Научная статья на тему 'Совершенствование ценообразования в энергетике: особенности определения издержек производства и передачи энергии'

Совершенствование ценообразования в энергетике: особенности определения издержек производства и передачи энергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманский Ю. Т.

В статье рассмотрены проблемы регулирования тарифов на энергию. Предложены меры по совершенствованию действующих способов определения издержек в энергетике по видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усманский Ю. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of pricing policy in power engineering: features of definition of production costs and transfer of energy

In the article problems of regulation of energy fares.ire considered. The measures on perfection for definition of costs in power engineering by activity areas are offered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ценообразования в энергетике: особенности определения издержек производства и передачи энергии»

УДК 658.5

Ю.Т. УСМАНСКИЙ

Омский государственный технический университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ

В статье рассмотрены проблемы регулирования тарифов на энергию. Предложены меры по совершенствованию действующих способов определения издержек в энергетике по видам деятельности.

Как известно, основной задачей реформирования электроэнергетики является, прежде всего, создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли [1]. Только через этот механизм возможно решение остальных задач. Назовем важнейшие из них: создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых энергетических мощностей; поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования групп потребителей; создание нормативно-правовой базы; стимулирование энергосбережения и др.

Аналогичные задачи стоят в системе централизованного теплоснабжения и в ее высшей форме — теплофикации (районные котельные, ТЭЦ и тепловые сети).

В процессе реформирования энергетики в некоторых регионах страны в 2005 г. произошло выделение из ОАО-энерго и образование самостоятельных энергетических ОАО по видам деятельности: генерации, передаче, сбыту энергии и пр. новые энергетические предприятия стали коммерческими организациями с самостоятельным формированием затрат с целью их утверждения в составе тарифов на энергию в региональной энергетической комиссии (в дальнейшем комиссия).

Начавшиеся процессы реформирования энергетики должны способствовать дальнейшему совершенствованию системы государственного регулирования тарифов.

В данной статье затронуты некоторые важные проблемы, связанные с процессом регулирования тарифов согласно действующим законам и нормативным материалам [2, 3]. Первая из них касается разработки принципов контроля за обоснованностью и достоверностью расходов энергопредприятий по видам деятельности, включаемых в себестоимость энергетической продукции. Вторая — связана с необходимостью сглаживания тарифов, неравномерность которых вызывается влиянием на себестоимость специфических особенностей энергетики: совпадение процессов производства и потребления энергии; сезонные факторы; влияющие на изменение энергопотребления; проведение ремонтных работ в летний период и др.

Принятие РЭКом отчетных (за прошлый период регулирования) и утверждение плановых затрат на производство и передачу энергии является центральным моментом при формировании тарифов. Ведь здесь могут быть предусмотрены расходы, ве-

личина которых в последствии изменится, или они не будут-реализованы вовсе.

В качестве базовых материалов должны, безусловно, быть использованы одновременно сметы затрат и себестоимости энергии, соответственно по экономическим элементам и калькуляционным статьям применительно к. тому или иному виду деятельности.

Экономическое содержание составляющих классификаций и группировки затрат по элементам и статьям приведены в табл. 1 [4].

Суммарные расходы по ним равны:

И =И + И

"г к'топл т г,в

И =И +И К1х Г1топл + к,в

+ Иэ + Иот + Иси + И

АМ т "УСЛ т Г'ПР '

+ иосн

I 1 "от

+иг + исн+иэкс + иох + ипок.

Приведенные выше документы, несомненно, имеют свои достоинства, недостатки и взаимно обуславливают друг друга. Только их совместный аналйз позволит судить о достоверности и прозрачности затрат на энергетическую продукцию. Тем самым исключается принцип труднопроверяемости.

Рассмотрим эти 2 взаимно дополняющих друг друга способа определения издержек по видам деятельности более подробно в принципиальном отношении [5,6].

Классификация затрат по экономическим элементам составляется по принципу их экономической однородности, т.е. независимо от производственного назначения и мест возникновения, а также без распределения по видам энергетической продукции. В результате использования этой классификации элементов затрат заданного объема энергетической продукции и соответствующих технико-экономических норм расхода материальных ресурсов определяется общая потребность в материальных, трудовых и денежных ресурсов и составляется общая смета затрат энергопредприятия на расчетный период.

Оформление такого документа в виде сметы позволяет обосновать суммарные издержки производства и передачи энергетической продукции. Однако при этом способе расчета издержек не представляется возможным выделить затраты по энерготехнологическим признакам, тем более рассчитать себестоимость единицы энергии.

Группировка затрат по калькуляционным статьям сформирована, исходя из их производственного назначения и места возникновения, т.е. по основным цехам и фазам производства и используется для калькулирования себестоимости электрической и тепловой энергии. Каждая статья имеет целевое

НОМЕНКЛАТУРА

экономических элементов и калькуляционных статей затрат для расчетов расходов, связанных с производством

и передачей электрической и тепловой энергии

N п/п Классификация затрат по экономическим элементам Усл. обоэн. Ып/п Группировка затрат по калькуляционным статьям Усл. обозн.

1. Топливо на технологические цели Итопл 1. Топливо на технологические цели И-гопл

2. Сырье, основные материалы: И» 2. Вода на технологические цели И»

2.1 в том числе: Вода на технологические цели

3. Энергия И., 3. Основная оплата труда производственных рабочих

4. Затраты на оплату труда иот 4. Дополнительная оплата труда производственных рабочих

5. Отчисления на социальные нужды 5. Отчисления на социальные нужды с оплаты производственных рабочих ИС„

6. Вспомогательные материалы ир сп 6. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования: ^экс

6.1 в том числе: Амортизация производственного оборудования ИОБ

6.2 Отчисления в ремонтный фонд и

6.3 Другие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования ИДР

7. Амортизация основных фондов Илм 7. Расходы по подготовке и освоению производства (пусковые работы) и ''пуск

8. Работы и услуги производственного характера Иу, 8. Цеховые расходы ИцЕХ

9. Прочие затраты - всего Ипг 9. Общехозяйственные расходы - всего Иох

9.1 в том числе: Целевые средства на НИОКР и г1пиокр 9.1 в том числе: Целевые средства на НИОКР ициокр

9.2 Средства на страхование Кт. 9.2 Средства на страхование Исп>

9.3 Плата за предельно допустимые выбросы и пдп 9.3 Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ Иплв

9.4 Отчисления в ремонтный фонд (в случае его формирования) и гсм 9.4 Отчисления в ремонтный фонд (в случае его формирования) ирем

9.5 Водный налог (ГЭС) Иг,< 9.5 Водный налог (ГЭС) Инзе

9.6 Абонентная плата РАО «ЕЭС России» Идг, 9.6 Абонентная плата РАО «ЕЭС России" ИдС

9.7 Непроизводственные расходы (налоги и др. обязательные платежи и сборы) Ицсп!' 9.7 Непроизводственные расходы (налоги и др. обязательные платежи и сборы) иноп1>

9.7.1 в том числе: Налог на землю И:,пм 9.7.1 в том числе: Налог на землю Ижм

9 7.2 Налог на пользователей дорог Илвт 9.7.2 Налог на пользователей дорог ИдПТ

9.8 Другие затраты, относимые на себестоимость продукции Ид, 9.8 Другие затраты, относимые на себестоимость продукции Ид,

9.8.1 в том числе: Арендная плата Идг 9.8.1 в том числе: Арендная плата Идр

10. Расчетные расходы по производству энергетической продукции [услуг) и,. 10. Покупная энергия Ипок

11. Итого производственные расходы и.

значение. Те же «Затраты на оплату труда» учитываются уже в ряде статей: зарплата ИТР в цехах в «цеховых расходах» и т.д. Эта форма имеет практический смысл, т.к. является логичным результатом серии обязательных проводок в бухгалтерском учете энергокомпаний. Ее показатели идентичны

калькуляционным статьям расходов по счету «основного производства» энергопредприятий.

На энергопредприятиях производится бисторон-ний учет затрат как по экономическим элементам так и по технологическим стадиям с разнесением их на производство двух видов — электрической и

Таблица 2

Структура формирования тарифов на одной из электростанций Западной Сибири

Наименование показателей I квартал II квартал Отношение II к I III квартал Отношение

III ко 11 III к I

Выработка электроэнергии, или кВтч 656 498 0,70 377 0,76 0,57

Средний тариф, руб/(кВт-ч) 0,77 0,85 1,06 3,4 3,6

в том числе: Затраты на топливо, руб/(кВтч) 0,55 0,41 0,74 2,0 4,9 3,6

тепловой энергии. Поэтому через анализ бухгалтерский документов всегда можно проследить их источник - цех или подразделение. Кроме того, стандартная бухгалтерская форма является официальной отчетной информацией и легко поддается расшифровке. Это обеспечивает и полную достоверность и препятствует включению в себестоимость затрат по не основным видам деятельности.

Несомненно также, что работы комиссии по смете затрат по экономическим элементам имеет следующие трудности:

Сметы затрат в ходе работы комиссии дополняется еще рядом более подробных таблиц. Так, «Услуги производственного характера» должны быть расшифрованы следующим образом: транспортные услуги сторонних организаций, пусконаладочные работы, услуги по водоснабжению и канализации, затраты на проведение ремонтов основных фондов. По «Топливо со стороны» добавляются таблицы с расчетами этого вида затрат. Подробно раскрываются статьи «Вспомогательные материалы», «Затраты на оплату труда» и др. Наиболее объемной детализации требует элемент «прочие затраты».

Приведем несколько примеров того, что указанные в смете затраты не позволяют уверенно судить о целенаправленном использовании денежных средств при регулировании тарифов.

Например, элемент «Затраты на оплату труда» включает в себя расходы по оплате труда всех категорий промышленно-производственного персонала, не учитывая, где тот или иной энергетик работает и какие он выполняет функции. Таким образом, остается неясным соотношение между расходами по зарплате работников, непосредственно занятых в эксплуатационном и ремонтном обслуживании, управлении ТЭЦ и сетей. Кроме того, затраты на капитальный или текущий ремонт основных фондов энергопредприятий разнесены по разным элементам: «Услуги производственного характера», «Вспомогательные материалы» и «Отчисления в ремонтный фонд». Суммарные затраты на ремонт отсутствуют.

Запрос комиссии дополнительной информации по всем вопросам, включая структуру фонды оплаты труда и содержание ремонтных затрат по составляющим, усложняет ее деятельность, а полученные данные труднопроверямы.

В то же время затраты по калькуляционным статьям более однородны и их легче сопоставлять для планового и отчетного периодов, чем при использовании сметы затрат. Например, выделяется статья «Вода на технологически цели», которая на ряду со статьей «Топливо на технологические цели» описывает условно переменную составляющую себестоимости. «Цеховые» и «Общехозяйственные расходы» можно разделить на затраты на содержание на административно-управленческих персонала и у затраты, не связанные с его содержанием.

Достоинством этой отчетности является и выделение статьи «Расходы по подготовке и освоению производства», что позволяет сравнивать затраты новой электростанции сразу после ввода в эксплуатацию и через некоторое время ее эксплуатации.

И последнее. Комиссия может использовать калькуляцию для контроля за обоснованностью потребительских тарифов. Отдельные расходы энергопредприятий могут быть отнесены на счет конкретного потребителя, для которого был предназначен специальный вид услуги, не перегружая тем самым остальных покупателей энергии.

Помимо общих вопросов, касающихся правил представления отчетной и плановой информации по всем производственным затратам, существуют дополнительные проблемы, связанные с учетом затрат на материально-технические ресурсы и разнесением их по периодам регулирования. В условиях инфляции и отхода от поквартального регулирования тарифов решение этих проблем очень важно.

Исторически сложилось так (с учетом специфики энергетики), что средства на заблаговременное пополнение запасов энергетического топлива на осенне-зимний период выделялись летом, в период сезонного спада потребления электрической и тепловой энергии. Увеличение топливных затрат при пониженном отпуске энергии в условиях поквартального регулирования приводило к резкому росту тарифов на энергию.

Проанализируем это примером для одной из электростанций Западной Сибири (табл.2).

Как видно из данных табл. 2, падение выработки электроэнергии в третьем квартале сопровождается ростом топливной составляющей производственных затрат, покрывающих и часть запасов на зиму. Это приводит к увеличению, как переменной, так и постоянной составляющих тарифа. Постоянная составляющая так же возрастает вследствие необходимости проведения ремонтных работ в летний период. Это связано с тем, что выделение средств энергопреприятию на плановые ремонты тоже производятся летом. В период спада производства это приводило к существенному повышению тарифов во II и III кварталах.

Сезонный спад потребления и необходимость пополнения запасов топлива к осенне-зимнему периоду на тепловой электростанции (ТЭС) приводило к удорожанию электрической и тепловой энергий в летний период. Это означало, что летом ТЭС, снижающие выработку энергии, становились совершенно неконкурентоспособными с другими типами электростанций или с покупной энергией.

В условиях регулирования тарифов на энергию один раз в год (по состоянию на 1 января), решение этой проблемы види тся в прогнозировании затрат на топливо и остальные материально-технический ресурсы не на один квартал, как это делалось раньше, а, по крайне мере, сразу на полгода в перед. Тогда

Скорректированная структура формирования тарифов

на одной из электростанций Западной Сибири_

Наименование показателей 1 квартал П квартал Отношение II к I III квартал Отношение

III ко II III к I

Выработка электроэнергии, млн кВт-ч 656 498 0,76 377 0,76 0,57

Средний тариф, руб/(кВт-ч) 0,99 1,09 1,10 1,7 1,56 1,72

в том числе: Затраты на топливо, руб/(кВт ч) 0,68 0,78 1,15 1,28 1.64 1,88

темпы роста уровня тарифов будут более равномерно распределяться по кварталам без всплесков, связанных с сезонными факторами производства и потребления энергии, Прирост затрат на материально-технические ресурсы будет обусловлен только инфляционным изменением цен на покупную продукцию, используемую в энергетическом производстве (главным образом на топливо).

Рассмотрим это обстоятельство на примере одной из электростанций Западной Сибири (табл.3).

Анализ табл. 3 свидетельствует о том, что уровень повышения тарифа на электроэнергию при изменении принципа регулирования (переход от квартального регулирования к полугодовому с конденсацией затрат по каждому кварталу) приведет к единовременному росту тарифа примерно в 1,7 раза против почти четырехкратного его повышения при поквартальном регулировании.

Такие проблемы возникают при использовании ремонтного фонда энергопредприятий. Отчисления в него производится практически равномерно, но отпуск энергии с ТЭС может быть приблизительно равный по кварталам или резко отличаться по этим периодам. В результате удельная величина ремонтной составляющей в последнем варианте вызывает существенные всплески в величине тарифов. Этого можно избежать.

Правилами бухгалтерского учета предусмотрена возможность выравнивания цен на продукцию по периодам года. В целях равномерного отнесения на себестоимость товаров или услуг некоторых видов затрат (на ремонт основных фондов, оплату отпусков и др.) на предприятиях применяют специальный метод резервирования. Чтобы не допускать негативного влияния неравномерности этих видов затрат на тариф, предстоящие выплаты начисляются по установленным нормам и фиксируются на пассивном счете «Резервы предстоящих расходов и платежей», В конце месяца в себестоимость продукции включаются не фактически израсходованные суммы, а некоторый плановый процент годового (или полугодового объема работ). Правильность включения затрат проверяется в конце резервирования.

Уровень изменения тарифов по кварталам сгладится, если производить отчисления в ремонтный фонд не равными долями, а пропорционально плановой нагрузки ТЭС.

Выводы

1. Учитывая важность процедуры регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию,

необходимо активное использование и сметы затрат, калькуляции энергии в качестве базовых документов, что безусловно повысит достоверность и обоснованность всех предоставляемых энергоснаб-жающими организациями материалов. Поэтому при формировании тарифов на плановый период регулирования РЭК должна требовать от производителей и поставщиков энергии предоставления этих документов, составленных в соответствии с требованиями [4].

2. Следует придерживаться порядка разнесения затрат на топливо и материалы по периодам регулирования. Плановые значения затрат на материально-технические ресурсы должны устанавливаться на период не менее полугода. Это сгладит резкие колебания тарифа между кварталами, связанные с Изменением плановой нагрузки электростанций, созданием запасов топлива на осенне-зимний период и осуществления плановых ремонтов. Квартальное регулирование должно быть сведено к учету инфляции по всем составляющим затратам.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации: Постановление Правительства от 11 июля 2001. -№526. - 15 с.

2. Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995. - №41. — ФЗ. - 10 с.

3. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля2002. - №226. - 12 с.

4. Методические указания по расчету регулируемых товаров и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утверждены постановлением Федеральной энергетической комиссии от 31 июля 2002, -№49, - Э/8-104с.

5. Ю.Т. Усманский Экономика и управление энергетическими предприятиями [Текст]: учебное пособие / Ю.Т. Усманский. - Омск: Иэд-во ОмГТУ, 2001. - 104 с.

6. А. А. Чернухин Экономика энергетики СССР [текст]: учебник для вузов / А. А. Чернухин, Ю.Н. Флаксерман. - М.: Энергоатомиздат, 1995. - 416 с.

УСМАНСКИЙ Юрий Тихонович, доцент кафедры теплоэнергетики.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.04.06 г. © Усманский Ю.Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.