального закона, регулирующего инновационные отношения, в котором будут определена единая система понятий, сформулированы принципы и стратегии государственной инновационной политики и закреплена компетенция правотворческих органов, включая органы субъектов Российской Федерации, не исчезает. Нормы закона должны быть направлены на создание целостного механизма государственной поддержки инновационной деятельности и формирование национальной инновационной системы. Основной целью базового закона является стимулирование развития инновационной деятельности и национальной инновационной системы посредством организации и реализации эффективной государственной инновационной политики. Представляется целесоо-

бразным выделить три главных его части:

1) основные правовые понятия и принципы правового регулирования в инновационной сфере;

2) приоритетные направления и стратегия формирования в стране государственной инновационной системы;

3) субъекты инновационной деятельности, их права, обязанности и ответственность.

Большое внимание в тексте закона должно быть уделено терминологическому аппарату. Закрепление в основополагающем нормативном правовом акте, регулирующем комплекс общественных отношений по поводу инноваций и инновационной деятельности, основных понятий в рассматриваемой сфере общественных отношений создаст прочную основу для дальнейшего развития инновационного законодательства, поскольку обеспечит единообразное их понимание и использование. В частности, в законе должны быть закреплены такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная сфера», «инновационный процесс», «инновационная система», «инновационный проект», «инновационная программа», «инновационная продукция», «инновационная инфраструктура», «инновационная политика» и другие понятия.

В положениях о государственной инновационной политике прежде всего необходимо определить ее основные направления и конкретные меры государственной поддержки инновационной деятельности. Внимание при этом следует особо акцентировать на финансовых мерах по стимулированию развития инновационной деятельности и формированию национальной инновационной системы. Речь идет о закреплении таких финансовых инструментов государственной инновационной политики, как установление льготного порядка налогообложения, финансирование приоритетных инновационных проектов, предоставление субсидий и субвенций научным организациям, учреждение грантов на проведение научных исследований для решения актуальных научных проблем, государственные гарантии по кредитам,

предоставляемым организациям, осуществляющим наиболее перспективные и быстро окупаемые разработки, предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление научно-технической и инновационной деятельности, и других инструментов.

Основной целью государственной инновационной политики является достижение устойчивого развития Российской Федерации на основе формирования целостной инновационной системы и эффективного развития инновационной деятельности. Исходя из этой цели представляется необходимым законодательно определить роль органов государственной власти в области развития национальной инновационной системы. Поскольку формирование инновационной системы предполагается как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне конкретных регионов, в базовом законе о развитии инновационной системы необходимо четко установить следующее:

1) что относится к ведению органов государственной власти Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) что относится к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) что относится к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отдельное внимание должно быть уделено вопросам формирования инновационной инфраструктуры, представляющей собой комплекс организационно-экономических институтов, обеспечивающих реализацию инновационных процессов субъектами инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура включает в себя институты, непосредственно реализующие инновационную деятельность и стимулирующие тем самым развитие инновационной системы Российской Федерации, а также институты, финансирующие инновационный процесс. К первым, в частности, следует отнести технопарки и технополисы, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инновационные технологические кластеры, а также структуры, созданные в целях под-

держки процесса инновационной деятельности (центры кластерного развития, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию и т. д.). Ко второй группе институтов инновационной инфраструктуры следует отнести организации, участвующие в процессах инвестирования и иной финансовой поддержки инновационной деятельности. В частности, в законе должна быть урегулирована венчурная деятельность, а также особенности инновационных фондов.

В целом в законе представляется необходимым определить основной вектор формирования и реализации государственной инновационной политики, создания национальной инновационной системы и развития инновационной деятельности в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волынкина М. В. Инновационное законодательство России. М. : Аспект Пресс, 2005.

2. Горизонты инновационной экономики в России: Право, институты, модели / под общей редакцией В. Л. Макарова. М. : ЛЕНАНД, 2010.

3. Лапаева В. В. Политика Российской Федерации в области науки и технологий: проблемы правового обеспечения // Адвокат. 2004. № 2.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340.

6. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

7. О науке и государственной научно-

технической политике : Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137.

8. Об инновационном центре «Сколково» : Федеральный закон от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ // Российская газета. 2010. № 220.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 31, ст. 3923.

10. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2012 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 613 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 44, ст. 4589.

11.О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года № 54 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 883.

12. О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 568 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 31, ст. 3739.

13. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования : постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 220 // Российская газета. 2010. № 81.

14. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кан-

дидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года № 260 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 18, ст. 1686.

15. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст. 5489.

16. Об учреждении грантов Министерства обороны Российской Федерации на проведение военно-технических научных исследований : приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2008 года № 347 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 31.

17. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года : утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 года № 1).

18. Об инновационной деятельности в Российской Федерации : проект федерального закона № 97090719-2. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

19. Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике : проект федерального закона № 99029071-2. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

20. Об утверждении положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации : приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 декабря 2000 года № 3705.

21. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16

февраля 2010 года № 59.

22. О науке и научно-технической политике Санкт-Петербурга : Закон Санкт-Петербурга от 20 октября 2000 года № 489-58.

23. О науке и государственной научнотехнической политике : Закон Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 года 132-3 № 267-111.

24. О региональной научно-технической политике Архангельской области : Закон Архангельской области от 25 февраля 1998 года № 60-14-ОЗ.

25. О научной и научно-технической деятельности в Республике Тыва : Закон Республики Тыва от 10 июня 2005 года № 1303-ВХ-І.

26. О научной деятельности и региональной научно-технической политике : Закон Волгоградской области от 6 ноября 1 998 года № 219-ОД.

27. Об инновационной деятельности в Республике Адыгея : Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2007 года № 145.

28. Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан : Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 года № 400.

29. Об инновационной деятельности в Волгоградской области : Закон Волгоградской области от 22 июня 2004 года № 925-ОД.

30. О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае : Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 года № 1946-КЗ.

31. О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края : Закон Красноярского края от 10 июля 2008 года № 6-2000.

32. Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области : Закон Белгородской области от 1 октября 2009 года № 296.

33. Об инновационной политике на территории Воронежской области : Закон Воронежской области от 11 декабря 2003 года № 68.

34. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» : Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.