Научная статья на тему 'Совершенствование транспортных систем городов комплексный подход к решениям стоящих проблем'

Совершенствование транспортных систем городов комплексный подход к решениям стоящих проблем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3683
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная система города / транспорт / градостроительство / землепользование / организация дорожного движения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with automobilization accompanied by an increase in motor-vehicle traffic. Without rapidly developed infrastructure facilities, this process generates complicated traffic problems.

Текст научной работы на тему «Совершенствование транспортных систем городов комплексный подход к решениям стоящих проблем»

УДК 656.13:388.4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ГОРОДОВ - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЯМ СТОЯЩИХ ПРОБЛЕМ

И.Н. Пугачёв, доцент, к.т.н., Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Предложено путём усовершенствования инфраструктурного обеспечения устранить ряд серьёзных проблем в области дорожного движения (развивающаяся высокими темпами автомобилизация и сопутствующий ей рост объёмов движения автотранспорта).

Ключевые слова: транспортная система города, транспорт, градостроительство, землепользование, организация дорожного движения.

Введение

Системные сбои в дорожном движении приводят к резкому увеличению затрат времени на перевозки, повышению расхода топлива, росту числа дорожно-транспортных происшествий, ухудшению экологической ситуации. В конечном итоге такое положение ведёт к повышению себестоимости автомобильных перевозок, снижению их качества и надежности, уменьшению эффективности работы всех городских служб, ощутимому ухудшению качества жизни населения и, как следствие, к росту социальной напряжённости.

Анализ ситуации, складывающейся в крупных городах России, показывает, что перегруженность движением городских дорожных сетей обусловлена совокупным влиянием ряда факторов разнонаправленного действия (рис. 1).

Сложная внутренняя структура и взаимное влияние этих факторов со всей очевидностью свидетельствуют о том, что проблемы ТСГ в сфере дорожного движения имеют комплексную природу и требуют системного подхода к их решению, который сегодня следует рассматривать как осуществление интегрированной политики в области транспорта, градостроительства и землепользования [2].

Парковочная политика

Рис. 1. Факторы, формирующие уровень эффективности и безопасности функционирования ТСГ

Анализ публикаций

Сложившаяся практика планирования землепользования в городах без учета транспортных проблем привела к трудностям реализации принципов разработанной транспортной стратегии нашей страны. Причина существующего дефицита дорог состоит, в основном, в слабом перспективном планировании развития дорожной сети города, приводящем к невозможности реконструкции существующих дорог и устройству новых направлений для пропуска более интенсивных транспортных потоков. Однако совершенно ясно, что последствия изменений в транспортной инфраструктуре сказываются на практике землепользования немедленно (иногда даже до открытия инфраструктурного объекта) и продолжают положительно сказываться на протяжении длительного времени.

Цель и постановка задачи

Для формирования рациональной структуры городского землепользования при разработке стратегии развития города и планов функционального зонирования территории требуются расчетные модели, учитывающие основные свойства различных ее участков и основные закономерности развития видов городского землепользования. Использование городских территорий должно опираться на тщательное изучение тех закономерностей, которые обеспечивают экономическую выгодность их использования для различных категорий землепользователей, видов городских функций (городской деятельности).

Для целей моделирования функционально-пространственного развития города и оценки территории на первое место, конечно, выступают ценообразующие качества, влияющие на размещение объектов по территории города: тип функционального использования недвижимости и качество местоположения.

К качествам местоположения, кроме разных видов доступности, экологических характеристик, относится и наличие особых ограничений при использовании территории. Такие ограничения могут возникать из-за условий землепользования, выдвигаемых со стороны других, соседствующих функций, а также из-за изменений городской среды, порожденных

деятельностью этих функций и, в первую очередь, касающихся необходимых изменений транспортной инфраструктуры, с целью снижения затрат времени на различные передвижения.

Вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения в городах не представлены в системе градостроительной документации в виде акцентированных предметов проектирования, а потому эта система не содержит ни самостоятельных стадий проектирования, ни руководящих материалов по данным вопросам, ни соответствующих разделов в существующих руководящих материалах.

Совершенствование транспортных систем городов

В бюджетах большинства городов страны не предусматриваются средства на разработку и корректировку градостроительной документации. Однако право выбора стратегии развития транспортной системы города принадлежит муниципалитетам. Пользуясь этим правом, администрации городов формируют основную цель развития ТСГ или отдельных ее подсистем. Важно, чтобы данная цель определяла не только экономическую выгоду, как это зачастую бывает, но и охватывала весь комплекс направлений, затрагиваемых данным развитием.

Для того чтобы соответствовать сегодняшним условиям, транспортная система города должна постоянно совершенствоваться путем строительства или реконструкции, создавая такие элементы, как магистрали скоростного или непрерывного движения, рельсовые пути сообщения. Достижение эффективности транспортных систем сводится к сложной комплексной задаче оптимизации взаимодействия вышеназванных элементов с другими нескоростными транспортными артериями и видами городского транспорта, с эффективным и многофункциональным использованием территории, находящейся в зоне влияния магистралей, а это связано, в свою очередь, с планировочной структурой города [3].

Усовершенствование сети городских дорожных сетей, упорядочение городского пассажирского транспорта (ГПТ) и обеспечение достаточного количества парковок должны

определяться как важные направления реконструкции, одним из результатов которой должна быть социальная эффективность, заключающаяся в улучшении условий жизни населения, сокращении затрат времени на различные передвижения.

Роль каркаса транспортной системы городов с населением менее 1 млн и свыше 400 тыс. человек в городских условиях плотной застройки, земельного дефицита, должна быть отведена внеуличному наземному рельсовому пассажирскому транспорту повышенной провозной способности, который должен дополняться сетью нерельсового транспорта. Целостность транспортной системы города в этом случае обеспечивается созданием транспортно-пересадочных узлов с интеграцией различных видов транспорта [4].

Причиной и одной из проблем слабого развития транспортных систем городов является отсутствие стратегического дорожно-транспортного документа, который бы отвечал всем необходимым требованиям.

Сегодня складывается ситуация, когда, имея в распоряжении полный набор разработанных документов регионального и местного уровня в области развития дорожно-транспортного комплекса, муниципальные службы оказались не в состоянии системно осуществлять процесс транспортного планирования.

Возникает необходимость в разработке документа не столько в развитие уже созданных документов генерального планирования, сколько некоего руководства в принятии среднесрочных и оперативных решений, направленных на улучшение транспортной ситуации в городах. Нужен максимально функциональный документ как основа принятия оперативных управленческих решений в области транспортного планирования городов.

Таким документом, учитывающим особенности каждого города, могла бы стать - Концепция транспортного планирования и организации движения на территории города. Данная Концепция должна определять цель, задачи, приоритеты, основные направления формирования транспортной политики органов местного самоуправления городов и механизмы её реализации [5].

Объектами приложения Концепции на всех уровнях воздействия (управленческий, законодательный, организационно-технический) предлагается рассматривать: транспортное планирование; организацию дорожного движения (ОДД); совершенствование маршрутной сети городского пассажирского транспорта; формирование парковочной политики.

Концепция должна аккумулировать в себе все идеи, высказанные в прошлом и закрепленные в виде различных решений, постановлений и распоряжений по всем вопросам в области транспортного планирования, организации дорожного движения, и формировать системный подход к управлению этими процессами.

Вопросы транспортного планирования должны решаться непосредственно при планировании территорий города, основываясь на положениях генерального плана города, по двум одновременно осуществляемым направлениям: первое - детализация генерального плана - представляет собой разработку документации в развитие генерального плана; второе - программно-целевое планирование - предполагает разработку специализированных программ развития отдельных компонентов транспортной системы города, связанных с вопросами транспортного планирования территорий.

На вопросе организации дорожного движения следует остановиться отдельно. Уровень ОДД в крупных городах России значительно отстает от уровня, достигнутого в городах большинства европейских стран. Причем отставание это в большей степени объясняется отнюдь не слабостью теоретической проработки проблем организации движения, а неудовлетворительной практикой реализации известных методов организации дорожного движения. Другая причина такого отставания кроется в отсутствии системного подхода к проектированию организации дорожного движения, особенно комплексного проектирования на сетевом уровне. Именно на этом этапе и закладываются основы оптимизации дорожного движения на городской дорожной сети.

В настоящее время в стране фактически отсутствует нормативно установленная единая система и структура управления организацией дорожного движения. В России ни на од-

ном уровне власти нет органа, отвечающего за организацию дорожного движения. Одна из возможностей исправления ситуации к лучшему в сегодняшних экономических условиях - это создание специальной структуры для осуществления всего комплекса мер, связанных с организацией дорожного движения.

В целях разработки и реализации такой политики в Министерстве транспорта РФ необходимо создание для этих целей -Департамента по организации дорожного движения, который мог бы взять на себя осуществление таких функций, как: разработка государственной политики (долгосрочных стратегий, концепций и т. п.) в области обеспечения эффективного функционирования транспортных систем городов; организация разработки технических регламентов, правил, стандартов, СНиПов, руководств и других подобных документов в сфере планирования, проектирования, организации работы транспортных систем городов и ОДД в городах; создание системы мониторинга транспортной ситуации в крупных городах, а также мониторинга транспортного спроса; создание системы государственной экспертизы транспортных разделов генеральных планов развития территорий, транспортной экспертизы крупных инвестиционных проектов и разработка рекомендаций по экспертизе транспортных планов, моделированию транспортных систем, формированию структур для реализации экспертных функций министерства и т. д.

В структуре же региональных органов управления транспортом и муниципалитетов крупных городов необходимо создание подразделений, обеспечивающих реализацию государственной политики в области организации дорожного движения с учётом специфических особенностей их транспортных систем [6].

Рассмотренные в статье вопросы действительно сложные, проблемные, комплексные, и вряд ли их можно решить сиюминутно. Они требуют точного анализа и прогнозирования последствий проводимых мероприятий.

Выводы

1. Необходима разработка и принятие нормативного документа, регулирующего проекти-

рование транспортных сетей крупных городов России.

2. Необходима разработка и включение в систему долгосрочного градостроительного планирования механизмов резервирования земли и коридоров под магистральные дороги, а также под транспортную и дорожную инфраструктуру (развязки автомагистралей, стоянки автомобильного транспорта и др.).

3. Организация и безопасность дорожного движения должна выступать в качестве самостоятельного объекта проектирования, в противном случае разработчики проектов, также как и их заказчики, не обязаны включать их в градостроительные проекты.

4. Необходимо создание центров организации дорожного движения (ЦОДД) во всех крупных городах России.

5. Требуется интенсивное развитие в крупных городах России городского пассажирского транспорта, создание для него приоритетных условий движения; его вывод, где это представляется реально возможным, на новый уровень транспортных систем - скоростной пассажирский транспорт.

6. Требуется пересмотр планировки дорожной сети там, где ее структура не позволяет пропускать современные потоки транспорта, путем формирования сети скоростных магистралей.

Комплексность принимаемых решений, включающих координацию деятельности в сфере ОДД с деятельностью в сфере землепользования, градостроительства, дорожного строительства, развития городского пассажирского автотранспорта, даст некоторый шанс сделать жизнь в крупных городах лучше.

Системное решение всех рассмотренных направлений улучшения транспортных проблем городов позволит в будущем обеспечить необходимые условия достижения безопасности дорожного движения, высокое качество транспортного обслуживания, эффективное использование всех видов городских ресурсов, повышение степени использования городских территорий, улучшение качества жизни населения.

Литература

1. Пугачёв И.Н. Методология развития эф-

фективного и безопасного функционирования транспортных систем городов. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 260 с.

2. Донченко В.В., Кунин Ю.И., Казьмин Д.М.

К вопросу о разработке и реализации единой государственной политики в области организации дорожного движения // Транспортная безопасность и технологии (журнал-каталог). - 2007. - № 3. -С.25-37.

3. Пугачёв И.Н. Проблемы модернизации

транспортных систем городов / Транспортное строительство. - 2008. - № 8. -С. 5 - 9.

4. Александер К.Э., Руднева Н.А. Скорост-

ной рельсовый транспорт в градострои-

тельстве. - М.: Стройиздат, 1985. -139 с.

5. Якимов М.Р. Транспортные системы круп-

ных городов. Анализ режимов работы на примере города Перми. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. - 184 с.

6. Пугачёв И.Н. Проблемы реализации госу-

дарственной интегрированной политики в области крупных городов России, в сфере транспорта, градостроительства и землепользования / Вместе к эффективному дорожному движению!: Сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. -Минск: БНТУ, 2008. - С. 25 - 35.

Рецензент: В.К. Жданюк, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 18 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.