Научная статья на тему 'Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект'

Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2847
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / SPORT / PHYSICAL CULTURE / HEALTH / REGION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шхагошев Рустам Валентинович, Полочанская Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются основные подходы к совершенствованию управления физкультурно-спортивным комплексом региона. Отмечается большое значение пропаганды в развитии физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY IMPROVEMENT of MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE and sports DEVELOPMENT: REGIONAL ASPECT

In the article authors consider the basic approaches to improvement of management of regional sports complex. The importance of propagation in development of physical culture, sport and a healthy lifestyle is noted.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект»

Среди институтов, формирующих репутацию Рязанской области, возрастает роль ТПП, выставочно-ярмарочных организаций, Интернет-сообществ и Интернет-представительств, ОПОРЫ РОССИИ, Корпорации развития Рязанской области. Следует также активизировать формирование институциональной инфраструктуры инновационной деятельности в форме бизнес-инкубаторов, научно-технических советов при вузах, виртуальных выставок инновационных проектов, информационного раздела Рязанской области на портале «Наука и инновации в регионах России. Внедрение современных инструментов и технологий регионального маркетинга должно стать основой, позволяющей обеспечить качественно новый уровень формирования стратегии инновационного развития территории.

Литература

1 Чернобродова Л.А., Иванова Т.Б. Формирование стратегии развития региона на основе маркетингового подхода // Ломоносовские чтения 2008: Российская государственность в ХХ1 веке и глобальные проблемы мирового развития / Сб. докл. / Под ред. проф. Л.Н.Панковой. М.: ТЕИС, 2009, с. 343-347.

1. Промышленность Рязанской области. Стат. сборник. Рязань, 2011.

2. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Рязанской области // http://www.mineconom.ryazangov.ru//

3. Официальный сайт Правительства Рязанской области // www.ryazanreg.ru

4. Выставки и ярмарки Рязанской области // http://www.spb-venchur.ru/regions/35 /vystavkaro.htm

УДК 338.2 : 796

Шхагошев Р.В., к.э. н., доц., Полочанская О.Г., асп.

Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект

В статье рассматриваются основные подходы к совершенствованию управления физкультурно-спортивным комплексом региона. Отмечается большое значение пропаганды в развитии физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, здоровье, регион, управление

В современном мире происходит возрастание экономической и политической функции сферы физической культуры и спорта наряду с ее социальной значимостью. Развитие физкультурно-спортивного комплекса положительно влияет на все сферы общества, увеличивая человеческий потенциал и человеческий капитал, создавая дополнительные факторы успешного социально-экономического развития. В этой связи особо важ-

ным становится совершенствование имеющихся подходов к управлению физкультурно -спортивным комплексом.

Существует ряд проблем в развитии сферы физической культуры и

спорта:

- недостаточное привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой;

- недостаточное развитие материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также ее моральное и физическое старение;

- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

- утрата традиций российского массового спорта;

- отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;

- пробелы во взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта.

Определяющее значение в развитии сферы физической культуры и спорта имеет пропагандистское направление.

Пропаганда - различные формы (устная, печатная, наглядная и др.) распространения и разъяснения идей, учений, взглядов, теорий, воздействующие на сознание и настроение широкого круга людей.

Пропаганда физической культуры подразумевает целенаправленную деятельность по распространению знаний в области физической культуры и спорта, а также приобщению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также к ведению здорового образа жизни.

Большую роль в ее успешном достижении основных задач пропаганды играет правильная постановка информационно-пропагандистской работы. Для этого крайне необходимо повышение уровня физкультурного образования населения; воспитание потребности в утверждении здорового образа жизни, использование средств физической культуры в режиме труда и отдыха.

Само по себе выражение «Здоровый образ жизни» включает в себя такие условия как:

- регулярные занятия физической культурой (подготовкой);

- отказ от вредных привычек и пристрастий;

- сбалансированное питание;

- соблюдения режима дня;

- рациональное сочетание физических нагрузок с интеллектуальной работой;

- проведение занятий в экологически чистых районах (лес, парк, берег реки и т.д.).

Говоря другими словами - физическое воспитание не гарантирует положительных результатов, если не будет соблюдаться какое-либо из данных условий. Только соблюдение комплексного подхода к выполнению всех принципов здорового образа жизни влечет за собой обретение морального и физического комфорта.

Согласно современной концепции ВОЗ, здоровье человека подразумевает состояние его физического, душевного и социального комфорта. Таким образом, физическое воспитание является лишь одной из сторон процесса воспитания гармонично развитой личности, которое должно занимать довольно значительную часть в расписании режима дня современного человека.

Немаловажным фактором здорового образа жизни является выполнение и соблюдение медицинских рекомендаций при различных заболеваниях. Тотальное отрицание достижений современной медицины и увлечение так называемыми «народными средствами» способно нанести организму непоправимый вред.

В наш современный период времени эта проблема стала более актуальной, так как возросло число «офисных» работников, которые ведут малоподвижный образ жизни. Эти люди на протяжении целого дня находятся в душном помещении и замкнутом пространстве, часто находятся в состоянии высокой стрессовой нагрузки, а также передвигаются на личном или служебном автотранспорте (все это способствует развитию гиподинамии и хронической гипоксии в сочетании с нестабильностью артериального давления и высокой лабильностью нервной системы). Даже увлечение фитнесом и посещение тренажерного зала после окончания рабочего дня на фоне профессионального утомления не снимает остроты проблемы - подобные несистематизированные нагрузки лишь усугубляют синдром хронической усталости, который ведет к негативному эффекту.

Физическая культура и спорт являются одними из главных областей удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в двигательной деятельности, обеспечивая гармоническое становление личности.

Понятия «Здоровый образ жизни» и «Физическая культура» органически едины в своей гуманистической направленности и ориентированы на физическое развитие и физическую подготовленность конкретной личности. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для поддержания здорового образа жизни человека, существенным компонентом которого является организация двигательной активности. Поддержание организма в постоянном тонусе способствует повышению трудоспособности, творческой активности, физическому совершенствованию, сохранению здоровья и долголетию.

В Ростовской области вопросам пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни уделяется большое внимание. Регио-

нальное нормативно-правовое регулирование данной сферы включает широкий спектр нормативных актов, таких как Областной закон Ростовской области от 29.07.2009 № 263-ЗС «О физической культуре и спорте в Ростовской области»; Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 167-ЗС «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских объединений в Ростовской области»; Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 179-ЗС «Об охране здоровья жителей Ростовской области»; Постановление Администрации Ростовской области от 7.09.2010 № 168 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 20112013 годы»»; Постановление Администрации Ростовской области от 02.02.2004 № 59 «О порядке оказания за счет средств областного бюджета финансовой поддержки футбольных клубов и других игровых команд Ростовской области» и другие.

Принятие нормативно-правовых документов в сфере физической культуры и спорта позволяет четко обозначить цели, задачи и основные направления в области пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни, распределить полномочия и ответственность, а также определить основы взаимодействия между органами власти.

При этом в региональном законодательстве Ростовской области также четко прослеживается стратегический целевой ориентир, заявленный в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» - увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения с 15,9 процента в 2008 году до 30 процентов к 2015 году, до 40 процентов в 2020 году, где одним из главных условий успешного выполнения данного плана указана разработка и эффективная реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.

Программа «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011-2013 годы» преследует следующие цели: создание условий, обеспечивающих возможность жителям Ростовской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом; развитие физической культуры и спорта среди различных групп населения Ростовской области; развитие детско-юношеского спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта в Ростовской области; развитие студенческого спорта в Ростовской области.

Данный документ является логическим продолжением реализованной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008-2010 годы».

Вопросами пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта в Правительстве Ростовской области занимается мини-

стерство по физической культуре и спорту, министерство общего и профессионального образования, комитет по молодежной политике и другие органы исполнительной власти.

Ростовская область насчитывает 12 городских округов и 43 муниципальных района, деятельность по развитию физической культуры и спорта в которых осуществляют 2 Управления по физической культуре и спорту в городах Новочеркасске и Ростове-на-Дону, 1 Департамент по физической культуре и спорту в городе Шахты, 6 комитетов, 8 отделов, 5 секторов, 33 специалиста по физической культуре и спорту, вошедшие в структуру администрации или в состав отделов, секторов культуры, молодежной политики, социальных вопросов при администрациях муниципальных районов. Данная статистика подчеркивает отсутствие системного подхода к управлению сферой физической культуры и спорта на муниципальном уровне, а также то, в большом количестве муниципальных образований уделяется недостаточное внимание развитию сферы.

В области осуществляют работу по развитию физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи 110 учреждений спортивной направленности: 1 училище олимпийского резерва, 3 центра спортивной подготовки (образованные из ранее существовавших ТТТВСМ -школ высшего спортивного мастерства), 42 СДЮСШОР (специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва), 64 ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы). Наряду с вышеперечисленными учреждениями спортивную деятельность осуществляют государственные унитарные предприятия, подведомственные минспорта области: ГУП РО «Дом физической культуры» (г. Ростов-на-Дону), ГУП РО «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лидер» (г. Ростов-на-Дону); ГУ РО СОЦ «Золотой берег» (п. Новомихайловский Краснодарского края).

В спортивных школах, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, систематически занимается более 92 тысяч человек. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах осуществляется по 64 видам спорта, в том числе по 35 олимпийским видам.

Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области совместно с министерством общего и профессионального образования, комитетом по молодежной политике, территориальными органами управления физической культурой и спортом проводились смотры-конкурсы: «На лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов», «На лучшую спортивно-оздоровительную работу по месту жительства» и т.д.

Территориальными органами управления физической культурой и спортом ежегодно проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники для дошкольников «Дни Здоровья», соревнования среди команд детских садов в рамках программы «Веселые старты»,

смотры-конкурсы на лучшую физкультурно-оздоровительную работу в дошкольных учреждениях.

В летний период проводится множество спортивных мероприятий: соревнования среди дворовых футбольных команд «Детской дворовой лиги» по футболу, областной турнир по футболу среди сельских команд «Колосок», областной турнир на приз «Кожаный мяч» и другие.

Ежегодно министерством по физической культуре и спорту Ростовской области в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорттуризма России и календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Ростовской области проводится более 20 тысяч физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди различных категорий населения области.

В их числе комплексные традиционные многоэтапные массовые соревнования:

1. Областная сельская Спартакиада Дона (4 этапа) по 17 видам спорта с участием более 5000 человек на всех этапах.

2. Зональные соревнования Спартакиады народных видов спорта Ростовской области (4 этапа) по шести видам спорта с участием более 3 000 человек на всех этапах.

3. Соревнования по 15 видам спорта Спартакиады трудящихся Ростовской области и ветеранов спорта «За единую и здоровую Россию в XXI веке» (4 этапа) с участием более 7 000 человек на всех этапах.

4. Спартакиада шахтерских городов Дона по 17 массовым видам спорта с участием более 3000 человек на всех этапах и другие мероприятия.

Многолетний опыт проведения социально-направленных акций показал, что для обеспечения эффективности проводимых программ по здоровому образу жизни недостаточно только организации однодневных спортивно-массовых мероприятий. Необходимо задействовать все уровни, работающие с населением и молодежью, начиная с дошкольных и школьных учреждений и заканчивая формированием системы информационной, научной и методической поддержки мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

По итогам проведенного исследования выявлен ряд проблем в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни на территории Донского региона, таких как:

1. Физической культурой и спортом в Ростовской области систематически занимается всего 23% жителей области.

2. Кризис системы управления отраслью и в целом по стране, и в области.

3. Низкая эффективность пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни муниципальными образованиями области.

4. Неэффективная пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни средствами массовой информации.

5. Отсутствие системной пропаганды ФКС и ЗОЖ в детских садах, школах, учебных заведениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и трудовых коллективах.

6. Отсутствие информационной поддержки проводимых на территории Ростовской области физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Проблема, на которой хотелось бы заострить внимание - это недостаточное финансирование физкультурно-спортивной отрасли в муниципальных районах. Так, в Обливском районе финансирование отрасли в 2011 году составило 151 тысячу рублей, что от общего бюджета района равно 0,04%, в Милютинском районе 98 тысяч рублей и 0,03%, в Советском районе 60 тысяч рублей или 0,04%, а в Боковском районе эта цифра и вовсе 27,2 тысяч рублей или 0,008 от бюджета района.

Без активного участия муниципалитетов в развитии спорта на массовом уровне невозможно повышение количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни, а также достижение результатов в спорте высших достижений.

Сформулированы следующие пути повышения эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни на территории Ростовской области.

1. Создание и транслирование в учебных заведениях Ростовской области и молодежных социальных сетях видеороликов по тематике «Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни». Размещение на билбордах агитационных плакатов, пропагандирующих занятия физической культурой и спортом (по системе параллелей - на одном плакате изображения победителей дворовых, муниципальных соревнований и известных донских спортсменов по соответствующему виду спорта под общим девизом «Твоя жизнь! Твои достижения! НАША победа!»).

2. Изготовление стендов и плакатов, повествующих об истории Донского спорта, создание переносных выставок, демонстрирующих достижения спортсменов области и их презентация на различных соревнованиях и официальных мероприятиях. Также размещение информационных стендов и плакатов в школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

3. Проведение конкурса на территории области «Ростовская область - территория спорта» с целью создания бренда Донского спорта (по примеру символа Олимпиады в Сочи), с дальнейшим его использованием

при изготовлении формы для сборных команд Ростовской области, а также как официального символа Донского спорта.

4. Проведение конференций и круглых столов по вопросам пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни на территории области для различных аудиторий: волонтеры; студенты и учащиеся; руководители региональных спортивных федераций и общественных организаций; учителя физкультуры; руководители кафедр физвоспитания вузов; руководители спортивных клубов по месту жительства. Подобные мероприятия позволяют решать одновременно несколько задач - выявление проблем в соответствующем направлении работы; обобщение и обсуждение результатов проделанной работы; использование положительного опыта в реализации проектов, в том числе пилотных; выявление путей повышения эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

5. Тщательный контроль над проведением физкультурнооздоровительных, спортивных и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятий на территории муниципальных образований.

Проведение ежегодного смотра-конкурса среди муниципальных образований на лучшую организацию пропаганды физической культуры и спорта «Ростовская область - территория спорта» с целью привлечения всех групп населения области к систематическим занятиям физической культурой и спортом, создания условий для формирования здорового образа жизни, и определения лучших муниципальных образований Ростовской области по организации информационно-пропагандистской работы в области физической культуры и спорта.

6. Создание регионального информационного центра пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

- статистико-диагностический блок - такой центр образует информационную сеть, элементами которой являются средние образовательные школы, лицеи, колледжи, техникумы, вузы, ДЮСШ - СДЮСШОР, УОР, ЦСП и любые другие массовые образовательные молодёжные структуры. От этих источников в on-line режиме будет поступать информация о системных характеристиках, физическом развитии и физической подготовленности всех учащихся с учётом их возрастных особенностей и спортивной квалификации. Региональная информационная база позволит, с использованием методов статистического анализа, осуществлять массовый оперативный контроль физического состояния всего контингента учащихся и на этой основе, применяя методы многофакторного математического моделирования и прогнозирования, организовать эффективное управление всей системой физической подготовки в донском регионе;

- научно-исследовательский блок - привлечение научных кадров региона обеспечит широкие возможности по разработке инновационных

технологий в сфере физического здоровья и спортивной деятельности детей и молодёжи, а в целом - в сфере здоровьесбережения подрастающего поколения;

- консультационный блок - организация телефонной консультационной службы по вопросам физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- информационный блок - организация и проведение семинаров, мастер-классов, конференций, тренингов, РЯ-акций, разработка сайта центра (на котором будут размещены пропагандистские ролики, информационные карты, научные статьи по проблемам физической культуры, спорта и здорового образа жизни, адреса спортивных секций и мест семейного досуга, анонсы и итоги проводимых мероприятий);

- кризисный блок - организация службы помощи, телефона доверия, консультативной помощи психолога (в частности, для людей имеющих разного рода зависимости).

7. Особо следует отметить такое направление как пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди детей и подростков.

Дети - будущее каждой страны, именно поэтому особенно важно физическое развитие, физическая подготовленность и состояние здоровья детей и подростков. Они являются самой внушаемой аудиторией, у которой только формируются жизненные ценности и установки, образ жизни. Ежедневно каждый ребенок оказывается пронизанным противоречиями, он подвержен влиянию сверстников, друзей, средств массовой информации, особое влияние оказывают на детей родители и дошкольные и школьные учреждения, поскольку они являются важнейшими институтами социализации. Дети, оказываясь зачастую в такой обстановке, когда их оценивают только с точки зрения тех отметок, которые они получают в школе, редко осознают тот факт, что для самореализации очень важны и хорошее здоровье, и уверенность в себе, и умение переживать неудачи, целеустремленность, ответственность за свои поступки и решения, а не просто знания экономики и компьютерных технологий. И это все несмотря на то, что школьные оценки не в полной мере раскрывают интеллектуальный потенциал ребенка, не говоря уже о творческом и спортивном потенциале. Очень важно сформировать у детей образ успешного человека -здорового, физически развитого, целеустремленного, самостоятельного, уверенного в себе.

Необходимо признать, что сегодня в наших школах, практически, нет полноценного урока физической культуры, где бы физическое воспитание и физкультурное образование школьников шли бы параллельно и одновременно. Есть физическое воспитание, где усилия преподавателя физкультуры, в большей степени нацелены на подготовку школьников к

выполнению неких нормативов физической подготовленности. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. На сегодняшний день в России лишь 10% детей младшего школьного возраста являются практически здоровыми (I группа здоровья), остальные относятся ко II и III группам. Учитывая вышеизложенное, а также то, что большинство программ по физическому воспитанию рассчитано на здоровых детей, необходимо отметить, что от 60% до 90% школьников сегодня остается без адекватной физической подготовки.

По оценкам специалистов, от 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье и физическую подготовленность детей школьного возраста, связано со школой. Многолетние исследования Института возрастной физиологии Российской академии образования позволили выявить те школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей:

1. Стрессовая педагогическая практика.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.

5. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

7. Массовая безграмотность родителей в вопросах укрепления здоровья детей.

8. Провалы в существующей системе физического воспитания.

В российской системе физического воспитания необходимо пересмотреть и структуру школьного урока, и учебные годовые планы, отдав приоритет легкой атлетике, плаванию, игровым видам спорта, фитнесу. Дети с удовольствием будут заниматься баскетболом, волейболом, футболом, аэробикой или фитнес-зарядкой, туризмом, спортивными танцами, флорболом - хоккеем на полу. На сегодняшний день в школах количество детей, освобожденных от занятий по физической культуре в школе, достигает 40%. Между тем, специалисты физической культуры считают, что не должно быть детей, освобожденных от физической культуры в школе - все должны заниматься физической культурой и спортом. Занятия физической культурой должны быть адекватны возрастным и функциональным характеристикам учащихся (к ним относятся - уровень индивидуального здоровья, физического развития, физической подготовленности). Особенно это относится к детям с ослабленным здоровьем. Одна-

ко, школьные занятия по физвоспитанию дают необходимый эффект только в случае трех - четырехразовых занятий в неделю при соблюдении преподавателем физкультуры индивидуального подхода.

Физическая культура и спорт, как институты социализации, могут действительно оказать серьезное влияние на общий процесс формирования ребенка как самодостаточной, самостоятельной, физкультурно образованной, целостной, гармоничной Личности, обладающей национальным самосознанием, характером и волей, с творческим подходом и бескорыстным патриотизмом. Но это возможно при одном важном условии - если многолетний непрерывный процесс воспитания российской молодежи будет реализовываться при активной поддержке всего российского общества (семья, школа, вуз, церковь, армия, производство, СМИ, медицинская служба). Для сохранения и укрепления здоровья российской молодежи очень важно, чтобы спортивная подготовка в школьном, детско-юношеском, вузовском спорте имела бы медико-педагогическую направленность. В связи с этим следует расширить централизованную систему непрерывного спортивного образования, включая подготовку и переподготовку - повышение квалификации вузовских тренеров-преподавателей, тренеров по олимпийским видам спорта, спортивных судей, учителей физической культуры, способных и воспитывать, и физкультурно образовывать, и грамотно тренировать, и оздоравливать детей и подростков. И, здесь следует привлечь федерации по видам спорта, которые сегодня имеют новейшие методики и знания в области физической культуры и спорта и этот уникальный тренерский опыт, изначально, необходимо сегодня использовать в повседневной практике, но для этого преподаватели физвоспитания сначала должны работать по специальности. Но заработная плата преподавателей физвоспитания, тренеров-профессионалов, особенно детского спорта, сегодня чрезвычайно низкая. А ведь работники физической культуры и спорта - не только носители серьезных специальных знаний о человеке и его потенциальных возможностях, а это еще и потенциальные пропагандисты здорового образа жизни. Поэтому необходимо незамедлительно обеспечить специалистов физической культуры достойными зарплатами, материальными условиями, если наше государство и руководство страны, действительно, заинтересованы в том, чтобы российская молодежь 21 века была нравственно и физически здорова. Для этого следует еще с детства приобщать детей к спорту и уже с раннего возраста культивировать приоритет базовых культурных и семейных ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое влияние на детскую аудиторию с не устоявшимися вкусами, привычками, с несформировавшимся стилем и образом жизни в современных условиях оказывает реклама, порождая негативные последствия.

Проблема 1. Воздействие на воображение. Вмешательство коммерции постоянно принижает роль игры и, как следствие, детское вооб-

ражение и фантазию, ограничивает способность детей думать и действовать спонтанно.

В сегодняшних условиях становится все труднее создать для детей такую среду, которая поощряла бы творчество или оригинальное мышление. На них обрушивается поток рекламы и тех вещей, которые она предлагает. Время и пространство, которые доступны для их собственных идей и образов, для спокойного общения с текстами или изображениями, сжимается с появлением каждого нового детского фильма или телепередачи, что неизбежно сопровождается потоком связанных с ними игрушек, книг, видеокассет и одежды. Реклама лишает детей возможности творчески подходить к игровому процессу, снижает уровень физической активности детей.

Проблема 2. Пропаганда нездорового питания.

Когда дело касается еды, дети являются целевой группой для рекламы всевозможных продуктов: от съедобных шашек - двухцветного печенья, в которое можно играть как в шашки, до леденцов на батарейках. Количество времени, которое дети проводят у телевизора, обычно указывается как важнейший фактор роста случаев ожирения у детей.

Почти все ролики, рекламируют продукты с высоким содержанием калорий, жиров, соли и сахара. Фаст-фуд-гиганты привлекают детей самыми разными способами. Они размещают свои логотипы на игрушечных коробках, обложках детских книг, видеоиграх и в парках развлечений.

Продовольственная реклама работает. Современными исследованиями психологов доказано, что основная часть просьб детей купить тот или иной продукт, нездоровые привычки в питании и увеличение потребления калорий связаны с просмотром телевизионной рекламы, как и покупки их родителей.

Проблема 3. Пропаганда «взрослости».

Привлечение детей к алкоголю и табаку. Одна из новых крайностей в области сбыта продукции на молодежном рынке включает навязывание подросткам товаров для взрослых, представляя продукцию забавной и молодежной. Прежде всего, это реклама сигарет и алкоголя (пива).

Реклама алкоголя привлекает внимание подростков и детей, играя на тех же слабостях, что и реклама одежды или аксессуаров. Эти рекламные клипы, в которых показывают преуспевающих парней, обещают нескончаемую развеселую жизнь, свободную от нудных запретов, а также шумные вечеринки, на которых все крутятся вокруг алкоголя - чаще всего пива. Большинство детей пьют пиво и курят сигареты не потому, что им это нравится, а потому, что они хотят почувствовать себя взрослее и раскованнее, или потому, что предполагается, что это весело. И если реклама постоянно твердит, что пить пиво это «прикольно» и «круто», то подросток будет его пить, даже если раньше ему это и в голову не приходило.

Реклама может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Самоидентификация будет возможна только через составление списка потребляемых брендов. Невозможность обладания «полным списком» (а обладать всем невозможно) приведет к тотальному комплексу неполноценности. Именно поэтому необходимо ограничивать рекламу товаров, пропагандирующих нездоровый образ жизни.

Мероприятия, направленные на пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди детей и подростков:

- проведение физкультурно-спортивных акций «Спорт за здоровый образ жизни!» в форме спортивного праздника для учащихся СОШ Ростовской области, с участием известных спортсменов, проведением показательных выступлений региональных спортивных федераций, включающих также недельные мастер-классы для учащихся от известных спортсменов Ростовской области - победителей и призеров региональных, всероссийских и международных соревнований;

- проведение среди школьников конкурса фоторабот, пропагандирующих ФКС и ЗОЖ «Спорт за здоровый образ жизни»;

- проведение конкурса рисунков в преддверии Олимпийских игр в Сочи среди учащихся средних общеобразовательных школ, а также среди воспитанников дошкольных учреждений;

- «Олимпийская эстафета» среди муниципальных образований области (по образу и подобию пилотной акции Краснодарского края «Кубань - навстречу играм в Сочи» - акция с целью продвижения олимпийских ценностей и идеалов, пропаганды ФКС и ЗОЖ, приобщения населения к главному событию ближайших лет - Олимпиаде 2014 года, в рамках которой муниципальные образования на месяц становятся спортивным центром региона);

- эффективный способ пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса к регулярным занятиям физической культурой - проведение спортивных соревнований разного уровня. В школьной системе физического воспитания, если мы хотим воспитывать здоровых детей с психологией победителя, необходимо возродить принцип спортивности (состязательности), предложив нашим школьникам продуманную систему школьных спортивных соревнований. На сегодня, во Всероссийской федерации школьного спорта культивируется 17 видов спорта - все игровые, легкая атлетика, плавание, гимнастика. Но, парадокс в том, что в обиходе спортивных ученых понятие «школьный спорт» есть, но самого «школьного спорта» как социального явления в нашей стране нет.

Итак, пропаганда физической, культуры, спорта и здорового образа жизни должна непременно выдвигаться на первый план. При этом необходимо уделять внимание и развитию массовой физической культу-

ры, и спорту высших достижений, и проведению социально-значимых пропагандистских мероприятий. Развитие и поддержка массового, общедоступного спорта должны быть приоритетными, поскольку массовая физическая культура способствует повышению уровня здоровья граждан и качества жизни, стабилизации гражданского общества, духовному и физическому оздоровлению молодежи, профилактике девиантного социального поведения. В большом спорте также заложены возможности для агитации и пропаганды, которые необходимо реализовывать: представители спорта высших достижений, которые известны не только в своей стране, но и за ее пределами, благодаря интересу к ним со стороны средств массовой информации, могут оказывать влияние на формирование общественного мнения.

УДК 351

Шустов В.Г. к. полит. наук, докторант

Разграничение полномочий между органами государственной и местной

власти

В статье исследуются полномочия различных уровней публичной власти и процесс разграничения и передача полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления в рамках проводимой муниципальной реформы. По нашему мнению, это самая сложная проблема всей муниципальной реформы.

Ключевые слова: полномочия, разграничения, передача, делегирование децентрализация, деконцентрация, деволюция и нонцентрализм.

В теории различают несколько моделей разграничения полномочий, наиболее известные среди них - централизация и децентрализация. Основная цель децентрализации власти заключается в возвращении власти народу, в том числе местным сообществам, но особенность современного политического процесса заключается в том, что в результате децентрализации власти осуществляется передача властных полномочий территориальным государственным органам и органам местного самоуправления, но не народу. Децентрализация состоит в передаче прав на принятие решений на местный уровень. Выделяют 3 основных типа децентрализации: деконцентрацию, деволюцию и федерализм. Деконцентрация - это ситуация, когда местные вопросы решаются на местах представителями центра. Деволюция - это ситуация, когда местные вопросы решаются на местах, но законодательство, регулирующее организацию и деятельность местных органов власти, принимается на общенациональном уровне. Федерализм отличается от деволюции только тем, что законодательство, ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.