Научная статья на тему 'Совершенствование высшего образования важнейшее условие инновационного развития'

Совершенствование высшего образования важнейшее условие инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / REGION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / LABOUR MARKET / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головчин Максим Александрович, Соловьева Татьяна Сергеевна

В статье на примере Вологодской области рассматривается проблема несоответствия функционирования системы высшего профессионального образования перспективным направлениям социально-экономического развития региона. Обоснована необходимость приведения системы высшего образования к задачам эффективного развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головчин Максим Александрович, Соловьева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of higher education the main condition of the region's innovation development

The article highlights the problem of inconsistency of the higher education system and the region's promising socio-economic development trends, in case of the Vologda Oblast. It grounds the necessity of bringing the higher education system in compliance with the tasks of the territory's efficient development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование высшего образования важнейшее условие инновационного развития»

УДК 332.143:373(470.12) ББК 65.497.4(2Рос-4Вол)

© Головчин М.А. © Соловьева Т.С.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В статье на примере Вологодской области рассматривается проблема несоответствия функционирования системы высшего профессионального образования перспективным направлениям социально-экономического развития региона. Обоснована необходимость приведения системы высшего образования к задачам эффективного развития территории.

Регион, система высшего профессионального образования, рынок труда, подготовка кадров.

В условиях стремительного расширения перечня предлагаемых высшими учебными заведениями образовательных программ, а также внедрения различных форм интеграции в сфере профессионального образования усложняется система управления вузами, увеличивается число и разнообразие типов потребителей услуг учебных заведений. Потребителями услуг учреждений высшего образования являются студенты и слушатели, аспиранты и докторанты, абитуриенты, потенциальные работодатели, а также регион как субъект экономических отношений.

Отношения вуза и региона имеют особую сложноорганизованную структуру. Высшие учебные заведения вносят значительный вклад в развитие науки, культуры, международных отношений, участвуют в формировании и реализации молодёжной политики и социальных программ, создании гражданского общества и культуры предпринимательства, воспитании молодёжи, оказании поддержки бизнесу и власти. Институты, университеты, академии и их филиалы готовят высококвалифицированные кадры, которые способны создавать инновационные технологии и таким образом содействовать

росту социально-экономического потенциала региона. Некоторые исследователи совершенно обоснованно рассматривают социальную ответственность как одну из функций вузов, подчёркивая тем самым особенный фокус деятельности высшего образования, ориентированность на потребности общества, активную социальную позицию университетов по вопросам развития своей территории. Данная концепция сегодня положена в основу при определении социальной ответственности высшего образования как ключевого приоритета национальной образовательной политики, в частности в Финляндии [5, с. 134].

Темпы развития территории, структура экономики определяют то, какие специалисты высшей квалификации необходимы региону, а также содержание требований, предъявляемых к выпускникам учебных заведений. В свою очередь социально-экономическая обстановка в регионе оказывает существенное влияние

на уровень и динамику миграции молодёжи. Благополучные регионы привлекают большой поток молодёжи из других областей, что создаёт конкуренцию местным специалистам. Наличие на рынке труда работников с различным уровнем квалификации повышает ожидания и требования работодателей, что изменяет и представление о качестве деятельности местных вузов [8, с. 33].

Перспективы развития партнёрских взаимоотношений высшего образования и региональной власти связаны с усилением социальной и политической поддержки вузов, осуществлением совместных проектов, увеличением объёмов реализации услуг учреждениями высшего образования (рис. 1).

У субъектов Российской Федерации разный уровень социально-экономического развития и потребности, что необходимо учитывать для определения траекторий взаимодействия региона с системой высшего образования.

Рис. 1. Схема взаимодействия регионов с учреждениями высшего профессионального образования

Начиная с середины 1990-х годов, в России отмечается существенный рост спроса на услуги высшего образования. В 2011 году в вузах обучалось 85% возрастной когорты 15 - 25-летних россиян [9].

Современное развитие общества требует введения системы инновационного обучения, увеличивается спрос на выпускников вузов, обладающих определёнными профессиональными знаниями и умеющих их применять. Подготовке кадров высшей квалификации в соответствии с запросами рынка труда Российской Федерации препятствует ряд проблем, среди которых:

1. Жёсткая структура образовательных программ с исключительно дробными, узкоспециальными вариантами подготовки. Последние 20 лет система работает по инерции, государственное задание выдаётся на обучение специалистов узкого профиля по технологиям, не востребованным на рынке труда. Практика показывает, что в современных условиях экономика нуждается в таких специалистах, для обучения которых на сегодняшний день система высшего образования ещё не создала научно-методическую и ресурсную базу. Многие специальности не пользуются спросом на рынке труда.

2. Низкий образовательный и профессиональный уровень выпускников вузов. В настоящее время на рынке труда растёт количество специалистов с дипломом о высшем образовании. Это выпускники с развитыми социальными навыками и высокими запросами, но низким профессиональным уровнем, и это зачастую связано с тем, что бюджетные места во многих вузах, образовательные программы которых не пользуются спросом, занимаются выпускниками независимо от их уровня подготовки. Около трети студентов очного обучения на бюджетных и более 40% на коммерческих местах

имеют по ЕГЭ «тройку» по профильным предметам и более 80% студентов - по ряду технологических направлений. С большой вероятностью можно предположить, что такие студенты не смогут освоить сложные профессиональные компетенции высококвалифицированных работников [9].

3. Неудовлетворённость работодателей качеством образовательных услуг, что связано с увеличением количества платных образовательных программ (особенно заочных), обусловленным ценовым демпингом при практическом отсутствии государственного контроля качества. По данным Центра человеческих ресурсов при РАНХиГС, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. По данным Росстата, в среднем по стране расходы только на дополнительное образование работников составляют

0,4% от общих расходов предприятий на персонал [4].

4. Систем высшего образования не является прозрачной для потребителей и государства. Отсутствует информация о «человеческом капитале» выпускников (карьере и доходах), что не позволяет абитуриентам и работодателям делать обоснованный выбор [9].

Похожие проблемы подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с потребностями экономики свойственны и для сферы высшего образования Вологодской области.

Подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования региона ведётся по 120 специальностям. По показателю выпуска кадров, подготовленных учреждениями высшего профессионального образования, Вологодская область находится на 2 месте среди регионов СЗФО (на первом

- г. Санкт-Петербург).

Таблица 1. Распределение выпускников учреждений высшего профессионального образования по областям обучения в России и странах мира

(в % от общей численности выпускников вузов)

Страна Направление специализации

образование гуманитарные науки, искусство, религия общественные науки, предпринимательство и право естественные науки, инженерное дело, производство, строительство, сельское хозяйство здравоохранение и социальное обеспечение сфера услуг и прочие области

Россия 9,1 3,9 48,2 26,5 6 6,3

Австрия* 14 9 30 34 10 3

Германия* 7 10 24 29 24 4

Дания* 8 13 32 22 22 3

Испания* 13 9 27 28 15 10

Италия* 12 15 32 23 15 3

Великобритания* 11 16 30 22 18 1

Финляндия* 7 15 23 31 19 6

Франция* 2 11 41 28 14 4

США* 11 13 38 17 14 7

Справочно: Вологодская область 12,3 29,8 44,6 12,1 1,0 0,2

* Данные приведены за 2007 г. Источники: Россия и страны мира. 2010: стат. сборник / Росстат. - М., 2010. - С. 140; Образование в Вологодской области в 2007 - 2011 гг.: стат. сборник. - Вологда, 2012. - С. 76.

Наиболее востребованными для изучения у молодёжи являются общественные науки (право, образование, экономика, социология и т. д.). В 2011 году из общего выпуска получили специальности по профилю «общественные науки»

- 3748 чел. (45%), «сельское хозяйство», «промышленность и другие производства» - 1018 чел. (12%), «образование» -1035 чел. (12%). В странах Европы и США доля выпуска специалистов для сфер экономики и права меньше (на 14 п.п.), а для строительства и производства - больше (в 2 раза; табл. 1).

В свою очередь распределение квалифицированных специалистов в отраслях экономики и социальной сферы Вологодской области неодинаковое. Наибольший удельный вес занятого населения приходится на обрабатывающее производство и торговлю (39%), наименьший - на финансовую сферу (менее 1,5%), что объясняется незначительной долей финансовых и банковских фирм в общем числе

предприятий и организаций Вологодской области (2%). Несмотря на это, выпуск специалистов в области финансовой деятельности - один из самых высоких [10, с. 59].

Высшее профессиональное образование весьма популярно среди обучающихся общеобразовательных школ, о чём свидетельствуют данные опроса. Более 70% старшеклассников, определившихся со своим профессиональным выбором, нацелены на получение высшего образования1.

По данным Роструда, Вологодская область входит в группу со средним по России показателем трудоустроенных выпускников вузов (94%) [4]. Однако жёсткая структура образовательных программ вузов не позволяет учебным заведениям проводить подготовку кадров в полном соответствии с интересами рынка труда.

1 Источник: опрос ИСЭРТ РАН среди обучающихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 год (общая выборка - 156 чел.)

Так, обращает на себя внимание тот факт, что деятельность вузов по подготовке квалифицированных кадров не связана с перспективными экономическими планами региона. Сегодня лесозаготовительный и агропромышленный комплексы вносят существенный вклад в производство продукции Вологодской области, а благодаря богатому культурному наследию имеется огромный туристический потенциал. Развитие данных направлений невозможно без высококвалифицированных специалистов, способных вывести экономику области на качественно новый уровень. Тем не менее выпуск специалистов вузами области намного ниже, чем это необходимо для нормального функционирования данных отраслей. В сфере туризма разница между значениями выпуска высококвалифицированных работников и спросом на них достигает 90%, в сельском хозяйстве -

77%, строительстве - 78% (табл. 2). Это говорит о необходимости выработки институтами и университетами в сотрудничестве с региональной властью общей стратегии по определению структур образовательных программ и контрольных цифр приёма выпускников. Одновременно важно усилить влияние региона на развитие системы высшего образования.

Конкурентоспособность территории во многом зависит от кадров, которые готовят учреждения высшего профессионального образования. В то же время данная задача выполняется не в полном объёме из-за низкого качества набора выпускников школ в вузы Вологодской области.

Согласно результатам рейтинга, составленного ГУ-ВШЭ на основе среднего балла по ЕГЭ абитуриентов, которых приняли в российские вузы в 2010 году, позиции учебных заведений Вологодской

Таблица 2. Анализ соответствия фактического выпуска квалифицированных кадров вузами Вологодской области потребностям рынка труда

Отрасль Потребность предприятий (организаций)в кадрах на 1 мая 2012 г., чел. Фактический выпуск квалифицированных специалистов в 2011/2012 уч. г., чел. В % от потребности

Финансовая деятельность 80 309 386,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 57 138 242,1

Образование 591 542 91,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 403 132 32,8

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 1126 262 23,3

Строительство 1215 269 22,1

Обрабатывающие производства 1724 362 21,0

Транспорт и связь 1079 172 15,9

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 809 115 14,2

Гостиницы и рестораны 205 21 10,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1394 81 5,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 423 18 4,3

Источник: Труд и занятость в Вологодской области в 2011 году: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 140 с.

области существенно уступают лидеру -Московскому физико-математическому институту (разница в среднем составляет 65%) [7]. Низкие места в рейтинге объясняются невысокими баллами по ЕГЭ поступающих на гуманитарные (по этому индикатору ВоГТУ занимает последнее место среди 222 российских вузов) и экономические специальности (ВоГТУ - 313 место, ЧГУ - 316 место среди 327 вузов) [11]. Причиной является непрестижность получения высшего образования в вологодских вузах и отток школьников с высокими образовательными результатами и творческими способностями в другие регионы. В связи с этим необходимо консолидировать усилия образовательных учреждений по улучшению качества образовательных услуг и повышению престижности высшего образования в области.

На фоне массового спроса на высшее образование снижается уровень подготовки по специальности у обучающихся в высших учебных заведениях. Так, большая часть работодателей оценивает профессиональные возможности выпускников учреждений профессионального образования как средние. В отношении учащихся училищ и лицеев подобным образом высказались 35% руководителей, учащихся техникумов и колледжей -50%, студентов вузов - 44%2.

2 Источник: опрос среди руководителей учреждений профессионального образования (III кв. 2007 года). Общая выборка - 43 чел., среди них: 12 руководителей учреждений начального профессионального образования, 6 - среднего профессионального образования, 25 руководящих работников системы высшего профессионального образования г. Вологды; опрос среди руководителей предприятий и организаций экономики и социальной сферы. Опрос был проведён во II кв. 2007 года с целью изучения форм взаимодействия с образовательными учреждениями. В нём приняли участие 65 руководителей предприятий со средней численностью работников 235 человек в следующих отраслях экономики и социальной сферы: промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, государственное управление, образование, здравоохранение.

Потребность в повышении квалификации своих сотрудников испытывает в среднем примерно треть (28%) руководителей предприятий Вологодской области. В особенности это касается технологических и управленческих служб (здесь уровень потребности составляет 57 и 48% соответственно)3.

Во многом неудовлетворённость работодателей качеством высшего образования связана с тем, что из-за расширения возможностей поступления в более престижные учебные заведения после введения системы ЕГЭ талантливые выпускники школ не поступают в вологодские вузы. Так, за период 2000 - 2011 гг. численность лиц с аттестатом о среднем полном образовании, которые были приняты в высшие учебные заведения области, сократилась на 37%. В 2011 году треть выпускников вологодских школ сделали свой образовательный выбор в пользу вузов, не находящихся на территории региона [12, с. 57].

Результатом этого является то, что в вологодские вузы поступают абитуриенты, которые не могут претендовать на место в более престижных учебных заведениях столичных городов (Москва, Санкт-Петербург) из-за низких образовательных результатов.

Отрицательно сказывается на качестве высшего образования и тот факт, что в вологодских вузах подготовка специалистов по заочной форме обучения начинает превалировать над очной. Если в 1997 году высшими учебными заведениями было выпущено 33% специалистов, проходивших обучение по заочной форме, то в 2011 году их доля возросла до 50%, превысив уровень выпуска по дневной форме (рис. 2).

3 Источник: данные опроса ИСЭРТ РАН среди руководителей предприятий по анализу динамики развития научно-технических процессов на территории Вологодской области (май - июль 2009 года). В опросе участвовали 88 руководителей.

Рис. 2. Выпуск специалистов образовательными учреждениями высшего профессионального образования Вологодской области по формам обучения (в % от общего числа специалистов)

РФ (очное) —ф— РФ (заочное)

Вологодская область (очное) Вологодская область (заочное)

Источник: Образование в Вологодской области в 2007 - 20011 гг.: стат. сборник. - Вологда, 2012. - С. 76.

По численности заочников Вологодская область является одним из лидеров среди регионов СЗФО, опережая Калининградскую (на 12%), Ленинградскую (на 72), Новгородскую (на 66), Псковскую (на 55), Мурманскую (на 5) области, республики Карелия (на 53) и Коми (на 31%). Подобная ситуация наблюдалась и в целом по России. Так, если в 1990 году высшими учебными заведениями РФ было выпущено 40% специалистов, проходивших обучение по заочной форме, то в 2010 году их доля превысила 50%.

Серьёзной угрозой качеству высшего образования является повсеместный переход вологодских вузов на систему подготовки по программам бакалавриата (в настоящее время по данным программам обучается 24% студентов), сокращённые сроки обучения по которым не смогут компенсировать необходимый объём фундаментальных и практических знаний.

Снижение качества образовательной подготовки оказывает отрицательное влияние на интеллектуальный потенциал региона. В 2010 году сотрудниками ИСЭРТ РАН были рассчитаны индексы интеллектуального потенциала территорий СЗФО и РФ. Данный показатель является обобщённым индикатором, комплексно характеризующим результаты функционирования образовательной, научно-инновационной, культурной сфер жизни общества. Согласно результатам расчётов, в сравнении с 2000 годом интеллектуальный потенциал Вологодской области увеличился на 22%, однако по-прежнему уступал показателю по СЗФО (на 0,14 ед.) и РФ (на 0,17 ед.). Среди регионов Северо-Западного федерального округа Вологодская область находится на четвёртом месте по значению индекса интеллектуального потенциала после г. Санкт-Петербурга, Псковской и Мурманской областей [1, с. 140].

Заметно снизился в Вологодской области уровень развития науки и образования. Так, за период 1990 - 2010 гг. регион из группы со средним уровнем развития научно-образовательного пространства «переместился» в группу с уровнем развития ниже среднего.

В ходе проведённого анализа была выявлена проблема несоответствия структуры подготовки кадров с высшим профессиональным образованием задачам социально-экономического развития региона, которая заключается:

• в отсутствии связи деятельности вузов по подготовке квалифицированных кадров с перспективными экономическими планами региона;

• снижении качества подготовки высококвалифицированных кадров в учреждениях высшего профессионального образования, что происходит из-за

того, что в вологодские вузы поступает молодёжь, которая из-за низких образовательных результатов не может претендовать на место в более престижных учебных заведениях столичных городов (Москва, Санкт-Петербург).

Всё это свидетельствует о том, что необходимо реформировать систему высшего образования Вологодской области с опорой на мировой и российский опыт. Для этого должны произойти формирование региональными властями прогноза потребности в квалифицированных кадрах (хотя бы по укрупнённым группам специальностей), консолидация усилий вузов в вопросах определения структур образовательных программ и контрольных цифр приёма выпускников с учётом основных направлений развития экономики региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головчин, М.А. Интеллектуальный потенциал населения: территориальный аспект [Текст] / М.А. Головчин, Т.С. Соловьева // В мире научных открытий. Экономика и инновационное образование. - 2011. - № 3(15]. - С. 137-146.

2. Иогман, Л.Г. О влиянии финансово-экономического кризиса на экономику региона и перспективы её развития в 2010 - 2011 гг. [Текст] / Л.Г. Иогман // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 2(10]. - С. 23-31.

3. Мальцева, А.А. Институциональные преобразования системы образования в инновационной среде [Текст] / А.А. Мальцева // Разработка механизмов объединения учреждений высшего профессионального образования: сб. материалов «круглого стола» 5 октября 2011 г.

- М.: Финансовый университет, 2012. - С. 42.

4. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях. Доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://симт.рф (дата обращения: 12.09.2012].

5. Перфильева, О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции [Текст] / О.В. Перфильева // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2011. - № 1. - С. 134.

6. Поварова, А.И. Формирование регионального бюджета в условиях кризиса [Текст] / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2010. - № 2(10]. - С. 89-101.

7. Рейтинг качества приёма в российские государственные вузы - 2010 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://ria.ru/ratings_multimedia/20100902/271380235.html (дата обращения: 12.09.2012].

8. Салимова, Т.А. Цели и методы управления взаимоотношениями с потребителями в вузе [Текст] / Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина // Университетское управление: практика и анализ.

- 2010. - № 2. - С. 32-38.

9. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2020strategy.ru/ (дата обращения: 12.09.2012].

10. Труд и занятость в Вологодской области в 2011 году: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru (дата обращения: 12.09.2012].

12. Формирование научно-образовательного пространства (на примере города Вологды]. Заключительный отчёт. Инвентарный номер: 02201152669 / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.