Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ МОЛОДёЖИ В РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ МОЛОДёЖИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1024
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масленников В. А.

В статье анализируются положения Конституции Российской Федерации и законов России, в части, касающейся прав и свобод молодёжи. Рассматривается соответствие современного российского законодательства потребностям молодёжи. Доказывается необходимость принятия Федерального закона «О молодёжи», создания федерального органа по делам молодёжи и разработки концепции развития молодёжной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ МОЛОДёЖИ В РОССИИ»

Е.Н. Тогузаева. Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения

обрабатывается обществом, что-то принимается, что-то отвергается и может быть принято только спустя многие десятилетия. Данная информация постоянно циркулирует в социальной среде, так как «формой бытия информации является движение»8.

В религиозных и моральных нормах кроются общечеловеческие нормы, правила поведения, о которых якобы «договорились» члены общества. Религиозные нормы обеспечиваются авторитетом какой-либо Всевышней силы, в отличие от правовых норм, обеспечиваемых государственным принуждением.

Статья 3 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантирует свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, человек, выбирая себе определенную религию, выбирает и свод тех социальных (религиозных) норм, которых он будет придерживаться, то есть, помимо обязательного соблюдения правовых норм, он добровольно налагает на себя еще одну обязанность по соблюдению и религиозных норм, а соответственно всех тех правил, которых они требуют.

И наоборот, не исповедуя никакой религии, человек освобождает себя от обязанности подчиняться этим дополнительным правилам, несмотря на то, что данный свод социальных (религиозных) норм существует, и его поведение все равно может быть оценено с позиций этих норм. Информацию о специфике религиозного фактора и национальной культуры должен учитывать не только законодатель, но и правоприменитель, иметь в виду, что в каждом регионе могут быть свои сложившиеся традиции,особенности.

Вышеупомянутые регуляторы общественных отношений, будь то религия, мораль, политика или право, тесно взаимосвязаны между собой и с той или иной степенью интенсивности проникают друг в друга, оставляя заметный отпечаток своего влияния. Выбор правовой или политической позиции у религиозного человека может заметно отличаться от позиции, занимаемой человеком нерелигиозным. Оказывая влияние на политическую и право-

вую культуру конкретного человека, религия влияет на политическое и правовое поведение данного лица, оказывая влияние и на культуру всего общества.

Например, в настоящее время религия не позволяет политике быть свободной полностью от нравственных и религиозных убеждений и обязательств, религия очень часто оказывается втянутой в политические игры. Так ли уж это плохо, как мы привыкли говорить об этом? Наверно, однозначного ответа дать нельзя, так как авторитет Церкви может сыграть, например, положительную роль в урегулировании этнических, региональных конфликтов. Если политика - это искусство, искусство управления людьми во имя их объединения ради достижения общих целей, решения остро стоящих задач, реагирования на насущные проблемы, конфликты, то религия должна быть в контексте с политикой, так как это полезно для последней, ввиду того, что религия опирается на общепризнанные принципы, высшие ценности человечества, обойдя которые политика не сможет быть нравственной, гуманной, справедливой, уважающей свой народ.

Примечания

1 См.: Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977. С.44-45, 49.

2 Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. С.86.

3 См.: ШершеневичГ.Ф. О праве и государстве II Юрид. консультант. 2004. №3. С.40.

4 Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей: Проблемы теории и практики I Под ред. М.И. Байтина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. С.39.

5 Соловьев В.С. Определение права в его связи с нравственностью II Власть и право: Из истории русской правовой мысли I Сост.: А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л.: Лениздат, 1990. С.107-108.

6 См.: Рогов В.А. История государства и права России ІХ-начала ХХ веков. М.: Зерцало, 1995. С.152.

7 Актуальные вопросы атеистического воспитания на современном этапе I Сост. Н.А.Трофимчук. М.: Знание, 1986. С.5.

8 Закупень Т.В., Соболь С.Ю. Информация и ее правовое регулирование II Журн. рос. права. 2004. №1. С.34.

УДК [342.7-053.81] (470+571)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ

В.А. Масленников

Саратовский государственный универститет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: vamvim@yandex.ru

В статье анализируются положения Конституции Российской Федерации и законов России, в части, касающейся прав и свобод молодёжи. Рассматривается соответствие современного российского законодательства потребностям молодёжи. Доказывается необходимость принятия Федерального закона «О молодёжи», создания федерального органа по делам молодёжи и разработки концепции развития молодёжной политики.

Improving of Russian Legal System in the Sphere of Young Generation Rights V.A. Maslennikov

This article is analyzing the articles of the constitution of the Russian Federation and Russian law which concern the rights and freedoms of young generation. It is considered the conformity of modern Russian legislation with the youth's necessity. It is proved the existing necessity to accept a Federal Law “About Young Generation” and to create a federal department to solve the problems of young generation and to work out the concept of developing of young generation politics.

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», - гласит ст. 7 Конституции Российской Федерации. Объявленный 2007 г. в Приволжском федеральном округе годом молодежи - свидетельство усиления внимания государства к социальным проблемам молодёжи. Провозглашенные конституционно и законодательно права и свободы молодёжи направлены на закрепление принципа социальной справедливости, создание равных «стартовых» возможностей для вступающих в жизнь молодых людей. Цель данной статьи - выяснить, насколько удовлетворяют потребностям молодёжной среды нынешние российские законы.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием «молодёжь».

Впервые категорию «молодёжь» стали выделять социологи в 1960-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы. Постепенно в 70-е гг. сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Одно из первых определений понятия «молодежь» дал в 1968 г. социолог Владимир Тимофеевич Лисовский: «Молодежь - поколение людей, проходящих

стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1. Как часть общества молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии, политики, права, истории. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание. Однако в последние годы с изменением общенаучного подхода возникла потребность в целостном подходе к молодёжи, как особой социальной группе.

Энциклопедический словарь трактует молодёжь как «...социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14-16 до

25-30 лет»2.

Установив нижнюю возрастную границу молодёжи в 14 лет, законодатель обязывает гражданина получить удостоверение личнос-ти3 (паспорт) и фиксирует приобретение прав и ответственности: дееспособность несовершеннолетнего (Гражданский кодекс РФ, ст. 26); ответственность за совершение некоторых видов уголовных преступлений (Уголовный кодекс РФ, ст. 20); возможность трудоустройства (Трудовой кодекс РФ, ст. 63). Гарантии по защите прав молодёжи в этом возрасте самые высокие (например, Трудовой кодекс РФ выделяет целую главу (гл. 42) для регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет), так как в соответствии с действующим в России законодательством молодёжь в возрасте от 14 до 18 лет пользуется всеми правами и свободами ребёнка4.

ООН приняла ряд важных документов. Один из основных - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.5 Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для реализации во всех странах основные права и свободы человека, рассматриваемые во всех

© В.А. Масленников, 2007

странах мира как стандарты, образцы для разработки и принятия национальных юридических документов.

Являясь членом ООН, Совета Европы и участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Российская Федерация ратифицировала многие нормативные документы по правам человека. Также приводятся в соответствие различные отрасли права, как традиционные, существовавшие в прошлом, так и новые, создаваемые с учётом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Ст. 15, п. 4 Конституции Российской Федерации гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, органы власти нашей страны обязаны предпринимать меры, направленные на приведение российского законодательства в соответствие с этими международными нормативными правовыми актами.

В Российской Федерации Декларация прав и свобод человека была принята 22 ноября 1991 г.6 Этот документ явился по существу первым в России «биллем о правах», основу которого составили общепризнанные международные принципы и стандарты в области прав человека. Впоследствии эта Декларация была положена в основу Конституции РФ 1993 г. в части, касающейся основ правового статуса человека и гражданина РФ. Соответственно одна из задач конституционного регулирования состоит в создании структуры, процедур и норм, то есть всех механизмов, необходимых для осуществления конституционных прав и свобод человека.

Современное законодательство о правах молодёжи опирается на Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», где молодёжью считаются «.граждане РФ, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет»7, что подтверждает возрастные рамки молодёжи, принятые и в других странах.

Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. обозначило создание нормативноправовой базы государственной молодёжной политики в условиях действия Конституции РСФСР 1978 г. Но через полгода в России всенародным голосованием приняли Конституцию, в которой были определены основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности.

Анализ Конституции и федеральных законов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что молодёжи уделяется внимание в каждой отрасли права. В Конституции РФ имеются предпосылки для обеспечения и защиты прав молодёжи, в ст. 7 закрепляются некоторые гарантии, которые

можно отнести к молодёжи: «.обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В 16 лет молодой человек приобретает основную часть гражданских прав, а с 18 лет, в соответствии со ст. 60 Конституции РФ, наступает совершеннолетие. Именно с этого возраста «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности», молодёжи предоставляется возможность участвовать «.в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.», молодые граждане «.имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32). А при достижении 21 года «депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации .., имеющий право участвовать в выборах» (ст. 97).

Собственно на этом и заканчивается упоминание о молодых гражданах. Вступая во взрослую жизнь, молодежь предоставлена сама себе. В федеральных законах, например, государство гарантирует молодёжи поддержку, если последняя принимает участие в общественной жизни страны8, но в Трудовом кодексе отсутствует понятие «молодой специалист». Получается, что федеральные законы большей частью определяют отправную точку наступления взаимоотношений личности с личностью, государством, учреждениями и объединениями - и только.

Принятие Правительством РФ «Стратегии государственный молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг.»9 не решает основной проблемы молодёжи России - гарантий её правовой, экономической и социальной защищённости. Тем более, что Стратегия предусматривает на выходе не принятие Федерального закона «О молодёжи России», а разработку ряда федеральных целевых программ на основе максимального развития самостоятельности и творческого потенциала молодежи. Кстати, принятая ранее федеральная целевая программа «Молодёжь России 2000 - 2005 гг.»10, так и не интегрировала молодёжь в важные сферы общества.

Большое количество нормативно-правовых актов, посвященных молодёжи, устарели, в частности: Федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»11, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних»12, Указы Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»13, «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому

воспитанию молодежи»14; постановления Правительства Российской Федерации.

Наличие элементов молодёжной политики в российском законодательстве ещё не факт её реализации. Неумение пользоваться предоставленными правами и свободами и нарушения прав молодёжи в нашей стране никого не удивляет, так как права и обязанности молодёжи разбросаны по всем нормативным правовым актам и найти то, что необходимо, практически невозможно. В стране нет единого сборника, предоставляющего молодому поколению информацию о его правах и обязанностях. На сегодняшний день отсутствует федеральный орган, реализующий государственную молодёжную политику.

С 1990 до 2003 г. в субъектах Федерации сложилась система органов молодёжной политики, большей частью опирающихся в своей деятельности на законы субъектов Федерации «О молодёжной политике». Но принятый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 15 изъял из предмета ведения органов власти на региональном и муниципальном уровнях само понятие «молодёжная политика», что нанесло существенный урон сформировавшейся структуре органов власти, отвечающей за молодёжную политику (например, в Саратовской области органы молодёжной политики в 2007 г. представлены: управлениями, отделами и секторами в 21 муниципальном образовании; только одним специалистом в 22 муниципальных образованиях)16.

В Российской Федерации до сих пор нет рамочного федерального закона, регулирующего отношения в сфере молодёжной политики.

Очевидно, что для преодоления существующих проблем нет однозначных решений. Необходим комплекс действий со стороны различных социальных институтов, управленческих мер по вопросам государственной молодежной политики. Необходимо сформировать новое законодательство, отражающее и регулирующее особенности статуса молодых граждан в различных сферах.

На сегодня молодёжи необходим закон, который устанавливает цели, принципы и приоритеты государственной молодёжной политики, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Он мог бы сыграть стимулирующую роль для принятия решений на региональном и муниципальном уровнях, повлиять на бюджетную политику, на действия органов власти.

Реальным потребностям практики отвечало бы и создание сборника законодательства Российской Федерации о правах молодёжи, а также соответствующих научно-практических рекомендаций к нему. Необходимо сформировать концепцию государственной молодежной политики России и создать закон, носящий охранительный характер, защищающий молодёжь, а значит необходимо

совершенствование «молодёжного» права при

закреплении в нём принципов гуманизма и демократизма.

Примечания

1 РадуловаН. Рецепты вечной молодости // Огонёк. 2004. № 32, авг. С. 24.

2 Новый энциклопедический словарь. М., 2005. С. 746.

3 О гражданстве Российской Федерации: ФЗ от 31 мая 2002 г. Ст. 10 // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031 и Приложение к Приказу МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605 «Инструкция о порядке выдачи, замены, учёта и хранения паспортов Российской Федерации», п. 2 раздела 1.

4 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: ФЗ от 24 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802 и Конвенция о правах ребёнка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г. Ст. 1 // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. Х1У1.

5 http://school-sector.relam.ru/prava/zakony/hrights/

6 Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости ВС РФ. 1991. № 52. Ст. 1865.

7 Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 // Ведомости СНД и РФ. 1993. №25. Ст.903.

8 О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: ФЗ от 28 июня 1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

9 О принятии Стратегии государственный молодежной политики в Российской Федерации на период 2006 - 2016 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622.

10 О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015 // СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 873.

11 О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: ФЗ от 28 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

12 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ФЗ от 24 июня 1999 г.// СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3177.

13 О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Президента Российской Федерации от 16 сент. 1992 г. № 1075 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 39. Ст.2182.

14 О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военнопатриотическому воспитанию молодежи: Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2470.

15 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 6 окт. 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

16 http://www.sarmolod.region64.ru/

52

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.