Научная статья на тему 'Совершенствование управления органами внутренних дел в сфере предупреждения экономических преступлений в контексте экономической безопасности региона'

Совершенствование управления органами внутренних дел в сфере предупреждения экономических преступлений в контексте экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1556
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Килясханов Хизри Шапиевич, Попова Татьяна Владимировна

В статье исследуются современные механизмы совершенствования управления органами внутренних дел в сфере предупреждения экономических преступлений в контексте экономической безопасности региона в свете концептуальных основ борьбы с экономической преступностью. Одним из важных направлений использования криминологического прогноза является выявление с его помощью факторов хозяйственной, социальной, культурной деятельности, оказывающих влияние на параметры преступности, определение степени этого влияния и поиск средств их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Килясханов Хизри Шапиевич, Попова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления органами внутренних дел в сфере предупреждения экономических преступлений в контексте экономической безопасности региона»

УДК 340

Килясханов Хизри Шапиевич

кандидат философских наук, доцент. Академия управления МВД России Milena.555@mail.ru

Попова Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент,

докторант

Milena.555@mail.ru

Совершенствование

УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Khizri Sh. Kilyaskhanov

candidate of philosophical Sciences, associate professor. Management Academy of the Ministry of Interior of Russia Milena.555@mail.ru

Tat'yana V. Popova

candidate of jurisprudence,

associate professor, doctoral candidate

Milena.555@mail.ru

Perfection of

INTERNAL AFFAIRS BODIES MANAGEMENT IN THE FIELD OF WARNING OF ECONOMIC CRIMES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В статье исследуются современные механизмы совершенствования управления органами внутренних дел в сфере предупреждения экономических преступлений в контексте экономической безопасности региона в свете концептуальных основ борьбы с экономической преступностью. Одним из важных направлений использования криминологического прогноза является выявление с его помощью факторов хозяйственной, социальной, культурной деятельности, оказывающих влияние на параметры преступности, определение степени этого влияния и поиск средств их нейтрализации.

Ключевые слова: совершенствование управления органами внутренних дел, экономическая безопасность региона, угроза экономической безопасности, предупреждение преступлений, преступления в сфере экономической деятельности, экономическая преступность.

Annotation. The article examines the current mechanisms of improving of internal Affairs bodies management in the sphere of prevention of economic crimes in the context of economic security of the region in light of the conceptual foundations of the fight against economic criminality. One of the important directions of use of the criminological forecast is identification with its help of the factors of economic, social, cultural activity having impact on crime parameters, definition of extent of this influence and search of means of their neutralization.

Keywords: perfection of internal Affairs bodies management, economic security of the region, threat to economic security, warning of crimes, crimes in the field of economic activity, economic criminality.

Объективной тенденцией всех современных цивилизованных стран мира является рост преступности в экономической сфере. Более того, многие криминологи утверждают, что экономическая преступность будет расти еще более высокими темпами, чем до сих пор, обгоняя в этом многие другие виды преступлений [11]. Последствия такой тенденции роста экономической преступности трудно предсказуемы. Ясно одно -это неизбежно приведет к снижению уровня ее экономической безопасности. Поэтому борьба с преступностью, (в основе которой лежит организованная экономическая преступность), должна рассматриваться в качестве одного из важнейших

направлений деятельности государства и его правоохранительных и контролирующих органов.

Концептуальные основы борьбы с экономической преступностью давно выработаны и остаются до сих пор неизменными. Они предполагают выделение в качестве основного направления ее предупреждение, исходя из структуры и тенденций, причинного комплекса, а также опасности последствий [12] .

В этом смысле последние директивные документы правоохранительных ведомств продолжают и даже развивают указанный выше принцип. Согласно теории управления, основой любой дея-

117

тельности является четкое определение задач, которые необходимо в нашем случае свести к следующему:

1. В условиях роста экономической преступности, которая сопровождается крайне негативными социальными последствиями, деятельность по ее предупреждению должна строиться на основе коренных изменений стратегии и тактики борьбы с экономической преступностью. В первую очередь, следует уделить внимание приоритетным направлениям социально-экономического развития регионов, где в самые короткие сроки должны быть приняты исчерпывающие меры по ликвидации негативных явлений и процессов в экономике.

2. Требуется сконцентрировать внимание и усилия не на создании дополнительных звеньев, структур, не на применении каких-то новых, еще не исследованных методов, а на поиске и внедрении более эффективных форм и методов проведения квалифицированной работы. Все это и должно определить успех предупредительной деятельности ОВД в сфере экономики.

Известно, что деятельность по предупреждению экономических преступлений имеет свою специфику, значительная часть которой заключается в принуждении, сопряженном с вмешательством в сферу личной жизни, которая должна быть четко регламентирована законом и, естественно, отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости [13].

Однако, следует учитывать, что предупреждение экономических преступлений - это область социального управления, и, следовательно, ей присущи такие принципы, как принцип системности, принцип соответствия задач выбираемым мерам воздействия, объективности и научной обоснованности способов воздействия, оптимальности и эффективности, комплексности, а также принцип целеполагания.

Принцип объективности и научности требует максимального соотнесения управляемых воздействий с закономерностями и тенденциями развития социальных процессов. Применительно к предупреждению экономических преступлений это означает, что предупредительная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования общества в целом, а также функционирования экономических процессов и их влияния на рост преступности в том или ином регионе. Принцип оптимальности и эффективности требует добиться благоприятных, наилучших условий для снижения уровня экономической преступности при минимальных затратах сил и средств, возможностей получить материальные и финансовые ресурсы, наилучший результат в наиболее короткий срок.

Принцип комплексности предполагает объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности, а также определенный комплекс и иерархию целей (задач), конкретизированных во времени.

Именно рассмотренные принципы являются основой предупреждения экономической преступности и должны использоваться: при подготовке мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений; выступать в качестве основополагающих при организации предупреждения экономических преступлений; явиться фундаментом построения правовых основ организации борьбы с экономическими преступлениями.

К социально-экономическим мерам противодействия экономической преступности относятся как меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, так и меры оздоровления экономики в целом. Это приводит: к обеспечению социальной, экономической, экологической и правовой защищенности российских граждан; к повышению эффективности использования ресурсного потенциала экономики; к обеспечению инвестиционной активности предпринимательской деятельности; обеспечению эффективной управляемости экономики.

Согласно основам экономической теории, для развития экономических отношений необходимо обеспечить функционирование важнейших рыночных составляющих: свободу предпринимательства; честную, добросовестную конкуренцию; равенство стартовых условий для капиталов; защиту частной собственности; согласование публичных и частных экономических интересов; соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения; жесткий контроль за соблюдением валютного законодательства; контроль за оборотом ценных бумаг, приватизацией государственного и муниципального имущества [14].

Применительно к исследуемой нами проблеме все это говорит о необходимости совершенствования деятельности подразделений по борьбе с преступлениями и предупреждением экономических и налоговых преступлений.

Проведение ОВД оперативно-розыскных мероприятий направлено на предотвращение и пресечение преступлений, что является основной целью оперативно-розыскной профилактики. Главное в этой деятельности - своевременность. Это позволяет быстро установить лиц, совершающих преступления или пресечь их преступную деятельность.

Эффективность предупредительной деятельности ОВД во многом определяется ее надлежащей организацией.

Анализ криминологической и управленческой литературы [15] позволяет выделить ряд организационных аспектов в деятельности ОВД по предупреждению преступлений. К их числу относятся:

- информационное обеспечение;

- криминологическое прогнозирование;

- криминологическое планирование;

- координация, взаимодействие, контроль.

118

Исследуем ключевые направления деятельности более подробно.

Информационное обеспечение. Сегодня информация приобретает ведущее место среди факторов, влияющих на развитие экономики, и, как правило, связана с ее безопасностью. Как отмечает академик А. Ершов, «информация, то есть совокупность знаний о фактических данных и зависимости между ними, становится стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обуславливающим его способность к успешному развитию» [16].

Более того, «информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Производимая в обществе информация рассматривается как продукт интеллектуального труда (информационный продукт), который имеет потребительскую стоимость, полезность и цену» [17].

В экономическом аспекте следует рассматривать информацию не только как методологию организации и управления социально-экономическими системами, но и как основу для оценки современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности региона.

Практика показывает, что правильно построенная информация является одним из основных условий эффективной деятельности по предупреждению криминальных проявлений. Данная информация должна ответить на вопросы, решения которых необходимы для предупреждения и раскрытия преступлений, так как сведения об условиях, способствующих совершению преступлений, сотрудники подразделений ОВД получают, прежде всего, в результате оперативнорозыскной деятельности по предотвращению и пресечению преступлений, а также в ходе ведения дознания.

Информационное обеспечение можно определить как целенаправленную деятельность по сбору, переработке, хранению и созданию условий использования информации, необходимой для эффективного функционирования профилактической системы. Главное же его назначение состоит в том, чтобы с наибольшей достоверностью и полнотой отражать объект предупредительного воздействия и происходящие в нем изменения. Сказанное предполагает также необходимость информации и о самом субъекте предупреждения, включая степень его организованности, скоординированности деятельности его звеньев, наличии необходимых сил и средств, разработку научных рекомендаций. Такое информационное обеспечение может быть сориентировано и на предупреждение отдельных преступлений, в частности на предупреждение преступления в конкретном регионе.

Кроме перечисленных требований, криминологическая информация должна удовлетворять также требованиям своевременности, доступности и непрерывности. Здесь можно выделить такое требование к информации, как ее свое-

временность. В значительной степени это требование связано с организацией четкой системы передачи и получения информации. При этом необходимым условием является отсутствие как задержки, так и преждевременности ее сбора, наличие которых приводит к потере ее актуальности.

Для эффективной работы по предупреждению преступлений в регионе не следует ограничиваться только ведомственной информацией об этих преступлениях и лицах их совершающих. Успешному предупреждению способствует использование информации других ведомств (ФСБ, ФНС и др.), а также информации правоохранительных органов соседних государств, в том числе и дальнего зарубежья.

Планирование предупредительной деятельности. Напомним, что планирование должно применяться на всех уровнях деятельности ОВД. Главной задачей криминологического планирования является координация усилий соответствующих государственных органов, а также общественных организаций для достижения целей борьбы с преступностью относительно того или иного периода. Благодаря планированию обеспечивается последовательность в решении практических задач борьбы с преступностью.

В планах наиболее четко выделяется тесная взаимосвязь всех элементов организационной основы по предупреждению преступлений в регионах, в которых присутствует и сбор информации, и расстановка сил и средств, обеспечение взаимодействия и контроль. Здесь присутствуют и свои особенности. Они связаны со спецификой рассматриваемых преступлений, корыстной мотивацией этих деяний.

В настоящее время в деятельности ОВД в зависимости от целей, субъектов и средств предупреждения преступности, применяются различные виды планирования.

На практике широкое распространение получили комплексные планы. Они позволяют решать широкий круг вопросов предупреждения преступности. Эти планы предусматривают использование всех возможностей субъектов предупреждения, функционирующих в регионе.

На основе комплексных планов составляется межведомственные планы, которые позволяют скоординировать усилия правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В зависимости от сложившейся обстановки они могут составляться и по отдельным проблемам и, в частности, при установлении контроля за криминальной ситуацией.

В развитие комплексных и межведомственных планов в ОВД на всех уровнях осуществляется планирование, отражающее мероприятия, касающееся исключительно данных органов. Такие планы могут быть как общие, для всех подразделений, так и по видам и направлениям предупредительной деятельности ОВД.

119

Прогнозирование преступности представляет собой процесс познания закономерностей вероятных преступных действий, в основе которого лежит изучение данных и учет тенденций развития от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.

Уровень и структура преступности позволяют анализировать ее в статике. Однако прогнозирование преступности предполагает, прежде всего, анализ ее динамики. Под динамикой следует понимать не только изменения всей совокупности преступлений или лиц, их совершивших, но и изменения в структуре преступности за определенный промежуток времени.

Для повышения точности прогноза следует учитывать совокупное действие социально-экономических, политических, демографических и других факторов, определяющих характер и развитие преступности в регионе. Наиболее сложной частью этого процесса является установление корреляционной зависимости между определенным социально-экономическим значимым фактором и преступностью.

Чем объемнее анализ, тем глубже будет изучен и учтен механизм воздействия различных факторов, тем обоснованнее будет прогноз, тем выше будет ценность прогностической информации, используемой в практической деятельности. Тем не менее, при прогнозировании стоит учитывать, что данные, характеризующие преступность (ее состояние, динамика, структура и др.), выступают первичными по отношению к факторам (в особенности социально-экономического характера), которые обладают определенной инерцией.

Выбор метода прогнозирования зависит от многих условий, среди которых: широта охвата прогнозируемого объекта; дальность прогноза; многофакторность и др. Вместе с тем, разработанные теоретические концепции и методики прогнозирования рассчитаны, в основном, на получение данных об общих тенденциях изменения преступности в масштабе страны и недостаточно адаптированы к региональным условиям, хотя именно на этом уровне возникает потребность в обоснованных прогнозах. Однако их разработка сдерживается отсутствием надежных методик, а также нехваткой в ОВД сотрудников, владеющих современными методами криминологического прогнозирования.

В то же время, известно, что в конкретных условиях места и времени воздействие различных факторов на преступность проявляется по-своему, с разной интенсивностью, создавая индивидуальный «облик» преступности. Поэтому для эффективного воздействия на преступность ОВД должны располагать не только общей концепцией связей и моделей преступности на уровне страны и региона, но и иметь четкое представление о механизме влияния конкретных местных условий на характеристику преступности в регионе.

Региональные криминологические прогнозы, во-первых, позволят повысить конкретность общих прогнозов по стране и, следовательно, эффек-

тивность программ профилактики правонарушений на общесоциальном и специальном уровнях и, во-вторых, дадут возможность более целеустремленно осуществлять социальное, в том числе криминологическое планирование на уровне республик, краев и областей, будут способствовать выработке конкретных мер, направленных на оптимизацию сил и средств правоохранительных органов в наиболее приоритетных направлениях борьбы с преступностью, профилактики и предупреждения конкретных видов преступлений.

Как правило, принятию управленческих решений в сфере борьбы с преступностью и поддержанию правопорядка должен предшествовать прогноз преступности. Только тогда решения становятся оптимальными, позволяющими упреждать негативные тенденции.

Практическая значимость прогнозной информации предопределяет возможные направления ее использования в деятельности ОВД и, прежде всего, в подготовке управленческих решений. Прогнозирование важно не само по себе, не для пассивного созерцания вариантов развития процесса в будущем. Оно необходимо для того, чтобы грамотно и эффективно решать проблемные вопросы обеспечения экономической безопасности региона.

Практика показывает, что успех в борьбе с преступностью достижим только при тесной органичной связи прогнозирования и планирования, реальный план немыслим без учета объективных данных, содержащихся в прогнозах. Прогнозы, в свою очередь, не заменяют план, а дают ему основные ориентиры для разработки мероприятий.

Прогнозирование предшествует планированию, но оно охватывает и ход выполнения плана, а также и вероятные последствия его выполнения или невыполнения. Сравнение результатов, полученных в ходе реализации плановых мероприятий, с прогнозными, позволяет оценить эффективность служебной деятельности, точность выработанных прогностических оценок.

При прогнозировании преступности в регионе задача состоит в том, чтобы наметить и осуществить комплекс таких мероприятий, которые обеспечивали бы устойчивость, необратимость и развитие полезных тенденций, и в то же время устраняли или нейтрализовали отрицательные явления, неблагоприятные тенденции их существования в настоящем и будущем. Указываемые в них возможные величины будущего состояния преступности - это не нормы и ориентиры, которые непременно должны быть или к которым надо стремиться, напротив - следует предпринять все необходимое, чтобы отрицательный прогноз не подтвердился.

Анализ состояния преступности позволяет понять действие разнообразных факторов, влияющих на эффективность деятельности ОВД, непосредственно воздействующих на само преступное поведение путем выявления и пресечения преступлений, изобличения виновных, привлечения их к установленной законом ответственно-

го

ста, обеспечения неотвратимости этой ответственности.

Анализ состояния преступности, ее структуры, динамики изменений и иных количественных показателей помогает оценить масштабы этого явления, связь с внешней средой, особенности воздействия на конкретные объекты или общественные отношения, такая работа позволяет определить различные стороны взаимосвязи преступности с другими социально-экономическими явлениями, выработать разнообразные формы и методы противодействия преступности, в том числе - совершенствовать различные направления деятельности правоохранительных и иных государственных и негосударственных органов в регионе, повышать эффективность их правоприменительной деятельности.

Практика использования криминологических прогнозов свидетельствует о том, что на их основе разрабатываются общесоциальные меры преду-

Литература:

1. Гапоненко В.Ф. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства / В.Ф. Гапоненко, АЛ. Беспалько // Закон и право. 2005. № 9. С. 17-20.

2. Ершов АЛ. Информация: от информационной грамотности к информационной культуре общества. М., 2012. С. 82.

3. Коротков АЛ. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. М., 2014.

4. Малков В.Д. Основные направления предупреждения организованной преступности органами внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД России. М., 1999. С. 56.

5. Номоконов В.А. Российская преступность в условиях глобализации. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М. : Российская криминологическая ассоциация, 2011. С. 48.

6. Петров ЭЛ. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений : учебное пособие / ЭИ. Петров, Р.Н. Марченко, Л.В. Баринова. М., 1995.

7. Проблемы совершенствования общегосударственной системы борьбы с «отмыванием» денег и обеспечения экономической безопасности: аналитический обзор. М. : ВНИИ МВД России, 2014.

8. Славнова АЛ. Информация как экономическая теория : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2006. С. 24.

9. Токарев А.Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности. М., 1993. С. 38.

преждения правонарушений, межведомственные мероприятия правоохранительных органов, а также специальные меры ОВД. Все намеченные к выполнению мероприятия требуют научного обоснования, оптимальности, конкретности, должны иметь свое ресурсное и организационное обеспечение.

Одним из важных направлений использования криминологического прогноза является выявление с его помощью факторов хозяйственной, социальной, культурной деятельности, оказывающих влияние на параметры преступности, определение степени этого влияния и поиск средств их нейтрализации.

Таким образом, прогнозы должны содержать информацию, достаточную для решения вопросов проектирования и построения организационной структуры, определения численности, технической оснащенности ОВД, создания общественных формирований на территории региона.

Literature:

1. Gaponenko V.F. Audit, consulting and economic security of the state / V.F ,Gaponenko, A.A. Bespalko // Law and right. 2005. № 9. P. 17-20.

2. Ershov A.P. Information: from information literacy to information culture of society. M., 2012. P. 82.

3. Korotkov A.P. Crimes in the sphere of economic activity as threat to economic security of Russia. M., 2014.

4. Malkov V.D. The main directions of the prevention of organized crime by law-enforcement bodies // Actual problems of improvement of organizational and legal bases of activity of law-enforcement bodies: works of Management Academy of MIA of Russia. M., 1999. P. 56.

5. Nomokonov V.A. Russian crime under globalization conditions. Regularities of crime, strategy of fight and law. M. : Russian criminological association, 2011. P. 48.

6. Petrov E.I. Criminological characteristics and prevention of economic crimes : manual / E.I. Petrov, R.N. Marchenko, L.V. Barinova. M., 1995.

7. Problems of improvement of nationwide system of fight against «money laundering» and providing economic security: analytical review. M. : All-Union Scientific Research Institute of the Ministry of Interior of Russia, 2014.

8. Slavnova A. V. Information as an economic theory : dis. ... cand. econ. sciences. SPb., 2006. P. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Tokarev A.F. Criminological bases of the program and target prevention of crime. M., 1993. P. 38.

121

10. Уткин ЭЛ. Государственное и региональное управление / ЭЛ. Уткин, А.Ф. Денисов. М. : ЭКМОС, 2012.

11. Номоконов В.А. Российская преступность в условиях глобализации. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М. : Российская криминологическая ассоциация, 2011. С. 48.

12. Токарев А.Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности. М., 1993. С. 38.

13. Малков В.Д. Основные направления предупреждения организованной преступности органами внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД России. М., 1999. С.56.

14. См.: Проблемы совершенствования общегосударственной системы борьбы с «отмыванием» денег и обеспечения экономической безопасности: аналитический обзор. М. : ВНИИ МВД России, 2014.

15. См.: Петров Э.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений : учеб. пособие / ЭИ. Петров, Р.Н. Марченко, Л.В. Баринова. М., 1995; Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. М., 2014; Малков В.Д. Основные направления предупреждения организованной преступности органами внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления МВД России. М., 1999; Уткин ЭЛ. Государственное и региональное управление / Уткин ЭЛ., Денисов А.Ф. М. : ЭКМОС, 2012 и др.

16. Ершов АН. Информация: от информационной грамотности к информационной культуре общества. М., 2012. С. 82.

17. Спавнова А.В. Информация как экономическая теория : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2006. С. 24.

10. Utkin E.A. Public and regional administration / E.A. Utkin, A.F. Denisov. M. : EKMOS, 2012.

11. Nomokonov V.A. Russian crime under globalization conditions. Regularities of crime, strategy of fight and law. M. : Russian criminological association, 2011. P. 48.

12. Tokarev A.F. Criminological bases of the program and target prevention of crime. M., 1993. P. 38.

13. Maikov V.D. The main directions of the prevention of organized crime by law-enforcement bodies // Actual problems of improvement of organizational and legal bases of activity of law-enforcement bodies: works of Management Academy of MIA of Russia. M., 1999. P. 56.

14. Problems of improvement of nationwide system of fight against «money laundering» and providing economic security: analytical review. M. : All-Union Scientific Research Institute of the Ministry of Interior of Russia, 2014.

15. Petrov E.I. Criminological characteristics and prevention of economic crimes : manual / E.I. Petrov, R.N. Marchenko, L.V. Barinova. M., 1995; Korotkov A.P. Crimes in the sphere of economic activity as threat to economic security of Russia. M., 2014; Malkov V.D. The main directions of the prevention of organized crime by law-enforcement bodies // Actual problems of improvement of organizational and legal bases of activity of law-enforcement bodies: works of Management Academy of MIA of Russia. M., 1999; Utkin E.A. Public and regional administration / E.A. Utkin, A.F. Denisov. M. : EKMOS, 2012; etc.

16. Ershov A.P. Information: from information literacy to information culture of society. M., 2012. P. 82.

17. Slavnova A.V. Information as an economic theory : dis. ... cand. econ. sciences. SPb., 2006. P. 24.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.