Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления ликвидностью банков в Украине'

Совершенствование системы управления ликвидностью банков в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Е.И.

Розглянуто актуальні проблеми управління ліквідністю банків другого рівня в Україні. Запропоновано систему сучасних методів управління ліквідністю комерційних банків і розроблено пропозиції щодо вдосконалення регулювання ліквідності банків в Україні.Рассматриваются актуальные проблемы управления ликвидностью банков второго уровня в Украине. Предложена система современных методов управления ликвидностью коммерческих банков и разработаны предложения по совершенствованию регулирования ликвидности банков в Украине.Urgent problems concerning management of second-rate banks liquidity in Ukraine are considered. The system of modern methods is offered to manage liquidity of commercial banks, and proposals have been elaborated to improve regulation of banks liquidity in Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления ликвидностью банков в Украине»

Е.И. Карпова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКОВ В УКРАИНЕ

Анализ современного состояния банковской системы Украины дает основания утверждать, что за годы независимости она практически сформирована и в целом соответствует требованиям переходного периода. Разработка и внедрение новых принципов деятельности банков, организация системы банковского надзора, менеджмента, разработка Национальным банком Украины необходимой нормативно-правовой базы, использование зарубежного и накопление собственного опыта сделали банковскую систему Украины важной составляющей финансово-кредитной системы страны. Однако дальнейшее развитие общественно-экономических процессов, массовая приватизация, расширение внешнеэкономических

отношений выдвинули новые требования к банковской системе.

Регулирование деятельности банков второго уровня является целью финансового оздоровления и

обеспечения стабильного

функционирования банковской системы, повышения концентрации банковского капитала, поддержания уровня прибыльности и ликвидности банков. Указанные процессы требуют всестороннего научного обоснования, правильного подбора оптимальных стратегий их реализации, что базируется на глубоком исследовании их экономической сути.

Анализу ликвидности банка и ее регулированию со стороны органов банковского надзора в Украине

посвящено много публикаций

украинских авторов: А.М. Герасимовича [1], О С. Любуня [2, 3], В О. Романишина [4], Ф.Ф. Бутынца [5], З.М. Васильченко [6], Л.О. Примостки [7], в которых исследовалась проблематика

эффективной системы государственного регулирования банковской деятельности, проводился анализ различных

показателей ликвидности банков второго уровня. Исследования зарубежных ученых Грюнинга Х.Ван [8], С.Н. Кабушкина [9], А.М. Тавасиева [10] по оценке ликвидности коммерческих банков в условиях рыночной экономики посвящены главным образом

определению их рыночной

эффективности. Однако, несмотря на значительное количество исследований и публикаций по проблемам регулирования банковской ликвидности, многие вопросы остаются дискуссионными, с недостаточно разработанными теоретической и методологической составляющими, что является свидетельством актуальности рассматриваемой проблемы. Так, недостаточно разработанными являются вопросы связи между риском и ликвидностью коммерческого банка, а точнее, как риск должен учитываться при определении банковской ликвидности. Таким образом, учитывая важную роль банковского сектора в экономике Украины и значимость необходимого уровня ликвидности банков, являющегося одним из ведущих показателей их деятельности, появилась необходимость сздания механизма современных методов оценки и регулирования ликвидности банков второго

© Карпова Елена Ивановна - кандидат экономических наук, доцент. Национальный университет, Донецк.

ISSN 1562-109X

уровня, который бы обеспечил их финансовую стабильность и повысил эффективность управления этим процессом. Реализация предложенных мероприятий позволит коммерческим банкам эффективно регулировать процесс изменения ликвидности, максимально прогнозировать риски, обусловленные негативными факторами, учитывать их влияние на уровень ликвидности, спрогнозировать и максимально точно оценить уровень достаточности ликвидности банка и не допустить нежелательного состояния

функционирования банковского

учреждения.

Целью данной статьи является исследование современных методов управления ликвидностью банков второго уровня и разработка предложений по совершенствованию регулирования ликвидности банков в Украине, что позволит повысить эффективность управления этим процессом и обеспечить банкам необходимый уровень ликвидности.

Банки второго уровня - это коммерческие предприятия, основными целями деятельности которых является, с одной стороны, получение прибыли, а с другой - сбережение капитала своих вкладчиков и акционеров. Поэтому надежность банков имеет важное значение не только для них и их акционеров, а и для всего общества, поскольку в банках концентрируется денежный капитал страны. Основными системными характеристиками

деятельности коммерческого банка являются риск, ликвидность,

прибыльность и финансовая

устойчивость. Все эти характеристики тесно связаны между собой и каждая из них имеет значительное влияние на общий уровень надежности банка. Как и перед каждым предприятием,

функционирующим в экономической

системе, перед банком стоит ряд стратегических и тактических задач, которые необходимо решать для эффективного функционирования банковского учреждения и предотвращения банкротства. Одной из наиболее важных является достижение необходимого уровня ликвидности для возможности своевременного исполнения банком своих обязательств перед акционерами и вкладчиками.

Обратимся к понятию «банковская ликвидность». Под ликвидностью банка понимают его способность своевременно и в полном объеме удовлетворить неотложные потребности в денежных средствах. Банковская ликвидность зависит от структуры и стабильности депозитной базы банка, достаточности капитала, качества активов, финансового положения заемщиков, репутации банка, которые влияют на способность быстрого заимствования средств на финансовом рынке.

В экономической литературе превалируют два подхода, два взгляда на сущность ликвидности: «Ликвидность можно понимать как запас или как поток»[11]. Эту мысль авторы формулируют еще и таким образом: «...Существенное отличие кейнсианской теории преимущества ликвидности от теории заемных фондов состоит в том, что первая формулируется в сроках запаса, а вторая - в сроках потока» [12]. При этом оценку ликвидности с точки зрения запаса характеризуют как достаточно узкое понятие, поскольку во внимание не берутся ликвидные средства, которые банк может получить на кредитных рынках или в виде доходов. Когда ликвидность

рассматривается как «поток»,

учитывается не только возможность преобразования менее ликвидных активов в более ликвидные, а и

прогнозируется приток дополнительных средств, в том числе и получение займов.

На уровень ликвидности банка влияет комплекс факторов

общеэкономического характера, таких как денежно-кредитная политика, состояние денежного рынка,

возможность заимствования средств в центральном банке, регулятивные ограничения в стране и др. Банк считается ликвидным, если он имеет возможность постоянно и бесперебойно выполнять свои обязанности с целью пополнения ликвидных средств в какой-либо момент времени, заимствовать средства на рынке по средней ставке или реализовывать свои активы без существенной потери их стоимости.

Понятие ликвидности банка тесно связано с ликвидностью его баланса. Ликвидность баланса определяется соотношением требований (статей актива) и обязательств (статей пассива). В то же время ликвидность баланса является только необходимым, но не достаточным условием ликвидности банка. На практике может возникнуть ситуация, когда банк, который имеет достаточно ликвидный баланс на определенную дату, полностью или частично неликвиден, т.е. не имеет возможности постоянно поддерживать свою ликвидность. Ликвидность банка определяется сбалансированностью между сроками и суммами погашения активов и сроками и суммами выполнения обязательств банка. Традиционно считается, что сроки размещения активов и привлечение обязательств должны совпадать, что позволяет достичь равновесия между спросом ликвидных средств и их наличием. В банковской практике такой подход получил название «золотого банковского правила».

Понятие ликвидности также тесно связано с активами банка. Под

ликвидностью активов понимают их способность быстро и без существенного снижения стоимости преобразовываться в денежную форму. По степени ликвидности

банковские активы делятся на следующие группы:

высоколиквидные активы, которые находятся в наличной форме или могут быть быстро реализованы на рынке. Это - наличные средства, дорожные чеки, банковские металлы, средства на счетах в других банках, государственные ценные бумаги. В международной практике в состав высоколиквидных активов могут включаться банковские акцепты, векселя и ценные бумаги первоклассных эмитентов;

ликвидные активы, которые могут быть преобразованы в денежную форму на протяжении определенного периода времени (например, 30 дней). К этой группе относятся платежи в пользу банка со сроками исполнения в указанный период, такие как кредиты, в том числе и межбанковские, дебиторская

задолженность, другие ценные бумаги (кроме высоколиквидных), которые обращаются на рынке;

низколиквидные активы -просроченные, пролонгированные и безнадежные кредиты, безнадежная дебиторская задолженность, ценные бумаги, которые не имеют обращения на рынке, хозяйственные материалы, здания, сооружения и другие основные фонды.

Спрос на ликвидные средства в банках повышается в силу следующих основных причин: снятия клиентами средств со своих счетов; поступления кредитных заявок, которые банк решает удовлетворить; наступления сроков погашения задолженности по кредитам, полученным банком; наступления сроков платежей в бюджет; выплаты дивидендов акционерам. Таким образом,

необходимость в ликвидных средствах может возникнуть как при осуществлении пассивных операций банка, так и вследствие проведения им активных операций, если решение о размещении средств принимается раньше, чем найдены соответствующие источники финансирования.

Источниками покрытия потребности в ликвидных средствах являются: кредиты при наступлении сроков их погашения; активы банка на продажу; доходы от предоставления недепозитных банковских услуг; депозиты и вклады физических и юридических лиц, привлеченные банком; средства, заимствованные на денежном рынке.

Источники пополнения ликвидных средств делятся на внутренние и внешние. К внутренним источникам принадлежат накопленные ликвидные активы, величину которых можно определить по балансу. Преобразование активов банка в ликвидную форму может происходить автоматически с

наступлением сроков погашения кредитов или ценных бумаг, оплаты процентов за пользование кредитом, возврата дебиторской задолженности, получения дивидендов от паевого участия в других компаниях и т.д. Этот процесс банк может достаточно точно предвидеть и спланировать.

Трансформация активов в денежную форму может происходить

принудительно, когда банк обеспечивает потребность в ликвидных средствах путем продажи активов до наступления сроков их погашения. При этом активы должны характеризоваться

стабильностью цен (то есть возможностью продажи значительного их количества без существенного снижения цены) и иметь ликвидный рынок для быстрого преобразования в деньги. Такой подход поддержания ликвидности называют стратегией

трансформации активов. Подобная стратегия, на наш взгляд, достаточно дорога, с точки зрения ее стоимости. Продажа активов сопровождается определенными затратами

(комиссионными, брокерскими,

биржевыми взносами и др.) и приводит к ухудшению качества банковского баланса, так как продаются низкорисковые (то есть

высоколиквидные) активы. Кроме того, банк теряет будущие доходы, которые могли бы сгенерировать эти активы. Иногда при возникновении явной потребности в ликвидных средствах банк вынужден продавать активы по ценам, ниже рыночных, чтобы поддержать свою ликвидность. В этом случае возникает угроза потери части капитала банка. В основном подобный подход используется небольшими банками, которые не имеют особых возможностей заимствования средств и доступа к денежным рынкам.

К внешним источникам пополнения ликвидных средств принадлежат привлечение депозитов и заимствования на денежном рынке. На выбор внешних источников пополнения ликвидности влияют такие характеристики, как доступность, относительная стоимость средств, срочность и продолжительность потребности в ликвидных средствах, правила регулирования, ограничения. Основными источниками заимствования ликвидных средств для банков являются межбанковские займы, операции репо, депозитные сертификаты, займы в евровалюте и механизмы

рефинансирования операций

коммерческого банка центральным банком. Поддержание ликвидности за счет внешних источников

сопровождается риском изменения процентных ставок. Это означает, что стоимость такого подхода может оказаться как ниже, чем в случае использования других приемов, так и

значительно выше. Часто банки вынуждены заимствовать средства по невыгодной цене или в период, когда сделать это непросто. Кроме того, банку, который имеет проблемы с ликвидностью, сложнее найти кредитора, а стоимость займа ощутимо возрастает. Из-за высокой стоимости внутренних источников и значительной

рискованности внешних источников пополнения ликвидных средств на практике большинство банков

останавливают свой выбор на компромиссном варианте. В таком случае часть спроса на ликвидные средства удовлетворяется за счет внутренних источников, а остальные - при помощи проведения операций заимствования средств на рынке (внешних источников). С учетом вышеизложенного сущность проблемы банковской ликвидности состоит в том, что спрос на ликвидные средства редко равен их предложению в какой-либо момент времени, поэтому банк постоянно имеет дело или с дефицитом ликвидных средств, или с их излишком. Дефицит ликвидных средств приводит к нарушению нормативных требований центральных банков, штрафным санкциям и, что самое небезопасное для банка, к потере депозитов. Излишняя ликвидность порождает дилемму «ликвидность-прибыльность», так как наиболее ликвидные активы не генерируют доходы. Если фактическая ликвидность значительно превышает необходимый уровень или установленные нормативы, то деятельность банка негативно оценивается акционерами с точки зрения не полностью использованных возможностей для получения прибыли. Вероятность наступления ситуации несоответствия между спросом и предложением ликвидных средств называют риском несбалансированной ликвидности. Приоритетность

ликвидности, по нашему мнению, в том числе и при выборе направлений размещения средств, должна стать базовым принципом деятельности каждого банка.

А.М. Герасимович в своем учебнике «Анализ банковской деятельности» характеризует

ликвидность банка как его способность своевременно и в полном объеме удовлетворять неотложные потребности в денежных средствах. По его мнению, банк считается ликвидным при наличии возможности постоянно и бесперебойно выполнять свои обязательства, проводить активные операции и обеспечить пополнение ликвидных средств в какой-либо момент времени путем заимствования средств на рынке по средней ставке или реализацию своих активов без существенной потери их стоимости [1].

Постановлением правления Национального банка Украины «О порядке регулирования деятельности банков в Украине» от 28.08.2001 г. № 368 утверждено следующее определение ликвидности: «Ликвидность банка - это способность банка обеспечить своевременное выполнение своих денежных обязательств, которая определяется сбалансированностью между сроками и суммами погашения размещенных активов и сроками и суммами выполнения обязательств банка, а также сроками и суммами других источников и направлений

использования средств (предоставление кредитов, другие расходы)» [13].

Факторы, которые повышают риск несбалансированной ликвидности,

делятся на общесистемные и связанные с деятельностью конкретного банка. К общесистемным факторам относятся: неразвитость финансового рынка, отсутствие ликвидных рынков отдельных активов, что усложняет их продажу по

принятой цене в короткие сроки, общекризисные явления в экономике, которые делают невозможным бесперебойное привлечение средств, и др. Среди факторов повышения риска ликвидности, связанных с деятельностью конкретного банка, можно выделить следующие: дисбаланс денежных потоков, вызванный несоответствием структуры требований и обязательств банка; недостаточность ликвидных активов; нестабильность ресурсной базы; низкий рейтинг банка; неэффективная стратегия управления ликвидностью (например, приоритетность

прибыльности над ликвидностью).

Ежедневная работа по поддержке достаточного уровня ликвидности является неотъемлемым условием самосохранения и выживания банка. С учетом исключительно важной роли ликвидности в жизнедеятельности банка и поддержке равновесия банковской системы в целом во многих странах органами банковского надзора и законодательством предусмотрено

установление нормативов ликвидности. Банки обязаны поддерживать показатели ликвидности не ниже уровня (норматива), который определяется с учетом накопленного опыта и конкретных экономических условий в стране. С целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими своих обязательств перед вкладчиками, а также предотвращения неправильного

распределения ресурсов и потери капитала из-за рисков, присущих банковской деятельности, НБУ согласно ст. 58 Закона Украины «О Национальном банке Украины» устанавливает для коммерческих банков обязательные экономические нормативы, среди которых и нормативы ликвидности, которые регламентированы

постановлением правления НБУ «О

порядке регулирования деятельности банков в Украине» от 28.08.2001 г. № 368 [14, 13]. По своему экономическому содержанию эти нормативы призваны содействовать поддержанию банками второго уровня своей

платежеспособности определенной

величиной высоколиквидных средств, которые могут быть направлены на расчеты по обязательствам банковского учреждения. В то же время, по нашему мнению, едва ли данную систему показателей можно считать достаточной с учетом фундаментального принципа устойчивости существования

коммерческого банка на финансовом рынке. В частности, при расчете указанных коэффициентов банковской ликвидности целесообразно было бы учитывать, на наш взгляд, степень рискованности активов и пассивов, так как

ликвидное состояние банка означает, прежде всего, то, что он в состоянии эффективно функционировать в условиях риска.

Одной из важных функций государства является регулирование и надзор за банковской деятельностью с целью обеспечения стабильности банковской системы, а вместе с ней -всех субъектов хозяйствования. Государственное регулирование

банковской деятельности

осуществляется, в первую очередь, в рамках банковской системы и реализуется влиянием центрального банка на банки второго уровня по следующим основным направлениям:

формирование законодательных и других правовых условий, которые позволяют коммерческим банкам реализовывать свои экономические интересы (организационно-правовое направление);

определение экономических

нормативов и надзор за их соблюдением

с целью обеспечения ликвидности банковской системы (направление непрямого экономического влияния).

Банковское регулирование - это система мер, используя которые государство с помощью центрального банка (или другого регулятивного органа) обеспечивает устойчивое, надежное функционирование

коммерческих банков, что позволяет не допустить нестабильность в банковском секторе [2]. Осуществляя регулирование банковской деятельности, центральный банк разрабатывает и утверждает специальные правила и инструкции исполнения действующих актов, а также определяет условия и способы осуществления банковской деятельности. Наше государство в лице Национального банка Украины, давшего лицензию на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за законность,

правомерность и надежность его работы, осуществляет надзор над его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с

использованием как экономических, так и административных методов

регулирования.

В некоторых странах (например, в США) нормативы ликвидности не устанавливаются, но органы банковского надзора постоянно осуществляют контроль за соблюдением ликвидности банков и оценивают качество управления ею по рейтинговой системе «CAMEL», где ликвидность рассматривается как один из важнейших показателей деятельности банка [1]. НБУ для оценки финансового состояния и определения рейтинговой оценки также использует стандартизованную оценочную систему «CAMELS». По этой рейтинговой системе предусматривается определить каждому банку цифровой рейтинг по всем шести компонентам, а комплексная

рейтинговая оценка определяется на основании рейтинговых оценок по каждому из этих компонентов. Комплексная рейтинговая оценка и рейтинговые оценки компонентов рейтинговой системы оцениваются по пятибалльной шкале, где оценка «1» является наивысшей, а оценка «5» -самой низкой.

В мировой практике наблюдается устойчивая тенденция унификации системы банковского регулирования и надзора. Эта тенденция, прежде всего, связана с деятельностью Базельского комитета, согласно рекомендациям которого можно выделить следующие направления банковского регулирования: регистрация коммерческих банков; получение лицензий на осуществление банковских операций; разработка правил, которые регламентируют банковскую деятельность; определение принципов и стандартов

бухгалтерского учета и отчетности; страхование банковских рисков и депозитов; расчет экономических нормативов регулирования банковской деятельности; разработка методов банковского надзора; определение порядка выявления рейтинговой оценки банка;

совершенствование механизма

реорганизации и ликвидации

коммерческих банков.

Регулирование ликвидности банка определяется прогнозируемой

потребностью в ликвидных средствах, которая зависит от избранного метода ее оценки. В практической деятельности менеджеры применяют несколько методов оценки состояния ликвидности и потребности банка в ликвидных средствах: метод фондового пула; метод структурирования фондов; метод показателей ликвидности; метод, основанный на анализе сигналов, поступающих с рынка.

Для поддержания необходимой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ликвидности отечественной банковской системы НБУ осуществляет

рефинансирование коммерческих банков, то есть кредитование по их заявкам в случае временного недостатка ликвидности. Путем рефинансирования центральный банк действует как «кредитор последней инстанции», являясь гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой системы в целом. На наш взгляд, функция центрального банка как «кредитора последней инстанции» неизбежна в силу самой природы банковской деятельности, то есть необходимости установления

соответствующего равновесия между пассивами, которые должны

выплачиваться по требованию немедленно, и активами, которые, как правило, имеют более длительный срок. Для эффективного регулирования ликвидности банков, выполнения функции кредито-

ра последней инстанции Национальный банк с учетом текущей ситуации на денежно-кредитном рынке применяет следующие инструменты: операции рефинансирования (постоянно

действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов овернайт, кредиты рефинансирования сроком до 14 дней и 6 месяцев, операции прямого репо); предоставление стабилизационного кредита; депозитные операции (заключение депозитных договоров, эмиссия депозитных сертификатов Национального банка, операции обратного репо); операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Термины «регулирование

банковской деятельности» и «надзор за деятельностью банков» иногда употребляются в значении синонимов, хотя относятся они к разным видам деятельности. Под регулированием

банковской деятельности понимают, прежде всего, разработку и издание уполномоченными учреждениями

конкретных правил и инструкций, которые основываются на действующем законодательстве и определяют структуру и способы ведения банковского дела.

Надзор за деятельностью банков осуществляется с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный мониторинг за

осуществлением банками своей деятельности согласно действующего законодательства и инструкций. Банковский надзор является

неотъемлемой частью контроля, осуществляемого Национальным банком Украины за деятельностью банков второго уровня. Этот процесс организовывается и координируется службой банковского надзора, которая функционирует как единая система в составе центрального аппарата и региональных управлений НБУ. Система скоординирована по вертикали и действует от имени Национального банка и его региональных управлений, осуществляя контрольно-ревизионные функции над деятельностью банков и банковских учреждений согласно действующему законодательству

Украины. Национальный банк Украины начал применять систему надзора на основе оценки рисков. Такой вид надзора акцентирует внимание на действиях руководства банка, в частности на том, как оно определяет риски, дает им количественную оценку, контролирует и осуществляет мониторинг рисков.

Предметом нашего исследования является один из видов рисков, возникающих при осуществлении коммерческими банками активных операций, - риск ликвидности. Он представляет собой вероятность потерь

вследствие невозможности реализовать на рынке определенный вид актива [3,7]. Риск ликвидности касается также операций с ценными бумагами, а также предмета залога как способа обеспечения возвращения займа.

Исследуя механизм эффективного управления ликвидностью, необходимо остановиться на двух основополагающих понятиях: сущности банковской ликвидности, как своевременного исполнения денежных обязательств, и основной цели любого коммерческого банка - получении прибыли. При этом, при исследовании понятия банковской ликвидности и методов управления ею, цене, которую платит банк за поддержание своей ликвидности на достаточном уровне, часто уделяют недостаточно внимания. Докажем это на примере условного коммерческого банка, который имеет стабильные позиции на рынке и уверен, что сможет в любой момент дополнительно привлечь необходимые средства с межбанковского кредитного рынка. Такой банк проводит активную кредитную политику, вкладывая средства в размерах, превышающих его имеющуюся, относительно стабильную ресурсную базу (срочные депозиты юридических и физических лиц, средние остатки на текущих счетах клиентов) и прогнозируемые поступления от инвестиций, вложенных в предыдущие периоды. При этом он исходит из такой теоретической концепции управления ликвидностью, как управление пассивами. Может возникнуть, например, ситуация, когда плата банка за привлеченные на межбанковском рынке средства достигает настолько большого размера, что для банка привлекательнее будет отказ от кредитования выгодных проектов (при условии отсутствия свободных денежных средств), поскольку убытки от поддержания

ликвидности на должном уровне значительно превысят прибыль от полученных процентов по этим кредитам.

В современной экономической литературе [2, 3, 7, 8, 9] такая ситуация рассматривается в аспекте риска изменения процентных ставок -вероятности того, что средняя ставка по привлеченным банком средствам может превысить среднюю процентную ставку по активам, что и приведет к убыткам. Таким образом, логичнее будет вывод, что эффективное управление таким риском в значительной мере зависит от выбранного метода управления риском несбалансированной ликвидности.

Выработать соответствующую стратегию управления ликвидностью практически невозможно без адекватной оценки существующей в определенный период времени структуры активов и пассивов по срокам и достовер-

ной оценке вероятности своевременной трансформации относительно вида актива в денежные средства. Продолжительное время банковский баланс считали ликвидным, если суммы средств, которые банк в состоянии быстро мобилизовать по активам, обеспечивают своевременное исполнение обязательств по пассивам. Однако при таком подходе не берутся во внимание возможные в процессе банковской деятельности изменения в объемах и структуре активов и пассивов. Иначе говоря, оценка ликвидности отражает ретроспективу деятельности, тогда как для банка, на наш взгляд, важно определить, прежде всего, будущее состояние ликвидности. В этом, собственно, и заключается смысл управления ликвидностью.

Своевременно полученная информация о возможности несвоевременного

погашения кредита или необходимости исполнения обязательств по

предоставленным финансовым гарантиям даст банку возможность скорректировать свои денежные потоки и таким образом достичь максимального при данных обстоятельствах эффекта. Владея такой информацией, можно заранее планировать объемы и сроки привлечения необходимых

дополнительных средств и

соответствующие варианты размещения временно свободных средств. В модели структурного балансирования портфелей активов и пассивов риск убытков от изменения процентной ставки является минимальным, поскольку существует четкое соответствие между сроками привлечения и сроками размещения средств.

При «несбалансированной по срокам стратегии» сроки привлечения средств должны быть короче сроков их размещения, если прогноз

свидетельствует о будущем снижении процентных ставок, и наоборот: сроки исполнения обязательств банка должны превышать сроки размещения средств в активы, если прогнозируется увеличение процентных ставок. Данная стратегия, по нашему мнению, дает возможность максимизировать прибыль, но

характеризуется более значительным риском, связанным с неопределенностью изменения процентных ставок. При втором подходе возникает вопрос качества прогноза динамики процентных ставок на денежном рынке. Однако какую бы стратегию не выбрал банк, главной составляющей успешного управления ликвидностью на практике будет комплексный подход к управлению денежными потоками, в основе которого - максимально точное прогнозирование изменений в структуре его активов и пассивов. При управлении оперативной ликвидностью используются платежный календарь и нетто-ликвидная позиция, которые служат информационной базой

для принятия оперативных решений казначейством банка относительно привлечения и размещения ресурсов по направлениям и срокам.

Управление риском краткосрочной ликвидности осуществляется с помощью таких инструментов, как среднемесячная резервная позиция банка по корреспондентскому счету в НБУ и разрыв ликвидности по срокам. Управление риском долгосрочной ликвидности необходимо осуществлять на основании рыночной стоимости капитала с учетом денежных потоков. Это дает возможность менеджерам банка оценивать уровень возможных потерь рыночной стоимости капитала при условии неблагоприятных колебаний процентных ставок. Такой вывод сделан нами исходя из того, что капитал банка, по сути, является запасом его собственных ликвидных средств в долгосрочном периоде.

Как уже было отмечено, управление ликвидностью банка в значительной мере зависит от информационного и организационного обеспечения этого процесса. В результате исследования деятельности банков Донецкой области было установлено, что существующая организационная поддержка управления ликвидностью в большинстве

коммерческих банках имеет следующие недостатки:

во-первых, не надлежащим образом осуществляется взаимодействие между функциональными подразделами

центрального офиса, что выражается в дублировании информации и замедлении сроков принятия соответствующих управленческих решений;

во-вторых, отдел рисков многих банков входит в состав финансового департамента наряду с казначейством и управлением финансового анализа и прогнозирования, что объединяет принципиально разные функции в одном подразделении и приводит к снижению

действенности контроля за риском несбалансированной ликвидности банка;

в-третьих, функция управления рисками (в том числе риском несбалансированной ликвидности)

распределена между функциональными подразделами банков, что усложняет процесс управления ликвидностью.

Учитывая вышеизложенное,

предлагаем совершенствовать систему организационной поддержки управления ликвидностью в следующих

направлениях:

размежевание функций и ответственности подразделений

казначейства, управления финансового анализа и прогнозирования и отдела рисков;

создание отдельного подразделения риск-менеджмента.

По нашему мнению, для разработки эффективных моделей и сценариев управления ликвидностью коммерческий банк обязан максимально учитывать влияние внешних факторов на его ликвидность. Для определения характера и объема влияния внешних факторов на ликвидность украинских коммерческих банков был проведен детальный анализ состояния денежного рынка в Украине. Оценка структуры денежной массы в Украине свидетельствует о стабильно высоком показателе части денег, которая находится вне банковской системы. За последние 2 года часть денежного агрегата МО колебалась в границах 4049% (в марте 2006 г. она составила 58640 млн. грн.). Такая ситуация значительно ослабляет общую ликвидность банковской системы Украины и вместе с тем свидетельствует о значительном потенциале повышения общей ликвидности отечественных

коммерческих банков в случае улучшения макроэкономической

ситуации в стране. Выявленная динамика в структуре денежной массы в целом

положительна. В такой ситуации одной из основных задач НБУ и правительства Украины является создание условий для аккумуляции денежных средств в банках. Кроме существенного повышения общей ликвидности банковской системы Украины это будет оказывать содействие росту инвестиционного потенциала банков второго уровня.

Также был проведен детальный анализ показателя структуры средств на счетах предприятий, организаций и населения в коммерческих банках Украины. Структурный анализ был осуществлен с позиций валютного номинирования, срочности и субъектной принадлежности средств. В результате было установлено, что большинство средств на счетах в коммерческих банках Украины номинировано в национальной валюте, и наблюдается тенденция к увеличению части таких средств в ресурсной базе банков. Основную часть ресурсов банковской системы Украины в течение двух последних лет составляли средства юридических лиц. Однако их доля уменьшилась с 58 до 51% и соответственно возросла доля средств физических лиц в ресурсной базе украинских коммерческих банков. По нашему мнению, при условии сохранения положительных

макроэкономических тенденций,

структура ресурсной базы украинских коммерческих банков в ближайшее время будет аналогичной структуре ресурсной базы банковских систем экономически развитых стран, где ведущую роль играют именно средства физических лиц.

Оценка сроков ресурсной базы украинских коммерческих банков свидетельствует, что часть ресурсов «до востребования» колеблется в диапазоне 70-80% для средств юридических лиц и 27-39% - для средств физических лиц. Средний показатель средств «до востребования» в ресурсной базе

банковской системы Украины составляет 53%. Такая значительная часть средств «до востребования» в ресурсной базе любого банка чрезвычайно усложняет процесс управления ликвидностью. Полученные результаты свидетельствуют о большой важности для коммерческих банков Украины изучения

закономерностей динамики остатков на счетах «до востребования». Решение этой задачи позволит строить эффективные стратегии управления ликвидностью при существующих условиях.

Проанализировав общую структуру активов банковской системы Украины, можно сделать вывод, что экономическая ситуация последних лет обусловила практическое отсутствие у

коммерческих банков других путей инвестирования имеющихся свободных средств, альтернативных кредитным операциям. Учитывая долю кредитов в оборотных активах банковской системы Украины (69%), необходимо подчеркнуть важность эффективного управления кредитным риском для успешного управления ликвидностью.

С целью анализа влияния структуры ресурсной базы и активов коммерческих банков Украины на их ликвидность проанализированы

балансовые показатели ряда банков Донецкой области. Это дало возможность выделить основные факторы, которые влияют на ликвидность любого коммерческого банка со стороны его ресурсной базы: структура депозитов банка с точки зрения их срочности и субъектности; уровень концентрации портфеля депозитов банка; сезонные или циклические колебания уровня депозитов в портфеле банка; уровень чувствительности депозитов банка к изменению процентных ставок. Проведенное исследование обнаружило общую для банковской системы Украины тенденцию возрастания объема операций

привлечения банками средств. Для всех выделенных групп банков характерным является то, что наибольшую часть в структуре обязательств составляют обязательства по депозитам и остаткам на текущих счетах клиентов. В то же время необходимо отметить, что у большинства украинских коммерческих банков наблюдается избыточная ликвидность, в среднем в два раза превышающая минимально допустимую. Анализ структуры активов украинских коммерческих банков свидетельствует о том, что она не является оптимальной с точки зрения соотношения ликвидности и прибыльности, что обусловлено состоянием украинского финансового рынка.

Ни один банк не может быть уверен в том, что он обладает достаточными ликвидными средствами, пока не пройдет проверку рынком. Особое внимание должно быть уделено следующим сигналам рынка: доверию публики, премиям за риск по депозитным сертификатам или другим займам, продаже активов с убытком, удовлетворению заявок клиентов на кредиты. Этот метод оценки состояния ликвидности и потребности в ликвидных средствах приемлем как для внутреннего пользования банком, так и для оценки его надежности участниками банковского рынка.

Реализация предложенных

мероприятий позволит коммерческим банкам эффективно регулировать процесс динамики ликвидности, максимально прогнозировать риски, обусловленные негативными факторами, учитывать их влияние на уровень ликвидности, спрогнозировать и максимально точно оценить уровень достаточности ликвидности банка и не допустить нежелательного состояния функционирования банковского

учреждения.

Литература

1. Анашз банювсько! дiяльностi: Пщ-ручник / A.M. Герасимович, М.Д. Алек-сеенко, I.M. Парасiй-Вергуненко та ш. -К.: КНЕУ, 2006. - 600 с.

2. Любунь ОС., Любунь В.С., 1ванець 1.В. Нацiональний банк Украши: основнi функцп, грошово-кредитна полiтика, регулювання банювсько'1' дiяльностi: Навч. посiбник. - К.: Центр навч. лггератури, 2004. - 351 с.

3. Любунь О.С., Раевський К.Е. Банювський нагляд: Пщручник. - К.: Центр навч. лгтератури, 2005. - 416 с.

4. Романишин В.О., Уманщв Ю.М. Центральний банк i грошово-кредитна полiтика: Навч. поабник. - К.: Aтiка, 2005. - 480 с.

5. Aналiз дiяльностi комерцiйного банку: Навч. посiбник для студенев вищих навчальних закладiв / За ред. проф. Ф.Ф. Бутинця та проф. А.М. Герасимовича. - Житомир: 1111 "Рута", 2001. - 384 с.

6. Васильченко З.М. Комерцшш банки: реструктуризащя та реоргашзащя: Mонографiя. - К.:Кондор, 2004. - 528 с.

7. Примостка Л.О. Aналiз банювсько'1' дiяльностi: сучасш концепци, методи та моделi. - К.: КНЕУ, 2002. -316 с.

8. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / Грюнинг Хенни Ван, Соня Брайович Братанович. - М.: Весь мир, 2004. - 289 с.

9. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.

10. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов / Под ред. A.M. Тавасиева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 527 с.

11. Рид Э. и др. Коммерческие банки. - М.: Прогресс, 1983. - С. 139.

12. Харрис Л. Денежная теория. -М.: Прогресс, 1990. - С. 503.

13. 1нструкщя "Про порядок регулювання дiяльностi банюв в УкрашГ': Затв. постановою правлшня НБУ 28.08.2001 р. №368 // Законодавчi акти

з банювсько'1' дiяльностi. - 2001. - №9. -С. 14.

14. Закон Украши "Про Нащональний банк Укра'1'ни" вiд 20.05.1999 р. №679-XIV// Законодавчi i нормативнi

акти з банювсько'1' дiяльностi. - 1999. -№7. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.