Научная статья на тему 'Совершенствование стратегического механизма управления инвестиционной привлекательностью Туапсинского района'

Совершенствование стратегического механизма управления инвестиционной привлекательностью Туапсинского района Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
409
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕСУРСЫ МО / ИНВЕСТОРЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН / ИНВЕСТИЦИИ МО / МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / INVESTMENT / RESOURCES MO / INVESTORS / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TUAPSE DISTRICT / INVESTMENT MO / THE MECHANISM OF INVESTMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

Раскрываются процесс формирования, реализации и совершенствования инвестиционной привлекательности муниципального образования Туапсинский район, особенности инвестиционной привлекательности территории и разработка мероприятий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STRATEGIC FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE TUAPSE DISTRICT

Disclosed process creation, implementation and improvement of investment attractiveness of the municipality, Tuapse district, particularly the investment attractiveness of the area and development activities that contribute to improving the investment attractiveness of the municipality, Tuapse district of Krasnodar region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование стратегического механизма управления инвестиционной привлекательностью Туапсинского района»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 2 2015

УДК 330.322

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ

ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА

Тарасова Ольга Юрьевна

канд. экон. наук

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

author@apriori-journal. ru Аннотация. Раскрываются процесс формирования, реализации и совершенствования инвестиционной привлекательности муниципального образования Туапсинский район, особенности инвестиционной привлекательности территории и разработка мероприятий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края.

Ключевые слова: инвестиции; ресурсы МО; инвесторы; инвестиционный потенциал; инвестиционная привлекательность; Туапсинский район; инвестиции МО; механизм инвестирования.

IMPROVING STRATEGIC FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE TUAPSE DISTRICT

Tarasova Olga Yurievna

candidate of economical sciences Kuban state technological university, Krasnodar

Abstract. Disclosed process creation, implementation and improvement of investment attractiveness of the municipality, Tuapse district, particularly the investment attractiveness of the area and development activities that contribute to improving the investment attractiveness of the municipality, Tuapse district of Krasnodar region.

Key words: investment; resources MO; investors; investment potential; investment attractiveness; Tuapse district; investment MO; the mechanism of investment.

Краснодарский край является одним из важнейших субъектов России. Это в значительной мере обусловливает необходимость реализации на его территории целого комплекса приоритетных направлений социально-экономического развития, отвечающих жизненным интересам страны. Национальные природные ресурсы, богатейшие залежи полезных ископаемых крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн подземных минеральных вод, лесные массивы, плодородные сельскохозяйственные угодья, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, морские порты, развитая сеть железных и автомобильных дорог - все это создает необходимые условия для выгодного вложения инвестиций в экономику края. Краснодарский край - край двух морей - Азовского и Черного. Это - самый южный регион России.

Главной тенденцией развития района является преимущественное развитие его в рекреационных целях. В районе не намечается строительство крупных промышленных и хозяйственных объектов. В связи с ограниченностью рекреационной вместимости пляжей и прибрежной полосы, увеличение курортного потенциала района возможно за счет предгорных и горных земель. Горная часть, получившая в рекреационном плане меньшее развитие, обладает помимо мягкого климата и красоты ландшафтов условиями для организации всех форм туризма, альпинизма, строительства и эксплуатации объектов размещения общественно питания и развлечения, как для отдыхающих, так и для спортсменов.

По комплексу природно-климатических ресурсов Туапсинский район может быть ориентирован на развитие всех форм отдыха для взрослых и детей, и широко использован в программах России по оздоровлению детей, особенно Северных районов страны, старшего поколения, реабилитации и профилактики многих заболеваний. Современное санитарно-экологическое состояние района в целом достаточно благополучное в сравнении с подобными рекреационными территориями.

Обнадеживающим фактором является реализация программы газификации района и постепенный перевод всех котельных на природный газ.

Наибольшую озабоченность вызывает необходимость реконструкции глубоководных выпусков и утилизации бытовых и хозяйственных отходов, отвод федеральной автотрассы и федеральной железной дороги от побережья. Интенсивность движения в часы «пик» на отдельных участках дороги Краснодар - Туапсе и Новороссийск - Туапсе достигает 1200-1500 автомашин в час, что в узкой полосе между горными склонами и береговой полосой (до 100-150 м) создает экологически сложную ситуацию.

Исторически сформировалось 5 курортов: Джубга, Новомихайлов-ский, Небуг, Гизель-Дере, Шепси. Наибольшее развитие получили п. Джубга, п. Новомихайловский, с. Небуг - 83,5 % всей емкости, Новоми-хайловский округ занимает 46,7 % всей рекреационной емкости района, что делает возможным рассматривать его в перспективе как общекурортный и административный центр района.

Соотношение организованных и неорганизованных отдыхающих в Туапсинском районе значительно ниже, чем в других причерноморских районах. Это связано с отсутствием достаточного и благоустроенного гостиничного и жилищного фонда, скудностью бытового, социального и культурного обслуживания, неразвитостью инфраструктуры. Причина состоит в том, что Туапсинский район развивался не как общегосудар-

V V п

ственный курорт, а как место застройки для ведомственных здравниц. В результате великолепие здравниц соседствует с незатейливыми домами местных жителей.

Удельный вес курортных кадров в общей численности более 47 %.

Для обеспечения европейского уровня обслуживания и при благоприятном стечении народнохозяйственной ситуации этот показатель должен быть 70-75 % но не менее 60 %. Он может быть достижим при поддержке государством развития района как составной части Черноморских курортов.

Курорты Туапсинского района - приморские климатические курортные местности, расположенные вдоль Черноморского побережья Кавказа с северо-запада на юго-восток, протяженностью около 100 км.

Концепция развития Туапсинского курорта строится на принципе готовности к взаимовыгодному сотрудничеству при соблюдении законности и обеспечении экологической безопасности на благо России.

Главная проблема района, как и всех Черноморских курортов - экологическая. В целях наиболее полного и эффективного использования природно-климатических ресурсов, сохранения экологического баланса и уникальности горно-черноморской экосистемы, обеспечения целенаправленного развития санаторно-курортного комплекса необходимо принятие всеобъемлющего специального государственного решения по Черноморскому побережью, определяющего его статус, роль и перспективы в социально-экономической жизни России. Развитие системы осенне-зимнего и весеннего оздоровления детей школьного возраста и родителей с детьми из различных регионов России - это задача номер один в деле оздоровления россиян.

Сегодня успешно реализуются крупные инвестиционные проекты -реконструкция Туапсинского НПЗ, реконструкция ООО «РН-Туапсе-нефтепродукт», строительство комплекса глубоководного причала в порту Туапсе, центра внутренней логистики ООО «Торес», Джубгской ТЭС, курорта «Costa Rusa»,а также жилого микрорайона в поселке Джубга. Их общая стоимость составляет 115 млрд. рублей. Приход природного газа позволит сделать Туапсинский район еще более инвестиционно привлекательным.

Последние научные разработки в области повышения инвестиционной привлекательности регионов, материалы выступлений руководителей государства и регионов позволяют выделить четыре ключевых проблемы инвестиционного климата в регионах: сохраняющиеся административные барьеры, низкая эффективность региональных органов вла-

сти и местного самоуправления, ограниченный кадровый потенциал, нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса.

Поэтому важнейшим фактором повышения инвестиционной привлекательности региона является совершенствование административной среды в регионах для привлечения инвесторов на его территорию. Указанное положение подтверждается и стратегическими ориентирами областной целевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Краснодарском крае области, 2012-2014 годы», основной целью которой являлось улучшение инвестиционного климата, обеспечивающего увеличение притока инвестиций, одной из первоочередных задач - создание благоприятной для инвестиций административной среды.

Практика привлечения инвестиций в регионы показывает, что, как правило, инвесторы рассматривают различные регионы с примерно одинаковыми элементами географического положения, поэтому благоприятная административная среда может стать главным фактором, определяющим их выбор региона для вложения капитала. Поэтому формирование благоприятной административной среды для осуществления инвестиционной деятельности как российскими, так и иностранными компаниями на территории региона требует комплексного подхода, участия в этом процессе представителей власти, бизнеса, общественности.

Изучение проблем административной среды для инвесторов в Краснодарском крае и в Туапсинском районе позволило исследования предложить следующие основные направления её совершенствования (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что для совершенствования административной среды выбраны четыре основных мероприятия, которые направлены на повышение качества кадрового сопровождения программы повышения инвестиционной привлекательности региона, повышение качества информационного обеспечения инвесторов и на развитие механизмов

Таблица 1

Основные направления улучшения для инвесторов административной среды в регионе

Мероприятие Содержание Результат реализации

1. Создание фронт-офиса региональной администрации по работе с инвесторами Современное подразделение с высококвалифицированным штатом менеджеров, которые сопровождают инвестора по принципу «единого окна»; оказывают помощь для эффективной организации бизнес-процесса; занимаются поиском инвесторов как в России, так и за рубежом; обеспечивают дистанционные формы коммуникации с инвесторами; получают обратную связь от субъектов инвестиционной деятельности о существующих инвестиционных барьерах и препятствиях Привлечение новых инвесторов. Повышение качества информационного обеспечения инвесторов. Сокращение сроков проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории региона

2. Организация регионального центра компетенций с соответствующими образовательными программами - Проблемно-ориентированная структура сбора, систематизации, распространения и приращения знаний и эффективных практик, которые связаны с формированием благоприятного климата в регионе. - Обеспечение повышения уровня квалификации должностных лиц и специалистов, ответственных за привлечение инвестиций в регион и сопровождение инвесторов. - Организация научно-методической, научно-прикладной и научно-исследовательской деятельности в области совершенствования системы управления повышением инвестиционной привлекательности региона Повышение эффективности функционирования региональных органов власти и местного самоуправления в области повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований

3. Разработка и обеспечение реализации пилотного краудсорсингового проекта «Повышение качества административной среды для инвесторов» Мониторинг и сбор проблем и предложений по развитию механизмов формирования благоприятной административной среды Липецкой области для активизации инвестиционных процессов в регионе Совершенствование административной среды для инвесторов региона и его муниципальных образований; снижение административных барьеров

4. Создание Путеводителя инвестора Липецкой области на нескольких иностранных языках Разъяснение последовательности действий инвестора от замысла инвестиционного проекта до его реализации, а также инвестиционных возможностей и ограничений при разработке и внедрении инвестиционных проектов Повышение качества информационного обеспечения инвесторов Краснодарского края

формирования благоприятной административной среды для активизации инвестиционных процессов в регионе.

В этой связи предлагается реорганизовать Центр сопровождения инвестиционных проектов с открытием на его базе фронт-офиса по работе с инвесторами. Отличительной особенностью фронт-офиса является расширение его функций, среди которых можно выделить следующие:

- подготовка и обновление перечня объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства;

- создание базы данных инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых, доступ к которой будет осуществляться через инвестиционный портал;

- популяризация реальных успешных примеров инвестирования по специально созданным коммуникационным каналам, которые обеспечат адресное информирование инвесторов соответствующего сегмента;

- активизация применения механизма «экономической дипломатии» в целях дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества региона со странами дальнего и ближнего зарубежья посредством участия представителей области в межправительственных комиссиях по сотрудничеству России с зарубежными странами, а также в форумах, конференциях, деловых встречах и официальных переговорах;

- организация проведения инвестиционных форумов, конференций и семинаров на региональном уровне;

- обеспечение дистанционных форм взаимодействия инвесторов с сотрудниками фронт-офиса по проблемам ведения бизнеса в регионе, например, о свободных производственных площадях, незанятых земельных участках, объектах незавершенного строительства, инвестиционных проектах и др.;

- обеспечение режима «единого окна» для инвесторов при взаимодействии с органами исполнительной власти;

- содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»;

- обеспечение взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей финансирования и поддержки инвестиций на территории региона;

- представление интересов субъекта Российской Федерации в проектах государственно-частного партнерства.

Предлагается организовать Региональный центр компетенций на базе администрации региона или/и ведущего образовательного учреждения высшего профессионального образования как совместную проблемно-ориентированную структуру, призванную обеспечить региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления необходимой научной, информационной, правовой и методической поддержкой в части повышения инвестиционной привлекательности региона. Региональный центр компетенций по сути представляет собой центр сбора, систематизации, распространения и приращение знаний и эффективных практик, которые связаны с формированием благоприятного климата в регионе. Таким образом, работа центра компетенций тесно связана с управлением знаниями и обучением кадров.

Можно рекомендовать ряд основных функциональных направлений деятельности Регионального центра компетенций:

1) информационно-техническая поддержка:

- обобщение и анализ передового опыта разработки и реализации программ повышения инвестиционной привлекательности региона и муниципальных образований;

- широкое информирование органов государственной власти регионов и муниципалитетов, а также организаций-разработчиков по результатам мониторинга обобщения передового опыта по проблемам совершенствования механизма управления инвестиционной привлекательностью региона;

- обучение, включая дистанционное (реализация целевых программ переподготовки и повышения квалификации) специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам инвестиционной деятельности;

- создание горячей линии консультаций по вопросам инвестиционной политики;

- организация проведения семинаров и мастер-классов с привлечением ведущих специалистов федеральных органов власти, институтов совершенствования инвестиционного климата в РФ, зарубежных специалистов в области инвестирования и передового опыта по привлечению и сопровождению инвесторов;

2) научно-методическое обеспечение:

- разработка актуальных региональных и адаптация федеральных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов, ответственных за привлечение инвестиций в регион и сопровождение инвесторов (инновационно-инвестиционный менеджмент, кластерная политика, политика общественно-частного партнёрства, налоговое консультирование инвесторов и др.);

- обслуживание проектов и инициатив, связанных с управлением повышением инвестиционной привлекательностью региона;

3) научно-прикладная и научно-исследовательская деятельность:

- разработка инвестиционных программ развития компаний и инвестиционных проектов, включающие полный пакет функций управле-

ния бизнесом, адаптированных к региональным особенностям развития и инвестиционным возможностям муниципалитета;

- создание и систематическое обновление общедоступной библиотеки лучших инвестиционных решений и практик повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований;

- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления повышением инвестиционной привлекательности региона на основе новейших достижений науки и практики.

Краудсорсинг последнее время становится популярным методом решения сложных управленческих задач, возможности его непрерывно расширяются по мере развития социальных сетей и удобных интернет-платформ.

В рамках формирования организационно-экономического механизма управления повышением инвестиционной привлекательности региона предлагается используется формат открытого фасилитируемого он-лайн-краудсорсинга как наиболее эффективной технологии генерации и отбора предложений с целью разработки предложений по созданию благоприятной административной среды для инвестора. Преимущественными особенностями краудсорсинга являются следующие: в проекте участвует несколько тысяч человек; выявляются ключевые проблемы по теме проекта, лучшие практики, требования, а также предложения по мероприятиям и ключевым показателям результативности; решаются задачи, поставленные дополнительно рабочими группами; лучшие участники-краудсорсеры получают ценные награды, а также приглашаются в состав рабочих групп; лучшие предложения краудсорсеров становятся частью комплексной программы повышения инвестиционной привлекательности региона, остальные служат ценным материалом для принятия решений экспертами в составе рабочих групп; каждое предложение рабочей группы проходит доработку и оценку онлайн-сообщества на онлайн-площадке.

Цель проведения краудсорсинг-проекта «Повышение качества административной среды для инвесторов» - мониторинг и сбор проблем и предложений по развитию механизмов формирования благоприятной административной среды Липецкой области для активизации инвестиционных процессов в регионе.

С целью повышения качества информационного обеспечения инвесторов предлагается составить и сделать доступным в онлайн-режиме Путеводитель инвестора (на нескольких языках). Путеводитель инвестора позволит показать инвестору потенциал района. Инвесторы должны чётко видеть, как будет развиваться инфраструктура, какие меры государственной поддержки, какие льготы доступны в каждом муниципальном образовании, где планируется развивать промышленные кластеры, какие кадры будут готовить образовательные центры для реализации предлагаемых проектов. Кроме этого, Путеводитель инвестора должен предоставить возможность ознакомиться с полным перечнем поэтапных действий инвестора, необходимых для осуществления инвестиционного проекта от момента замысла до его реализации в конкретном муниципальном образовании.

Эффективность управления инвестиционной привлекательностью региона проявляется, как уже отмечалось, в количественных и качественных показателях инвестиционной активности в регионе. Базовыми выступают такие количественные показатели как объём инвестиций в основной капитал, индекс физического объёма инвестиций в этот капитал. Реализация рекомендуемых направлений по созданию благоприятной для инвесторов административной среды будет способствовать активизация инвестиционных процессов в регионе, повышению качества информационного обеспечения инвесторов, сокращению сроков проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории региона, повышению ответственности органов региональной власти и

качества принимаемых ими управленческих решений в области повышения инвестиционной привлекательности.

В настоящее время формирование благоприятной инвестиционной среды становится основным фактором повышения конкурентоспособности регионов. Поэтому в системе управления различными аспектами инвестиционной деятельности в регионе наиболее сложным и ответственным звеном является совершенствование механизма управления инвестиционной привлекательностью.

Для соответствия современному уровню развития рыночной экономики требуется формирование системы управления инвестиционной привлекательности региона на стратегическом уровне, т.е. развитие стратегического механизма инвестиционной привлекательностью региона.

В целом стратегическая ориентация системы управления регионом не нова. Однако в настоящее время многие аспекты стратегического управления регионом нуждаются в развитии в связи с возрастающей ролью органов региональной власти в процессах активизации инвестиционной деятельности.

Стратегические управление повышением инвестиционной привлекательности региона определяется в настоящем исследовании как комплекс не только стратегических управленческих решений, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование региональных органов власти на изменение во внешней и внутренней среде, которое может повлечь за собой необходимость стратегического манёвра, пересмотр целей и корректировку инвестиционной политики.

Стратегическое управление повышением инвестиционной привлекательностью региона должно быть интегрировано в общую систему стратегического управления регионом и представлять собой непрерывный циклический процесс с контуром обратной связи (рисунок 1). При этом основными структурными элементами стратегического управления повышения инвестиционной привлекательности региона должны стать:

- стратегическая диагностика инвестиционной привлекательности региона как инструмент экономического исследования, ориентированного на оценку состояния внешней и внутренней инвестиционной среды территориального образования, факторов и тенденций её развития с целью выявления сущностных перспектив и закономерностей формирования параметров инвестиционного климата;

- стратегическое видение, представляющее собой желаемую модель инвестиционной привлекательности региона, к которой стремятся объект и субъект инвестирования в процессе стратегического управления;

- стратегические альтернативы, включающие совокупность возможных направлений политики повышения инвестиционной привлекательности региона;

- стратегический выбор, предполагающий выделение из стратегических альтернатив оптимального варианта политики повышения инвестиционной привлекательности региона;

- стратегические инструменты и рычаги поддержки благоприятного инвестиционного климата, предусматривающие использование существующих и разработку новых методов федерального, регионального и муниципального уровня управления для повышения интереса инвесторов к региону;

- стратегический контроллинг, который представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях повышения инвестиционной привлекательности региона, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных стратегией и принятие управленческих решений по ликвидации отклонений или корректировке стратегии.

Повышению эффективности функционирования стратегического механизма управления инвестиционной привлекательностью региона

должны способствовать такие поддерживающие элементы как стратегическая гибкость, стратегическая информация.

Для стратегического управления на современном этапе велика мера неопределённости внешней и внутренней среды, что требует быстрой адекватной реакции на их изменение, т.е. стратегической гибкости.

Стратегическая гибкость проявляется в её одновременно двойственном характере: долговременном, требующем корректировки стратегии и политики повышения инвестиционной привлекательности региона и оперативном, реализуемом вне планового цикла в режиме реального времени.

Неопределённость внешней и внутрирегиональной инвестиционной среды сопровождается одновременным ослаблением сигналов об изменении в них, следовательно, ведёт к уменьшению информационной наполняемости системы управления повышением инвестиционной привлекательности региона.

Рис. 1. Концептуальная схема стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона

Поэтому важным поддерживающим элементом стратегического управления указанной привлекательностью является своевременная и объективная стратегическая информация - данные внешних и внутренних источников, прошедшие аналитическую обработку и подготовленные для конкретного и определенного использования для принятия решений инвесторами и органами власти различного уровня по реализации стратегических перспективных целей повышения инвестиционной привлекательности региона.

Рассматривая механизм стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона как сложную совокупность компонентов, необходимо отметить, что с позиций системного подхода это совокупность сложных управляющей, воздействующей и управляемой подсистем, а с позиции процессного подхода механизм управления следует рассматривать как процесс воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему.

Модель современного организационно-экономического механизма управления инвестиционной привлекательностью региона составлена на примере Туапсинского района, позволит создать условия для активизации инвестиционных процессов в регионе.

Стратегическая направленность механизма управления инвестиционной привлекательностью региона вызывает необходимость решения важной проблемы согласованности и синхронности всех уровней власти в обеспечении гармоничного встречного процесса со стороны государства на основе обдуманных мер стратегического и тактического характера в единстве с эффективным качеством управления региональных властей и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.