Научная статья на тему 'Совершенствование товарного обеспечения жителей арктических районов республики Саха (Якутия)'

Совершенствование товарного обеспечения жителей арктических районов республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ / ЛОГИСТИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Л.И., Борисов В.Д.

В статье рассматривается проблема обеспечения социально значимыми товарами жителей арктических районов Республики Саха (Якутия) для повышения эффективности государственной поддержки. Предлагается авторская модель создания интегрированной диверсифицированной компании, обеспечивающей оптимизацию товаропотоков и адресность доведения социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции до конечных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Л.И., Борисов В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование товарного обеспечения жителей арктических районов республики Саха (Якутия)»

УДК 332.135

совершенствование товарного обеспечения жителей арктических районов

республики сАХА (ЯКУТИЯ)

Л. И. Данилова,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Финансово-экономического института E-mail:mggo04@mail. ш

в. д. борисов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Финансово-экономического института E-mail:mggo04@mail. ш

северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

В статье рассматривается проблема обеспечения социально значимыми товарами жителей арктических районов Республики Саха (Якутия) для повышения эффективности государственной поддержки. Предлагается авторская модель создания интегрированной диверсифицированной компании, обеспечивающей оптимизацию товаропотоков и адресность доведения социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции до конечных потребителей.

Ключевые слова: арктические районы, государственная поддержка, социально значимые товары, логистика, оптимизация.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года модель пространственного развития России строится на принципах полицентричности (многополярности) территориальных центров роста. На первый план выходят уменьшение масштабов регионального неравенства (межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни), формирование новых региональ-

ных и межрегиональных зон опережающего развития, создание территориально-производственных кластеров - конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных высокотехнологичных производств на определенной территории, ориентированных на глубокую переработку сырья, обеспечивающих освоение ранее необжитых районов [1].

В Республике Саха (Якутия) традиционно актуальным является повышение эффективности и адресности государственной поддержки воспроизводственного процесса в арктических районах: производства и сбыта промысловой продукции, обеспечения социально значимыми товарами и сельскохозяйственной продукцией для роста качества жизни населения.

К Арктической зоне в Республике Саха (Якутия) относятся 12 муниципальных районов республики: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, развитие которых определяется традиционной деятельностью коренных малочисленных народов Севера.

Для создания прочных основ устойчивого развития арктических территорий Якутии важнейшим принципом выступает сбалансированное использование бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку. Виды государственной поддержки жителей арктических районов и возможные причины неэффективного использования бюджетных средств представлены в таблице.

Решению проблемы, на взгляд авторов, будет способствовать создание вертикально-интегрированной диверсифицированной структуры с организационно-управленческими, финансово-экономическими и производственными условиями функционирования, что позволит решить следующие задачи:

1) совершенствовать существующую систему товарообеспечения районов Крайнего Севера республики через создание новой сетевой логистической модели, обеспечивающей оптимизацию товаропотоков, адресность доведения социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции до конечных потребителей;

2) стимулировать занятость и самозанятость населения арктических районов путем создания в каждом муниципальном образовании на уровне улусов единой системы заготовки рыбы, мяса дикого северного оленя, дикоросов, первичной переработки, транспортировки, хранения и сбыта;

3) консолидировать бюджетные средства, выделяемые на обеспечение жизнедеятельности населения арктических районов, через формирование единого «прозрачного» потока: бюджет субъекта Федерации - получатель государственной поддержки.

Предлагаются следующие виды деятельности компании:

• гарантированный завоз плановых объемов социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции до конечных пунктов реализации - розничной торговли в населенных пунктах с созданием сети складов и овощекартофелехранилищ на базе рефрижераторных контейнеров;

• заготовка и первичная переработка рыбы и мяса дикого северного оленя непосредственно на местах вылова и добычи, заморозка, транспортировка, хранение, организация переработки и сбыта продукции в г. Якутске и по республике.

Бюджетные средства, направленные на государственную поддержку арктических районов Республики Саха

(Якутия' в 2010-2011 гг.

№ п/п Вид государственной поддержки Сумма, млн руб. Причина неэффективного использования средств

1 На организацию вылова рыбы 124,56 Средства направляются кооперативам, система отслеживания получения рыбаками средств не формируется и отсутствует мотивация на рост товарного производства

2 На возмещение части затрат транспортных расходов по вывозу промысловой продукции 67,25 Отсутствие единой системы заготовки и сбыта промысловой продукции обусловливает низкий уровень использования грузоподъемности транспортных средств

3 На возмещение части затрат транспортных расходов по завозу сельхозпродукции 61,58

4 На технологическое перевооружение 53,30 Эффективность использования средств не повышается и оснащенность материально-технической базы не способствует росту качества и объема товарной продукции

5 На возмещение части затрат транспортных расходов по завозу социально значимых товаров с учетом закупа 789,3 Отсутствие «обратного эффекта» от использования финансирования завоза социально значимых продовольственных товаров

Источник: показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2010 и 2011 гг. URL: www. sakha. gov. ru>minecon.

Для осуществления своей деятельности вертикально-интегрированная компания создает логистическую модель, функционирующую в условиях замкнутого транспортного цикла. Подразделениями вертикально-интегрированной компании являются территориальные заготовительно-сбытовые базы на местах. Рационально организовать по одному структурному подразделению на территории района (улуса) (рис. 1).

Территориальная заготовительно-сбытовая база выполняет следующие функции:

Рис. 1. Схема функционирования территориальной заготовительно-сбытовой базы в районах

- заключение опционных контрактов со сдатчиками рыбы, мяса дикого северного оленя и других видов промысловой продукции;

- осуществление закупок рыбы и другой промысловой продукции от рыболовецких и иных промысловых хозяйств;

- накопление, первичная переработка и подготовка к транспортировке в г. Якутск рыбы и другой промысловой продукции;

- приемка, хранение и отпуск розничным предприятиям торговли социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции;

- реализация социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в розницу покупателям.

При создании единой логистической компании проблемы заготовки, транспортировки, переработки, производства и реализации продукции, возникающие при несбалансированной системе финансирования, сглаживаются путем консолидации финансовых средств и имущественного потенциала.

Создание логистической модели предполагает:

- обеспечение полной загрузки воздушных, автомобильных и речных транспортных средств, исключая порожние рейсы;

- частичный переход завоза социально значимых продовольственных товаров с дорогостоящего авиационного и автомобильного видов транспорта на водный транспорт;

- расширение охвата государственными закупками выловленной промысловиками рыбы, что будет способствовать повышению доходности промысла и упорядочению системы вылова-переработки-сбыта рыбной продукции в экономических интересах государства, снижению объемов «непрозрачных» поставок рыбы за пределы республики;

- увеличение объема закупок мяса дикого северного оленя для повышения экономической мотивации сдатчиков в условиях роста потенциала транспортировки;

- установление единых тарифов от пункта отправления до конечного получателя в рамках единой транспортной компании, что обусловит экономию бюджетных средств.

Предполагаемые результаты от создания вертикально-интегрированной компании:

• сбалансированность интересов государства и жителей арктических районов;

• рациональное использование транспортной системы и оптимальное распределение товарных потоков в рамках логистической модели;

• создание функционирующей сети складов-ледников, морозильных камер и овощекартофелех-ранилищ для хранения закупленной продукции и товаров на местах реализации с применением рефрижераторных контейнеров;

• усиление координации и взаимодействия между государственным и муниципальным уровнями власти, хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности. Государственная поддержка рыболовецких

хозяйств и сдатчиков мяса дикого северного оленя достигается на основе заключения опционных контрактов с заготовителем - территориальной заготови-

тельно-сбытовой базой, подотчетной вертикально-структурной компании путем перечисления средств из бюджета получателям через территориальные финансово-казначейские управления (рис. 2). Житель арктического района, сдающий рыбу и другую промысловую продукцию, получает субсидии на возмещение затрат из бюджета республики через территориальные финансово-казначейские управления, минуя территориальные заготовительно-сбыто-вые базы, предъявив доказательство о выполнении договора опциона.

Эффективность создания вертикально-интегрированной компании заключается:

Рис. 2. Государственная поддержка на заготовку и возмещение транспортных расходов НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

• в бесперебойном функционировании логистической сети;

• в достижении целевого использования средств государственной поддержки;

• в снижении издержкоемкости транспортировки, хранения и реализации социально значимых продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и промысловой продукции, закупленной на местах вылова и добычи.

Эффект от создания вертикально-интегрированной компании - увеличение объемов заготовки и перевозки рыбы, мяса дикого северного оленя из арктических районов в г. Якутск на 1 675 т.

Изменение схемы завоза продовольственных товаров в связи с частичным переходом от более издержкоемкого авиационного и автомобильного транспорта на водный транспорт позволит сэкономить бюджетные средства примерно на 56,1 млн руб. в год (рис. 3).

Преимущества предлагаемой схемы, на взгляд авторов, заключаются в следующем:

- адресность получения сдатчиками рыбы, мяса дикого оленя и другой промысловой продукции субсидии на возмещение затрат из бюджета республики

через территориальные финансово-казначейские управления, минуя территориальные заготовитель-но-сбытовые базы;

- единая инфраструктура для заготовки промысловой продукции и сбыта социально значимых продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции на территории арктического района (улуса);

- консолидация государственной поддержки из республиканского бюджета на заготовку и возмещение транспортных расходов.

В качестве перспективы развития вертикально-интегрированной структуры можно рассматривать:

- создание территориальных кластеров - конкурентоспособных комплексов на определенной территории, ориентированных на товарное производство: вылов, заготовку и глубокую переработку рыбы, добычу мяса дикого северного оленя и других видов промыслов, хранение и реализацию социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции;

- создание в Республике Саха (Якутия) единой системы «заготовка - переработка - производство -реализация промысловой продукции» с использованием модернизированного парка транспортных

ЗАВОЗ ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

Автомобильный транспорт

59 394 т 148,6 млн руб.

Водный транспорт

215 381т

Перемещение 289 т

Автомобильный транспорт

59 105 т 133,1 млн руб.

821,5 млн руб.

Авиационный транспорт

345,0 т 110,6 млн руб.

Перемещение 200 т

Водный транспорт

215 870 т 845,3 млн руб.

Авиационный транспорт

145,0 т 46,2 млн руб.

- По существующей схеме

- По предлагаемой схеме

Рис. 3. Оптимизация товаропотоков за счет формирования новой сетевой логистической модели НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

средств и специализированного оборудования, обеспечивающего эффективную реализацию механизма государственной поддержки жителей арктических районов, способствующего росту объемных и качественных показателей промысловых хозяйств.

Таким образом, совершенствование системы государственной поддержки арктических районов нацелено на обеспечение эффективного уровня координации и взаимодействия между государственным и муниципальным уровнями власти, хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности для повышения уровня жизни населения. Предлагаемые меры будут способствовать

повышению доходности северян, создавая мотивацию для повышения качества и увеличения объемов производимой промысловой продукции.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: www. ifap. ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

2. Показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2010-2011 гг. [Электронный ресурс]. URL: www. sakha. gov. ru>minecon.

и полиграфические работы

fl)

Тел.:8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.